Научная статья на тему 'Компетентностный подход при подготовке магистров на современном этапе'

Компетентностный подход при подготовке магистров на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТР / МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / MASTER / MAGISTRACY / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE-BASED APPROACH / THREE-LEVEL SYSTEM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Убоженко Елена Викторовна

В статье рассматривается процесс подготовки магистров в России и суть компетентностного подхода на современном этапе, а также повышение эффективности образовательного процесса и формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH WHEN TRAINING MASTERS ON MODERN THE STAGE

In article process of training of masters in Russia and an essence of competence-based approach at the present stage, and also increase of efficiency of educational process and formation of professional competences of future experts is considered.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при подготовке магистров на современном этапе»

УДК 378.048.2

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Елена Викторовна Убоженко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (313)472-36-87, e-mail: ewunsk@yandex.ru

В статье рассматривается процесс подготовки магистров в России и суть компетентно-стного подхода на современном этапе, а также повышение эффективности образовательного процесса и формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: магистр, магистратура, профессиональные компетенции, компе-тентностный подход, трехуровневая система подготовки кадров.

COMPETENCE-BASED APPROACH WHEN TRAINING MASTERS ON MODERN THE STAGE

Elena V. Ubozhenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof. of Department Management and Business, tel. (313)472-36-87, e-mail: ewunsk@yandex.ru

In article process of training of masters in Russia and an essence of competence-based approach at the present stage, and also increase of efficiency of educational process and formation of professional competences of future experts is considered.

Key words: master, magistracy, professional competences, competence-based approach, three-level system of training.

Развитие любой страны определяется потенциалом ее экономики. При этом важную роль играют крупные предприятия, имеющие потребность в квалифицированных кадрах, получивших качественное образование.

Необходимость повышения качества и обновления содержания высшего образования явилась одной из основных причин введения в России многоуровневого высшего образования вообще и управленческого в частности. При этом вузам предложено самим выбирать между существующими традиционными или новыми формами образования.

После вступления РФ в болонский процесс, высшее профессиональное образование в России имеет трехуровневую структуру, т.е. готовятся специалисты с присвоением квалификация «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр» (степени).

Для получения квалификации (степени) «бакалавр» в высшем учебном заведении, срок обучения составляет не менее чем четыре года. Программа рассчитана на получение высшего профессионального образования, а также начальных навыков научно-исследовательской деятельности и при этом - профес-

сиональной мобильности, умения быстро входить в разные виды трудовой деятельности. Конечная цель подготовки бакалавра - широкая компетенция в своей профессии.

Магистр от лат. ша§1Б1ег — начальник; наставник, учитель - вторая, средняя (между бакалавром и доктором наук) ученая степень в большинстве зарубежных стран в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая лицам, окончившим университет или колледж, имеющим степень бакалавра, после 1-2-годичного обучения и публичной защиты диплома или магистерской диссертации.

Подготовка магистров ориентирована на научно - исследовательскую и научно - педагогическую деятельность. Правом обучения по программе магистра обладают лица, имеющие диплом о высшем образовании. В целом магистерская образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня (непосредственно магистратура), которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие - образовательную и научно - исследовательскую. Срок обучения для очной формы обучения составляет 2 года. Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения).

Магистратура - это завершающая ступень высшего профессионального образования. Магистратура является альтернативой программе второго высшего образования. При этом можно сэкономить время: обучение в очной магистратуре рассчитано на 2 года, в заочной - 2,5 года, в то время как на получение второго высшего образования потребуется 3 года. Обучение в магистратуре дает первый опыт научной работы, помогает овладеть методами и навыками исследовательской деятельности. Магистр имеет возможность, получая высшее образование, попробовать себя в роли исследователя и затем осознанно принять решение о необходимости продолжения обучения в аспирантуре.

Магистратура и аспирантура являются как бы логическим завершением основной конструкции многоуровневого университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата.

Квалификации «бакалавр» и «специалист» являются более массовыми, чем «магистр». Для бакалавров и специалистов проработаны многие содержательные, организационные, методические и юридические вопросы. Нельзя сказать, что здесь все решено, но положение существенно проще, чем в отношении магистратуры.

Обучение в магистратуре строится по европейскому образцу на основе компетентностного подхода, который предполагает, что выпускник такой программы должны обладать определенным набор общекультурных и профессиональных компетенций. Перечень этих компетенций зависит от магистерской программы и содержит общепрофессиональные, организационно-управленческие, административно-технологические, консультационные и ин-

формационно-аналитические, проектные, научно-исследовательские составляющие.

Магистерская программа предполагает использование новейших технологий и методов обучения: интерактивные лекции, групповые проекты, индивидуальные и групповые презентации, научные семинары, значительная доля самостоятельной работы в учебном плане, широкий набор дисциплин по выбору.

Заканчивается изучение каждого курса итоговой дифференцированной (с оценкой) аттестацией, проводимой в различной форме. Тематика курсовых и магистерской работ также не только взаимосвязана между собой, но и определяет задание студенту во время прохождения практики. Одной из основных целей данного вида магистерской подготовки является формирование у студентов определенного аналитического мышления и навыков в области научно-исследовательской. Итогом обучения является защита магистерской диссертации и сдача государственного экзамена.

Магистратура является весьма динамичной, постоянно развивающейся структурой. Заслуживающими внимания формами проведения научных семинаров, на наш взгляд, являются следующие: обсуждение научных работ магистрантов по форме, максимально приближенной к процедуре обсуждения кандидатских диссертаций; обсуждение актуальных проблем управленческой науки и новинок научной литературы; обсуждение докладов с коллективной оценкой качества; приглашение специалистов из различных научно-исследовательских организаций, организаций общественного сектора, государственных и муниципальных учреждений, бюджетных организаций; участие магистрантов в научно-практических конференциях, «круглых столах» и т.п.

Реализация компетентностного подхода в подготовке магистров предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме; групповых дискуссий и круглых столов с участием специалистов-практиков; деловых и ролевых игр; разбора конкретных ситуаций из практики выбранной сферы деятельности; решения задач в области государственного и муниципального управления; вузовских и межвузовских конференций.

Инновационные формы проведения занятий сочетаются с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одним из условий у спешной реализации программы магистерской подготовки являются модели и профессиограмма будущих магистров.

В нее включены основные виды профессиональной деятельности магистра, а также совокупность знаний, умений, навыков, компетенций, профессиональных ролей и личных качеств, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Немаловажное значение имеют вопросы методики преподавания и обучения в магистратуре.

Магистерская подготовка не только предполагает, но и требует перехода к активным формам обучения, переноса акцентов на самостоятельную работу ма-

гистрантов, что, в свою очередь, связано с изменением деятельности профессорско-преподавательского состава, разработкой и внедрением новых методик.

Актуальным остается вопрос о финансировании магистерской подготовки. C одной стороны, целесообразно предусматривать многоканальную систему ее финансирования: госбюджет, возмещение затрат за обучение как физическими, так и юридическими лицами, спонсорская помощь и т.д. С другой стороны, необходимо специально продумать вопрос о формах бюджетного целевого финансирования студентов-магистрантов (стипендии, гранты), а также о возможности предоставления и получения специальных кредитов на оплату за обучение.

Иногда возникают формальные вопросы, связанные с трудоустройством людей, имеющих диплом магистра, так как в действующем квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих в разделе «требования к квалификации» до сих пор не предусмотрено наличие квалификации «магистр».

Многоуровневая система образования предполагает изменение принципов организации и управления учебным процессом. В частности, неизбежен вопрос, связанный с определением места и роли кафедр в реализации магистерских программ. Как правило, магистерские программы носят междисциплинарный характер, поэтому не существует понятия «выпускающей кафедры» и жесткого соответствия между конкретной кафедрой и программой. Кафедры на равных правах вносят посильный вклад в различные магистерские программы. В связи с этим возникает необходимость определения статуса руководителя магистерской программы, его функциональных прав и обязанностей.

Оценка качества магистерской программы определяется следующими критериями: содержание программы (актуальность, обеспеченность учебно-методическими материалами, материальная база, соответствие научно-исследовательскому направлению и разработкам кафедры); динамика движения контингента; востребованность выпускников.

Магистр, завершивший обучение, должен: владеть современной проблематикой данной отрасли знания; знать историю развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении; обладать наличием конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом; уметь практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связан- ной с магистерской программой (магистерской диссертацией); уметь работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п.

Магистр должен обладать рядом личностных качеств, необходимых ему в ходе освоения научно-исследовательской составляющей подготовки и формирования учебных действий, в будущей профессиональной исследовательской деятельности.

К значимым качествам магистра также можно отнести: системное мышление, конструктивное образное мышление, развитое воображение, пространст-

венное мышление, ассоциативное мышление и развитую интуицию, хорошую память; вариативность мышления, его незакомплексованность; «чувство нового».

Можно также добавить и другие качества, которые, например, выделяются в Положении о магистратуре МГУ его разработчиками - это общая культура, корректность, порядочность; умение анализировать, проводить экспертную оценку, объективность; коммуникабельность, внимание к окружающим; политическая и социальная эрудиция и культура; ответственность гражданская и служебная; профессиональная мобильность; способность к творчеству, открытость инновациям; взвешенность при принятии решений, проведении реформ.

Приведенные примеры свидетельствуют о широком диапазоне требований к личности магистранта. Так, если в первом перечне фигурируют качества, востребованные в информационном обществе, то во втором - личностные и профессиональные качества, востребованные в профессиональной деятельности, что свидетельствует о многомерности формируемых и необходимых качеств магистра. Очевидно, что формирование учебных действий магистрантов, их личностных качеств, организация научно-исследовательской составляющей магистерской подготовки требует педагогического сопровождения.

Перечисленные проблемы и вопросы, на наш взгляд, являются подтверждением того факта, что магистратура прошла первый нулевой цикл становления и перешла в следующую фазу развития, где постепенно и будет в рамках указанных направлений совершенствовать свою деятельность.

Предполагается, что ФГБОУ ВО «СГУГиТ» обеспечит в дальнейшем гарантию качества подготовки магистров, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей профессиональных сообществ; разработки моделей подготовки и профессиограммы магистров; мониторинга, периодического рецензирования образовательной программы; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе инновационных технологий; обеспечения компетентности преподавательского состава и повышения его квалификации; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях через научные журналы, СМИ и Интернет-портал института.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Захаревич В. И. Перерастая стандарты // Качество образования. Март, 2009. - № 3. -С.28-35

2.История магистратуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.IBS-M.ru/.../magistraturahistory/.

3. Положение о магистратуре высшей школы государственного администрирования МГУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.anspa.ru.

4. Положение о магистратуре Института бизнеса и делового администрирования при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gorod-moskva.ru.

5. Положение о магистратуре МГУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hgib.msu.ru/ magistracy.

6. Убоженко Е.В. Субъекты инноваций в инновационном образовании будущего // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Материалы международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых-49-Евсевьевские чтения; Мордовский государственный педагогический институт-Саранск, 2014. - 214с.

7. Цветков А.А., Чулюкова С.А., Свищева В.С. Магистратура как новая форма подготовки кадров в области государственного муниципального управления // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2; URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12926

© Е. В. Убоженко, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.