Е. А. Иванова, О. М. Пушкарь
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
МАГИСТРОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье предпринята попытка проанализировать этапы развития магистерской подготовки в России в целом и в отдельно взятом вузе в частности. Сформулированы основные приоритеты развития магистратуры в высшей школе, ключевые задачи и наиболее острые проблемы. Автором предлагается возможная модель взаимодействия вузов и бизнес-сообщества, предполагающая непрерывное участие работодателей в процессе подготовки магистров.
Ключевые слова
Профессиональное ориентирование магистрантов, магистерские программы, сотрудничество с работодателями.
E. A. Ivanova, O. M. Pushkar '
STRATEGIC PARTNERSHIP BETWEEN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
AND BUSINESS COMMUNITY ON THE VOCATIONAL GUIDANCE OF UNDERGRADUATES IN CONTEXT OF MULTI-LEVEL ECONOMIC EDUCATION
Annotation
Article analyses development stages of guiding students who are getting master's degree in Russia in general and in specifically taken higher education institution in particular. The main priorities of development of magistracy at higher school, key tasks and the most burning issues have been formulated. The author offers possible model of interaction of higher education institutions and business community, which assumes continuous participation of employers in the course of training undergraduates.
Keywords
Vocational guidance of undergraduates, master's degree programs, cooperation with employers.
2015 № 4 (52) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Магистратура в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) действует с 2006/07 учебного года. Если брать ситуацию в целом по России, то цифры свидетельствуют о том, что в этот период диплом магистров получили лишь 1 % выпускников от 1255 тысяч общего количества выпускников вузов.
В 2010 г. в России согласно обязательствам в рамках Болонского соглашения был осуществлен переход на двухуровневую систему высшего образования — бакалавриат/магистратура.
Наш университет не стал исключением: мы начали осуществлять набор студентов на программы подготовки бакалавров и магистров при сохранении нескольких направлений подготовки на базе специалитета. Динамика численности контингента магистрантов с этого периода по годам представлена на диаграмме рисунка 1, она носит неустойчивый характер. Видно, что пик приходится на 2015-й год. В 2015 г. по всей стране произошел массовый выпуск бакалавров, и это, конечно же, отразилось на приме и общей численности магистрантов.
Рисунок 1 — Динамика численности магистрантов
В свете новых задач, которые Ми-нобрнауки РФ поставило перед высшей школой вообще и перед магистратурой в частности, в 2014 г. в нашем университете был создан институт магистратуры, призванный выступить единым центром, координирующим подготовку магистров по различным направлениям, и стать передовой площадкой для апробации и внедрения новых способов ведения образовательного процесса. Были сформулированы основные приоритеты развития магистерской подготовки в вузе:
• мониторинг рынка образовательных программ, а именно — анализ конкурентных преимуществ участников
этого рынка и востребованности программ у потребителей образовательных услуг;
• сочетание традиций и новаций. Сюда можно отнести:
- создание межкафедральных образовательных программ;
- активное включение в сетевое образовательное пространство России;
- проведение гостевых лекций и мастер-классов известными специалистами-практиками и коллегами из зарубежных вузов;
- широкое использование дистанционных образовательных технологий;
- системная интеграция научных исследований и образовательного процесса: всестороннее совершенствование форм научно-исследовательской работы магистрантов, развитие их научно-практических компетенций, широкое участие во всех научных мероприятиях университета, подготовка магистерских диссертаций по заказам организаций с последующим внедрением результатов исследований в практическую деятельность;
• развитие системы академической мобильности преподавателей и студентов, а именно: заключение межуниверситетских договоров по академическим обменам, участие университета в различных международных ассоциациях;
• ориентация на индивидуальные потребности обучающихся: гибкий график обучения, широкая линейка дисциплин по выбору и факультативных дисциплин в учебном плане, акцент на изучение иностранного языка;
• создание магистерских программ совместно с работодателями, в частности, активное участие работодателя в проведении приемной кампании на «свою» программу, в процессе реализации программы и, самое главное, рассмотрение выпускников работодателями после окончания программы в качестве кадрового резерва и их трудоустройство.
Особенностями учебного процесса в магистратуре выступают:
- значительная доля практических занятий, самостоятельной работы, учебных и производственных практик в учебном плане;
- возможность формировать индивидуальную траекторию обучения при выборе факультативных и элективных дисциплин;
- вовлечение магистрантов в научно-исследовательские проекты университета;
- реализация программ сетевого взаимодействия с российскими вузами-партнерами;
- международное сотрудничество: возможность пройти стажировку, принять участие в программах обмена или программах двойного диплома с ведущими иностранными вузами.
Сотрудниками Института проведено анкетирование более 2000 выпускников-бакалавров. Результаты анкетирования показали, что в сфере высшего образования «магистерский сигнал» уже сформирован, поскольку примерно 60 % обучающихся планируют поступать в магистратуру. 85 % обучающихся хотели бы совмещать учебу с работой, поскольку практика показывает, что для большинства работодателей более важен опыт работы, чем уровень образования и специальность. При этом наиболее удачными оказываются не те, кто прилежно учится, а те, кто работает во время учебы, приобретая бесценный опыт и становясь востребованными специалистами.
Кроме того, нами проанализированы те проблемы, с которыми сталкиваются наши выпускники в процессе трудоустройства и ППС в процессе реализации программ магистерской подготовки. Это:
1. Относительное несоответствие требований ФГОС к выпускникам и запросов работодателей.
Наиболее распространенными универсальными требованиями работодателей к выпускникам учебных заведений и молодым специалистам являются: общий уровень развития и базовые знания, способность системно мыслить, навыки командной работы, умение и желание постоянно учиться, нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность, коммуникабельность, грамотная речь, исполнительность и готовность подстроиться под требования учреждения. Возникает вопрос: набор профессиональных компетенций, определенных ФГОСом, с точки зрения работодателей представляется всего лишь как наличие у соискателей некоторых базовых знаний?
Большинство общекультурных компетенций, которые определены ФГОС, также отсутствуют в числе требований, предъявляемых работодателями к выпускникам вузов. Можно ли сделать вывод, что личностные качества важнее для работодателя, чем профессиональные компетенции, на которые делает упор образовательная организация? Таким образом, встает задача определить приоритетные компетенции, востребованные работодателями, детализировать их и ввести как дополнительные в образовательные программы вузов.
2. Отсутствие у работодателей четкого понимания различий в уровнях подготовки бакалавров и магистров.
На первой ступени — в бакалавриате — человек приобретает общие знания, достаточные для начала профессиональной деятельности (действительно, в бакалавриат попадают 17-летние люди, только со школьной скамьи, профессиональные предпочтения которых еще не осознанны до конца). Поступая в маги-
стратуру, молодые люди уже более четко представляют себе, чем хотят заниматься, конкретнее формулируют свои предпочтения. Происходит углубление знаний и навыков, специализация. Однако на практике действительно трудно определить границы компетентности в профессиональной сфере деятельности бакалавра и магистра.
3. Отсутствие у магистрантов и ППС возможности дополнительно стажироваться на предприятиях.
Наши выпускники отмечают недостаток практических навыков, что мешает их более быстрой адаптации по месту трудоустройства. Данную проблему необходимо решать, система прохождения практик не должна носить формальный характер, необходимо также сформировать систему стажировок, часть ее возможна на возмездной основе. В связи с выделенными проблемами мы хотели бы предложить модель взаимодействия вуза и бизнес-сообщества по актуальным для нас направлениям.
Рисунок 2 — Непрерывное участие работодателей в учебном процессе
Таким образом, осуществление взаимодействия компании-работодателя с магистратурой возможно по следующим направлениям.
1. На уровне приемной кампании: - открытие совместных программ (возможно, именных), разработка и развитие образовательных программ, имеющих цель подготовки и переподготовки персонала для целей коммерческих организаций и бизнес-структур;
- участие работодателей в конкурсном приеме на «свою» программу.
2. На уровне проектирования образовательной программы:
- формирование дополнительных компетенций и включение их в образовательную программу наряду с предусмотренными ФГОС;
- участие при формировании перечня дисциплин вариативной части и факультативов в учебном плане;
- внесение предложений в тематику курсовых работ и магистерских диссертаций.
3. На уровне реализации магистерской программы:
- формирование реестров баз практик, стажировок;
- участие в учебном процессе: проведение гостевых лекций и мастер-классов;
- научно-исследовательское сотрудничество: формирование корпоративных кафедр на базе института магистратуры, совместное проведение научно-исследовательских семинаров, конференций, тематических круглых столов, создание бизнес-инкубаторов, венчурных компаний, научных лабораторий, трансдисциплинарных научных центров совместно с коммерческими организациями, где магистранты смогут ознакомиться с новыми умениями и практическими навыками ведения бизнеса.
4. На уровне участия в оценке результатов обучения:
- представительство работодателей в государственных экзаменационных комиссиях, рецензирование образовательных программ и выпускных квалификационных работ;
- участие представителей бизнес-сообщества в трудоустройстве выпускников;
- сотрудничество в рамках профессионально-общественной аккредитации.
Магистратура, являясь вторым уровнем высшего образования, выступает мощным учебным и научно-исследовательским кластером в рамках университетского комплекса. Развитие института магистратуры как многофункционального центра, обеспечивающего эффективную реализацию портфеля конкурентоспособных образовательных программ и интеллектуальных продуктов, нацелено, прежде всего, на взаимодействие с ведущими отечественными и зарубежными компаниями.
Одной из основных задач деятельности института магистратуры является
создание совместно с работодателями профессионально ориентированной базы для подготовки высококвалифицированных специалистов, управленцев и исследователей нового поколения, способных к различным видам инновационной деятельности, с углубленной фундаментальной и специальной подготовкой в рамках широкого спектра реализуемых в РГЭУ (РИНХ) магистерских программ.
Библиографический список
1. Ковалевский, В. А., Бочарова, Ю. Ю. Новая магистратура: ответ на вызовы профессиональной реальности // Сибирский вестник специального образования. — 2015. — № 2 (15). — С. 4-7.
2. Озерникова, Т. Т., Бутакова, Т. А. Качество образования — приоритет развития университета // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — № 2. — Т. 25. — С. 196-205.
3. Сологубов, Ю. П. Наставничество как инструмент повышения качества образования подготовки магистрантов в высшей школе // Информация и образование: границы коммуникаций. — 2015. — № 7 (15). — С. 42-43.
Bibliographic list
1. Kovalevskiy, V. A., Bocharova, Y. Yu. New master degree program: the answer to the challenges of the professional reality // Sibirskiy Vestnik of special education. — 2015. — № 2 (15). — P. 4-7.
2. Ozernikova, T. G., Butakova, T. A. Education quality as the university's development priority // Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy. — 2015. — № 2. — Vol. 25. — P. 196-205.
3. Sologubov, Yu. P. Mentoring as a means of improvement of educational quality for preparation magistrants in high-school // Information and Education: Borders of Communication. — 2015. — № 7 (15). — P. 42-43.