Т. В. Щербакова
КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД ПРИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Ключевые слова: компетентностный подход, лингвистическое образование.
Рассматриваются методологические подходы, для эффективного овладения иностранным языком будущих специалистов по связям с общественностью в условиях вуза. На основе анализа имеющихся подходов акцентируется, что компетентностный подход будет наиболее продуктивным при лингвистической подготовке будущих специалистов в области пиар технологий. Данный методологический подход будет способствовать формированию информационно-коммуникативной компетентности - базовой составляющей профессионализма специалистов этой сферы деятельности.
This article is devoted to the problem of the variety of methodological ways by studying English of the future PR-managers.The auther stresses that the most effective method is the compethens- method , because it develops information-communicational compethens of the specialiests in the field of public relations. The information-communicational compethens is the basic compethens for this professional actievity
Исследование эффективной иноязычной подготовки будущих специалистов по связям с общественностью в условиях вуза требует обоснования методологических подходов и выделения наиболее продуктивного из них. Методология выступает основополагающим философским понятием в методике, а исходной методологической категорией является «концепция». Современные энциклопедические словари дают следующие определения термину методология.
Методология (от «метод» и «логия») - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [5. С. 420]. «Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [5. С. 420]. Если обобщить эти определения, то можно дать следующее определение:
Методология - это учение об организации деятельности. Предметом методологии является организация деятельности. этом случае методологию можно рассматривать очень широко - как учение об организации любой человеческой деятельности: научной, практической, профессиональной деятельности, художественной, игровой, а так же индивидуальной, коллективной деятельности. Согласно классификации деятельности по целевой направленности: игра-учение-труд, можно выделить:
- методологию игровой деятельности;
- методологию учебной деятельности;
- методологию трудовой, профессиональной деятельности.
В свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на:
- практическую деятельность в сфере материального, так и в сфере духовного производства. В этом смысле практической, профессиональной деятельностью занято большинство людей;
- специфические формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия.
В.В. Краевский выделил три уровня методологических знаний:
- философию с ее диалектическими методами;
- общенаучные методы познания (системный, культурологический, акмеологиче-ский и др.);
- педагогические методы (деятельностный, личностный, компетентностный и др.) [4].
Мы в своем исследовании изучаем профессиональную подготовку студентов отделения « Связи с общественностью». Это методология педагогики и специальных наук, изучаемых в вузе.
Методология педагогики исходит из всеобщей методологии науки и изучений тенденций общественного развития.
Это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах исследования, а также о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Мы поставили перед собой задачу выделить наиболее продуктивный педагогический подход для эффективного формирования информационно- коммуникативной компетентности средствами иностранного языка в процессе вузовской подготовки будущих специалистов по связям с общественностью. Необходимо отметить, что информационнокоммуникативная компетентность является базовой составляющей профессионализма будущих пиар менеджеров.
Прежде рассмотрим, что означает термин «концепция», так как эта дефиниция является методологической категорией.
В словаре термин «концепция» представлен следующим образом:
«Концепция» (лат. сопсерйо): 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-то произведения, научного труда и т.д.» [5, С. 204]. Эта трактовка означает, что материал концепции должен быть представлен в виде педагогической системы, в основу которой положена ясно сформулированная руководящая идея, которая призвана выполнять систематизирующую функцию по отношению к проектированию содержания, методов и форм организации обучения в учебном заведении конкретного типа.
Рассмотрим современные концептуальные педагогические подходы к профессионально-направленному иноязычному обучению студентов.
Одним из наиболее эффективных подходов к изучению иностранного языка некоторые исследователи относят субъектно-деятельностный подход. (Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Данный подход неразрывно связан с теорией деятельности человека.
Теория деятельности, основанная А.Н. Леонтьевым, достаточно широко применяется в системе общего образования. Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активный субъект учебно-познавательной деятельности. Деятельностная теория обучения получила широкое развитие в педагогической психологии в различных формах, таких, как, «Теория развивающего обучения», «Личностно-деятельностное обучение», «Мыследеятельностный подход», «Личностно-ориентированное образование» и т.д. Теория деятельности достаточно успешно применяется и в социальной педагогике.
В процессе лингвистической подготовки будущих специалистов по связям с общественностью на основе субъектно-деятельностного подхода вся система обучения ориентирована на личность студента и строится таким образом, что его деятельность, опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности учитываются при организации общения (речевой деятельности).
Содержание лингвистической подготовки основывается не на изучении готовых текстов, а в процессе обсуждения актуальных жизненных проблем. При этом студенты рассказывают о своих делах и поступках, текущих событиях, учатся выражать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать свое собственное мнение. Путь к обретению личностного смысла деятельности студента лежит и через учет его разнообразных интересов. Вся работа над изучением языка спроецирована на развитие мышления, культуру умственного труда, активность и познавательную самостоятельность, творческие способности. Выполняемые им задания вносят заметный вклад в культуру умственного труда, в развитие его творческого мышления. Субъектно-деятельностный подход при изучении английского языка позволяет четко выделить в качестве приоритетов не систему языка и процесс передачи учащимся содержания образования, а интересы и потребности студентов как субъектов учебного процесса.
Большую значимость в современной методике и педагогике приобретают такие аспекты, как: социокультурные факторы обучения; мотивация и родной язык; развитие личности студента в процессе его конфронтации с чужой культурой.
Таким образом, лингводидактика, а вместе с ней методика и педагогика, принимая концепт языковой личности, выдвигают идею переориентации системы обучения иностранному языку на личность студента как субъекта этой системы. Данный подход не имеет широкого массового применения, в связи с тем, что - еще нет единого мнения, что такое личность. На этот счет существуют различные точки зрения.
Ряд исследователей считают, что проблемный подход в системе иноязычного образования является более эффективным.
Проблемный подход в лингвистической подготовке является типом развивающего обучения, в котором сочетается систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Основными задачами педагогической деятельности при проблемном подходе является:
- формирование системы научных понятий;
- формирование внутренней мотивации учения способом постановки проблемы;
- развитие познавательных и творческих способностей студентов;
- формирование целостного естественнонаучного мировоззрения.
Данная система обучения ориентирована на самостоятельное умозаключение, что позволяет устанавливать логические связи и зависимости. Мощное средство активизации мыслительной деятельности студента - создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами. Процесс мышления в этом случае можно рассматривать как разрешение проблемной ситуации.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует
поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинноследственные связи.
Устанавливая связь между понятиями, студенты устанавливают всеобщую картину окружающего мира. Но быстро прогрессирующее в своем развитии общество требует в первую очередь специалиста (личность) по связям с общественностью не только с прочными знаниями иностранного языка, а, прежде всего, с практическим владением языка и применением информационных технологий.
Обществу требуется творческая, мобильная личность, способная в нестандартных ситуациях принимать эффективные решения. Следовательно, такой подход в условиях жесткой конкуренции на рынке труда не даст высоких практических результатов. В новых условиях требуется другая, более практико-ориентированная педагогическая система.
Практико- ориетированное образование в России связано с 57-я сессией Генеральной Ассамблеи ООН. В рамках этой сессии было объявлено десятилетие (2005-2014 гг.) декадой Образования для устойчивого развития. Ведущей организацией Декады является ЮНЕСКО. Образование для устойчивого развития - это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств - знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено создание механизма устойчивого развития. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности (В.А. Болотов, В.П. Борисенков, В.В. Сериков).
Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении фундаментальной науки, развитии прикладных наук, необходимых для устойчивого развития российского общества. В основе прак-тико-ориентированного образования лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки. В системе высшего образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию.
Одни авторы (Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе.
Другие авторы: (П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др. связывают становление практикоориентированного образования с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин. Мы считаем, что наиболее эффективным подходом при профессиональном иноязычном образовании будущих специалистов по связям с общественностью является компетентностный (контекстный) подход. Данный методологический подход позволяет формировать информацион-
но- коммуникативную компетентность будущих специалистов пиар менеджмента и обеспечивать тем самым профессиональное становление в этой сфере деятельности.
Мы исходим из того, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.
Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода [6].
Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества [3]. Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т. е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой.
Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения , т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Важное место в реализации компетентностного подхода принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования. К ним относятся: когнитивно- ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;
- деятельностно- ориентированные технологии текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование технологических процессов и др.;
- личностно- ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, психодиагностика и др.
При этом следует подчеркнуть, что компетентностный подход является важным условием обеспечения непрерывного образования.
Компетентностный подход, по нашему мнению, способен к формированию таких умений, как адаптация к новым ситуациям, принятие решений в проблемных ситуациях, работа в команде, ответственное отношение, воля и мн. др. Такой подход при иноязычном образовании будущих специалистов по связям с общественностью требует переосмысления всех методов, средств, форм и ценностей обучения.
Новая модель обучения требует огромных затрат - интеллектуальных, материальных, психологических [1].
С позиции контекстного подхода процесс усвоения иностранного языка будет иметь профессиональную направленность. Профессионально направленное лингвистическое образование будущих специалистов по связям с общественностью предполагает усвоение материала на основе профессионально направленных аутентичных текстов, с помощью вовлечения студентов в деятельность через ролевые и деловые игры, информационные проекты, деловые тренинги. Именно эти формы позволяют проявлять активность студентов и инициативность, что требуют от него жесткие рамки конкуренции на рынке труда.
Такие формы способствуют снятию трудностей при работе с аутентичными материалами. В обучении студент выступает не как одиночка, а в совместной деятельности будущих специалистов.
Совместная деятельность в процессе изучения иностранного языка заключается в групповой и парной работе. Групповая работа подразумевает отработку новой и изученной лексики, обсуждение различных проблемных ситуаций, диспут. Парная работа предполагает диалогическое общение разного типа: аргументированный диалог, диалог- расспрос и др.
Компетентностный подход способствует развитию дискурсивной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью.
Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь», в совокупности с экстралингвистиче-скими, психологическими др. факторами для достижения поставленной цели общения [2]. Данный вид языковой компетенции является наиболее важным в лингвистической подготовке будущих специалистов по связям с общественностью, так как отражает главную задачу профессиональной деятельности - достичь той или иной цели в общении с иностранными партнерами.
Итак, на смену традиционному подходу в виде формирования знаний, умений, навыков и контроля уровня их усвоения приходят новые педагогические подходы, которые развивают принципиально новые компетентности выпускников вуза.
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс будущих специалистов по связям с общественностью позволит повысить качество и мотивацию к изучению английского языка, а так же будет способствовать становлению высокопрофессиональной личности этой сферы деятельности.
Литература
1. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход в профессиональном образовании специалиста / А. А. Вербицкий// Высшее образование в России 2006. - №11. - С. 42.
2. Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методике формирования дискурсивной компетенции / Н.В. Елухина// Иностранные языки в школе. -2002. - №3. - С. 9-13.
3. Зеер, Э.Ф. Индентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер// Высшее образование в России. - 2007. - №11. - С. 39.
4. Краевский, В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики / В.В. Краевский // Советская педагогика. - 1989. - №7. - С. 33.
5. Новейший философский словарь / Сост.А.А. Грицунов. - Минск: изд. В.К. Скакун, 1998. - 896с.
6. Ялалов, Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию» / Ф.Г. Ялалов // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. - 15 января.
http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.
© Т. В. Щербакова - препод. английского языка Кузнецкого ин-тута информационных и управленческих технологий (филиал Пензенского государственного университета).