Научная статья на тему 'Компетентностный подход – новая парадигма современного воспитания'

Компетентностный подход – новая парадигма современного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / ВНЕАУДИТОРНАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / KEY COMPETENCES / EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF A TRAINING MATERIAL / THE OUT-OF-CLASS UPBRINGING ENVIRONMENT / EDUCATIONAL CONCEPT / EDUCATIONAL SYSTEM / CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF AN EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Лобут Александр Арсентьевич

В статье говорится об условиях, новых подходах к системе воспитания студентов на компетентностной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based Approach – a New Paradigm in Modern Education

The article tells about the conditions, new approaches to an educational system of students on a competence-based ground.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход – новая парадигма современного воспитания»

УДК 37.013 + 37.091.212 ББК Ч448.00

ГСНТИ 14.01.11

Код ВАК 13.00.01

Попова Нина Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики и методики обучения экономическим дисциплинам, экономический факультет, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: nepopova@uspu.ru.

Лобут Александр Арсентьевич,

кандидат экономических наук, профессор, декан экономического факультета, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620151, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9a; e-mail: lobut@uspu.ru.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - НОВАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ключевые компетенции; воспитание студентов средствами учебного материала; внеаудиторная воспитывающая среда; концепция воспитания; система воспитания; условия реализации системы воспитания.

АННОТАЦИЯ. В статье говорится об условиях, новых подходах к системе воспитания студентов на компетентностной основе.

Popova Nina Evgenievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Economics and Methods of Teaching Eco-nomics, Faculty of Economics, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

Lobut Aleksandr Arsenievich,

Candidate of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Economics, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

COMPETENCE-BASED APPROACH - A NEW PARADIGM IN MODERN EDUCATION

KEY WORDS: key competences; education of students by means of a training material; the out-of-class upbringing environment; educational concept; educational system; conditions of implementation of an educational system.

ABSTRACT. The article tells about the conditions, new approaches to an educational system of students on a competence-based ground.

И

зменения в жизни России, произошедшие в конце XX в., привели к появлению ряда проблем, затронувших молодежь в целом и студенчество в частности. К числу таких проблем относятся кризис системы образования и воспитания, разрушение традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности, утрата привычных целей образовательного процесса, уничтожение нравственных ориентиров у молодежи. В результате значительно усложнился процесс адаптации молодежи в современных условиях, необходим поиск оптимальных форм самореализации личности и эффективных форм воспитания молодежи.

На основании обозначенных противоречий в начале XXI в. приоритетным направлением государственной политики вновь становится обучение и воспитание молодежи. К стратегическим целям образования, согласно Национальной доктрине образования на период до 2025 г., принятой Правительством РФ, относятся «создание основы для устойчивого социально-экономического развития России, укрепление демократического правового государства» (4). В связи с этим одна из задач образовательных учреждений - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества,

© Попова Н. Е., Лобут А. А., 2013

уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Особую роль государство отводит воспитанию студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демократических групп современной молодежи. Именно эта часть молодежи оказывает существенное влияние на общественные процессы в обществе, а после окончания учебного заведения становится определяющей силой в демократических и экономических процессах обновления России, ее духовной атмосферы, социально-психологического

климата.

В соответствии с идеями воспитания молодежи, которые обозначены государством, преподаватели экономического факультета Уральского государственного педагогического университета (далее УрГПУ) ведут целенаправленную работу со студентами.

С момента создания экономического факультета в 1993 г. воспитание стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Бесспорно, что большую роль в воспитательном процессе продолжает играть учебный материал, и главным является не объем и содержание учебного материала, а качество его преподавания.

Во время студенчества человек посещает лекции и семинарские занятия, проходит научно-исследовательскую и педагогическую практики. Всё это воспитывает умение взаимодействовать с окружающей средой, с преподавателями, однокурсниками и школьниками в ходе педагогической деятельности. В процессе обучения воспитывает всё: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из теории и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, в первую очередь ученых-экономистов, исторических деятелей), и организация, и методика, и технология обучения, и личность преподавателя.

Преподаватели УрГПУ, работающие на экономическом факультете, стремятся развивать у студентов ценностное отношение к науке и ее творцам, к культуре и интеллигентности, к возможностям и ценностям образования, формируют потребности и навыки самообразования и самовоспитания. Воспитательная функция естественно вытекает из обучающей функции изучаемых дисциплин, форм и методов обучения, но вместе с тем воспитание осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя со студентами. Общение преподавателей со студентами не малозначительный компонент образования, а осознанное действо, которое формирует у студента взгляды, убеждения, отношения, систему нравственных понятий, норм и требований, так как воспитание в период обучения в вузе - важный этап социализации личности, ее осознанного саморазвития и самовоспитания.

Мониторинговыми исследованиями на факультете установлено, что учебный материал воспитывает всегда, но не автоматически. Реализация воспитывающей функции потребовала при организации учебного предмета исходить из правильно понятых задач воспитания на всех этапах обучения. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции при обучении сту-дентов-первокурсников уже много лет является их адаптация к студенческой среде, формирование у них положительных мотивов учебной деятельности, связанных с успешностью, целеустремленностью, преодолением личных недостатков.

После проведения анализа социальной обстановки на факультете были выявлены негативные обстоятельства, не дающие должным образом осуществлять воспитательную работу, а именно:

- утрата основных целей воспитательной политики, ценностей, актуальных ранее, и отсутствие их замены;

- неблагополучная обстановка в обществе, которая формирует негативное сознание у части студентов;

- плохие социально-экономические условия, особенности быта, связанные с острой проблемой социального неравенства;

- искаженное нравственное сознание у части студентов, что связано с влиянием СМИ, негативным окружением и т. д.

Решение обозначенных воспитательных проблем потребовало нового подхода к формированию и развитию личности студента.

Уже более десяти лет взаимодействие студентов и преподавателей экономического факультета строится на концепции проблемного обучения, ориентированного на развитие творческих способностей, логического мышления, умения решать противоречия. Кроме того, практически воплощаются концепции развивающего, лич-ностно ориентированного обучения, индивидуализации обучения. Эти и другие концепции воспитания позволяют формировать выпускника экономического факультета, готового адаптироваться к социальноэкономическим условиям современности, что выражается в нижеследующих характеристиках.

Во-первых, студенты знают комплекс способностей, включающий умение формулировать четкую задачу, анализировать проблему, видеть результат анализа, развивать в себе качества успешного человека. Это дает им возможность адекватно оценивать себя, уверенность в собственных силах, способность учить и учиться, самокритичность, любопытство, настойчивость.

Во-вторых, студенты умеют согласовывать интересы и способности в ходе выполнения коллективной работы.

В-третьих, студенты владеют навыками целеполагания для решения любой задачи, а также умениями практической реализации собственных планов работ.

Все перечисленное дает основание утверждать, что на экономическом факультете УрГПУ уже давно сложились предпосылки компетентностного подхода к обучению и воспитанию. Его основу составляют ключевые компетенции, которые формируются несколькими дисциплинами. Структура ключевых компетенций отличается интегративной природой и представляет собой единство составляющих ее компонентов - мотивационного, когнитивного, ценностно-смыслового, поведенческого, - которые отражаются в содержании высшего профессионального образования.

С опорой на идеи Г. К. Селевко на материале учебного плана определены ключевые компетенции, включающие знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты, что помогает преподавателям

работать синхронно, добиваться средствами своего предмета качественного формирования компетенций.

Умение работать на компьютерах, пользоваться базами и банками данных, знать и понимать экологию, экономику и бизнес, владеть финансовыми знаниями, коммерческой смекалкой, навыками маркетинга и сбыта, правовыми знаниями и т. д. нельзя отнести ни к общему образованию, ни к собственно профессиональному. Для формирования этих «базисных квалификаций» (термин А. М. Новикова (3)) на экономическом факультете УрГПУ в рамках часов, отведенных на курсы по выбору, преподаются дисциплины «Экономика», «Право», «Маркетинг», «Мировая экономика», «Информационные технологии» и т. д. Кроме того, у студентов формируются санитарно-медицинские компетенции не только при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», но и в повседневной жизни, в том числе во время прохождения педагогической практики.

Особое внимание студентов заостряется на умении работать с детьми разных характеров, на принципах существования в условиях конкуренции, возможной безработицы. Формируется психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности и т. д.

Компетентностный подход потребовал внесения изменений в условия реализации процесса обучения и воспитания, корректировки всех его компонентов - целей, содержания, методов и форм обучения.

Для реализации компетентностного подхода на факультете потребовались принципиально новые условия:

- установлены предметные, общепредметные и ключевые компетенции;

- изменена деятельность преподавателей: из трансляторов знаний и способов деятельности они стали организаторами образовательного процесса, проектировщиками личностно ориентированной и индивидуальной траектории развития каждого студента;

- обновлены методы обучения так, чтобы способствовать выявлению и формированию образовательных компетенций в зависимости от личных предпочтений студентов. Например, подготовлены консультанты из числа студентов при опросе и комментировании ответов, внедрен метод «Угадай понятие по его характеристикам», ставятся проблемы через вопросы, используются графики, чертежи, рисунки в мультимедийных презентациях, применяются задания на формулирование собственной точки зрения, используется работа, направленная на синтез мыслей и творческий ответ на поставленный вопрос, слушаются

ответы и предлагаются варианты улучшения их содержания и т. д.;

- практикуются методы обучения и воспитания на компетентностной основе в режиме формулирования и решения практических проблемных ситуаций с использованием игровых форм и методов решения задач;

- реализуются разнообразные формы общения: конференции, лекции-дискуссии, лекции-консультации, лекции-провокации, одновременный опрос семи-десяти студентов, опрос в парах и в группах смешанного состава;

- применяются альтернативные оценочные процедуры: широко используется балльно-модульная система обучения, тематический зачет, оцениваются продукты самостоятельной творческой деятельности студентов. Диагностические методики включают набор компетенций, каждая из которых состоит из ряда учебных достижений студентов, поэтому набор компетенций у каждого студента становится индивидуализированным;

- создается образовательно-воспиты-вающая среда, стимулирующая формирование ключевых компетенций.

Установленные ключевые компетенции позволили включать в содержание изучаемых предметов реальные образовательные объекты. Это помогает студентам выстраивать личностную систему идеальных зна-ниевых конструктов и уберегает обучающихся от догматического восприятия информации, оторванной от реальности и не способной их заинтересовать.

Всё перечисленное дает возможность общеучебные умения, навыки и способы деятельности студентов объединить в группы соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

1) когнитивные качества - умение воспринимать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные качества - вдохновение, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;

3) организационно-деятельностные качества - способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; навык постановки цели и организации ее достижения; способность к творчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодейст-

вовать с другими людьми, объектами окружающего мира и информационными потоками - умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронную почту, Интернет) и др.;

5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки студента, - способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, в природе, государстве; национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т. п. (5).

Выделение данных групп качеств помогает преподавателям формировать конкретные качества у студентов и одновременно иметь целостное представление о степени сформированности физической, эмоциональной, интеллектуальной, ценностной, духовно-нравственной составляющей каждого студента, так как эти качества личности являются ключевыми для перечисленных выше групп характеристик.

Проектируемое на данной основе содержание образования обеспечивает объединение представлений разрозненных предметов, а также служит основой для целостного компетентностного образования и воспитания.

Работа по формированию образовательных компетентностей студентов также состоит в создании особой среды на факультете, представляющей собою многомерное психолого-педагогическое, социальное и физическое пространство, в котором формируются компетентности студента. Известно, что некоторые компетентности не могут быть сформированы только в стенах вуза, поэтому образовательная среда расширяется за счет внеаудиторной: учащиеся накапливают опыт в студенческих отрядах, на конкурсах, олимпиадах, в турпоходах, на слетах, спортивных соревнованиях и т. д.

В последние время к образовательной среде стали относить педагогические технологии (А. В. Хуторской (5)). На экономическом факультете УрГПУ широко реализуются технологии полного усвоения знаний, решения ситуативных задач, работы с первоисточниками, личностно ориентированного обучения и др. Обучающие технологии делают воспитательный процесс управляемым, так как он строится на основе компе-тентностного подхода и представляет собой целостную систему. Охарактеризуем ее основные черты.

Первый признак системы воспитания — модернизация содержания вос-

питания компетентной личности.

Основным результатом воспитания на факультете стало создание условий для саморазвития личности. В связи с этим активно внедряется аксиологический подход, который акцентирует внимание на субъектной ценностной позиции личности в образовательном и воспитательном процессе.

Второй признак системы воспитания — взаимосвязь элементов. На факультете реализуется учебно-методическое и научно-исследовательское, эколого-валео-логическое, гражданско-правовое и патриотическое, культурно-досуговое направления. Перечисленные элементы воспитания, входящие в целостную систему, взаимодействуют как внутри каждой из подсистем, так и на уровне всей системы. Эти взаимодействия проявляются в особых связях, которые имеют интегральный характер.

• Связи субординации. Субординация выражается в формальной структуре коллектива, в котором каждый преподаватель и студент выполняют свою роль, наделены определенными правами, обязанностями и полномочиями, что в комплексе помогает решать задачи формирования компетенций студентов.

• Связи управления. Реализуя процесс воспитания, администрация факультета осуществляет комплекс организационных действий, которые взаимосвязаны, последовательны и могут быть рассмотрены как результат процесса управления. Ведущая роль администрации - обеспечение перехода процесса воспитания на новый качественный уровень, для того чтобы он становился дифференцированным, а самостоятельная деятельность студентов приобретала черты самообразования и самовоспитания при формировании компетенций.

• Дисциплинарные и режимные связи. Содержание деятельности руководства факультета направлено на достижение целей процесса воспитания, поэтому учитываются основные способы реализации поставленных целей: наличие единых требований к студентам; осуществление педагогического анализа и контроля работы на системной основе; целенаправленная организация деятельности студентов; включение их в воспитательную деятельность; дифференцированный подход к работе со студентами.

Руководство факультета заботится о том, чтобы студенты выполняли единые педагогические требования: соблюдали режим работы факультета и традиционные формы административной и методической работы, ведения факультетской документации, не нарушали права и обязанности. Функции тех или иных членов коллектива,

права и обязанности ответственных лиц отражены в специальных документах.

• Связи преемственности. Данные связи реализуются через преемственность профессорско-преподавательского состава. В связи с этим на экономическом факультете работают постоянные преподаватели. Кроме того, осуществляется преемственность между темами лекций, семинаров и практикумов, в ходе методической работы, между отдельными предметами в ходе их преподавания.

• Инициативные связи. Студент может получать знания разными способами: через усвоение «готового материала», через «открытия», «исследования», через использование рецептивных и репродуктивных, продуктивных и творческих видов учебной деятельности. Все перечисленные связи постоянно развиваются и корректируются, поощряется самостоятельная творческая деятельность студентов, направленная на формирование компетенций.

Третий признак системы воспитания - система нацелена на выполнение определеннъх функций. Основными функциями, характерными для воспитательной системы экономического факультета, являются прогностическая, информационная, консультативная, методическая, коммуникативная, организационная, планирования, коррекции и др. Именно в их реализации проявляется активность и жизнедеятельность всей системы воспитания факультета.

Четвертый признак системы воспитания — иерархичность. Иерархия как принцип структурной организации сложных многоуровневых систем предполагает, что воспитание студентов осуществляется не прямо от одного центра, а через ряд промежуточных ступеней соподчиненных структур.

При организации воспитательной работы факультет руководствуется федеральными и локальными нормативными актами, положениями УрГПУ о воспитательной работе (положение о заместителе декана факультета по воспитательной работе; положение о кураторах академических групп; положение о конкурсе на лучшего заместителя декана, куратора; базы данных о студентах (социальный паспорт); функциональные обязанности старосты академической группы; положения о конкурсах, проводимых на факультете и в УрГПУ и т. д.).

Иерархическая система руководства деятельностью студентов доказала свою эффективность, так как каждый уровень иерархической системы специализируется на выполнении определенного круга функций.

Пятый признак системы воспитания - наличие целеустремленности в ее функционировании.

Мониторинговыми исследованиями установлено, что студенты вступают в деятельность по-разному, поэтому явно наметились четыре уровня целеустремленности воспитательной системы факультета.

• Первый уровень. Отдельные личности разрозненно вступают в систему воспитания факультета. Например, Е. Нохрин, студент факультета, ежегодно организует персональную выставку картин. С его живописью знакомится уже не одно поколение студентов факультета и вуза. Его увлеченность передается другим студентам, которые с заинтересованностью следят за новинками в области искусства, приобретая общекультурные компетенции.

• Второй уровень. Отдельные студенты факультета по собственной инициативе объединяют усилия в решении проблем воспитания других студентов. Так, по инициативе отдельных студентов проводится работа по поддержанию традиций факультета: собираются материалы для создания летописи и альбома истории факультета; проводятся традиционные праздничные мероприятия (день первокурсника, КВН, Новый год, спортивный праздник «8/23», последний звонок).

• Третий уровень. Руководство факультета определяет направление работы всего коллектива, разрабатывает единую систему целей воспитания студентов. Результат работы складывается из деятельности широкого круга людей. Например, в рамках адаптации первокурсников проводятся индивидуальные психологические консультации, организуются встречи первокурсников со студенческим советом факультета; студентов знакомят с их правами и обязанностями, правилами внутреннего распорядка; устраиваются выездные сборы.

• Четвертый (высший) уровень. Достигается целостность взаимодействия руководства факультета и педагогического коллектива, обеспечивается управление ее функционированием и развитием.

На факультете с 2004 г. активно развивается студенческое самоуправление. Его осуществляют студенческий совет, студенческий актив, представители профсоюзной организации студентов, представители студенческого отряда, председатель жилищнобытовой комиссии, студенческое научное общество.

На протяжении 15 лет успешно функционирует и развивается студенческий отряд «ЮНЭКО», который оказывает помощь в организации и проведении мероприятий факультета.

Таким образом, система воспитания находится в постоянном совершенствовании, развитии и характеризуется целеустремленностью.

Шестой признак системы воспитания - взаимодействие с внешней средой. Внешняя среда находится в постоянном изменении, оказывает на систему воспитания факультета и положительные, и отрицательные воздействия.

Так, в реализации направлений воспитательной работы существенную поддержку факультету оказывают внешние организации: студенческое научное общество, редакция газеты «Народный учитель», музей «Шурави», студенческий клуб УрГПУ, библиотека УрГПУ. Между факультетом и Государственным театром музыкальной комедии заключен договор о бессрочном сотрудничестве.

Факультет оказывает материальную поддержку студентам за участие во вне-учебной деятельности.

Проанализированные выше признаки целостной социально-педагогической системы воспитания на экономическом факультете позволяют утверждать, что совместная деятельность руководства факультета, профессорско-преподавательского состава и студенческого коллектива является эффективной по следующим причинам:

- ее цели совпадают с целями студентов;

- она достаточно полно удовлетворяет потребности и желания студентов;

- социально-педагогические процессы объединены в целое на основе единства целей, содержания, форм и методов по формированию компетенций.

Сегодня особенно важно организовывать системное воспитание, так как ключевые компетенции можно сформировать только на основе целенаправленного воспитания, результаты которого являются частью жизнедеятельности личности и в то же время важны для общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гериш Т. В., Самойленко П. И. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования / / Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 2.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / / Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М., 2008.

4. Постановление Правительства РФ № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». 2000. URL: http://base.consultant.ra/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. 2002. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2002/0423.htm.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. С. Белкин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.