Научная статья на тему 'Компетентностный подход как фактор модернизации общего образования'

Компетентностный подход как фактор модернизации общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE / CORE COMPETENCIES / GENERAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Т.А.

Статья посвящена одной из актуальных проблем реализация компетентностного подхода в системе общего образования. В ней рассматриваются предпосылки внедрения компетентностного подхода и определены его ключевые моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH AS FACTOR OF MODERNIZATION OF THE GENERAL EDUCATION

Article is devoted to one of urgent problems implementation of competence-based approach in system of the general education. In it prerequisites of implementation of competence-based approach are considered and its key moments are determined.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как фактор модернизации общего образования»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: РАН, 1993..

2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. - С 78-82

3. Приказ от 24.03.2015, № 163 г. Ростов-на-Дону «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области»

4. Сергоманов П.А., Васильева Н.П. К вопросу о содержании и переживании конфликтов развития в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. 2004. № 3.

5. Электронная библиотека. К.Долджин. Психология подросткового и юношеского возраста. http://iknigi.net/

Т.А. Симонова

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем - реализация компетентност-ного подхода в системе общего образования. В ней рассматриваются предпосылки внедрения компетентностного подхода и определены его ключевые моменты.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, ключевые компетенции, общее образование, образовательный процесс.

T.A. Simonova

COMPETENCE-BASED APPROACH AS FACTOR OF MODERNIZATION OF THE GENERAL EDUCATION

Abstract. Article is devoted to one of urgent problems - implementation of competence-based approach in system of the general education. In it prerequisites of implementation of competence-based approach are considered and its key moments are determined.

Key words: competence-based approach, competence, competence, core competencies, general education, educational process.

Повышение качества результатов образования на всех уровнях должно основываться на обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики. В.В. Путин отмечает, что «качественное, современное образование - это залог стабильного развития нашей страны, основа для самореализации каждого человека, расширения социальных и экономических возможностей всех граждан, стратегический ресурс России, который мы должны развивать и в полной мере использовать» [9]. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о качественном образовании на разных уровнях.

В обществе и экономике постоянно происходят перемены, этим обусловлена и необходимость перемен в образовании. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, активная работа рыночных механизмов, появление новых и интеграция существующих профессий, рост социальной и профессиональной мобильности, неограниченный доступ к информации - все эти факторы определяют изменения в формировании качеств личности. От человека требуются такие умения, как ориентирование в информационных потоках, освоение новых технологий, самообучение, поиск и использование недостающих знаний. Также современный человек должен обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность. Молодые люди, заканчивающие школу, должны быть готовы и способны совершать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Иными словами, речь идет не о запоминании энциклопедического комплекта знаний из разных областей, а об овладение базовыми умениями коммуникации, анализа, осмысления, принятия решений.

Однако полностью решить эти задачи и обеспечить высокое качество образовательных услуг пока не удалось. Анализ результатов международных исследований PISA показывает отставание российских школьников от сверстников из других стран по центральным для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе способностям применять полученные знания на практике. Это следствие недостаточного внедрения образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе (проектные, исследовательские методы). Другое направление, требующее изменений в образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике [5].

Компетентностный подход сегодня рассматривается как выход из проблемной ситуации, создавшийся из-за противоречия между необходимостью создавать условия для качественного

образования и невозможностью решить эту задачу традиционными способами. Реализация компе-тентностного подхода является одним из ответов на вопрос, какой результат образования нужен личности и востребован в современном обществе.

Компетентность выступает как новая единица измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматриваются не заученные знания, умения, навыки, а способность найти выход из различных проблемных ситуаций.

Современная школа не остается в стороне от инновационных процессов в образовании, происходящих сегодня в России. Информатизация, личностно-ориентированный подход, интерактивные технологии и конечно компетентностный подход проникают и в деятельность школ.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в которой впервые официально в нашей стране подняли вопрос формировании компетенций учащихся, отмечалось, что базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой ориентирует результаты образования не только на освоение обучающимся конкретного комплекса знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.

В документе главный акцент делался на то, что современная школа должна формировать ключевые компетенции учеников (универсальные знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и ответственность личности), которые определяют качество современного образования [5].

Компетентностный подход - это комплекс общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, осуществления образовательного процесса и оценки образовательных результатов [6]. Педагог должен четко понимать, какие ключевые и специальные качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Иными словами, педагог должен дать детям те знания, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Обучающиеся на разных возрастных этапах по разным предметным областям получают комплекс способов деятельности, который формирует обобщенные способы деятельности. Эти обобщенные способы - компетентности, могут применяться в любой сфере деятельности.

Некоторые ученые полагают, что основателем компетентностного подхода был Аристотель. Он занимался изучением возможностей человека, обозначаемого греческим словом «atere» -«сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» [3].

Базовыми понятиями компетентностного подхода считаются термины «компетенция» и «компетентность». Эти категории в научной литературе либо используются как синонимы, либо дифференцируются. Это создает проблемы для понимания самого термина «компетентностный подход». Рассмотрим подробнее сходства и различия этих двух понятий.

В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова слово «компетентность» рассматривается как «осведомленность, авторитетность», а «компетенция» - «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)» [10].

В российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор трактуется неоднозначно. Понятие «компетентность» употребляет для описания конечного результата обучения; понятие компетенция обозначает «знаю, как» в отличие от ранее принятого идеала в педагогике «знаю, что» [7]. И.А. Зимняя считает, что компетентностный подход основан на понятии «компетентность», т.е. личностные качества [1]. Н.И. Алмазова трактует компетенции как знания и умения в определенной области человеческой деятельности, а компетентность - это качественное применение компетенций [1]. Н.Н. Нечаев дает другое определение компетентности: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [8]. Н.Ф.Талызина, В.Д. Шадри-ков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно описывают понятие «компетентность», так как, по их мнению, «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом [12]

Многие педагоги при рассмотрении понятий компетентность и компетенция придерживаются точки зрения А.В. Хуторского: «Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [11].

Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение любой деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою ком-

петентность. В процессе выполнения разнообразных видов деятельности, направленных на решение теоретических и практических задач, происходит реализация компетенций, поэтому в их структуру, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также моти-вационная и эмоционально-волевая сферы. Существенным элементом компетенций при этом является опыт - объединение в единое целое усвоенных человеком единичных действий, способов и приемов решения проблем. Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к результативной, самостоятельной деятельности в определенных ситуациях в рамках конкретных полномочий.

Структура компетенции включает в себя:

1) умение (вид деятельности, функция) как основа компетенции;

2) базовые знания, обеспечивающие усвоение умения;

3) отношение к применению умения в различных видах деятельности, в том числе профессиональной.

Производным от термина «компетенция» является понятие «ключевые компетенции». Исследователи рассматривают базовые, универсальные, а также компетенции широкого спектра использования. Ключевые компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций, продуктивность различных видов деятельности.

Формирование ключевых компетенций - одна из главных задач, стоящих перед общеобразовательной школой. Ключевые компетенции - это система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности обучающихся. Это готовность учеников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении проблем. Они должны быть способны действовать не только в учебной, но и в других сферах жизнедеятельности (семья, трудовая деятельность, взаимоотношения с окружающими и т.д.).

Мнения ученых-педагогов разнятся и при отборе и формулировке ключевых компетентно-

стей.

И.А. Зимняя понимает под «ключевыми» такие компетенции, которые обеспечивают нормальное существование человека в социуме, и показывает ключевые компетенции как новую парадигму результата образования, как результативно-целевую базу компетентностного подхода [2]. Ключевые компетенции по И.А. Зимней разделяются на три основных класса:

субъектно-личностные компетенции, которые включают в себя качества, определяющие человека как личность и субъект общения и деятельности (к ним относят компетенции в сфере здоровья и физического состояния, ценностно-смысловых ориентаций, гражданственности, социальной интеграции, личностной и деятельностной рефлексии);

организационно - деятельностные компетенции, определяющие социальное взаимодействие человека и социальной среды и включающие качества, характеризующие человека как субъекта деятельности и самоорганизации (это компетенции в области учения и познания, деятельности, информации);

социально-коммуникативные компетенции - касаются деятельности человека и включают качества, характеризующие отношения человека и социума (компетенции общения, коммуникации и социального взаимодействия).

А.В. Хуторской выделяет группы ключевых компетенций на основе главных целей общеобразовательного процесса и основных видов деятельности учащихся.

• Ценностно-смысловые компетенции. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами учащегося, его взаимоотношением с окружающим миром, способностью в нем ориентироваться, умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, умением принимать решения.

• К общекультурным компетенциям относится опыт освоения учеником картины мира (культурологические и духовно-нравственные основы жизни человека и человечества в целом).

• Учебно-познавательные компетенции - это комплекс компетенций учащегося в области самостоятельной познавательной деятельности (целеполагание, планирование, анализ, самооценка).

• Информационные компетенции включают в себя навыки деятельности в области информации как в учебной деятельности, так и в окружающем мире. Это и владение современными средствами информации и информационными технологиями, и работа с информацией (поиск и анализ нужной информации, ее преобразование, сохранение и передача).

• Коммуникативные компетенции предполагают умение ученика представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Сюда также входит знание языков и способов взаимодействия с окружающими людьми.

• К социально-трудовым компетенциям относятся выполнение роли гражданина, потребителя, наблюдателя, клиента, члена семьи и т.д.; умение действовать в соответствии с личными и общественными выгодами; владение этикой гражданских и трудовых взаимоотношений.

• Компетенции личностного самосовершенствования устремлены на овладение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Сюда можно отнести правила личной гигиены, половую грамотность, способы безопасной жизнедеятельности и т.д. [11]

В настоящее время многие ученые (А.В. Хуторской, О.Е. Лебедев, Т.М. Ковалева и др.) [4; 6; 11; 12], разрабатывают пути реализации компетентностного подхода, раскрывая проблемы формирования ключевых компетентностей, не только в профессиональном образовании, но и в общеобразовательной школе.

Традиционный подход в образовании предполагает получение учеником наибольшего объема знаний, что не определяет уровень его образованности. Компетентностный подход не отрицает традиционный, но в отличие от него ценит способность применять имеющиеся знания при решении проблем. При таком подходе результат образования во многом зависит от личностных особенностей учащегося. Следовательно, результат образования будет вариативно-личностным.

Общие и предметные образовательные цели согласуются в федеральных государственных образовательных стандартах, учебных программах. Педагог, планируя учебную деятельность, опирается на требования учебной документации, ее задачи. Традиционный подход предполагает составление программ отдельно по предметам, а компетентностный рассматривает программы по отдельным предметам как элементы образовательной программы всего процесса обучения.

При компетентностном подходе меняются цели образования, которые заключаются в следующем:

S научить получать знания (решение проблем в учебной деятельности); S научить жить (способность ориентироваться в проблемах современной жизни); S научить работать и зарабатывать (решение проблем в профессиональной деятельности);

S научить жить вместе (решение социальных проблем и проблем в мире духовных ценностей).

Реализация компетентностного подхода предполагает изменение не только целей, но и других компонентов образовательного процесса. Повышению качества новой модели образования, основанной на формировании у обучающихся ключевых компетенций будет способствовать опора на общие принципы компетентностного подхода в образовании:

1. Развитие у учащихся способности самостоятельно принимать решения на основе приобретенного опыта и имеющихся знаний.

2. Содержание образования - это дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем.

3. Создание условий для формирования у учащихся навыка самостоятельного решения проблем.

4. Оценка результатов, основанная на анализе уровня компетенций учащегося [6]. Таким образом, модернизация образования направлена на повышение уровня образованности, т.е. на достижение нового качества образования. При построении образовательного процесса на основе компетентностного подхода, выпускники школ учатся решать разнообразные проблемы, с которыми они могут сталкиваться в течение жизни. Решение новых проблем - это целая система, которая включает: мотивы деятельности; умение разбираться в источниках информации; теоретические и практические знания, необходимые для понимания сути проблемы и выбора путей ее решения. Данный набор качеств личности с позиции компетентностного подхода, предстают нам как совокупность ключевых компетенций, которые помогут человеку успешно продолжить образование, решать проблемы, возникающие в личной и профессиональной жизни человека, т.е. способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. - СПб, 2003. - 47 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004., с. 155

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5.

4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. - М., 2002.

6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004, №5.

7. Митяева, А.М. Организация учебной деятельности студентов на основе компетентностного подхода в многоуровневом образовании вуза // Образование и общество. - 2008. - N 2. - С. 23-30

8. Нечаев, Н.Н., Резницкая, Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста// Вестник УРАО. - 2002. - № 1. - С. 3 - 21.

9. Путин, В.В. Качественное, современное образование - это залог устройчивого развития нашей страны // Высшее образование сегодня. - 2011. - №9. - С. 4-8.

10. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ. - 2004.

11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002.

12. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

М.А. Стажкова

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: в статье уточняется сущность понятия «подростки группы риска», рассмотрены различные подходы педагогической запущенности, выделены педагогические условия, способствующие эффективной организации трудовой деятельности с подростками группы риска.

Ключевые слова: подростки «группы риска», педагогически запущенные дети, факторы социального риска, трудовое воспитание.

TAKING INTO ACCOUNT PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS «RISK»

IN THE LABOUR EDUCATION

Abstract: The study aims to explore the psychological characteristics of adolescents «at risk» in the organization of labor education. The article clarifies the essence of «at risk» youth concepts highlighted factors affecting the social development of adolescents, various approaches pedagogical neglect. The study describes the educational value of working on adolescents at risk, marked educational environment conducive to the efficient organization of work with young people at risk.

Keywords: adolescents «at risk» educationally neglected children, social risk factors, labor education.

Трудовое воспитание выступает одним из ведущих факторов становления общественно активной подростков. У современной молодежи зачастую формируется нетрудовое сознание, потребительское отношение к окружающему, поэтому подготовка школьников к труду и включение их продуктивную деятельность являются актуальными задачами современной школы. Особенно это важно для подростков группы риска. Для них трудовая деятельность может стать таким процессом, в котором интегрируются многие воспитательные влияния, в том числе - влияние коллектива на личность.

Задачей нашего исследования является изучить психологические особенности подростков «группы» и риска и обозначить их роль в организации трудового воспитания. Понятие о подростках «группы риска» обозначает категорию школьников, которые испытывают значительные трудности в обучении, имеют проблемы психического развития и социальной адаптации, сталкиваются со сложностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, демонстрируют деформации по некоторым линиям социализации. В критической ситуации подростки «группы риска» подвержены влиянию негативных социальных факторов, криминогенных воздействий, что ведет, как отмечают Л.Я. Олиференко, И.Т. Шульга, И.Ф. Дементьева, к дезадаптации несовершеннолетних, девиантному и даже делинквентному поведению, аддикциям [14].

Таким образом, под термином подростки «группы риска» мы будем понимать категорию несовершеннолетних лиц, более подверженных влиянию негативных факторов, как явных, так и потенциальных.

Для изучаемой категории несовершеннолетних «риск» означает высокую вероятность влияния негативных факторов на процесс социализации, становления личности подростка. Риск предполагает ожидание неблагополучия, осложнений, препятствий в адаптации к социальным условиям и в выполнении соответствующих возрасту видов деятельности. Однако следует подчеркнуть, что понятие «риск» в литературе рассматривается двояким образом. Во-первых, оно характеризуется со стороны того ущерба и опасности для окружающих, которые несут в себе «трудные» подростки для окружающих - как для конкретных коллективов, так и для общества в целом, поскольку поведение таких подростков противоречит общепринятым нормам и правилам. С другой стороны, данная категория подростков исследуется педагогами и психологами в аспекте того риска, которому подвергаются «трудные» подростки: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития, риска возникновения смыслодефицитных состояний.

Выделим ведущие факторы социального риска, которые неблагоприятно влияют на процессы становления личности подростка и могут обусловить недостатки воспитательного воздействия [14]:

1) социально-экономические факторы (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленные к жизни в обществе);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.