Научная статья на тему 'Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих педагогов'

Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATION / INFORMATION / PROFESSIONALISM / SOCIAL COMPETENCE / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL PEDAGOGICS / PERSONAL-PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич, Корнилова Алла Георгиевна

профессиональная компетентность специалиста представляет собой высокий уровень его интегрированных философских, социологических, культурологических знаний и умение, способность, готовность применять их в своей деятельности. Профессиональная деятельность педагога обеспечивается его компетентностью, уровнем и качеством сформированных педагогических компетенций. В статье раскрывается сущность, содержание профессиональной компетентности педагога и представлены условия, способы, методы, результаты опытно-экспериментальной работы в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова по формированию у студентов будущих педагогов профессиональных педагогических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

professional competence of an expert is a prominent level of his/her integrated philosophical, sociological, culturological knowledge, and skill, ability and willingness to use them in his/her work. Professional activity of a teacher is provided by his/her competence, level, and quality of formed professional competences. The article presents the main point, content of professional competence of a teacher. It also describes some conditions, ways, methods, and results of research work on the forming of professional competences of student teachers in the Pedagogical Institute of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих педагогов»

Педагогика

УДК 378.22

РС! 10.21661/Г-129952

Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова

Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих педагогов

Аннотация

Профессиональная компетентность специалиста представляет собой высокий уровень его интегрированных философских, социологических, культурологических знаний и умение, способность, готовность применять их в своей деятельности. Профессиональная деятельность педагога обеспечивается его компетентностью, уровнем и качеством сформированных педагогических компетенций. В статье раскрывается сущность, содержание профессиональной компетентности педагога и представлены условия, способы, методы, результаты опытно-экспериментальной работы в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова по формированию у студентов - будущих педагогов профессиональных педагогических компетенций.

I Ключевые слова: профессионализм, социальная педагогика, социальная компетенция, личностно-профессиональная компетенция, коммуникация, информация.

i

D.A. Danilov, A.G. Kornilova

Competence-based approach to the professional training of teachers

Abstract

Professional competence of an expert is a prominent level of his/her integrated philosophical, sociological, culturological knowledge, and skill, ability and willingness to use them in his/her work. Professional activity of a teacher is provided by his/her competence, level, and quality of formed professional competences. The article presents the main point, content of professional competence of a teacher. It also describes some conditions, ways, methods, and results of research work on the forming of professional competences of student teachers in the Pedagogical Institute of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

I Keywords: professionalism, social pedagogics, social competence, personal-professional competence, communication, information.

Перед системой образования в происходящих глобальных социально-экономических преобразованиях и сопровождающих их радикальных идеологических воззрений, представлений, идеалов, постоянно ставятся принципиально обновленные задачи в обучении, воспитании, развитии личности учащихся и в подготовке специалистов. Они обусловлены тем, что в современном обществе требуются люди с ориентацией на завтрашний день, способные планировать и оценивать жизненные и профессиональные перспективы, оперативно решать нестандартные задачи, обладать толерантностью, целеустремленно-

стью, ответственностью. Подготовка таких личностей определяется профессиональной компетентностью специалиста-педагога, формирующего и развивающего личность индивида в системе образования [1].

Профессиональная компетентность специалистами характеризуется как высокий уровень функциональных и интегрированных философских, социологических, человековедческих, культурологических знаний и умение, способность, готовность применять их в профессиональной деятельности. В своей работе Е.С.Рапацевич отмечает, что компетентность включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений

Pedagogy

такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [3]. В соответствии с этим компетентность педагога можно охарактеризовать, как знание значимых педагогических теорий и идей, основных международных, федеральных и региональных нормативных документов о правах человека в системе образования и меру соответствия знаний, умений и опыта педагога реальному уровню сложности выполняемых им психолого-педагогических, методических задач и проблем, также навыки профессиональной рефлексии, умения выявлять, описывать и объяснять факты, явления и процессы в реальной жизни.

Анализ и обобщение эмпирической практики показывает, что в современных условиях продуктивно может работать творчески работающий педагог, находящийся в постоянном поиске нового, передового с развитым личностно-профессиональным потенциалом. В данном контексте у такого педагога наблюдаются определенные компетенции. Компетенция педагога характеризуется способностью применять полученные на основе интегрированных философских, социологических, культурологических знаний педагогические теории, положения, умения, навыки личностными способами и приемами их реализации в педагогической деятельности, содержащей формирование и развитие личности растущего человека и подготовки специалиста, включая социальную, этическую, мотивационную и поведенческую ее составляющие.

Практическая реализация компетентностного подхода к подготовке будущих педагогов осуществлялась в процессе опытной работы в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета, ориентированная на развитие компетентности завтрашних педагогов по специально разработанной программе, предусматривающей владение ими:

- полученными на основе интегрированных философских, социологических, культурологических знаний психолого-педагогическими теориями и идеями, также основными международными, федеральными и региональными документами о системе образования;

- аналитическими, прогностическими, рефлексивными, развивающими, организаторскими, коммуникационными, исследовательскими умениями и навыками описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни.

Формирование и развитие компетентности педагога определяется как содержанием педагогической деятельности, которая многогранна и строится с учетом происходящих в окружающей жизни преобразований, так и условиями, способами ее реализации на основе активной творческой работы педагога в социальной среде. В данном случае речь идет о социально-педагогической компетентности педагога, формирование которой предполагает необходимую совокупность его гражданских, личностных качеств, позволяющих свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме и активно, творчески работать в среде своей деятельности. И в программе опытной работы для формирования социально-педагогической компетентности

будущих педагогов предусмотрено: взаимодействие и умение строить отношения с окружающими людьми; профессиональное владение методами, приемами общения с ними [2]; творческую деятельность как субъекта решения собственных проблем и активное социальное участие в жизнедеятельности общества [1; 5]. Все это связано с многообразной работой педагога с родителями, жителями социума, общественными организациями, направленной на их взаимодействие для создания рациональных, оптимальных условий для педагогической деятельности.

Выполнение программы опытной работы осуществлялось студентами, начиная со второго курса. Они знакомились с содержанием и технологиями работы учителя, воспитателя, классного руководителя, директора школы и его заместителей как в ходе проводимых для этого специальных занятий в институте, так и в выбранных ими или предложенных им школах. В процессе этой работы они усвоили, что в педагогической деятельности развиваются личностные компетенции педагога: самостоятельность, конструктивное мышление, самоуважение, ответственность, готовность проявлять свои способности для эффективной организации педагогического процесса. На следующих этапах опытной работы, знакомясь с педагогической деятельностью педагогов и принимая участие в ней, студенты старших курсов дополнили личностные компетенции учителей и других работников образования такими качествами, как взаимопонимание, доверие, стремление к мастерству и профессионализму, сознание учиться на протяжении всей деятельности и т. д.

Профессиональная деятельность педагога осуществляется в определенной социальной среде: в социуме, семье, школе, также в трудовом, творческом, спортивном, художественном и др. коллективах. Работая в этом направлении, студенты поняли, что для этого надо быть подготовленными в социальном взаимодействии со своим окружением и с учащимися, коллегами. Здесь формируется и развивается социальная компетенция педагога: сформированность основных нравственных, этических, правовых и трудовых представлений норм, правил и в соответствии с ними взаимодействие со всеми; активность в социальной деятельности, участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, в общественных организациях; способность брать на себя ответственность за свои действия. Когда педагог обладает соответствующими своей квалификации социальной и личностными компетенциями, речь идет о профессиональной педагогической компетенции.

В процессе опытной работы студент, участвуя в различных видах образовательной деятельности, получает не только знания и умения по изучаемым дисциплинам, но и познает окружающий мир, его законы, предметы и явления, что развивает его профессиональную компетентность. На этой основе, по программе, студенты в процессе самостоятельной работы овладевают следующими навыками продуктивной деятельности: 1) добывание знаний непосредственно из реальности; 2) приемы действий в нестандартных ситуациях; 3) эвристические методы решения проблем; 4) умение организовать це-леполагание, планирование, анализ, а также рефлексию учебной, трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Interactive science | 5 (15) • 2017 51

Педагогика

Здесь студенты выступают как субъекты и объекты педагогического процесса одновременно, занимаясь самообучением и самоорганизацией.

Педагогическая деятельность в группе, как известно, осуществляется в процессе взаимодействия ее субъектов, когда они наблюдают за действиями товарищей, оценивая их, оказывают помощь, поддержку друг другу и т. д. И эффективность такого взаимодействия определяется способностью ставить и решать определенные типы коммуникативных задач, подчеркивая средства коммуникации [2; 4], владение которыми представляет собой коммуникативную компетенцию. И в опытной работе обращалось внимание на формирование у будущих педагогов коммуникативной компетенции, на владение ими средствами коммуникации. Студенты пользовались диалогом, задавая друг другу вопросы, защищали свою точку зрения, своих проектов, также научились работать в группе, выполняя различные социальные роли в коллективе. Так будущие педагоги овладевали способностью к полноценному общению, умением вступать в коммуникацию с целью быть понятыми, умением выбора в различных ситуациях адекватных стратегий коммуникации и выполнением различных социальных ролей в группе.

Одна из характеристик педагогической деятельности - это ее открытость в социальной среде [5], где присутствует большой объем необходимой для работы информации, также широкий взаимообмен информацией, способствующий формированию и развитию у

педагогов информационной компетенции. Информационная компетенция - это способность педагога работать со всеми источниками информации, адекватными поставленным в педагогической деятельности задачам, а также самостоятельно искать, обрабатывать и передавать информацию при помощи информационных технологий [1]. И по программе опытной работы студенты самостоятельно искали, анализировали, отбирали необходимую информацию из Интернета, телевизора, книг, журналов, газет и других источников, старались преобразовывать и представлять их в форме схемы, кластера, таблицы, приобретая информационную компетенцию.

Итак, основными показателями опытной работы выступает повышение уровня познавательного интереса, самостоятельности и необходимой профессиональной компетентности студентов. Таким образом, одним из центральных моментов в организации обучения и воспитания в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм педагогического процесса, в которых акцент ставится на самостоятельную и ответственную образовательную деятельность самих обучающихся. Иначе, формирование и развитие ключевых компетенций студентов обуславливается смещением акцента с односторонней активности педагога в педагогической деятельности на самостоятельность, ответственность и активность самих студентов. Без самостоятельной, осознанной, мотивированной их деятельности не может быть организована оптимальная педагогическая деятельность.

Литература

1. 2.

3.

4.

5.

Береговенко Е.Н. Компетентностный подход к оптимизации образовательных траекторий // Новые технологии в образовании: Материалы научно-практической конференции. - Красноярск, 2015. - С. 192-195. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога. - Минск: Современная школа, 2010.

Чистобаева А.Ю. Психолого-педагогические аспекты соотношения понятий «коммуникативно-речевая культура» и «коммуникативно-речевая компетентность» // Сибирский педагогический журнал. - 2001. - №5. -С. 219-223.

Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. - М.: Эйдос, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.