48
ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ
д.м.н., доцент И. В. Буромский1, к.психол.н., доцент А. Н. Моргун2
• 1Кафедра судебной медицины (зав. -д.м.н. проф. Е. М. Кильдюшов) ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова
• 2Кафедра общей психологии и педагогики (зав. - к.психол.н., доцент М. Г. Ивашкина) ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова
• Аннотация: С целью унификации организации преподавания судебной медицины предложен принцип отбора ее содержательной части и модель использования балльно-рейтинговой системы для оценки результата обучения.
• Ключевые слова: судебная медицина, компетенции, балльно-рейтинговая система
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 2016/2017 учебного года, преподавание судебной медицины во всех медицинских вузах страны будет осуществляться согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Их основным отличием является переориентация образовательного процесса на приобретение обучающимися компетенций, то есть конкретных умений и навыков умственного и мануального характера, необходимых для самостоятельного осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.
Отбор таких компетенций применительно к дисциплине «судебная медицина» должен быть осуществлен с учетом того обстоятельства, что, согласно процессуальному законодательству, к участию в судопроизводстве в качестве специалиста или эксперта может быть привлечен любой врач, который в этом случае должен быть готов оказать содействие работникам правоохранительных органов в обнаружении, изъятии и фиксации следов преступления; формулировании вопросов, подлежащих решению через экспертизу; принять участие в исследовании представленных на экспертизу медицинских документов и дать заключение по поставленным перед ним вопросам в пределах своей профессиональной компетенции.
Другим принципиальным моментом, обусловленным переходом на ФГОС, является внедрение в образовательный процесс балльно-рейтинговой системы (БРС), при которой отметка за дисциплину определяется количеством рейтинговых единиц (РЕ), набранных обучающимся за обязательный (сумма РЕ, полученных за учебные модули и итоговый тестовый контроль) и необязательный (прохождение с целью повысить рейтинг итогового устного контроля) компонент, а также приобретенных в качестве бонуса.
Мы предлагаем результат освоения модуля определять как целое значение среднего арифметического балльных отметок, полученных за выполнение контрольных заданий, предусмотренных для конкретного модуля (отметке «удовлетворительно» соответствует 8 баллов, «хорошо» -9 баллов, «отлично» - 10 баллов). Отметке «удовлетворительно» за итоговый тестовый контроль соответствует 6 РЕ, «хорошо» - 8 РЕ, «отлично» - 10 РЕ, за итоговый устный контроль соответственно 3 РЕ, 5 РЕ и 10 РЕ. Неудовлетворительный результат рейтинговых единиц не дает. Расчет баллов произведен исходя из того, что на учебную дисциплину «судебная медицина» отведено 3 зачетных единицы, т.е. 10 учебных дней, распределенных следующим образом: по одному дню на каждый учебный модуль и один день для итогового тестового и устного контроля.
Бонусные баллы начисляются за посещение всех заседаний СНК - 1 РЕ, выступление на СНК - 2 РЕ, выступление - 3 РЕ или победу - 4 РЕ на научной конференции; максимальное количество - 10 РЕ.
К итоговому тестовому контролю допускаются обучающиеся, освоившие все учебные модули; соответственно, к итоговому устному контролю - успешно прошедшие итоговый тестовый контроль. Не прошедшим итоговый тестовый или устный контроль предоставляются еще две попытки.
Если количество РЕ обязательного компонента составляет 70 и более единиц и при этом освоены все модули, обучающийся считается прошедшим промежуточную аттестацию (получает «зачет»). Имея за обязательный компонент 80 РЕ («хорошо»), пройдя итоговый устный контроль с оценкой «отлично» (10 РЕ), посетив все заседания СНК (1 РЕ), обучающийся получает совокупный рейтинг 91 РЕ, что соответствует отметке «отлично».
Данный принцип может быть рекомендован к использованию применительно как к вузовскому компоненту обучения, так и к подготовке врача как судебно-медицинского эксперта.
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
д.м.н., доцент И.В. Буромский1, к.психол.н., доцент А.Н. Моргун2
• 1Кафедра судебной медицины ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России (зав. - д.м.н., проф. Е. М. Кильдюшов),
г. Москва
• 2Кафедра общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО РНИМУ им Н. И. Пирогова Минздрава России (зав. - к.психол.н., доцент М. Г. Ивашкина), г. Москва
• Аннотация: С целью унификации организации преподавания судебной медицины как учебной дисциплины в медвузах страны предложены принципы отбора содержательной части дисциплины и модель использования балльно-рейтинговой системы для оценки результата обучения.
• Ключевые слова: судебная медицина, компетенции, балльно-рейтинговая система
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 2016/2017 учебного года преподавание учебной дисциплины «судебная медицина» во всех медицинских вузах страны будет осуществляться согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Основным отличием ФГОС является переориентация образовательного процесса на приобретение обучающимися обусловливающих в последующем их профессиональную компетентность профессиональных компетенций, то есть конкретных умений и навыков умственного и мануального характера, сформированных на основе базовых представлений и знаний, необходимых для самостоятельного осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.
Отбор таких компетенций применительно к дисциплине «судебная медицина» должен осуществляться с учетом того положения, что, согласно процессуальному законодательству, любой врач, независимо от полученной им основной специальности и последующей специализации, может быть привлечен
журнал СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА наука | практика | образование
www.cудебная-медицина.рф • том 2 №2, апрель 2016