Научная статья на тему 'Компетентностный подход к оценке результатов образования в стандартах нового поколения'

Компетентностный подход к оценке результатов образования в стандартах нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 3 ПОКОЛЕНИЯ / COMPETENCE APPROACH / PEDAGOGICAL TESTING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF 3 GENERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова М. А.

В статье рассмотрено реализация компетентностного подхода к оценке результатов образования в стандартах нового поколения (ФГОС 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO THE EVALUATION OF EDUCATION STANDARDS NEW GENERATION

The paper considers the implementation of competence-based approach to the assessment of learning outcomes in the standards of the new generation (GEF-3).

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к оценке результатов образования в стандартах нового поколения»

Таблица 1 - Тематическое планирование элективного курса

№ Тема теория практика Вид занятия

1. Закон Архимеда. 1 1 Лекция. Решение задач.

2. Закон Бернулли. 1 1 Лекция. Решение задач. Практикум.

3. Закон равновесия рычага («Золотое правило механики»). 1 1 Лекция. Решение задач.

4. Законы Ньютона. 1 2 Лекция. Решение задач.

5. Закон всемирного тяготения. 1 1 Лекция. Решение задач.

6. Закон Гука. 1 1 Лекция. Решение задач. Практикум.

7. Закон сохранения импульса. 1 1 Лекция. Решение задач.

8. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. 1 1 Лекция. Решение задач.

9. Закон сохранения электрических зарядов. 1 1 Лекция. Решение задач.

10. Закон Кулона - основной закон электростатики. 1 1 Лекция. Решение задач.

11. Закон Ома для участка цепи. 1 1 Лекция. Решение задач.

12. Закон Ома для полной цепи. 1 1 Лекция. Решение задач.

13. Закон Джоуля - Ленца. 1 1 Лекция. Решение задач.

14. Закон электромагнитной индукции. 1 1 Лекция. Решение задач.

15. Закон отражения света. 1 1 Лекция. Решение задач.

16. Закон преломления света. 1 1 Лекция. Решение задач.

17. Заключительное занятие. 1 1 Обобщающая лекция. Решение задач.

18. Контрольное занятие. 1 Письменная работа.

Итого 17 19

Литература

1. А.В. Перышкин. Физика-7. - М.: «Дрофа», 2010.

2. А.В. Перышкин. Физика-8. - М.: «Дрофа», 2010.

3. П.Г. Саенко. Физика-9. - М.: «Просвещение», 1992.

4. М.М. Балашов. Физика-9. - М.: «Просвещение», 1994.

5. М.Я. Куприн. Физика в сельском хозяйстве. Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1997.

6. З.А. Вологодская, А.В. Усова. Дидактический материал по физике 8 класс. - М.: «Просвещение», 1988.

7. В.М. Дуков. «Исторические обзоры в курсе физики средней школы». Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 1983.

8. М.Г. Кириллова. Книга для чтения по физике. - М.: «Просвещение», 1986.

9. Еженедельная методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика».

10. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика-9. - М.: «Дрофа», 2010.

11. Л. Г альперштейн. Забавная физика: научно-популярная книга. - М.: «Детская литература», 1993.

12. В.Н. Лани. Экспериментальные физические задачи на смекалку: учебное руководство. -М.: «Наука», 1985.

13. Дж. Уокер. Физический фейерверк. - М.: «Мир», 1988.

14. А.В. Усова, А.А. Бобров. Формирование у учашдхся учебных умений. -М.: «Знание», 1987.

15. Л.Н. Ланда. Умение думать. Как ему учить? - М.: «Знание», 1975.

16. И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. Физика-8. - М.: «Просвещение», 1982.

17. Ю.А. Селезнев. Основы элементарной физики. - М.: «Наука», 1974.

18. А.П. Рымкевич. Задачник по физике. - М.: «Дрофа», 2012.

19. Л.И. Анциферов, И.М. Пищиков. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. - М.: «Просвещение», 1984.

Г аврилова М.А.

Кандидат педагогических наук, кафедра зоологии, Астраханский государственный университет КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНДАРТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено реализация компетентностного подхода к оценке результатов образования в стандартах нового поколения (ФГОС 3).

Ключевые слова: компетентностный подход, педагогическое тестирование, федеральный государственный образовательный стандарт 3 поколения.

Gavrilova MA

PhD, Department of Zoology, Astrakhan State University

COMPETENCE APPROACH TO THE EVALUATION OF EDUCATION STANDARDS NEW GENERATION

Abstract

52

The paper considers the implementation of competence-based approach to the assessment of learning outcomes in the standards of the new generation (GEF-3).

Keywords: competence approach, pedagogical testing, federal state educational standard of 3 generations.

Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. Ключевым моментом перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, в рамках Болонского процесса, является введение компетентностного подхода к оценке качества результатов образования, положенного в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов.

В Болонском процессе компетентностный подход определяет следующие позиции:

• компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования;

• язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования;

• ориентация стандартов, учебных планов на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными во всем европейском пространстве [Азарова, 2008; Ефремова, 2001; Зимняя, 2006].

Целью нашего исследования является создание инструментария оценки степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Биология» в рамках стандарта нового поколения. ФГОС ВПО (3 поколения) по направлению подготовки «Биология» декларирует, что выпускник-бакалавр должен владеть 19 общекультурными и 23 профессиональными компетенциями.

Мы считаем, что компетентностный подход - это инструмент организации образовательного процесса, в котором отражаются потребности общества в подготовке студентов не только знающих, но и умеющих применять свои знания в конкретной ситуации. Цель компетентностного подхода, по нашему мнению, - ориентация личности на способность и готовность к решению разного рода проблем, к деятельности.

В настоящее время, несмотря на закрепление компетентностного подхода в образовательных стандартах, не существует общепринятых методик как формирования компетенций, так и оценки степени их сформированности. Согласно О.П. Мелиховой основными проблемами, стоящими перед вузами при переходе к образовательным программам нового поколения являются:

1. Создание новых методов контроля (набора оценочных средств) и управления (элементов обратной связи) процессом обучения студентов.

2. Контроль достижения набора общекультурных и профессиональных компетенций требует создания новых образовательных технологий.

3. Активизация самостоятельности студентов требует новых форм организации учебного процесса.

4. Практической проблемой сохранения и повышения уровня современного образования является существенный разрыв между высокими требованиями высшей школы к исходным знаниям и компетентности абитуриентов и реальным снижающимся уровнем школьной подготовки.

5. Ключевой проблемой развития высшего профессионального образования на современном этапе является разработка путей формирования и оценки общекультурных и профессиональных компетенций в учебном процессе.

Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При этом конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения [Мелехова, 2010].

Наиболее распространенным и удобным методом оценки знаний, на наш взгляд, является педагогическое тестирование, которое может быть применено для оценки степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов, в том числе, и по направлению подготовки «Биология» в рамках стандарта нового поколения (ФГОС 3).

Литература

1. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентноспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОСТ ВПО. Методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. - М., Уфа. -ИЦПКПС. - 2008. - 81 с.

2. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса приступающих к освоению основных образовательных программ / Н.Ф. Ефремова // Вестник ДГТУ, 2010.- Т. 10. №5(48).- С.769-777.

3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006, №8. - С. 20-26.

4. Мелехова, О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой высшего биологического образования / О.П. Мелехова. - М., 2010. - 254 с.

Гришкина Т.Е.1, Лебедь О.А.2, Павельчук А.В.3

'Старший преподаватель, 2старший преподаватель, 3ассистент, Амурский государственный университет АДАПТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МАТЕМАТИКЕ ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация

В статье рассмотрена адаптационная составляющая при обучении математике студентов первого курса. Обоснована целесообразность введения адаптивного курса математики, раскрыты его основные содержательные моменты.

Ключевые слова: адаптация, учебная адаптация, адаптационная подготовка, адаптивный курс математики.

Grishkina TE1, Lebed OA2, Pavelchuk AV3 'Senior Lecturer; 2Senior Lecturer, 3assistant, Amur State University ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS

Abstract

In this article the adaptive component of teaching mathematics first year students. The expediency of introducing adaptive mathematics course offered, its main points.

Keywords: adaptation, learning adaptation, adaptive training, adaptive mathematics course.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.