Таблица 1 - Тематическое планирование элективного курса
№ Тема теория практика Вид занятия
1. Закон Архимеда. 1 1 Лекция. Решение задач.
2. Закон Бернулли. 1 1 Лекция. Решение задач. Практикум.
3. Закон равновесия рычага («Золотое правило механики»). 1 1 Лекция. Решение задач.
4. Законы Ньютона. 1 2 Лекция. Решение задач.
5. Закон всемирного тяготения. 1 1 Лекция. Решение задач.
6. Закон Гука. 1 1 Лекция. Решение задач. Практикум.
7. Закон сохранения импульса. 1 1 Лекция. Решение задач.
8. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. 1 1 Лекция. Решение задач.
9. Закон сохранения электрических зарядов. 1 1 Лекция. Решение задач.
10. Закон Кулона - основной закон электростатики. 1 1 Лекция. Решение задач.
11. Закон Ома для участка цепи. 1 1 Лекция. Решение задач.
12. Закон Ома для полной цепи. 1 1 Лекция. Решение задач.
13. Закон Джоуля - Ленца. 1 1 Лекция. Решение задач.
14. Закон электромагнитной индукции. 1 1 Лекция. Решение задач.
15. Закон отражения света. 1 1 Лекция. Решение задач.
16. Закон преломления света. 1 1 Лекция. Решение задач.
17. Заключительное занятие. 1 1 Обобщающая лекция. Решение задач.
18. Контрольное занятие. 1 Письменная работа.
Итого 17 19
Литература
1. А.В. Перышкин. Физика-7. - М.: «Дрофа», 2010.
2. А.В. Перышкин. Физика-8. - М.: «Дрофа», 2010.
3. П.Г. Саенко. Физика-9. - М.: «Просвещение», 1992.
4. М.М. Балашов. Физика-9. - М.: «Просвещение», 1994.
5. М.Я. Куприн. Физика в сельском хозяйстве. Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1997.
6. З.А. Вологодская, А.В. Усова. Дидактический материал по физике 8 класс. - М.: «Просвещение», 1988.
7. В.М. Дуков. «Исторические обзоры в курсе физики средней школы». Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 1983.
8. М.Г. Кириллова. Книга для чтения по физике. - М.: «Просвещение», 1986.
9. Еженедельная методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика».
10. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика-9. - М.: «Дрофа», 2010.
11. Л. Г альперштейн. Забавная физика: научно-популярная книга. - М.: «Детская литература», 1993.
12. В.Н. Лани. Экспериментальные физические задачи на смекалку: учебное руководство. -М.: «Наука», 1985.
13. Дж. Уокер. Физический фейерверк. - М.: «Мир», 1988.
14. А.В. Усова, А.А. Бобров. Формирование у учашдхся учебных умений. -М.: «Знание», 1987.
15. Л.Н. Ланда. Умение думать. Как ему учить? - М.: «Знание», 1975.
16. И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. Физика-8. - М.: «Просвещение», 1982.
17. Ю.А. Селезнев. Основы элементарной физики. - М.: «Наука», 1974.
18. А.П. Рымкевич. Задачник по физике. - М.: «Дрофа», 2012.
19. Л.И. Анциферов, И.М. Пищиков. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. - М.: «Просвещение», 1984.
Г аврилова М.А.
Кандидат педагогических наук, кафедра зоологии, Астраханский государственный университет КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНДАРТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено реализация компетентностного подхода к оценке результатов образования в стандартах нового поколения (ФГОС 3).
Ключевые слова: компетентностный подход, педагогическое тестирование, федеральный государственный образовательный стандарт 3 поколения.
Gavrilova MA
PhD, Department of Zoology, Astrakhan State University
COMPETENCE APPROACH TO THE EVALUATION OF EDUCATION STANDARDS NEW GENERATION
Abstract
52
The paper considers the implementation of competence-based approach to the assessment of learning outcomes in the standards of the new generation (GEF-3).
Keywords: competence approach, pedagogical testing, federal state educational standard of 3 generations.
Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. Ключевым моментом перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, в рамках Болонского процесса, является введение компетентностного подхода к оценке качества результатов образования, положенного в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов.
В Болонском процессе компетентностный подход определяет следующие позиции:
• компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования;
• язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования;
• ориентация стандартов, учебных планов на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными во всем европейском пространстве [Азарова, 2008; Ефремова, 2001; Зимняя, 2006].
Целью нашего исследования является создание инструментария оценки степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Биология» в рамках стандарта нового поколения. ФГОС ВПО (3 поколения) по направлению подготовки «Биология» декларирует, что выпускник-бакалавр должен владеть 19 общекультурными и 23 профессиональными компетенциями.
Мы считаем, что компетентностный подход - это инструмент организации образовательного процесса, в котором отражаются потребности общества в подготовке студентов не только знающих, но и умеющих применять свои знания в конкретной ситуации. Цель компетентностного подхода, по нашему мнению, - ориентация личности на способность и готовность к решению разного рода проблем, к деятельности.
В настоящее время, несмотря на закрепление компетентностного подхода в образовательных стандартах, не существует общепринятых методик как формирования компетенций, так и оценки степени их сформированности. Согласно О.П. Мелиховой основными проблемами, стоящими перед вузами при переходе к образовательным программам нового поколения являются:
1. Создание новых методов контроля (набора оценочных средств) и управления (элементов обратной связи) процессом обучения студентов.
2. Контроль достижения набора общекультурных и профессиональных компетенций требует создания новых образовательных технологий.
3. Активизация самостоятельности студентов требует новых форм организации учебного процесса.
4. Практической проблемой сохранения и повышения уровня современного образования является существенный разрыв между высокими требованиями высшей школы к исходным знаниям и компетентности абитуриентов и реальным снижающимся уровнем школьной подготовки.
5. Ключевой проблемой развития высшего профессионального образования на современном этапе является разработка путей формирования и оценки общекультурных и профессиональных компетенций в учебном процессе.
Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При этом конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения [Мелехова, 2010].
Наиболее распространенным и удобным методом оценки знаний, на наш взгляд, является педагогическое тестирование, которое может быть применено для оценки степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов, в том числе, и по направлению подготовки «Биология» в рамках стандарта нового поколения (ФГОС 3).
Литература
1. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентноспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОСТ ВПО. Методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. - М., Уфа. -ИЦПКПС. - 2008. - 81 с.
2. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса приступающих к освоению основных образовательных программ / Н.Ф. Ефремова // Вестник ДГТУ, 2010.- Т. 10. №5(48).- С.769-777.
3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006, №8. - С. 20-26.
4. Мелехова, О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой высшего биологического образования / О.П. Мелехова. - М., 2010. - 254 с.
Гришкина Т.Е.1, Лебедь О.А.2, Павельчук А.В.3
'Старший преподаватель, 2старший преподаватель, 3ассистент, Амурский государственный университет АДАПТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МАТЕМАТИКЕ ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS
Аннотация
В статье рассмотрена адаптационная составляющая при обучении математике студентов первого курса. Обоснована целесообразность введения адаптивного курса математики, раскрыты его основные содержательные моменты.
Ключевые слова: адаптация, учебная адаптация, адаптационная подготовка, адаптивный курс математики.
Grishkina TE1, Lebed OA2, Pavelchuk AV3 'Senior Lecturer; 2Senior Lecturer, 3assistant, Amur State University ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS
Abstract
In this article the adaptive component of teaching mathematics first year students. The expediency of introducing adaptive mathematics course offered, its main points.
Keywords: adaptation, learning adaptation, adaptive training, adaptive mathematics course.
53