Научная статья на тему 'Компетентностный подход к обучению иностранному языку и развитию фонологической компетенции у студентов-лингвистов'

Компетентностный подход к обучению иностранному языку и развитию фонологической компетенции у студентов-лингвистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОНЕТИКА / ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / COMPETENCE APPROACH / PHONETICS / PHONOLOGICAL COMPETENCE / ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомутова Анастасия Александровна

Рассматривается сущность компетентностного подхода и разграничиваются базисные категории «компетенция» и «компетентность». Представлена классификация компетенций и сформулированы основные положения компетентностного подхода для успешного формирования фонологической компетенции у студентов-лингвистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE LEARNING AND FORMATION OF PHONOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS-LINGUISTS

The article deals with the main point of the competence approach, the terms «competence» and «competency» are defined. The author presents the classification of competences and the main propositions of the competence approach to successfully form phonological competence.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к обучению иностранному языку и развитию фонологической компетенции у студентов-лингвистов»

УДК 378.013.2+038 ББК 81.1+ Ч421.2+Ч481.2

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И РАЗВИТИЮ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

А.А. Хомутова

Рассматривается сущность компетентностного подхода и разграничиваются базисные категории «компетенция» и «компетентность». Представлена классификация компетенций и сформулированы основные положения компетентностного подхода для успешного формирования фонологической компетенции у студентов-лингвистов.

Ключевые слова: компетентностный подход, фонетика, фонологическая компетенция, английский язык.

Современные тенденции развития системы высшего профессионального образования, закрепленные в нормативных документах Министерства образования РФ, основных положениях Болонской конвенции, документах совета Европы свидетельствуют о том, что Россия, будучи активным участником процесса формирования единого европейского пространства, делает акцент не только на двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура), но и на изменение ее парадигмы, в основе которой лежит компетентностная модель подготовки специалиста. Такой подход позволяет повысить качество подготовки на основе максимально эффективного использования человеческого потенциала. Исходя из этого, модернизация российского образования должна формировать «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [12, с. 260].

Как результат, внедрение компетентностного подхода в учебный процесс высшей школы стало не только потребностью, но и необходимостью и вызвало изменения многих параметров профессиональной подготовки, в частностилингвистов.

Следует признать, что реализация компетент-ностного подхода способствует осуществлению взаимосвязи академических знаний и практических умений, которые создают условия для включения человека в самостоятельную деятельность [14].

В Болонском глоссарии компетентностный подход трактуется как метод моделирования результатов обучения и их представления в виде норм качества высшего образования. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к конкретным обязанностям [2]. Вследствие этого, введение терминов «компетенция» и «компетентность» в образовательную парадигму явля-

ется обоснованным и требует их педагогического и методического осмысления в рамках концепции «образование через всю жизнь».

В методике подход рассматривается как средство создания дидактической системы, в основе которой лежит ведущая идея. Следовательно, в нашем понимании, компетентностный подход -это средство создания и описания дидактического процесса с точки зрения формирования у личности заданного комплекса компетенций, обеспечивающих исполнение им его профессиональных обязанностей.

Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что компетенции ориентированы не на получение готового знания, а на способность человека самостоятельно применять в определённом контексте различные элементы знаний и умений. Как результат, освоение определенного уровня компетенции рассматривается как способность использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы. Другими словами, уровень освоения компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями [7].

Таким образом, специфика компетентностного подхода состоит не в усвоении готового, заранее заданного знания, а в отслеживании условий происхождения данного знания [5], сопряженных с овладением профессиональных стратегий, направленных на самоактуализацию личностного потенциала. Успешность и в равной степени неуспешность овладения компетенциями во многом обусловлена тем, насколько студенты владеют технологиями самообразования. Внедрение данного подхода позволяет существенным образом изменить саму природу процесса обучения, сущностными характеристиками которого становятся: целенаправленное и методически организованное сопровождение (на основе взаимодействия) учебно-профессиональной деятельности для осуществления психологопедагогического мониторинга; разработка и внедрение моделей взаимодействия, выявление компе-

тенций личности преподавателя и студента, способных реализовать идею саморазвития и самореализации, что требует перехода от парадигмы образования к парадигме научения (передача компетентных знаний - потенциала к действиям) [17]. Результат такого обучения - это не только появление новых идей, но прежде всего, изменения в поведении, которые можно интерпретировать как навыки социализации, готовность к выполнению задач в профессиональной деятельности.

Базисными категориями компетентностного подхода являются «компетенция» и «компетентность». Анализ научной литературы свидетельствует о том, что широкое использование данных терминов в отечественной педагогической науке обусловлено необходимостью разработки единого (согласованного) языка для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования в целях их прозрачности, обеспечения академической и профессиональной мобильности граждан. Вопрос о сущности и содержании компетенций, их классификации и наполнении является предметом длительных обсуждений учёных. Тот факт, что до сих пор нет единого представления по поводу основных понятийкомпетент-ностного подхода, свидетельствует о его актуальности для современного российского образования, которое осознаёт свои стратегические приоритеты в мировой образовательной системе.

В российской педагогической науке наметилось несколько подходов к определению понятия «компетенция». Понятие «компетенция» происходит от лат. - «сотрейэ» и обозначает «добиваюсь, соответствую, подхожу» [3], «принадлежность по праву», то есть круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом, позволяющим судить о чём-либо.

В общенаучном плане понятие компетенции связано:

• с уровнем развития личности как результатом усвоения содержания образования [6, с. 3544];

• способностью выпускника овладевать методами и средствами деятельности [18, с. 138143], а также практическим опытом;

• совокупностью определённых знаний, умений и навыков, о которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы [15, с. 67].

Таким образом, компетенция проявляется одновременно в трёх смыслах: 1) как способность осуществлять деятельность; 2) как опыт, приобретенный в определённой предметной облас-ти,которым обладает субъект, информационный ресурс; 3) как индикатор эффективности деятельности [17, с. 35].

В соответствии с этим, компетенция - это динамичная комбинация знаний, умений, навыков и способностей, которые обеспечивают выполнение деятельности с целью достижения определённого результата образования, уровня развития лично-

сти. Именно развитие такой компетенции является задачей образовательных программ. Иными словами, компетенция тесно связана с содержанием обучения.

В отличие от компетенции «компетентность»^ лат. competens- «соответствующий», «способный») означает глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела [8].

Анализ некоторых определений искомого понятия позволил нам выделить его содержательные характеристики, наиболее значимым, на наш взгляд, является то, что компетентность - это:

• интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанное на знаниях и опыте, приобретённое в процессе обучения и социализации и ориентированное на самостоятельное участие в деятельности [18, с. 140];

• обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать авторитетное мнение [19, с. 315];

• способность правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата [8, с. 71];

• целостная система личностноосмысленных знаний, умений и принятых ценностей, направленных на применение компетенций [10, с. 13];

• свойство личности, базирующееся на компетенции [22, с. 139];

• комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций [13, с. 36].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что компетентность - это интегративная характеристика, которая базируется на компетенциях, формируется в деятельности, способствует реализации комплексного личностного ресурса (глубокие знания, качества, способности), на основе имеющегося опыта, позволяющая достичь желаемого результата.

На наш взгляд, важно подчеркнуть, что понятие «компетентности» чаще всего употребляется в контексте профессиональной деятельности и характеризуется как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной профессиональной деятельности [1, с. 4].

Следовательно, в теоретическом плане профессиональная компетентность - это результат усвоения деятельности, которая формируется в процессе профессиональной подготовки и представляет собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, по-

зволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [13].

Не вдаваясь в дальнейшую полемику по данному вопросу, мы разделяем позицию разработчиков концепции компетентностного подхода в педагогическом образовании и рассматриваем профессиональную компетентность: во-первых, как инструмент описания результатов профессиональной подготовки; во-вторых, как интегральную характеристику, которая отражает социальнонравственную позицию личности и определяет способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [11, с. 8].

Таким образом, компетентность в данном ракурсе - это способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты.

Профессиональная компетентность тесно связана с понятием «квалификация», которая рассматривается нами как степень и вид профессиональной подготовленности работника. Следует подчеркнуть, что в отличие от квалификации компетентность характеризуется:

• не только наличием определённого уровня знаний, умений и навыков, но включает также способность их реализации в практической деятельности;

• внутренней мотивацией к качественному осуществлению профессиональной деятельности на основе сформированных профессиональных ценностей и отношения к своей профессии как к ценности;

• предполагает наличие творческого потенциала саморазвития, что связано с инновационной составляющей профессиональной деятельности.

Особый интерес вызывает соотношение анализируемых понятий «компетенция» и «компетентность». К сожалению, следует отметить, что между данными понятиями нет устоявшегося ограничения, что порой приводит либо к их отождествлению, либо к их дифференциации. При дифференциации этих понятий мы исходим из положения Л.С. Выготского о том, что «понятия связываются по отношению к общности» [4]. «Компетенции - это знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [9, с. 6]. По образному выражению И.А. Зимней, «компетентность - это компетенции в действии» [9, с. 6]. Иными словами, это деятельность, основанная на знаниях и опыте, обусловленная интеллектуальными и личностными характеристиками человека[9].

Опираясь на данный тезис, мы считаем, что понятие «компетентность» и «компетенция» нахо-

дятся в отношении «общее» - «частное». Как следствие, компетенция и компетентность:

• выступают сторонами активности обучающегося;

• компетенция идеальна, нормативна, т. е. она находит отражение в государственных образовательных стандартах, учебных программах; компетентность реальна, она прописывается в квалификационной характеристике специалиста;

• компетенция и компетентность комплементарны, они существуют в зависимости друг от друга и дополняют друг друга. Их соотношение носит динамический характер [20].

Необходимо подчеркнуть, что выбор категории «компетенция» в качестве целевого параметра оценки качества образования не случаен.

Вопрос определения видов, классификации компетенций является не менее актуальным, он до сих пор вызывает острую полемику среди исследователей и остается открытым. В решении данной проблемы, на наш взгляд, наметилась тенденция, согласно которой различают ключевые, базовые и специальные компетенции.

Ключевые компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации, в том числе на иностранном языке; в социально-правовых основах поведения личности в гражданском обществе.

Так как ключевые компетенции представляют собой наиболее общие (универсальные) способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни, то к ним относятся следующие виды компетенций:

1) ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика;

2) общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека;

3) учебно-познавательная компетенция,

предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности;

4) информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию;

5) коммуникативная компетенция, включающая знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и

событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

6) социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах граждан-ско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д.;

7) компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития; выражается в развитии необходимых личностных качеств [21].

Таким образом, ключевые компетенции необходимы для любой деятельности, так как связаны со способностью личности успешно функционировать в обществе и решать поставленные профессиональные задачи на основе использования соответствующей информации, коммуникации, поведения.

Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.) и связаны со способностью личности ее осуществлять. К ним относятся компетенции самоорганизации, взаимодействия.

Специальные компетенции направлены на конкретную предметную или надпредметную сферы профессиональной деятельности. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в конкретной области профессиональной деятельности [21]. Фонологическая компетенция (ФК) относится к разряду специальных компетенций.

Все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль деятельности обучаемого и обеспечивает становление общей профессиональной компетентности будущего специалиста.

Что касается структуры компетенции, то ее инвариантными компонентами выступают знания, умения, навыки и способности. Таким образом, имеет место двумерная модель компетенции, которая представляет собой описание компетенции с точки зрения структуры и вида.

Исходя из вышесказанного, мы сделали попытку сформулировать основные положения ком-петентностного подхода, которые позволяют, на наш взгляд, успешно развивать ФК у студентов-лингвистов.

Компетентностный подход:

• открывает возможность совершенствования фонетической подготовки через согласование ее организации, содержания, результатов с потребностями социума, личности;

• обосновывает и описывает соответствующий состав ФК, ее содержание, в рамках единых теоретических понятий (знаний, умений, способностей);

• обосновывает набор критериев и показателей как регулятор качества сформированности ФК;

• формирование ФК осуществляется с учетом ее социального и деятельностного характера и предполагает изменения в мотивационной, когни-

тивной, поведенческой и эмоциональной сферах личности;

• детерминирует степень сформированности ФК, исходя из основных параметров личности, специфики речевой деятельности.

Таким образом, в контексте современного образования идеи компетентностного подхода, меняя идеологию образовательного процесса, позволяют:

• изучить ФК в логике целостного рассмотрения и ее взаимосвязи с другими компонентами ИКК;

• переориентировать обучение ФК на формирование всех ее составляющих в условиях продуктивной познавательной деятельности;

• определять рефлексивную составляющую ФК как основу и источник формирования и развития продуктивной познавательной деятельности, направленной на создание личностного образовательного продукта, который обеспечивает формирование индивидуального стиля в виде:

S эффективных приемов овладения фонологическими навыками и умениями;

S способов закрепления фонетических средств;

S приемов организации и использования самостоятельной речевой практики с целью совершенствования качества произношения;

• разработать современные информационно-коммуникационные технологии, которые позволят выйти на оптимальный уровень сформированности ФК за счет изменения характера взаимодействия «преподаватель - студент» в сторону сотрудничества;

• формировать поликультурную образовательную среду, которая на основе трансформации характера деятельности с репродуктивного к творчески автономному позволяет создать для студента свободу выбора в принятии индивидуальной стратегии обучения;

• осуществлять обучение ФК с учетом прошлого опыта студента, его интересов и целей.

Таким образом, основные идеи и концептуальные положения компетентностного подхода предполагают приоритет индивидуальности студента, развитие индивидуальных обучающих стратегий, направленных на получение конкретного результата - допустимого уровня сформированности ФК.

Литература

1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики /А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 186 с.

2. Болонский глоссарий. - www.bologna. owwz. de/introduction. html?&L =3

3. Большой энциклопедический словарь: http://www.vedu.ru/bigencdic/ 29421

4. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций: соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Мысль, 1983. - Т. 3. - 390 с.

5. Громыко, Ю.В. Понятия и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова / Ю.В. Громыко //Известия РАО. - 2000. - № 2. - 38 с.

6. Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре / А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 35-44.

7. Европейская система квалификаций// Национальное агентство профессионального развития// http://napd.ru/index.php?option=com_content& task=view&id=40&Itemid=88

8. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. -126 с.

9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -20 с.

10. Клейман, Э.И. Становление учебной компетентности студента в условиях дистанционного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук /

Э.И. Клейман. - Пермь, 2007. - 27 с.

11. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н. Ф. Ра-дионовой, А.П. Тряпицина. - СПб., 2005. - С. 8.

12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. - 2002. - № 4. - С. 254-268.

13. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 7. - С. 30-36.

14. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управле-

ние коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: моногр. /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. -154 с.

15. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

16. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) / под ред. Я.А. Кузьми-нова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник образования. - 2007. - №7. - http://www.vestmk. edu.ru/ n0707.html

17. Рябов, В.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. Серия «Труды методологического семинара Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи перспективы / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов.

- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 45 с.

18. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация /Г.К. Селевко //Народное образование.

- 2004. - № 4. - С. 138-144.

19. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова, Л.С. Шаумяна. - М.: Сов. энцикл., 1964. - 784 с.

20. Федотова, М.Г. Концепция непрерывного профессионально-ориентированного иноязычного образования как условие самореализации будущего специалиста высшей квалификации: моногр. / М.Г. Федотова, Е.В. Ярославова. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. - 316 с.

21. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-65.

22. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов /А.Н. Щукин. - М.: Фи-ломатис, 2004. - 416 с.

Хомутова Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), anastassia98@ rambler.ru

Поступила в редакцию 26 мая 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University

Series “Linguistics” ______________2014, vol. 11, no. 3, pp. 63-68

COMPETENCE APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE LEARNING AND FORMATION OF PHONOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS-LINGUISTS

A.A. Homutova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The article deals with the main point of the competence approach, the terms «competence» and «competency» are defined. The author presents the classification of competences and the main propositions of the competence approach to successfully form phonological competence.

Keywords: competence approach, phonetics, phonological competence, English language.

References

1. Belkin A.S. Osnovy vozrastnoipedagogiki [The basis of age pedagogics] Moscow, Akademia Publ., 2000, 186 p.

2. Bologna glossary. Available at: www.bologna.owwz.de/introduction.html?&L=3

3. Bolshoi entsiklopedicheskiy slovar’ [Thesaurus]. Available at: http:/www.vedu.ru/bigencdic/ 29421

4. Vigotskiy L.S. Istoriya razvitiya visshih psihicheskih funktsiy [The history of development of psychical functions]. Moscow, Misl Publ., 1983, 390 p.

5. Gromiko Y.V. Ponyatia I proekt v teorii razvivayshego obrazovaniya [Notion and plan in the theory of developing education]. Izvestia RAO, 2000, no. 2, 38 p.

6. Dahin A.N. Obrazovatel’naya kompetentnost’: ot sushestvuyshego znaniya k voznikayshei innovatsionnoi kul’ture [Educational competence: from the existing knowledge to insipient innovation culture]. School technologies, 2006, no. 5, 35-44 p.

7. Evropeiskaya sistema kvalifikatsiy [European system of qualification]. Available at: http://napd.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=40&Itemid=88

8. Zeer E.F. Lichnostno orientirovannoe professionalnoe obrazovanie [Person oriented education] Ekaterinburg, Ural State Teacher’s Training University Publ., 1998, 126 p.

9. Zimnyaya I.A. Klyuchevie kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podho-da v obrazovanii: avtorskayversiya [The key competences as effective goal of competence approach in education]. Moscow, Research center of the quality problems of training for specialists Publ., 2004, 20 p.

10. Kleiman E.I. Stanovlenie uchebnoi kompetentnosti studenta v usloviyah distantsionnogo obrazovaniya [Formation of the educational student’s competence in distant education]. Perm’, 2007, 27 p.

11. Kozirev V.A. Kompetentnostniy podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence approach in pedagogical education]. S-Petersburg, 2005, pp. 8.

12. Kontseptsiya modernizatsii rossiiskogo obrazovaniyana period do 2010 goda [The concept of modernization of Russian education till 2010] Public education Publ., 2002, no. 4, pp. 254-268.

13. Kuz’minov Y.A. Professionalniistandartpedagogicheskoideyatelnosti [Professional standard of pedagogical activity] Bulletin of Education, 2007, no. 7. Available at: http://www.vestnik.edu.ru/ n0707.html

14. Milrud R.P. Kompetentnost’ v izucheniiyazika [Competence in learning the language] Foreign languages at school, 2004, no. 7, pp. 30-36.

15. Nikitina E.Y. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnim obrazovaniem studentov vuzov: perspek-tivniepodhodi [Pedagogical management of students’ communicative education: long-term approaches]. Moscow, MANPO, 2006, 154 p.

16. Polonskiy V.M. Slovar’ po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary in education and pedagogics] Moscow, Higher School, 2004, 512 p.

17. Ryabov V.V. Kompetentnost’ kak indicator chelovecheskogo kapitala [Competence as indicator of human asset] Moscow, Research center of the quality problems of training for specialists Publ., 2004, 45 p.

18. Selevko G.K. Kompetentnosti i ih klassifikatsiya [Competences and their classification] Public education Publ., 2004, no. 4, pp. 138-144.

19. Slovar’ inostrannihslov [Dictionary of foreign words] Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1964, 784 p.

20. Fedotova M.G. Kontseptsiya neprerivnogo professionalno-orientirovannogo inoyazichnogo obrazovaniya kak uslovie samorealizatsii budushego spetsialista visshei kvalifikatsii [The concept of continuous professionally-oriented foreign education as condition of self-realization of the future specialist of higher qualification] Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2010, 316 p.

21. Hutorskoi A. Klyuchevie kompetentsii kak component lichnostno-orientirovannoi paradigm obrazovaniya [The key competences as the component of person-oriented paradigm of education] Public Education Publ.,

2003, no. 2, pp. 58-65.

22. Shukin A.N. Obuchenie inostrannim yazikam: teoriya i praktika: uchebnoe posobie dlya prepodavatelei i studentov [Teaching foreign languages: theory and practice: textbook for teachers and students] Moscow, Filoma-tis Publ., 2004, 416 p.

Anastasia A. Homutova, candidate of pedagogy, assistant professor of the department Linguistics and Cross-Cultural Communication, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected]

Received 26 May 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.