Б01: 10.12731/2070-7568-2015-2-37-53 УДК 378.338
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Захарченя Н.Ф.
Цель. Введение маркетинга в область образования способно производить благоприятное воздействие, как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции. Развитие рынка образовательных услуг выдвигает на первый план проблему определения аспектов становления образовательного маркетинга и проведения маркетинговых исследований в области образования. Реализация технологии маркетинга предполагает учёт таких факторов как спрос на образовательные услуги, новейшие достижения в области науки, использование эффективных методов, технологий и обучающих программ, мобильности обучения, позволяющих быстро изменить характер, содержание и условия обучения.
Метод или методология проведения работы. В этой статье представлены некоторые аспекты реализации политики в области образовательного маркетинга.
Результаты. Модели формирования маркетинговой культуры будущих специалистов учреждения дошкольного
образования на примере учебного курса «Маркетинг в дошкольном образовании».
Область применения результатов. Апробация учебного курса была проведена в 2012-2014 годах в учреждении образования «Барановичский государственный университет» (Республика Беларусь).
Ключевые слова: компетентность; компетентност-ный подход; образовательный маркетинг; маркетинговая культура.
COMPETENCE APPROACH TO THE FORMATION OF A MARKETING CULTURE OF FUTURE TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATION
Zakharchenia N.F.
Purpose. Marketing introduction in the field of education is capable to make beneficial impact both on experts of education, and on consumers of their production. The development of the market of educational services foregrounds the problem of the definition of aspects offormation of educational marketing and carrying out market researches in the field of education The necessity to increase the effectiveness of management in the sphere of education, search of innovative methods led to the use of marketing as a way of integrated management ofproduc-tion and sale of educational services which are understood as
a complex of the services focused on realization of main objectives of education that allows to give the definition of educational marketing as the process of production and realization of educational services in the system of education, the demand based on consumers' needs and satisfaction of this demand.
Methodology. In this article some aspects of realization of the policy in the field of educational marketing are considered.
Results. The model offormation of marketing culture offuture specialists of preschool institutions on the example of a special course «Marketing in preschool education».
Practical implications which approbation was carried out in 2012-2014 in educational establishment «Baranovichi State University» (The Republic of Belarus) is offered.
Keywords: competence; competence approach; educational marketing; marketing culture.
Введение
На основе анализа зарубежных и отечественных изданий по проблеме компетенции и компетентности учёными выделены три этапа становления «образования, основанного на компетенциях» (competence-based education - CBE) [3]. Анализ работ исследователей В.И. Байденко, О.Л. Жук, И.А. Зимней, К.Ю. Колесиной, Н.В. Кузьминой, О.Е. Лебедева, А.В. Макарова, Г.А. Пахомовой, Л.А. Петровской, Дж. Равена, Ю.Г. Татура позволил выделить ряд причин, которые обусловили внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования: ускорение темпов социально-экономического развития общества; расширение факто-
ра динамизма и неопределённости; массовость и «всеобщность» высшего образования, что актуализирует проблему его качества; существенные изменения на рынке труда, появление новых профессий и «демаркация» прежних, возрастание роли мобильности в трудовой сфере, что, в свою очередь, требует от работника проявления профессионального универсализма, выражающегося в способности менять сферы и способы деятельности; развитие процессов информатизации, актуализирующих способность специалиста оперативно находить необходимую информацию и пользоваться ею в своей профессиональной деятельности; внедрение «рыночных механизмов» и систем менеджмента качества в сферу высшего образования; профессионализация высшего образования, содержание и технологии которого в связи с этим должны соответствовать будущей профессиональной деятельности специалиста; усиление роли личностного развития и усложнение задач профессионального совершенствования, что повышает требования готовности молодого специалиста к постоянному самообразованию, рефлексии качества своей деятельности, её самооценке и коррекции.
Согласно В.И. Байденко, компетентностный подход позволяет: перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания; «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его); положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач; поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда; ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций [1, с. 4-12].
Главным элементом содержания обучения при компетент-ностном подходе становится опыт решения разнообразных задач и выполнения социально-профессиональных ролей и функций. Опыт формируется не как традиционные умения, а за счёт активных (рефлексивно-деятельностных) форм и методов обучения, включения обучающихся в созданные в образовательном процессе ситуации, моделирующие профессиональные и жизненно важные проблемы. Такой подход обеспечивает формирование у выпускников универсальных знаний и опыта, которые не передаются по образцам, а осваиваются посредством самостоятельного поиска способов деятельности в разнообразных учебно-социальных ситуациях. Внедрение компетентностного подхода на уровне образовательного процесса вуза предполагает переориентацию в соответствии со сформулированными на компетент-ностной основе целями и результатами образования содержания обучения на деятельностный тип, внедрение ситуаций и задач, моделирующих социальный и содержательно-профессиональный контексты будущей профессии и выступающих как средства формирования и диагностики компетенций.
Функции компетентностного подхода в высшем образовании были определены О.Л. Жук: операционализационная, связанная с определением результатов образования в виде компетенций и операционализацией компетенции посредством выявления обоб-
щенных знаний, умений, навыков, способностей и видов готовности студента (выпускника), обеспечивающих его компетентность и гарантирующих результативность решения профессиональных, социальных, личностных задач; деятельностно-техно-логическая, реализация которой направлена на конструирование деятельностного типа содержания обучения, максимально приближенного к сфере будущей профессии студентов; разработку и внедрение в учебный процесс задач (проблем), способы решения которых соответствуют технологиям профессиональной деятельности; разработку и/или использование соответствующих методик (технологий) обучения, способствующих самостоятельной продуктивной учебно-исследовательской деятельности студентов; воспитательная, связанная с усилением воспитательной составляющей образовательного процесса и направленная на формирование у студентов организаторского и управленческого опыта, культуры коммуникации, способности к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию; диагностическая, направленная на разработку более эффективной системы мониторинга качества профессионально-образовательного процесса, в частности диагностики достигнутых уровней сформированности у студентов (выпускников) компетенций [2, с. 32-39].
В качестве основных принципов реализации компетентност-ного подхода в высшем образовании, уточняющих его сущность, выделяют: комплексность, означающую внедрение компетент-ностного подхода в совокупности с другими подходами, реали-
зуемыми при организации целостного образовательного процесса, с также отдельных его компонентов; взаимосвязь компетент-ностного подхода с принципом гуманизации образовательного процесса, обеспечивающую личностно-развивающий характер профессиональной подготовки и эффективную самореализацию и саморазвитие студентов; междисциплинарность и интегра-тивность, что предполагает содержательно-технологическую интеграцию дисциплин социально-гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального блоков профессиональной подготовки и их взаимосвязь с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника; содержательно-технологическую преемственность обучения и воспитания студентов, обеспечивающую единство и согласованность педагогических требования и средств, направленных на развитие у студентов продуктивного стиля мышления и деятельности, личностных качеств, определяющих сущность формируемых компетенций; диагностичность, что предполагает поэтапное выявление степени сформированности компетенций посредством разработанного диагностико-критериального аппарата [1, 2].
Подготовка современных специалистов системы дошкольного образования осуществляется в соответствии с разработанным на основе компетентностного подхода образовательным стандартом первой ступени высшего образования для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование. В качестве общих целей подготовки специалиста определены: формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать ака-
демические, включающие знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться; профессиональные, включающие знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в сфере образования и науки; социально-личностные компетенции, включающие культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности; профессиональное и личностное развитие педагога. Кроме того, в стандарте указаны те виды профессиональной деятельности, в которых будущий специалист должен проявлять свою компетентность, а именно: обучение, воспитание, учебно-методическая, инновационная, организационно-управленческая, просветительская и научно-исследовательская деятельность.
На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы по маркетинговой деятельности в сфере образования, можно выделить некоторые противоречия между социально-экономическим характером требований общества к учреждению дошкольного образования и условиями его деятельности (вопросы бюджетного и внебюджетного финансирования). Однако штатным расписанием в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь не предусмотрено введение в штат единицы маркетолога, поэтому актуальным является положение о том, что маркетинг постепенно должен стать компонентом системы управления развитием учреждения дошкольного образования. Конкурентоспособность на рынке образовательных услуг может
быть обеспечена набором профессиональных качеств заведующего учреждением дошкольного образования как менеджера образования, а также педагогов учреждения дошкольного образования, составляющих маркетинговую готовность и, как следствие, маркетинговую компетентность.
Маркетинговая готовность педагогов учреждения дошкольного образования реализуется через взаимодействие трёх компонентов: содержательно-процессуального (владение знаниями и умениями практической организации мероприятий по привлечению внебюджетных средств в учреждение образования), моти-вационно-целевого (стремление к совершенствованию знаний и умений в области маркетинга образовательных услуг учреждения образования), ориентировочно-нравственного (отражение значимости поведенческого маркетинга для коллектива работников учреждения образования). Маркетинговая культура специалиста позволяет разрешать проблемные ситуации, постановить проблему деятельности субъекта в поле эвристической деятельности, предполагающей поиск путей решения проблемы, способствует установлению связей между её элементами, выбору вариантов, выдвижению и проверке гипотез с применением различных эвристик, позволяющих свести проблему к ранее решенной и тем самым свести деятельность субъекта к репродуктивной.
Формирование маркетинговой культуры педагогов учреждений дошкольного образования представляется возможным при изучении учебного курса «Маркетинг в дошкольном образовании» в процессе получения высшего образования и повышения квалификации в учреждениях системы дополнительного образо-
вания взрослых. Содержательным компонентом названного учебного курса являются концепции образовательного маркетинга, маркетинговые исследования, маркетинговая среда, маркетинговые стратегии, маркетинговые коммуникации.
Внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции. На основе маркетингового исследования на микро- и макроуровне должны разрабатываться все элементы комплекса маркетинга сферы образовательных услуг.
Формирование готовности к маркетинговой деятельности может предусматривать упражнения обучаемых в: определении желаемой ответной реакции контактной аудитории (знание, убеждённость, реализация знаний); выбор обращения, средств распространения информации, ее носителей (синтез теоретических (специально-научных, управленческих, философских, психолого-педагогических, социокультурных) знаний).
Студенты учреждения высшего образования, как будущие специалисты, выступающие в качестве субъектов маркетинговой деятельности, должны владеть аспектами её организации в учреждении дошкольного образования. Внедрение маркетинга в область дошкольного образования представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения эффективной деятельности учреждения дошкольного образования. Следовательно, возникла необходимость формирования у студентов представлений о рыночных механизмах развития учреждения дошкольного образования на основе маркетинговых подходов по-
средством освоения ими содержания учебного курса «Маркетинг в дошкольном образовании». Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач: знакомство студентов с основными понятиями теории маркетинга; адаптация общих теорий и методик к маркетингу в сфере дошкольного образования; осознание значения маркетинга в работе современного учреждения дошкольного образования.
В процессе приобретения профессиональных компетенций в результате изучения учебного курса студенты овладевают основными понятиями теории маркетинга; законами и принципами построения маркетинговой деятельности учреждения дошкольного образования; отличительными особенностями образовательной услуги, её параметрами и характеристиками; особенностями поведения потребителей на рынке образовательных услуг. При этом студенты приобретают практические умения адаптировать общие теории и методики к маркетингу в сфере дошкольного образования; анализировать внешние и внутренние факторы, определяющие положение учреждения дошкольного образования на образовательном рынке и перспективы его развития; сегментировать рынок образовательной среды; осуществлять маркетинговые исследования, направленные на изучение рынка образовательных услуг и образовательных потребностей; проектировать стратегическое развитие учреждения дошкольного образования на основе маркетинговых подходов; разрабатывать план маркетинга образовательных услуг; осуществлять эффективный контроль качества за маркетинговой деятельностью учреждения дошкольного образования.
Содержательный компонент образовательной модели будущего специалиста в области дошкольного образования раскрывается в примерном тематическом плане учебного курса, в структуру которого входит два раздела: «Концептуальные основы маркетинга» и «Маркетинг образовательных услуг». Каждый раздел представлен рядом тем, которые характеризуются относительно самостоятельными укрупнёнными дидактическими единицами содержания обучения. Все темы имеют учебно-методическое обеспечение.
Процессуальный и методический компонент образовательной модели подготовки специалистов дошкольного образования в учебной программе учебного курса обеспечивается наличием ряда форм организации учебного процесса, направленных на оптимизацию и интенсификацию процесса обучения. Основными методами обучения, с помощью которых решаются задачи и достигается цель учебного курса являются: элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, обучающе-исследовательский метод), реализуемые на лекционных занятиях; элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, реализуемые на практических занятиях; метод учебных ситуаций, реализуемых на практических занятиях; игровые и групповые технологии.
При изучении содержания учебного курса используется такая форма самостоятельной работы студентов как подготовка рефератов, сообщений, докладов в сопровождении мультимедийными презентациями. Оценка учебных достижений студентов произво-
дится по 10-балльной шкале, критерии которой утверждены Министерством образования Республики Беларусь. При этом формами контроля являются вводная и заключительная рефлексия, презентации практических разработок, портфолио студента, промежуточное тестирование, сдача экзамена.
Результаты исследования
Апробация содержания учебного курса «Маркетинг в дошкольном образовании» осуществлялась в первом семестре 2012-2013 учебного года по учебным планам учреждения образования «Барановичский государственный университет» для студентов выпускного курса дневной и заочной формы получения высшего образования по основной специальности «Дошкольное образование». Положительная динамика показателей сформи-рованности компетенций студентов в области образовательного маркетинга позволила расширить границы научного исследования в 2013-2014 и 2014-2015 учебных годах на предмет практической реализации маркетинговых исследований студентами в учреждениях дошкольного образования при прохождении производственной преддипломной практики. Нами была разработана программа маркетингового исследования по теме «Дополнительные образовательные услуги в области дошкольного образования», в структуре которой определена актуальность и необходимость проведения маркетингового исследования, обозначена цель, разработаны задачи, выделены объекты и предметное поле исследования. План реализации программы включает поэтапное выполнение ряда мероприятий, позволяющих изучить спрос на
дополнительные образовательные услуги в области дошкольного образования, и предложение разных видов образовательных услуг от государственных учреждений дошкольного образования, учреждений культуры, спорта и здравоохранения, а также частных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Методическим инструментарием программы маркетингового исследования выступили вопросы к беседе и анкеты для заведующих учреждениями дошкольного образования г. Барановичи, воспитателей дошкольного образования, индивидуальных предпринимателей и родителей воспитанников раннего и дошкольного возраста по теме «Запросы на оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе».
Заключение
Результаты проведённого маркетингового исследования выступили информационной базой для дальнейшего исследования проблемы оказания дополнительных образовательных услуг в области дошкольного образования, необходимости разработки нормативного правового обеспечения, регулирующего оказание образовательных услуг на платной основе в государственных учреждениях дошкольного образования, а также программно-методического обеспечения образовательных услуг, на которые имеется спрос у потребителей.
Таким образом, внедрение учебного курса «Маркетинг в дошкольном образовании» в образовательный процесс учреждения образования «Барановичский государственный университет» по-
зволило сформировать у студентов, обучающихся по основной специальности «Дошкольное образование» академические, социально-личностные и профессиональные компетенции, являющиеся частью маркетинговой культуры будущих педагогов дошкольного образования.
Список литературы
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 4-12.
2. Жук О.Л. Психолого-педагогическая компетентность выпускника классического университета // Вышэйшая школа. 2011. №5. С. 32-39.
3. Rausch E., Sherman H., Washbush J. B. Defining and assessing competencies for competency-based, outcome-focused management development // The Journal of Management Development. 2002. №21. Рр. 184-200.
References
1. Bajdenko V.I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (K osvoeniju kompetentnostnogo podhoda) // Vysshee obrazo-vanie v Rossii. 2004. №11. Рр. 4-12.
2. Zhuk O.L. Psihologo-pedagogicheskaja kompetentnost' vypusk-nika klassicheskogo universiteta // Vyshjejshaja shkola. 2011. №5. Рр. 32-39.
3. Rausch E., Sherman H., Washbush J.B. Defining and assessing competencies for competency-based, outcome-focused management development // The Journal of Management Development. 2002. №21. Pр. 184-200.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Захарченя Наталья Фёдоровна, преподаватель кафедры дошкольного и музыкального образования, соискатель учёной степени кандидата педагогических наук
Барановичский государственный университет; Балтийский Федеральный университет им. И.Канта
ул. Войкова 21, г. Барановичи, Брестская область, 225404, Белоруссия; ул. Александра Невского, 14А, Калининград, Калининградская обл., 238300, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zakharchenia Natalija Feodorovna, lecturer Department of elementary and music education, applicant for a scientific degree of the candidate of Sciences
Baranovichi State University; Immanuel Kant Baltic Federal University
21, Voikov Str., 225404 Baranovichi, Brest Region, Belarus; 14 A, Nevskogo str., Kaliningrad, 236041, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Плескацевич Николай Миронович, заведующий кафедрой педагогики учреждения образования «Барановичский государственный университет», кандидат педагогических наук, профессор