Научная статья на тему 'Компетентностный подход в проектном менеджменте'

Компетентностный подход в проектном менеджменте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление проектами / компетентностный подход / виды компетенций / учет компетенций команды в проектном менеджменте / project management / competence ap- proach / types of competencies / accounting of team competencies in project management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Егоровна БойКо, Вера Викторовна Ламбрехт, Людмила Станиславовна Сорокина

В статье рассматриваются виды компетенций специалистов при осуществлении подготовки и реализации проектов. Формулируется подход к необходимости учета компетенций команды в проектном менеджменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Егоровна БойКо, Вера Викторовна Ламбрехт, Людмила Станиславовна Сорокина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence Approach in Project Management

The article deals with the types of competencies of specialists in the implementation of the preparation and implementation of projects. The approach to the need to take into account the competencies of the team in project management is formulated.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в проектном менеджменте»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10105

Компетентностный подход в проектном менеджменте

Competence Approach in Project Management

Ольга Егоровна БОЙКО,

кандидат экономических наук, доцент Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

Вера Викторовна ЛАМБРЕХТ,

старший преподаватель Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

E-mail: lamvera@yandex.ru

Людмила Станиславовна СОРОКИНА,

старший преподаватель Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

Аннотация. В статье рассматриваются виды компетенций специалистов при осуществлении подготовки и реализации проектов. Формулируется подход к необходимости учета компетенций команды в проектном менеджменте.

Ключевые слова: управление проектами, компе-тентностный подход, виды компетенций, учет компетенций команды в проектном менеджменте

В настоящее время процессы управления в социально-экономической сфере в России претерпевают значительные изменения, что приводит к необходимости модернизации многих социальных институтов. Одним из направлений глубокой модернизации российской системы управления является внедрение в эту систему проектного менеджмента. На наш взгляд, несмотря на определенные успехи внедрения методик проектного менеджмента в управление предприятием, в системе управления персоналом существует определенный пробел. В этой системе, напрямую связанной с экономическими процессами через подготовку и подбор команды проекта, зачастую не уделяется достаточного внимания использованию компетен-тностного подхода.

Причины отсутствия компетентностного подхода в проектном менеджменте — недостаточное развитие системы управления персоналом, отсутствие опыта и знаний в области управления на основе компетентностного подхода, а также нестабильность и динамичность бизнеса.

Невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе,

Abstract. The article deals with the types of competencies of specialists in the implementation of the preparation and implementation of projects. The approach to the need to take into account the competencies of the team in project management is formulated.

Key words: project management, competence approach, types of competencies, accounting of team competencies in project management

соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей, проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации могут привести к серьезным негативным последствиям бизнес-проекта. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу конкретного проекта. Удовлетворение потребностей общества требует от современного специалиста высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности в результатах своего труда, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т.д. В связи с этим одна из основных задач в системе управления персоналом — подбор участников проекта, владеющих определенными компетенциями, достаточными для реализации того или иного проекта, т.е. тем, что они могут делать, каким способом деятельности ов-

170

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2

ладели, к чему они готовы. Именно это обычно и называют компетентностным подходом.

Компетенция — это совокупность личностных, деловых и профессиональных характеристик работника, которые необходимы для эффективного решения определенных задач проекта.

Среди основных путей решения проблемы в проектном менеджменте по выбору приоритетных компетенций можно указать следующие:

■ привлечение компаний, предоставляющих услуги ИК-консалтинга;

■ мобилизацию внутренних сил команды проекта.

Модель компетенций в проектном менеджменте включает в себя:

■ методы анализа работ для построения модели компетенций;

■ прогностическое интервью;

■ интервью по выявлению критических событий;

■ структурированные опросники;

■ анализ документации.

Общими для всей команды проекта и всех его участников являются профессионально значимые компетенции.

1. Функциональная компетентность / знание бизнеса:

■ участник проекта знает системы и процессы, включая знания о бизнес-процессах вне конкретного проекта;

■ проявляет существенную профессиональную подготовку в сфере своей деятельности;

■ конвертирует специализированные знания в бизнес-решения.

2. Исполнительность / ориентированность на результат проекта:

■ устанавливает и следует четким целям и приоритетам, отвечает по своим обязательствам;

■ проявляет умение работать в условиях недостатка времени;

■ оперативно выявляет и решает проблемы, настойчиво преодолевает трудности;

■ инновативность при внедрении бизнес-практики.

3. Качество работы и использование опыта наиболее успешных бизнес-практик:

■ стремится к непрерывному совершенствованию рабочих процессов в проекте;

■ расходует достаточное количество времени и других ресурсов для правильного выполнения работы по проекту;

■ в работе должное внимание уделяет деталям проекта.

4. Стратегическое мышление:

■ придерживается глобального видения ситуации при принятии бизнес-решений, рассматривает выгоду команды проекта в целом;

■ превращает абстрактное видение ситуации в последовательные действия для себя и участников проекта;

■ создает долгосрочные решения, действует с учетом перспектив бизнес-проекта.

5. Инновативность / готовность к риску:

■ проявляет инициативу, не останавливается на достигнутом;

■ поощряет новаторство и креативность;

■ находит инновационные решения бизнес-задач проекта;

■ управляет собой и коллегами.

6. Руководство:

■ эффективно делегирует работу, обозначает высокую степень ответственности за важные этапы работы проекта;

■ планирует эффективную рабочую нагрузку и распределение ресурсов в проекте;

■ рационально использует ресурсы проекта.

7. Командная работа:

■ поддерживает атмосферу сплоченности команды проекта;

■ ставит задачи и приоритеты команды превыше собственных;

■ разделяет принципы командной работы и общих обязанностей.

8. Личностный рост:

■ активно стремится получить обратную связь для саморазвития;

■ непрерывно оценивает степень развитости своих навыков в целях повышения эффективности работы и возможного карьерного продвижения;

■ учится на собственном опыте.

Таким образом, использование компетентнос-тного подхода в проектном менеджменте позволит:

■ определять ключевые требования должностей к работникам и кандидатам на замещение вакансий;

■ объективно оценивать необходимость обучения персонала;

■ повышать эффективность работы с резервом кадров;

■ обеспечивать развитие у работников ключевых компетенций.

Выявление приоритетных компетенций в каждом конкретном случае потребует наибольшей конкретизации параметров проекта.

Список литературы

1. Андреев А Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3—11.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. 6-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2010.

3. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999.

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.