ванная и децентрализованная система гран-товой поддержки научных разработок транснациональных исследовательских групп наших стран, дополненная системой их многопрофильной межгосударственной поддержки и экспертизы. Исходные основания для такой работы созданы, а как показал наш анализ, объективных причин, препятствующих развитию научно-образовательной коо-
перации стран СНГ, нет. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
Литература
1. Программа перспективного развития Белорусского государственного университета на 2011-2015 годы / Сост.: С.В. Абла-мейко и др. Минск: БГУ, 2011. 87 с.
ABLAMEIKO S, SAMOKHVAL V. DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN BELARUS STATE UNIVERSITY AND ITS COUNTERPARTS FROM THE CIS
Effective international cooperation in science and education can help higher education institutions in improving the quality of education and research, while being a part of mutually beneficial partnerships across borders, participating in science and technological exchanges, and benefiting from greater exposure to the cultures and traditions of other nations. The article explores the challenges to establishing a common education area, and describes the status of international cooperation in education and research between Belarus State University and its counterparts from the CIS.
Key words: international cooperation in science and education, CIS common education area, harmonization of education standards.
Ю.Н. ПАК, профессор Д.Ю. ПАК, доцент Карагандинский государственный технический университет
Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения
Обозначены проблемные вопросы высшей школы Казахстана в связи с вхождением в Болонский процесс. Вскрыты особенности совершенствования образовательных программ в формате компетентностной модели специалиста. Актуализируется проблема корпоративного участия бизнес-сообщества в проектировании профессиональных стандартов с четко обозначенными профессиональными компетенциями. Даны рекомендации по формированию ГОС нового поколения на основе компетентностно-го подхода с учетом казахстанской действительности.
Ключевые слова: компетентностная модель специалиста, ключевые компетенции, государственный стандарт, профессиональный стандарт., Болонский процесс, качество высшего образования, образовательные программы.
В системе высшего образования Казахстана в период 1995-2010 гг. разработано четыре поколения государственных образовательных стандартов. Каждое поколение ГОС выполняло конкретные социально-экономические задачи своего времени.
В этих стандартах преобладал «знаниевый » подход, ориентированный на накопление знаний. В ГОС последних поколений прописаны элементы компетентностного подхода с обозначением ряда ключевых компетенций. Поэтому образовательные про-
граммы бакалавриата, в особенности по техническим специальностям,предполагается формировать не в формате усеченной программы пятилетнего инженера, а как вполне самодостаточные и востребованные с учетом компетентностного подхода [1]. Магистратура должна развиваться как самостоятельный уровень высшего образования, реализующий углубленно-дифференцированный подход к обучению в узкоспециализированном направлении. Эффективность магистерского обучения будет выше, если предпочтение при доступе к нему будет отдаваться бакалаврам, имеющим опыт практической работы.
Актуализация компетентностного подхода в казахстанской высшей школе обусловлена необходимостью практической реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития и присоединением Казахстана к Болонскому процессу. Формирование образовательных программ, ориентированных на компетент-ностную модель специалиста, - это путь преодоления разрыва между конечными результатами образования и современными требованиями рынка труда. Не отрицая значимости комплекса знаний и умений, он акцентирует внимание на достижении интегрированного результата, каковым является компетентность.
В настоящее время компетентностный подход вызывает неоднозначную реакцию в академической среде [2]. Имеющееся разнообразие отражает субъективные пристрастия авторов. Это делает необходимым проведение специальных методологических исследований этой проблемы с учетом реалий казахстанской действительности.
Компетентностный подход в формате зарубежной практики предполагает перенос основного внимания с качества образовательных программ и организации учебного процесса на конечные результаты обучения и освоения программ. При этом если качество программ и организации учебного процесса можно проверить (критерии, стан-
дарты, аттестация и др.), то результаты обучения в терминах компетенций не поддаются прямым измерениям.
В образовательных программах бакалавриата, согласно ГОС нового поколения, требования к результатам обучения определены в формате социально-личностных и профессиональных компетенций. Что же дает принятие компетентностного подхода взамен чисто ЗУНовского подхода?
В основу результата обучения при ЗУНовском подходе положена квалификация, соответствующая полученным знаниям, умениям и навыкам. Основой же ком-петентностного подхода является квалификационная модель в формате компетенций. Иными словами, компетентность - это способность (готовность) на основе полученных знаний, умений, навыков и личностных качеств успешно осуществлять профессиональную деятельность. Таким образом, компетентностный подход акцентирует внимание на обладании не только необходимым объемом знаний, но и умением применять их в различных ситуациях. Качество подготовки, конкурентоспособность выпускника зависят от уровня приобретенных компетенций. При этом стоит отметить, что умение применять полученные знания успешно демонстрировалось и раньше - в процессе выполнения курсовых проектов, контрольных заданий, а также в ходе итоговой аттестации (защиты выпускных работ). Поэтому, как справедливо утверждают российские коллеги, мнение о том, что компетентностная модель специалиста является принципиально новым подходом при формировании образовательных программ, представляется необоснованным [3].
Сейчас крайне важно содействовать повышению информированности научно-педагогической общественности и общества в целом о Болонском процессе, в который Казахстан вступил в марте 2010 г. Нужны системные меры по формированию критической массы осведомленности и социально-психологической готовности наших ву-
зов кпеременам. В европейском сообществе, а также в России бытует мнение, что Болон-ская декларация подписана министрами образования 29 европейских стран без учета мнения вузовской общественности [4]. В этой связи особо актуальным становится углубление знаний о Болонском процессе -его целях и задачах, о сложностях и противоречивом характере его развития - для поиска более «мягких» путей вхождения в этот общеевропейский проект.
Поэтому прежде всего необходим научно-методический анализ существующих образовательных стандартов высшего образования. Ориентируют ли существующие ГОС на получение глубоких знаний по изучаемым дисциплинам? Соответствуют ли перечень обязательных дисциплин и их содержание формированию опережающего образования? Создана ли в вузах современная инфраструктура учебного, воспитательного и научного процессов, способствующая выработке ключевых профессио-нально-личностныхкомпетенций? Кто и как будет оценивать результативность прописанных в стандартахтребований,критериев, положений? Новое поколение государственных стандартов нужно проектировать таким образом, чтобы качество подготовки специалистов отвечало требованиям обучающихся, рынка и общества в целом.
Переход на многоуровневую структуру подготовки (бакалавр - магистр - доктор PhD), единое национальное тестирование, подписание Болонской декларации, отказ от подготовки традиционных кандидатов и докторов наук - все это примеры административных решений вне широкого обсуждения в научно-образовательной сфере. Привели ли они кповышению качества образования? Скорее нет, чем да! Одна из причин состоит в том, что образование в целом и высшее в частности так и не стало приоритетом в экономической политике. Между тем во всем цивилизованном мире образование считается наиболее прибыльной сферой размещения капитала.
В настоящее время в Казахстане с населением около 16 млн. человек насчитывается 148 вузов. По числу вузов на душу населения Казахстан находится в числе лидеров. Массовый спрос на высшее образование породил возникновение негосударственных вузов, в настоящее время составляющих до 2/ 3 всех образовательных учреждений ВО. Низкое качество образования в основном связывают с появлением частного сектора. В действительности же проблема не в количестве вузов, а в качестве обучения.
В обществе сложилось мнение о том, что диплом о высшем образовании - это непременный атрибут благополучного трудоустройства и дальнейшего карьерного роста. Преобладающий спрос на диплом, а не на знания порождает завуалированную выдачу дипломов в рассрочку. В погоне за увеличением контингента обучающихся, в том числе и платных студентов, вузы в большинстве своем не мотивированы к развитию и применению передовых технологий обучения. Говоря о качестве образования, не следует забывать и о процедуре единого национального тестирования.
Обозначенный в Госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 гг. курс на создание сети инновационных университетов нового типа является серьезным шагом на пути приближения к уровню рейтинговых университетов мира. Селективная поддержка ведущих вузов при жестко ограниченных финансовых ресурсах государства известна в мировой практике. Тем не менее она не решает главную задачу - повышение уровня образованности всего общества. Качество образования требует расходов, а высокое качество - больших расходов. В долгосрочной перспективе это высокодоходные инвестиции в будущее. К сожалению, большинство нововведений в высшей школе коснулись преимущественно внешнего контура образовательного процесса и практически не затронули внутренней сердцевины. Борьба за качество обернулась для
вузов массой отчетной документации и административным прессингом. Внедренные в образовательную сферу системы менеджмента качества добавили поток бюрократических бумаг.
Модернизация высшего образования в контексте Болонского процесса ставит ряд проблемных вопросов.
• Насколько казахстанские вузы свободны в части проектирования образовательных программ, выбора приоритетов в учебно-исследовательской работе, автономного использования ресурсов?
• Насколько сбалансированы академическая, организационная и экономическая стороны автономности?
• Является ли существующая модель управления высшим образованием адекватной задачам модернизации высшей школы?
• Готовы ли вузы осознанно интегрироваться согласно Болонскому сценарию?
• Получит ли вузовская наука дальнейшее развитие? Будет ли в вузах усилен исследовательский компонент?
• Будет ли обеспечено достаточное финансирование для практической реализации основных принципов Болонского процесса?
ГОС нового поколения целесообразно проектировать на основе компетентностной модели специалиста с использованием общеевропейской системы зачетных единиц (ECTS) [5]. Это придаст образовательным программам большую узнаваемость. Трудоемкость учебного года следует оценивать не 32 кредитами, а 60 кредитами, как это принято в европейских вузах согласно Болон-ской декларации. В целом бакалаврские образовательные программы нужно планировать с учетом 4-летнего цикла (240 кредитов ECTS). В ФГОС следует закрепить одинаковый перечень общих компетенций для одного направления подготовки, а перечень профессиональных компетенций выпускников разного уровня (бакалавр, магистр) дифференцировать по объему в зависимости от уровня образования. Формирование
каждой компетенции обеспечивается определенным набором дисциплин, объединенных в модули. Таким образом, ГОС нового поколения предполагает проектирование результатов образования на основе квалификационной характеристики выпускника в формате компетенций. Выработка необходимых компетенций для выпускников-бакалавров - задача сложная. Сложность состоит в том, что перечень требуемых компетенций напрямую зависит от вида профессиональной деятельности бакалавров. Для производственно-технологической деятельности выделяют одни ключевые компетенции, для организационно-управленческой -другие, а для экспериментально-исследовательской - третьи.
В основу государственных стандартов по специальностям бакалавриата должны быть положены функциональные задачи, которые должен уметь решать выпускник, и ключевые компетенции, которые он должен приобрести в процессе обучения. Поставленные функциональные задачи и обозначенные компетенции определяют содержание образовательной программы. Современная структура содержания образовательной программы бакалавриата имеет государственную (обязательную) и вариативную (вузовскую) составляющие. Государственная составляющая является инвариантной и определяется образовательным стандартом специальности. Вариативная составляющая определяется вузом самостоятельно с учетом сложившихся научно-педагогических школ, специфики направления подготовки и требований регионального рынка труда. Вполне очевидно, что при разработке ГОС нового поколения в формате компетенций следует оптимизировать соотношение государственного и вузовского компонентов образовательных программ. При этом приоритет должен быть за методологическими аспектами, определяющими совокупность компетенций.
К сожалению, в основных положениях ГОС РК-2011 «Высшее образование. Бака-
лавриат» сделан резкий крен в сторону уменьшения обязательного компонента (ОК) и увеличения вузовского компонента (ВК). В частности, доля ОК и ВК в цикле профилирующих дисциплин составляет 16% и 84% соответственно, а в цикле базовых дисциплин - 31% и 69%.
В соответствии с этими рекомендациями сильные вузы будут способны легализовать образовательные программы, а для слабых вузов будет затруднительно трансформировать обилие кредитов ВК в нужный перечень дисциплин (учебные модули) с требуемыми компетенциями. Можно ли пятью казахстанскими кредитами (это две дисциплины объемом по 270 академических часов), выделяемыми на обязательный компонент профилирующих дисциплин, сформировать требуемые профилирующие компетенции?
Совершенно нелогичным представляется безальтернативность цикла общеобразовательных дисциплин при полном отсутствии в нем дисциплин по выбору. Обилие в этом цикле обязательных дисциплин социально-гуманитарной направленности (история Казахстана, философия, социология, политология, основы права, основы экономической теории), часть из которых дублируется школьной программой, напоминает советское время. Сейчас, в эпоху глобализации и высокой динамики перемен в социально-экономической сфере, студентам вузов должна быть предоставлена возможность выбора именно по этому блоку дисциплин.
Компетентностный подход при формировании ГОС нового поколения предполагает системные преобразования в высшей школе, затрагивающие содержание образовательных программ, организацию учебного процесса, в т.ч. и СРС, технологии обучения и контроля знаний, учебно-методическое и информационное обеспечение. Важным станет выбор таких технологий обучения, которые бы стимулировали активную вовлеченность студентов в научно-образовательную среду.
Развитие социального партнерства (вуз - бизнес) - это стратегическое направление подготовки конкурентоспособных специалистов. В этом плане государство должно инициировать и поддерживать усилия по корпоративному взаимодействию высшего образования и бизнес-сообщества, прежде всего - в части совершенствования содержания образования на основе использования профессиональных стандартов. Образовательные стандарты нужно проектировать в соответствии с ключевыми компетенциями, обозначенными в соответствующих профессиональных стандартах.
Внедрение компетентностного подхода в образовательную практику казахстанской высшей школы должно сопровождаться установлением соответствия между компетенциями выпускника и перечнем дисциплин, посредством которых планируется сформировать обозначенные компетенции, а также выявлением критериев определения готовности выпускника результативно применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности. Это сложнейшая задача, решение которой затруднено в силу отсутствия научно обоснованной методологии трансформации требований квалификационной характеристики и компетенций специалиста в содержание образовательной программы.
Компетентностный подход в ГОС нового поколения, согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., предполагает их проектирование на основе профессиональных стандартов с четко определенными компетенциями. Доля таких стандартов к 2015 г. достигнет 50%.
При всем многообразии факторов для работодателя прежде всего важна профессиональная компетентность специалиста, его способность и готовность эффективно решать производственные задачи. Это еще раз подтверждает необходимость разработки профессиональных стандартов с чет-
ким определением ключевых компетенций будущего специалиста.
Компетентностный подход в ГОС нового поколения должен способствовать гармонизации требований рынка труда к сфере образования. Бизнес-сообщество должно стать не только потребителем и заказчиком специалистов определенных направлений подготовки, но и равноправным партнером всего образовательного сообщества - партнером, профессионально готовым к компетентному разрешению конфликтов интересов и способным разделить меру ответственности. Справедливости ради следует отметить, что далеко не цивилизованный казахстанский рынок и бизнес не в полной мере готовы сейчас к активному сотрудничеству. Бизнес-сообщество еще слабо информировано о сути Болонского процесса и предстоящих реформах в высшем образовании. Отсутствие профессиональных стандартов является серьезной проблемой на пути к активному участию бизнеса в совершенствовании ГОС нового поколения. Несмотря на то, что в сообществе отмечается некоторый скептицизм в достижении результативности такого партнерства, эту трудоемкую работу, требующую значительных усилий высококвалифицированных экспертов, необходимо продолжать.
Позитивный эффект возможен на пути синергии учебно-методических объединений вузов РК и повышения их ответственности в разработке и реализации конкурентоспособных образовательных программ в соответствии с ГОС нового поколения.
Без активного участия бизнес-сообщества и работодателей вузы не в состоянии получить адекватное представление о дозировании прикладных и фундаменталь-ныхзнаний при проектировании образовательных программ бакалавриата. Знаний не бывает много. Но следует ли затрачивать усилия и средства на невостребованные знания? Любые знания, в том числе и фун-
даментальные, не получившие практического применения, могут исчезнуть из арсенала специалиста.
Нужны системные меры институционального взаимодействия высшей школы и работодателей в целях постоянного повышения профессионального уровня и компетентности ППС и систематического обновления образовательных программ. Эти действия дадут положительные результаты при объективной оценке главного сегмента образовательного рынка, который составляют преподаватели. Без кардинального изменения социального статуса вузовского преподавателя трудно ожидать успеха реформ, они будут иметь скорее имитационный эффект.
При проектировании ГОС, основанных на компетентностном подходе, возникают вопросы, касающиеся уровня специализации выпускника-бакалавра. Работодатели, как правило, заинтересованы в узкой специализации, позволяющей выпускникам быстрее адаптироваться на конкретных рабочих местах. Вузы же стремятся к широкой базовой подготовке, основанной на прочном фундаменте теоретических знаний, без которого быть конкурентоспособным в быстроменяющихся условиях невозможно. В этом вопросе важно соблюсти баланс интересов. Процесс обучения не должен превратиться в натаскивание обучающихся на достижение необходимых компетенций без достаточного объема базовых и профессиональных знаний. Цель совершенствования высшей школы - обеспечение подготовки не исполнителей-ремесленников, а профессионалов с креативными способностями, готовых всесторонне применять полученные знания.
Это потребует новых организационно-управленческих и методических решений, обеспечивающих формирование заявленных ключевых компетенций и гарантированное качество высшего образования.
Литература
1. Пивень Г.Г, Пак Ю.Н. Казахстанская выс-
шая школа и Болонский процесс// Высшее образование в России. 2005. № 9.
2. Болонский процесс: Середина пути / Под
ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
3. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А.,
Кузнецов В.С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. № 6.
4. См.: Байденко В.И. Многоплановый и си-
стемный характер Болонского процесса // Высшее образование в России. 2009. № 9.
5. Пак Ю.Н, Пак Д.Ю. Система зачетных
кредитных единиц в контексте Болонских реформ // Труды КарГТУ. 2010. №1.
PAK YU, PAK D. COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONTEXT OF NEW GENERATION SES
The author dwells upon the improving of educational programs in the format of the specialist's competence model and the problem of corporate participation of businesscommunity in developing of professional standards with clearly defined professional competences. Recommendations to form SES of a new generation based on the competence approach taking into consideration the realities of Kazakhstan are given.
Key words: specialist's competence model, key competences, state educational standards, professional standard, the Bologna process, higher education quality, educational programs.
IG IP
Поздравление
Уважаемый Михаил Борисович, уважаемые члены редакции и редколлегии журнала «Высшее образование в России»!
От имени Международного общества по инженерной педагогике (1С1Р) и от себя лично поздравляю Вас и всех читателей вашего журнала с его двадцатилетием. Международное инженерно-педагогическое сообщество высоко оценивает вклад журнала «Высшее образование в России » в развитие инженерной педагогики и поддерживает идею расширения нашего дальнейшего сотрудничества.
С уважением.
Президент IGIP, профессор М. Ауэр