УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Ю. Н. Пак, И. О. Шильникова, Д. Ю. Пак
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ — ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Рассматриваются вопросы сопряжения основных компонентов национальной системы квалификаций со сферой высшего образования. Анализируется проблема разработки профессиональных стандартов. Даны рекомендации по социальному партнерству вуз — работодатель в части формирования компетентностно-ориен-тированных образовательных программ.
Ключевые слова: профессиональный стандарт; система квалификаций; образовательные программы высшего образования; рынок труда; компетентность.
Yu. N. Pak, I. O. Shilnikova, D. Yu. Pah
Professional standards as the basis for designing new generation educational programs
The article considers matters of connecting National System of Qualifications basic components with the higher education connection sphere. It analyzes the problem of developing professional standards and gives recommendations for HEI-employer social partnership in the aspect of forming competence-oriented educational programs.
Keywords: professional standard; system of qualifications; educational programs of higher education; labor market; competence.
еализация государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в Казахстане сопровождается структурными изменениями экономики, возникновением новых видов производства и увеличением спроса на квалифицированных специалистов.
Существующий ныне дисбаланс между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы оказывает негативное влияние на поступательное развитие экономики. Качественный разрыв между предлагаемыми образовательными услугами и возросшими запросами рынка в компетентных специалистах предопределил развитие национальной системы квалификаций. В Казахстане исторически сложилась ситуация, когда приоритетную роль играли образовательные стандарты, реализующие преимущественно знаниево-ориентированный подход.
Сейчас осознана актуальность формирования национальной системы квалификации для обеспечения соответствия подготовки работников требованиям рынка труда в условиях развития общества, основанного на знаниях.
Главой государства в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» постав -лена конкретная задача по созданию национальной системы квалификаций, представляющей собой систему описания профессиональных квалификаций, ориентированную на различные уровни взаимодействия системы образования с рынком труда.
Создавая национальную систему квалификаций, нужно широко использовать международный опыт. Евразийский экономический союз (Россия, Беларусь и Казахстан) предполагает
© Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Д. Ю., 2014
отказаться от национальной замкнутости, анализировать лучшую практику формирования профессиональных стандартов и их сопряжение с образовательными стандартами. Развитие Бо-лонского процесса и внедрение ГОС нового поколения также ориентируют на разработку профессиональных стандартов [4].
Профессиональный стандарт служит нормативным документом, определяющим должностные обязанности работников, требования к качеству труда, проведение аттестации и сертификации работников. В профессиональном стандарте указываются наименование профессии, квалификационный уровень, направление деятельности работников, требуемый уровень их профессионального образования, наименование должностей, перечень знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей [6]. На основе профессиональных стандартов вузы могут проектировать практико-ориентированные образовательные программы.
История появления профессиональных стандартов берет свое начало в конце 80-х гг. XX в., когда Америкой и Европой был осознан кризис профессионального образования, которое отставало от потребностей бизнеса, выпускники не были готовы к быстрому включению в деятельность. Суть задачи состояла в том, что нужно было сформулировать требования работодателей к работникам, а тем, кто хотел начать свою деятельность, — показать, что они должны освоить, чтобы сдать квалификационный экзамен (по сути, получить допуск в профессию) в профессиональном сообществе. В Америке, Японии и Европе такая практика первоначально использовалась для узкого набора профессий: архитектор, юрист, нотариус.
Современные профессиональные стандарты могут быть использованы [8]:
— при формировании системы требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с требованиями профессиональной деятельности;
— для обеспечения возможности определения уровня квалификации и его соответствия уровню заработной платы;
— при создании нормативной основы для финансовой поддержки профессионального обучения персонала;
— для обеспечения возможности ориентации и контроля уровня развития людских ресурсов организации;
— при создании механизма обеспечения взаимодействия с отраслевыми учебными заведениями;
— для гармонизации требований к профессиональной компетентности;
— при создании единой информационной базы предприятия по требованиям к должностям для всех участников трудовой деятельности;
— для оценки влияния профессиональных стандартов на качество подготовки персонала;
— для получения предприятием выпускников учебных заведений, наиболее отвечающих требованиям производства, с учетом отраслевой специфики.
Основными пользователями профессиональных стандартов являются:
— специалисты в области оценки и сертификации. Профессиональные стандарты являются отправной точкой в вопросах, связанных с сертификацией профессиональных квалификаций, разработкой оценочных/диагностических материалов. При оценке профессионального уровня работников (в рамках оценки/аттестации персонала) профессиональные стандарты позволяют определить направления совершенствования профессиональных и личностных компетенций работников;
— специалистыI, разрабатывающие государственные образователыны1е программы1. Профессиональные стандарты предоставляют сфере образования необходимые сведения об областях профессиональной деятельности выпускников, объектах этой деятельности, ее видах и задачах, требуемых компетенциях будущих специалистов;
— руководители и специалисты1 подразделений управления персоналом организаций. В профессиональном стандарте заложен профессиональный минимум, которому должны соответствовать все работники и руководители предприятия/компании, поэтому он может служить основой для разработки стандартов организаций. Профессиональный стандарт может быть использован при подборе кадров (продвижение, карьерный рост, кадровый резерв, увольнение) и при определении степени их ответственности. Работодателю профессиональный стандарт позволяет: выбирать качественный персонал на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки; обеспечивать качество труда персонала; обеспечивать профессиональный рост персонала; поддерживать и улучшать стандарты качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников; повышать мотивацию пер-
^т Ю. Н. Пак и др. Профессиональные стандарты — основа образовательных программ
Л
сонала; повышать эффективность обеспечения стабильности и качества труда, добиваясь тем самым высоких экономических результатов;
— трудоспособное население. Профессиональный стандарт может служить трудоспособному населению для определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования, эффективного функционирования на предприятии, обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы, карьерного роста и увеличения доходов.
В современной практике основу разработки профессионального стандарта составляет анализ трудовой деятельности, направленный на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в терминах знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя такие параметры, как уровень ответственности и самостоятельности) работниками различных уровней квалификации и должностной иерархии. Анализ проводится в форме опроса на предприятиях различных форм собственности, ориентированных на развитие, техническую модернизацию и обучение персонала. Полученные в ходе опроса данные позволяют определить набор значимых функций, наиболее часто указываемый респондентами, а также уровень качества их выполнения. При этом каждая трудовая функция формирует структурную единицу описания профессиональных стандартов. Каждая единица профессионального стандарта четко описывает следующие параметры: название трудовой функции/единицы профессионального стандарта; действия, обеспечивающие выполнение этой функции; характеристики квалификационного уровня; требуемые знания и умения. Благодаря такой структуре входящих в него единиц профессиональный стандарт вполне может быть спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования. Каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в модуль обучения, при этом результатом обучения каждой единицы профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению [3]. Однако к процессу перевода требований профессионального стандарта в образовательные программы и их разработке в целом нельзя подходить формально. Необходимо четкое понимание того, что процесс этот творческий.
Между профессиональными и образовательными стандартами имеются существенные раз-
личия. Профессиональные стандарты описывают требования к квалификации, компетенциям, а образовательные стандарты определяют структуру и устройство образовательного процесса. Профессиональные стандарты разрабатываются сообществом профессионалов в данном виде деятельности, а образовательные стандарты — учебно-методическими объединениями вузов. Профессиональные стандарты служат фундаментом сертификации. Результаты обучения (компетенции) отражаются в профессиональных стандартах и группируются в квалификации. Каждая квалификация, в свою очередь, относится к определенному уровню в соответствии с рамкой квалификаций — национальной и отраслевой. При оценке в рамках процедуры сертификации устанавливается соответствие или несоответствие требованиям профессиональных стандартов. Высшие учебные заведения Республики Казахстан должны пройти аккредитацию, т. е. получить разрешение государства на образовательную деятельность — установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения, в том числе и по уровню реализуемых образовательных программ, их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений государственным образовательным стандартам.
Профессиональные стандарты описывают виды экономической деятельности/области профессиональной деятельности путем перечисления и описания необходимых для их функционирования и развития видов трудовой деятельности и трудовых функций. В системе высшего образования профессиональные образовательные программы разрабатываются по направлениям и профилям подготовки. В рамках того или иного направления и профиля подготовки могут осваиваться виды трудовой деятельности и трудовые функции, описанные в разных профессиональных стандартах. При этом наименование видов трудовой деятельности и трудовых функций в большинстве случаев прямо не совпадает с наименованием направления или профиля подготовки. Для разработки профессиональной образовательной программы может быть использовано несколько профессиональных стандартов, однако прямой перенос формулировок из профессионального стандарта в образовательную программу невозможен в силу различия понятийно-терминологического аппарата сфер труда и образования, где часто применяются специфические термины/понятия, а похожие
имеют разную смысловую нагрузку [1]. Все это говорит о том, что использование профессиональных стандартов при создании образовательных программ требует от разработчиков понимания логики их построения, структуры и содержания.
Необходимо обратить внимание и на то, что в основном профессиональные стандарты направлены на решение задач бизнеса, соответствующих нынешнему уровню развития производства и экономики. Поэтому в них проблемы фундаментальности и системности образования уходят на второй план, и как следствие этого, переоценка роли профессиональных стандартов при решении образовательных проблем может привести к снижению качества образования [7].
С этим утверждением трудно не согласиться. Это актуализирует необходимость привлечения в качестве разработчиков профессиональных стандартов не только экспертов-профессионалов в определенной отрасли производства, но и представителей университетской системы, способных в опережающем плане обозначить инновационные аспекты компетентностной модели выпускника.
Работодатели — не специалисты в образовании, они показывают в своих профстандартах, что должен знать и уметь работник, когда он придет к ним, чтобы выполнять работу в рамках той или иной профессии. По сути, работодатель указывает только тот прикладной аспект знаний и умений работника, который, по мнению и опыту работодателя, нужен ему для выполнения конкретных работ и должностных обязанностей. А что нужно для того, чтобы он этими знаниями и умениями обладал, — это вопрос к сфере образования. Именно сфера образования должна решать чему и в какой последовательности учить.
В профессиональных стандартах акцент делается на описании в весьма общих понятиях квалификационных характеристик профессии без какой-либо мысли, направленной на синтез модели и объема знаний, необходимых для подготовки профессионалов с высшим образованием, способных к активной деятельности в течение жизни. Стержнем же образовательного стандарта как раз является модель и объем знаний, определяющие содержание подготовки профессионалов. Также современные образовательные стандарты — это целая технология для создания учебных программ, в том числе отражающих различные стратегии обучения, нацеленные на приобретения системы компетенций, обеспечи-
вающих выпускникам как востребованность на рынке труда, так и базу для развития и активной деятельности на протяжении всей жизни. Поэтому профессиональные стандарты могут служить в качестве одного из источников исходных данных, некоторых ориентиров при разработке образовательных стандартов. В частности, на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и социального запроса общества должны разрабатываться специальные компетенции по каждой специальности высшего образования [2].
Использование профессиональных стандартов при разработке программ высшего профессионального образования, прежде всего, необходимо для определения профилей подготовки, востребованных на современном рынке труда. Помимо этого они могут быть использованы для конкретизации осваиваемых видов профессиональной деятельности, результатов освоения программы и ее составляющих, определения показателей, форм и методов их оценки, изучаемых дидактических единиц, условий, необходимых для реализации программы, а также для определения с учетом требований рынка труда цели и содержания вариативной части программы, в том числе дополнительных видов профессиональной деятельности (профессиональные модули).
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 616 от 18.06.2103 г. утвержден план поэтапной разработки национальной системы квалификаций, включающий национальную рамку квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты и систему подтверждения квалификаций (см. рисунок).
Ключевым элементом системы квалификаций являются профессиональные стандарты, разработка которых начата в ряде отраслей экономики.
На семинаре-совещании в Министерстве труда и социальной занятости населения Республики Казахстан отмечено, что разработка большинства профессиональных стандартов начата без предварительной организации разработки и утверждения уполномоченными органами отраслевых рамок квалификации. В большинстве профессиональных стандартов представлен неполный перечень трудовых функций, в результате чего они превратились в должностные инструкции. Слабо представлены требования к знаниям, умениям, личным и профессиональным компетенциям.
Ю. Н. Пак и др. Профессиональные стандарты — основа образовательных программ
Л
Национальная система квалификаций — основа сопряжения профессиональных
и образовательных стандартов
Акцентируется внимание на слабой консолидации работодателей по отраслям в процессе разработки профессиональных стандартов и отсутствии паритетного взаимодействия между профессиональными объединениями работодателей и вузовской общественностью.
Поскольку требования образовательных и профессиональных стандартов не синхронизированы, то выпускники вузов, получив достаточную теоретическую подготовку (сумму знаний и умений), вынуждены проходить сравнительно длительный процесс адаптации к трудовой деятельности. Это обусловлено слабым взаимодействием вузов и работодателей в формировании и реализации образовательных программ. Положение усугубляется тем, что бакалаврские образовательные программы в сравнении с ранее существовавшими моноуровневыми программами характеризуются слабой практикоо-риентированностью.
Сегодня ситуация такова, что не все работодатели в состоянии четко сформулировать требования, которым должны соответствовать выпускники тех или иных направлений подготовки. Вуз не имеет возможности в полной мере учесть запросы работодателей, если не получает от них своевременной информации. Зачастую вузы выпускают не инноваторов, а специалистов, нацеленных работать по шаблону. Кстати,
многие работодатели в силу сложившейся рыночной практики ориентируют вузы на подготовку именно таких специалистов.
По-видимому, профессиональные стандарты в первую очередь нужно разрабатывать по тем направлениям подготовки, где наблюдается высокая мобильность кадров. В идеале профессиональный стандарт — это требования работодателя и общества к работнику данной отрасли (профессии). Для указанных стейкхолдеров важно, чтобы выпускники вуза соответствовали квалификационным требованиям профессионального стандарта. Рынок через механизм профессиональных стандартов определяет свои требования к выпускникам, а система образования через образовательные стандарты, учебные планы и программы формирует содержание образовательных программ, адекватное компетентно-стной модели выпускника.
В Концепции непрерывного образования важным является переход от управления профессиями к управлению профессиональными квалификациями. Эта задача решается с помощью профессиональных стандартов, позволяющих раскрыть профессиональную деятельность специалистов в соответствии со структурой производственно-технического процесса и преемственностью деятельности на различных квалификационных уровнях (рабочий, техник,
инженер и др.) в сочетании с требованиями к знаниям, умениям и компетенциям.
На основе профессиональных стандартов и требований реального сектора экономики должна формироваться образовательная политика страны и система сертификации специалистов. Ядром национальной системы квалификаций должны стать профессиональные и образовательные стандарты, обеспечивающие взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями меняющейся экономики. Развитие социального партнерства (вуз — бизнес) должно стать стратегическим направлением подготовки конкурентоспособных специалистов на основе рационального использования стандартов с ярко выраженными профессиональными компетенциями [5]. Культура социального диалога высшей школы с сообществом работодателей потребует от вузов высокой ответственности и чувства реальности. Позитивный синергетичес-кий эффект в разработке и реализации практи-ко-ориентированных образовательных программ возможен лишь при творческом содружестве высшей школы с профессиональными сообществами работодателей.
1. Диалог образования и работодателей: рекомендации, перспективы, возможности : проект «Новые образовательные программы НПО/СПО, ориентированные на профессиональные стандарты» в рамках программы партнерства Совета администрации Краснояр. края и Агентства США по междунар. развитию «Содействие комплексному социально-экономическому развитию Красноярского края». М. : Фонд «Новая Евразия», 2010. 149 с.
2. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования : [постановление Правительства Республики Казахстан № 1080 от 23.08.2012 г.].
3. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура : метод. пособие. М. : АНО Центр ИРПО, 2011. 100 с.
4. Пак Ю. Н., Газалиев А. М. Болонский процесс и казахстанские реалии : моногр. Караганда : Изд-во КарГТУ, 2012. 417 с.
5. Пак Ю. Н., Пак Д. Ю. Компетентностно-ориенти-рованные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 130-136.
6. Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Д. Ю. Профессиональный стандарт: назначение, разработка : учеб.-метод. пособие. Караганда : Изд-во КарГТУ, 2013. 72 с.
7. Сенашенко В. С., Кузнецова В. А. Система образования и профессиональные стандарты // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 33-37.
8. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.otiss.ru