Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(4), 2012
УДК 378.662
КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В КОЛЛЕДЖЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2012 В.И.Яблонский
Арзамасский политехнический колледж им. В.А.Новикова
Статья поступила в редакцию 25.06.2012
В статье обосновывается целесообразность целевой индивидуальной подготовки в колледже по заказам промышленных предприятий специалистов среднего звена к выполнению конкретных видов / функций профессиональной деятельности. Представлена модель системы интеграционных организационно-методических связей колледжа с предприятиями по совместной целевой профессиональной подготовке специалистов. Рассматривается специфика реализации компетентностно-модульной, практико-ориентированной технологии обучения студентов.
Ключевые слова: виды профессиональной деятельности, целевая подготовка специалистов, компетентностно-модульная технология.
Высокая конкуренция на рынке труда под-
няла требования работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов среднего звена, к их профессиональной компетентности и мобильности, к уровню сформированности у них общекультурных и профессиональных компетенций, к их готовности выполнять те или иные виды / функции профессиональной деятельности. Работодатели выражают недовольство большими сроками психологической и трудовой адаптации молодых специалистов - выпускников колледжей и вузов (которая составляет от одного до полутора лет у техников, от полутора до двух лет - у выпускников технических вузов), их неготовностью выполнять специфические для конкретных производств виды / функции профессиональной деятельности (проектно-конструк-торской, организационно-управленческой, эксплуатационно-сервисной и т.п.), незнанием корпоративной культуры предприятия, их внутрифирменными миграциями или миграциями на другие предприятия из-за неудовлетворенности видом/функцией предложенной им работы. К тому же поиск предприятия на свободном рынке труда «нужных» ему специалистов (обладающих требуемыми уровнями квалификации, готовности к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности, профессионально значимыми личностными) связан с большими рисками и трудозатратами. Из зарубежных источников известно, что кадровые службы крупных американских фирм затрачивают на поиск каждого «нужного» специалиста 1,5 - 2, 5 тысячи долларов. Велик риск и для молодого специали-
Яблонский Владимир Иванович, директор колледжа. E-mail: apk [email protected]
ста - выпускника колледжа найти на свободном рынке труда работу, которая бы наиболее полно соответствовала бы его квалификации, его индивидуальным склонностям и интересам к тому или иному виду профессиональной деятельности, его социальным потребностям. В этих условиях многие устойчиво функционирующие предприятия предпочитают пополнять свой инженерно-технический персонал не через свободный рынок труда, а путем установления тесного социального партнерства с колледжами и вузами по упреждающей целевой индивидуальной подготовке специалистов с заранее заданными требованиями по уровням их квалификации и видам, функциям предстоящей профессиональной деятельности1.
Особо подчеркнем, что последний фактор -подготовку специалиста к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности возможна только при непосредственном участии предприятия работодателя. Наиболее характерными видами / функциями профессиональной деятельности специалистов среднего звена являются: проектно-конструкторская (участие в работе проектной группы), организационно-управленческая (мастер, начальник производственного участка), эксплуатационно-технологическая
(технолог производственного участка, цеха), эксплуатационно-сервисная (диагностика и ремонт оборудования), монтажно-наладочная (бригадир монтажников, наладчик оборудования) и работа оператора «человеко-машинной» системы типа станков с ЧПУ, автоматизированных линий (Рис. 1).
1 Целевая функционально-ориентированная индивидуальная подготовка специалистов / Колл. авторов под ред. д.т.н., проф. В.Н.Михелькевича. - Тольятти; Самара: 1992.
Рис. 1. Виды профессиональной деятельности специалистов
Рис. 2. Структурная схема системы интеграционных связей колледжа и предприятия по целевой
подготовке специалистов
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(4), 2012
Процесс организационно-методического взаимодействия колледжа с предприятиями-заказчиками на целевую подготовку специалистов, по видам профессиональной деятельности представляет собой многоканальную и непрерывно функционирующую систему, структура которой представлена на Рис. 2. Это взаимодействие начинается с момента формирования заказа на целевую подготовку специалистов и юридическое оформление договоров-контрактов (колледж-предприятие-студент). Основной целевого заказа является количество подготавливаемых колледжем специалистов по интересующей предприятие номенклатуре функциональным специализациям и годам окончания колледжа.
При этом конкретизируются цели подготовки специалистов, требования к качеству их профессиональной подготовки и уровням сформи-рованности у них профессиональных компетенций, особо оговаривается в каких цехах или службах предприятия они будут работать и какие служебные функции им придется выполнять. Обосновываются и оптимизируются также глубины инженерных специализаций, поскольку углубленная специализация обеспечивает их более быстрое «врастание» в производственную среду, резкое сокращение сроков их адаптации, высокую производительность их труда, сокращение времени на их доучивание и стажировку, а с другой стороны, усложняет технологию обучения студентов в колледже, увеличивает издержки условий организации учебного процесса, а следовательно, и стоимость целевой подготовки.
Поскольку требования к качеству целевой подготовки специалистов отражаются в содержании и структуре индивидуальных / гибких учебных планов, в содержании дополнительно вводимых дисциплин функциональных и предметно-отраслевых специализаций, то в их разработке и реализации должны принимать участие специалисты предприятия - заказчика. Важное место занимает совместная деятельность специалистов предприятия, преподавателей и психологов колледжа по профессиональному отбору студентов и заключению с ними контрактов на трудоустройство по окончании колледжа.
Широкий спектр видов и форм интеграционных связей между колледжем и предприятием имеет место и в сфере реализации компе-тентностно-модульной технологии целевой подготовки специалистов, в сфере организационно-методического обеспечения учебного процесса. В нашей работе2 показано, что организационно-
2 Яблонский В.И. Компетентностная модель специалиста // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - № 1(17). - С. 215 - 220.
методическая система интеграционных связей политехнического колледжа и предприятия предусматривает участие работников предприятия в чтении лекций по дисциплинам функциональных профессиональных специализаций (ФПС), руководство реальными курсовыми и дипломными проектами, тематика которых увязана с инновационной деятельностью предприятия, проведена на предприятии функционально-ориентированных производственных практик, использование современной техники и новейших технологий при организации лабораторных практикумов либо в специализированных учебных центрах, либо непосредственно на действующем оборудовании на предприятии.
Компетентностно-модульная технология целевой подготовки специалистов по видам профессиональной деятельности успешно апробирована многолетней практикой социального партнерства колледжа с более чем 30 промышленными предприятиями региона (Арзамасский приборостроительный завод, Арзамасский завод «Легмаш», Арзамасское НПО «ТЕМП -АВИА», Пешеланский гипсовый завод, Арзамасский машиностроительный завод и др.). Качество профессиональной подготовки оценивалось работодателями экспертным путем по критерию их удовлетворенности уровнем сформи-рованности у выпускников колледжа базовых профессиональных компетенций (технологической, проектировочной, управленческой, экономической, инновационной, информационной, экологической, нормативно-правовой).
Возможность и необходимость использования в качестве критерия удовлетворенность работодателей качеством целевой профессиональной подготовки специалистов предусмотрена Международными стандартами качества ИСО-9000 и «Методами всеобщего управления качеством TQM». В экспертных исследованиях приняли участие 137 высококвалифицированных специалистов с 18 предприятий-заказчиков (главные инженеры, главные технологи, старшие механики и энергетики цехов и производств, ведущие инженеры проектно-кон-структорских служб, специалисты департаментов по развитию персонала. Ранжирование показателей качества проводилось по пятибалльной шкале.
На рис. 3 (диаграмма А) представлена динамика роста уровня удовлетворенности работодателей качеством целевой профессиональной подготовки за 2009, 2010 и 2011 годы по шести наиболее востребованным специальностям: 230105 - Программирование в компьютерных системах; 230103 - Автоматизированные системы обработки информации и управления; 190701 - Организация перевозок и управление
на транспорте; 190631 - Техническое обслуживание и ремонт автомобилей; 140206 - Электрические станции, сети и системы; 110809 -Механизация сельского хозяйства. На этом же рисунке (диаграмма В) представлена динамика роста удовлетворенности преподавателей колледжа качеством учебной практико-ориен-тированной деятельности студентов, оцениваемой по результатам защиты курсовых и дипломных проектов, отчетов по производственным практикам (по 5 - бальной шкале) и уровнем сформированности у них деятельностного компонента базовых профессиональных компетенций. Анализ и сопоставление диаграмм А и
В по Рис. 3 позволяет сделать вывод о целесообразности и высокой эффективности использования компетентностно-модульной технологии целевой подготовки специалистов по видам профессиональной деятельности, о высоком достигнутом уровне удовлетворенности работодателей качеством сформированности у выпускников колледжа базовых профессиональных компетенций, а также о высоком инновационном потенциале педагогического коллектива колледжа, обеспечившего повышение качества профессиональной подготовки студентов до уровня, удовлетворяющего работодателей.
5
Баллы 4
3
Годы
2009 2010 2011
Рис. 3. Динамика роста уровня удовлетворенности работодателей качеством целевой профессиональной подготовки специалистов
COMPENTENCE-MODULE METHODOLOGY OF FUNCTIONAL-ORIENTED TRAINING OF COLLEGE SPECIALISTS ACCORDING TO TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY
© 2012 V.I.Yablonsky
Yablonsky Vladimir Ivanovich, College principal. E-mail:[email protected] Arzamas Polytechnical College after V.A.Novikov
The article is devoted to functional-oriented training of middle-level specialists at college according to the demands of companies to fulfill definite functions of professional activity. This article presents a model of in-tegrational organized-methodological connections of colleges with companies according to combined functional-oriented training of specialists. It deals with specific of realization competence-module, practical-oriented methodology of training students.
Key words: types of professional activity, competence-module training of specialists, competence-module methodology.
В. Оценки преподавателей 4.1 3.94 —--- 4.23
3.5 ---- 4.1 К 38 А. Оценки раб ото дател е й 1