Научная статья на тему 'Методологические и организационно-методические основы интеграции университета с промышленными предприятиями в целях сотрудничества по трудоустройству выпускников'

Методологические и организационно-методические основы интеграции университета с промышленными предприятиями в целях сотрудничества по трудоустройству выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ИНЖЕНЕРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / FUNCTIONAL-ORIENTED TRAINING / ENGINEERING SPECIALIZATION / PURPOSIVE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Светлана Вениаминовна

Изложены методологические и организационно-методические основы целевой функционально ориентированной подготовки специалистов в техническом вузе. Рассматриваются принципыи формы взаимодействия вуза с промышленными предприятиями по совместной предметно-отраслевой и функциональной подготовке студентов старших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Светлана Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND ORGANIZING PRINCIPLES OF JOINING THE UNIVERSITY AND ENTERPRISE TO PROVIDE THE EMPLOYMENT OF THE GRADUATES

This article states the methodological and organizing principles of the specialists' purposive function-oriented training at the TechnicalUniversity. The principles and forms of the university and enterprise cooperation to the subjective and functional co-education of the senior students are considered.

Текст научной работы на тему «Методологические и организационно-методические основы интеграции университета с промышленными предприятиями в целях сотрудничества по трудоустройству выпускников»

УДК 37.013.73

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ЦЕЛЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ

C.B. Никифорова

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: nikiforowaswet@yandex.ru

Изложены методологические и организационно-методические основы целевой функционально ориентированной подготовки специалистов в техническом вузе. Рассматриваются принципыи формы взаимодействия вуза с промышленными предприятиями по совместной предметно-отраслевой и функциональной подготовке студентов старших курсов.

Ключевые слова: функциональноориентированная подготовка, инженерная специализация,целевая ориентация.

Решение вопросов инженерной подготовки требует усиления связей технических университетов и промышленных предприятий в области учебного процесса и научных исследований, в том числе выполняемых по заказу промышленности или ориентированных на совместное внедрение новых технических идей и технологий в учебный процесс и производство. Система интеграционных связей между техническим вузом и предприятием в области целевой подготовки специалистов предполагает, что организационно-методическое взаимодействие предприятия-заказчика и вуза - «производителя» инженерных кадров является многоаспектным и непрерывным.

Работодатель формирует модель конкурентоспособного и быстро адаптирующегося молодого специалиста, т.е. создает профессиограмму под конкретную профессию, включающую в себя технико-экономические, социально-психологические и санитарно-гигиенические характеристики условий труда. Такой опыт работы и конкретные профессиональные навыки для повышения конкурентоспособности на рынке труда студент университета может приобрести благодаря прохождению практи-кина предприятии с современными технологиями производства, выполнению курсовых и дипломных проектов по специфике предприятия. Студенту, имеющему опыт работы,после окончания университеталегче адаптироваться к условиям производства, закрепить приобретенные знания и навыки, а значит,его профессиональный рост и карьера будут быстрее и успешнее.

Отечественнойи зарубежной высшими техническими школами разработаны и апробированы многочисленные технологии подготовки инженерных кадров. Наиболее эффективными и перспективными оказались системы подготовки специалистов широкого профиля, которые позволяют молодым специалистам выполнять определенные предприятиями конкретные инженерные функции (конструктора, исследователя, инженера-технолога, оператора сложной технологической установки, технического руководителя производственного коллектива и т.п.)

Светлана Вениаминовна Никифорова, психолог отдела связей с рынком труда и выпускниками.

Как показывают научно-методические исследования и многолетний опыт Самарского государственного технического университета, наиболее эффективной формой подготовки специалистов является целевая, индивидуальная функционально ориентированная подготовка по заранее заключенным (за 1 - 3 года) договорам.

Методологическим ядром такой системы целевой функциональноориентирован-ной подготовки специалистов в технических вузах является представление о трехком-понентной структуре содержания инженерного труда. При этом содержание профессиональной подготовки специалиста представляется в виде трех логически и структурно взаимосвязанных компонентов: базовой (фундаментальной) инженерной подготовки по профилю избранной специальности, функциональной и предметно-отраслевой специализаций, содержание которых гибко учитывает изменения конъюнктуры на рынке труда.

Под функциональной инженерной специализацией понимается получение студентами дополнительных знаний и умений, а также приобретение ими навыков выполнения определенных функций по профилю своей специальности, обусловленных содержанием и характером проявления того или иного вида инженерного труда: конструктора, исследователя, технолога, оператора, технического руководителя производственного коллектива и т.п.

Предметно-отраслевая инженерная специализация представляет собой совокупность дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых будущим выпускникам вуза для выполнения инженерных функций в определенной отрасли производства или области техники в соответствии с профилем предприятия, на котором им предстоит работать.

Необходимость специализации приобретаемых студентами профессиональных знаний, умений и навыков обусловлена конкретными и дифференцированными требованиями целевой подготовки и непрерывно возрастающей тенденцией разделения (дифференциации) инженерного труда.

Целевая ориентация будущих специалистов на выполнение заранее определенных заказчиком инженерных функций (конструкторов, технологов, исследователей, проектировщиков, операторов сложных систем, технических руководителей производственных коллективов и т. п.) требует приобретения ими функциональной инженерной специализации еще на стадии их обучения в вузе.

Целевая ориентация их для работы на заранее известных служебных должностях в конкретных службах или в производствах порождает необходимость приобретения знаний, умений и навыков решения специфических задач отрасли, выполнения сугубо специфических для данного производства служебных функций, то есть приобретения предметно-отраслевой инженерной специализации. Этот вид специализации, как правило, должен обеспечиваться отраслевым профилированием общепрофессиональных и специальных инженерных дисциплин; задачами и содержанием производственных практик на предприятии; ориентированной на конкретное производство тематикой курсового и дипломного проектирования.

Функциональная инженерная специализация обеспечивается более сложными методологическими средствами и организационно-методическими приемами ведения учебного процесса и, в частности, гибкой модульной структурой учебных планов, многовариантным составом и дифференцированным содержанием дисциплин функциональной специализации, выбором (с участием предприятия-заказчика) функцио-

нальноориентированных рабочих мест для прохождения производственных практик, функциональноориентированной тематикой курсовых и дипломных проектов.

Решение вопросов инженерной подготовки требует усиления связей технических университетов и промышленных предприятий по организации учебного процесса и научных исследований, в том числе выполняемых по заказу промышленности или ориентированных на совместное внедрение новых технических идей и технологий в учебный процесс и производство. При этом сотрудничество между промышленными предприятиями и вузами осуществляется по различным направлениям деятельности:

- совместная целевая подготовка специалистов для производства;

- совместная разработка содержания и структуры профессиональной подготовки студентов-контрактников;

- совместное планирование профессионального совершенствования специалистов предприятия;

- совместные научные исследования по проблемам промышленного предприятия.

Интегрированная система организационно-методического взаимодействия вуза

и промышленных предприятий представлена на рис. 1.

Ее реализация способствует достижению целей формирования личности будущего профессионала еще при обучении в вузе и создает условия для перехода, трансформации познавательной деятельности студентов в профессиональную. В то же время непрерывное участие предприятия в механизме прямого контроля качества подготовки специалистов дает работодателюуверенность в том, что выпускники будут обладать требуемым уровнем знаний и профессиональных компетенций.

Взаимодействие вуза и предприятия начинается с момента формирования заказа и оформления юридического трехстороннего договора, в котором конкретизируются цели подготовки специалиста и функциональное содержание предстоящего инженерного труда.

Весьма важными для организации учебного процесса и стоимости подготовки специалистов являются вопросы обоснования числа функциональных инженерных специализаций. С одной стороны, дополнительная узкая функциональная специализация выпускников вуза (исследователь, конструктор, технолог, разработчик систем автоматизированного проектирования, наладчик сложных систем, оператор автоматизированных комплексов, мастер производственного участка и т. д.) обеспечивает их быстрое «врастание» в производственные структуры, резкое сокращение сроков их адаптации, высокую производительность труда, сокращение времени на доучивание и стажировки. С другой стороны, увеличение числа функциональных специализаций усложняет технологию обучения в вузе, увеличивает издержки на организацию учебного процесса, а следовательно, и стоимость подготовки, сужает возможности решения проблем при возникновении на производстве потребностей в перестановках кадров.

Поэтому согласование числа и глубины функциональных инженерных специализаций в рамках каждой номенклатурной специальности широкого профиля производится совместно работниками соответствующих кафедр вуза и заинтересованных предприятий путем решения (эвристического или с привлечением несложного математического аппарата) многокритериальной оптимизационной задачи, в которой в качестве значимых факторов и ограничений выступают ценности отдельных видов целевой подготовки и издержки на ее организацию.

Уровни организационно-методических связей с потребителями образовательных услуг

ВУЗ

2

0-й уровень

Предприятие

Контракт на трудоустройство молодого специалиста

1-й уровень

Предприятие

2-й уровень

Предприятие

- Контракт на 1 1 - Контракт на 1 1 - Контракт на

целевую 1 целевую 1 целевую

индивидуальную | индивидуальную | индивидуальную

подготовку 1 подготовку 1 подготовку

специалиста 1 специалиста 1 специалиста

- Предметно и | - Разработка | - Рабочие места

функциональноор 1 программ курсов \ студентов-

иентированная 1 отраслевых и практикантов с

преддипломная \ функциональных \ учетом их

практика \ специализаций \ специализации

- 1 - Реальная 1 - Участие

Функциональноо \ предметно- \ специалистов

риентированное \ отраслевая и \ предприятия в

дипломное ■ функциональноор ■ обучении

проектирование 1 иентированная 1 студентов

| тематика 1 - Выполнение

1 курсовых 1 научных

1 проектов 1 исследований по

| | заказу

1 1 предприятия

3-й уровень

Предприятие

Рис. 1. Содержание организационно-методических связей вуза с предприятиями

Требования к содержанию целевой подготовки специалистов отражаются в структуре гибких учебных планов. Поэтому в их разработке, а особенно в обосновании числа дисциплин функциональных и предметно-отраслевых специализаций также должны принимать участие и специалисты предприятий-заказчиков.

Важное место занимает совместная деятельность сотрудников предприятий и выпускающих кафедр университета по профессиональному отбору студентов и заключению с ними контрактов на работу после окончания вуза.

Более широкий спектр видов интеграционных связей и форм взаимодействия предприятия и университета имеет место в сфере организационно-методического обеспечения учебного процесса (рис. 2). Как видно на рисунке, система организационно-методического обеспечения целевой подготовки специалистов, ориентированных на выполнение конкретных инженерных функций, включает в себя:

- квалификационные характеристики специалистов с наиболее типичными для данного профиля функциональными специализациями;

- учебные планы с гибкой, многовариантной структурой системы целевой профессиональной подготовки;

- рабочие программы учебных дисциплин функциональной инженерной специализации;

- учебные пособия и методические разработки по содержанию инженерного труда и специфике различных видов функциональной деятельности специалистов;

- учебники, учебные пособия и конспекты лекций по дисциплинам функциональных инженерных специализаций;

- программы производственных практик с многовариантной структурой их содержания по каждой функциональной специализации;

- методические пособия и указания по содержанию и организации функционально-ориентированного курсового и дипломного проектирования.

Функциональная инженерная деятельность выпускника вуза на производстве основывается на приобретенном в вузе научном базисе, а также на знаниях, умениях и навыках выполнения всего разнообразия инженерных функций в соответствующих областях техники или отраслях производства. Установлено, что необходимые объемы и уровни знаний, умений и навыков в рамках одного и того же научного базиса (одной и той же номенклатурной специальности) существенно отличаются при выполнении специалистом различных видов инженерныхфункций.

Рассматриваемая система предусматривает дифференциацию обучения и функциональной подготовки студентов с ориентацией на исследовательскую, конструктор-ско-технологическую и организационно-управленческую деятельность с их отбором в соответствующие учебные подгруппы по совокупности выявленных индивидуальных личностных качеств.

Другим методологическим и организационным аспектом является выбор целесообразной глубины функциональной специализации. В каждом конкретном случае она устанавливается (по аналогии с обоснованием числа специализаций) путем решения многокритериальной оптимизационной задачи, в которойучитываются, с одной стороны, требования предприятия-заказчика к качеству целевой подготовки специалистов и получаемый за счет этого экономический и социальный эффект, с другой стороны - методологические аспекты формирования инженерного базиса и издержки университета на дополнительные виды подготовки.

Рис. 2. Система интеграционных связей университета и предприятия

Установлены три наиболее типичныхструктуры учебных планов подготовки функ-циональноориентированных специалистов в зависимости от уровней глубины функциональной специализации: ординарной, углубленнойи глубокой. Наиболее простая в методическом и организационном аспектах ординарная специализация обеспечивает будущему специалисту функциональную ориентацию в заранее определенной предметно-отраслевой среде, а следовательно, и возможность быстрой профессиональной адаптации в этой среде. В гибком учебном плане с этой структурой специализацию предусматривают через вариативный модуль дисциплин функциональных специализаций, а также за счет функциональноориентированных задач и содержания производственных практик. Ординарную функциональную специализацию студентов обычно проводят на последнем, выпускном курсе.

При углубленной функциональной подготовке в подсистему гибкого учебного плана кроме вариативного модуля дисциплин функциональной инженерной специализации дополнительно вводится небольшой вариативный модуль основных специальных дисциплин, а функциональная специализация, как правило, начинается на четвертом году обучения.

И, наконец, при глубокой инженерной специализации в структуру гибкого учебного плана дополнительно к вышеупомянутым модулям вводится вариативный модуль функциональноориентированных дисциплин общепрофессиональной подготовки, а специализация студентов начинается уже с третьего курса.

Каждому виду структуры гибкого учебного плана соответствуют свои дополнительные (денежные и материальные) издержки на педагогическую работу, методическое, программное и психодиагностическое обеспечение, компьютерную поддержку, техническую оснащенность учебного процесса, организационные мероприятия. При этом затраты по вышеупомянутым статьям имеют различный удельный вес в суммарных затратах на целевую подготовку специалистов, а по мере повышения уровней дополнительной целевой подготовки и глубины предметно-отраслевых и функциональных специализаций значительно возрастают.

Разработанная в Самарском государственном техническом университете методика позволяет находить с использованием несложного математического аппарата экстремальные значения многокритериальной целевой функции и тем самым обосновывать оптимальные числа и глубины инженерных специализаций подготавливаемых в вузе специалистов.

Реализация целевой функциональноориентированной подготовки специалистов в техническом университете, обеспечивающая приобретение ими дополнительных знаний, умений и навыков выполнения определенных инженерных функций, позволяет решить большой комплекс хозяйственных, социальных и методологических задач. В частности, удается существенно (в 2-3 и более раз) сократить сроки адаптации молодых специалистов и их доучивания в производственных коллективах; существенно повысить производительность инженерного труда; снизить суммарные издержки на послевузовское доучивание или переподготовку; поднять у молодых специалистов степень удовлетворенности трудом и снизить интенсивность их миграций между отдельными подразделениями внутри предприятий, между отдельными предприятиями и отраслями промышленности; значительно поднять уровень профессиональной заинтересованности студентов, их академическую активность, существенно усилить индивидуализацию обучения в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Целевая функционально ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология обучения, опыт реализации. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2001. - 112 с.

2. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Организация функциональноориентированной подготовки специалистов в техническом вузе: учеб. пособие. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009. - 102 с.

Поступила в редакцию 15.10.2013; вокончательномварианте 15.10.2013

UDC 378

METHODOLOGICAL AND ORGANIZING PRINCIPLES OF JOINING THE UNIVERSITY AND ENTERPRISE TO PROVIDE THE EMPLOYMENT OF THE GRADUATES S.V. Nikiforova

SamaraStateTechnicalUniversity

244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100

E-mail: nikiforowaswet@yandex.ru

This article states the methodological and organizing principles of the specialists' purposive function-oriented training at the TechnicalUniversity. The principles and forms of the university and enterprise cooperation to the subjective and functional co-education of the senior students are considered.

Key words: functional-oriented training, engineering specialization, purposive orientation.

Original article submitted 15.10.2013; revision submitted 15.10.2013

Svetlana V. Nikiforova, Leading Psychologist, department of Connections with Labour Market and Graduate Students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.