УДК 744
КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Рукавишников В.А., д-р пед. наук, доцент Халуева В.В., старший преподаватель
ФГБОУ ВО «КГЭУ»
Контакты: 1ш1иел'а.л'ега(сйуапс1ех. ги
Показано, что ФГОС ВПО и ФГОС ВО не содержат главной цели, системы подцелей подготовки обучающихся, носят не системный, а «наборный» характер. Предлагается компетентностно-модулъная модель подготовки выпускников в виде единой целостной системы базисно-надстроечного типа.
Ключевые слова: компетентность, система компетенций, способность, учебный модуль.
Начиная с 2010 года, система государственной стандартизации программ высшего образования перестала жестко регламентировать содержание образования. ФГОС больше не содержат «набор» дисциплин с их трудоемкостью. Предлагается рамочный формат структуры образовательных программ, педагогических условий их реализации и результатов освоения. Жёсткая конкуренция в области образовательных услуг резко повысила ответственность образовательных организаций за качество предоставляемых образовательных услуг. Свобода при формировании основных образовательных программ, по мнению разработчиков, должна была обеспечить большую гибкость, возможность мгновенно реагировать на все возрастающие требования мирового рынка труда. Однако в процессе реализации образовательных программ ФГОС ВПО предложенная концепция оказалась трудно реализуе-
124
мой, поскольку содержала множество взаимоисключающих положений.
В работе [1] даётся перечень недостатков ФГОС ВПО. В частности отмечается, что не унифицирован перечень общекультурных компетенций; а перечни профессиональных компетенций избыточны и плохо структурированы, не выделено «ядро» направления подготовки (набор компетенций); результаты обучения по отдельным элементам образовательной программы слабо коррелируют п. 5. «Требования к результатам освоения ООП» и п. 6. «Требования к структуре ООП».
На наш взгляд, проблем гораздо больше и они значительно серьезнее перечисленных в работе [1] и без их решения будет просто невозможно создать реально реализуемые работающие образовательные программы и т.д.
Назовем некоторые из них.
1. В ФГОС ВПО отсутствуют понятия цели деятельности и подготовки обучающегося. Нет четко сформулированных, реализуемых и проверяемых целей: главной цели подготовки обучающегося по соответствующему профилю ФГОС ВПО; целей отдельных видов профессиональной деятельности (например, про-ектно-конструкторской), а ведь цель деятельности является методологической основой формирования соответствующих профессиональных компетенций, в тоже время в отсутствие цели дается непонятно как определенный «набор» задач по отдельным видам профессиональной деятельности; целей подготовки по отдельным видам профессиональной деятельности и т.д.
В отсутствие цели нельзя судить о достижении результата. Предлагаемые компетенции представлены как «требования к результату». Получается, что полученный результат мы должны были соотносить с «требованиями» к нему. Цель - это модель ожидаемого результата, определяемая исходя из главной цели системы, эле-
125
ментом которой является данный учебный модуль (или вид деятельности, если это деятельность), а не «набор требований».
2. Несоответствие определения компетенции и конкретного ее содержания. В ФГОС ВПО компетенция определяется как способность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области, а в определении отдельной профессиональной компетенции она представляется как способность осуществлять определенный вид деятельности (1способность к проведению ..., к участию ... и т.д.). Так что же такое компетенция - это «способность применять знания, ... для успешной деятельности» или способность осуществлять профессиональную деятельность на основе полученных знаний, умений?
«Способность применять знания, ... для успешной деятельности» означает, что обучающийся уже способен осуществлять профессиональную деятельность, а использование знаний позволит сделать ее более успешной. Тогда напрашивается еще один вопрос, а на каком этапе была уже сформирована способность осуществлять профессиональную деятельность?
3. В ФГОС ВПО отсутствует понятие система и системный подход. ФГОС ВПО носит не системный, а «наборный характер». Предлагаются произвольные наборы видов компетенций (ПК и ОК), компетенций отдельных групп (п. 4 требований к результатам), учебных дисциплин, проектируемых результатов (знать, уметь, владеть) и т.д. Первым признаком системы является наличие главной цели подготовки и определенной на ее основе системы подцелей (компетенций), под которые и создаются соответствующие учебные модули. ФГОС ВПО же предлагает произвольные наборы компетенций по отдельным видам деятельности. А если нет цели, то не может быть и «системы подготовки» в рамках ФГОС ВПО.
Для устранения возникших проблем ФГОС ВПО была предложена обновленная версия ФГОС ВО (ФГОС-3+), которые долж-
126
ны были устранить имеющиеся недостатки и предложить новый формат образовательной программы.
Однако, новые ФГОС ВО также как и ФГОС ВПО по-прежнему не содержат определения цели подготовки выпускников по соответствующему направлению. В разделе 4 «Характеристика профессиональной деятельности выпускников ...», в которых вновь не дается цель отдельных видов профессиональной деятельности, а предлагаются сразу задачи, которые должен уметь решать выпускник. Задачи - это шаги, которые необходимо сделать для достижения поставленной цели - предполагаемого результата деятельности. Цель - это основная характеристика деятельности, а если ее нет, то задачи это шаги в никуда.
В разделе 5 «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» предлагается сформировать три блока, содержащих «наборы компетенций». В первом «наборе» в ФГОС ВО представлены действительно уточненные и упорядоченные общекультурные компетенции, рассматриваемые как способности «использовать и анализировать знания», формируемые в нескольких обязательных учебных дисциплинах. Исключены так называемые над-дисциплинарные компетенции, которые в большом количестве были представлены в ФГОС ВПО и рассматривались как «ключевые» в подготовке обучающихся.
Во второй «набор» вошли общепрофессиональные компетенции, направленные на формирование у обучающихся, в первую очередь, способностей «демонстрировать базовые естественнонаучные знания».
В третьем «наборе» компетенций собраны несколько групп профессиональных компетенций по отдельным видам профессиональной деятельности. Каждая компетенция представляет собой способность осуществлять какой-то вид деятельности, входящий в систему одной из основных видов деятельности.
127
Однако, эти компетенции-способности, переписанные из предыдущей версии ФГОС, также как и прежде, представляют собой фактически произвольный «набор», а не систему, их формулировки содержат серьезные недочеты. Например, в компетенции, относящейся к проектно-конструкторской подготовке, говорится, что у обучающегося должна быть сформирована «... способность проектировать ... с использованием стандартных средств автоматизированного проектирования». На наш взгляд, нет стандартных средств автоматизированного проектирования, а есть передовые, инновационные, современные, отвечающие требованиям современных высокотехнологичных производств, уровню последних достижений науки техники и т.д.
В приказе Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367 [2] делается попытка заменить понятие цель подготовки на понятие «планируемый результат» освоения образовательной программы - компетенции обучающегося, и отдельных учебных дисциплин (модулей) - знания, умения, навыки. Почему идёт подмена понятий? Почему не цель, а некий, непонятно как планируемый результат подготовки? Почему разработчики упорно обходят понятие система, а предлагают произвольные «наборы»?
Если цель - это модель планируемого результата, то «планируемый результат» - это набор требований к результату. Наше высшее образование полностью отошло от системного подхода и ориентируется на «наборный подход». «Наборный подход» позволяет формировать образовательную деятельность произвольно. Поскольку цели нет, то можно говорить о любом результате, как о достигнутом.
Первая и принципиальная ошибка разработчиков - это попытка подвести под один знаменатель все типы компетенций, не учитывая того, что каждая группа компетенций занимает свое особое место в системе подготовки обучающегося. Разработчики ФГОС, как нам кажется, стали заложниками определения компетенции как «способности применять знания...». Нельзя ставить на
128
одну доску общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. У каждой из этих групп компетенций, образующих единую целостную систему подготовки специалистов, имеются свои цели и задачи.
Формирование такой системы начинается с определения ее главной цели по направлению подготовки (или деятельности), вытекающей из цели высшего образования, данного в Законе об образовании. Например, формирование высококвалифицированного специалиста, способного осуществлять на высоком профессиональном уровне деятельность по соответствующему направлению.
Из определения мы видим, что целью подготовки являются не знания ..., а способность осуществлять профессиональную деятельность. А формируются эти способности при освоении профессиональных компетенций, а не общепрофессиональных и, тем более, общекультурных. Таким образом, можно утверждать, что базисом профессиональной подготовки является формирование профессиональных компетенций, именно профессиональная подготовка дает конечный результат обучения.
Но для того, чтобы специалист был высококвалифицированным, он должен обладать необходимыми для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности знаниями и способностями из области естественных наук.
Как известно, базис определяет надстройку, так и профессиональная подготовка определяет цели и задачи, а также содержание и объем учебных естественнонаучных дисциплин, формирующих необходимые знания и способности выпускника.
Из сказанного следует, что определение компетенции, данное в ФГОС ВПО, спорно и содержит неразрешимые противоречия, не учитывающие системный характер подготовки.
Именно способность эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность является целью «базисного» блока профессиональных компетенций.
129
Что же касается блока общепрофессиональных компетенций, то он носит надстроечный статус. Компетенции этого блока определяются потребностями базисного профессионального блока компетенций и нацелены на формирование знаний и способностей обучающегося для последующего их использования при формировании профессиональных компетенций.
Блок общекультурных компетенций также носит надстроечный статус и одновременно единый для всех направлений подготовки выпускника. Одни формируемые общекультурные знания (языковые, экономические, правовые и др.) непосредственно реализуются при формировании профессиональных компетенций, другие компетенции, такие как история, физическая культура и др., формируют культурный уровень будущего специалиста и фактически не зависят от направления его профессиональной подготовки.
Результаты, полученные при формировании надстроечных компетенций, представляют систему знаний, необходимых для формирования профессиональных компетенций. Методологической основой формирования учебных модулей создаваемых под надстроечные компетенции (цели) являются научные области (науки), с ориентацией на требования базисных профессиональных компетенций.
Формирование профессиональных компетенций несколько иное. Методологической основой формирования этих компетенций выступает профессиональная деятельность. Цель образовательного заведения является подготовка специалиста, способного осуществлять конкретные виды профессиональной деятельности, то есть конечным результатом подготовки являются не знания, а способность осуществлять эту деятельность.
Учитывая выше изложенное, можно утверждать, что существующее определение компетенции не соответствует действительности, оно ориентировано на надстроечные виды компетенции. Авторы ФГОС ВПО сделали акцент на общекультурных компетенци-
130
ях и фактически подогнали определение под них. В обновленных ФГОС ВО делается акцент на втором надстроечном общепрофессиональном блоке компетенций, рассматриваемого как «ядро» подготовки. Общепрофессиональные компетенции, безусловно, очень важные и нужные, но они надстроечные, то есть определяемые базисными профессиональными компетенциями, и предназначены для решения проблем формирования профессиональных компетенций. Считаем такой подход в ФГОС ВО ошибочным.
Таким образом, результатом формирования надстроечных компетенций являются знания, а базисных - способности обучающегося.
Способность или знания, умения и навыки. Способность -это интегративная характеристика личностных качеств специалиста, позволяющая эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Она возникает, формируется и реализуется в процессе осуществления определенного вида деятельности (профессиональной). Уровень сформированности способности является условием успешности (эффективности) профессиональной деятельности и определяет квалификацию специалиста. Индикатором уровня сформированности способности является качество и сложность продукта, созданного специалистом.
Можно выделить два этапа формирования профессиональной способности: учебный и производственный. На первом этапе способность формируется в образовательном заведении при осуществлении учебно-профессиональной деятельности. По завершении учебного заведения выпускник развивает свои способности, уже непосредственно осуществляя профессиональную деятельность на производстве.
Таким образом, на первом учебном этапе обучающийся формирует способность осуществлять профессиональную деятельность на учебных занятиях, выполняя определенные виды деятельности. В тоже время формирование и развитие способности
131
обучающегося может осуществляться только опираясь на получаемые знания, умениях и навыках.
В учебном модуле можно выделить условно два этапа. Сначала происходить формирование необходимых знаний, умений и навыков, а затем в процессе выполнения расчетных, графических, лабораторных и других работ профессиональных способностей. Процесс формирования способностей является интеграционным. В процессе осуществления деятельности происходит интеграция знаний, умений и навыков в единое целостное личностное качество - способность, обладающую принципиально новыми свойствами по отношению к первоначальным знаниям, умения, навыкам. Следует отметить, что интеграционный процесс охватывает также знания, умения и навыки, полученные обучающимся ранее при формировании надстроечных и профессиональных компетенций или их компонент.
С другой стороны, каждый из блоков компетенций в свою очередь, также представляет собой иерархическую уровневую систему. Например, профессиональный блок компетенций, включает в себя несколько блоков компетенций по основным видам профессиональной деятельности, образуя второй уровень системы. Каждый блок компетенций по отдельному виду деятельности имеет свою цель, вытекающую из главной цели блока, и должен включать в себя систему, а не набор, как в ФГОС ВО, компетенций.
Методологической основой для проектирования учебных модулей по формированию профессиональных компетенций обучающихся является профессиональная деятельность. Деятельность является целостным объектом исследования, основанием ее целостности выступает единая цель (предмет деятельности). Деятельность бывает простой и сложной. Сложная деятельность представляет собой единую целостную многоуровневую систему, элементами которой выступают более простые виды деятельности, каждая из которых может также представлять сложный объект и
132
состоять из системной ветви более низкого уровня и т.д. Для каждого простого вида деятельности определены их роль и место в общей системе. Они имеют свою цель, ориентированную на достижение главной цели всей системы.
Поскольку деятельность является методологической основой для формирования подготовки специалистов, то и модель подготовки специалистов для осуществления данного вида деятельности должна также представлять аналогичную единую целостную иерархическую многоуровневую систему с единой главной целью.
Таким образом, можно утверждать, что подготовка специалиста должна представлять собой единую целостную систему компетенций базисно-надстроечного типа, а не бесцельный «набор» компетенций и требований.
Источники
1. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования при реализации ФГОС 3 + // Высшее образование в России. 2014, № 8-9. С. 5-15.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры ".
COMPETENCE-MODULAR MODEL OF SPECIALIST AS A SYSTEM DESIGN OF
OBJECT Rukavishnikov V.A, Halueva V.V.
It is shown that the GEF and the GEF VPO IN contain the main objectives, sub -system of training students, are not systemic, and "dial-up" nature. It is proposed to competence-modular model of training graduates in a single integrated system of basis-superstructure type. Keyn'ords: competence, competence system ability, the training module.
Дата поступления 17.08.2016.
133