Научная статья на тему 'Компетентностно-коммуникативный подход при подготовке будущих педагогов-предметников'

Компетентностно-коммуникативный подход при подготовке будущих педагогов-предметников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ЯЗЫКИ / ПАРАДИГМА / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаханова Розалинда Аширбаевна, Беккожанова Гульнар Кисметоллаевна

В статье рассматриваются проблемы компетентностно-коммуникативного подхода при подготовке будущих педагогов-предметников. Особое внимание уделено формированию коммуникативной компетенции при профессиональной подготовке в процессе становления личности молодого спецалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаханова Розалинда Аширбаевна, Беккожанова Гульнар Кисметоллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-коммуникативный подход при подготовке будущих педагогов-предметников»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПРЕДМЕТНИКОВ Шаханова Р.А.1, Беккожанова Г.К.2

Шаханова Розалинда Аширбаевна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра русского языка и литературы, факультет филологии;

Беккожанова Гульнар Кисметоллаевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра общего языкознания и европейских языков, факультет филологии, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы компетентностно-коммуникативного подхода при подготовке будущих педагогов-предметников. Особое внимание уделено формированию коммуникативной компетенции при профессиональной подготовке в процессе становления личности молодого спецалиста.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, специалист, языки, парадигма, концепция, профессиональная деятельность, высшее образование.

В настоящее время в Республике Казахстан в национальной системе образования очень актуальна проблема выработки и реализации компетентностно -коммуникативной концепции. Особенно это важно в свете требований компетентностной парадигмы при подготовке будущих педагогов -предметников.

В Послании Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции говорится: «Будущее - за свободным владением казахским, русским и английским языками...» [ 1].

Определяющая роль в реализации задач, поставленных Первым Президентом Республики Н. Назарбаевым, придается модернизации образования и сознания, главными ценностями которых являются знания, компетенции и навыки людей, составляющих достоинство и достижения единой нации [2].

Языковая политика в Республике Казахстан отражает изменения соотношений языков, всестороннее понимание как закономерностей динамики наций, эволюции мировых языков, так и общественной, научной, культурной жизненности и значимости того или иного языка в новом языковом порядке.

Казахстан - многонациональная республика. Политика, проводимая государством, нацелена на создание гармоничной языковой среды, которая должна способствовать консолидации общества, воспитанию патриотизма [3].

Компетентностная парадигма, как мы знаем, это ведущая концептуальная идея, которая ясно и четко определяет направление изменений в системе образования. Прежде всего, в данное время, мы видим, что произошел резкий скачок от системы знаний, умений и навыков к овладению ключевыми компетенциями в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной,

информационной, культурно-образовательной и других сферах.

Среди ключевых компетенций наибольшее внимание привлекает коммуникативная компетентность, наличие которой, по мнению многих ученых, обеспечивает успех трудовой деятельности. Поэтому, в рамках гуманистической парадигмы образования развитие коммуникативной компетентности входит в задачи

подготовки специалиста как компонент профессиональной компетентности и профессиональной мобильности.

Компетентность в обучении языкам часто понимают как «коммуникативную компетенцию». Как отмечает Р.П. Мильруд, компетентностный подход лишь частично соответствует содержанию коммуникативной компетенции. Ключевые компетенции показывают, что языковое образование может соответствовать жизненным требованиям, если узко понимаемая коммуникативная компетенция (готовность общаться) будет дополнена подготовкой к реальному жизненному общению [4].

По мнению других ученых, коммуникативный подход является определяющим для языкового образования, как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим в содержание обучения входят языковые, речевые, социокультурные знания, навыки, и умения, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции.

Особенно важно обратить внимание на принцип межпредметных связей, способствующего отражению в педагогическом вузе диалектического единства национального и обшечеловеческого.

Казахстанские ученые, такие как Р.Ф. Жусупова, Г.О. Рахимбекова, Н.К. Стамгалиева, Ж.К. Омарова Ж.С. Нарымбетова, Г.Д. Закирова, Г.К. Аскарова, А.Б. Тыныштыкбаева, Ж.А. Тусельбаева, Г.Т. Токбергенова, А.А. Фалеева, Е.В. Чжан,

A.Т. Чакликова, К.С. Успанов, С.И. Ферхо и др., в своих работах указывают, что период обучения в вузе - один из самых ответственных в становлении личности профессионала. Это время, когда формируются основные ценностные установки, жизненная позиция, отношение к окружающей действительности в целом и к своей профессии, в частности. Поэтому необходимо, чтобы именно в этот период педагогическое образование по своему содержанию стало практическим человековедением, своего рода педагогической антропологией: ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни должны быть обращены к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие будущих специалистов. Результатом педагогической работы вуза должна стать подготовка студента к профессиональной деятельности в изменяющихся социальных условиях, владеющего средствами познания себя и окружающего мира, способного к полноценной профессиональной и личностной самореализации.

В докладе Жака Делора «Образование -сокрытое сокровище» для Международной комиссии по образованию XXI века основные глабальные компетентности показаны в следующей интерпретации: «научиться работать так, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями «работать в группе», уметь устанавливать коммуникации в сфере учебно -производственной деятельности» [5].

На формирование коммуникативной компетентности специалистов особое внимание обращали многие ученые: Ю.П. Емельянова, Ю.М. Жукова, А.А. Кидрон,

B.В. Охотникова, А.П. Панфилова, Л.А. Петровская, И.Н. Розина, О.Г. Смолянинова и др. Сейчас возрастает интерес к коммуникативной компетентности как компоненту профессиональной компетентности применительно других профессий, а именно: менеджера - Е. А.Алилуйко, специалиста культуры - А.М. Есенгалиева, студентов агроинженерных специальностей - В.Ф. Жусупова, технических специальностей -В.В. Охотникова, специалистов в сфере бизнеса - А.П. Панфилова, студентов-менеджеров - Л.М. Эрерра и т.д.

Целью высшего образования является обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием для самостоятельной работы по той или иной специальности.

Перед высшим образованием стоит задача подготовки специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности. Формирование высокого уровня ключевых компетенций способствует интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Развитие международного сотрудничества в области науки и культуры требует подготовки специалистов, способных участвовать в речевом общении разных этнических групп и национальностей, в процессе успешного межкультурного общения и осуществления «диалога культур» [6]. В связи с этим проблема формирования высокого уровня профессиональной компетентности студентов вуза представляется значимой и актуальной.

Профессиональная компетентность современного выпускника представляет собой совокупность отдельных компетенций и позволяет на основе автономного поиска и использования информации в допустимых видах речевой деятельности осуществлять свою профессиональную деятельность, повышая ее эффективность и тем самым создавая предпосылки для профессионального и карьерного роста личности. В этом контексте очень важны и актуальны слова Первого Президента из его Послания, что: «Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды» [7].

Профессиональная деятельность в определении Н.В. Кузьминой - качественная характеристика субъекта деятельности - представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления [8].

Авторы монографии «Общеевропейские компетенции...», указывают на то, что «...изучающие язык рассматриваются как «субъекты социальной деятельности», то есть как члены социума, решающие задачи (не обязательно связанные с языком) в определенных условиях, в определенной ситуации, в определенной сфере деятельности. И, что особенно важно, компетенция включает в себя ценностно -мотивационный аспект, который определяет формирование мотива деятельности и выполнение этой деятельности в соответствии с ценностными ориентациями и убеждениями субъекта.

Приобретение коммуникативной компетенции индивидом становится основной целью обучения. Центр внимания педагогов переносится со структуры или системы языка на структуру речи, характеризующейся ситуативностью и национально-культурной спецификой.

Советом Европы определено пять групп ключевых компетенций, о формировании которых очень важно знать при обучении по современным образовательным программам, где говорится, что коммуникативная компетенция, определяет владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через интернет.

Коммуникативная компетенция является необходимым условием любой деятельности человека, имеющей коммуникативную природу. Актуальность проблемы коммуникативной компетенции, представляющего собой социальный феномен, приобретает в современных условиях особое значение с расширением сфер коллективной деятельности.

Цель обучения языкам в полилингвальных образовательных условиях, сформулированная в терминах компетентностно-коммуникативного подхода, оказывает значительное влияние и на принципы обучения языку в вузе как профильного направления. При этом, компетентность специалиста с высшим образованием определяется как единство теоретической и практической готовности

63

способности выпускника высшего учебного заведения квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность. Данное понятие раскрывается через совокупность профессиональных умений, реализация которых обеспечивает соответствующий им уровень результативности деятельности специалиста в процессе решения профессиональных задач.

Важно подчеркнуть, что компетентностная деятельность представляется чем-то большим, чем просто возможное применение методов и технологий. Она включает в себя опыт понимания и осмысленного подхода с учетом неповторимости ситуации.

Следовательно, новая модель образования должна интегрировать интеллектуальные, культурные, политические, социальные и эстетические аспекты знаний, ибо компетентность будущего педагога-предметника должна выступать в ее самых различных проявлениях.

Совершенствование педагогической системы и обновление ее содержания на основе принципов интегративности, фундаментальности и практической направленности ставит своей задачей формирование профессионально-компетентной, творчески мыслящей, социально активной личности педагога. Особую значимость приобретает компетентность, как понятие, наиболее полно отражающее специфику функционирования современного педагогического процесса. Как психолого-педагогическая категория, компетентность становится непременным условием педагогической деятельности в условиях современного информационного общества.

Следовательно, явление компетентности обретает статус самостоятельного понятия, которое охватывает все звенья учебного процесса и активно участвует в становлении личности будущего специалиста.

В своем Послании народу Казахстана 2011 года Н.А. Назарбаев говорит: «Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности», и высказывает мысль, что результатом реформирования системы образования должно стать появление педагога новой формации, способного дать своим ученикам прочные знания, применяя инновационные технологии в процессе обучения [6].

Можно сказать, что своеобразие коммуникативных проявлений в условиях общения сейчас рассматривается в ракурсе того, что коммуникативная личность это -обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций пространства как профильного так и в целом обучения языкам, способствующих полноценному проявлению и развитию личностных функций участников межкультурного взаимодействия.

Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении обучающимися универсальными способами деятельности, где уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний и развития, как личностных качеств (прежде всего нравственных), так и формирования системы ценностей.

Таким образом, мы видим, что компететностно -коммуникативный подход в решении комплексных задач, стоящих перед системой высшего образование способен обеспечить подготовку специалиста нового типа, обладающего высокой степенью профессионализма, широкой эрудицией, творчески мыслящего, чутко реагирующего на преобразования, вызываемые потребностями эпохи, имеющего личностную позицию, владеющего искусством убеждать, прививать своим будущим выпускникам не только знания, умения и навыки, но и глубокий интерес к избранной профессии.

Список литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана.

Казахстанская правда, 10 января 2018 года. Стр. 2.

64

2. Послание Президента РК народу. 10 января 2018 г.; Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. 2007. 15 августа. С. 9-11.

3. Шаханова Р.А. Материалы Республиканской научно-практической конференции «Основные приоритеты модернизации общества в свете Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», 29 мая 2009 года. Алматы 2009. С. 692.

4. Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005. 256 с. (Высшее педагогическое образование). ISBN 5-7107-8495.

5. Делор Ж. Образовательная политика - будущее. // Доклад председателя комиссии по образованию ЮНЕСКО. Семинар «Поколение 21 века», 2002.

6. Назарбаев Н.А. «Построим будущее вместе!» Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, 28.01.2011.

7. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. № 33(25278), 2007. 1 марта.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения // Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.