ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Б.Т. Керимбаева
Кафедра общей педагогики и этнопедагогики Международный казахско-турецкий университет им. А. Ясави пр. Б. Саттарханова, 29, Туркестан, Республика Казахстан, 161200
Современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения современных методов обучения. Внедрение новых информационных технологий и применение компетентностного подхода в учебном процессе Международного казахско-турецкого университета им. А. Ясави способствует повышению эффективности процесса обучения английскому языку. Одной из актуальных проблем подготовки специалистов международного уровня является разработка методов использования информационных технологий в формировании информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов в области электроэнергетики.
Ключевые слова: компетентный подход будущих специалистов в области электроэнергетики, профессиональная деятельность, информационно-коммуникативная компетенция.
Происходящие в Республике Казахстан демократические изменения вызвали потребность в поиске эффективных путей преобразования различных сторон жизни общества, его социальных институтов, в том числе и системы высшего образования.
Для реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 гг. [1] при переходе к электронному обучению ставится первоочередная задача — обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами. Большую роль играет подготовка и повышение квалификации специалистов, формирование высокого уровня их информационной компетентности.
Процессы глобализации, стремительное развитие информационных технологий и коммуникационных систем, а также преобразования социального и экономического характера, благодаря которым общество индустриального производства превратилось в общество науки и информации, изменили структуру международного рынка труда и предъявляют новые требования к компетенции и квалификации кадров. На фоне этих изменений высшее образование играет все более важную роль и становится залогом успешной самореализации человека в современном обществе.
Сегодня промышленный сектор республики, восстанавливающийся на основе новых прогрессивных технологий, остро нуждается в специалистах новой формации с широкой компетенцией и фундаментальными знаниями для реализации прорывных проектов государства, бизнеса и сферы услуг.
В Послании 27 января 2012 г. президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана говорится: «...Нужно повышать компьютерную грамотность населения, в том числе за счет различных стимулирующих программ. Я призываю
всех казахстанцев активнее осваивать информационные технологии. Это необходимо...» [2].
Казахстан четко определил ориентир на вхождение в мировое образовательное пространство и осуществляет модернизацию образовательной системы в контексте международных требований. Движущими силами инновационных процессов, происходящих в высшей школе Казахстана, является адаптация к внутреннему рынку труда и стремление при этом войти в мировую образовательную систему в качестве полноправного члена. Нужна постоянная адаптация образовательных программ к спросу рынка труда. В критерий качества закладывается готовность к практической деятельности и реальная конкурентноспособность выпускников.
В нынешнее время информационные технологии существенно изменили все стороны человеческого бытия и, по-видимому, в наибольшей степени это относится к существенному повышению производительности интеллектуального труда. На сегодняшний день каждый компетентный специалист той или иной профессии должен эффективно использовать возможности информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Одной из главных задач, стоящих перед системой подготовки будущих специалистов, является повышение качества профессиональной подготовки студентов с учетом современных направлений развития и использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Во всем мире отчетливо проявляется тенденция использования компьютера как неотъемлемого средства изучения отдельных научных дисциплин.
Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся [3].
Модернизация образовательных программ требует внедрения активных методов обучения. Именно к таким методам относится использование интернет-источников.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, во-первых, тем, что информационно-коммуникативная компетенция предполагает наличие у будущего специалиста в области электроэнергетики новых знаний, умений, стиля мышления, которые обеспечат необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантируют его конкурентоспособность на рынке труда; во-вторых, необходимостью совершенствования методико-дидактической организации процесса профессионально ориентированной подготовки будущих электроэнергетиков; в-третьих, объективной потребностью современного общества в подготовке специалистов электроэнергетики, способных интегрироваться в мировое информационное пространство; в-четвертых, тенденциями национальной образовательной политики.
Ученые отмечают, что знанием человека становится переработанная им учебная информация, прибавленная к наличному умственному опыту [4]. Совокупность знаний о способах и средствах сбора, обработки и передачи информации для
получения новых сведений об изучаемом объекте, с использованием программных и технических средств есть информационная технология [5]. Информационные технологии, обеспечивая доступ к информации при помощи Интернета, вносят свой вклад в организацию самостоятельной работы студентов. Использование интернет-ресурсов (учебных программных продуктов с применением графики, технологий мультимедиа и др.) предоставляет студенту новые возможности для самостоятельного получения знаний, способствует развитию их визуального мышления и позволяет получать информацию на более высоком уровне понимания.
Использование информационных технологий занимает важное место в преподавании не только математических, естественно-научных, но и социально-гуманитарных дисциплин. Однако, как отмечают современные исследователи в области дистанционного и смешенного обучения (М. Вилотиевич, В.М. Монахов, В.В. Юдин), их использование, как правило, происходит без опоры на дидактические концепции, нередко бывает фрагментарным и непоследовательным, часто сводится только к передаче учебной информации. Необходимо отметить, что понимание студентом универсальных способов решения задач, освоение умений применять знания в новой ситуации зависит в большей мере от характера его мыслительной деятельности, активности, эффективности обратной связи, профессиональной направленности процесса обучения и в меньшей — от того, с каким материальным носителем информации работает студент. Идея проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий может быть отвергнута преподавателем и не принята обучающимся именно из-за неполного учета педагогических закономерностей, лежащих в основе процесса обучения при любой его организации.
В статье Д.Т. Рудаковой [6] рассматриваются принципы организации интернет-обучения, влияние информационной среды на развитие содержания познавательной деятельности. В работе Е.Б. Михайловой [7] рассматривается формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Использование информационно-компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку будущих специалистов в области электроэнергетики весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а следовательно, значительно возрастает как объем полученной информации, так и качество ее усвоения.
Одной из актуальных проблем подготовки специалистов международного уровня является задача разработки методов использования интернет-технологий в формировании информационно- коммуникативной компетенции будущих специалистов в области электроэнергетики.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту (e-mail); телеконференции (Usenet); видеоконференции;
возможность публикации собственной информации; создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на web-сервере; доступ к информационным ресурсам — справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek / Ultra Smart, Look Smart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, Hot Bob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).
Использование информационных технологий в обучении иностранному языку обеспечивает обучающимся доступ к широкому спектру современной информации с целью развития различных компетенций.
Информационно-коммуникативная компетенция рассматривается нами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в профессиональном межличностном и межкультурном взаимодействии. Коммуникативный профессиональный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционного состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Информационно-коммуникативная компетенция — это способность успешно использовать английский язык, действовать с его помощью на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Информационно-коммуникативная компетенция будущих специалистов в области электроэнергетики должна включать когнитивно-деятельностный, креативный и поведенческо-эмоциональный компоненты, формируемые в процессе языковой подготовки с использованием комплекса лингводидактических средств и средств интерактивной лингво-информационной поддержки. Поскольку в основе формирования информационно-коммуникативной компетенции лежит компетент-ностный подход, в нем устанавливается взаимосвязь между пользованием и изучением английского языка. Использование языка и его изучение включают действия человека, в процессе выполнения которых он развивает ряд компетенций — общую и коммуникативную. Они обеспечивают решение задач в различных условиях с учетом различных ограничений и реализуются в видах деятельности и действиях, направленных на восприятие текстов, в связи с определенными темами и сферами общения и с применением соответствующих стратегий. Учет этих процессов коммуникантами ведет к дальнейшему развитию и модификации этих компетенций.
Имеющееся информационное обеспечение позволяет проводить обучение студентов основам работы за компьютером на начальном этапе обучения, а затем стать продвинутыми пользователями прикладных программ, овладеть профессиональными навыками.
Также можно добавить, что основными видами деятельности в формировании информационно-коммуникативной с применением интернет-технологий является работа с веб-сайтами, разработанными для обучения английскому языку; использование Интернета как источника аутентичных материалов о культуре страны изучаемого языка; проведение веб-форумов или телекоммуникационных проектов, а также применение интернет-технологий для разработки и проведения веб-квест проектов.
Веб-проект является результатом объединения проектной методики с возможностями сети Интернет и может быть эффективно интегрирован в процесс обуче-
ния английскому языку. Веб-проекты, являясь сложным видом задания, требуют от преподавателя, управляющего проектом, высокого уровня предметной и информационной компетентности, а от обучающегося — навыков и умений по работе с информацией и информационными технологиями. Использование заданий на основе интернет-технологий в процессе обучения английскому языку требует от обучающихся соответствующего уровня владения языком [8].
На современном этапе в Международном казахско-турецком университете им. А. Ясави при обучении по специальности 5B071800 «Электроэнергетика» на занятиях английского языка используются новые методики с использованием информационно-компьютерных технологий которые противопоставляются традиционному обучению. Имеющиеся на инженерно-педагогическом факультете МКТУ им. А. Ясави компьютеры (пять компьютерных классов), мультимедийные устройства (три проектора и экраны, пять интерактивных досок) позволяют вести обучение с оптимальной нагрузкой студентов на один компьютер.
В процессе формирования информацтонно-коммуникативной компетенции по специальности «Электроэнергетика» студенты активно интересуются информационно-компьютерными технологиями и интернет-технологиями, сеть Интернет в данном случае выступает отличным средством для развития их творческих способностей. Основными преимуществами использования интернет-технологий являются: повышение интереса к обучению; развитие самостоятельности; развитие ответственности и целеустремленности.
Чтобы научить будущих специалистов электроэнергетики общению на английском языке, нужно создать реальные ситуации, которые будут стимулировать студентов к изучению материала и вырабатывать адекватное поведение.
Для того чтобы успешно обучить будущих специалистов электоэнергетики английскому языку, преподавателю нужно пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача всестороннего и тщательного изучения способов получения информации.
Поскольку в настоящее время активно происходит переход к информационному типу общества, информатизация образования рассматривается как необходимое условие развития личности на современном этапе.
Обучающиеся на практических занятиях по английскому языку работают, используя компьютерные словари, а также на страноведческих сайтах, которые дают возможность получить полезную информацию о быте и культуре страны изучаемого языка. Также в сети Интернет можно найти множество сайтов, посвященных обучению иностранному языку. Наиболее положительным в использовании Интернета является его информативность, а также велика его роль в повышении мотивации обучения, а следовательно, эффективности обучения. Обучающиеся наглядно представляют себе, для чего им нужны хорошие языковые знания. Все это развивает самостоятельность в изучении языка, формирует информационную, языковую и коммуникативную компетенции будущих специалистов, способствует развитию аналитических способностей.
В процессе использования интернет-технологий меняется и роль педагога, основная задача которого — поддерживать и направлять развитие личности обуча-
ющихся, их творческий поиск. Отношения с обучающимися строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучающихся, отход от традиционного занятия с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Вышеизложенное является основанием для формулирования первоочередных задач, которые вытекают из требований информатизации высшего образования в аспекте подготовки будущих специалистов-электроэнергетиков:
— совершенствование процесса подготовки будущих электроэнергетиков на основе системного использования интернет-технологий в вузе, пересмотра организационных форм учебной деятельности, разработки пакета учебно-методической документации, учитывающей специфические особенности профессиональной деятельности специалистов электроэнергетиков;
— изучение вопросов обеспечения процесса подготовки будущих электроэнергетиков методологией и практическими рекомендациями формирования качеств специалиста, характеризующихся способностью разрабатывать и оптимально использовать современные информационные технологии.
Будущие специалисты должны быть конкурентоспособными, востребованными на рынке труда. Поэтому и цели образования определяются, с одной стороны, требованиями учебной программы, с другой стороны, требованиями общества. Будущие специалисты должны уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Анализ научных источников и преподавательской практики в МКТУ им. А. Ясави, на кафедре электроэнергетики показывает, что использование интернет-технологий в процессе обучения английскому языку будущих специалистов электроэнергетики имеет огромную значимость и способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов электроэнергетиков. Использование информационно-компьютерных технологий в формировании информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов электроэнергетики, модернизации образовательного процесса, обновления содержания предмета английского языка для будущих специалистов электроэнергетики, влияет на изменения в профессиональной подготовке специалистов электроэнергетики.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011— 2020 годы. — URL: www.edu.gov.kz
[2] Послание президента РК Н. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана». 27 января 2012 г. — URL: http://www.akorda.kz/kz/
[3] Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 2; 3.
[4] Извозчиков В.Л. Школа информационной цивилизации: «Интеллект XXI». — М.: Просвещение, 2002.
[5] Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия, 2008.
[6] Рудакова Д.Т. Содержание и принципы интернет-обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2009. — № 3.
[7] Михайлова Е.Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2010. — № 3.
[8] Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. — М.: Владос, 2001.
FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF ELECTROENERGETICS
B.T. Kerimbaeva
Chair of the general pedagogics and ethnopedagogics International Kazakh-Turkish university named after A. Yasavi B. Sattarkhanov str., 29, Turkestan, Republic of Kazakhstan, 161200
The usage of new informational technologies and competence-based approach in the teaching process of International Kazakh-Turkish University accompanied the problem of training specialists of electroener-getics on international level by creating and developing some methods of using Internet technologies in forming professional and informational-communicative competence of future specialists. Different characteristics of activities, which can be used to develop informational-communicative competence using Internet technologies, are stated out in the article.
Key words: competative approach of future specialists of electroenergetics, occupational activities, informational communicative competence.