А.И. КОНОПЛЯ, профессор, проректор по учебной работе
Компетентностная модель подготовки специалиста-медика
Статья посвящена содержанию подготовки медицинских кадров в Курском государственном медицинском университете. Рассмотрены инновационные методы обучения, а также сложившаяся в вузе многоуровневая система контроля качества практической подготовки. Акцент делается на специфике компетентностной модели вы-пускника-медика.
Ключевые слова: инновационные методы обучения, многоуровневая система практической подготовки, рейтинговая система оценки знаний, контроль качества практической подготовки, компетенции.
Концепция развития высшего медицинского образования ориентирована на такую модель подготовки специалистов здравоохранения, которая бы обеспечивала гарантированный уровень медицинской помощи населению, сохранение и восстановление здоровья граждан. Её реализация подразумевает решение следующих задач:
• подготовка профессионально мобильного, мотивированного специалиста;
• обеспечение выпускников необходимым для профессиональной деятельности объемом теоретических знаний, практических умений и навыков;
• формирование навыков работы с источниками информации и умения осуществлять самостоятельную профессионально-познавательную деятельность [1].
В Курском государственном медицинском университете решение данных задач обеспечивается завершением до-дипломного вузовского этапа подготовки медицинских кадров, владеющих современными технологиями оказания медицинской помощи и способных постоянно повышать уровень своей квалификации. Организация учебного процесса в вузе отвечает принятым требованиям к содержанию подготовки современных специалистов системы здравоохранения.
Повышение качества учебного процесса осуществляется за счет мониторинга соответствия его содержания требованиям государственных образовательных стандартов, формирования вузовской квалификационной характеристики специальности, разработки образовательных программ, оптимально сочетающих федеральный, региональный и вузовский компоненты, путем создания учебно-методических комплексов специальностей, дисциплин, циклов дисциплин, обновления технологий, форм, средств и методов обучения по блокам дисциплин на ос-
нове разработанных программ сквозной подготовки.
Преподавание общих гуманитарных и социально-экономических, естественно-научных, профессиональных и специальных дисциплин в вузе строится исходя из концепции фундаментали-зации и гуманизации системы образования и нацелено на решение проблемы повышения качества подготовки выпускников на всех этапах обучения.
В учебном процессе вуза доминируют интерактивные формы и методы обучения: проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции-диалоги, лекции с применением «мозговой атаки» (с разбором микроситуаций), лекции-консультации, учебные тематические конференции, творческие задания (подготовка видеофильмов, кроссвордов, дайджестов, создание электрифицированных учебных стендов), олимпиады и др. На практических занятиях и семинарах широко применяются методы проблемного обучения в виде деловых игр, бизнес-игр, имитационных игр, ролевого тренинга, игрового проектирования. Среди активных форм обучения на клинических кафедрах применяются такие, как защита студенческих историй болезни, рубежная аттестация практической подготовки студентов, что способствует формированию и развитию клинического мышления и совершенствованию профессиональных навыков работы с больными.
В последние годы в КГМУ проводится большая работа по внедрению инновационных методов обучения. Созданы банки компьютерных тестов (обучающих, контролирующих, тематических, рубежных, дисциплинарных), подготовлены и используются обучающие мультимедийные программы, созданы кафедральные видеотеки учебных фильмов, в том числе на английском языке. Внедрение инновационных методов по-
зволило качественно изменить содержание обучения, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов, добиться высокой степени самостоятельности в изучении дисциплин и применении знаний. В то же время традиционные для медицинского вуза методы (клинический разбор, ку-рация больных, ночные дежурства и т.д.) по-прежнему являются важными и актуальными.
Формированию познавательной активности студентов способствует их самостоятельная работа, направленная на углубление, осмысление, расширение знаний по программе изучаемой дисциплины, формирование исследовательских навыков будущих специалистов. Одной из ведущих форм самостоятельной работы, организация которой обязательна для всех кафедр университета, является научно-исследовательская работа студентов. В первую очередь она представлена такими формами, как выполнение и защита курсовых и дипломных работ, подготовка студенческих научных публикаций. В ходе самостоятельных исследований студенты приобретают опыт поисковой деятельности, навыки аналитической работы, овладевают элементами творчества.
Важнейшим фактором активизации учебного процесса является рейтинговая оценка знаний студентов, основная функция которой - формирование устойчивой мотивации получения систематических глубоких знаний и умений, развитие самостоятельности, созидательного подхода к изучаемой дисциплине, самодисциплины и организованности. Две ведущие составляющие используемой в вузе рейтинговой системы:
■ дисциплинарный рейтинг, предусматривающий ежедневную всестороннюю оценку работы студента на занятии, лекционном курсе;
■ творческий рейтинг, определяющий степень участия студента в выполнении научно-исследовательской работы.
Рейтинговая система позволяет получить максимально объективную оценку знаний студентов.
В формировании специалиста системы здравоохранения огромное значение, наряду с глубокими теоретическими знаниями, имеет практическая подготовка. В университете сложилась многоуровневая система контроля качества практических навыков. Она включает организацию и проведение ряда оценочных мероприятий: текущей, контрольной, текущей комиссионной, итоговой, предэкзаменационной проверки практических навыков; проверки практических навыков после прохождения учебной и производственной практик; проверки практических навыков у студентов-выпускников в ходе итоговой государственной аттестации. Уровень практической подготовки оказывает определяющее влияние на будущую карьеру и профессиональный рост медицинского специалиста.
В целом комплексное использование традиционных, интерактивных, проблемныхи инновационных форм и методов обучения обеспечивает необходимое качество подготовки выпускников КГМУ, соответствующее требованиям государственных образовательных стандартов второго поколения.
Сегодня образовательная политика в нашей стране выстраивается с учетом тенденций европейского образователь-
ного пространства в рамках Болонского процесса. Болонская декларация предполагает концентрацию деятельности вузов по четырем направлениям: переход к многоуровневой системе высшего образования со степенями «бакалавр», «магистр», «доктор»; введение накопительной системы зачетных единиц, или кредитов; признание к 2010 г. университетского диплома любой страны - участницы Болонского процесса во всех других странах, подписавших декларацию; свободная миграция трудовых ресурсов, равенство прав граждан разных стран при приеме на работу [2].
На основе данного подхода в России разрабатывается новое поколение образовательных стандартов. Предлагаемая инновационная форма стандарта третьего поколения - компетенция - позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки молодого специалиста и характеризует способность выпускника эффективно реализовывать свои профессиональные возможности в переменчивых условиях современной рыночной экономики. Основой компе-тентностной модели выпускника являет-
ся перечень компетенций, сформированный на базе требований и пожеланий работодателей и определяющий цели реализации основной образовательной программы [3]. В отличие от традиционной предметно-содержательной модели обучения составляющими компетентностной модели являются знания, умения, навыки и опыт их использования на практике, т.е. она ориентирует на формирование способности и готовности индивида актуализировать данную компетенцию и ее компоненты в определенных ситуациях.
В связи с этим актуальным становится вопрос о модернизации высшего медицинского образования. Деятельность медицинского вуза должна быть ориентирована на подготовку специалистов, умеющих не только разрабатывать и реализовывать комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий в рамках своей специальности, но и давать оценку психического и физического здоровья человека, обосновывать систему профилактических мер, анализировать и определять результативность собственной профессиональной деятельности, направления ее совершенствования и способы повышения ее эффективности.
Модернизация российского меди-
цинского образования в соответствии с европейскими и общемировыми тенденциями позволит сделать его более современным, решить задачу повышения качества подготовки специалистов для системы здравоохранения, сохранить престиж медицинского образования.
Литература
1. См.: Амиров А.Ф. Медицинское образование
России в условиях реализации Болонских соглашений // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2008. №2 (9). С. 19-21.
2. См.: Вербицкий А.А. Реформирование об-
разования в России и Болонский процесс // Высшее образование сегодня. 2008. №11. С. 51-55.
3. См.: Носков М.В. Междисциплинарная ин-
теграция в условиях компетентностного подхода // Высшее образование сегодня.
2008. №9. С. 23-25; Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России.
2009. №3. С. 29-38.
KONOPLYA A. COMPETENCE-BASED MODEL OF TRAINING MEDICAL STUDENTS
The content and specific of training the medical personnel at KSMU is considered. The innovative methods of teaching and a multi-level system of practical training quality control are viewed. Special attention is paid to the competence-based model as applied to medical education.
Keywords: innovative teaching methods, multi-level system of practical training quality control, rating system, competence-based model.