Научная статья на тему 'Компетентность менеджера как фактор эффективного управления социальными проектами в Казахстане'

Компетентность менеджера как фактор эффективного управления социальными проектами в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PROJECT MANAGEMENT / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ / MANAGEMENT OF SOCIAL PROJECTS / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / SOCIAL FORECASTING / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Елена Александровна, Степанов Алексей Владимирович, Умирова Камила Оразовна

В связи с применением инструментов и методов проектного управления в Казахстане, возник ряд проблем, связанных с необходимость их адаптации к местным условиям и мотивациям, а также с обучением топ менеджеров компаний и подготовкой компетентных специалистов. Цель исследования: выявление и оценка сложных вопросов развития проектного менеджмента в организации Казахстана способных повысить эффективность управленческих решений при реализации социальных проектов. Методологическую основу статьи составляют свод знаний PMBOK® Guide, общенаучные методы и регрессивный анализ. Выводы проделанного исследования могут быть сведены к следующим положениям: в Казахстане сформировалась собственная школа проектного менеджмента; компетентность топ менеджера по вопросам управления проектами важное условие эффективного осуществления социальных проектов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n connection with the use of tools and techniques of project management in Kazakhstan, has encountered a number of problems associated with the need to adapt to local conditions and motivations, as well as with training of top managers of companies and the preparation of competent professionals. The purpose of the study: identification and evaluation of complex development of project management in organizations of Kazakhstan is able to increase the efficiency of managerial decisions in the implementation of social projects. The methodology of the article constitute a body of knowledge PMBOK® Guide, General scientific methods and regression analysis. The findings of the research can be summarized to the following provisions: in Kazakhstan formed its own school of project management; the competence of the top Manager of project management is an important condition for the effective implementation of social projects.

Текст научной работы на тему «Компетентность менеджера как фактор эффективного управления социальными проектами в Казахстане»

(417000-9811,76+3854,62-10673,21) х 7,9 : 100 = +31642,36 тыс.р.

Баланс отклонений:

РП - РП = 432012 - 417000 = +15012

1 о тыс.р.;

(-9811,76) + 3854,62 + (-10673,21) + 31642,36 = 15012,01

тыс.р.

Индексы представляют собой обобщающие показатели сравнения во времени и в пространстве. Они отражают процентное изменение изучаемого явления за какой-то период времени по сравнению с базисным периодом. Такая информация дает возможность сравнить изменения различных факторов и проанализировать их поведение.

Литература:

1. Антонова О.В., Петров А.М. Концептуальные подходы к анализу платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 5

2. Бабаев Ю.А. Расчеты организации: учет, контроль и налогообложение. Учебно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /

Ю. А. Бабаев, А. М. Петров. Москва, 2010. Сер. Вузовский учебник

3. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров ; под ред. Ю. А. Бабаева. Москва, 2011. (Изд. 5-е, перераб. и доп.)

4. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности. Бабаев Ю.А., Друцкая М.В., Кеворкова Ж.А., Листопад Е.Е., Петров А.М. Учебник для студентов обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под редакцией Ю. А. Бабаева. Москва, 2010.

5. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности. Современный бухучет. 2004. № 9. С. 38.

6. Петров А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности. Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 18. С. 54-62.

7. Петров А.М., Полоус Е.А. Повышение транспарентности показателя дебиторской задолженности в отчетности. Международный бухгалтерский учет. 2011. № 6. С. 2-12.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ

В КАЗАХСТАНЕ

Пономарева Елена Александровна

Магистрант,

Степанов Алексей Владимирович

Канд. филос. наук, доцент,

Умирова Камила Оразовна

Магистрант, КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, г.Алматы

АННОТАЦИЯ

В связи с применением инструментов и методов проектного управления в Казахстане, возник ряд проблем, связанных с необходимость их адаптации к местным условиям и мотивациям, а также с обучением топ менеджеров компаний и подготовкой компетентных специалистов. Цель исследования: выявление и оценка сложных вопросов развития проектного менеджмента в организации Казахстана способных повысить эффективность управленческих решений при реализации социальных проектов. Методологическую основу статьи составляют свод знаний PMBOK® Guide, общенаучные методы и регрессивный анализ. Выводы проделанного исследования могут быть сведены к следующим положениям: в Казахстане сформировалась собственная школа проектного менеджмента; компетентность топ менеджера по вопросам управления проектами важное условие эффективного осуществления социальных проектов.

ABSTRACT

In connection with the use of tools and techniques of project management in Kazakhstan, has encountered a number of problems associated with the need to adapt to local conditions and motivations, as well as with training of top managers of companies and the preparation of competent professionals. The purpose of the study: identification and evaluation of complex development of project management in organizations of Kazakhstan is able to increase the efficiency of managerial decisions in the implementation of social projects. The methodology of the article constitute a body of knowledge PMBOK® Guide, General scientific methods and regression analysis. The findings of the research can be summarized to the following provisions: in Kazakhstan formed its own school of project management; the competence of the top Manager of project management is an important condition for the effective implementation of social projects.

Ключевые слова: проектный менеджмент, бенчмаркинг, управление социальными проектами, социальное прогнозирование, компетентность.

Keywords: project management, benchmarking, management of social projects, social forecasting, competence.

Практика масштабного применения инструментов и методов проектного управления предполагает интеграцию существующих схем управления с проектным менеджментом, что требует наличия сотрудников, обладающих компетенциями: знаниями, умениями и навыками в управлении проектами. Не менее сложным вопросом является и компетентность менеджера как искусство эффективно использовать полученные компетенции, поскольку в этом случае на первый план выдвигаются качества его личности: самоанализ, уверенность, харизма и т.д. Свод знаний по проектному управлению способен, при соответствующей адаптации, успешно решить эти вопросы. Цель нашей статьи обозначить проблемы компетентности менеджера при реализации социальных проектов, связанные с привлечением в команду проекта различных заинтересованных сторон и лиц, не обладающих знаниями проектного подхода.

В настоящее время в Казахстане сложилось проектное сообщество, основоположником и лидером которого является профессор Цеховой А.Ф. По инициативе Цехового А.Ф. были осуществлены значительные мероприятия, направленные на развитие практик проектного подхода [1] в стране: международные форумы по управлению проектами и Конгресс проектных менеджеров Республики Казахстан в 2015 г. в г. Астана. За последние годы достигнуты определённые успехи в масштабном применении проектного менеджмента. Количество одновременно реализующихся социальных проектов в Казахстане нарастает ежегодно. Кафедра «Управления проектами» КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, обеспечила поддержку Международного центра проектного управления и разрабатывает программы согласованные с институтом РМ1 США, университетами Канады, России и Австралии. Специалисты кафедры и МЦПУ владеют современными международными инструментами управления развитием организации.

Международные стандарты в области проектных компетенций обобщают опыт, накопленный при реализации проектов в различных странах и отраслях, и устанавливают общие требования к содержанию и уровню владения компетенциями, которые важны для успешного участия в проектной деятельности всех сотрудников: от руководителей социального проекта или программ проектов до рядовых членов команды. В любой компании, которая планирует успешно работать, регулярно проводят исследования, решают задачи, определяющие выявления динамики экономического процесса. Как отметил основатель Delphi Consulting Group К. Фраппаоло: «Высокоуровневый поиск знаний — способность искать самую точную и актуальную информацию в огромном числе источников различных типов — будет очень важен для успеха не только сегодняшней работы, но и при подготовке к работе на глобальном рынке XXI века» [2]. В настоящее время происходит активное внедрением в систему образования Казахстана, России так называемого «компетентностного подхода». Главной задачей при этом является подготовка специалистов международного уровня, компетентность которых должна проявляться в умении творчески и критически мыслить, и самостоятельно решать проблемы. Фактически, развитие компетентности и давно работающих, и обучающихся магистрантов, докторантов, является основой успешной деятельности в решении задач управления. На наш взгляд, руководителю социального проекта необходимо разработать документ, в котором раскрываются и подробно описаны возможности, инструменты и

методы проектного подхода для конкретного проекта. Согласно результатам опроса, проведенного кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации, государственные служащие испытывают дефицит знаний в таких областях, как право (41,4%), управление (36,5%), экономика (28%), социология и психология (18,4%) [3, 59]. В Казахстане для решения подобной проблемы в 2013 году был создан специальный Региональный хаб - который стал многосторонней площадкой для непрерывного обмена опытом и знаниями в сфере государственной службы для стран СНГ и Центральной Азии среди ученых, экспертов и практиков. В системе высшего образования открыты специальные отделения по подготовке полиязычных кадров по проектному менеджменту. Все это повысит конкурентоспособность выпускников Республики Казахстан по специальности «Управление проектами» в международном образовательном пространстве.

На наш взгляд в странах ЕАЭС необходимо постоянное совершенствовании форм организации труда, обновление методов управления и внедрении прогрессивных персонал-технологий развития человеческих ресурсов, управление заинтересованными сторонами. Выделяемые десять областей знания по PMBOK® Guide, по нашему мнению, недостаточно глубоко отражают социально-психологические методы управления, в том числе социально-психологический анализ в команде проекта, патриотизм, политико-информационное воздействие, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников (формирование групп по признакам доминирующего типа интеллекта, возрастных особенностей и т.п.), создание комфортной психологической атмосферы. Эта проблема требует дальнейшего исследования и развития свода знаний PMI.

Выводы и рекомендации:

1. Ведущим университетам Казахстана, по нашему мнению, необходимо помимо существующей подготовки магистров и докторов по проектному управлению обеспечить консультацию и специальную подготовку сотрудников команд, занятых реализацией социальных проектов. В соответствии с Планом нации «100 шагов» предусмотрен поэтапный переход на английский язык обучения в старшей школе и вузах, что ускорит овладение практиками PMI.

2. Осуществление социальных проектов должно осуществлять при сопровождении специалистами из центра проектного управления и на основе приоритета социально-психологических методов управления. Научно-общественные организации Казахстана, например, Международная академия информатизации (г. Алматы), способны интегрировать интеллектуальные ресурсы для развития проектного менеджмента.

3. Реализация социальных проектов, позволяет на основе коммуникаций между различными командами, например, с помощью вебинаров или офиса управления проектами повысить уровень профессионализма сотрудников и топ-менеджеров.

Литература

1. PMBOK® Guide: 5-ое издание, 2013 г.

2. Менеджмент. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.management.com.ua/ims/ims108.html

3. Магомедов К.О. Социология государственной службы. - М.: РАГС, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.