УДК 347.426.42
Шилин С.В.
магистрант,
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
(г. Москва, Россия)
КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ НАРУШЕНИИ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ
Аннотация: начиная с начала XXI века граждане Российской Федерации всё больше и увереннее отстаивают свои гражданские права в судебном порядке. И хотя важнейшей задачей любого правового государства, должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и (или) возмещения причинённого вреда, оценка морального вреда в большей степени остаётся субъективной. Именно существенная вариативность ситуаций и разная степень переживаний в зависимости от пола, возраста, социальной принадлежности и т.п. пострадавшего гражданина определяют отсутствие универсального механизма оценки такого вреда в переводе на материальную компенсацию.
Ключевые слова: моральный вред, компенсация.
В современной цивилизации гражданин вправе требовать компенсации морального вреда в случае причинения ему физических или нравственных страданий, в частности, при нанесении вреда здоровью, связанных с утратой родственников и в других случаях. Однако несмотря на то, что действующему Гражданскому кодексу РФ уже более четверти века, в Российской правовой доктрине по-прежнему нет единого мнения относительно сущности морального вреда.
Актуальность темы исследования обоснована необходимостью целесообразно и комплексно подходить к данной проблеме с целью выработки
предложений по совершенствованию российского гражданского законодательства и применению его на практике.
Объектом научно-исследовательской работы являются гражданские отношения, возникающие в связи с компенсацией морального вреда при нарушении личных неимущественных прав.
Предмет настоящего исследования - совокупность норм гражданского права, определяющих содержание и особенности компенсации морального вреда в российском гражданском праве.
Цель научно-исследовательской работы заключается в теоретическом анализе правовой сущности компенсации морального вреда при нарушении личных неимущественных прав.
Задачами работы определить общие условия и основания компенсации морального вреда, и их влияние на компенсацию морального вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина (ч. 1 ст. 151, п. 1 ст. 1064 ГК РФ; п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).
К личным неимущественным правам можно отнести: жизнь, здоровье, достоинство личности; свободу; личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; честь и доброе имя; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.п.
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 ГК РФ). Однако причинитель вреда вправе добровольно предоставить потерпевшему компенсацию морального вреда не только в денежной, но и в иной форме (например, в виде ухода за потерпевшим и т.д.), в оказании какой-либо услуги, в выполнении самим
причинителем вреда или за его счет работы, направленной на сглаживание (смягчение) физических и нравственных страданий потерпевшего).
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (п. 2 ст. 1101 ГК РФ; п. п. 25, 28, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33)
При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33):
• существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом);
• характер и степень умаления таких прав и благ, которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда, а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда;
• последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни;
• единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, подлежит компенсации по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный лицу, достигшему возраста восемнадцати лет.
С учетом существующих проблем оценки размера компенсации морального вреда, остановимся на мнении отдельных законодателей, которые предложили методик определения размера морального вреда.
Методика расчёта компенсации морального вреда В.Я. Понарина предлагает два способа исчисления размера денежной компенсации морального вреда: поденный показатель и посанкционный показатель. В первом случае размер компенсации морального вреда зависит от дохода подсудимого, не учитываются при этом страдания, его индивидуальные особенности и др. Посанкционный способ позволяет обеспечить разумное и справедливое соотношение между взысканием денежных сумм за нанесенный моральный вред и его размером. Этот способ неприменим при назначении приговора в виде исправительных работ без лишения свободы или при условном наказании.
Следующую методику предложил профессор МГЮФ, доктор юридических наук, А.М.Эрделевский. По его мнению, нужно устранить сложности в правоприменительное практике, с помощью таких понятий как "средняя глубина страданий", "презюмируемый моральный вред" (страдания, которые не может не испытывать нормальный человек, его реакция на совершенные в отношении его противоправные действия) и установить единый для всех судов базисный уровень размера компенсации морального вреда, а также методики определения её окончательного размера.
Для этого Эрделевский разработал специальную таблицу учета критериев при определении размера компенсации морального вреда.
В методике, предложенную Эрделевским, как положительный признак отмечается базисный уровень размера компенсации морального вреда, который основан на санкциях норм уголовного кодекса за конкретные виды преступлений, а также то, что в его методе учитываются все законодательно установленные критерии (ст. 151,1101 УК РФ):
• степень вины;
• степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред;
• характер физических и нравственных страданий, оцениваемый с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда и индивидуальных особенностей потерпевшего, рассматриваемых с точки зрения разумности и справедливости;
• иные, заслуживающие внимания, обстоятельства.
Как недостаток итоговый размер компенсации при рассмотрении конкретного дела может как уменьшаться, так и увеличиваться по сравнению с размером компенсации "презюмируемого морального вреда", образуя размер компенсации действительного морального вреда. При этом размер компенсации действительного морального вреда не должен превышать размер компенсации "презюмируемого морального вреда" более чем в четыре раза.
Это позволяет зафиксировать максимальный уровень размера компенсации применительно к отдельным видам правонарушений. Размер компенсации действительного морального вреда может неограниченно отклоняться в сторону уменьшения от размера компенсации "презюмируемого морального вреда", вплоть до полного отказа в компенсации морального вреда.
Методика М.Н. Малеиной, доктора юридических наук, профессора предлагает учитывать не только степень вины причинителя вреда, но и форму вины.
По ее мнению, при определении размера компенсации морального вред необходимо разделить критерии на частные (индивидуализировать в зависимости от случая) и общие (критерии ст. 151, 1101 ГК РФ).
Например, в случае если в отношении гражданина были распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, Малеина М.Н. предлагает использовать частные критерии: характер распространения сведений, состав лиц, получающих порочащую информацию, ареал распространения порочащих сведений. Все эти точки зрения имеют право на существование.
Исходя из вышеизложенного, размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельства, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Компенсация морального вреда имеет важное значение для защиты, прежде всего, таких прав и благ, которые носят личный неимущественный характер. При нарушении других субъективных гражданских прав возможность, компенсации морального вреда должна быть прямо указана в законе.
Определение судом степени глубины нравственных и физических страданий, с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего, является ключевым моментом при доказывании и определении размера компенсации. Одним из критериев определения размера компенсации морального вреда на мой взгляд должно выступает «искренность» в страданиях.
Очевидно, что при постановке вопроса об эмоциональном состоянии лица, его психофизическом состоянии, должно обязательно учитываться мнение психолога.
Таким образом, по делам о компенсации морального вреда, всегда нужно ставить вопрос о назначении судебно-психологической экспертизы, в этом случае суд может прийти к более справедливому выводу о размере присуждаемой компенсации.
Поэтому для определения морального вреда необходимо установить объективные критерии более развёрнутые, нежели приводимые в ст. 1101 ГК РФ. Предлагается вышеуказанные критерии законодательно дополнить еще двумя, общими для всех видов вреда, а именно: «искренность» в страданиях и психофизиологическое состояние потерпевшего на основании судебно-психологической экспертизы.
Также целесообразно внести изменение в п. 2 ст. 151 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: «при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред, а также степень вины потерпевшего и имущественное положение причинителя вреда».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2022)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2022)
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2022)
5. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: осуществление, защита. М., 2011. - 156 с.
6. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. М.: Инфра-М, 2011. - 220 с.
Shilin S.V.
master's student, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia)
COMPENSATION FOR MORAL DAMAGE IN VIOLATION OF PERSONAL NON-PROPERTY RIGHTS
Abstract: since the beginning of the XXI century, citizens of the Russian Federation have been defending their civil rights in court more and more confidently. And although the most important task of any state governed by the rule of law should be to ensure the most just, rapid and effective restoration of the violated right and (or) compensation for the damage caused, the assessment of moral harm remains subjective to a greater extent. It is the significant variability of situations and the different degree of experiences depending on the gender, age, social affiliation, etc. of the injured citizen that determine the absence of a universal mechanism for assessing such harm in translation to material compensation.
Keywords: moral damage, compensation.