Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ РЕСПОНДЕНТОВ О ВОЗМОЖНОСТЯХ УСПЕШНЫХ СТАРТАПОВ И ЛЕГКОГО НАЧАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ РЕСПОНДЕНТОВ О ВОЗМОЖНОСТЯХ УСПЕШНЫХ СТАРТАПОВ И ЛЕГКОГО НАЧАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛЕГКОЕ НАЧАЛО БИЗНЕСА / УСПЕШНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЖЧИНЫ / ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Юлия Сергеевна

Целью исследования является оценка мнений людей об удачном создании своих бизнесов, а также о том, легко ли стать предпринимателями в современных национальных экономиках. Преемственность исследований проблемы: мнения взрослых людей по указанным вопросам нашли определенное отражение в зарубежных научных публикациях по таким странам, как Великобритания, Германия, Сингапур, Китай, Тайвань, Индия. В качестве исходной информации в исследовании использовались результаты опросов, проведенных в 59 странах, в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства. Работа включала сопоставление значений шести показателей по России и зарубежным странам. Исследование основывалось на разработке экономико-математических моделей, описывающих мнения женщин и мужчин по указанным вопросам. В результате исследование показало, что в большинстве стран существует гендерный разрыв, то есть мужчины более оптимистично оценивают свое потенциальное участие в предпринимательстве. Представленный в статье методический подход к оценке мнений людей о своем участии в предпринимательстве может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные результаты представляют интерес для развития предпринимательского сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF RESPONDENT'S OPINIONS CONCERNING POSSIBILITIES OF SUCCESSFUL STARTUPS AND EASY START OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article is devoted to the actual problem of studying the opinions of the adult population about their desire to participate in entrepreneurship. The purpose of the study is to assess the opinions of people about the successful establishment of their businesses, as well as whether it is easy to become entrepreneurs in modern national economies. The research process included five stages. The opinions of adults on these issues are reflected in foreign scientific publications. In particular, in recent years, relevant studies have been published on the information of such countries as the United Kingdom, Germany, Singapore, China, Taiwan, India, as well as other countries. At the same time, attention was drawn to the existence of gender differences in people's opinions. The study used the results of surveys conducted in 59 countries during the implementation of the Global Entrepreneurship Monitoring project as initial information. The work included a comparison of the values of six indicators for Russia and foreign countries. The study solved the problems of assessing the values of indicators that characterize the specific weight of men and women who believe that they are capable of being successful entrepreneurs, as well as assuming the possibility of easily creating their own businesses, in the total number of relevant gender strata. In addition, the relations that characterize the prevailing opinions of men and women in the countries under consideration were determined. The study was based on the development of economic and mathematical models describing the opinions of women and men on these issues. We performed a simulation of the distribution of the six indicators. The study found that in most countries there is a gender gap, meaning men are more optimistic about their potential participation in entrepreneurship. The countries where the maximum and minimum values of the six indicators were observed were identified. The results of our work have a certain theoretical and practical significance for governments and entrepreneurs. The methodological approach presented in the article to assessing people's opinions about their participation in entrepreneurship can be used in further research.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ РЕСПОНДЕНТОВ О ВОЗМОЖНОСТЯХ УСПЕШНЫХ СТАРТАПОВ И ЛЕГКОГО НАЧАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 332.05 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.27

JEL: L26, P12

Ю. С. Пиньковецкая1

'Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Российская Федерация

Компаративный анализ мнений респондентов о возможностях успешных стартапов и легкого начала предпринимательской деятельности

Аннотация. Целью исследования является оценка мнений людей об удачном создании своих бизнесов, а также о том, легко ли стать предпринимателями в современных национальных экономиках. Преемственность исследований проблемы: мнения взрослых людей по указанным вопросам нашли определенное отражение в зарубежных научных публикациях по таким странам, как Великобритания, Германия, Сингапур, Китай, Тайвань, Индия. В качестве исходной информации в исследовании использовались результаты опросов, проведенных в 59 странах, в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства. Работа включала сопоставление значений шести показателей по России и зарубежным странам. Исследование основывалось на разработке экономико-математических моделей, описывающих мнения женщин и мужчин по указанным вопросам. В результате исследование показало, что в большинстве стран существует гендерный разрыв, то есть мужчины более оптимистично оценивают свое потенциальное участие в предпринимательстве. Представленный в статье методический подход к оценке мнений людей о своем участии в предпринимательстве может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные результаты представляют интерес для развития предпринимательского сектора.

Ключевые слова: предпринимательство, легкое начало бизнеса, успешная деятельность, мужчины, женщины.

Дата поступления статьи: 10 февраля 2021 г.

Для цитирования: Пиньковецкая Ю. С. (2021). Компаративный анализ мнений респондентов о возможностях успешных стартапов и легкого начала предпринимательской деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 2. С. 219-226. DOI: l0Л72з8/issm998-5320.202l.l5.2.27.

Постановка проблемы. В последние годы предпринимательский сектор играет всё более существенную роль в экономиках большинства экономически развитых и развивающихся стран. К этому сектору относится абсолютное большинство организаций в национальных экономиках, которые создают около половины всех рабочих мест и обеспечивают конкуренцию на рынках товаров и услуг [1, 2, 3].

Одной из наиболее актуальных проблем развития современного предпринимательства является привлечение новых людей в создание бизнесов. Для решения указанной проблемы определяющее значение имеют мнения взрослых людей в различных странах о том, способны ли они стать успешными бизнесменами, а также насколько в стране, где они проживают, имеются условия для лёгкого начала предпринимательской деятельности. Мнения взрослых людей по указанным вопросам нашли определённое отражение в зарубежных научных публикациях.

В работах [4, 5] рассматриваются рисковые аспекты предпринимательской деятельности и их влияние на боязнь возможной неудачи при создании своего бизнеса. В статье Вурвича и др. [6] на примере двух регионов Германии, описывается важное значение институциональных мероприятий, повышающих у потенциальных предпринимателей уверенность в достижении поставленных целей. Исследование Чуа и Бедфорда [7] показало, что в Сингапуре большинство молодёжи не предполагает предпринимательство в качестве варианта карьеры. При этом отмечается, что государственные органы проделали большую работу по облегчению создания собственных бизнесов. Стремление к предпринимательскому успеху, как потребности к самоутверждению и обеспечению финансовой независимости, описывается в статье Моргана и Сисака [8]. Исследование Цая и других [9], проведенное с использованием данных по Китаю и Тайваню, позволило оценить мнения мужчин и женщин о возможности удачного создания ими

бизнесов в этих странах. При этом было обращено внимание на то, что в Тайване имеют место существенные гендерные различия в этом вопросе. В Китае эти различия значительно меньше. Особенности формирования требований к облегчению начала предпринимательской деятельности рассмотрены в статье Хсие и Ву [10]. Теоретические и прикладные аспекты формирования у людей мнений о легком создании собственных биз-несов рассмотрены в статьях [11, 12]. Готовность индийских студентов стать предпринимателями анализируется в работе Кумара [13].

Учитывая возрастание роли гендерных исследований в предпринимательстве [14, 15, 16, 17, 18, 19], наряду с межстрановым анализом в настоящей статье рассматриваются сложившиеся различия в экспортной активности женщин и мужчин.

Необходимо отметить, что в выполненных ранее научных исследованиях, проблеме гендерных особенностей мнений людей об удачном предпринимательстве и легком создании собственных бизнесов уделялось недостаточно внимания.

Методика. Целью исследования является оценка мнений людей об удачном создании своих бизнесов, а также о том, легко ли стать предпринимателями в современных национальных экономиках. Процесс исследования включал пять этапов. На первом этапе формировались исходные данные, описывающие мнения женщин и мужчин по указанным вопросам по различным странам. На втором этапе оценивались значения удельных показателей, характеризующих указанные мнения женщин и мужчин, в общей численности этих гендерных страт населения. На третьем этапе определялись средние значения указанных показателей по рассматриваемым странам и диапазоны, в которых находятся значения этих показателей для большинства из них. На четвертом этапе проводился компаративный анализ, в процессе которого устанавливались страны, в которых отмечались минимальные и максимальные значения показателей. На пятом этапе проводился сравнительный анализ значений показателей по России и зарубежным странам.

В качестве исходной информации в исследовании использовались результаты опросов, проведённых в 59 странах, в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства [20]. Опросы взрослого населения

(18-64 лет) в этих странах позволили получить мнения людей о восприятии удачного создания своих бизнесов и лёгком начале предпринимательской деятельности.

В нашем исследовании рассматривалась оценка шести показателей, характеризующих то, как женщины и мужчины оценивали свои возможности и способности создать новый бизнес по 59 странам в 2018 г. К этим показателям относятся:

- удельный вес женщин, считающих, что они способны быть удачными предпринимателями, в общей численности взрослых женщин (показатель 1);

- удельный вес мужчин, считающих, что они способны быть удачными предпринимателями, в общей численности взрослых мужчин, (показатель 2);

- отношение значений показателей, характеризующих предполагаемое удачное предпринимательство, по мнению женщин и мужчин (показатель 3);

- удельный вес женщин, считающих, что они легко могут стать предпринимателями, в общей численности взрослых женщин (показатель 4);

- удельный вес мужчин, считающих, что они легко могут стать предпринимателями, в общей численности взрослых мужчин, (показатель 5);

- отношение значений показателей, характеризующих мнения женщин и мужчин о лёгком начале предпринимательской деятельности (показатель 6).

Проведённое исследование включало проверку пяти следующих гипотез:

Гипотеза 1: в большинстве стран имеет место гендерный разрыв в мнениях об удачной предпринимательской деятельности;

Гипотеза 2: в большинстве стран имеет место гендерный разрыв во мнениях женщин и мужчин о том, легко ли начать предпринимательскую деятельность;

Гипотеза 3: значения рассматриваемых шести показателей имеют существенную дифференциацию по разным странам;

Гипотеза 4: территориальное расположение стран не оказывает существенного влияния на значения каждого из шести показателей;

Гипотеза 5: уровень доходов населения в рассматриваемых странах не оказывает существенного влияния на значения каждого из шести показателей.

В экономико-математическом моделировании, используемом для оценки каждого из шести показателей, применялись функции нормального распределения. В статье автора [21] представлен методический подход к их разработке и использованию для определения средних значений по рассматриваемым государствам, а также диапазонов вариации значений по большинству государств. В процессе нашей работы устанавливались государства с максимальными и минимальными величинами показателей.

Результаты и обсуждение. В процессе вычислительного эксперимента проводилось экономико-математическое моделирование на основе эмпирических данных. Модели, которые описывают распределения шести показателей по всем 59 странам, продемонстрированы далее:

- удельный вес женщин, считающих, что они способны быть удачными предпринимателями, в общей численности взрослых женщин, %

(1)

- удельный вес мужчин, считающих, что они способны быть удачными предпринимателями, в общей численности взрослых мужчин, %

JMX4) =

7Кб .67

-&4-И.И]' . 2x18.45 >18.42

(4)

18 ,42 х v^T

- удельный вес мужчин, считающих, что они легко могут стать предпринимателями, в общей численности взрослых мужчин, %

■M^s) =

785 ,83

-[ij-tJ.«)^ 3nl4.ffixlfl.ffi

(5)

- отношение значений показателей, характеризующих мнения женщин и мужчин о легком начале предпринимательской деятельности

(6)

Высокое качество функций (1)-(6) было подтверждено в процессе тестирования по критериям Шапиро-Вилка, Пирсона и Колмогорова-Смирнова.

На следующем этапе исследования были выявлены закономерности, характеризующие мнения женщин и мужчин об удачном создании своих бизнесов, а также легком начале предпринимательской деятельности по рассматриваемым экономикам. В столбце 2 (табл. 1) приведены данные, характеризующие средние величины показателей. Диапазоны, в которых находятся значения показателей по большинству стран, продемонстрированы в третьем столбце таблицы.

Таблица 1 - Значения показателей, характеризующих мнения людей

(2)

- отношение значений показателей, характеризующих предполагаемое удачное предпринимательство, по мнению женщин и мужчин

Наименование показателя Средние величины Значения по большинству стран

1 2 3

Показатель 1, % 54,88 44,06-65,70

Показатель 2, % 61,64 51,37-71,91

Показатель 3 0,89 0,81-0,97

Показатель 4, % 40,14 21,72-58,56

Показатель 5, % 42,06 22,98-61,14

Показатель 6 0,97 0,78-1,16

(3)

- удельный вес женщин, считающих, что они легко могут стать предпринимателями, в общей численности взрослых женщин, %

19 ,08 х V2jT

Примечание. Расчеты проведены автором на основе функций (1)-(6).

Обсуждение результатов. Среднее значение удельного веса женщин, считающих, что они способны быть удачными предпринимателями, в общей численности взрослых женщин, достигало в 2018 году почти 55 %. Соответствующий показатель по мужчинам был в 1,1 раза больше - 61,6 %. Тенденция превышения указанного показателя по мужчинам характерна для большинства стран. Исключения наблюдались в ряде стран. В четырех странах, а именно в Индонезии, Пуэрто-Рико, Мадагаскаре, Перу значения показателей по женщинам и мужчинам были практически равны. В трех странах, а именно Израиле, Саудовской Аравии, Казахстане вос-

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

принимаемые возможности создания женских бизнесов были выше, чем мужских. Среднее значение отношения величин показателей, описывающих предпринимательские возможности женщин и мужчин, составило в 2018 году 0,89. Таким образом, гипотеза 1 о наличии в большинстве стран гендерного разрыва во мнениях женщин и мужчин о способности стать удачными предпринимателями, подтвердилась.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в рассматриваемых странах относительное большинство взрослого населения воспринимает возможность удачной предпринимательской карьеры.

Среднее значение удельного веса женщин, считающих, что они легко могут стать предпринимателями, в численности взрослых женщин, достигало в 2018 году почти 40,1%. Соответствующий показатель по мужчинам был несколько больше - почти 42,1%. Тенденция превышения указанного показателя по мужчинам характерна для большинства стран. Исключения наблюдались в ряде стран. В шести странах, а именно в Ливане, Франции, Ирландии, Республике Корея, Словацкой Республике, Греции значения показателей по женщинам и мужчинам были практически одинаковы. В тринадцати странах, к которым относятся Малайзия, Чили, Саудовская Аравия, Таиланд, Испания, Тайвань, Ангола, Марокко, ЮАР, Вьетнам, США, Турция, ОАЭ, мнение о легком начале предпринимательства у женщин было выше, чем у мужчин. Среднее значение отношения величин показателей составило в 2018 году 0,97. Таким образом, гипотеза 2 о на-

личии в большинстве стран гендерного разрыва во мнениях женщин и мужчин о том, легко ли начать предпринимательскую деятельность, подтвердилась.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в рассматриваемых странах относительное меньшинство взрослого населения считает, что можно легко начать предпринимательскую деятельность.

Необходимо отметить, что как женщины, так и мужчины выше оценивают возможность своей удачной предпринимательской деятельности по сравнению с лёгким её началом. То есть не все из тех, кто полагает, что способен к удачному предпринимательству, реально начинают создание своих бизнесов.

Для проверки гипотезы 3 проводился анализ данных, представленных в столбце 3 таблицы 1. Анализ показал существенную дифференциацию по рассматриваемым странам значений каждого из шести показателей. Следовательно, третья гипотеза подтвердилась.

На следующем этапе выявлялись страны, в которых отмечались максимальные и минимальные значения каждого из показателей. При этом к максимальным и минимальным относятся значения, соответственно превышающие верхние границы диапазонов, продемонстрированных в третьем столбце таблицы 1 и меньшие нижних границ диапазонов. Итоги этого анализа приведены в таблице 2. Наряду с перечнями стран в этой таблице представлено также подразделение выявленных стран по их географическому положению и уровню доходов населения.

Таблица 2 - Страны с максимальными и минимальными значениями показателей

Наименование показателя Максимальные значения Минимальные значения

1 2 3

Показатель 1, % Катар, Колумбия, Мексика, Республика Корея, ОАЭ, Казахстан, Пуэрто-Рико, Панама, Ангола. Расположены по четыре страны в Азии и Латинской Америке, в Африке - одна страна. Доходы населения: высокие (пять стран), средние (три страны), низкие (одна страна) Греция, Таиланд, Болгария, Марокко, Израиль, Кипр, Люксембург, Вьетнам, Австрия. Пять стран расположены в Европе, в Азии - три страны, в Африке - одна страна. Высокие доходы населения отмечаются в пяти странах, средние в одной стране, а низкие в трех странах

Показатель 2, % Гватемала, Египет, Пуэрто-Рико, Мексика, ОАЭ, Колумбия, Панама, Ангола. Расположены в Азии - одна страна, в Латинской Америке - пять стран, в Африке -две страны. Доходы населения высокие и средние (три страны), низкие (две страны) Греция, Таиланд, Израиль, Марокко, Вьетнам, Кипр, Болгария, Люксембург, Италия, Канада. Пять стран расположены в Европе, в Азии - три страны, в Африке и Северной Америке по одной стране. Доходы населения: высокие (шесть стран), средние (одна страна), низкие (три страны)

Показатель 3 Республика Корея, Индия, Индонезия, Пуэрто-Рико, Мадагаскар, Перу, Израиль, Саудовская Аравия, Казахстан. Пять стран расположены в Азии, одна страна в Африке, две страны в Латинской Америке. Доходы населения: высокие (четыре страны), средние (одна страна), низкие (три страны) Ливан, Польша, Словацкая Республика, Аргентина, Таиланд, Швеция, Болгария, Австрия. Пять из этих стран расположены в Европе, по одной стране в Латинской Америке, Африке и Азии. Высокие доходы населения имели место в четырех странах, средние и низкие доходы были в двух странах

Продолжение. Таблица 2 - Страны с максимальными и минимальными значениями показателей

Показатель 4, % Ангола, Перу, Греция, США, Республика Корея, Испания, Эквадор, Люксембург, Мексика, Словацкая Республика. Расположены в Азии одна страна, в Европе четыре страны, в Африке и Северной Америке по одной стране, в Латинской Америке три страны. Доходы населения: высокие (шесть стран), средние (три страны), низкие (одна страна) Австрия, Гватемала, Эстония, Босния и Герцеговина, Китай, Польша, Индонезия, Канада, Индия, Тайвань. По четыре страны расположены в Европе и Азии, по одной стране в Северной и Латинской Америке. Высокие доходы населения отмечаются в пяти странах, средние в трех странах, низкие доходы в двух странах

Показатель 5, % Словения, Уругвай, Греция, Кипр, Перу, Республика Корея, Словацкая Республика, Мексика, Люксембург, Эквадор. В Европе расположены пять стран, в Латинской Америке - четыре страны, в Азии - одна страна. В шести странах доходы населения высокие, средние в четырех странах Эстония, Австрия, Гватемала, Босния и Герцеговина, Вьетнам, Канада, Индонезия, Индия, Тайвань, Китай. Три страны расположены в Европе, в Северной и Латинской Америке - по одной стране, пять стран - в Азии. Доходы населения: высокие (четыре страны), средние (три страны), низкие (три страны)

Показатель 6 Таиланд, Ангола, Марокко, ЮАР, США, Вьетнам, Турция, ОАЭ. В Азии расположены четыре страны, в Африке -три страны, в Северной Америке - одна страна. Доходы населения: высокие (две страны), средние (две страны), низкие (четыре страны) Польша, Китай, Египет, Судан, Уругвай, Босния и Герцеговина, Гватемала, Иран, Италия. Три из этих стран расположены в Европе, по две страны в Азии, Африке, Латинской Америке. Высокие доходы населения имели место в двух странах, средние доходы - четыре страны, а в трех странах - низкие доходы

Примечание. Разработано автором на основе данных таблицы 1 и г

В табл. 2 приведена информация по территориальному расположению стран с высокими (столбец 2) и низкими (столбец 3) значениями каждого из девяти оцениваемых в нашем исследовании показателей. Анализ этой информации показал, что связи между значениями показателей и территориальным расположением стран, а также уровнем доходов населения в этих странах, не наблюдается. То есть страны с высокими и низкими значениями показателей расположены в различных частях света и характеризуются разным уровнем доходов населения. Таким образом, можно констатировать подтверждение гипотез 4 и 5.

Сравнительный анализ значений рассматриваемых показателей по России и зарубежным странам позволил сделать следующие выводы:

- значение показателя 1 составляет 50,4 %, что в 1,1 раза меньше средней величины по зарубежным странам;

- значение показателя 2 составляет 60,4 %, что немногим меньше средней величины по зарубежным странам;

- значение показателя 3 составляет 0,8, что в 1,1 раза ниже средней величины по зарубежным странам;

- значение показателя 4 составляет 28,1 %, что в 1,4 раза меньше средней величины по зарубежным странам;

- значение показателя 5 составляет 31,0 %, что в 1,4 раза меньше средней величины по зарубежным странам;

- значение показателя 6 составляет 0,9, что в 1,1 раза меньше средней величины по зарубежным странам.

Таким образом, значения удельных показателей в России как по женщинам, так и по мужчинам ниже соответствующих средних величин по зарубежным странам. Существенно, что мнения об успешном предпринимательстве в России в меньшей степени отличаются от зарубежных, по сравнению с мнениями о лёгком начале предпринимательства. Необходимо отметить, что в России мужчины более оптимистично, чем женщины оценивают как успешное участие в предпринимательстве, так и лёгкое вхождение в этот процесс.

Выводы и предложения. Цель исследования, заключавшаяся в оценке мнений людей об удачном создании собственных бизнесов, а также легком вхождении в предпринимательскую деятельность в национальных экономиках по данным за 2018 год, была достигнута. К выводам, обладающим научной новизной и оригинальностью, относятся:

1. Проведена оценка показателей, описывающих мнения женщин и мужчин считающих, что они способны быть удачными предпринимателями и способны легко стать предпринимателями.

2. Проведено моделирование распределения шести показателей по 59 странам.

3. Показано, что в различных странах значения удельных показателей по женщинам и мужчинам различаются значительно, то есть в боль-

шинстве из них присутствует так называемый гендерный разрыв.

4. По рассматриваемым странам немногим более половины людей положительно оценивают свою возможность стать удачными предпринимателями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. По рассматриваемым странам немногим менее половины людей положительно оценивают свою возможность создать собственные бизнесы.

6. В 2018 году имели место существенные различия в значениях шести рассматриваемых показателей по странам.

7. Выявлены страны, для которых были характерны максимальные и минимальные значения этих шести показателей.

8. Проведено сопоставление значений показателей по России и зарубежным странам.

Итоги проведённой нами работы обладают определенным теоретическим и практическим значением для правительств и предпринимателей. Представленный в статье методический подход к оценке мнений людей о своём участии в предпринимательстве может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные новые знания представляют интерес и могут использоваться в образовательном процессе в университетах.

В процессе исследования присутствовали ограничения на эмпирические данные, обусловленные тем, что рассматривалась информация только по 59 странам.

_Источники_

1. Borbás L. The Role of SMEs in the European Entrepreneurship Policy // Volume of Management, Enterprise and Benchmarking in the 21st Century II. Óbuda University, Keleti Faculty of Business and Management. 2015. pp. 71-88.

2. Kraemer-Eis H., Lang F., Torfs W., Gvetadze S. European Small Business Finance Outlook. June 2017 [Электронный ресурс] // EIF Working Paper 2017/43. 2017. URL: http://www.eif.org/news_centre/ research/index.htm (дата обращения: 5.01.2021).

3. Muller P., Julius J., Herr D., Koch L., Peycheva V., Mckiernan S. Annual Report on European SMEs 2016/2017. SME Performance Review [Электронный ресурс] // European Union. Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. 2017. URL: https://www.researchgate.net/ publication/321268021 (дата обращения: 20.12.2020).

4. Cacciotti G., Hayton J., Mitchell R., Giazitzoglu A. A reconceptualization of fear of failure in entrepreneurship // Journal of Business Venturing. 2016. Vol. 31. № 3. pp. 302-325. DOI: 10.1016/j. jbusvent.2016.02.002.

5. Geibel R., Askari H., Heinzel J. How do certain Factors affect the fear of Failure in Entrepreneurship? // Conference: 4th Annual International Conference on Business Strategy and Organizational Behavior (Biz Strategy 2014). Singapore. 2014. Vol. IV. DOI: 10.5176/2251-1970JE14.08.

6. Wyrwich M., Stuetzer M., Sternberg R. Entrepreneurial role models, fear of failure, and institutional approval of entrepreneurship: A tale of two regions // Small Business Economics. 2016. Vol. 46. № 3. pp. 467-492. DOI: 10.1007^11187-015-9695-4.

7. Chua H., Bedford O. A Qualitative Exploration of Fear of Failure and Entrepreneurial Intent in Singapore // Journal of Career Development. 2015. Vol. 9(4). pp. 319-334. DOI: 10.1177/0894845315599255.

8. Morgan J., Sisak D. Aspiring to succeed: A model of entrepreneurship and fear of failure // Journal of Business Venturing. 2016. Vol. 31(1). pp. 1-21.

9. Tsai K.-H., Chang H.-C., Peng C.-Y. Refining the Linkage between perceived capability and entrepreneurial intention: roles of perceived opportunity, fear of failure, and gender // International Entrepreneurship Management Journal. 2016. Vol. 10. pp. 1-19.

10. Hsieh Y.-J., Wu Y.J. Entrepreneurship through the platform strategy in the digital era: Insights and research opportunities // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. pp. 315-323. DOI: 10.1016/j. chb.2018.03.033.

11. Colombo L., Dawid H., Piva M., Vivarelli M. Does easy start-up formation hamper incumbents' R&D investment? // Small Business Economics. 2017. -Vol. 49. pp. 513-531.

12. Segal G., Borgia D., Schoenfeld J. The Motivation to Become an Entrepreneur // International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. 2005. Vol. 11(1). pp. 42-57. DOI: 10.1108/13552550510580834.

13. Kumar S. Students' Willingness to Become an Entrepreneur: A Survey of Non-Business Students of President University // Journal of Business and Management. 2013. Vol. 15(2). pp. 94-102. DOI: 10.9790/487X-15294102.

14. Carlianne P., Stephens H., Weinstein A. Where are all the self-employed women? Push and pull factors influencing female labor market decisions // Small Business Economics. 2016. Vol. 46(3). pp. 365-390. DOI: 10.1007^11187-015-9697-2.

15. Chhabra M., Karmarkar Y. Gender gap in entrepreneurship - a study of small and micro enterprises // ZENITH International Journal of Multidisciplinary Research. 2016. Vol. 6(8). pp. 82-99.

16. Grosser K., Moon J. CSR and feminist organization studies: towards an integrated theorization for the analysis of gender issues // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 155(2). pp. 321-342. DOI: 10.1007/ s10551-017-3510-X.

17. Sperber S., Linder C. Gender-specifics in startup strategies and the role of the entrepreneurial ecosystem // Small Business Economics. 2018. Vol. 53(4). pp. 1-14. DOI: 10.1007^11187-018-9999-2.

18. Van der Zwan P.W., Hessels J., Rietveld C.A. Self-employment and satisfaction with life, work, and leisure // Journal of Economic Psychology. 2018. Vol. 64. pp. 73-88.

19. Wilson F., Kickul J., Marlino D., Barbosa S.D., Griffiths M.D. An analysis of the role of gender and self-efficacy in developing female entrepreneurial interest and behavior // Journal of Development Entrepreneurship. 2009. Vol. 14. pp. 105-119.

20. Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019. Women's Entrepreneurship Report. Global Entrepreneurship Research Association (GERA). London Business School, London, United Kingdom. 2019.

21. Pinkovetskaia I., Slepova V. Estimation of Fixed Capital Investment in SMEs: the Existing Differentiation in the Russian Federation // Business Systems Research. 2018. Vol. 9(1). pp. 65-78. DOI: 10.2478/bsrj-2018-0006.

Информация об авторе

Пиньковецкая Юлия Семёновна

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления. Ульяновский государственный университет (432017, РФ, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-8224-9031. ResearcherlD: D-3051-2017. E-mail: judy54@ yandex.ru

Yu. S. Pinkovetskaia1

1Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation

Comparative analysis of respondent's opinions concerning possibilities of successful startups and easy start of entrepreneurial activity

Annotation. The article is devoted to the actual problem of studying the opinions of the adult population about their desire to participate in entrepreneurship. The purpose of the study is to assess the opinions of people about the successful establishment of their businesses, as well as whether it is easy to become entrepreneurs in modern national economies. The research process included five stages. The opinions of adults on these issues are reflected in foreign scientific publications. In particular, in recent years, relevant studies have been published on the information of such countries as the United Kingdom, Germany, Singapore, China, Taiwan, India, as well as other countries. At the same time, attention was drawn to the existence of gender differences in people's opinions. The study used the results of surveys conducted in 59 countries during the implementation of the Global Entrepreneurship Monitoring project as initial information. The work included a comparison of the values of six indicators for Russia and foreign countries. The study solved the problems of assessing the values of indicators that characterize the specific weight of men and women who believe that they are capable of being successful entrepreneurs, as well as assuming the possibility of easily creating their own businesses, in the total number of relevant gender strata. In addition, the relations that characterize the prevailing opinions of men and women in the countries under consideration were determined. The study was based on the development of economic and mathematical models describing the opinions of women and men on these issues. We performed a simulation of the distribution of the six indicators. The study found that in most countries there is a gender gap, meaning men are more optimistic about their potential participation in entrepreneurship. The countries where the maximum and minimum values of the six indicators were observed were identified. The results of our work have a certain theoretical and practical significance for governments and entrepreneurs. The methodological approach presented in the article to assessing people's opinions about their participation in entrepreneurship can be used in further research

Keywords: entrepreneurship, easy start of business, successful activity, men, women.

Paper submitted: February 10, 2021.

For citation: Pinkovetskaia Yu. S. (2021). Comparative analysis of respondent's opinions concerning possibilities of successful startups and easy start of entrepreneurial activity. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 2, pp. 219-226. DOI: 10.17238/issmgg8-5320.2021.15.2.27.

References

1. Borbás L. The Role of SMEs in the European Entrepreneurship Policy. Volume of Management, Enterprise and Benchmarking in the 21st Century II. Óbuda University, Keleti Faculty of Business and Management. 2015. pp. 71-88.

2. Kraemer-Eis H., Lang F., Torfs W., Gvetadze S. European Small Business Finance Outlook. June 2017. EIF Working Paper 2017/43. 2017. Available at: http:||www.eif.org|news_centre|research|index.htm Accessed 5.01.2021).

3. Muller P., Julius J., Herr D., Koch L., Peycheva V., Mckiernan S. Annual Report on European SMEs 2016/2017. SME Performance Review. European Union. Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. 2017. Available at: https:Hwww.researchgate.net/publication/321268021 Accessed 20.12.2020).

4. Cacciotti G., Hayton J., Mitchell R., Giazitzoglu A. A reconceptualization of fear of failure in entrepreneurship. Journal of Business Venturing. 2016. Vol. 31. № 3. pp. 302-325. DOI: l0.l0l6|j.jbusvent.20l6.02.002.

5. Geibel R., Askari H., Heinzel J. How do certain Factors affect the fear of Failure in Entrepreneurship? Conference: 4th Annual International Conference on Business Strategy and Organizational Behavior (Biz Strategy 2014). Singapore. 2014. Vol. IV. DOI: 10.5176Z2251-1970_IE14.08.

6. Wyrwich M., Stuetzer M., Sternberg R. Entrepreneurial role models, fear of failure, and institutional approval of entrepreneurship: A tale of two regions. Small Business Economics. 2016. Vol. 46. № 3. pp. 467-492. DOI: 10.1007/ slll87-0l5-9695-4.

7. Chua H., Bedford O. A Qualitative Exploration of Fear of Failure and Entrepreneurial Intent in Singapore. Journal of Career Development. 2015. Vol. 9(4). pp. 319-334. DOI: 10.1177/0894845315599255.

8. Morgan J., Sisak D. Aspiring to succeed: A model of entrepreneurship and fear of failure. Journal of Business Venturing. 2016. Vol. 31(1). pp. 1-21.

9. Tsai K.-H., Chang H.-C., Peng C.-Y. Refining the Linkage between perceived capability and entrepreneurial intention: roles of perceived opportunity, fear of failure, and gender. International Entrepreneurship Management Journal. 2016. Vol. 10. pp. 1-19.

10. Hsieh Y.-J., Wu Y.J. Entrepreneurship through the platform strategy in the digital era: Insights and research opportunities. Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. pp. 315-323. DOI: l0.l0l6|j.chb.20l8.03.033.

11. Colombo L., Dawid H., Piva M., Vivarelli M. Does easy start-up formation hamper incumbents' R&D investment? Small Business Economics. 2017. Vol. 49. pp. 513-531.

12. Segal G., Borgia D., Schoenfeld J. The Motivation to Become an Entrepreneur. International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. 2005. Vol. 11(1). pp. 42-57. DOI: 10.1108/13552550510580834.

13. Kumar S. Students' Willingness to Become an Entrepreneur: A Survey of Non-Business Students of President University. Journal of Business and Management. 2013. Vol. 15(2). pp. 94-102. DOI: l0.9790|487X-l5294l02.

14. Carlianne P., Stephens H., Weinstein A. Where are all the self-employed women? Push and pull factors influencing female labor market decisions. Small Business Economics. 2016. Vol. 46(3). pp. 365-390. DOI: 10.1007^11187-015-9697-2.

15. Chhabra M., Karmarkar Y. Gender gap in entrepreneurship - a study of small and micro enterprises. ZENITH International Journal of Multidisciplinary Research. 2016. Vol. 6(8). pp. 82-99.

16. Grosser K., Moon J. CSR and feminist organization studies: towards an integrated theorization for the analysis of gender issues. Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 155(2). pp. 321-342. DOI: l0.l007|sl055l-0l7-35l0-x.

17. Sperber S., Linder C. Gender-specifics in startup strategies and the role of the entrepreneurial ecosystem. Small Business Economics. 2018. Vol. 53(4). pp. 1-14. DOI: 10.1007^11187-018-9999-2.

18. Van der Zwan P.W., Hessels J., Rietveld C.A. Self-employment and satisfaction with life, work, and leisure. Journal of Economic Psychology. 2018. Vol. 64. pp. 73-88.

19. Wilson F., Kickul J., Marlino D., Barbosa S.D., Griffiths M.D. An analysis of the role of gender and self-efficacy in developing female entrepreneurial interest and behavior. Journal of Development Entrepreneurship. 2009. Vol. 14. pp. 105-119.

20. Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019. Women's Entrepreneurship Report. Global Entrepreneurship Research Association (GERA). London Business School, London, United Kingdom. 2019.

21. Pinkovetskaia I., Slepova V. Estimation of Fixed Capital Investment in SMEs: the Existing Differentiation in the Russian Federation. Business Systems Research. 2018. Vol. 9(1). pp. 65-78. DOI: l0.2478|bsrj-20l8-0006.

Information about the author

Yu. S. Pinkovetskaia

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor. Ulyanovsk State University (42 Lev Tolstoy St., Ulyanovsk, 432017, Russian Federation). E-mail: judy54@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.