Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗИДЕНТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Галиуллина Гыльия Фагимовна

На сегодняшний день эффективность деятельности территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности оценивается путем сравнения плановых цифр с фактическими показателями в разрезе количества привлеченных резидентов, создаваемых новых рабочих мест, вложенных инвестиций резидента. Также показателем эффективности является соотношение государственных бюджетных средств на 1 рубль частных инвестиций. Но эти показатели не оценивают саму необходимость придания территориям статуса особой территории. В статье сравниваются результаты деятельности в 2016-2020 годах монопрофильных муниципальных образований, получивших статус территорий опережающего социально-экономического развития, с показателями аналогичных моногородов без особого статуса. Для попарного сравнения выбирались моногорода одного региона с приблизительно одинаковой численностью населения и относящиеся к одной категории по уровню социально-экономической ситуации. Анализировались показатели численности населения, инвестиций в основной капитал, доходов местного бюджета, заработной платы. Результаты компаративного анализа позволяют сделать вывод о том, что в краткосрочной перспективе основные показатели особых моногородов и моногородов без статуса существенно не отличаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF HOW PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TERRITORIES FUNCTION

Today, performance efficiency of the territories with a special regime of conducting entrepreneurial activities is assessed by comparing planned targets with actual indicators in terms of the number of recruited residents, new workplaces created, the resident’s actual investment. Another efficiency indicator is the ratio of public budgetary funds per 1 Ruble’s worth of private investments. However, these indices do not gauge the need itself for the territories to be granted the special territory status. The article compares performance results during 2016-2020 registered by mono-profile municipal entities, which have acquired the status of priority socio-economic development territories, with the indicators achieved by similar company cities without any special status. For pair-to-pair comparison, a selection was made of company cities in the same region with approximately similar population and belonging to the same category in terms of the level of the socio-economic situation. Analysis was made of such indicators as population, investments in property, plant and equipment, revenues of the local budget, wages and salaries. The results of the above comparative analysis allow us to conclude that in the short term perspective, the key indices of special company cities and company cities without status do not differ much.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 332.1

Галиуллина Гыльия Фагимовна,

кандидат экономических наук, доцент

заведующая кафедрой экономики предприятий и организаций, Набережночелнинский институт

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны, Российская Федерация. старший научный сотрудник,

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация.

Galiullina Gulia Fagimovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Naberezhnye Chelny Institute

Kazan Federal University,

Naberezhnye Chelny, Russian Federation.

Senior Researcher,

Institute of Economics of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russian Federation.

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

COMPARATIVE ANALYSIS OF HOW PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TERRITORIES FUNCTION

На сегодняшний день эффективность деятельности территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности оценивается путем сравнения плановых цифр с фактическими показателями в разрезе количества привлеченных резидентов, создаваемых новых рабочих мест, вложенных инвестиций резидента. Также показателем эффективности является соотношение государственных бюджетных средств на 1 рубль частных инвестиций. Но эти показатели не оценивают саму необходимость придания территориям статуса особой территории. В статье сравниваются результаты деятельности в 2016-2020 годах монопрофильных муниципальных образований, получивших статус территорий опережающего социально-экономического развития, с показателями аналогичных моногородов без особого статуса. Для попарного сравнения выбирались моногорода одного региона с приблизительно одинаковой численностью населения и относящиеся к одной категории по уровню социально-экономической ситуации. Анализировались показатели численности населения, инвестиций в основной капитал, доходов местного бюджета, заработной платы. Результаты компаративного анализа позволяют сделать вывод о том, что в краткосрочной перспективе основные показатели особых моногородов и моногородов без статуса существенно не отличаются.

Ключевые слова: территория опережающего социально-экономического развития, компаративный анализ, эффективность, резидент.

Today, performance efficiency of the territories with a special regime of conducting entrepreneurial activities is assessed by comparing planned targets with actual indicators in terms of the number of recruited residents, new workplaces created, the resident's actual investment. Another efficiency indicator is the ratio of public budgetary funds per 1 Ruble's worth of private investments. However, these indices do not gauge the need itself for the territories to be granted the special territory status. The article compares performance results during 2016-2020 registered by mono-profile municipal entities, which have acquired the status of priority socio-economic development territories, with the indicators achieved by similar company cities without any special status. For pair-to-pair comparison, a selection was made of company cities in the same region with approximately similar population and belonging to the same category in terms of the level of the socio-economic situation. Analysis was made of such indicators as population, investments in property, plant and equipment, revenues of the local budget, wages and salaries. The results of the above comparative analysis allow us to conclude that in the short term perspective, the key indices of special company cities and company cities without status do not differ much.

Keywords: priority socio-economic development territory, comparative analysis, efficiency, resident.

ВВЕДЕНИЕ

Территория опережающего социально-экономического развития являются одной из 14 видов территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности (далее особые тер-

201

ритории). К ним относятся особые экономические зоны, свободные экономические зоны, кластеры, промышленные парки и т.п. Компаниям, получивших статус резидентов особых территорий, государство предоставляет налоговые, административные, таможенные и другие преференции.

Первые территории опережающего развития были созданы в 2015 году на Дальнем Востоке — ТОР «Комсомольск», ТОР «Надеждинская», ТОР «Хабаровск». Дальневосточные территории опережающего развития по многим ключевым параметрам схожи с особыми экономическими зонами (далее ОЭЗ). Важно отметить, что именно в этот год деятельность большинства ОЭЗ была признана неэффективной, исходя из бюджетных затрат на создание рабочих мест в них [1]. Главное отличие территории опережающего социально-экономического развития (далее ТОСЭР) от ОЭЗ то, что она создается под ключевого инвестора, то есть пока не будет подписано соглашение о сотрудничестве с компанией, готовой открыть новое производство в качестве резидента, особая территория не может быть создана. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Ведение преференциальных режимов на отдельных территориях активно практикуют многие страны [2]. Изучением эффективности их деятельности занимаются и зарубежные, и отечественные ученые [3-7].

Согласно действующему нормативному акту эффективность функционирования ТОСЭР оценивается путем сравнения плановых и фактических показателей по числу привлеченных инвесторов, по количеству созданных новых рабочих мест, сумме капитальных вложений резидента и расчета соотношения бюджетных средств на один рубль частных инвестиций. Эти показатели, по сути, отражают активность региональных и муниципальных органов власти по привлечению резидентов, но понятие эффективность более широкое и затрагивает интересы и других стейкхолдеров территориального развития (жители, предприятия-не резиденты, соседние муниципалитеты и т.д.).

Цели создания ТОСЭР — это формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Проверка Счетной палаты Российской Федерации результатов деятельности особых территорий выявила, что «преференциальные режимы не оказывают прорывного влияния на экономику, при этом сложно дать полноценную оценку их эффективности» [8].

По сути, с 1989 года в стране действуют два типа ведения предпринимательской деятельности. Первый тип — это при которых деятельность хозяйствующих субъектов регламентируется действующим в стране законодательством. Второй тип действует на территориях, организациям-резидентам которых предоставляются определенные государственные преференции. Как правило, это налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготы по таможенным платежам и т.п., которые закреплены законодательными актами.

Гипотезой выступает предположение о том, что в краткосрочной перспективе результаты ведения режима ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях не сильно влияют на показатели деятельности моногородов.

В настоящее время в стране действует три типа ТОСЭР (табл. 1). На 09.03.2022 года в 111 ТОСЭР зарегистрировано более 1925 резидентов, из которых 14,4 % уже потеряли данный статус или по решению суда, или заключив соглашение о расторжении договора. На наш исследовательский взгляд, причинами выхода организаций из статуса резидентов ТОСЭР является отсутствие системного подхода при принятие соответствующего управленческого решения — компании, принимая по внимание, предоставляемые государственные преференции не просчитывают возможные ограничения и риски [9].

Для оценки результатов действия преференциального режима ведения предпринимательской деятельности предлагается сравнить основные статистические показатели монопрофильных муниципальных образований, получивших статус ТОСЭР, и аналогичных территорий без особого статуса. Сравнение двух типов ведения предпринимательской деятельности проводилось на основе компаративного анализа. Компаративный анализ активно используется как для межстрано-вых сравнений [13-15], так и для изучения отдельных явлений в рамках одной страны [16-19]. На основе сравнительного анализа режимов особых территорий в России и за рубежом, ученые [20] выделили специфические характеристики зон стран АТР, Европы, США, Латинской Америки.

202

Таблица 1. Количество зарегистрированных ТОСЭР и резидентов *

Тип ТОСЭР Количество ТОСЭР, ед. Количество резидентов, ед. из них потеряли статус резидента Дата последней записи в реестре

ед. доля, %

Дальневосточные и Арктика с учетом ТОСЭР в моногородах Краснокаменск, Селенгинск 23 691 114 16,5 05.03.2022

Моногорода 80 1149 163 14,2 10.02.2022

ЗАТО 8 85 0 0,0 11.02.2022

Всего 111 1925 277 14,4

* Составлено на основе реестров резидентов ТОСЭР [10-12] по состоянию на 09.03.2022.

Особенностью российских особых территорий является неравномерность развития регионов, муниципальных образований. Исходя из этого, для компаративного анализа выбраны Верх-неуфалейский городской округ, получивший статус ТОСЭР 13.11.2017 г., и Ашинское городское поселение.

Основные социально-экономические показатели данных монопрофильных муниципальных образований были схожи на момент получения одним из них статуса особой территории. Разница в численности населения составляет 4,5%: на 1.01.20121 г. Верхний Уфалей насчитывает 30,0 тыс. жителей, Аша — 28,7 тыс. жителей. Оба поселения расположены в Челябинской области, и относятся к монопрофильным муниципальным образованиям с наиболее сложным социально-экономическим положением (первая категория) [21].

Город Верхний Уфалей расположен на севере Челябинской области, на границе со Свердловской областью. Градообразующим предприятием являлось ОАО «Уфалейникель», которое было закрыто в 2017 году. В настоящее время ведущими предприятиями города являются металлургические производства (ООО «Литейный центр», ООО «МетМашУфалей»), производство элементов электропитания (ОАО «Уралэлемент»).

Статус ТОСЭР город получил в ноябре 2021 г. и через месяц был зарегистрирован первый резидент ООО «Уфалейский трикотаж». На 1.06.2021 года зарегистрировано 11 резидентов, из них ключевым является ООО «Полимет Инжиниринг». На его долю приходится 99,1 % от общей суммы заявленных инвестиций» и 69,1 % от количества создаваемых рабочих мест 11 резидентов ТОСЭР «Верхний Уфалей (табл. 2).

Ключевой резидент ООО «Полимет Инжиниринг» планирует запустить цинковый электролизный завод в середине 2022 года на площадке обанкротившегося градообразующего предприятия.

По мнению, региональных чиновников основной проблемой Верхнего Уфалея, препятствующей развитию ТОСЭР, является крайне ограниченный перечень свободных, оборудованных необходимой инженерной инфраструктурой и подъездными путями промышленных площадок, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам,

На расстоянии 300 км от Верхнего Уфалея на западе Челябинской области, на границе с Республикой Башкорстан, расположен город Аша, градообразующей отраслью которого является также металлургия (Ашинский металлургический завод). В городе осуществляют деятельность светотехнический завод, выпускающий электроарматуру, предприятия стройиндустрии.

Оба города находятся примерно на равном расстоянии от крупных деловых центров. Расстояние от Верхняя Уфалея до Екатеринбурга составляет 170 км, от Аши до Уфы — 110 км.

Компаративный анализ проводился на основе показателей моногородов за 2015- 2020 годы, взятые из Базы данных муниципальных образований Федеральной службы государственной статистики РФ. Показатели по исследуемым городским поселениям представлены неравномерно: по одним в базе есть данные за весь выбранный период, по другим — за 2015-2019 годы. Также важно отметить, что эти поселения относятся к малым городам (по численности населения), и в базе данных по ним представлен ограниченный круг показателей.

Индикаторы социально-экономического развития за 2015-2017 годы характеризуют уровень развития городов до получения Верхним Уфалеем статуса ТОСЭР, период 2018-2020 годы — для

203

Таблица 2. Плановые показатели деятельности зарегистрированных резидентов ТОСЭР «Верхний Уфалей» *

№ Резидент Дата получения статуса резидента Вид экономической деятельности, который осуществляет резидент План

объем инвестиций, млн. руб. количество рабочих мест, ед.

1 ООО «Уфалей-ский трикотаж» 22 декабря 2017 г. 14.12 Производство спецодежды, 14.13 Производство прочей верхней одежды 3,0 25

2 ООО «Природный ресурс» 13 апреля 2018 г. 16.10 Распиловка и строгание древесины, 16.10.1 Производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины 3,1 56

3 ООО «Урал-энергохим» 27 июня 2018 г. 20 производство химических продуктов; 72 Научные исследования и разработки 58,5 80

4 ООО «НПП Микрон» 27 ноября 2018 года 23.70.1 Резка, обработка и отделка камня для использования в строительстве в качестве дорожного покрытия; 23.70.3 Производство гранул и порошков из природного кам-ня(основной) 50,0 30

5 ООО «Перспектива» 3 0 декабря 2019 года 23.70.1 Резка, обработка и отделка камня для использования в строительстве в качестве дорожного покрытия 23.70.2 Резка, обработка и отделка камня для памятников 21,2 32

6 ООО «АртМе-талл» 25 декабря 2019 25.11. Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей 25.12. Производство металлических дверей и окон 30,0 60

7 ООО «Уфалей-Щебень» 30 июля 2020 г. 23.70 Резка, обработка и отделка камня 08.12 Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина 12,0 13

8 ООО «Кварцит» 30 июля 2020 г. 08.99 Добыча прочих полезных ископаемых, не включенных в другие группировки 08.11 Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев 12,3 19

9 ООО «Пари-тан» 29 октября 2020 г. 08.11 — Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев 23.70 — Резка, обработка и отделка камня 10,0 21

10 ООО «УПП» 29 октября 2020 г. 20.12 Производство красителей и пигментов 20.13 Производство прочих основных неорганических химических веществ 4,0 30

11 ООО «Полимет Инжиниринг» 29 октября 2020 г. 24.43.2 Производство цинка 24.43. Производство свинца, цинка и олова 21400,0 820

Всего по 11 резидентам 21604,1 1186

Всего по 10 резидентам, без ООО «Полимет Инжиниринг» 204,1 366

* Составлено автором

204

изучения влияния особого режима предпринимательской деятельности на развитие монопрофильных муниципальных образований. РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2016-2017 годах по показателю «инвестиции в основной капитал» Верхний Уфалей опережал город Аша на 34 % (табл. 3).

Таблица 3. Показатели развития Верхнеуфалейского городского округа и Ашинского городского поселения *

Показатели Ед. изм. 2016 2017 2018 2019 В среднем 2016-2017 годы В среднем 2018-2019 годы

Верхнеуфалейский го зодской округ

Инвестиции в основной капитал млн. руб. 547,2 668,7 533,9 632,2 608,0 583,1

Инвестиции в основной капитал на 1 жителя тыс. руб. 17,1 21,2 17,3 20,8 19,2 19,0

Среднегодовая численность населения чел. 32024 31518 30916 30458 31771 30687

Ашинское городское поселение

Инвестиции в основной капитал млн. руб. 407,0 501,0 524,6 579,3 454,0 516,7

Инвестиции в основной капитал на 1 жителя тыс. руб. 13,5 16,8 17,8 19,9 15,2 17,6

Среднегодовая численность населения чел. 30046 29819 29483 29274 29933 29379

* Составлено автором

В расчете на 1 жителя инвестиции в основной капитал составили в Верхнем Уфалее — 19,1 тыс. рублей при 15,2 тысяч рублей в Аша (разница 26 %). С получением статуса ТОСЭР в Верхнем Уфалее ожидался существенный рост инвестиций за счет открытия новых производств резидентов. В краткосрочной перспективе роста не произошло, отмечается снижение показателей (табл. 4).

Таблица 4. Динамика показателей Верхнеуфалейского городского округа и Ашинского городского поселения, % *

Показатели Показатели 2018-2019 гг. к 2017-2016 гг. Изменение 2019 г. к 2017 г.

Верхнеуфалейский городской округ

Инвестиции в основной капитал 95,9 94,5

Инвестиции в основной капитал на 1 жителя 99,3 97,8

Среднегодовая численность населения 100,0 100,1

Ашинское городское поселение

Инвестиции в основной капитал 113,8 115,6

Инвестиции в основной капитал на 1 жителя 115,9 118,2

Среднегодовая численность населения 98,1 98,2

* Составлено автором

Так, уровень инвестиций за 2018-2019 годы снизился на 4,1 %, в расчете на 1 жителя — на 0,7 % (меньшее снижение этого показателя обусловлено уменьшением жителей города на 3,0 %). При сравнении объема инвестиций за 2019 год с 2017 годом (годом получения льготного режима ведения предпринимательской деятельности) снижение составило 5,5 %, в расчете на 1 жителя — на 2,2 %.

Ситуация по городу Аша значительно другая — отмечается рост инвестиций. В целом инвестиции за 2018-2019 годы выросли на 15,9 % по сравнению с 2016-2017 годами, в расчете на 1

205

жителя — на 13,8%. При сравнении показателей 2019 года с 2017 годом рост составил, соответственно, 15,6 % и 18,2 %.

Показатели Ашинского городского поселения по сумме вложенных инвестиций за 2018-2019 годы приближается к уровню Верхнего Уфалея: если в 2017 году разрыв составлял 33 %, то по итогам 2019 года снизился до 9,0 %.

Одной из ключевых проблем большинства монопрофильных муниципальных образований является многолетнее снижения численности населения, как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока [22]. Так, на 01.01.2021 года численность жителей Верхнего Уфалея составила 30026 человек, что меньше по сравнению с 01.01.2013 годом на 3835 человек или на 11,3 %, Ашинского городского поселение, соответственно — на 2430 человек или 7,8 % (рис. 1). При этом убывание жителей в Верхнем Уфалее идет более быстрыми темпами, чем в Аша. Если численность населения моногорода, получившего статуса ТОСЭР, за 2013-2020 годы сократилось на 11,3 %, то в Аша — на 7,8 %.

35000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34000

33000

32000

31000

30000

29000

28000

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

■ Верхнеуфалейский городской округ Ашинское городское поселение

Рис. 1. Динамика численности населения (Составлено автором)

За два последние года до получения статуса ТОСЭР, численность населения Верхнего Уфа-лея уменьшилась на 1012 человек (410 человек за счет естественной убыли и 602 человека за счет миграционного оттока). В последующие два года город потерял еще 915 человек, в том числе естественная убыль составила 588 (на 178 человек больше, чем за 2016-2017 годы). Внушает оптимизм снижение миграционного оттока на 275 человек за анализируемый период и миграционный прирост на 94 человека по итогам 2019 года (табл. 5).

В Ашинском городском поселении тенденции убывания жителей не только сохранились, но и усилились. Население сократилось за 2018-2019 годы на 626 человек, что на 172 человек больше, чем за 2016-2017 годы.

За 2016-2019 годы количество горожан сократилось и за счет естественной убыли (на 682 человека), так и за счет миграционного оттока (на 398 человек).

206

33861

28722

Таблица 5. Изменение численности населения, человек *

Показатели 2016 2017 2018 2019 В среднем 2016-2017 годы В среднем 2018-2019 годы

Верхнеуфалейский городской округ

Изменение численности населения -510 -502 -703 -212 -1012 -915

Естественная убыль -187 -223 -282 -306 -410 -588

Миграционный отток (-), приток (+) -323 -279 -421 94 -602 -327

трудоспособный возраст -165 -163 -273 56 -328 -217

старше трудоспособного возраста -49 -39 -51 10 -88 -41

младше трудоспособного возраста -109 -77 -97 28 -186 -69

Ашинское городское поселение

Изменение численности населения -200 -254 -418 -208 -454 -626

Естественная убыль -99 -180 -199 -204 -279 -403

Миграционный отток -101 -74 -219 -4 -175 -223

трудоспособный возраст -71 -90 -195 46 -161 -149

старше трудоспособного возраста -30 1 -30 -8 -29 -38

младше трудоспособного возраста 0 15 6 -42 13 -36

* Составлено автором

Выявлена серьезная дифференциация исследуемых городов по показателю «доходы местного бюджета на 1 жителя» при этом города не сильно отличаются по численности населения и площади муниципалитета.

В 2021 году в Верхнем Уфалее доходы местного бюджета на 1 жителя составляли 56,7 тыс. рублей, то в городе Аша — 9,7 тыс. рублей (рис. 2). В 2020 году по сравнению с 2015 годом разрыв сократился с 8 раз до 5,9 раз.

56,7

2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ Верхнеуфалейский городской округ ■ Ашинское городское поселение Рис. 2. Динамика доходов местного бюджета на 1 жителя, тыс. руб. (Составлено автором)

ВЫВОДЫ

Тенденции развития моногорода Верхний Уфалей в период действия режима ТОСЭР по сравнению с городским поселением Аша (у которого нет особого статуса) не сильно отличаются.

207

Инвестиции в основной капитал на 1 жителя даже уменьшились после регистрации в Верхнем Уфалее резидентов, которые открывают новые производства. И эта ситуация требует серьезного дальнейшего исследования, так как в городе зарегистрировано 11 резидентов, которые в этот период находились в инвестиционной фазе — проводилось строительство цехов и установка производственных линий. При этом в моногороде Аша отмечается ежегодный прирост инвестиций без ведения налоговых, административных преференций для бизнеса. В особом моногороде по сравнению с моногородом без статуса темпы уменьшения численности населения выше, а темпы роста доходов местного бюджета ниже. Из положительных тенденций в Верхнем Уфалее в 2019 году отмечается небольшой миграционный приток населения при миграционном оттоке в предыдущие годы

Ограниченность действия режима ТОСЭР (первые из которых были созданы в 2016 году) не позволяют провести компаративный анализ в среднесрочном диапазоне. И полученные результаты ставят задачу проведения дальнейшего исследования в данной области с целью выявления влияния режима ТОСЭР на социально-экономическое развитие страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации [Офиц. сайт]. — Режим доступа: www.ach.gov.ru/activities/bulleten/875/26840/ (дата обращения 09.03.2022).

2. Доклад о мировых инвестициях за 2019 год Особые экономические зоны [Электронный ресурс] // Printed at United Nations, Geneva. — Режим доступа: unctad.org/system/files/official-document/wir2019_overview_ru.pdf (дата обращения 09.03.2022).

3. Бочарова Ю.Н. Анализ международного опыта и лучшей практики развития территорий промышленного развития, аналогичных территориям опережающего социально-экономического развития / Ю.Н. Бочарова // Самоуправление. — 2020. — Т. 2. № 2 (119). — С. 89-92.

4. Смыслова О.Ю. Территории опережающего социально-экономического развития в России: особенности, тенденции и сдерживающие факторы эффективного развития / О.Ю. Смыслова, П.В. Строев // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2019. — Т. 17. N° 4. — С. 63-76.

5. Галиуллина Г.Ф. Модель оценки эффективности территорий опережающего социально-экономического развития / Г.Ф. Галиуллина // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 10-2 (87). — С. 288-291.

6. Сидоренко О.В. Методический подход к оценке результативности деятельности территорий опережающего социально-экономического развития / О.В. Сидоренко // Теоретические и практические аспекты развития современной науки. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2017. — С. 141-147.

7. Строев П.В. Совершенствование оценки эффективности и мониторинга функционирования территорий опережающего социально-экономического развития / П.В. Строев, О.В. Пивоварова // Вопросы инновационной экономики. — 2020. — Т. 10. № 4. —С. 2037-2054.

8. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизма установления и функционирования преференциальных режимов как инструмента социально-экономического развития и внешнеэкономической политики» [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации [Офиц. сайт]. — Режим доступа: ach.gov.ru/upload/iblock/67a/vdwd3gv17fv0y7o801rii8bfhqnisvzy.pdf (дата обращения 09.03.2022).

9. Галиуллина Г.Ф. Выбор потенциального резидента: плюсы и минусы территорий опережающего социально-экономического развития / Г.Ф. Галиуллина // Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2018. —С. 34-39.

10. Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) [Электронный ресурс] // АО «Корпорация развития Дальнего Востока» [Офиц. сайт]. — Режим доступа: erdc.ru/upload/ reestr-tor.pdf (дата обращения 09.03.2022).

11. Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) [Электронный ресурс] // Минэкономразвития РФ [Офиц. сайт]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru/material/file/8abb2dd629d76alfc58b77067e9f7453/ 10022022.pdf (дата обращения 09.03.2022).

12. Реестр резидентов ТОСЭР в ЗАТО атомной отрасли [Электронный ресурс] // Управляющая компания АО «Атом-ТОР» [Офиц. сайт]. — Режим доступа: atomtor.ru/reestr/ (дата обращения 09.03.2022).

208

13. Лаврикова Ю.Г. Влияние внешнеэкономической деятельности на региональное развитие: компаративный анализ российского и зарубежного опыта / Ю.Г. Лаврикова, Е.Л. Андреева, А.В. Ратнер // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2020. — Т. 13. N° 6. — С. 54-67.

14. Дорошенко С.В. Компаративный анализ малого предпринимательства в приграничных регионах России и Казахстана / С.В. Дорошенко // Экономика региона. —2020. — Т. 16. № 3. —С. 712-724.

15. Андреева Е.Л. Международный компаративный анализ поддержки экономик в условиях пандемии / Е.Л. Андреева, А.В. Ратнер, В.В. Захарова // Теоретическая экономика. — 2020. — № 9 (69). — С. 70-78.

16. Хусаинов Б.Д. Современные интеграционные образования: компаративный анализ факторов экономического роста / Б.Д. Хусаинов, А.Г. Шеломенцев, С.В. Дорошенко // Экономика региона. — 2015. — № 1 (41). — С. 156-169.

17. Попов Е.В. Компаративный анализ стратегических аспектов развития цифровой экономики / Е.В. Попов, К.А. Семячков // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2018. — Т. 13. № 1. — С. 19-36.

18. Артемова О.В. Дифференциации регионов РФ по социально-экономическому положению (компаративный анализ) / О.В. Артемова, А.О. Ужегов // Межтерриториальное неравенство: проблема или драйвер развития. Материалы VI Международного симпозиума по региональной экономике. — Екатеринбург. — 2021. — С. 79-86.

19. Митрофанова И.А. Компаративный анализ систем налогообложения России, Франции и Германии / И.А. Митрофанова, Е.А. Шкарупа, Д.А. Шестаков // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2017. — № 7 (202). — С. 33-39.

20. Положенцева Ю.С. Анализ специфики функционирования территорий опережающего развития на основе интегральной качественной оценки / Ю.С. Положенцева, М.Г. Клевцова // Известия ДВФУ Экономика и управление. — 2019. — №1. — С. 25-34.

21. Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Распоряжение от 29.07.2014 г. от № 1398-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — N 31. — ст. 4448.

22. Галиуллина Г.Ф. Территория опережающего социально-экономического развития в моногороде: необходимые условия реализации / Г.Ф. Галиуллина, Б.Л. Кузнецов, М.М. Шарамко // Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XI Международной конференции. — В 2-х томах. — 2016. — С. 137-149.

SPISOKLITERATURY

1. Otchet o rezul'tatakh kontrol'nogo meropriyatiya «Proverka deyatel'nosti aktsionernogo obshchestva «Osobyye ekonomicheskiye zony» i yuridicheskikh lits, sozdannykh dlya upravleniya osobymi ekonomicheskimi zonami v subeyektakh Rossiyskoy Federatsii, v chasti, kasayushcheysya effektivnosti ispol'zovaniya sredstv federal'nogo byudzheta, gosudarstvennogo imushchestva i inykh sredstv pri sozdanii i funktsionirovanii osobykh ekonomicheskikh zon v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Schetnaya palata Rossiyskoy Federatsii [Ofits. sayt]. — Rezhim dostupa: www.ach.gov.ru/activities/bulleten/875/26840/ (data obrashcheniya 09.03.2022).

2. Doklad o mirovykh investitsiyakh za 2019 god Osobyye ekonomicheskiye zony [Elektronnyy resurs] // Printed at United Nations, Geneva. — Rezhim dostupa: unctad.org/system/files/official-document/wir2019_overview_ru.pdf (data obrashcheniya 09.03.2022).

3. Bocharova Yu.N. Analiz mezhdunarodnogo opyta i luchshey praktiki razvitiya territoriy promyshlennogo razvitiya, analogichnykh territoriyam operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya / Yu.N. Bocharova // Samoupravleniye. — 2020. — T. 2. № 2 (119). — S. 89-92.

4. Smyslova O.Yu. Territorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossii: osobennosti, tendentsii i sderzhivayushchiye faktory effektivnogo razvitiya / O.Yu. Smyslova, P.V Stroyev // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2019. — T. 17. № 4. — S. 63-76.

5. Galiullina G.F. Model' otsenki effektivnosti territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya / G.F. Galiullina // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2017. — № 10-2 (87). — S. 288-291.

6. Sidorenko O.V Metodicheskiy podkhod k otsenke rezul'tativnosti deyatel'nosti territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya / O.V. Sidorenko // Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty razvitiya sovremennoy nauki. materialy Mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii. — 2017. — S. 141-147.

7. Stroyev P.V. Sovershenstvovaniye otsenki effektivnosti i monitoringa funktsionirovaniya territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya / P.V Stroyev, O.V Pivovarova // Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. — 2020. — T. 10. № 4. —S. 2037-2054.

8. Otchet o rezul'tatakh ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Analiz mekhanizma ustanovleniya i funktsionirovaniya preferentsial'nykh rezhimov kak instrumenta sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya i vneshneekonomicheskoy politiki» [Elektronnyy resurs] // Schetnaya palata Rossiyskoy Federatsii [Ofits. sayt]. — Rezhim dostupa: ach.gov.ru/upload/iblock/67a/vdwd3gv17fv0y7o801rii8bfnqnisvzy.pdf (data obrashcheniya 09.03.2022).

209

9. Galiullina G.F. Vybor potentsial'nogo rezidenta: plyusy i minusy territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya / G.F. Galiullina // Territorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: voprosy teorii i praktiki. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. — 2018. —S. 34-39.

10. Reyestr rezidentov territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya (TOR) [Elektronnyy resurs] // AO «Korporatsiya razvitiya Dal'nego Vostoka» [Ofits. sayt]. — Rezhim dostupa: erdc.ru/upload/reestr-tor.pdf (data obrashcheniya 09.03.2022).

11. Reyestr rezidentov territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya, na territoriyakh monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniy RF (monogorodov) [Elektronnyy resurs] // Min-ekonomrazvitiya RF [Ofits. sayt]. — Rezhim dostupa: www.economygov.ru/material/file/8abb2dd629d76afFc58b77067e9f7453/10022022.pdf (data obrashcheniya 09.03.2022).

12. Reyestr rezidentov TOS-ER v ZATO atomnoy otrasli [Elektronnyy resurs] // Upravlyayushchaya kompaniya AO «Atom-TOR» [Ofits. sayt]. — Rezhim dostupa: atomtor.ru/reestr/ (data obrashcheniya 09.03.2022).

13. Lavrikova Yu.G. Vliyaniye vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti na regional'noye razvitiye: komparativnyy analiz rossiyskogo i zarubezhnogo opyta / Yu.G. Lavrikova, Ye.L. Andreyeva, A.V. Ratner // Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. — 2020. — T. 13. № 6. — S. 54-67.

14. Doroshenko S.V. Komparativnyy analiz malogo predprinimatel'stva v prigranichnykh regionakh Rossii i Kazakhstana / S.V Doroshenko // Ekonomika regiona. —2020. — T. 16. № 3. —S. 712-724.

15. Andreyeva Ye.L. Mezhdunarodnyy komparativnyy analiz podderzhki ekonomik v usloviyakh pandemii / Ye.L. Andreyeva, A.V Ratner, VV Zakharova // Teoreticheskaya ekonomika. — 2020. — № 9 (69). — S. 70-78.

16. Khusainov B.D. Sovremennyye integratsionnyye obrazovaniya: komparativnyy analiz faktorov ekonomicheskogo rosta / B.D. Khusainov, A.G. Shelomentsev, S.V. Doroshenko // Ekonomika regiona. — 2015. — № 1 (41). — S. 156-169.

17. Popov Ye.V. Komparativnyy analiz strategicheskikh aspektov razvitiya tsifrovoy ekonomiki / Ye.V. Popov, K.A. Semyachkov // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2018. — T. 13. № 1. — S. 19-36.

18. Artemova O.V. Differentsiatsii regionov RF po sotsial'no-ekonomicheskomu polozheniyu (komparativnyy analiz) / O.V Artemova, A.O. Uzhegov // Mezhterritorial'noye neravenstvo : problema ili drayver razvitiya. Materialy VI Mezhdunarodnogo simpoziuma po regional'noy ekonomike. — Yekaterinburg. — 2021. —S. 79-86.

19. Mitrofanova I.A. Komparativnyy analiz sistem nalogooblozheniya Rossii, Frantsii i Germanii / I.A. Mitrofanova, Ye.A. Shkarupa, D.A. Shestakov // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. — 2017. — № 7 (202). — S. 33-39.

20. Polozhentseva Yu.S. Analiz spetsifiki funktsionirovaniya territoriy operezhayushchego razvitiya na osnove integral'noy kachestvennoy otsenki / Yu.S. Polozhentseva, M.G. Klevtsova // Izvestiya DVFU. Ekonomika i upravleniye. — 2019. — №1. — S. 25-34.

21. Ob utverzhdenii perechnya monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniy Rossiyskoy Federatsii (monogorodov): Rasporyazheniye ot 29.07.2014 g. ot № 1398-r // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 2014. — N 31. — st. 4448.

22. Galiullina G.F. Territoriya operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v monogorode: neobkhodimyye usloviya realizatsii / G.F. Galiullina, B.L. Kuznetsov, M.M. Sharamko // Rossiyskiye regiony v fokuse peremen. Sbornik dokladov XI Mezhdunarodnoy konferentsii. — V 2-kh tomakh. — 2016. — S. 137-149.

Статья поступила в редакцию 11 марта 2022 года Статья одобрена к печати 5 апреля 2022 года

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.