КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ САМБО И ДЗЮДО COMPARATIVE ANALYSIS OF SAMBO AND JUDO
Носов Станислав Андреевич
преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт МВД России
аспирант
кафедра теории и методики физического воспитания и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Воронеж, Россия Nosov Stanislav Andreevich lecturer
department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
postgraduate student
department of theory and methods of physical culture education and sport
Orel State University named after I. S. Turgenev
Voronezh, Russia
Аннотация. В статье раскрывается вопрос о воспитании одного из важнейшего качества не только самбиста, но и всех спортсменов занимающихся различными видами спорта, такое как воля, с помощью которой трудной и тяжелой ситуации можно переломить ход ведения поединка или схватки, для достижения победы.
Abstract. The article reveals the question of education one of the most important quality of not only the wrestlers, but all athletes involved in various sports, such as the will, with which a difficult and hard situation, you can turn the tide of fight or fight, to achieve victory.
Ключевые слов: спорт, спортивные единоборства, Самбо, Дзюдо, сравнительный анализ.
Keywords: sports, martial arts, Sambo, Judo, comparative analysis.
Суть компаративистского анализа, заключается в сравнении некоторых видов, для того чтобы выявить в них схожие и различные признаки. Данный анализ исследования тождественен с методом сравнения. Но компаративистский анализ в качестве особого метода исследования, может выступать только тогда, когда сопоставления требует более тщательного и качественного сравнения. Такая необходимость возникает обычно при анализе сложных или схожих объектов и явлений, которые описываются большим набором признаков.
Дзюдо и самбо в России развивалось почти последовательно, вследствие чего, выработалось общее ядро техник, методик тренировок позволяющих добиваться поставленных результатов. Так же схожи некоторые термины и понятия, которые используют в данных видах боевых искусств. Но, несмотря на сходство, дзюдо и самбо это две внутренне различающиеся системы.
Самбо - это советский вид боевого искусства, основанный 16 ноября 1938 года, в 1947 году стал международным вид спортивного и прикладного единоборства. Самбо развивается в двух направлениях: как вид боевого спорта и как средство
подготовки кадров для спецподразделений и органов охраны правопорядка. Овладев таким видом спорта, боец сможет победить даже вооруженного противника, будучи без оружия. Самбо - помогает воспитать самодисциплину, придать уверенность бойцу, сформировать выдержку и волю к победе. Но одни их самых важных является, то, что самбо учит защищаться как от невооруженного, так и вооруженного нападения.
Дзюдо - японское боевое искусство, созданное в 1882 году, которое вошло в список олимпийских видов спорта. Дзюдо основывается на трех принципах:
1) взаимная помощь
2) понимание
3) рациональное использование тела и духа.
Данный вид боевого искусства помогает развитию коммуникабельности, психологической устойчивости и взаимопомощи.
Для того, чтобы в полной мере проанализировать сходства и различия таких видов боевых искусств как, самбо и дзюдо, необходимо рассматривать по нескольким критериям оценивания:
1. Техника проведения приемов
2. Правила соревнований, методики тренировки, специфики формы
3. Влияние данных видов боевых искусств на развитие волевых качеств у спортсменов.
В общем и целом, дзюдо и самбо очень похожи друг на друга, хотя каждый их видов боевого искусства имеет уникальный характер.
Итак, дзюдо как единоборство появилось раньше, чем самбо. Поэтому следует сделать вывод, что именно самбо включило в себя некоторые приемы свойственные дзюдо. В самбо существенное значение имеют общие силовые показатели борца. В дзюдо же, считается, что силовые качества не столько важны, как умение владеть техникой борьбы, то есть уметь выбрать удобный момент для проведения того или иного приема.
В дзюдо немаловажное внимание уделяется именно в безукоризненном выполнении технического приема, так как оно может обеспечить победу в поединке. В спортивном самбо борец пытается одержать победу в основном за счет проведения болевого приема или удержания. Таким образом, оба вида единоборств имеет свои плюсы, но какому их них отдать предпочтение, решать стоит исходя из того, какими путями человек будет добиваться своих побед.
Если сравнивать методики изучаемых техник, то по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.
В отличие от самбо, в дзюдо используется квадратный татами. У самбистов татами круглый. Экипировка для самбо, более открытая нежели у дзюдоистов, и они выступают в спортивной обуви, дзюдоисты выходят бороться босиком. Основным отличием дзюдо и самбо являются разрешенные приемы. В обоих видах
спорта разрешается применение захватов, бросков и ударов. Но в самбо запрещены удушающие приемы.
Если рассматривать самбо и дзюдо как средство воспитания морально-волевых качеств личности, то можно сделать вывод о том, что качества между собой схожи. Воспитание высоких морально-волевых качеств, дисциплинированность, выработка чувства коллективизма, спортивно трудолюбия все это присуще двум видам боевого искусства. Сам процесс изучения единоборств помогает подавлять часть агрессивной энергии, вырабатывать чувство своей безопасности, так же развивает взаимоуважение и благородство.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что однозначно сказать какой вид боевого искусства лучше не получится, даже с использованием компаративистского анализа. Для каждого существуют свои ориентиры, свои предпочтения и цели. Разговоры о приоритете какого-то из видов боевого искусства бессмысленные, так как это два разных вида единоборств, каждый из которых свои плюсы и минусы, но какому их них отдать предпочтение, решать стоит исходя из того, какими путями человек будет добиваться своих побед.
Только нравственная личность достойна и имеет право владеть этим оружием. Но по-настоящему сильным может быть лишь человек, сознающий свою правоту и готовый к самопожертвованию ради других людей. Настоящий боец, прежде всего, - защитник.
Литература
1. Аратин А. В., Кергилова Н. В. Самбо как средство воспитания морально-волевых качеств личности подростка // Обучение и воспитание методики и практика. 2014. № 11. С. 113-116.
2. Погребной А. И., Комлев И. О. Современные мировые тенденции в спортивной подготовке дзюдоистов (обзор зарубежной литературы) // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2018. № 8. С. 107-113
3. Пасмурова А. Г., Пасмурова Л. Э. Генезис дзюдо в контексте эстетических традиций // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2010. № 3. С. 88-91.
References
1. Aratin A. V., Kergilova N. V. Sambo kak sredstvo vospitaniya moral'no-volevykh kachestv lichnosti podrostka [Sambo as a means of educating moral and volitional qualities of a teenager's personality]. Obuchenie i vospitanie metodiki i praktika - Training and education methods and practice, 2014, no. 11, pp. 113-116.
2. Pogrebnoy A. I., Komlev I. O. Sovremennye mirovye tendentsii v sportivnoy podgotovke dzyudoistov (obzor zarubezhnoy literatury) [the Modern world trends in sport training of judo wrestlers (review of foreign literature)]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika - Physical culture, sport - science and practice, 2018, no. 8, pp. 107-113.
3. Pasmurova A. G., Pasmurova L. E. Genezis dzyudo v kontekste esteticheskikh traditsiy i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta [Genesis of judo in the context of aesthetic traditions]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta - Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, 2010, no. 3, pp. 88-91.