Научная статья на тему 'Компания "Сан" - к производству мирового уровня'

Компания "Сан" - к производству мирового уровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ХИМИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / NEW PRODUCTS / МИРОВОЙ УРОВЕНЬ / NANOTECHNOLOGIES / DEVELOPMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стасюк Н. В.

В статье приводятся оценки возрастания потребности в топливе на отопление по экономическим районам СССР, при наступлении наиболее холодных из имевших место в XX веке серий зим. Установлено, что для европейской части СССР экстремально холодными были серии из трех-четырех зим в предвоенный период и в первые два года Великой Отечественной войны.Interview with the General Manager of innovative company San.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компания "Сан" - к производству мирового уровня»

Ключевые слова: инновации, конкуренция, химическая продукция, мировой уровень

Сейчас все чаще говорят о том, что пришло время, как в 30-е годы, покупать готовые западные технологии и оборудование: не удаются нашей промышленности новинки, которые облегчают жизнь и работу! Если в оборонке и покорении атома достижения впечатляют, то в офисе, на улице и на кухне импорт властвует безраздельно. Научная и техническая мысль увлечена масштабами и объемами (даже химия в первую очередь — крупнотоннажная!). А уж создание широкой линейки продуктов на всякий каприз потребителя мало кого интересует (особенно если у фирмы — монопольное положение на рынке).

Однако инновационной компании «Сан», единственной в России производящей суперсовременные светодиодные широкоформатные принтеры и наночернила, удалось потеснить японцев и китайцев на их же поле, выйти на международные рынки, где нас никто не ждет, с высокотехнологичным товаром...

Хотя внешняя среда не выглядит благоприятной для инноваций: окраина Бердска, где для производства принтеров «Сан» арендует корпус у Бердского электромеханического завода (БЭМЗ), с ямами на дорогах и непересыхающими лужами среди частного сектора, так непохожа на новосибирский Академгородок — форпост науки.

Наконец, высокая кирпичная стена — это БЭМЗ. Обычная судьба бывшего флагмана оборонки — огромный список арендаторов на проходной. Но мерзости запустения не видно.

В переоборудованном бывшем заводском корпусе сейчас сидят на западный манер — в затылок друг другу — менеджеры по продажам.

Иконостас грамот. С разноцветными брызгами — от «Рос-нано». «Лучшему директору 2009 года» — от губернатора Новосибирской области.

Мы усаживаемся с генеральным директором фирмы за антикварного вида стол с мозаичной столешницей — как оказалось, образец возможностей того самого единственного в своем роде принтера.

© ЭКО 2010 г.

Компания «Сан» -к производству мирового уровня

Генеральный директор Инновационной компании «Сан» Н. В. СТАСЮК,

г. Бердск Новосибирской области

Работа на опережение

- Наталья Викторовна, одним из серьезных препятствий на пути внедрения высоких технологий считается отсутствие инновационных менеджеров - их нигде не готовят. Из какой сферы вы пришли в фирму? Из науки?

- У меня два высших образования - торговый институт и юридическое отделение Томского университета. Начинала продавцом, на ВИНАПе была товароведом, коммерческим директором. Родила второго ребенка, шесть лет назад меня пригласил учредитель компании «Сан».

Тогда в компании работало всего 30 человек, сейчас - 250. Фирма начинала в 1998 г. с торговли расходными материалами для изготовления наружной рекламы. С 2004 г. стали продавать сольвентные принтеры производства крупной китайской фирмы. Конкуренты -москвичи - завозившие аналогичное оборудование из Европы, поначалу не брали нас в расчет. Но фирме довольно быстро удалось вырваться вперед. При продажах старались держать цену ниже средней за счет увеличения оборота. Эту ценовую политику продолжили, когда к принтерам стали сами производить чернила: снижали цены, чтобы увеличить выручку за счет продаж расходного материала.

Чтобы опередить конкурентов, с расчетом на развитие создали мощный отдел продаж, крупный сервисный

центр (обычно у фирм, продающих оборудование, всего 3-4 инженера заняты обслуживанием). В результате за эти годы продали более 1000 принтеров для широкой печати большого формата - это половина российского рынка. Примерно треть - на экспорт, в том числе в Японию - на родину электроники, в Мексику, Индию, Австралию, Европу, Казахстан, Эмираты.

Креатив приветствуется

- Как правило, в России торговые фирмы развиваются в своей нише и в создание производств, тем более инновационных, не вкладывают средства. Ведь предпринимательство в промышленности фондоемкое, оно требует больше ресурсов, технических и управленческих знаний, подготовленных кадров. С чего в фирме «Сан» начался переход к принципиально новому виду деятельности?

- Когда занимались только продажами, столкнулись с тем, что качество основного расходного материала к сольвентным принтерам - чернил, которые тоже импортировались из Китая, оказалось нестабильным. Из-за этого принтеры быстро выходили из строя, и приходилось «оживлять» поставленное нами оборудование от Архангельска до Владивостока. Мы хорошо понимали, что надо изменить, как улучшить состав этих чернил. Но партнеры нас не слышали. И тогда решили производить их самостоятельно.

Конечно же, все оказалось не просто. И хотя мы попытались в проекте предусмотреть максимум возможных рисков - сбылись все, даже те, которых не предвидели. Создав лабораторию по разработке новых продуктов, методом многочисленных проб и ошибок нашли собственную уникальную рецептуру чернил. Во многом, я считаю, благодаря тому, что у нас работал один из лучших химиков-технологов России, который в свое время запускал очень сложное химическое производство. Но даже специалист с огромным опытом в сфере химических технологий отметил сложность разработок в этой области... Химическое предприятие начало производить

продукцию очень быстро, всего за 8 месяцев. Сами писали ТУ, проводили сложную сертификацию. В итоге китайцы - очень богатая и активная компания, со множеством дилеров в разных странах, - даже не поверили, что мы справились с тем, что им не удалось.

Сейчас у нас собственное полноценное химическое производство разных видов чернил.

Второе совершенно новое направление начали разрабатывать четыре года назад. Компания завозила для продажи принтеры, которые с помощью УФ-отвержде-ния печатали на любых плоских твердых материалах -стекле, коже, кафеле, древесине, но при их работе выделялось много тепла, поэтому для некоторых материалах они не годились. Наши разработчики предложили использовать для отверждения чернил в момент печати ультрафиолетовые светодиодные блоки.

В процессе исследований стало ясно, что для таких принтеров нужны другие чернила, которыми тут же занялись химики-разработчики. И в итоге совместной деятельности разных подразделений нашей компании мы в 2007 г. впервые на выставке в Берлине показали принтер со светодиодными блоками. И к нему - не имеющие аналогов в мире чернила БапАо'ег Мапотк, дающие очень яркое и стойкое изображение, продляющие за счет наночастиц срок службы головки принтера на 30%.

Принтер оказался принципиально новым продуктом: со светодиодами работали многие, понимая, что за ними будущее, но результат получили только мы. В выставке участвовало около 500 фирм, и демонстрация возможностей нашего принтера вызвала всеобщее удивление: как же сибирякам это удалось?

Сейчас выпускаем полностью сделанный фирмой УФ-принтер большого формата, весом 2,5 т, длиной 5 м. Разработка полностью наша, от электронных плат до корпуса и программного обеспечения. Нигде такого нет: мы стали единственным в мире предприятием, которое одновременно может предложить и оборудование (принтеры), и расходные материалы к нему (чернила).

- Что же способствовало успеху на столь конкурентном рынке? Ведь в выпуске химической продукции нас давно потеснили китайцы, которые выходят на лидирующие позиции в мире...

- У нас во главе угла и на первом плане - потребности рынка. Через мощный отдел продаж, сеть дилеров в разных странах изучаем эти потребности, понимаем, когда надо доработать имеющийся продукт, а когда пора выходить на рынок с чем-то новым (к сожалению, часто такие данные до изготовителей не доходят, остаются у дилеров и продавцов). Это и позволило создать уникальные рецептуры чернил, не повторяющие ни азиатские, ни европейские образцы.

Но разработка рецептуры - только полдела: именно при переходе от лабораторных испытаний к промышленным объемам часто происходят сбои. Очень важен правильный выбор оборудования. После долгого изучения рынка остановились на российском - оно не такое дешевое, как принято думать, но качественное и позволяет выпускать соответствующую продукцию.

Важный фактор успеха - качество продукции, во многом определяемое производственной культурой. На рынке - огромный ассортимент азиатских чернил, но у них очень небольшой срок службы из-за того, что используются дешевые полимеры, минимальное количество добавок и присадок. Кроме того, из-за ручного недостаточно квалифицированного труда и слабого лабораторного контроля их состав нестабильный - того недосыпали, этого пересыпали. У нас серьезные исследования и контроль возможны благодаря оборудованию последнего поколения и высокой квалификации работников в лаборатории контроля качества.

Ну и, конечно, самое главное: вся наша продукция -инновационная и уникальная. Хотя, может, принципиальных научных изобретений в нашу продукцию не заложено, все это - комбинация уже известного, но нам удалось то, что другие не смогли: например, УФ-принтер может печатать почти на любом материале, толщина которого - на порядок больше, чем у всех.

И мы не останавливаемся в развитии. Есть новые идеи, новые направления разработок. Проходят тестирование водные чернила для обычных офисных принтеров, которые, как мы рассчитываем, заменят повсеместный импорт.

Разработки для перспективного рынка - триплексная пленка, которую запаивают между стеклами (сейчас на такую пленку наносят изображение другим, более затратным способом), износоустойчивые чернила для разметки дорог, токопроводящие чернила из наносеребра, позволяющие печатать электронные платы.

Сейчас идут переговоры о расширении партнерства в сфере нанотехнологий с Японией, в частности фирма «Коника-Минолта» заинтересована в сотрудничестве.

- Использует ли компания разработки институтов Сибирского отделения РАН?

- Мы полностью опираемся на собственные разработки, как западные фирмы. У нас грамотные, талантливые исследователи и разработчики, причем по разным направлениям. Берем их отовсюду. Химики - в основном из Академгородка, Новосибирского университета, благо, что он рядом. Но это не профессора, а в основном аспиранты. Только в последнее время, когда компания стала более известной, встречались с представителями СО РАН с целью наладить взаимодействие и совместно использовать результаты близких по тематике исследований.

Проблема в том, что разработки СО РАН трудно коммерциализировать: законодательство практически закрывает все прямые пути взаимодействия. Например, продажу патентов. Сами же ученые говорят, что это можно сделать только обходными путями - например, принять авторов изобретений в штат инновационной фирмы.

- А как у фирмы обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности?

- У нас более 15 российских патентов, в том числе на светодиодные блоки, на полезные модели, запатентовано шесть компьютерных программ для электроники к принтерам. Сейчас готовим документы для получения международных патентов, выделены немалые средства

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО

4 ЭКО №7, 2010

для их поддержки. Поскольку наши разработки — пионерные, рассчитываем на приоритетное патентование.

Но процесс этот довольно длительный, к тому же конкуренты всегда могут запатентовать аналогичную новинку, чуть-чуть изменив параметры разработки. Поэтому мы не столько уповаем на патентную защиту (кстати, часть разработок не защищена патентами из-за мобильного вывода на рынок новых уникальных продуктов), сколько на быстрый выход на рынок. На то, что нас не догонят.

Деньги для развития

- Откуда же берутся средства на то, чтобы расширять производство, выходить на рынок с все новыми и новыми товарами и при этом не прекращать исследования? Ведь затраты на разработки нового вида чернил и оборудования достаточно высоки. Развитие идет за счет кредитов? Инвесторов, готовых вложиться в переспективное производство?

- Если честно, когда только продавали, жилось проще.

Производство и разработки, конечно, оттягивают много

средств. Пошли на это, потому что думали, что так будет выгоднее. Химический завод запустили за счет собственной прибыли: все, что заработали за годы продаж, практически проели. Дополнительно взяли кредит. Но это не выход: взяв кредит под очень высокий процент (в мае 2009 г. - 27%), мы не можем такую же наценку сделать на свою продукцию. Ну как жить инновационному предприятию при таких процентах?! Конечно, это риски. Кроме того, банки дают кредиты очень неохотно и требуют залог. А у нас помещение - арендованное, оборудование - специфическое, банкам связываться с этим неинтересно. Готовый товар в обороте тоже для банков неприемлем как залог. Это же не здание дома отдыха.

Производство оборудования требует на начальном этапе больших затрат. Поскольку много принтеров продаем в другие полушария - Австралию, Мексику, средства возвращаются медленно, через месяцы. Поэтому когда

начался кризис, у нашей компании с двумя производствами и двумя отделами разработки возникли сложности.

- А как же декларируемые программы поддержки малого инновационного бизнеса?

- Они существуют, но нам ими воспользоваться не удалось. Комиссия рассматривает, обещает, но дает-то деньги все равно банк. А там опять требуется залог, кредитная история...

Поэтому возник проект франшизы, который приносит живые деньги. За три месяца продали 15 франшиз в разных городах России, в том числе и в Москве, Екатеринбурге... я считаю, что это хороший темп. Ведутся переговоры о продаже франшиз в страны Европы.

Суть проекта - продавать наши УФ-принтеры не просто как оборудование, а как готовый малый бизнес, который называется - студия «Сан». Под этой маркой предоставляются эксклюзивные услуги цветной печати с фотокачеством на бумаге, холсте, пленке, стекле, камне, керамике, ткани и т. д. Наши технологии уникальны и позволяют выполнять полноцветные изображения высокого качества на фасадах, имитировать любые текстуры и эффекты. Часто заказывают оформление керамической плитки, натяжных потолков и зеркал, создание витражей, печать на мебельных фасадах, изготовление картин на холсте, используя файлы из Интернета.

Этот рынок, в отличие от традиционных франшиз в сфере общепита, является новым и разнообразным: декорирование мебели, стекла, оформление квартир и офисов, сувенирная продукция, реклама. Оборудование позволяет совмещать серийное производство и работу по индивидуальным заказам.

Среди реализованных проектов - оформление «под Гжель» интерьеров гостиницы «Украина» в Москве, на одной из башен «Московского сити» столичный фран-чайзи планирует осуществить печать на поверхности стеклянного здания небоскреба.

Мы ориентируемся не на какой-то конкретный отраслевой сегмент, а на предпринимателей, дизайнеров,

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО

4*

готовых вложить 3,5 млн руб. и платить ежемесячно 300 тыс. руб. При низкой стоимости первоначальных вложений и небольшом количестве работающих рентабельность проекта очень высокая - первые студии показали до 30% годовых. И хотя наш бренд не раскручен, зато студия окупится быстро, по нашим расчетам, за полгода. Если развертывать бизнес самостоятельно, можно больше потерять на ошибках.

Здесь важно, что это - именно бизнес, расписанный по шагам. Мы обеспечиваем франчайзи всем необходимым - помимо инновационного оборудования, предоставляем производственные технологии обработки поверхностей, на которые наносятся изображения, доступ к каталогу изображений, централизованный маркетинг, продвижение и поддержку сайта, участие в выставках, юридическое и кадровое сопровождение. Естественно, обучаем сотрудников студий.

Новые возможности

- Как вам удалось то, что почти никому не удавалось — получить инвестиции от «Роснано»? Ведь на сентябрь 2009 г. Наблюдательный совет «Роснаноте-ха» утвердил всего 36 инвестиционных проектов из более тысячи представленных.

- Действительно, мы прошли эту процедуру одними из первых в Сибирском федеральном округе. И первыми в Новосибирской области. Представители «Роснано» нашей продукцией заинтересовались на выставке в Петербурге. А надо сказать, что когда люди видят наше оборудование в действии, особенно если они далеки от сферы печати, им кажется, что создать такое нереально, что этот продукт - из космоса.

Тогда начинался кризис, ресурсов отчаянно не хватало, упускать время не хотелось. Но оказалось, что получить деньги невероятно сложно. Если бы мы знали наперед, какие предстоит выполнить строгие условия и высокие требования, может, и не стали бы связываться.

Мы сами подготовили проект, несколько раз пересчитывали, прошли множество комиссий, аттестаций.

Подготовили огромное количество бумаг - у «Роснано» все это прописано в корпоративных процедурах. Прежде всего прошли научную экспертизу - есть ли тут инновация. Потом аудит бухгалтерский, юридический. Американская фирма, которой «Роснано» заказал маркетинговое исследование потенциала рынка нашей продукции, сделала заключение, что мы опережаем по части методик, качества и возможностей печати весь мир на два года! Тогда представители фирмы нам посоветовали: не упускайте время, быстрее расширяйте производство, осваивайте рынки, пока в лидерах!

Но Наблюдательный совет «Роснано» еще 1 сентября 2009 г. принял решение о софинансировании инновационного производства наночернил. А первый транш в размере 20 млн дол. в рамках инвестиционного проекта поступил только в конце апреля. Общий объем инвестиций в проект производства цифровых широкоформатных УФ-принтеров и широкой гаммы чернил для различных способов печати (водные чернила для обычных бытовых и офисных принтеров, уникальные токоп-роводящие чернила, состоящие из частиц наносеребра, позволяющие печатать на принтерах, производимых компанией) - 50 млн дол. Наряду с «Роснано» в проекте участвует финансовая Группа «Урасиб». Взамен они получают 45% акций.

Приобретение нового оборудования позволит удешевить продукцию за счет оборота, улучшить качество и выйти с большими объемами новой продукции на международные рынки. Например, европейские. Ведь начальный этап производства принтеров очень капиталоемкий: комплектующие составляют около 50%.

Планируем также расширение сбытовой сети: филиалы появятся в Америке, Сингапуре, Австралии.

Кризис, конечно, связал по рукам и по ногам. Даже с участием в международных выставках бывают сложности, хотя на это важное направление средств не жалеем: только в ближайшие месяцы участвуем в «Эк-спо-2010» (Шанхай), выставках в Абу-Даби, Мехико, Мюнхене.

В этом хотелось бы получить помощь от областных властей. Новосибирская область - центр торговли и логистики, сюда приезжает много делегаций, но даже на выставку иной раз со своим принтером не можем пристроиться - говорят, не вписываетесь в продуманную концепцию стенда. Но у нас неограниченное количество сфер приложения и клиентов, хочется товар показать лицом. Ведь работающее оборудование - это не то что всякие листовки и картинки.

- Фирма стала резидентом технопарка в новосибирском Академгородке. Видимо, это поможет двигаться вперед?

- Мы стали резидентами технопарка совсем недавно, но потенциал видим. Во-первых, хотим расширяться, построить собственное предприятие не в Бердске, а в Академгородке. Технопарк дает землю с оборудованными коммуникациями. Во-вторых, нас интересует оборудование - коллективного пользования, или то, которое можно взять в лизинг.

Интересно и более тесное сотрудничество по ряду проектов с академическими институтами. Мы химики со стажем, у наших разработчиков большой потенциал, можно делать что-то на заказ для других организаций. Но пока это все в потенциале.

Собственный рецепт

- И все-таки: как же у фирмы получилось то, что у других не выходит? Как удалось преодолеть тот барьер на пути от научной разработки до готового продукта, который в российских условиях считается непреодолимым?

- Я считаю, дело в том, что наша компания - предпринимательская, очень гибкая. Сложилась хорошая команда, поэтому мы такие смелые: не боимся того, что делать нельзя или не получится. Нам говорят: «Так никто не делает». А мы попробуем!

Например, заказали ученым математическую модель -как работает красящая «головка» принтера. По стоимости она составляет 20%. Решили: сделаем ее сами, есть идея,

как это сделать прочно и дешево. И услышали: «Я как ученый вижу - так нельзя делать, у вас ничего не получится, как вы сможете конкурировать с японцами, вы не в ту сторону пошли, нет расчетов и пр. Поспорил бы на ящик коньяку, да у вас напор такой, боюсь проиграть».

Может, все получается и потому, что делаем ставку на человеческий капитал, особенно на молодежь - наших уникальных разработчиков, сильных коммерсантов, грамотных международников. Мы обучаем своих сотрудников, помогаем двигаться по служебной лестнице. Недавно приняли для укрепления мотивации работников программу содействия при ипотечном кредитовании.

Нам очень важно не останавливаться в своем движении: даже если ситуация ухудшилась, людей все равно нельзя сокращать, особенно разработчиков. Рынок потом начнет развиваться, а квалифицированных людей где найдешь?

- Похоже, опыт фирмы развенчивает еще один миф - о том, что российские предприятия, во всяком случае, в качестве производителей оборудования, «вышли в тираж» ?

- Конечно, это не так. Среди отечественных контрагентов очень много достойных. Возьмем сборку принтеров: это 865 крупных деталей, в них импорт - только 30%. Во многом российское химическое оборудование для производста чернил, частично - лабораторное.

- Правда, новый бизнес более динамичный, старые предприятия - дольше раскачиваются, принимают решения, но тоже могут хорошо сделать.

- Ну вот, а говорят - нет инноваций, нет инвестиций, нет внутреннего спроса...

- Неправду говорят. Спрос на нашу продукцию огромный, и в стране, и за рубежом. Во многих странах к нам отлично относятся - может, это былая слава СССР. На мой взгляд, не наблюдается (на что многие жалуются) никакого стремления задавить, задушить конкурента. Напротив, наши поставщики сырья - гиганты мировой химической индустрии - настроены к нам очень лояльно, тем более что мы являемся первыми производителями

чернил в России. Они готовы даже помогать в исследованиях и разработках.

Хорошая инновационная среда, или вместо послесловия

- Итак, вот такая предпринимательская инновационная компания, непохожая на других. С уникальной продукцией и международной славой. Возможно, единственная в Новосибирской области - других таких в поле зрения как-то не видно. Известная больше в мире, чем в родном городе и области. Работает по формуле «три в одном»: разрабатывает суперинновационную продукцию, производит и торгует.

Она была нетипичной с самого начала. Старалась не повышать цены, а зарабатывать на оборотах. Рискнула оторвать деньги от потребления и вложиться в будущее развитие. А это -очень серьезные риски. Именно для таких инновационных компаний доступ к кредитным ресурсам особенно труден, а долговые обязательства могут оказаться фатальными.

Сейчас идут ожесточенные споры о том, что можно называть инновацией. Кажется, общественное мнение склоняется к тому, что каким бы перспективным ни было научное изобретение, если оно не воплощено в коммерчески востребованный продукт, то инновацией его не назовешь. У компании «Сан» понимание инновации приближено к западному: это превращение научной идеи в деньги.

При этом совершенно не обязательно, чтобы деньги зарабатывались на коммерциализации именно прорывной научной идеи: все коммерчески востребованные продукты последних лет основаны на хорошо известных идеях. К сожалению, очень часто у российских фирм идеи есть, а кропотливая отладка новинки и доведение ее до коммерческих кондиций не всегда получаются.

Нетривиально для российской практики решается в «Сан» и проблема, на которой спотыкаются отечественные инновации, - это соединение научной разработки и потребности (и, заметим, денег) заказчика.

Распространенная на Западе схема отработки научной идеи и доведения ее до промышленной технологии в научно-исследовательских подразделениях предприятий решает проблему про-

пасти между разработчиком и производством. Предприятие, даже если и готово платить за новинку, хочет потратить деньги за готовую технологию, а не лабораторный или полупромышленный образец, который может и не стать готовым продуктом. Чаще всего оно вообще в инновации не заинтересовано. А разработчик научной идеи не знает возможности ее коммерческого использования и потребности производства.

Чтобы преодолеть эту пропасть, еще с советских времен предлагались так называемые «пояса внедрения», сейчас выдвигаются идеи инжиниринговых фирм, доводящих разработки до готовой технологии. И даже «принуждения к инновациям». Но без взаимной заинтересованности трудно соединить потенциальных партнеров: «у них разные привычки и совсем несхожий вид»... И один из «работающих» способов справиться с трудностями процесса доведения идеи «до технологии» - это наличие собственной исследовательской структуры. А собственные отделы продаж и обслуживания, редкий для наших фирм акцент на рынок помогают быстрее реагировать на требования рынка (заметим, что рыночная заинтересованность заставляет прислушиваться к их предложениям, что бывает далеко не всегда: уж очень быстро «бронзовеют» наши новые фирмы). Постоянные контакты с поставщиками и потребителями, особенно зарубежными, «лечат» от местечковости, расширяют кругозор. В общем, все в одном «кулаке», все работает на общий результат.

Российские инновационные компании обычно начинали с того, что авторы коммерчески востребованных изобретений отпочковывались от родных институтов и пускались в коммерческое плавание самостоятельно. В фирме «Сан», как на Западе - исследовательский сектор работает внутри самой фирмы, и не без успеха: 15 патентов - неплохой результат. Но все же нельзя утверждать, что все это разработано «в чистом поле». Если бы не было в этом «поле» удобренной почвы, той самой питательной научной и инновационной среды, о которой так много говорят, не было бы многолетних исследований институтов Сибирского отделения по тематике фотохимии, УФ-излучения, возможно, не состоялись бы и эти изобретения.

Научные идеи, как говорится, носятся в воздухе, они могут использоваться в самых разных областях, о которых их создатели и не подозревают. В общую «копилку» фирмы «Сан» -и очень важные консультации с научными соотрудниками новосибирского Академгородка. И научные школы, в традициях которых работают аспиранты. И даже то, что сотрудники фирмы живут в Академгородке и могут обсуждать в профессиональной среде свои проблемы, а ведь психология творчества нелинейна: никто не знает, что именно может подсказать иной взгляд на проблему, повернуть угол зрения...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В развитой научной и инновационной среде у каждого своя ниша: одни изучают непосредственно эффект, и не думают, где, как и каким образом его можно приложить в промышленности, в каких изделиях использовать. Другие понятия не имеют о физической или химической природе этого эффекта, знают только результат на выходе и используют его, зарабатывая деньги. Но вторые базируются на открытиях первых.

И еще одно преимущество, о котором нельзя забывать и которое без подпитки и поощрения может скоро исчезнуть: высокий уровень технологий и производственной культуры, оставшийся с советских времен. Базирующийся на недосягаемом в нынешние времена уровне высшего и профессионального образования. Не офис-менеджеров и маркетологов, а химиков, технологов, специалистов по материалам и пр.

Пока высокотехнологичные компании нового сектора во многом держатся их знаниями и опытом, которые соединяются с достижениями сибирской научной школы. Пропадет все это -и придется, как в 1930-е, не только закупать технологии, но и привозить заграничных специалистов. Но ведь пока еще не поздно! И опыт компании «Сан» - тому подтверждение!

Беседу вела и материал подготовила Т. Р. БОЛДЫРЕВА, заместитель главного редактора «ЭКО»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.