Научная статья на тему 'Коммуникация, идентичность, признание'

Коммуникация, идентичность, признание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ПРИЗНАНИЕ / RECOGNITION / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / ПОЛИТИКА / POLITICS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ОТЛИЧИЯ / РАЗНООБРАЗИЕ / DIVERSITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / INTEGRATION / OTHERNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тахиров Мюмюн

Формирование идентичности происходит не путем самоизоляции, сегрегации, партикуляризации и т.д., оно зависит в значительной степeни от коммуникационных отношений личности с другими людьми. Ее самоутверждение, как и формирование ее собственного “Я”, происходит в непрестанной коммуникации со значимыми другими, а впоследствие и в публичной сфере, где признание играет ведущую роль. Для того, чтобы коммуникация была успешной, эффективной и действенной, участники коммуникационного процесса должны обладать ясной и спокойной идентичностью. Коммуникация это процесс обмена посланиями и значениями отправителя и получателя в среде, подходящей для восприятия передаваемой информации, как отправителем, так и получателем; процесс, предоставляющий возможность для обмена информацией разными методами. Исходя из презумпции о равенстве (равной ценности, равном достоинстве) всех культур, следует применять политику признания тех творений, которые обладают качествами, отвечающими общепринятым эстетическим и нравственным стандартам в рамках определенной общей традиционной культуры, готовой обеспечить место для любого различия, создавая таким образом, желанный синтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION, IDENTITY, RECOGNITION

Identity formation is not through self-isolation, segregation, particularization, etc. It depends to a considerable level of communication relations of a personality with other people. Its approval, as well as his own “I” is what is happening in continuous communication with significant others, and then, in the public sphere where recognition plays a leading role. To be a successful communication, efficient and effective participants in the communication process should have clear and calm identity. Communication is a process of exchanging messages and meanings from a sender to a recipient in an environment suitable for the perception of information transmitted by both the sender and the recipient; process, providing an opportunity to exchange information through various methods. Based on the presumption of equality (equal worth, equal dignity) of all cultures, it is possible the implementation of the policy of recognition to those creations of them who possess qualities that meet generally accepted aesthetic and moral standards within a common traditional culture, ready to detachments place of any distinction, thus creating the desired synthesis of integration and consolidation

Текст научной работы на тему «Коммуникация, идентичность, признание»

■ ■ ■ КОММУНИКАЦИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ, ПРИЗНАНИЕ

Автор: ТАХИРОВ M.

ТАХИРОВ Мюмюн - PhD, доцент кафедры «Коммуникации и информирование» Университета библиотековедения и информационных технологий, г. София,

Адрес: Болгария, 1784, София Цариградско шосе, 119. E-mail: dr.mumun.tahir@gmail.com.

Аннотация

Формирование идентичности происходит не путем самоизоляции, сегрегации, партикуляризации и т.д., оно зависит в значительной степени от коммуникационных отношений личности с другими людьми. Ее самоутверждение, как и формирование ее собственного "Я", происходит в непрестанной коммуникации со значимыми другими, а впоследствие и в публичной сфере, где признание играет ведущую роль.

Для того, чтобы коммуникация была успешной, эффективной и действенной, участники коммуникационного процесса должны обладать ясной и спокойной идентичностью.

Коммуникация - это процесс обмена посланиями и значениями отправителя и получателя в среде, подходящей для восприятия передаваемой информации, как отправителем, так и получателем; процесс, предоставляющий возможность для обмена информацией разными методами. Исходя из презумпции о равенстве (равной ценности, равном достоинстве) всех культур, следует применять политику признания тех творений, которые обладают качествами, отвечающими общепринятым эстетическим и нравственным стандартам в рамках определенной общей традиционной культуры, готовой обеспечить место для любого различия, создавая таким образом, желанный синтез.

DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-3-139-147

Ключевые слова: коммуникация, идентичность, признание, консолидация, политика, технология, отличия, разнообразие, глобализация.

Целью данной статьи является доказательство тезиса о том, что формирование идентичности происходит не путем самоизоляции, сегрегации, партикуляризации и т.д., оно зависит в значительной степени от коммуникационных отношений личности с другими людьми. Ее самоутверждение, как и формирование ее собственного "Я", происходит в непрестанной коммуникации со значимыми другими, а впоследствие и в публичной сфере, где признание играет ведущую роль.

Для того, чтобы коммуникация была успешной, эффективной и действенной, участники коммуникационного процесса должны обладать ясной и спокойной идентичностью. Идентичность - это процесс самоотождествления личности с самой собой, с группой и с общностью, ко-

торой принадлежит во времени. Это означает, что этот процесс не зависит от перемен, которые случаются с идентичностью, как и от перемен, которые происходят в окружающем ее мире, т.е. человек сознает, что он такой же, что он тождествен самому себе в любой момент своей жизни сознательной личности. В этом смысле, психолог Эрик Эрик-сон вводит понятие Эго-идентичность, под которым понимает целостность и неделимость нашего „Я" [1]. Идентичность включает в себя осознанное отличие от других, т.е. осознанный человеком факт, что он является носителем совокупности характеристик, которой он отличается от всех остальных людей: он является личностью. С течением времени могут наступать перемены - одни характеристики могут видоизменяться или даже исчезать и появляться новые; но это, ни в коем случае не стирает различия между индивидом и остальными. Этот факт сохраняется во времени. Как отмечают специалисты, и жизнь непрестанно доказывает, что существуют различия в том, каким образом индивидуальность данного человека воспринимается им самим и как его воспринимают другие, т.е. образ, который создается у человека о себе, отличается от образа, который существует у других о нем. Идентичность означает разграничение: быть иным и посредством этого отличия быть уникальным. Поиск идентичности сам человек может разделять и разъединять. Но все-таки, как пишет З. Бауман, «уязвимость индивидуальных идентичностей и ненадежность одинокого построения идентичности заставляет создателей идентичностей искать предлоги, на которые могли бы нацепить вместе свои индивидуально пережитые страхи и беспокойства» [2, с. 24]. Разумеется, ни одна личность, общность и общество не живут и не могли бы жить сами для себя, изолированно, исключительно сегрегированно. Тем более, что мы живем в условиях взаимозависимого мира, который предлагает бесконечные вызовы, один из неизбежных - это коммуникация между гражданами, институциями, общностями и обществами.

Коммуникация - это процесс обмена посланиями и значениями отправителя и получателя в среде, подходящей для восприятия передаваемой информации как отправителем, так и получателем; процесс, предоставляющий возможность для обмена информацией разными методами. Это способ предачи информации путем кодировки конкретных сообщений от одного источника к собеседнику с помощью канала. Он требует общих языковых значений для обмена между общающимися сторонами; благодаря этому общему языку источник передает закодированные им конкретные послания получателю, посредством звуковых волн. Передача информации производится не самоцельно - она направлена кому-то, чтобы потребовать действия, т.е. она является процессом взаимодействия и воздействия. Важным фактором является обратная связь - адресант поддерживает отношения со своим собственным со-

общением, предусматривается и возможная редакция со стороны адресата в виде обратной связи. Для описания коммуникации используются много элементов, некоторые из них: источник; получатель; сообщение; связь; обратная связь, а также среда. Источником является личность или общности, которые используют слово для передачи мыслей и чувств. Получателем является лицо или общность, которые принимают информацию. Таким же образом, сообщение является мыслью, чувством или желанием, которыми они обмениваются между собой. Среда, в которой осуществляется коммуникация, называется каналом, а способ обмена информацией между источником и получателем или правильным восприятием полученного сообщения со стороны собеседника определяется как связь (информация). Все реакции на связь определяются как обратная связь. Если в системе есть определенное кодирование, то любой естественный язык, состоящий из звуков, помогающих пониманию между коммуницирующими и обладающий определенными правилами, называется кодом и используется в качестве средства для коммуникации и обмена информацией [3, с. 68].

Независимо от новых технологий или вопреки им, усовершенствованных коммуникационных средств, устранения национальных границ, свободного движения идей, людей и товаров налицо трудности в понимании, осмыслении и использовании на практике современных коммуникационных средств. Они являются одним из главных барьеров на пути к решению социальных, экономических и культурных проблем обществ, где мы живем. Это также является барьером для полноценного общения между людьми с разных концов света, разных религий, языков, обычаев и, говоря в целом, традиций.

Человеческие отношения предполагают общение и взаимодействие с разными партнерами, уникальными по своим коммуникативным умениям, индивидуальным характеристикам и культурному мировоззрению. В этом случае эффективность коммуникационного процесса определяется в большой степени анализом, пониманием и принятием различий и отчужденностью других. Необходимость взаимного признания и уважения права другого быть не как все в многообразных по своей сложности и структуре социальных отношениях определяет значимость коммуникационного процесса, поднимает на более высокий уровень толерантность, понимание и принятие непохожести, различности представителя другой культуры [4, с. 297].

В нашей современности невозможно было бы достичь значительных успехов ни в одной области общественной жизни без хорошей коммуникационной среды и субъектов с коррелятивными коммуникативными умениями. Жизнь неизбежно требует оптимальной социальной реальности, к которой каждый участник коммуникационного процесса должен бы адаптироваться, усвоить и адекватно применять коммуникативные

умения, использовать методы и средства, которые облегчили бы коммуникацию, т.е. чтобы передаваемая и получаемая информация была ясна, спокойна, свободна, понятна и открыта. Но этого недостаточно для того, чтобы реализовать действительную коммуникацию, потому что для понимания реальной стоимости значения, которое мы получаем, необходимо предварительно получить информацию о коммуникационной реальности, а участники коммуникационного процесса должны приобрести коммуникативную компетентность, которая представляет собой сложную совокупность знаний, умений, ценностей, настроя...

Проблемы, связанные с коллективной идентичностью, такие как идеал индивидуальной аутентичности, отчуждение, взаимное уважение прав каждого, культурное выживание, признание или представление в невыгодном свете целых групп общества, исключительно актуальны для всех государств. Эти вопросы Чарльз Тейлор анализирует в своей книге "Мультикультурализм и политика признания", специальное внимание уделяя генетической связи признания с идентичностью. Раскрывая связь между признанием и такими универсальными терминами как честь и достоинство, Тейлор делает попытку сформулировать внутренне противоречивый характер описываемых им явлений. Но становится понятно, что политику признания должно опережать внутреннее признание, т.е. формирование самосознания личности как выражение осознанной идентичности. На этой основе постепенно развивается и амбиция внешне выражать это внутреннее признание, имея в виду тех, кто также должен относиться с уважением к уже сформировавшемуся самосознанию.

Разумеется, это происходит только в условиях диалога, коммуникации. Ничто в окружающей нас действительности не является таким, каким оно выглядит. Видимый мир можно изучить эмпирическим способом (монологическим), потому что мы изучаем только внешность, поверхность вещей. Можем указать пальцем на данное нечто и сказать „Вот оно", даже можем его потрогать. Можем указать на мозг, город, скалу, экосистему и пр. Но ни в коем случае не можем указать на зависть, гордыню, сознание, ценность, намерение или желание. Где желание? Давайте укажем на него?! Действительно не можем указать, по крайней мере, таким же образом, каким можем указать на глыбу, водопад. Умберто Эко образно отмечает, что нет ничего более преходящего, чем внешняя форма, которая увядает и меняется, как полевые цветы при наступлении осени.

Внешние явления - поверхностные, а внутренние - глубинные. Поверхностные можно увидеть, но глубину нужно интерпретировать. Пока говорим, мы не просто созерцаем какую-то поверхность, какое-то улыбающееся или мрачное лицо, некий эмпирический объект. Мы желаем знать, что происходит внутри нас и наших собеседников. Не просто смо-

трим, а хотим знать, что чувствуют наши собеседники, что они думают, что происходит у них внутри, в сознании. Поэтому мы задаем такие вопросы как: „Что происходит? Что Вы думаете об этом? Что Вы чувствуете по отношению к тому-то?". Нет у нас другого способа достичь глубины, сущности процессов и явлений, кроме как путем интерпретаций; внутренних дименсий (аспекты, обхваты, размеры), можно их достичь только путем коммуникации и интерпретации [5, с. 125-126].

Наша идентичность частично сформирована признанием или его отсутствием, часто формируется превратным признанием со стороны других, и так человек или группа людей могут претерпеть настоящее увечье, настоящую деформацию, если окружающие их люди или общество возвращают им словно зеркально отображенный образ ограниченное или унижающее достоинство, или достойное презрения представление о них самих. Непризнание или превратное признание может причинить вред, может быть формой давления, обрекая кого-то на трудный, деформированный способ существования. Превратное признание показывает не просто отсутствие подобающего уважения; оно может причинить мучительную боль, обременяя свои жертвы калечащей ненавистью к себе. Справедливое признание является не просто актом вежливости, которым мы обязаны людям. Оно является "насущной человеческой потребностью [6, с. 41-42]. На базе этого Ч. Тейлор приходит к заключению о двух уровнях признания: в интимной сфере, где по нашим понятиям формируется идентичность и собственное "Я" как происходящее в продолжающемся диалоге и борьбе со значимыми другими, и затем, в публичной сфере, где политика равного признания начинает играть все большую и большую роль. Автор исследует подробно связь между этими двумя уровнями и раскрывает не только их генетическую зависимость, но и их взаимное воздействие.

Выстраивание идентичности является динамическим, непрестанно меняющимся и развивающимся процессом. По Эриксону - это "процесс нарастающей дифференциации и он становится всеохватнее с более четким осознанием расширяющегося круга значимых других для индивида - от матери до "человечества". Он отмечает, что "мировое пространство расширено до степени, которая включает и космическое пространство в качестве подходящей "окружающей среды" для универсальной технологической идентичности". Вот почему "идентичность никогда не "установлена" в качестве "достижения" навсегда в форме личностной брони или чего-то "статичного неизменяемого". Она не "ограничительный обруч", а процесс "широкой открытости к другим, в то же самое время и воля для сохранения своей неповторимости" [1, с. 44-76].

В этом смысле обстоятельство, которое влияет на идентичность, это признание со стороны других, как и его отсутствие или превратное признание. По мнению Чарльза Тейлора, есть предполагаемая связь

между признанием и идентичностью, "причем последний термин обозначает нечто как понимание людей о том, кто они, об их фундаментально определяющих их характеристиках как человеческих существ" [6, с.118]. Идентичность "это то, кем являемся мы, откуда мы пришли". Идентичность, как таковая, является основой, на фоне которой приобретают смысл наши вкусы, желания и стремления. Мы определяем нашу идентичность "всегда в диалоге, иногда в битве с вещами, которые наши значимые другие хотят увидеть в нас". " Таким образом, мое открытие собственной идентичности не означает, что я ее формирую в уединении, а что я договариваюсь о ней в диалоге с другими, частично открытом, частично внутреннем. Вот почему развитие идеала внутренне сформированной идентичности придает новое значение признанию. Моя собственная идентичность решительно зависит от моих диалогических отношений с другими" [6, с. 48-50]. Иными словами, формирование идентичности не происходит путем самоизоляции, сегрегации, партикуляризации с целью отчуждения и т.д., а в коммуникации с другими. И само признание - уже своего рода виза для участия в коммуникационном процессе. В этике под понятиями честь и достоинство понимаются самооценка и самосознание значимости собственной идентичности, с одной стороны, и, с другой - ожидается, что такое же отношение, оценку и адекватное поведение проявят и другие. А коммуникация требует именно этого - взаимодействия и взаимного уважения и признания среди участников коммуникационного процесса.

Признанию должно предшествовать внутреннее признание, т.е. формирование самосознания самоличности в качестве выражения осознанной идентичности. На этой основе постепенно развивается и амбиция внешне выражать это внутреннее признание, имея в виду тех, кто также должен относиться с уважением к уже сформировавшемуся самосознанию.

Есть два, как мы подчеркнули, уровня признания: в интимной сфере, где мы понимаем формирование идентичности и собственного "Я" как происходящее в продолжающемся диалоге и битве со значимыми другими, и после этого признание в обществе одних групп другими, одних общностей другими. Непризнание или превратное признание Тейлор рассматривает и как форму давления. В своем исследовании он уделяет важное место одной объективной реальности, которая сегодня определяет логику культурного развития в разных странах и частично имеет связь с политикой ирредентизма. И она выражается в факте, что все общества становятся все более мультикультуральными и одновременно с этим - все более проницаемыми. Сущность этого явления (проницаемость), по его мнению, означает, что общества более открыты для многонациональной миграции; большая часть их членов живут как диаспора, чей центр находится в другом месте. В таких услови-

ях существует некоторое затруднение ответить просто: "Вот так обстоят дела здесь". Но в этом случае появляется необходимость "справляться с их ощущением о маргинализации, не прибегая к компромиссу с нашими политическими принципами" [6, с. 77]. Это порождает вопрос о признании "равной ценности" любой из культур. Отсюда следует опасность, что в рамки этого признания могут попасть и культурные традиции, которые поощряют смерть, самоубийство, героизируют насилие по навязыванию одной или другой религии и агрессивных культурных образцов остальным людям, с которыми сожительствуют их носители в рамках другого государства. Так, Тейлор приходит к заключению, что "требование признания сегодня является эксплицитным", потому, что благодаря этой идее превратное признание сегодня видоизменилось в категорию ущерба, который может быть трезво пересчитан вместе с уже известным ущербом.

В качестве важного условия применения политики признания автор указывает, например, на европейцев, которые должны отказаться от своего этноцентризма, заставляющего многих европейцев считать, что единственно достойная культура - это культура, рожденная европейскими народами. На этой основе недооценивается вклад народов других континентов в развитие мировой культуры. В рамках отдельного государства может проявляться недооценка вклада маленьких (этнических, религиозных, этнографических и др.) общностей в формирование национальной культуры. Тейлор подчеркивает, что отказ от презумпции участия всех культур в формировании одной общей (национальной, религиозной, континентальной, планетарной) культуры должно рассматриваться как предрассудок или недоброжелательность. Этот отказ, подчеркивает автор, мог быть даже равносильным отречению равного статуса. В то же самое время Тейлор делает исключительно важную оговорку: "Могло быть оказано давление: "Включите этих, потому что они наши, несмотря на то, что они неполноценны". Он категоричен: "Это не тот способ, которым выражаются люди, предъявляющие требования". И предупреждает, что "есть нечто глубоко ошибочное при формулировании требований таким способом. Есть смысл настаивать на праве приступать к исследованию некоторых культур с презумпцией об их ценности". Важна еще одна его оговорка: "безапелляционное требование благосклонных оценок ценности парадоксально - может быть кто-то скажет трагично- гомогенизирующее... Требование равного признания в этой форме является неприемлемым" [6, с. 83].

Чарльз Тейлор предлагает одну приемлемую формулу: исходя из презумпции о равенстве (равной ценности, равном достоинстве) всех культур, применять политику признания тех творений, которые обладают качествами, отвечающими общепринятым эстетическим и нравственным стандартам в рамках определенной общей традиционной культуры, го-

товой обеспечить место для любого различия, создавая таким образом, желанный синтез.

Список литературы:

1. Ериксън, Е. Идентичност: младост и криза. София : Наука и изкуство, 1996. С. 445.

2. Бауман, З. Общността. Търсене на безопасност в несигурния свят. София : Лик, 2003. С. 180.

3. Тахиров, М. Междукултурна комуникация и интеграция чрез изкуство. В: На-учни доклади от I кръгла маса „Проблеми на обществената комуникация". София : За буквите-О писменехъ, 2015. с. 66-79.

4. Хофстеде, Х. Култури и организации: софтуер на ума. София : Класика и стил, 2001. С. 372.

5. Уилбър, К. Кратка история на всичко. София : Лик, 2014. С. 424.

6. Тейлър, Ч. Мултикултурализъм. Политики на признаване. София : Критика и хуманизъм, 1999. С. 87.

■ ■ ■ COMMUNICATION, IDENTITY, RECOGNITION

Author: TAHIROV M.

TAHIROV Myumyun, PhD, Associate Professor, University of Library Studies and Information Technologies, Department of Communication and Information, Sofia, Bulgaria

Address: 119, Tzarigradsko shose, Sofia, 1784, Bulgaria E-mail: dr.mumun.tahir@gmail.com.

Abstract

Identity formation is not through self-isolation, segregation, particularization, etc. It depends to a considerable level of communication relations of a personality with other people. Its approval, as well as his own "I" is what is happening in continuous communication with significant others, and then, in the public sphere where recognition plays a leading role.

To be a successful communication, efficient and effective participants in the communication process should have clear and calm identity. Communication is a process of exchanging messages and meanings from a sender to a recipient in an environment suitable for the perception of information transmitted by both the sender and the recipient; process, providing an opportunity to exchange information through various methods.

Based on the presumption of equality (equal worth, equal dignity) of all cultures, it is possible the implementation of the policy of recognition to those creations of them who possess qualities that meet generally accepted aesthetic and moral standards within a common traditional culture, ready to detachments place of any distinction, thus creating the desired synthesis of integration and consolidation.

Keywords: communication, identity, recognition, integration, consolidation, politics, technology, otherness, diversity, globalization.

References:

1. Erikson, E. Identichnost: mladost i kriza. Sofia : Nauka i izkustvo, 1996. P. 445.

2. Bauman, Z. Obshtnostta. Tarsene na bezopasnost v nesigurnija svjat. Sofia : Lik, 2003. P. 180.

3. Tahirov, M. Mezdukulturna komunikazia i integrazia chrez izkustvo. V: Nauchni dokladi ot I kragla masa "Problemi na obszhtestvenata komunikazia". Sofia : Za bukvite -O pismeneh, 2015, p.66-79.

4. Hofstede, X. Kulturi i organisazii: software na uma. Sofia : Klasika i stil, 2001. P. 372.

5. Wilber, K. Kratka istorija na vsichko. Sofia : Lik, 2014. P. 424.

6. Teilor, Ch. Multikulturalizam. Politiki na priznavane. Sofia : Kritika i humanizam, 1999. P. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.