■ ■ ■ Коммуникационный конструкт лоббизма Марцинкевич А. И.
Постоянное представительство Красноярского края при Правительстве Российской Федерации. Красноярск. Российская Федерация.
Аннотация. Актуальность темы статьи определяется необходимостью дальнейшего исследования конструкта лоббизма, в настоящее время описание этого конструкта, его правовая природа изучены недостаточно. В статье будут рассмотрены основные общепринятые подходы к определению понятия «лоббизм» в мировом сообществе, дана характеристика лоббистской деятельности, разграничивающая понятие «лоббизм» и «коррупция» в контексте фактического и правового регулирования. Обоснована надобность лоббизма в качестве коммуникационного конструкта, помогающего выстраивать эффективные отношения с государственными органами власти или государственными корпорациями в интересах обоих сторон. Описаны элементы, входящие в эффективную конструкцию коммуникаций лоббизма, их формирование и моделирование. А также, кратко описаны элементы конструкта лоббистской деятельности.
Ключевые слова: лоббизм, коммуникации, конструкт, правовая природа, регулирование, развитие, политическое лоббирование.
Для цитирования: Марцинкевич А.И. Коммуникационный конструкт лоббизма //Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. No 2. C. 105-113.
Сведения об авторе: Марцинкевич Арина Игоревна, специалист по внешним связям Постоянного представительства Красноярского края при Правительстве Российской Федерации. Адрес: 107031, г. Москва, Звонарский пер., 9. E-mail: arianamar@yandex.ru
Статья поступила в редакцию: 24.03. 2022. Принята к печати: 18.06.2022.
Основные подходы к определению понятия лоббизм
Функционирование лоббистских институтов является неотъемлемой частью коммуникационного и деятельного процессов согласования множественных общественных интересов, при помощи отраслевых лидеров всевозможных групп влияния. Сам по себе, лоббизм является механизмом взаимодействия различного рода общественных институтов и корпораций
с органами государственной власти, что обеспечивает производительность процесса принятия политических решений. Государством, в котором понятие «лоббизм» начало своё зарождение и получило первое признание, являются Соединённые Штаты Америки [Anthony: 682-683].
Специалисты в настоящее время дискутируют на тему правовой природы лоббизма, однако, многие отмечают значительное влияние
лоббизма на политическую, социальную, экономическую сферу жизни общества. Говоря о лоббизме, специалисты отмечают его наличие в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления [Ceros: 7-17].
Большинство определений характеризуют лоббирование как влияние на принятие законодательных актов и решений, продвижение конкретных интересов, отличных от интересов других сторон. Единого приемлемого определения к подходу определения лоббизма в России не существует. Возможно, причина различных подходов к определению лоббизма состоит в различиях элементов конструкта лоббизма.
Институт лоббизма понимается по-разному в зависимости от культурных, исторических и политических условий. При том, что конструкт развивается, меняются общественные интересы.
Например, Британская энциклопедия понимает лоббирование как легальную часть политической системы, рассматривая лоббирование как любую попытку отдельных лиц или заинтересованных групп влиять на принятие правительственных решений [Chadwick: 283-293].
Лоббирование необходимо как часть любой политической системы. Наиболее широко используемое определение принадлежит Луиджи Грациано [Edgerly: 108-125], эксперту европейского уровня по лоббированию. Луиджи определяет лоббирование как экспертное представительство с помощью широкого спектра средств. Как представитель конкретных интересов, лоббист предоставляет информацию и технические знания, которые могут быть полезными, а иногда и решающими в определение законодательного и административного регулирования.
Специалисты различают лоббирование и коррупцию, выделяя следующие особенности лоббирования: лоббирование — это продвижение интересов определенной группы в рамках политического процесса, то есть при утверждении законодательства или решений исполнительной власти, то есть лоббирование - это законная деятельность [Encyclopœdia Britannica].
При этом, специалисты отмечают тонкую грань между лоббированием
и коррупционными действиями внутри конструкта лоббизма: при лоббировании существует высокий риск того, что метод работы лоббистов выступает примером коррупционных действий [Greenwood: 487-499].
В научном сообществе продолжаются дискуссии касательно определения понятия и сущности лоббизма, его роли в общественном секторе. Но несмотря на возникающие прения, он всё же широко распространен как целостное общественно-политическое явление и не подразделяется на отдельные составляющие. Таким образом, лоббизм - это прямая или косвенная воздействующая деятельность общественно-
политических групп, транснациональных корпораций или иных общественных организаций
на представителей органов государственной власти, с целью закрепления собственных позиций и интересов на законодательном уровне.
В Великобритании, которая фактически наравне с Америкой одной из первых закрепила на территории страны понятие «лоббизм, а исторически
и много раньше его употребила, приведённое понятие имеет историческое происхождение в Акте о прозрачности лоббирования, внепартийных компаниях и администрациях тред-юнионов 2014 г. можно встретить термин «бизнес консультанта по лоббированию».
В этой связи, понятие «лоббизм» и «коррупция» часто отождествляются, в особенности на территории России, где законодательно данная деятельность не урегулирована никакими конкретными федеральными законами
или подзаконными актами, а его трактовка лишь расплывчато формализируется через иные законодательные или правовые документы.
Характеристика конструкта лоббизма
Наиболее простой конструкт лоббизма включает в себя двух коммуникантов. В лоббистской практике всегда принимают участие как минимум две группы - давления и интереса. Данный феномен возник на почве необходимости облегчения совершения корпоративных сделок и внедрения определёнными организациями государства своих интересов в более глубокие структуры на государственном уровне, при этом затрачивая минимальное количество времени для защиты интересов социальных слоёв населения в получении тех иных льгот от имеющегося, например, государственного субсидирования.
Взаимодействуя друг с другом, коммуниканты лоббистского конструкта за время своего существования сформировали несколько эффективных институционально устоявшихся моделей современных лоббистских практик [Zemtsov, Barmova , Pankratov, Kutsenko: 34-52].
Конструкт лоббизма развивается и расширяется в зависимости от цели лоббирования. Так, например, С. Протасова рассматривает лоббистский конструкт как групповое взаимодействие. Автор отмечает, что «обладая серьезным ресурсным потенциалом, бизнес формирует группы интересов
для дальнейшего влияния на политический процесс на всех уровнях государственной власти для того, чтобы требования бизнеса находили свое отражение в принимаемых политических решениях» [Зверева: 123-124].
Современный конструкт можно разделить на две группы коммуникантов: представители бизнеса, государственные органы, политические партии, влияющие на принятие политических решений.
В контексте политического феномена, лоббизм выступает высокопрофессиональной, директивной политической практикой, которая направлена на популяризацию, преобразование и защиту экономических, политических и правовых интересов определенной общественно -политической группы, вместе с тем имеющей правовое обоснование, которое может реализовываться путем формирования лоббистского давления на федеральные, региональные и местные органы государственной власти.
Стоит сказать, что подход к определению лоббизма, как политического явления не может полностью отобразить сущность его восприятия, если
в контексте не будет упомянута социальная составляющая приведенного конструкта, так как без учёта общественных интересов он реализуется реже.
Обоснование коммуникативной эффективности лоббирования
В рамках реализации лоббистских инициатив, коммуникативная эффективность оправдана и обоснована тогда, когда цели определенных групп давления, будь то общественность или отдельно взятая организация, достигнуты, то есть, законопроект или другой результат воздействия на государственные структуры принёс положительный для группы влияния результат. Лоббистам постоянно приходится прибегать к методам грамотного аргументирования, дабы эффективность коммуникации была достигнута.
Методы лоббирования - это методы коммуникаций. Можно отметить тот факт, что в современном обществе модели политической коммуникации меняются: на смену обычной коммуникации пришла онлайн-коммуникация посредством новых средств массовой информации, поскольку общение в политике и бизнесе в режиме онлайн стало неотъемлемой частью современной политической кампании. Истоки изучения коммуникативного конструкта можно увидеть в классических текстах древних философов, таких как Платон или Аристотель, коммуникационный конструкт лоббизма
как отдельная отрасль науки описывается в конце 20-го века. В этот период специалисты отмечают влияние на коммуникативный конструкт лоббизма знаний из других отраслей гуманитарных и социальных наук, в результате чего современные исследования политической коммуникации можно определить как весьма актуальную междисциплинарную область, объединяющую политические, социологические, коммуникативные, исторические, психологические или экономические подходы.
В связи с распространением Интернета и цифровых коммуникационных технологий за последние 20 лет в коммуникативном конструкте лоббизма произошли постепенные, но фундаментальные изменения: обсуждение и представление политических деятелей в
Интернете стали частью повседневной жизни политических деятелей и их избирателей. Новые медиа стали неотъемлемой частью нынешней политической и бизнес-коммуникации [Шарков, Юдина: 36].
Политическим партиям для лоббирования своих интересов всегда приходилось приспосабливаться к новым коммуникационным технологиям и меняющейся медиа-политической среде, чтобы повысить свои шансы на успех на выборах. Интернет-коммуникации предложили политическим деятелям новые, систематические и эффективные способы представления себя и продвижение своих интересов [Кугай: 20-32].
Коммуникативный конструкт значительно увеличился - он вырос до мировых масштабов. Появление глобальной коммуникативной сети создало новые каналы коммуникации, которые повышают интерактивность и быстрое распространение сообщений и мнений за пределами досягаемости основных средств массовой информации [Назарова: 53-56].
Все это породило новый и качественно иной коммуникативный конструкт лоббизма. В то же время вопрос освоения и использования новых медиа в продвижении интересов бизнес-групп, политическими деятелями и общественностью вызвал непрекращающуюся волну интереса среди социологов, политологов, журналистов. Наряду с изменением направленности, метода и процесса политической коммуникации, изменился также способ исследования, изучаемые темы и используемые методы. Таким образом, развитие новых информационно -коммуникационных технологий оказало значительное влияние не только на то, что изучают эксперты, но и на то, как эти исследования проводятся.
Современный коммуникационный конструкт лоббизма в значительной мере использует цифровое кодирование данных и характеризуется своей интерактивностью, гипертекстуальностью и коммуникацией, происходящей в виртуальной моделируемой среде сети Интернет. В качестве элементов конструкта можно выделить:
- блоги, происхождение которых можно проследить с конца прошлого века. Продвижение интересов происходит с использованием изображений и гиперссылок, часто в форме дневниковых записей, комментариев или размышлений на актуальные темы, обычно написанных одним автором и обычно с сообщениями;
- социальные сети и сети обмена информацией, например, Facebook - социальное профессиональное сообщество, которое насчитывает более 2 миллиардов пользователей, Twitter, Youtube [Протасова: 78-90].
В современных условиях такие сети как Instagram и Youtube запрещены на территории Российской Федерации по причине нарушения этических норм коммуникативного конструкта. Лоббируя интересы группы политиков, в этих сетях распространения информации использовался язык вражды, нагнетались антироссийские настроения.
При этом, следует отметить, что несмотря на технический прогресс и постепенную трансформацию исследовательских инструментов, основной фокус исследований коммуникативного конструкта направлен на лучшее понимание сторон при продвижении интересов, выявлении наибольших выгод для сторон, мотивация коммуникантов.
Если для принятия того или иного решения имеет место мотивация одной из сторон, то лоббирование интересов эффективно и приносит результат. Для того или иного решения требуется подготовка, иначе заинтересовать коммуниканта в принятии лоббируемого решения не представляется возможным. В этом смысле можно отметить несколько методов, такие как анкетирование, опрос, которые позволяет получить информацию путем постановки стандартизированного набора вопросов и предложений с целью изучения соответствующей выборки населения. Эти анкеты могут быть размещены в Интернете, реализованы посредством телефонного или личного разговора, а также отправлены по стандартной или электронной почте [Шарков, Назарова, Жуков: 52-62].
Интересным, инновационным подходом к изучению содержания коммуникационного конструкта является метод анализа настроений. Этот метод исследования все еще недостаточно используется при коммуникационном лоббизме, несмотря на его значимый потенциал [Шарков, Комарова 2014].
В результате расширения процесса политической коммуникации при продвижении интересов той или иной лобби-группы внутри социальных сетей и использования возможностей Интернет-сети при создании политических кампаний, использование специального программного обеспечение стало неотъемлемым элементом коммуникативного конструкта. Таким образом, коммуникационный конструкт лоббизма в современной цифровой среде претерпел значительные изменения, при этом его развитие продолжается.
Заключение
Коммуникация играет главенствующую роль в реализации эффективной лоббистской деятельности, так как в вопросах проведения переговоров и заключения определенных договоренностей она первостепенна, поэтому крайне важно помнить, в первую очередь, о проработке и ведении эффективной коммуникационной политики почте [Киреева 2017].
Как показал анализ научных публикаций, лоббирование не всегда выступает и воспринимается как нечто легальное и правомерное, но все-же, помимо прочих представлений, нельзя отрицать эффективно проведенные лоббистами коммуникационные компании, которые положили начало сотрудничеству, взаимодействию и слиянию многих транснациональных корпораций. А также, способствовали внедрению законодательных проектов на государственных уровнях, посредством
грамотно выстроенной коммуникационной кампании. В современных условиях коммуникационный конструкт лоббизма - это политический процесс.
Эффективность коммуникационного конструкта лоббирования обуславливается наличием обратной связи и видимых результатов проведения успешных лоббистских кампаний, на практических примерах как внутри, так и за пределами нашей страны.
Источники
Зверева М. Е. (2021). Лоббизм и коррупция: грани взаимосвязи / М. Е. Зверева // Экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития: сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2021 года. - Пенза: «Наука и Просвещение». С. 123-124
Киреева О.Ф. Коммуникационный консалтинг в системе обеспечения социально-информационной безопасности // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 5. С. 96104.
Кугай А. И. Модели лоббистских практик в морской деятельности США и стран Европы / А. И. Кугай // Управленческое консультирование. - 2022. - № 2(158). - С. 2032
Назарова Е.А. (2020). Методологические основы цифровой трансформации повседневности // Социологический альманах, материалы XII Орловских чтений. Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. С. 53-56.
Протасова С. (2021). Исследование методов лоббирования групп интересов в сфере бизнеса в Государственной Думе РФ (на примере бизнес-ассоциации «Деловая Россия») / С. Протасова // Generation PP. Приложение к журналу «Публичная политика». Т. 1. № 4. С. 78-90.
Сахибов К. В. (2019). О понятии лоббизма в Российской Федерации / К. В. Сахибов // Вестник науки. Т. 4. № 5(14). С. 175-178.
Шарков Ф.И., Комарова Л.В. (2014). Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии//Коммуникология. Т. 6. No 4. С. 13-26.
Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве//Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.
Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение//Коммуникология. Т. 8. № 3. С. 52-62.
Anthony, J. Nownes (2002). Lobbying, Pluralism, and Democracy by Luigi Graziano. Winter, pp. 682-683.
Ceron, A. (2017). National policy in 140 characters. In party politics Vol.23. No. 1, pp. 7-17.
Chadwick, A. (2016). Digital media, power and democracy in parties and election campaigns: the decline of the party or the renewal of the party? In the International Journal of press //Politics, Vol.21, No. 3, pp. 283-293.
Edgerly, S. (2016). Posting about politics: media as sources for political expression on Facebook. In the Journal of information technology & politics. Vol.13. No. 2, pp. 108-125.
Encyclopedia Britannica [Electronic resource] https://www.britannica.com/ (Date of application 24.03.2022).
Greenwood, J., Thomas, C. S. (1998). Regulating Lobbying in the Western World, Parliamentary Affairs. Vol. 51. No 4, pp. 487-499.
Zemtsov S., Barinova V., Pankratov A., Kutsenko E. (2016). Potential High-Tech Clusters in Russian Regions: From Current Policy to New Growth Areas. Foresight and STI Governance. Vol. 10. No 3, pp. 34-52.
The communication construct of lobbying Martsinkevich A.I.
The Permanent mission of the Krasnoyarsk Region to the Government of the Russian Federation. Krasnoyarsk. Russian Federation.
Abstract. The relevance of the topic of the article is determined by the need for further research of the lobbying construct, currently the description of this construct and its legal nature have not been sufficiently studied. The article will consider the main generally accepted approaches to the definition of the concept of «lobbying» in the world community, a characteristic of lobbying activity is given, distinguishing the concept of «lobbying» and «corruption» in the context of actual and legal regulation. The necessity of lobbying as a communication construct helping to build effective relations with state authorities or state corporations in the interests of both parties is substantiated. The elements included in the effective design of lobbying communications, their formation and modeling are described. And also, the elements of the lobbying activity construct are briefly described.
Keywords: lobbying, communication, construct, legal nature, regulation, development, political lobbying.
For citation: Marcinkevich A.I. Communication construct of lobbying //Communicology: Electronic Scientific journal. 2022. Vol. 7. No 2, pp. 105-113.
Inf. about the author: Martsinkevich Arina Igorevna, External Relations Specialist of the Permanent Mission of the Krasnoyarsk Region under the Government of the Russian Federation. Address: 9 Zvonarsky Lane, Moscow, 107031. E-mail: arianamar@yandex .ru
Received: 24.03.2022. Accepted: .18 06.2022.
References
Anthony, J. Nownes (2002). Lobbying, Pluralism, and Democracy by Luigi Graziano. Winter, pp. 682-683.
Ceron, A. (2017). National policy in 140 characters. In party politics Vol.23. No. 1, pp. 7-17.
Chadwick, A. (2016). Digital media, power and democracy in parties and election campaigns: the decline of the party or the renewal of the party? In the International Journal of press //Politics, Vol.21, No. 3, pp. 283-293.
Edgerly, S. (2016). Posting about politics: media as sources for political expression on Facebook. In the Journal of information technology & politics. Vol.13. No. 2, pp. 108-125.
Encyclopedia Britannica [Electronic resource] https://www.britannica.com/ (Date of application 24.03.2022).
Greenwood, J., Thomas, C. S. (1998). Regulating Lobbying in the Western World, Parliamentary Affairs. Vol. 51. No 4, pp. 487-499.
Kireeva O.F. Communication consulting in the system of ensuring social and information security // Communicologiya. 2017. Vol. 5. No. 5. pp. 96-104. (In Rus.).
Kugai A. I. Models of lobbying practices in the maritime activities of the USA and European countries / A. I. Kugai // Management consulting. 2022. № 2(158), pp. 20-32. (In Rus.).
Nazarova E.A. (2020). Methodological foundations of digital transformation of everyday life // Sociological Almanac, materials of the XII Oryol readings. Central Russian Institute of Management, branch of RANEPA, pp. 53-56. (In Rus.).
Protasov S. (2021). Research of methods of lobbying interest groups in the field of business in the State Duma of the Russian Federation (on the example of the business Association "Delovaya Rossiya") / S. Protasova // Generation PP. Appendix to the journal "Public Policy". Vol. 1. No. 4, pp. 78-90. (In Rus.).
Sahibov K. V. (2019). On the concept of lobbying in the Russian Federation / K. V. Sahibov // Bulletin of Science. Vol. 4. No. 5(14), pp. 175-178. (In Rus.).
Sharkov F.I., Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and technologies//Communication. Vol. 6. No. 4, pp. 13-26. (In Rus.).
Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension//Communicology. Vol. 8. No. 3, pp. 52-62. (In Rus.).
Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space//Communication. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).
Zemtsov S., Barinova V., Pankratov A., Kutsenko E. (2016). Potential High-Tech Clusters in Russian Regions: From Current Policy to New Growth Areas. Foresight and STI Governance. Vol. 10. No 3, pp. 34-52.
Zvereva M. E. (2021). Lobbying and corruption: the facets of interconnection / M. E. Zvereva // Economics, politics, law: topical issues, trends and prospects of development: collection of articles of the VII International Scientific and Practical Conference, Penza, February 20, 2021. - Penza: "Science and Education", pp. 123-124. (In Rus.).