УДК 378.184:316.776.22
Т. В. Захарчук
Коммуникационные барьеры в организации студенческой науки
вуза культуры
Рассмотрены основные препятствия на пути привлечения студентов к научной деятельности. Показана связь появления коммуникационных барьеров с особенностями развития библиотечно-ин-формационной науки. Дана характеристика коммуникационных барьеров, возникающих на пути привлечения студентов в научную деятельность: административно-управленческих, информационных, социально-психологических, нормативно-правовых и инфраструктурных. Сформулированы функции студенческих научных обществ и других творческих объединений студентов, а также пути снижения действия коммуникационных барьеров, возникающих при вовлечении студентов в научную деятельность. Охарактеризована роль научной библиотеки вуза в сопровождении научной деятельности студентов и формировании у них интереса к исследованиям. В качестве одной из форм мотивации студентов к исследовательской деятельности предлагается организация фаблабов. Возможности нивелирования коммуникационных барьеров рассмотрены на примере деятельности интеллектуального клуба «Инфомен».
Ключевые слова: коммуникационные барьеры, студенческие научные общества, функции студенческого научного общества, популяризация научного знания, научная школа, формирование коммуникативных навыков, интеллектуальный клуб «Инфомен», библиотека вуза, фаблабы
Tatyana V. Zakharchuk
Communication barriers in the organization of student science at a
cultural university
The main obstacles to attracting students to scientific activities are considered. The connection between the emergence of communication barriers and the peculiarities of the development of library and information science is shown. The characteristics of communication barriers that arise on the way to attracting students into scientific activities are given: administrative, managerial, informational, socio-psychological, legal and infrastructure!. The functions of student scientific societies and other creative student associations are formulated, as well as ways to reduce the effect of communication barriers that arise when students engage in scientific activities. The role of the university's scientific library in supporting the scientific activities of students and developing their interest in research is characterized. The organization of fab labs is proposed as one of the forms of motivating students for research activities. The possibilities of leveling communication barriers are considered using the example of the activities of the intellectual club "Infomen".
Keywords: communication barriers, student scientific societies, functions of student scientific society, popularization of scientific knowledge, scientific school, formation of communication skills, intellectual club "Infomen", university library, fab labs DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-170-174
Обучаясь в вузе, студент встает перед выбором области профессиональной деятельности. В частности, это может быть исследовательская деятельность. Задача преподавателей вуза - сформировать у обучающихся положительный образ науки и, возможно, сделать профессию ученого «профессией первого выбора». При этом надо понимать, что вовлечение в научную деятельность тех, кто уже определился с выбором, чрезвычайно сложная (а иногда и нерешаемая) проблема. Формирование дружественной коммуникативной среды, позволяющей студенту сделать этот непростой
выбор, на наш взгляд, связано прежде всего с преодолением ряда коммуникационных барьеров, которые сложились на факультетах вузов культуры, обучающих студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Такие барьеры связаны как с особенностями обучения, с организационными ограничениями, так и со спецификой формирования системы научных коммуникаций в библиотечно-информационной науке. К последним можно отнести:
1. Узость научного сообщества в профессиональной области. Еще более узок круг тех, кто проводит исследования в области теории
и методологии. Фактически все серьезные научные исследования сегодня осуществляются в вузах культуры и крупных библиотеках страны. Большинство же исследований, осуществляемых в других библиотеках, носит точечный и сугубо прикладной характер.
2. Науки библиотечно-информационно-го цикла, к сожалению, развиваются довольно изолированно, что выражается:
- в отказе от сканирования российских научных журналов в международных базах данных научного цитирования и, как следствие, - к чрезвычайно низкому уровню международного цитирования;
- в практическом отсутствии публикаций отечественных ученых в зарубежных журналах, что, на наш взгляд, связано с различным уровнем развития librarian and information science в России и за рубежом, а также с различием научных интересов российских и зарубежных ученых;
- отсутствии соавторских работ с зарубежными коллегами, а также рецензий на них;
- единичные случаи участия российских ученых в зарубежных конференциях, что свидетельствует, с одной стороны, о плачевном состоянии финансирования библи-отечно-информационной науки в России, а, с другой - о низком интересе к результатам научных исследований, полученных отечественными учеными;
- почти полное отсутствие в библиотеч-но-информационной сфере мероприятий исключительно научного характера. Большинство конференций, семинаров, конгрессов посвящается проблемам развития библиотечного и книжного дела, и научная составляющая в их программах минимальна.
Такая изолированность приводит к значительному снижению эффективности научной коммуникации в отечественной би-блиотечно-информационной науке.
Все указанные особенности развития библиотечно-информационной науки во многом влияют и на формирование коммуникационных барьеров как в самой системе научных коммуникаций, так и в коммуникациях в студенческой науке.
К таким барьерам можно отнести:
1. Административно-управленческие и кадровые барьеры. Преподаватель, как бы талантлив он ни был, не может уделять достаточно времени способным студентам из-за высокой учебной нагрузки и необходимости постоянного создания отчетов по каждому виду своей деятельности. Имен-
но с этим связано и то, что уже в вузе мы «упускаем» тех, кто хотел бы заниматься наукой, но, не получая достаточного внимания, находит себе применение в других областях деятельности. Кроме того, на привлечение молодых людей в науку в значительной степени влияет разрыв поколений. Большинство крупных ученых находится в достаточно почтенном возрасте и сильно отстает от своих учеников в освоении современных технологий исследований.
Из сказанного вытекает:
- отсутствие в вузах работающей системы поддержки научной деятельности;
- низкий уровень мотивации студентов и профессорско-преподавательского состава к проведению научных исследований;
- недостаточность научного наставничества в рамках научных школ.
Нивелирование административно-управленческого и кадрового барьеров возможно в том случае, если в библиотечно-информа-ционной науке появится достаточный слой исследователей среднего поколения. Их воспитание возможно через систему научных школ. Необходимо также расширение участия студентов в различных научных и научно-практических мероприятиях, привлечения их к проведению исследований в индивидуальном порядке, создания условий для публикации статей как в молодежных, так и во «взрослых» профессиональных журналах.
Социально-психологические барьеры:
1) Наличие у студентов неуверенности и даже страха перед научными исследованиями (высокие требования к результатам научных исследований);
2) Отсутствие мотивации на длительную работу. Студенты видят окончание своей исследовательской деятельности одновременно с окончанием вуза, т. к. после выпуска они, как правило, попадают в библиотеки, где занимаются деятельностью, далекой от научной. Наукой продолжает заниматься очень узкий круг студентов, поступивших в магистратуру. А обучение в аспирантуре доступно единицам. Понимая, что продолжение образования и одновременно исследовательской деятельности чрезвычайно затруднено, многие студенты не заинтересованы в научной работе.
Можно говорить о том, что в аспирантуру идут далеко не самые талантливые студенты. Возможность преодоления этого коммуникационного барьера не в полной мере зависит от научных руководителей;
3) Низкая мобильность и нехватка живого общения между студентами и студентов с преподавателями. Часто общение между студентами и их научными руководителями ограничивается в лучшем случае индивидуальными консультациями;
4) Слабое развитие коммуникативных компетенций студентов, не позволяющее полноценно представлять результаты своей научной деятельности (неуверенность в результате, страх перед аудиторией и т. д.). Страх плохо представить результаты своих исследований, написать статью, не соответствующую по стилю и содержанию предъявляемым требованиям, сдерживает желание участвовать в коллективном научном труде.
2. Информационные барьеры и барьеры цифровизации, связанные с отсутствием единой цифровой платформы с предложениями для студентов на проведение научных исследований, недостаточной информированностью студентов о научных мероприятиях, отсутствием у студентов (и частично, у преподавателей) компетенций по созданию научного текста; слабая межвузовская коммуникация в области проведения научных исследований.
3. Нормативно-правовые барьеры, включая бюрократизацию процессов, связанных с проведением студентами научных исследований; сложность формирования междисциплинарных научных коллективов; отсутствие соответствующих нормативных документов на федеральном и региональном уровнях (положения, акты и т. д.).
4. Инфраструктурные и финансовые барьеры связаны с тем, что:
- отсутствует непосредственное финансирование проведения научных исследований;
- отсутствует материально-техническая база для научной деятельности (оснащенные аудитории, доступ к необходимым информационным ресурсам, возможность общения онлайн и т. д.);
- отсутствует четкий механизм стимулирования наиболее успешных студентов и их руководителей.
Описанные выше коммуникационные барьеры могут быть в значительной степени нивелированы (но не устранены) через создание студенческих научных обществ (СНО) и других форм творческого сотрудничества студентов и преподавателей.
СНО - одна из наиболее эффективных форм вовлечения молодежи в научные исследования, создания фундамента для даль-
нейшего развития науки в той или иной области знания. Эффективность этой формы работы очевидна, т. к. в СНО добровольно приходят студенты, которым интересно заниматься исследованиям в конкретной области.
На наш взгляд, СНО может выполнять несколько функций:
1) Популяризация научного знания, формирование у молодых исследователей интереса к науке и осознания ее значимости;
2) Формирование исследовательских навыков: умения ставить исследовательские задачи и проводить научные исследования;
3) Формирование коммуникативных навыков, связанных с умением работать в команде, возможностью представления и дальнейшего обсуждения научных результатов студентами и преподавателями, развитием умения написания грамотного научного текста. Развитие коммуникативных навыков связано также и с тем, что научная деятельность предполагает и представление результатов научных исследований на научных мероприятиях, т. е. возникает необходимость развития искусства публичных выступлений;
4) Возможность для студента найти «своего» научного наставника, а впоследствии включиться в деятельность научной школы, сформировавшейся на базе соответствующего факультета или кафедры. Раннее попадание в научную школу, во главе которой действует крупный ученый, способно «заразить» ученика интересом к определенной области научных исследований. В школе происходят обучение навыкам исследовательской работы, нормам научного общения, приобщение к научному этосу, без следования которому невозможно быть принятым в научное сообщество.
Реализация функций СНО была прослежена нами на опыте работы «Интеллектуального клуба „Инфомен"», работающего уже более семи лет на кафедре информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры. Клуб объединяет студентов всех курсов бакалавриата и магистратуры. Уже на первом курсе студенты, пришедшие в Клуб, выбирают темы, лежащие в русле интересов кафедры. Эти темы (по их желанию и согласованию с научным руководителем) исследуются на протяжении всего времени обучения, каждый раз с постановкой все более сложных задач. Студенты старших курсов курируют младших, делясь полученным опытом
проведения исследований. Они делают совместные доклады на конференциях, а ряд студентов первого курса уже имеет научные публикации, что становится реальным стимулом для продолжения исследований. Совершенно очевидно, что большинство членов СНО станет впоследствии магистрантами и аспирантами. Заседания клуба проходят ежемесячно. Каждое и них посвящается определенной теме. Студенты и преподаватели делятся своими идеями и достижениями в виде сообщений и последующих обсуждений.
Важнейшим событием в деятельности клуба становится первое его заседание в сентябре каждого учебного года.
Становясь членами интеллектуального клуба, студенты могут:
- получать представления о преимуществах научной работы, возможностях развития научной карьеры;
- участвовать в коллективных научных исследованиях студентов и преподавателей, а, следовательно, развивать навыки общения в научном коллективе;
- выступать на научных конференциях разного уровня, включая всероссийские и международные;
- публиковать научные статьи по результатам исследований как в журналах, предназначенных для молодых исследователей, так и в рецензируемых периодических издания;
- «найти» своего научного руководителя, который, как правило, сопровождает научные исследования студента в течение всего периода обучения, а после окончания становится коллегой, способствующим дальнейшему профессиональному росту [1 ].
Продвижение деятельности интеллектуального клуба осуществляется через:
- кураторские встречи на первом курсе с представлением презентации о деятельности клуба;
- сообщество в социальной сети «Вкон-такте», являющееся открытым и доступным как для всех студентов, так и для их родителей. На страницах сообщества опубликован устав Клуба, постоянно представляются отчеты о заседаниях. На стене сообщества публикуются сведения о предстоящих научных событиях, поздравления студентов с достижениями в области науки (публикации статей, дипломы и благодарственные письма, полученные на конференциях, и т. д.).
- канал сообщества в Telegram, позволяющий оперативно проинформировать чле-
нов Клуба о каких-либо событиях в научной деятельности вуза.
Значительное место в поддержке студенческой науки и нивелировании возникающих коммуникационных барьеров принадлежит научной библиотеке вуза, которая обладает достаточно квалифицированным персоналом в области работы с научно-технической информацией, что может быть использовано для информационного сопровождения студенческих научных исследований, помощи в поиске и оформлении заявок на получение грантов на научные исследования, получении сведений о конкурсах научных работ и т. д.
К формированию комфортной системы коммуникаций в науке можно отнести необходимость обеспечения свободного доступа ко всем информационным ресурсам общества. И здесь роль вузовской библиотеки является важнейшей. Подписка на научные электронные журналы, возможность бесплатного использования полнотекстовых и библиографических баз данных облегчают проведение исследований студентам и аспирантам.
Библиотека вуза также может стать центром научного общения, организовывая мероприятия по расширению коммуникаций студентов и аспирантов. В частности, это могут быть лекции крупных ученых как в очной форме, так и в записи, интерактивные семинары, предоставление студентам возможности участия в телеконференциях, а также сведений об имеющихся в Сети он-лайн-курсах по интересующим их научным направлениям.
Одним из элементов общего подхода по привлечению в науку студентов может также стать создание библиотекой биографий выдающихся ученых. Творческий путь крупного ученого, несомненно, можно отнести к уникальным событиям в науке, а создание биобиблиографических указателей и баз данных позволит раскрыть для молодежи значимость научного творчества [2; 3].
Библиотека вуза также может оказывать помощь в продвижении публикаций молодых ученых, осуществлять выбор стратегии продвижения публикаций молодого человека, вступающего в науку в зависимости от характера его научной деятельности и полученных результатов, давать рекомендации по выбору журналов и оформлению статей.
Одной из задач вузовской библиотеки является формирование у пользователя основ научной грамотности, которая связана
с владением основными базовыми понятиями науки и техники, умением задавать вопросы и находить на них ответы, умением описывать и объяснять явления окружающего мира, способностью понимать научно-популярные произведения, способностью критически оценивать качество предоставляемой научной информации [4]. Главным способом формирования научной грамотности являются, прежде всего, раскрытие фонда соответствующих документов, организация выставок, конкурсов научных воркшопов и шоу.
Большое значение для формирования интереса к научным исследованиям имеют также создаваемые в настоящее время в вузах фаблабы (от англ. «fabrication laboratory» -«производственная лаборатория»), предназначенные для того, чтобы предоставить студентам и школьникам старших классов возможность реализовать свои технические и творческие идеи. Первый фаблаб был открыт Н. Гершенфельдом в The Center for Bits and Atoms (CBA) (США) [5]. Фаблаб обучает навыкам, необходимым для разработки и производства новых продуктов. Однако в отличие от обычных образовательных учреждений, теория здесь изучается по мере необходимости. Большая часть обучения проходит в процессе работы над собственным проектом, а в роли консультантов выступают штат лаборатории, другие посетители и эксперты международной сети. Такие фаблабы уже созданы в Политехническом университете и Институте точной механики и оптики Санкт-Петербурга. Фабла-бы работают семь дней в неделю, имеют соответствующее оборудование и научных наставников самого высокого уровня [6]. Однако существует вполне реальная возможность создания таких организаций и в вузах культуры. Современная библиотечно-информационная деятельность во многом носит проектный характер. Разработка и осуществление проектов, формулирование новых идей уже сегодня реализуются рядом вузов совместно с библиотеками. Такой подход позволяет использовать, с одной стороны, энтузиазм студентов, а с другой - опыт сотрудников и материальную базу библиотеки. Представляется, что организация таких постоянных проектных коллективов, включающих библиотекарей, студентов и преподавателей, может стать основой профессионального роста будущих специалистов библиотечно-информационной сферы.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что, хотя коммуникационные барьеры, возникающие на пути студента
и не могут быть окончательно устранены (согласно теории социальных коммуникаций), но могут быть в значительной мере нивелированы за счет создания студенческих научных коллективов, поддержки со стороны научной библиотеки вуза, разработки совместных проектов библиотеками и вузами. Возможно, такой подход позволит сделать научную деятельность студента профессией «первого выбора».
Список литературы
1. Захарчук Т. В. Информационные средства привлечения молодежи в научно-техническую деятельность // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2018. № 11. С. 22-26.
2. Мешкова Г. Ю. Научное исследование в контексте жизненного пути ученого // Философия науки. 2003. Вып. 9. С. 244-286.
3. Ярошевский М. Г. Биография ученого как на-уковедческая проблема // Человек науки: [сб. ст.] / под ред. М. Г. Ярошевского. Москва: Наука, 1974. С. 22-29.
4. Варганова Г. В., Плавко И. А. Популяризация науки в общедоступных библиотеках // Труды ГПНТБ СО РАН. 2015. Вып. 8. С. 288-293.
5. Gershenfeld N. A. Fab: the coming revolution on your desktop - from personal computers to personal fabrication. New York: Basic books, 2005. 278 p.
6. Фаблаб: основные принципы // Высшая школа теоретической механики: сайт. URL: http://tm.spbstu. т/Фаблаб^основные^ринципы (дата обращения: 10.09.2024).
References
1. Zakharchuk T. V. Information means of attracting youth to scientific and technical activities. Scientific and technical information. Ser. 1. 2018. 11, 22-26 (in Russ.).
2. Meshkova G. Yu. Scientific research in the context of the life path of a scientist. Philosophy of science. 2003. 9, 244-286 (in Russ.).
3. Yaroshevsky M. G. Biography of a scientist as a scientific problem. Man of Science: [coll. of art.] / ed. M. G. Yaroshevsky. Moscow: Nauka, 1974. 22-29 (in Russ.).
4. Varganova G. V., Plavko I. A. Popularization of science in public libraries. Proceedings of the State public scientific and technical library of the Siberian branch of the Russian academy of sciences. 2015. 8, 288-293 (in Russ.).
5. Gershenfeld N. A. Fab: the coming revolution on your desktop - from personal computers to personal fabrication. New York: Basic Books, 2005. 278.
6. Fablab: basic principles. Higher School of theoretical mechanics: website. URL: http://tm.spbstu.ru/Фаблад:_ собные_принции (accessed: Sept.10.2024) (in Russ.).