А.А. Беляева, Л.В. Шарахина Санкт-Петербург, Россия
Коммуникации в эпоху дуализма: учимся сочетать онлайн и офлайн на XXI LETI Communication Experts Festival
Аннотация. В статье проводится обзор XXI LETI Communication Experts Festival (ранее - «PR - профессия третьего тысячелетия»), проходившего на базе кафедры «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» с 13 по 16 апреля 2021 года. В мероприятии приняли участия команды студентов из 13 городов России.
Ключевые слова: PR, «СПбГЭТУ «ЛЭТИ», высшее профессиональное образование
Communications in the epoch of dualism: mastering online and offline combinations at the XXI LETI Communication Experts Festival
Abstract. The article is devoted to the review of XXI LETI Communication Experts Festival (earlier - "PR is a profession of the 3rd century"). The event was organized by PR Study department of St. Petersburg Electrotechnical University "LETI" on 13-16 of April, 2021. Student teams from 13 cities of Russia participated in the event.
Keywords: PR, St. Petersburg Electrotechnical University "LETI", higher professional education
С 13 по 16 апреля 2021 года в стенах СПбГЭТУ «ЛЭТИ» прошел крупнейший в России студенческий фестиваль в сфере коммуникаций LETI Communication Experts Festival. 20 команд из разных уголков России -Воронеж, Ижевск, Казань, Красноярск, Москва, Новосибирск, Пенза, Пермь,
Самара, Санкт-Петербург, Ставрополь, Сыктывкар, Челябинск боролись за кубок «РЯдавание» и титул лучшего профессионального коммуникатора 2021.
Тема XXI Фестиваля — «Дуализм цифровой эпохи: свобода и ответственность профессионального коммуникатора». В рамках всего мероприятия можно проследить лейтмотив свободы и ответственности профессионального коммуникатора в онлайн и офлайн средах. Ежегодно центральными организаторами такого масштабного события становятся студенты кафедры «Связи с общественностью».
Прошлогодний опыт Фестиваля в онлайн оставил определенный след: организаторам и участникам не хватало живой коммуникации. В этом году было принято решение о смешанности формата: сочетание онлайн и офлайн-участия. Вне сомнений, это добавило ряд организационных сложностей, но долгожданная встреча стоила того.
Студенты-организаторы, обучающиеся по направлению подготовки бакалавров «реклама и связи с общественностью» В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» поделились своими впечатлениями от возвращения к исходному формату работы: «Второй год подряд большая часть коммуникации между организаторами была в онлайне. Это интересный опыт, ведь в рамках такого общения ты учишься более четко и конкретно ставить задачи, чтобы тебя понимали с первого раза. А вообще было очень приятно снова увидеть взволнованные лица участников во время защиты кейсов, слезы радости после объявления победителей. Все-таки никакие эмодзи и гифки не заменят реальных эмоций», — рассказала Беляева Анна, студентка 3 курса. «Но мыто из диджитал, все равно, всю неделю жили в обнимку с ноутбуком и телефоном! Ничего не меняется», — добавила Анна, руководитель направления медиакоммуникаций, под ее руководством проходило оперативное и своевременное информирование аудитории о текущих новостях фестиваля через группы УК, телеграмм и сайт Фестиваля.
Активнее всего с участниками взаимодействуют кураторы — помощники и проводники в мир коммуникаций. Для каждой команды был подобран свой проводник, который отвечал на все вопросы, помогал найти нужную аудиторию. София Терешенок, студентка 4 курса, руководитель данного направления, рассказала о том, насколько радостно ей было провести Фестиваль в офлайне: «Двадцать первый фестиваль — настоящий праздник! Мне, наконец, удалось увидеть свою прекрасную команду коллег-организаторов, пообщаться вживую с кураторами и встретиться с командами, с которыми в прошлом году приходилось лишь сухо переписываться. Несмотря на ограничения, маски и соблюдение дистанции, Фестиваль был очень тёплым — были и улыбки, и смех, и долгожданные встречи, и напряжённое ожидание результатов с нервами и дрожью».
Для Софии это был заключительный Фестиваль, ведь через пару месяцев она уже станет выпускницей: «Объявление победителей стало итоговой точкой, когда пришло осознание, что можно выдохнуть: "Мы сделали это", - и в то же время загрустить, что мой последний фестиваль подошёл к концу».
И правда, живой формат — это совершенное другое восприятие и другие эмоции, не только со стороны организаторов, но и участников. Команда MCUniverse из Московского городского педагогического университета впервые приняла участие в Фестивале в 2021 году, и дебют сразу привел их к победе. Можно назвать это совпадением, но стоит отметить подготовленность и харизматичность участников команды (напомним, что до этого команда Goodwill из Пермского научно-исследовательского политехнического университета три года подряд становилась обладателем кубка «РКдзвание»).
Наставниками команды являются Дмитрий Валтерович Дзигуа и Антон Юрьевич Бородкин. Кстати, уже в далеком 2005 году Дмитрий Дзигуа и сам был участником Фестиваля «PR — профессия третьего тысячелетия». Возможно, именно этот опыт помог ему грамотно настроить своих
воспитанников на эффективную работу. «Мы еще не до конца осознаем свою победу, мы не верили, что вот так с первого раза сможем победить! Эмоции у нас самые положительные и яркие, это точно. Неожиданно было решать кейс от генерального партнера в сфере HR, так как мы еще не работали с этим направлением, но положительные отзывы от жюри нас подбодрили. От нашей команды меня позвали получить кубок, и я до самого конца не понимала, что этот кубок будут вручать именно нам. Нужно было видеть, как мы всей командой рыдали! Это правда невероятно, мы благодарим организаторов и партнеров Фестиваля за такую возможность», — поделилась Алена Сересева, участница команды-победителя MCUniverse.
Традиционно участникам Фестиваля представилась возможность посетить мастер-классы от приглашенных экспертов в сфере коммуникаций. В 2021 году своим опытом с гостями Фестиваля делились Софья Будишевская, основатель и арт-директор MedBuro; Александра Медведева, руководитель PR-службы Ботанического сада Петра Великого БИН РАН; Ксения Тиханкина, участник PR-команды компании DataArt. Девушки рассказали о том, как создавать упаковки продукта в стартап-проектах, как построить личный бренд и репутацию в соцсетях и зачем это нужно, об особенностях PR-деятельности в госучреждениях, и ответили на заданные аудиторией вопросы.
В рамках Фестиваля прошла защита материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социальные коммуникации: наука, образование, профессия». В 2021 году молодёжные секции конференции были посвящены следующим темам: «Профессиональный коммуникатор и цифровая этика - территория доверия» и «Коммуникационные технологии и проекты в условиях экономики внимания». Ребята с достоинством отстаивали своё мнение и уверенно отвечали на вопросы жюри.
Ставший уже традиционным научный семинар 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar при поддержке Северо-Западной секции Institute of Electrical and Electronic Engineers (IEEE) и заседание Ассоциации
преподавателей по связям с общественностью (АПСО) прошли в смешанном формате: кто-то был в офлайне, а кто-то подключился через видеоконференцию.
Фестиваль организовывают студенты при поддержке компаний-партнеров, помогающих проекту развиваться год за годом. Партнерами Фестиваля в 2021 году стали Nokian Tyres (генеральный партнёр), SPN. Фабрика коммуникаций (официальный партнёр), Coca-Cola HBC Россия, кафедра МОЭВМ СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Библиотека Гоголя, Ahmad Tea, Valio, Pita's, Skuratov Coffee, Valio, Ботанический сад Петра Великого, Бому, Пицца Мафия, копицентр OQ.
В этом году участникам традиционно предстояло решить 7 кейсов: 3 кубковых, 3 внекубковых, а также кейс от генерального партнера. В рамках внекубковых кейсов участники работали над стратегиями коммуникации для Valio, Библиотеки Гоголя и Ahmad Tea. Мы благодарим партнеров за интересные задачи, уделенное время для каждой команды и подарки победителям.
Кубковые кейсы от официального партнёра Фестиваля SPN. Фабрика коммуникаций, кафедры МОЭВМ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Coca-Cola HBC Россия, принесли участникам и призы, и заветные баллы в общий зачет команды.
В решении было нужно сформулировать четкие идеи продвижения различных идей: от социальных проектов до формирования HR-бренда компании. Участники показали свой профессионализм и умение отстаивать позицию на защите кейсов от генерального партнера. Павел Рулев, менеджер по персоналу и корпоративной культуре в Nokian Tyres, дал развернутую обратную связь каждой команде во время защиты. Это ценные замечания и идеи, которые помогут будущим специалистам еще профессиональнее подходить к своей работе.
Поддержку Фестиваля в 2021 году обеспечили также информационные партнеры. В этом году среди них были Вести Подмосковья, Petersburg 2,
МИА «Мир», Business Daily, Про Бизнес, Мегабайт, Электрик, а также АПСО, РАСО, IEEE и PR Info.
Генеральный партнер — Nokian Tyres. Официальный партнер мероприятия — коммуникационное агентство SPN.Фабрика коммуникаций.
География Фестиваля обширная: в этом году в нём приняли участие 20 команд из 13 городов России. Оргкомитет LETI Communications Experts Festival 2021 благодарит все команды за участие и еще раз поздравляет победителей 2021 года - команду MCUniverse из Московского Городского педагогического университета, которая впервые стала чемпионом Фестиваля.
Сведения об авторах
Шарахина Лариса Валентиновна - кандидат философских наук, заведующая кафедрой «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», lvsharakhina@etu. ru
Беляева Анна Александровна - студентка 3 курса направления подготовки бакалавров «Реклама и связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»
Sharakhina Larisa Valentinovna - Ph.D., Head of the Public Relations Department at St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia, [email protected]
rH
Belyaeva Anna Aleksandrovna - the 3 year student in PR and advertising at St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia