Students coomunication in internet social networks, as a factor of Universities image
development Denisova Y. (Russian Federation) Коммуникации студентов в социальных сетях интернета как фактор формирования
имиджа вуза Денисова Ю. В. (Российская Федерация)
Денисова Юлия Валерьевна /Denisova Yulia - кандидат социологических наук, доцент, кафедра социального управления и планирования, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: анализируются понятия «имидж», «репутация», приводятся факторы академической репутации вуза и его целевая аудитория. Предлагаются практические рекомендации по формированию имиджа вуза.
Abstract: in the article investigated termins «image», «reputation», formulated factors of academic reputation of University, and its target audience. Gets practical recommendations of University image development.
Ключевые слова: имидж, академическая репутация вуза, целевая аудитория, формирование имиджа. Keywords: image, academic reputation of University, target audience, image development.
Репутация вуза является важнейшим параметром рейтингования образовательных учреждений. В некоторых международных рейтингах этот параметр имеет высокий удельный вес, например, в QS World University Rankings академическая репутация вуза составляет 40 % [3]. Это означает, что для вузов, включенных в систему рейтингования, репутация должна стать предметом контроля как со стороны ректората, так и со стороны деканатов отдельных факультетов.
Управление репутацией вуза - дело непростое, требующее понимания того, как она формируется, и какие факторы на нее влияют. Поэтому имеет смысл, прежде чем рассматривать факторы, влияющие на репутацию СПбГУ, остановиться на характеристике понятия «репутация» и связанных с ней понятий.
Репутация организации - это ее оценка со стороны смежников, контрагентов, потребителей, представление партнеров о ней, благоприятствующее ее деятельности и учитываемое в условиях хозяйствования «доброе имя» организации.
По Г. Даулингу репутация организации - это «ценностные характеристики (такие как аутентичность, честность, ответственность и порядочность), вызываемые корпоративным имиджем, сложившимся у человека» [2, с. 18].
Репутация важна для любой организации, так как она позволяет формировать лояльность у потребителей и повышает доверие к товарам или услугам, производимым данной организацией. «Имидж привлекает к вам новых покупателей, а репутация заставляет их возвращаться к вам» [4, с. 35].
В основе репутации организации лежит оценка ее деятельности. Можно сказать, что репутация - это то, что организация зарабатывает честным трудом, ответственным отношением к партнерам и заботой о потребителях.
Репутация - понятие, близкое имиджу. Однако основное отличие между ними в том, что репутация зарабатывается в течение достаточно длительного времени и основывается на оценке результатов взаимодействия организации с партнерами, потребителями или клиентами, заинтересованными группами общественности [1].
Любая организация преследует определенную цель, но она не должна забывать, что у целевой аудитории тоже есть своя цель. Несовпадение образов, представлений может быть вызвано тем, что между участниками коммуникации стоят разные цели, ценности и тем самым разные ожидания. Все это приводит к тому, что организация транслирует один образ, а целевой аудиторией он воспринимается по-другому.
Негативный имидж может очень больно ударить по организации. Может снизиться доверие потребителей к товарам или услугам, а это ведет в свою очередь к снижению конкурентоспособности и в худшем случае к банкротству. Также негативный имидж может привести к проблеме комплектования штата. Связано это с тем, что в Интернете есть «черный список» работодателей, и каждый человек может перед устройством на работу посмотреть мнения в Интернете о той или иной организации. Важно, чтобы организация целенаправленно формировала свой имидж, иначе может получиться, что он сформируется спонтанно, и не обязательно в выгодном для организации свете.
Как отмечалось выше, имидж организации формируется в процессе ее взаимодействия с целевыми аудиториями (группами), немалую роль играет в этом случае и корпоративная ответственность как перед студентами, так и перед сотрудниками. Для вуза целевыми аудиториями выступают абитуриенты и их семьи; студенты и их семьи; преподаватели и сотрудники; государственные органы власти и управления; работодатели; академическое сообщество (представители научных организаций, других вузов, вовлеченных в сферу интересов научно-образовательной деятельности вуза).
Поскольку основной деятельностью вуза выступает образовательная деятельность, постольку для изучения процесса формирования и изменения его имиджа важную роль играет анализ его взаимодействия с
такими целевыми аудиториями, как абитуриенты и студенты. Что является предметом этого взаимодействия? Для абитуриентов это, прежде всего, возможность поступления и реализация принципа справедливости при проведении вступительных испытаний. Для студентов - это качество обучения (знания, навыки и умения в сфере будущей профессиональной деятельности) и перспективы трудоустройства после окончания вуза.
Специфика современных коммуникаций, особенно в студенческой среде, в том, что они осуществляются преимущественно через социальные сети в Интернете. Общение в Интернете формирует мнение молодежи о различных явлениях и процессах, происходящих в обществе, в том числе о системе образования и ее институтах. Однако администрации вузов чаще всего не уделяют должного внимания анализу процесса формирования общественного мнения и общественных представлений о вузе в сети Интернет, и это, на наш взгляд, серьезное упущение в управлении образовательным учреждением.
В Интернете студенческая аудитория обсуждает свободно и открыто такие важные для имиджа вуза темы, как поступление на образовательную программу или на факультет, отношение к обучению и оценка его качества, возможности и перспективы трудоустройства. Эта информация может быть полезной для разработки адекватной имиджевой политики образовательного учреждения и в целом для управления образовательным процессом в вузе.
В нашем исследовании мы предприняли попытку проанализировать мнения студентов как бывших, так и обучающихся в настоящее время, об СПбГУ, касающиеся трех основных тем: поступление в университет, качество обучения на различных факультетах и перспективы развития профессиональной карьеры после окончания университета.
Для анализа мнений студентов СПбГУ об университете и обучении на различных факультетах использовалась информация, содержащаяся в сети «Vkontakte», а также в сети «Студенческий форум» на сайте СПбГУ, на страничках отдельных факультетов и на сайте http//profbilet.ru. Было собрано и проанализировано 353 высказывания студентов о положительных и отрицательных сторонах работы СПбГУ.
Одна из зон риска - это несовпадение ожиданий и реалий обучения в университете, вследствие чего возникает разочарование, сопровождающееся отрицательными эмоциями.
Обращают на себя внимание следующие тревожные моменты:
• студенты не видят разницы в программах и содержании обучения (учат по тем же учебникам) в СПбГУ и в других вузах;
• образование дорогое, а качество не соответствует цене;
• студенты не получают знаний и навыков, полезных в будущей работе.
Другая зона риска - это неудовлетворенность качеством обучения, ввиду чего возникает повышенная тревожность по поводу перспектив успешной карьеры в будущем.
Если говорить о претензиях к качеству образования на разных факультетах СПбГУ, высказываемых на студенческих форумах, то они сводятся к трем основным аспектам: низкие оценки квалификации профессорско-преподавательского состава; оценка требований к обучению как низких и неудовлетворительная оценка качества учебно-методического обеспечения.
В программу мер по повышению позиции СПбГУ в мировых рейтингах целесообразно включить такие подпрограммы, как:
• повышение качества подготовки студентов на основных образовательных программах;
• улучшение социально-бытовых условий обучения студентов в СПбГУ;
• борьба с проявлениями коррупции при поступлении и обучении в СПбГУ.
Кроме того, нужно обратить внимание на необходимость разработки оригинальных образовательных программ и программ учебных дисциплин, выгодно отличающих СПбГУ от других вузов. Все условия для этого есть. На наш взгляд, СПбГУ может обеспечить конкурентные преимущества, благодаря созданию межфакультетских бакалаврских и магистерских программ, сочетающих исследовательский и практикоориентированные компоненты, а также сильные стороны разных факультетов.
Литература
1. Ажиева А. С. Определения и содержание понятия «корпоративная социальная ответственность». //
Вестник науки и образования, 2015. N 3 (5).
2. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: пер. с англ. — М.:
Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2003, 175 С.
3. Денисова Ю. В. Cотрудничество как механизм межфирменного взаимодействия. // European science, 2015,
N 1 (2).
4. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Издательство «Питер»,
2000, 237 с.