Научная статья на тему 'Имиджмейкинг как важный аспект вузовского маркетинга (на примере КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова)'

Имиджмейкинг как важный аспект вузовского маркетинга (на примере КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
329
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / имиджмейкинг / университет / образование / репутация / потребители. / image / image making / university / education / reputation / сonsumers

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.А. Табаева

В связи с глобализацией и образованием единого мирового образовательного пространства перед отечественными вузами встала проблема собственной узнаваемости и идентификации потребителями. Какие стратегические шаги следует предпринять и какие возможности нужно использовать рекомендует имиджмейкинг стратегия по формированию своего собственного уникального образа и благоприятной репутации. В статье приводится опыт по созданию имиджа КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE MAKING AS AN IMPORTANT ASPECT UNIVERSITY MARKETING (FOR EXAMPLE S.D. ASFENDIYAROV KAZNMU)

Due to globalization and the formation of a single world educational space to domestic universities faced the problem of their own recognition and identification by consumers. What strategic steps to take and what options to use recommends image making strategy to build own unique style and positive reputation. This article presents the experience to create the image S.D. Asfendiyarov KazNMU.

Текст научной работы на тему «Имиджмейкинг как важный аспект вузовского маркетинга (на примере КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова)»

Г.Б. БАЛКАНАЙ, Г.Ж. АХМЕТОВА, В.П. ВОДНЕВ, М. ЕЛЕУСИЗ

АНАЛИЗ КАРТ ВЫЗОВОВ СУИЦИДАЛЬНОЙ ПОПЫТКИ ПО СКОРОЙ ПОМОЩИ

Резюме: Таким образом, что выявленные в нашем исследовании новые тенденции, влияющие на повышение риска суицида среди подростков и детей, в настоящее время являются малоизученными. Поэтому для решения проблемы взрослого суицида в нашей стране необходимо решить вопрос обеспечения психологов и социальных работников новыми методами научного познания. Ключевые слова: суицид, обращения, скорая помощь,

G.B. BALKANAY, G.ZH. AKHMETOVA, V.P. VODNEV, M. ELEUSIZ

THE ANALYSIS OF CARDS OF CALLS OF SUICIDE ATTEMPT ON AMBULANCE

Resume: In such a way that the new tendencies revealed in our research influencing increase of risk of a suicide among teenagers and children, are low-studied now. Therefore for a solution of the problem of an adult suicide in our country it is necessary to resolve an issue of providing psychologists and social workers with new methods of scientific knowledge. Keywords: suicide, appeals, ambulance.

УДК 378.014.15

А.А. ТАБАЕВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова Департамент по клинической работе

ИМИДЖМЕЙКИНГ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ВУЗОВСКОГО МАРКЕТИНГА (НА ПРИМЕРЕ КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА)

В связи с глобализацией и образованием единого мирового образовательного пространства перед отечественными вузами встала проблема собственной узнаваемости и идентификации потребителями. Какие стратегические шаги следует предпринять и какие возможности нужно использовать рекомендует имиджмейкинг - стратегия по формированию своего собственного уникального образа и благоприятной репутации. В статье приводится опыт по созданию имиджа КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Ключевые слова: имидж, имиджмейкинг,университет, образование, репутация, потребители.

В современных условиях социально-экономического развития мира происходят изменения во взаимодействии между обществом, государством, бизнесом и университетами. Наряду с образовательно-научной деятельностью университеты ведут предпринимательскую деятельность, конкурируя за привлечение средств из разных источников. Постоянно растут требования к вузу, как со стороны государственных органов, так и со стороны общества, абитуриентов, обучающихся и их родителей, работодателей выпускников, деловых партнеров. Помимо качества предоставляемого образования большую роль в репутации вуза стал играть фактор престижа учебного заведения, его имиджевый статус в образовательной системе [1].

Реформирование системы отечественного высшего образования, её интеграция в единое мировое образовательное пространство, необходимость быстрого реагирования на динамику образовательного рынка и рынка труда, необходимость использования в сложившихся экономических условиях неценовых методов продвижения услуг для прочного установления доли вуза на рынке ставят перед университетами серьезные задачи формирования и реализации имиджевой политики, стратегического позиционирования и режима открытого взаимодействия с общественностью [1,2].

Если не выстраивать собственный имидж целенаправленно, он будет формироваться спонтанно с непредсказуемым результатом. Если же образовательное учреждение -известный и узнаваемый бренд, то оно занимает более выигрышную позицию по сравнению с конкурентами, так как:

• стабилизируются все бизнес-потоки (финансовые, материальные и нематериальные ресурсы);

• минимизируются риски и затраты на разработку и внедрение новых образовательно-научных проектов (старт новой услуги не "с нуля");

• доля рынка становится устойчивой (растет число лояльных потребителей);

• возрастают возможности привлечения внебюджетных средств [3].

Добиваясь перечисленных преимуществ, отечественные вузы всерьёз занялись вопросами изучения имиджмейкинга. Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова (КазНМУ) является наглядным тому примером, последовательно и целенаправленно выстраивая свой имидж, становясь всё более узнаваемым в мировом образовательном пространстве. Цель имиджмейкинга КазНМУ.

Целью имиджмейкинга КазНМУ является повышение узнаваемости и конкурентоспособности в образовательном пространстве путем формирования и поддержания устойчиво-привлекательного образа Университета для абитуриентов и обучающихся, квалифицированных преподавательских кадров, учреждений здравоохранения, медицинской науки и промышленности, ведущих университетов и других образовательных учреждений, казахстанских и зарубежных средств массовой информации. Задачи имиджмейкинга КазНМУ.

1. Определение модели имиджа Университета с выделением наиболее значимых для потребителя атрибутов.

2. Формирование внутреннего имиджа для консолидации коллектива Университета, совершенствования корпоративной культуры.

3. Определение схемы управления имиджем Университета и её функционирования.

Определение модели имиджа КазНМУ.

Перед тем, как определить базовую модель имиджа для КазНМУ, нужно определить, что такое идеальный имидж Университета.

Идеальный имидж высшего учебного заведения в представлениях многих преподавателей и студентов - это государственный, известный, престижный, дающий

качественное образование, отвечающее современным требованиям общества, предоставляющий возможность выбора формы обучения и образовательного маршрута, обеспечивающий практикой по выбранной профессии, содействующий в трудоустройстве, прохождении зарубежных стажировок и международном обмене научными достижениями и опытом [1].

В качестве основы для модели имиджа в КазНМУ была взята известная интегральная модель имиджа Университета [1], складывающаяся из многих составляющих, которые в своей

комбинации дают общий образ (Рисунок 1). Внешний имидж поддерживается известностью и общественным мнением об Университете, формируемым рекламной кампанией, качеством образовательного продукта и услуг, репутацией делового партнера и социально-ответственного предприятия, СМИ и общественными организациями. Немаловажную роль в формировании имиджа играет и так называемый внутренний имидж.

По каждой из составляющих модели в КазНМУ была проведена целенаправленная работа.

Бизнес-имидж

Имидж потребителей образовательного товара (услуги)

Имидж образовательного товара (услуги)

Социальный имидж

Визуальный имидж

Имидж ППС и студентов

Рисунок 1 - Интегральная

Имидж образовательного товара/услуги составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает товар/услуга, предоставляемая Университетом. Качество подготовки специалистов и реализуемых образовательных программ - наиболее важный элемент создания хорошей деловой репутации [1].

КазНМУ является первым и старейшим высшим учебным медицинским заведением Казахстана, подготовившим за всю историю своего существования более 70 тысяч врачей, многие из которых успешно трудятся как в стране, так и за рубежом. За заслуги в деле подготовки кадров и большой вклад в науку вуз был награжден правительством Казахстана в 1981 году Орденом Трудового Красного Знамени, а в 2001 году ему был присвоен статус национального.

С 2011 года на основе лучшего мирового опыта была разработана и поэтапно внедрена компетентностно-ориентированная модель медицинского образования [4]. Для своевременной адаптации образовательной программы к требованиям рынка труда в состав комитетов образовательных программ по всем специальностям подготовки были включены ведущие специалисты практического здравоохранения, лидеры профессиональных ассоциаций. Были созданы условия обучающимся для отработки практических навыков в оснащенном современными компъютерными тренажерами, фантомами, манекенами, роботами и симуляционным оборудованием Центре практических навыков. Для развития и совершенствования научно-исследовательских

компетенций у обучающихся и преподавателей при Университете был открыт НИИФПМ им. Б. Атчабарова с научно-образовательными лабораториями и виварием. Были предприняты реальные шаги по созданию университетской сети клиник иШСЫШС, где интерны и резиденты получили доступ к современному медицинскому

ь имиджа университета

оборудованию и пациентам. Следуя принципу «врач должен говорить на языке пациента», была разработана и в настоящее время реализуется программа полиязычного обучения на казахском, русском и английском языках. В 2011 году МОН РК включил КазНМУ в десятку инновационно-ориентированных вузов страны как активно генерирующий новые знания и новые технологии в сфере высшего медицинского образования.

В результате нововведений, образовательные программы КазНМУ по всем медицинским специальностям бакалавриата стабильно занимают лидерские позиции в национальном рейтинге образовательных программ, а по итогам институционального рейтинга-2014 Независимого Казахстанского Агенства по Обеспечению Качества в Образовании (НКАОКО) КазНМУ вошел в Топ-30 университетов страны (первый среди профильных). Соответствие качества образовательных услуг установленным требованиям было подтверждено Независимым Агенством по Аккредитации и Рейтингам (НААР) с участием экспертов Всемирной Федерации Медицинского Образования (ВФМО) в 2012 году, государственными уполномоченными органами при проведении очередной государственной аттестации в 2013 году. Университет вошел в мировую базу аккредитованных медицинских вузов ВОЗ/ВФМО «Директория Авиценны». По итогам конкурса 2013 года Университет стал обладателем Народного знака качества «Безупречно» Лиги потребителей Казахстана. Независимая оценка знаний выпускников медицинских вузов страны, проведенная МЗ РК в 2014 году, продемонстрировала наилучшие в стране количественный и качественный показатели результативности обучения в КазНМУ (100 % и 95 % соответственно).

Имидж потребителей образовательного товара (услуги) -это представление о стиле жизни, общественном статусе и характере потребителей [1]. В КазНМУ учатся студенты из 17 стран мира. Высокий входной порог, установленный МОН

РК для национальных университетов, и квота на приём в КазНМУ обеспечивают преимущественно элитный состав абитуриентов. Так, по данным приемной комиссии КазНМУ, в последние годы каждый четвертый первокурсник является обладателем «Алтын Белп», каждый десятый -победителем республиканских/международных научных проектов и олимпиад. Обучающиеся КазНМУ выезжают на учебу в другие вузы страны и мира по программам внутреннего и внешнего академического обмена. Ежегодно более 50 студентов Университета становятся призерами международных олимпиад и конкурсов научных студенческих работ в вузах Казахстана, России, Украины, Португалии, Испании, Малайзии и др. В традиционном ежегодном конкурсе МЗиСР РК «Лучший выпускник года» выпускники КазНМУ уверенно занимают призовые места по всем специальностям подготовки.

В Университете функционируют Студенческое правительство, студенческие деканаты, более 20 молодежных объединений и формирований по интересам, творческие коллективы. Среди студентов КазНМУ есть обладатели титулов олимпийских чемпионов и «Мисс Казахстан-2013».

Работодателями выпускников являются учреждения здравоохранения и медицинской науки. КазНМУ, в рамках заключенных двусторонних договоров, тесно сотрудничает с управлениями здравоохранения 8 регионов Казахстана, где интернов КазНМУ с нетерпением ждут на практику, ориентируют по наиболее востребованным в регионе специализациям, готовят из них свой кадровый резерв. Более 250 учреждений здравоохранения каждый год участвуют в «Ярмарке вакансий», организуемой Университетом для студентов старших курсов. Ежегодно 92% выпускников КазНМУ трудоустраиваются по специальности, занимая 73 % отраслевого рынка труда. 65 % работодателей отмечают наибольшую востребованность на рынке труда выпускников КазНМУ, благодаря их репутации как квалифицированных молодых специалистов с хорошим личностным потенциалом и стремлением к саморазвитию. Соответствие портрету идеального выпускника отмечается по следующим характеристикам: отличные знания по своей специальности (50 %), широкий кругозор, трудолюбие и высокая трудовая дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей (44 %), коммуникабельность (43 %) [5].

Визуальный имидж Университета создается из восприятия Университета потребителем того, что он видит, слышит, чувствует, вдыхает и трогает. Это название Университета, его символика, внешний и внутренний дизайн зданий, оснащение учебных и рабочих мест, стиль презентационных и рекламных материалов, деловой документации, сувенирная продукция, внешний вид и визуальное отражение корпоративной культуры административно-управленческого персонала, профессорско-

преподавательского состава, обучающихся [1]. В 2010-2013 гг. КазНМУ провел капитальный ремонт всех учебных зданий и общежитий с приведением отделки и дорожного покрытия в единый фирменный цвет и дизайн. На центральной площади Университета сооружена входная группа, провозглашающая корпоративные ценности на 3-х языках. На центральной Аллее установлены университетский логотип и флаг. Положительному психологическому восприятию содействует музыка, льющаяся по каналу корпоративной радиосвязи. Учебным аудиториям, корпусам, центрам и институтам присвоены имена профессоров, в течение многих лет работавших в Университете и широко известных научной общественности. В память о деятелях университетской науки, Ученым Советом учреждены 8 именных стипендий. В здании ректората бывший актовый зал преобразован в Зал Славы Университета, где проходят заседания Ученого Совета, встречи руководства с коллективом, публичные лекции зарубежных визитинг-профессоров и все знаковые события Университета. В этом Зале размещена галерея портретов известных все стране бывших преподавателей и студентов, на стенах золотом выбиты имена сотрудников -

лауреатов государственных премий СССР и РК, по центру Зала - макет Ордена Трудового Красного Знамени. На постаменте размещена Книга выпускников Университета со списками студентов с 1936 года. Все значимые университетские события начинаются и заканчиваются гимном КазНМУ. Галерея Славы выпускников с именами студентов-чемпионов, государственных деятелей здравоохранения находится в центре университетского городка. Рядом - мемориальный комплекс «Учителю» как знак уважения преподавателям. В КазНМУ есть свой театр «Concordia», на сцене которого регулярно выступает со своими постановками студенческая театральная труппа, периодически выступают студенты из вуза-партнера -Казахской Национальной Академии Искусств им. Т.К. Жургенева, приглашаются на творческие встречи заслуженные деятели искусства Казахстана. Для унификации рекламных и информационных материалов университета в 2013 году было разработано «Руководство по проектированию фирменного стиля Казахского Национального Медицинского Университета им. С.Д. Асфендиярова для производства печатной и сувенирной продукции». Была разработана и налажен выпуск рекламной и сувенирной продукции с фирменным дизайном и логотипом, адресованной основным группам потребителей.

Социальный имидж Университета - представление широкой общественности о социальных целях и роли Университета в жизни города, региона, страны. Формируется посредством информирования общественности о важнейших

социальных аспектах деятельности Университета [1]. Для информирования общественности КазНМУ определил следующие основные каналы - радио, телеканалы «Казахстан», «БШм жэне мэдениет», «Хабар», «Асыл Арна», «7», профессиональные и массовые печатные издания (республиканские газеты «Казахстанская правда», «Литер», медицинские журналы, журналы «Современное образование», «Алтын Сапа» и др.), интернет-ресурсы. Часто поднимаемыми темами являются вклад КазНМУ в реформирование медицинского образования, проводимые мероприятия для обучающихся воспитательно-патриотического характера, достижения в лечебно-консультационной и научной деятельности, проведение акций по оказанию медицинских услуг социально незащищенным слоям населения, участие в крупных региональных проектах, мероприятия по борьбе с коррупцией в образовании и медицине.

Клинические кафедры КазНМУ на регулярной основе проводят акции по бесплатному оказанию медицинских услуг, организуя Дни открытых дверей в честь Дня пожилого человека, Дня защиты детей, Всемирного дня здоровья, Дня Победы. Вместе с интернами, резидентами преподаватели организуют профилактические медицинские осмотры детей подшефных детских домов и школ-интернатов для детей-инвалидов, тематические опросы и консультации населения на площадках и гипермаркетах города. В школах, колледжах, университетах города студенты из числа волонтеров читают лекции и проводят тренинги по рациональному питанию, профилактике инфекций и социально-значимых заболеваний, борьбе с наркоманией, табакокурением и алкоголизмом. КазНМУ активно принимает участие во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях города. Пресс-службой КазНМУ ежегодно размещается около 200 публикаций об университетских событиях в СМИ.

В 2013 году Университетом был разработан беспрецедентный для отечественной системы здравоохранения инициативный проект по созданию Комитетов общественного здоровья в г. Алматы. Проект был поддержан акиматом и управлением здравоохранения города. Были проведены круглые столы с общественностью и всеми заинтересованными сторонами, избран состав комитетов. Намечены планы по формированию таргетных сообществ в социальных сетях и клубов нового формата -коронарного клуба для больных с заболеваниями сердца, клубов гипертоников, клубов больных с сахарным диабетом,

астмоклубов. Комитетами ведется большая работа по профилактике социально-значимых болезней среди населения города, обучению парамедиков оказанию неотложной медицинской помощи и уходу за постельными больными.

В Университете утверждена "Концепция поэтапной организации воспитательной и социальной работы со студентами", ориентированная на формирование системы общечеловеческих ценностей и высоких гуманистических идеалов у обучающихся. В рамках реализации концепции КазНМУ ежегодно организует для студентов и сотрудников театральный сезон с посещением лучших постановок в театрах города.

В Университете осуществляются программы «Здоровье ППС», «Здоровье Студентов», в рамках которых проводятся профилактические осмотры и обследования, диспансеризация и оздоровление. Университетом выделяются средства на питание и проживание обучающихся-сирот, на питание обучающихся, находящихся в группе риска по туберкулезу, предоставляются скидки на обучение социально-незащищенным обучающимся. Традициями является чествование ветеранов труда и ВОВ на празднествах, для них организуются благотворительные обеды в День пожилого человека и День победы с раздачей продуктовых корзин и витаминно-минеральных комплексов.

Бизнес-имидж Университета - это представление об Университете как субъекте коммерческой деятельности, зарабатывающем деньги путем продажи образовательных, научных, медицинских продуктов и услуг. В качестве основных детерминант выступает деловая репутация и деловая активность, индикаторами которой являются объем продаж, относительная доля рынка, инновационность образовательных, научных, медицинских технологий и степень их освоения, разнообразие предлагаемых товаров и услуг, ценовая политика, сбытовая сеть и т.д.[1].

КазНМУ, будучи национальным университетом страны, принимает основную долю абитуриентов по профилю, поступающих по госзаказу. В то время как другие университеты страны вынуждены конкурировать за абитуриентов, КазНМУ, не имея возможности принять всех желающих из-за ограниченности учебных ресурсов, ежегодно ходатайствует перед МЗиСР РК о квотировании числа направляемых сюда первокурсников. Клиническими базами КазНМУ являются более 100 медицинских организаций разных форм собственности г. Алматы и Алматинской области, включая республиканские научные медицинские центры. Кроме того, Университет сотрудничает на долгосрочной основе с управлениями здравоохранения 8 регионов Казахстана, где интерны проходят профессиональную практику. В рамках сотрудничества врачебные бригады из ведущих профессоров ежегодно выезжают в регионы для оказания врачебно-консультативной помощи сложным пациентам, проведения мастер-классов для практических врачей. При КазНМУ работает Институт последипломного образования, где повышают квалификацию врачи, медсестры и медики-преподаватели страны. По просьбе руководителей медицинских организаций проводятся выездные циклы обучения для врачебного и сестринского персонала. С 2014 года в Университете открыты программы МВА для подготовки менеджеров здравоохранения. Развивается сеть собственных клиник Университета иШСЫШС, которые наравне с другими лечебно-профилактическими учреждениями страны участвуют в конкурсах МЗСР РК на выполнение государственного объема бесплатной медицинской помощи и оказывают платные медицинские услуги. ППС и обучающиеся КазНМУ вовлечены в реализацию государственной программы здравоохранения «Саламатты Казахстан» по преодолению эпидемии туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, профилактике и лечению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, охране материнства и детства. Центр практических навыков с новейшим симуляционным

оборудованием, генетическая лаборатория, являющаяся Центром коллективного пользования, активно используются на партнерских началах для нужд региона. В университетском журнале «Вестник КазНМУ», входящем в перечень изданий, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК для публикации основных результатов научной деятельности, публикуются все ученые-медики страны. Для начинающих исследователей создан электронный журнал ISJM International Students Journal of Medicine. Имиджевыми мероприятиями стали ежегодно проводимые Дни Университета, международный форум студентов-медиков «DOC», зимние и летние школы научной медицины и общественного здравоохранения. Университет стал постоянно функционирующей площадкой для обмена профессиональными знаниями и опытом между учеными-медиками и практическими врачами на международном уровне. ППС и обучающиеся КазНМУ ежегодно участвуют в международных образовательных программах Болашак, Tempus, Erasmus Mundus, Fulbright, DAAD. Ежегодно более 100 визитинг-профессоров из зарубежных вузов приглашаются на кафедры Университета по программе академической мобильности, в результате тесного сотрудничества рождаются совместные международные научные проекты и масштабные клинические исследования. Приоритетными научно-клиническими направлениями для КазНМУ являются сахарный диабет и проблемы старения, исследования в данной сфере проводятся в партнерстве с японскими университетами и единственным в мире Институтом по исследованию старения BUCK INSTITUTE (США).

Получив членство в профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциациях и федерациях Европы (EUA, AMEE, ADEE, AMSE, ORPHEUS, ASPHER, EUPHA), Азии (IFMSA) и мира (IAU), КазНМУ активно участвует в зарубежных конференциях, добиваясь узнаваемости и признания. Ведется работа по показателям мировых рейтингов университетов. Ощутимых результатов удалось добиться в рейтинге Webometrix, попав в первую шестерку казахстанских вузов.

Имидж преподавателей и студентов Университета - это некий собирательный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты в плане компетентности, культуры, социально-демографического профиля, особенностей образа жизни и поведения [1]. В штате КазНМУ порядка 1500 преподавателей, в т.ч. академиков и член-корреспондентов НАН РК, других академий РК, зарубежных академий - 2%, лауреатов государственных премий - 2 %, заслуженных деятелей РК -5 %, заслуженных врачей РК - 5 %, членов международных профессиональных ассоциаций - 8 %, членов казахстанских профессиональных ассоциаций - 30 %, обладателей правительственных наград - 3 %, отличников здравоохранения - 7 %, отличников образования - 8 %, докторов и кандидатов наук/ PhD - 50 %. Более 80 % ППС клинических кафедр имеют высшую врачебную категорию. Ведущие профессора являются главными внештатными специалистами городского отдела здравоохранения г. Алматы и МЗиСР РК. 15 профессоров КазНМУ являются обладателями республиканского звания и государственного гранта «Лучший преподаватель вуза».

Наряду с отечественными профессорами в Университете работают зарубежные специалисты. За последние 4 года по программе привлечения зарубежных специалистов Университет посетили более 400 визитинг-профессоров из лучших университетов США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Чехии, Южной Кореи, Китая, Малайзии, России, Украины, Белоруссии. Имидж руководителя/руководителей Университета включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках руководителя (руководителей) на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик [1].

Руководители КазНМУ всегда открыты для приема персонала и посетителей. Образы руководителей КазНМУ, включающие персональный, социальный и профессиональный имидж, раскрываются во время корпоративных мероприятий, в корпоративной газете «Шипагер», на блогах руководителей. Формирование внутреннего имиджа КазНМУ. Внутренний имидж Университета - это самоидентификация и позиционирование сотрудников и обучающихся, их вклад в формирование имиджа Университета. Основными детерминантами являются корпоративная культура, образовательная среда и ее социально-психологический климат [1]. В КазНМУ официально провозглашенными ценностями являются «служение народу», «профессионализм», «уважение студентов», «почитание учителей», «высокая репутация вуза», «преемственность поколений», «устремленность в будущее». Девиз КазНМУ - «Нам есть чем гордиться!». Введен кодекс чести для преподавателей, сотрудников и обучающихся, функционирует Этический Совет. Большую роль в жизни КазНМУ играют традиционные мероприятия -

1 сентября - День знаний (открытие учебного года)

День Учителя

Осенний бал

Выборы студенческого правительства

Дни Университета (1-й день - публичные чтения; 2-й день -день

факультетов; 3-й день - студенческий)

Дни национальных культур

Театральный сезон

Зимние и летние школы Эстафета

добрых дел День науки

Конференция «Инновации в высшем медицинском образовании»

Конференция «Актуальные вопросы лабораторной медицины XXI века»

Конференция «Университетская клиника - проблемы и перспективы»

Весенний бал День медицинского

работника

Выпускной бал

Августовские чтения (встреча руководства вуза с ППС).

На территории Университета размещены мемориальный комплекс «¥стазыма - Учителю», Галерея Славы выпускников, «Tabula Prima» с достижениями ППС и выпускников, Аллея героев, Аллея жизни, Аллея добрых дел. Управление имиджем КазНМУ.

Формирование и поддержание позитивного имиджа Университета требует интеграции усилий всех работников Университета. Процесс инициации формирования и мониторинг дальнейшего благоприятного развития имиджа осуществляет руководство КазНМУ. Прямое и непосредственное участие в процессе реализации имиджевой политики принимают все структурные подразделения. Контакт уполномоченных представителей подразделений со СМИ организуется пресс-службой КазНМУ. Пресс-служба осуществляет мониторинг освещения имиджевых мероприятий Университета в зарубежных, республиканских и региональных СМИ, целевых и контактных аудиториях, образовательно-научных учреждениях, отслеживает и анализирует работу подразделений по всем направлениям имиджевой политики и предоставляет сводный отчет руководству. Внутренний имидж КазНМУ формируется и шлифуется руководителями структурных подразделений. Ожидаемые результаты имиджмейкинга.

- позиционирование КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова на рынке образовательных услуг как одного из наиболее динамично развивающихся казахстанских высших образовательных учреждений инновационного типа;

- позиционирование руководителей КазНМУ как п р о гр е с с и в н ых руководителей системы высшего медицинского образования Казахстана;

- расширение межрегиональных и международных связей посредством создания имиджа КазНМУ как современного научно-образовательного и медицинского центра;

- укрепление корпоративной культуры КазНМУ;

- доведение информации о роли КазНМУ до государства и общества, потребителей и всех заинтересованных сторон, открытость для прессы;

- рекламно-информационное сопровождение мероприятий казахстанского и международного уровня, благоприятно влияющих на имидж Университета;

- развитие связей с представителями бизнеса, повышение привлекательности Университета для инвестиционных, трудовых и иных дополнительных ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза. Павлов С.Н. Издательство"Академия Естествознания", 2011 год, ISBN 5-7114-0364-8(978-5-7114-0364-7)

2 Ульяновский А.В. Стратегии корпоративного имиджа и управление лояльностью. - Санкт-Петербург: Zero B2B Advertising // Хэд Лайн, 2006. - 368 с.

3 Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Имидж лидера: технология создания и продвижения. - СПб.: Речь, 2007. - 221 с.

4 Свидетельство о регистрации авторского права № 266 от 28.02.2012 г.

5 Отчет по результатам исследования «Оценка востребованности и конкурентоспособности выпускников КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова на рынке труда по мнению работодателей». - Агентство маркетинговых и социологических исследований «Damu Research Group».

ЖАЦСЫ БЕДЕЛ-БЕЙНЕ Ц¥РУ - ЖОО МАРКЕТИНГТЩ МАН.ЫЗДЫ АСПЕКТ1С1 (С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДМЫ КАЗНМУ МЫСАЛЫНДА)

tywh: Жаhандану жэне 6ipiKKeH элемдш бтм беру кещсттнщ бШмше байланысты отандык ЖОО-ныц алдында, меншшт танымдылык пен тутынушылар сэйкестендаршу мэселелеpi тур. Меншшт бiрегей Typi мен колайлы беделд калыптастыру бойынша стратегияны - имиджмейкинг кандай стратегиялык кадамдарды жасау жэне кандай мумкшджтерд колдануды усынады. Макалада С.Ж.Асфендияров ат. Каз¥МУ имиджш куру бойынша тэжipибе кел^ршген. Т^шд) сездер: бедел-бейне, бейне куру, университет, бтм беру, тутынушылар.

IMAGE MAKING AS AN IMPORTANT ASPECT UNIVERSITY MARKETING (FOR EXAMPLE S.D. ASFENDIYAROV KAZNMU)

Resume: Due to globalization and the formation of a single world educational space to domestic universities faced the problem of their own recognition and identification by consumers. What strategic steps to take and what options to use recommends image making - strategy to build own unique style and positive reputation. This article presents the experience to create the image S.D. Asfendiyarov KazNMU. Keywords: image, image making, university, education, reputation, consumers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК:616.728.2:616.71

Д.Б. ЖЕКСЕМБИЕВА, Ю.Х. ЗУБИ, В.В. ЭЙСМОНТ, ЖЖ ТУЙГЫНОВ

Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова, Кафедра травматологии, ортопедии и ВПХ.

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИЯ КРУПНЫХ

СУСТАВОВ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

В статье представлен анализ результатов прохождения курса реабилитации больных после эндопротезирования тазобедренного и коленного суставов в возрасте от 18 до 80 лет.

Ключевые слова: Реабилитация, эндопротезирование, тазобедренный, коленный, сустав, АЯТЯ0М0Т-К1, Бартел.

Введение.

В последнее время вопрос реабилитации после эндопротезирования крупных суставов становится все более значимым. Реабилитация как процесс реализации комплекса мероприятий, направленных на восстановление социального и профессионального статуса пациента играет огромную роль в послеоперационном периоде. Значительная распространенность заболеваний и травм тазобедренного и коленного сустава, стойкость нарушений функций сустава сопровождающиеся длительной утратой трудоспособности, превращает медицинскую

реабилитацию при этой патологии в важнейшую проблему здравоохранения.

Количество заболеваний и повреждений тазобедренного и коленного сустава, по прогнозам ВОЗ, будет расти с увеличением продолжительности жизни и общим старением населения. В 2000 г. во всем мире количество лиц в возрасте 60 лет и старше составило 590 млн. человек, а к 2025 - превысит один миллиард. Удельный вес заболеваний и повреждений тазобедренного и коленного сустава среди патологии опорно-двигательной системы возрастет на 80%. Согласительная конференция развития эндопротезирования, спонсируемая Национальным

Институтом Здоровья США, в сентябре 1994 года подвела итоги эндопротезирования тазобедренного сустава со времён J.Charnley: «Тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава является методом выбора почти для всех пациентов с его патологией, приводящей к хроническому дискомфорту и функциональной недостаточности. Большинство пациентов имеют великолепные прогнозы для долгосрочного восстановления качества жизни». Материалы и методы.

Изучение клинико-статистической характеристики пациентов прошедших курс реабилитации в ГКБ №4, а так же анализ оказанной помощи осуществлялись поэтапно. Алгоритм данного исследования сводился к составлению схемы и плана сбора информации; созданию карт для выкопировки сведений из медицинской документации больных, прошедших курс реабилитации. Проведен ретроспективный анализ 592 случаев оказания помощи пациентам за 2014 г. Сбор информации осуществляли путем обработки МКСБ (форма 003/у). Первичный сбор и подробное исследование медицинской документации пациентов, прошедших курс реабилитации в ГКБ№4, проводились в архиве ГКБ№4.

В ходе выкопировки данных получен ряд переменных данных, который был разделен на количественные (возраст,

дата поступления, дата выписки, индекс активности повседневной жизнедеятельности Бартела (до поступления и при выписке); количество и вид оказанной терапии ЛФК, массаж, магнитотерапия, миостимуляция мышц нижней конечности, СРМ-терапия (Continues Passive Motion)) и категориальные, последним присваивалась балльная оценка (пол, сустав (коленный, тазобедренный), вид реабилитации(ранний, поздний), соматическая патология). Полученные данные заносились в электронные таблицы Microsoft Excel и SPSS для дальнейшей статистической обработки. Группа больных была разделена при помощи кластерного анализа. С учетом времени обращения (ранняя, поздняя реабилитация), сустав (коленный, тазобедренный). Примененный метод заключался в том, что анализируемую совокупность пациентов автоматически разбивали на 2 группы (кластеры), лица которые обладали схожими проявлениями. I — пациенты, которые проходили раннюю реабилитацию; II — пациенты, которые проходили позднюю реабилитацию. Причиной объединения в кластеры являлась высокая вероятность совместной изменчивости (корреляции) показателей. В свою очередь каждый кластер был разделен на две возрастные категории: от 18 до 59, от 60 и старше, в связи с тем, что особенности реабилитации разных возрастных группах обусловлены возрастными различиями. Результаты.

За 2014 год в ГКБ №4 выполнено 601 операция эндопротезирования коленного сустава и 621-тазобедренного сустава. Согласно ретроспективному статистическому анализу МКСБ отделения реабилитация ГКБ№4 за 2014 год общее количество пациентов, прошедших курс реабилитации составил: 592 пациента, из них с эндопротезированием коленных суставов (178 пац.) 30,81%, тазобедренных суставов (320 пац.), что составило 54,19%. Из них две трети пациентов поступивших для прохождения поздней реабилитации, одна треть для ранней реабилитации. Что касается возрастных особенностей, статистические данные указывают на то, что в течение одного года в возрасте от 18 до 59 лет обратились 599 49,018%, от 60 лет и старше 622 - (50,9%). Средний возраст пациентов составил 64. Среди них было (319 пац.) (57,14%) женщин, и (249 пац.) (42,86%) мужчин. Основными клиническими характеристиками, неразрывно связанными с биомеханическими параметрами и подлежащими оценке для суждения об эффекте оперативного лечения и формировании реабилитационной программы, являются интенсивность болевого синдрома, величина двигательных ограничений в суставе, степень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.