Научная статья на тему 'Коммуникации и информационные технологии в избирательных кампаниях зарубежных лидеров'

Коммуникации и информационные технологии в избирательных кампаниях зарубежных лидеров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электорат / цифровые технологии / социальные сети / США / Франция / избирательные технологии / коммуникационные стратегии / electoral processes / digital technologies / social networks / USA / France / electoral technologies / communicational strategies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Родионова Марина Евгеньевна, Еременко Иван Владимирович

Материал акцентирует внимание на информационном пространстве в ходе электоральных процессов, в котором одно из ключевых мест отводит Интернету. Анализируются различные стратегии (объяснительная, образовательная, разъяснительная, аргументационную, агитационную, имиджевую, стратегии социализации, дискредитации, амальгамирования и др). Оперативность и динамичность преподнесения информации позволяют СМИ эффективно воздействовать на формирование воззрений общества и на сознание широких масс населения. Они во многом способствуют активизации общественного обсуждения политических кандидатов и поддержки того или иного лидера. Был проведен сравнительный анализ социальных сетей (Instagram, Facebook) и WEB-сайтов ведущих политических партий зарубежных стран на примере Франции и США в ходе их одних из последних избирательных кампаний. Лидеры партий Франции и США присутствуют во всех основных социальных сетях и реализуют активную коммуникативную деятельность. Исходя из популярности определенных платформ, направленности контента политиков, предпочтений подписчиков, в каждом отдельном случае можно говорить о реализации стратегий различного вида: информационно-справочной, институциональной, развлекательной, рекламной — они будут зависеть от занимаемого политиком поста, популярности среди населения. Были подняты вопросы особенностей использования коммуникативных стратегий на примере социальных сетей и WEB-сайтов в современном мире. Web-сайты партий в основном сконструированы по одной и той же линии: представлена информация о самой партии, деятельности политической силы; ведется информирование о происходящих акциях и мероприятиях; проводится стратегия формирования сопричастности у сторонников через сбор пожертвований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communications and information technologies in the election campaigns of foreign leaders

Communications and information technologies in the election campaigns of foreign leaders. The material focuses on the information space during electoral processes, in which one of the key places is given to the Internet. Various strategies are analyzed (explanatory, educational, explanatory, argumentative, propaganda, image, socialization strategies, discrediting, amalgamation, etc.). The efficiency and dynamism of presenting information allows the media to effectively influence the formation of the views of society and the consciousness of the broad masses of the population. They largely contribute to intensifying public discussion of political candidates and support for a particular leader. A comparative analysis of social networks (Instagram, Facebook) and WEB sites of leading political parties in foreign countries was carried out using the example of France and the USA during their most recent election campaigns. Party leaders in France and the United States are present on all major social networks and carry out active communication activities; Based on the popularity of certain platforms, the focus of the content of politicians, the preferences of subscribers, in each individual case we can talk about the implementation of strategies of various types: information and reference, institutional, entertainment, advertising they will depend on the post held by the politician and popularity among the population. Questions were raised about the peculiarities of using communication strategies using the example of social networks and WEB sites in the modern world. Party websites are basically designed along the same line: information about the party itself, the activities of the political force are presented; information is provided about ongoing promotions and events; A strategy is being pursued to build ownership among supporters through fundraising.

Текст научной работы на тему «Коммуникации и информационные технологии в избирательных кампаниях зарубежных лидеров»

(В Родионова Марина Евгеньевна

кандидат социологических наук, доцент, доцент департамента политологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; доцент кафедры государственных закупок, менеджмента и государственного управления,

Государственный университет просвещения

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167; ул. Веры Волошиной, 24, г. Мытищи, Московская обл., 141014

E-mail: m.rodionova@mail.ru

© Еременко Иван Владимирович

кандидат философских наук, доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: IVEremenko@fa.ru

Коммуникации и информационные технологии в избирательных кампаниях зарубежных лидеров

Материал акцентирует внимание на информационном пространстве в ходе электоральных процессов, в котором одно из ключевых мест отводит Интернету. Анализируются различные стратегии (объяснительная, образовательная, разъяснительная, аргументационную, агитационную, имиджевую, стратегии социализации, дискредитации, амальгамирования и др). Оперативность и динамичность преподнесения информации позволяют СМИ эффективно воздействовать на формирование воззрений общества и на сознание широких масс населения. Они во многом способствуют активизации общественного обсуждения политических кандидатов и поддержки того или иного лидера. Был проведен сравнительный анализ социальных сетей (Instagram, Facebook) и WEB-сайтов ведущих политических партий зарубежных стран на примере Франции и США в ходе их одних из последних избирательных кампаний. Лидеры партий Франции и США присутствуют во всех основных социальных сетях и реализуют активную коммуникативную деятельность. Исходя из популярности определенных платформ, направленности контента политиков, предпочтений подписчиков, в каждом отдельном случае можно говорить о реализации стратегий различного вида: информационно-справочной, институциональной, развлекательной, рекламной — они будут зависеть от занимаемого политиком поста, популярности среди населения. Были подняты вопросы особенностей использования коммуникативных стратегий на примере социальных сетей и WEB-сайтов в современном мире. Web-сайты партий в основном сконструированы по одной и той же линии: представлена информация о самой партии, деятельности политической силы; ведется информирование о происходящих акциях и мероприятиях; проводится стратегия формирования сопричастности у сторонников через сбор пожертвований.

Ключевые слова: электорат, цифровые технологии, социальные сети, США, Франция, избирательные технологии, коммуникационные стратегии.

Для цитирования: Родионова М.Е., Еременко И.В. Коммуникации и информационные технологии в избирательных кампаниях зарубежных лидеров // Вопросы медиабизнеса. 2023. Т. 2. № 2. С. 31-38. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0130

Marina E. Rodionova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Political Science,

Financial University under the Government of the Russian Federation;

Associate Professor of the Department of Public Procurement, Management and Public Administration, State University of Education

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167;

t. Vera Voloshina, 24, Mytishchi, Moscow region, 141014

E-mail: m.rodionova@mail.ru

Ivan V. Eremenko

Candidate of Philosophical Sciences,

Associate Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: IVEremenko@fa.ru

Communications and information technologies in the election campaigns of foreign leaders

Communications and information technologies in the election campaigns of foreign leaders. The material focuses on the information space during electoral processes, in which one of the key places is given to the Internet. Various strategies are analyzed (explanatory, educational, explanatory, argumentative, propaganda, image, socialization strategies, discrediting, amalgamation, etc.). The efficiency and dynamism of presenting information allows the media to effectively influence the formation of the views of society and the consciousness of the broad masses of the population. They largely contribute to intensifying public discussion of political candidates and support for a particular leader. A comparative analysis of social networks (Instagram, Facebook) and WEB sites of leading political parties in foreign countries was carried out using the example of France and the USA during their most recent election campaigns. Party leaders in France and the United States are present on all major social networks and carry out active communication activities; Based on the popularity of certain platforms, the focus of the content of politicians, the preferences of subscribers, in each individual case we can talk about the implementation of strategies of various types: information and reference, institutional, entertainment, advertising - they will depend on the post held by the politician and popularity among the population. Questions were raised about the peculiarities of using communication strategies using the example of social networks and WEB sites in the modern world. Party websites are basically designed along the same line: information about the party itself, the activities of the political force are presented; information is provided about ongoing promotions and events; A strategy is being pursued to build ownership among supporters through fundraising.

Keywords: electoral processes, digital technologies, social networks, USA, France, electoral technologies, communicational strategies.

JEL Classification: D72

For citation: Rodionova M.E., Eremenko I.V. Communications and information technologies in the election campaigns of foreign leaders. Issues of Media Business, 2023, vol. 2, no. 2, pp. 31-38. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0130

В условиях активной всемирной интеграции создается мировое политическое, экономичеч

ское и информационное пространство, в котором Интернет является основным средством

коммуникации и обуславливает рост скорости обмена информацией. К тому же его развитие подчеркивает ряд веских проблем для каждого государства — субъекта глобального информационного пространства. Если учитывать роль общецивилизационных свойств Интернета назревает вопрос поддержки ментально-исторической, суверенной природы каждой из стран. Уникальное значение в данном процессе получают политические партии как ключевые субъекты власти и гражданского общества, развития народовластия. Перспективы реформирования партийной системы и формирования гражданского общества в разных странах зависят от того, насколько дейо ствия политических партий будут прозрачны и зависимы от вопроса представления интересов и потребностей граждан во взаимоотношениях со страной. Эволюция информационного общества дает возможность миллионам людям иметь доступ к глобальным информационным материа-о лам. На сегодняшний день уже очень трудно поддерживать уровень политических партий без использования современных подходов. Например, таких средств коммуникации, как Интернет.

Политические партии как посредники между политиками и гражданами в государстве выдвигают различные политические курсы, основанные на интересах тех или иных социальных групп. Образовательная или разъяснительная стратегия направлена на расширение политической компетентности граждан и увеличение их политической восприимчивости к определенным событиям и явлениям социальной жизни. Отдельно выделим стратегию саморепрезентации. Она ориентируется на построение имиджа политика путем отождествления, оппозиционирова-ния, солидаризации [Паршина, 2005. С. 75].

Стратегия формирования эмоционального настроя кандидата апеллирует к эмоциональной, а значит слабо контролируемой сфере психики адресата. При аргументативной стратегии убеждение строится на аргументации с помощью тактик иллюстрирования, контрастивного анализа, указания на перспективу. Цель агитационной стратегии — оказать прямое или скрытое воздействие на аудиторию с побуждением к действию. В стратегии амальгамирования преобладает «мы»-дискурс [Малкин, Сучков, 2012. С. 56]. Также выделяются стратегии борьбы за власть — стратегии дискредитации, манипуляции, самозащиты. Применяя их, политик подрывает авторитет конкурента в глазах общественности, убеждая реципиентов встать на его позицию.

Рассмотрим реализацию данных коммуникативных стратегий на примере лидирующих партий Франции («Вперёд, Республика!», «Непокоренная Франция») и США («Республиканская партия», «Демократическая партия»).

Сегодня победить в борьбе за власть, не имея доступа к медийным средствам, невозможно. Оперативность и динамичность преподнесения информации позволяют СМИ эффективно воздействовать на формирование воззрений общества и на сознание широких масс населения. Они во многом способствуют активизации общественного обсуждения политических кандидатов и поддержки того или иного лидера.

Обратимся сначала к коммуникативным стратегиям, использованным на выборах президента в 2017 г. во Франции. По мнению французских экспертов, это были первые в истории Франции выборы, на которых Интернет сыграл существенную роль.

Среди наиболее активно примененных технологий фигурировали:

• использование сайтов кандидата для агитации, сбора пожертвований и вербовки волонтеров (Меланшон, Макрон, Ле Пен);

• использование социальных сетей (большинство кандидатов);

• производство вирусного видео-контента (Меланшон);

• использование специализированных ИТ-систем и мессенджеров (Whatsapp, Telegram) для координации работы волонтеров;

• использование Big Data и таргетирования (Макрон);

• робоколл (Макрон);

• рассылка электронных писем по базе сторонников (все основные кандидаты);

• использование голограмм на митингах (Меланшон);

• использование обложек журналов (Макрон) [Технологические уроки...].

Наиболее интересные коммуникативный приемы использовал левый политик Жан-Люк Меланшон. Ее базовыми элементами его коммуникативных стратегий стали:

• активное присутствие в Интернете (Youtube), сотрудничество с топовым ютьюберами;

• вирусное видео, видео-дневник кампании, прямые трансляции в социальные сети;

• продажа сувенирной продукции и фандрайзинг через сайт;

• использование CRM-систем при работе с агитаторами; 33

• поездка на барже по Сене с остановками в городах по пути и проведением встреч, что стало хорошим информационным поводом для СМИ;

• использование голографических трансляций во время митингов в нескольких городах;

• успешное выступление на дебатах с качественной имиджевой отстройкой от других кандидатов в образе народного трибуна и харизматика.

Что касается кандидата в президенты на выборах 2017 г. Э. Макрона, он также включился в технологическую гонку. Проходили редкие, массовые встречи с отобранной аудиторией и режиссурой по американскому образцу, с последующей трансляцией в СМИ и через социальные сети. Базовыми проектами стратегии Макрона стали:

• медийная раскрутка в СМИ. За 26 недель перед первым туром выборов с Макроном на обложке вышло 90 журналов (статистика штаба Меланшона);

• вербовка активистов через Интернет и полевую сеть;

• робоколл (6 млн личных звонков избирателям, записанных и растиражированных). Об-звон осуществлялся на основании официальных телефонных справочников;

• кампания пикетов и «от двери к двери» (20 тыс. агитаторов на пике кампании), ориентированная на формирование базы данных рассылки. В итоге штаб Макрона получил базу из 460 тыс. сторонников, которые ежедневно получали письма от кандидата и предложения поделиться этой информацией с родственниками и знакомыми.

• адресная рассылка СМС-сообщений от кандидата с призывом прийти на выборы;

• использование Big Data для таргетирования кампании [Технологические уроки...].

Использование Big Data в кампании Макрона было основано на географическом сегментировании страны. Францию разбили на 60 тыс. примерно по 1 тыс. человек в каждом. Это масштаб городского квартала. На эти зоны наложили историю голосования (явка и идеологические предпочтения), социально-экономическую и демографическую статистику, данные соцопросов, данные о наличии волонтеров в этой зоне и поблизости. Исходя из этого, распределили приоритеты в агитации, график работы и положение пикетов, график и частоту встреч с кандидатом и его представителями [Белоконев, Васильев, Титов, 2019. С. 75].

Успех в данной гонке Э. Макрону принесли личные знакомства. Важным приобретением Макрона среди лоббистов крупного бизнеса стала Лоранс Паризо, экс-секретарь Медефа (профсоюза директоров крупных промышленных групп) и заместитель директора Французского института общественного мнения (ИФОП). Это помогло политику влиять на быстроменяющиеся условия и позиционировать себя как кандидата от стартапов, бизнес-лидеров новой технологической формации. Кроме того, знакомство с Жаком Аттали, известным экономистом, позволило Э. Макрону сотрудничать с такими компаниями, как Orange, Omea Telecom, Sanofi и многими другими [Технологические уроки выборов...].

На сегодняшний день WEB-сайт партии «La République En Marche!» («Вперед, Республика!») привлекает внимание своей яркостью и цветами. Можно заметить удобное меню, которое состоит из истории и объяснения что же это за политическое движение, из последних новостей (причем у партии есть своя новостная лента с подпиской), из деталей касаемо членов движения, каких-либо мероприятий и готовые продукты их работы (проекты, результаты, публикации и т.п.). К тому же для удобства прикреплены ссылки на все социальные сети для того, чтобы читатель самостоятельно не искал их официальные страницы в других зонах. Что касается информации на официальном сайте, в основном можно наблюдать темы касающиеся президента Эммануэля Макрона, его победы на выборах и новых реформах.

Относительно социальной сети Instagram можно выделить грамотность публикации постов, судя по цветовой гамме страницы и тому факту, что очень хорошо видны лица и цитаты участников публикаций. Также для удобства посты, которые находятся далеко в ленте, сохранили в highlights. Если говорить о частоте опубликования постов, то можно сказать, что она не частая. В среднем один или два раза неделю. Информативность постов минимальная. В основном все посты состоят из фотографии человека, его цитаты и небольшого комментария от партии. На странице точно так же, как и на сайте, публикуются новости, связанные с французским правительством. Можно наблюдать президента Макрона и премьер-министра Борн, речи Макрона, а так же призывы к голосованию, которые прошли в апреле. В качестве статуса в Instagram партия LREM (ВП) написала фразу: «Pour ceux qui refusent que le pays reste bloqué, ont le gout du travail, du progrès et du risque, et comme valeurs la liberté, la justice et l'Europe» («Для тех, кто не хочет, чтобы страна застряла на ровном месте, есть необходимость работать, продвигаться вперед и рисковать, а в качестве наших ценностей — свобода, справедливость и Европа»).

Страница на Facebook выглядит тоже достаточно привлекательно благодаря правильному сочетанию цветов, а так же использованию хештегов и ссылок на полные статьи или интервью.

34 Можно заметить, что страница ведется активней, чем аккаунт в Instagram. Пост выкладывается в среднем 1-2 раза в 2-3 дня. К тому же публикуется намного больше информации, касаемо резуль-

татов политики Макрона, правительства, социальной ситуации в стране, внутренней политики государства. Вероятно, что страница Facebook более активна, так как старшее поколение больше следит за новостями и больше пользуется именно этой социальной сетью.

Поддержка Ф. Олланда обеспечили благожелательное отношение газет Libération и NouvelObs, L'Expresse, Le Monde к Э. Макрону. Таким образом, с точки зрения технологического инструментария проведения малобюджетных кампаний, пристального изучения заслуживает кампания Жан-Люка Меланшона с его использованием технологических новинок и возможностей интернет-сервисов и социальных сетей.

В сфере использования на выборах Big Data, продуктивным был опыт кампании Эммануэля Макрона по территориальному сегментированию электората. Если попытаться сравнить коммуникативные стратегии французских партий с американскими, можно обнаружить несколько интересных особенностей. Для этого нами была выбрана тактика ведения социальных сетей Дональдом Трампом, кандидатом в президенты США от Республиканской партии в 2016 г.

Дональд Трамп привнес значительные изменения в политическую коммуникацию американской политической элиты и всего мира, коренным образом перевернув понимание роли социальных сетей в политике. Твиттер стал площадкой для озвучивания политиком своей общественно-политической позиции.

Джон Ломбарди — бизнесмен и сторонник Трампа, который во время предвыборной гонки принимал прямое участие в работе с социальными сетями, прокомментировал их взлет:

«Мы начали с 2-3 страничек — „Граждане за Трампа", „Студенты за Трампа", „Коалиция за Трампа", а сейчас у нас около 500 групп всякого рода: „Женщины за Трампа", „Рабочие за Трампа", „Байкеры за Трампа", „Работающие матери за Трампа"».

Если брать на рассмотрение Facebook, то сразу выделяются интересные закономерности. Трамп как тема для обсуждения вызывал зачастую ненависть пользователей или, в лучшем случае, насмешки. Даже приводилась статистика, что на 20 постов о Трампе лишь один был позитивным. Но сама персона Трампа вдохновляла пользователей делится мнениями и контентом, связанным с ним, что благодаря вирусному эффекту прочно держала его в медиапространстве [Циндрик, Готин, Тодыков, 2020. С. 70]. Если посмотреть на распределение рекламного бюджета, то в графе онлайн-маркетинг можно обнаружить, что Д. Трамп вложил в продвижение в социальных сетях почти $14,2 млн. Среди четырех кандидатов в президенты Трамп имел наибольшее среднее количество репостов видео с YouTube, примерно по 5000 на один ролик. Семь самых популярных видео — это телевизионные ролики, встроенные в сайт Трампа.

Использовались точечные послания с помощью анализа больших данных. Так, в населённом гаитянскими мигрантами квартале в Майами была запущена информация об отказе Фонда Клинтон участвовать в ликвидации последствий землетрясения в Гаити — чтобы побудить жителей не голосовать за Хиллари. Это было еще одной целью: удержать её электорат похода на избирательные участки. Использовались и так называемые «темные посты» Facebook: платные объявления в ленте новостей, которые демонстрировались лишь определенным социальным группам.

Таким образом, сравнивая коммуникативные стратегии французских и американских партий в ходе президентских выборов, можно выделить общие закономерности: использование личных сайтов; активная включенность в социальные сети;

использование массивов данных для построения вероятностных моделей поведения; применение маркетинга при ведении социальных сетей; точечное донесение сообщений до целевых групп избирателей.

Различия в стратегиях французских и американских партий заключались скорее в риторике, которая сопровождала виртуальное пространство. Общая направленность президентской гонки США 2016 г. определяется желанием подорвать доверие к оппоненту. Французские партии ориентировались на проактивность в условиях новой информационной реальности.

В 2022 г. французские политики продолжают использовать социальные сети для вовлечения своей аудитории и поддержания чувства сопричастности в происходящие события партий и Франции. Исходя из проведенного сравнительного анализа, наиболее влиятельным французским политиком на сегодняшний день остается Ж.-Л. Меланшон.

Во-первых, политик присутствует во всех основных социальных сетях: Youtube, Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Linkedin и Twitch. Поскольку Ж.-Л. Меланшон занимается ведением социальных платформ достаточно длительное время, еще с президентских выборов 2017 г., они превратились из информационного источника в инструмент осуществления политической силы.

Сайт партии «Непокоренная Франция» и блог Ж.-Л. Меланшона melenchon.fr регулярно информируют сторонников о деятельности партии и ее лидера. На данных ресурсах появляются

острые реакции на некоторые предпринятые в правительстве шаги, ведется разъяснительное направление работы, а также здесь размещены интерактивные ресурсы с предстоящими акциями и мероприятиями.

Отдельно стоит отметить Youtube-канал «JEAN-LUC MÉLENCHON», на который ежедневно выкладываются аналитические видеоролики Ж.-Л. Меланшона. На этот же канал дублируются радио- и телевизионные передачи с участием политика. Ролики Меланшона в TikTok отмечены миллионами просмотров. Таким образом, контент лидера «Непокоренной Франции» набирает большое количество просмотров и пользуется популярностью, поэтому можно судить о том, что данная формула коммуникации в формате видеоблогинга осуществляется в полной мере.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно предположить, что одной из задач Ж.-Л. Меланшона и его партии в президентской гонке 2022 г. являлся переход от традиционных методов общения со сторонниками к популярным среди всех возрастов платформам и социальным сетям, быстрому информированию, разнообразному и уникальному контенту.

У действующего президента Французской Республики, Эмманюэля Макрона, в социальных сетях количество подписчиков суммарно составляет 20 млн человек. По сравнению с аудиторией Ж.-Л. Меланшона в Instagram (около 330 тыс. человек), аудитория Э. Макрона в этой же социальной сети составляет более 3 млн человек.

В Facebook у действующего президента насчитывается около 4 млн подписчиков. В целом вовлеченность президента в социальные сети нельзя назвать активной. Страницы президента достаточно институциональны и не вызывают особых разногласий.

Преобладает и более персонализированный контент, рассчитанный на аудиторию: президент выкладывает кулисы Елисейского дворца, фотографии с необычных ракурсов, а также сел-фи в непринужденной обстановке.

Стоит отметить, что имиджевая digital-стратегия легла в основу избирательной кампании Э. Макрона в 2022 г. Ориентируясь на молодое поколение, политик использовал всевозможные каналы коммуникации и трансляции основных идей его движения: сотрудничал с популярными французскими блогерами McFly и Carlito и снялся с ними в одном видео; каждую неделю на Youtube-канале Emmanuel Macron avec vous (перевод: Эмманюэль Макрон с вами) появлялись профессионально поставленные и смонтированные видеоролики под названием «Le Candidat» (перевод: «Кандидат»), посвященные избирательной кампании Э. Макрона [La stratégie digitale...]. Таким образом, политику удавалось поддерживать политическую причастность молодежного электората к происходившим важным событиям в стране.

Другая онлайн-коммуникативная стратегия, политическое участие граждан в деятельности партии «Вперёд, Республика!», прослеживается на официальном сайте движения. На сайте оказывается информационная поддержка граждан, подробно разъясняются пункты программы по развитию страны, такие как образование, экономическая стратегия, культура, поощряются пожертвования.

Рассмотрим коммуникативные стратегии Д. Трампа. Интересным моментом оказывается содержание с сайта Трампа. Трамп ориентируется на объяснение своей позиции и привлечение средств. Большой фокус на его сайте делается на продажу разной атрибутики, например, бейсболок со слоганом «Make America Great Again». Основным средством коммуникации Д. Трампа остается его сайт, на котором по настоящее время реализуется стратегия фандрайзинга.

Так как аккаунты политика в Facebook, Twitter, Instagram, Youtube остаются заблокированными, Д. Трамп пользуется альтернативными платформами. Собственный блог, запущенный политиком, был закрыт из-за низкой посещаемости. В октябре 2021 г. было объявлено, что Д. Трамп совместно с компанией «Trump Media & Technology Group» запустит новую социальную сеть под названием «Truth Social». В марте 2022 г. платформа стала доступна на территории США.

Теперь обратимся к коммуникативным стратегиям, которые используются Демократической партией США, представляющей Джозефа Байдена. В отличие от активно присутствующих в Интернет-пространстве Ж.-Л. Меланшона, Э. Макрона и Д. Трампа, администрация действующего президента США опирается на традиционные каналы общения с населением.

Кейт Бернер, заместитель директора по связам с общественностью Белого дома, сообщает, что «коммуникационная стратегия [Демократической партии] основана на инновациях в цифровом пространстве, наводнении зоны региональной и коалиционной прессой и эффективном использовании традиционных национальных медиа. Джо Байден — президент, у него много забот. У нас есть люди, которые каждый день усиливают его послания в СМИ». Также К. Бернер отмечает, что «мы [демократы] не заинтересованы в том, чтобы свести всех с ума в Твиттере. Мы заинтересованы в том, чтобы американцы по всей стране знали, что их правительство делает для 36 них и как используются деньги налогоплательщиков, и чтобы люди чувствовали доверие к адми-

нистрации» [The Biden White House media doctrine...]. Тем не менее, в социальных сетях аккаунты действующего президента США ведутся достаточно активно. В Twitter аккаунт Дж. Байдена насчитывает 30,5 млн подписчиков. В Instagram — 18 млн.

Сайт Демократической партии США обладает направленностью на поддержание имиджа партии и ее идеологии. Сайт включает в себя несколько составляющих: информационно-справочную, информационно-разъяснительную, интерактивные средства политического участия граждан (мобилизация сторонников для участия в тех или иных акциях, сбор пожертвований, фандрайзинг).

По итогам проведенного анализа нами была составлена таблица, демонстрирующая реализацию коммуникативных стратегий на Web-сайтах и в социальных сетях.

Таблица 1 — «Коммуникативные стратегии партий на Web-сайтах

Партия Сайт Корпоративный стиль Языки сайта Основные разделы сайта

информ. часть разъяснит. часть интерактивные ресурсы сбор пожертвований

Франция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Непокоренная Франция lafranceinsoumise. fr классический стиль, яркие цвета, лента новостей, инфографика, фотографии, баннеры франц. + + + +

Вперёд, Республика! en-marche.fr классический стиль, лаконичность, сдержанные цвета (белый, черный, синий, красный), наличие программы, инфографика, баннеры франц. + + +

США

Республиканская партия, Д. Трамп donaldjtrump.com минималистичный стиль, отсутствие цветовой гаммы, баннеры англ. +

Демократическая партия democrats.org современный дизайн, сочетание пастельных и ярких цветов, инфографика, баннеры, фотографии англ., исп. + +

Источник: составлено авторами

Таблица 2 — Коммуникативные стратегии партий в социальных сетях

Партия Дублирование контента Instagram Twitter Youtube Facebook TikTok Truth Social

Франция

Непокоренная Франция (Ж.-Л. Меланшон) + 330 тыс. подписчиков, продвижение партии, критика оппонентов, реакции на события 2,5 млн подписчиков 670 тыс. подписчиков, формат видео-блога, аналитические разборы 1,5 млн подписчиков 1,5 млн подписчиков

Вперёд, Республика! (Э. Макрон) + 3 млн подписчиков, институциональные и персонализированные посты, необычные фотографии 7,5 млн подписчиков 235 тыс. подписчиков, реакции на происходящие события, обращения 4,5 млн подписчиков 3 млн подписчиков

США

Республиканская партия (Д. Трамп) + заблок. заблок. заблок. заблок. 2 млн подписчиков, критика оппонентов, продвижение собственного движения

Демократическая партия (Дж. Байден) + 17,7 млн подписчиков, институциональные и персонализированные посты 15 млн подписчиков 697 тыс. подписчиков короткие видеозаявления 5 млн подписчиков

Источник: составлено авторами

При сравнительном анализе коммуникативных стратегий партий Франции и США, реализуемых в социальных сетях и на официальных сайтах можно прийти к следующим выводам:

• лидеры партий Франции и США в полной мере реализуют основные коммуникативные стратегии: информационную, образовательную, аргументационную, агитационную, имиджевую, стратегии социализации, дискредитации, амальгамирования.

• лидеры партий Франции и США присутствуют во всех основных социальных сетях и реализуют активную коммуникативную деятельность;

• исходя из популярности платформ, направленности контента политиков, предпочтений подписчиков, можно говорить о реализации стратегий различного вида: информационно-справочной, институциональной, развлекательной, рекламной — они будут зависеть от занимаемого политиком поста, популярности среди населения.

• во Франции коммуникация с населением происходит через социальные сети Instagram, Facebook, Youtube, Tiktok. В США популярностью пользуются Twitter и Facebook;

• происходит подъем новых платформ (Truth Social Д. Трампа) и новой идеологии данных сервисов у политиков, не имеющих доступа к основным социальных сетям;

• web-сайты партий в основном сконструированы по одной и той же линии: представлена информация о самой партии, деятельности политической силы; ведется информирование о происходящих акциях и мероприятиях; проводится стратегия формирования сопричастности у сторонников через сбор пожертвований;

• в то же самое время, если на сайтах французских партий преобладает разъяснительная стратегия, то на американских сайтах преобладает имиджевая стратегия, создающая образ эффективных партий, реализующих ожидания целевой общественности;

• присутствует влияние американских digital-особенностей на структуру сайтов французских партий (фандрайзинг).

Оценивая вовлеченность политиков в осуществлении коммуникации с аудиторией, мы составили следующий рейтинг: Ж.-Л. Меланшон, Э. Макрон, Д. Трамп, Дж. Байден.

Литература

Белоконев С.Ю., Васильев М.С., Титов В.В. Цифровые технологии в современных избирательных кампаниях: особенности применения // Власть. 2019. Т. 27. № 4. С. 51-57.

Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. Политические технологии. М.: Русская панорама, 2012.

Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: специальность 10.02.01 «Русский язык»: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Саратов, 2005. 325 с.

Технологические уроки выборов президента Франции для России». Минченко-Консалтинг. URL: http://www. minchenko.ru/netcat_files/userfiles/2/Dokumenty/Tehnologicheskie_uroki_vyborov_prezidenta_Frantsii_dlya_Rossii.pdf (дата обращения 24.03.2023).

Циндрик Э.Э., Готин М.Б., Тодыков Е.С. Особенности использования медиа технологий в предвыборной кампании Дональда Трампа // Вестник науки. 2020. Т. 3. № 1 (22). С. 69-72.

Biden White House media doctrine: Less can be more. URL: https://www.politico.com/news/2021/04/12/biden-white-house-press-strategy-480930 (дата обращения 24.03.2023).

Chateau K. La stratégie digitale de Emmanuel Macron. URL: https://www.1min30.com/inbound-marketing/strategie-digitale-demmanuel-macron-1287542027 (дата обращения 24.03.2023).

References

Belokonev S.Yu., Vasiliev M.S., Titov V.V. Digital technologies in modern electoral campaigns: specifics of application. Vlast', 2019, vol. 27, no. 4, pp. 51-57. (In Russian)

Biden White House media doctrine: Less can be more. URL: https://www.politico.com/news/2021/04/12/biden-white-house-press-strategy-480930 (access date: 24.03.2023).

Chateau K. La stratégie digitale de Emmanuel Macron. URL: https://www.1min30.com/inbound-marketing/strategie-digitale-demmanuel-macron-1287542027 (access date: 24.03.2023).

Malkin E.B., Suchkov E.B. Political technologies. Moscow: Russian Panorama, 2012.

Parshina O.N. Strategies and tactics of speech behavior of the modern political elite of Russia. Dissertation for the degree of Doctor of Philology. Saratov, 2005, 325 p.

Technological lessons from the French presidential election for Russia." Minchenko-Consulting. URL: http://www.minchenko. ru/netcat_files/userfiles/2/Dokumenty/Tehnologicheskie_uroki_vyborov_prezidenta_Frantsii_dlya_Rossii.pdf (access 38 date: 24.03.2023). (In Russian)

Tsindrik E.E., Gotin M.B., Todykov E.S. Features of the use of media technologies in the election campaign of Donald Trump. Bulletin of Science, 2020, vol. 3, no. 1 (22), pp. 69-72. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.