Научная статья на тему 'Коммуникативный контент как эндогенное содержание коммуникативного пространства'

Коммуникативный контент как эндогенное содержание коммуникативного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
346
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТЕНТ / ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОГО КОТЕНТА / НОВЫЕ МЕДИА / ТЕКСТОВОЙ КОНТЕНТ / ВИДЕОКОНТЕНТ / WEB-КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дружба Ольга Владимировна, Дружба Ксения Григорьевна

в статье рассматриваются современные подходы к определению понятия «коммуникативный контент», соотношение понятий «контент» и «информация», различные виды контента, в том числе специфические особенности web-контента, обобщается содержание понятия «коммуникативный контент» в широком и узком смысле, формулируется вывод об актуальности задачи философского осмысления проблем, возникающих в связи с негативным влиянием коммуникативного контента на человека в современном обществе вследствие его патологического использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CONTENT AS THE ENDOGENOUS CONTENT OF THE COMMUNICATIVE SPACE

The article deals with modern approaches to the definition of the concept of «communicative content», the ratio of the concepts of «content» and «information», various types of content, including the specific features of web-content, summarizes the content of the concept of «communicative content» in a broad and narrow sense, the conclusion about the relevance of the problem of philosophical understanding of the problems arising in connection with the negative impact of communicative content on humans in modern society due to its pathological use.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный контент как эндогенное содержание коммуникативного пространства»

Дружба О. В., Дружба К. Г.

КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТЕНТ КАК ЭНДОГЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

13. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.13)

13.1. КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТЕНТ КАК ЭНДОГЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Дружба Ольга Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры «Связи с общественностью» Место работы: Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону Дружба Ксения Григорьевна, старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» Место работы: Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к определению понятия «коммуникативный контент», соотношение понятий «контент» и «информация», различные виды контента, в том числе специфические особенности web-контента, обобщается содержание понятия «коммуникативный контент» в широком и узком смысле, формулируется вывод об актуальности задачи философского осмысления проблем, возникающих в связи с негативным влиянием коммуникативного контента на человека в современном обществе вследствие его патологического использования.

Ключевые слова: коммуникативный контент, типология коммуникативного котента, новые медиа, текстовой контент, видеоконтент, web-контент.

COMMUNICATIVE CONTENT AS THE ENDOGENOUS CONTENT OF THE COMMUNICATIVE SPACE

Druzhba Olga V., Doctor of historical Sciences, Professor Department of public Relations» Place of employment: Don state technical University, Rostov-on-don Druzhba Ksenia G., Senior lecturer Department of public Relations» Place of employment: Don state technical University, Rostov-on-don

Abstract: the article deals with modern approaches to the definition of the concept of «communicative content», the ratio of the concepts of «content» and «information», various types of content, including the specific features of web-content, summarizes the content of the concept of «communicative content» in a broad and narrow sense, the conclusion about the relevance of the problem of philosophical understanding of the problems arising in connection with the negative impact of communicative content on humans in modern society due to its pathological use.

Keywords: communicative content, typology of communicative content, new media, text content, video content, web-content.

Термин «контент» известен в социальных науках достаточно давно, преимущественно он применяется в журналистике, филологии, лингвистике и др. науках для описания специализированной методологии исследования (контент-анализа) текстовых источников разной природы, в том числе печатных СМИ (газет, журналов, новостных статей и пр.). На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в связи с формированием сетевой культуры и глобального коммуникативного пространства термин «контент» получил чрезмерную популярность среди философов, ученых, представителей широкой общественности и, особенно, интернет-пользователей. Ускоренный темп развития киберпространства, распространение интернета, цифровых, информационных и коммуникативных технологий обозначили новые актуальные задачи перед научным сообществом, связанные с осмыслением происходящих культурных трансформаций, что в итоге привело к формированию соответствующей терминологии, отвечающей реалиям современного динамически развивающегося информационного мира. Продуктивный анализ коммуникативного пространства невозможен без рассмотрения его эндогенной (внутренней) структуры и поскольку содержанием последней выступает коммуникативный контент, то актуальность анализа атрибутов

контента не вызывает сомнений.

По заверению современных исследователей само понятие «контент - (от английского content - содержание) это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса» [1, с. 65]. Такой подход сосредоточен на рассмотрении контента как информационного наполнения коммуникативного пространства, однако природа коммуникативного контента выступает предметом многих философских и научных дискуссий. Так, исследователь Е.С. Гусева настаивает на дифференциации понятий «контент» и «информация». Она утверждает, что «контент -это не любая информация», что «контент - это не только информация», что «контент - инструмент смысло-бразования, инструмент управления смыслом», который «следует воспринимать «как идею, содержание, смысл, который удовлетворяет потребность потребителя, а информацию как форму, воплощение, то, что мы видим перед собой (текстовая, графическая, видео и т.п.)» [2, с. 210]. Речь идет о том, что сама по себе информация не является контентом, а выступает его частью и формой (мультимедийной, вербальной, визуальной, письменной и пр.) эндогенного содержания коммуникативного контента, т.е. той сложноорганизованной

системы смыслов, которую он порождает.

Коммуникативный контент как эндогенное содержание коммуникативного пространства присутствует на всех уровнях его организации. На межличностном уровне коммуникативного пространства в рамках дискурса, беседы и др. форм межличностных интеракций коммуникативный контент свободно формируется всеми участниками коммуникации. Межличностный коммуникативный контент содержит актуальные сведения, волнующие участников коммуникативного взаимодействия, их эмоциональные-окрашенные оценки, установки и пр., а также некоторое количество фоновой информации, не имеющей отдельной смысловой нагрузки, но создающей информационный шум. На массовом уровне коммуникативного пространства, опосредованном деятельностью различных социальных институтов, например, институтов науки, СМИ, образования, власти, идеологии и др., коммуникативный контент создается активными участниками массовых коммуникаций (учеными, общественными деятелями, писателями, публицистами, блоггерами, представителями различных медиа (редакторами, журналистами, критиками, экспертами, аналитиками, режиссерами и пр.), а также программистами, верстальщиками, полиграфистами, фотографами, видеооператорами и пр.), после чего транслируется массам посредством каналов и средств массовой коммуникации и информации (телевидения, радио, интернета, периодической печати, прессы, блогов и т.д.).

Информация, удовлетворяющая контенту не обязательно должна быть только вербальной (речевой, устной, текстовой, письменной и т.д.). Вербальные характеристики информации не являются сингулярным фактором, определяющим качество коммуникативного контента. Невербальные формы информации (акустически-звуковая, визуально-образная, оценочно-вкусовая, эмоционально-нагруженная и др.) пригодны для конфигурации смыслов и воссоздания условий для их понимания в рамках различных коммуникативных актов наравне с вербальными. Так, например, в коммуникативном контенте всемирно-известного мобильного веб-приложения фото и видео обмена «Instagram» целенаправленно преобладают невербальные формы информации, что не мешает процессам коммуникативного смыслобразования, формирующим коммуникативный контент веб-ресурса. Данный факт подтверждается высокой популярностью веб-приложения «Instagram» среди интернет-пользователей во всем мире.

Информация является важной, но не единственной составляющей коммуникативного контента. Структура коммуникативного контента включает: во-первых, информацию, во-вторых, сложную иерархию коммуникативных смыслов, возникающих на базе ее осмысления. В силу этого коммуникативный контент вступает отражением ментального единства процессов познания, понимания и рефлексии как результатов интеллектуальной деятельности отдельного человека (участника межличностных коммуникативных интеракций), так и всего человечества.

Коммуникативный контент создается не только путем интеллектуальных усилий, но также благодаря разнообразным умениям и навыкам, поэтому важную роль в создании контента играют профессиональные знания и технически-развитые способности авторов контента в области корректуры текстов, полиграфии, фото и видео

сьемки, текстовой и компьютерной верстки, программирования, в том числе веб-программирования и пр.

С философско-культурологической точки зрения, коммуникативный контент выступает семантическим выражением культурных кодов, знаков, ценностей, норм, оценок и пр. духовных достижений, имеющих символическую природу и определяющих тело духовной культуры общества. Он сохраняется посредством разнообразных материальных носителей информации: печатных, магнитных, аналоговых, цифровых, оптических, электронных и др. Ментальное по происхождению содержание коммуникативного пространства (контент) получает материализованное выражение на бумаге (в книгах, газетах, статьях и т.д.), а также посредством разнообразных технических устройств (в электронных публикациях, интернет-постах, фото, видео, звуковых и мультимедийных файлах и пр.). Благодаря разнообразным цифровым накопителям информации (перфокартам, магнитным лентам, винчестерам HDD, лазерным дискам различных форматов (CD, DVD, Blue-ray и др.), USB-флешкам, картам памяти, SSD и пр.) осуществляется консервация огромного по масштабам массива оцифрованной информации, от сбережения которой зависит не только сохранение самого коммуникативного контента, но также судьба духовного наследия мировой культуры.

В последние годы научное и философское изучение коммуникативного контента значительно расширилось и научный интерес к изучению различных видов коммуникативного контента печатных и электронных медиа (веб-контента) существенно возрос. Контент стал объектом изучения большего чем прежде числа социально-гуманитарных дисциплин, а также такой области современного научного исследования как контент-маркетинг. В рамках парадигмы контент-маркетинга коммуникативный контент интерпретируется как «коммуникативное средство управления медиапотребле-нием» [2, с. 117]. В современной постмодернистской философии коммуникативный контент получил возможность осмысления сквозь призму методологических концептов «общества спектакля» Ги Дебора и «общества потребления» Ж. Бодрийяра, с позиций которых в современном мире - как в царстве бесконечной симуляции, порожденном СМИ и системой масс-медиа, коммуникативный контент предстает продуктом медиа-потребления, имеющим природу симу-лякра и формирующим гиперреальность. В этой связи отдельного внимания заслуживает рассмотрение разновидностей медиаконтента, репрезентация которого осуществляется на локальном и глобальном уровнях коммуникативного пространства.

Как продукт СМИ медиаконтент выступает отражением информационно-смыслового содержимого медиа-пространства, которое транслируется массовым аудиториям посредством каналов масс-медиа (прессы, радио, телевидения, кино, интернета и т.д.) в печатной, экранной, текстовой, графической, мультимедийной, интерактивной и др. формах. Традиционно деятельность СМИ связана с выполнением информационно-новостной деятельности. Новостной медиаконтент включает публикации печатных и сетевых СМИ, аналитику, пресс-релизы, а также информацию по самым разнообразным вопросам. В тоже время не менее важное место в медиа-пространстве занимают и другие его виды медиаконтента (пользовательский, образовательный, развлекательный, социально-политический, идеологический, телеви-

Дружба О. В., Дружба К. Г.

КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТЕНТ КАК ЭНДОГЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

зионный, кино-контент, радио-контент, веб-контент, рекламный, продающий и др.).

Особой разновидностью медиаконтента является веб-контент, выступающий его клонированной, но усовершенствованной электронной версией, отражающей коммуникативно-информационное содержание интернет-пространства. Быстрое развитие интернета и сопутствующих технологий (персональных компьютеров, смартфонов, планшетов и пр.) породило ситуацию необходимости научного осмысления и философской оценки качества формирующих мультимедийный по форме веб-контент информационно-коммуникативных параметров, а также дифференциации его видов и свойств. Под влиянием тотального распространения консюмеристского менталитета культуры современного потребительского общества произошла интеграция коммуникативного пространства интернета и объединенных с ним технологий (персональных компьютеров, мобильных гаджетов и пр.) со сферой экономических отношений, в результате чего современное коммуникативное интернет-пространство превратилось в глобальную виртуальную площадку производства и потребления информационно-коммуникативных продуктов. Веб-контент трансформировался в продукт потребления и стал неотъемлемой частью глобальной интернет-индустрии, в итоге самые разнообразные типы веб-контента (графический, текстовый, мультимедийный, образовательный и др.) превратились в продукт виртуальных торгов стоковых фотобанков, бирж копирайтинга и т.д.

Особенностью веб-контента выступает то, что он создается пользователями интернета. С одной стороны, пользователи сети могут не иметь для этого необходимой квалификации и быть обычными участниками интернет-коммуникаций (пользователями социальных сетей, видеохостингов, видеостримингов и т.д.), реализуемых в рамках коммуникативного интернет-пространства на разных уровнях его организации. С другой стороны, они могут являться агентами СМИ, компетентными в области копирайтинга, веб-фриланса, быть блоггерами, модераторами интернет-сообществ и т.д., занимающимися производством веб-контента на профессиональной основе.

Веб-контент является мультимедийным. Как отмечает исследователь Т. С. Иванова, «интернет-пространство представляет собой живое человеческое мышление, выраженное в форме текста, синтезирующее также графику, звук, анимацию» [3, с. 251]. Это означает, что содержание коммуникативного интернет-пространства составляют разнообразные информационные виды веб-контента, оформленные разными визуальными, звуковыми и мультимедийными средствами.

Графический веб-контент включает разнообразный фото- и видеоматериал, рисунки, графические документы, схемы, динамические презентации, коллажи, фото-портфолио, веб-галереи, и пр. Он создается посредством фото и видео техники (фотоаппаратов и видео камер), сложных компьютерных программ (графических редакторов) в виде различных форматов растровой (PNG, JPEG, BMP и др.), векторной (PDF, Ai, Eps, Svg, Swf, Cdr и др.) и анимированной (GIF, Flesh и др.) графики, а также с помощью таких специализированных веб-сервисов по конструированию мультимедийной видеографики как «Goanimate.com», «Prezi.com», «VideoScribe», «Powtoon» и др.

Развитие фото и видео техники, переход от аналого-

вых технологий к цифровым способствовал широкому распространению мультимедийного контента в коммуникативном веб-пространстве и выведению процесса его создания из области профессиональной деятельности в сферу развлечения и досуга. Речь идет о том, что создание фото и видео веб-контента сегодня доступно каждому интернет-пользователю. Благодаря разнообразию общедоступных технологий (мобильных гадже-тов, веб-камер, цифровых фотоаппаратов, экшн-камер, моноподов и пр.) субъекты многочисленных веб-коммуникаций без каких-либо затруднений снимают видеоролики (в том числе постановочные), делают селфи, фотографируют примечательные для себя события, проводят онлайн видео-трансляции и т.д., в считанные минуты редактируют фото- и видеофайлы и тут же выкладывают их в сеть на «YouTube», в «Instagram», «Flickr», «Facebook», «ВК», «Twitch» и др. Так создается и публикуется подавляющая часть пользовательского веб-контента на страницах социальных сетей, блогов, новостных лент, видеохостингов и пр.

Текстовый веб-контент по сравнению с печатным медиаконтентом имеет специфические стилевые особенности, связанные с неоднозначным влиянием интернет-сети на язык. Как отмечает исследователь Т.С. Иванова, в результате трансформации языковой лексики, стилистики, жанровых стандартов, норм построения текста, устной речи и пр., сформировался новый стиль интернет-коммуникации, которому соответствует «смешение речевых стратегий, компьютерный сленг, элементы которого переходят в общеупотребительную лексику; возрождение эпистолярного жанра (что четко демонстрирует постоянно растущая популярность живых журналов и всей блогосферы Сети в целом); игровые условия коммуникации в виртуальном пространстве; интер- и гипертекстуальность, которая находит отражение в коммуникативной организации Сети» [3, с. 252].

Современной тенденцией развития интернет-пространства является постепенная потеря популярности текстового контента по сравнению с видеоконтентом. Проникнув в интернет-пространство медиа стали активно осваивать новые каналы распространения контента (социальные сети, форумы, блоги, интернет-сообщества, видеохостинги и пр.). По заверению представителей СМИ, медиаконтенту социальных сетей в отличие от традиционных каналов его распространения характерны:

- «визуализация (визуальные формы все больше доминируют над текстовыми либо подменяют их);

- информационная конденсация (уменьшение информационной нагрузки сообщения, причем как текстового, так и визуального);

- конвергенция (визуальный и текстовый элемент стремятся к слиянию в единую форму)» [4, с. 65].

Подобные метаморфозы, связанные с ростом популярности мультимедиа в интернет-пространстве, свойственны разным видам веб-контента, но особенно образовательному, рекламному, вирусному и др.

Веб-контент связан с реализацией процессов конверсии, оптимизации и имиджирования информационно-коммуникативного наполнения веб-ресурсов. Конверсионная функция веб-контента заключается в его способности осуществлять конверсию интернет-пользователей в потребителей информационно-коммуникативных медиа-продуктов. Оптимизационная функция предполагает, что содержание веб-контента ориентировано на вовлечение интернет-пользователей во взаимодействие с

брендами, на продвижение веб-ресурсов в поисковой выдаче и т.д. Имиджевая функция веб-контента состоит в решении задачи формирования положительной репутации, известности и популярности продвигаемой медиа-продукции, что в конечном счете необходимо для эффективных продаж посредством интернет-сети.

Расширение границ коммуникативного пространства современной мировой культуры и появление новых видов контента имеет не только позитивный культурный эффект, но также несет определенные угрозы прогрессивному развитию культуры. Коммуникативный контент (включая веб-контент) выполняет множество разнообразных функций, культурное влияние которых на человека неоднозначно: мировоззренческую, информационно-коммуникативную, образовательно-воспитательную, культуротворческую, культурно-транслирующую, а также функции социализации и инкультурации личности, межкультурной коммуникации, «социального манипулирования» [5, с. 26], управления и др. В этой связи в философском осмыслении нуждаются проблемы, возникающие в связи с негативным влиянием коммуникативного контента на человека в современном обществе вследствие его патологического использования.

В первую очередь опасение вызывает психическое состояние и мировоззренческие установки молодежи, поскольку сознание подрастающего поколения из-за беспрерывной погруженности в коммуникативное пространство современной информационной культуры испытывает чрезмерные информационные перегрузки. Как отмечает исследователь Н.В. Яськова, «компьютерные технологии стали не только главной движущей силой прогресса, средством общения мирового масштаба, но и потенциальным источником насилия и агрессии» [6, с. 264]. Разнообразные формы медиа-контента и веб-контента способны симулировать реальность и намеренно вводить в заблуждение потребителей коммуникативно-информационной продукции в числе которых оказываются дети и подростки, не умеющие самостоятельно дифференцировать полезную информацию от вредной. В результате чрезмерное потребление вредоносных для человеческой психики (детской и взрослой) семантических кодов контента способно, с одной стороны, побудить к агрессии и насилию, с другой - вызвать страх и апатию, что в обоих случаях деструктивно отражается на эмоционально-психологическом состоянии личности.

Другая опасность, которую потенциально несет в себе контент, отражает проблему использования коммуникативного контента во властных целях. В руках лиц, заинтересованных в достижении конъюнктурных целей, любой вид коммуникативного контента становится средством влияния на психику и инструментом управления массовым политическим поведением. В то же время контент эффективен в управлении не только политическим, но и другими формами социального поведения, например, потребительского. Особенно остро данная проблема проявляет себя в рамках коммуникативного пространства интернета и медиа-пространства, где посредством рекламы, брендов и разнообразных технологий маркетинга (продающих текстов, привлекающих внимание мультимедийных роликов, графики и пр.) производителями товаров и брендов осуществляется управление потребительским поведением общества и искусственно формируется потребительский спрос.

Другим очевидным негативным последствием чрез-

мерного увлечения отдельными видами коммуникативного контента (медиа-контентом, веб-контентом, мобильным контентом и пр.) выступает рост языковой безграмотности потребителей информационно-коммуникативной продукции и общекультурного невежества. По заверению экспертного научного сообщества виновником данных культурных трансформаций является веб-контент, поскольку, как отмечают современные исследователи, «Всемирная паутина представляет угрозу для литературного языка, способствуя расшатыванию норм грамматики и словоупотребления, пропагандируя безграмотность [3, с. 254].

В большинстве случаев негативные последствия влияния коммуникативного контента на личность и общество вызваны отсутствием адекватной культуры потребления разнообразных видов коммуникативного контента. По мнению исследователей А.С. Копова и Е.В. Кравченко, «эффективным средством противодействия негативному влиянию медиапространства может выступать сформированная культура медиапо-требления» [7, с. 53]. Мы полагаем, данное замечание является справедливым не только по отношению к содержанию медиа-пространства, но также ко всем существующим видам коммуникативного контента.

Таким образом, понятие контент многогранно и его следует рассматривать сразу в нескольких смыслах. В широком смысле, мы полагаем, коммуникативный контент представляет собой масштабное по размерам, иерархическое по способу организации, ментально-материализованное по характеру происхождения содержание коммуникативного пространства, состоящее из разных видов информации и возникающих на базе их осмысления коммуникативных смыслов, циркулирующих в рамках различных уровней, видов и форм коммуникативного пространства. В узком смысле, под коммуникативным контентом можно рассматривать эндогенное информационно-смысловое содержимое коммуникативного пространства, наполненное актуализированной информацией, отвечающей определенным информационным нуждам и ожиданиям.

Список литературы:

1. Невоструев П.Ю., Каптюхин Р.В. Подходы к определению оригинальности контента в рамках контент-маркетинга // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - №3 (28). С. 65-69.

2. Гусева Е.С. Основные характеристики понятия «контент» в рамках контент-маркетинга / Е.С. Гусева // Современные научные исследования и разработки. - 2018 - № 3(20). С. 207-211.

3. Иванова Т.С. Сеть как отражение языкового присутствия в реальном мире // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1 (45). С. 251-259.

4. Зайцев М.Л. Распространение медиаконтента посредством социальных сетей // Медиалингвистика. Материалы II Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Малышев. 2017. С. 64-65.

5. Цымбал Е.А. Социальное манипулирование в культуре информационного общества: монография /Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2018. - 96 с.

6. Яськова Н.В. Влияние медиапространства на формирование агрессивного поведения школьников // Медиасфера и медиаобра-зование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве. Сборник статей III Международной научно-методической конференции / Ответственный редактор С.В. Вени-диктов. 2016. С. 264-271.

7. Коповой А.С., Кравченко Е.В. Культура медиапотребления как средство обеспечения медиабезопасности // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.