УДК 009
Е. И. Морозова
Челябинский государственный университет, Челябинск
ДЕВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНТЕНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ВЛИЯНИЕ НА ЖАНРЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
Скорость и объем производства информации с каждым годом становятся все выше, что, несомненно, отражается на типе, формате и жанре передаваемых сообщений. Сегодня личность интегрирована в коммуникативное поле и нуждается в постоянном обновлении информации, которая будет предоставлена в наиболее удобном и приемлемом для восприятия виде. В этой статье мы обращаемся к тенденции девербализации контента, распространяемой посредством социальных сетей, как одного из факторов ускорения передачи информации.
Ключевые слова: новые медиа; социальные медиа; жанры медийной культуры.
Социальные сети - это среда современного информационного общества. В ней каждый участник является как минимум потребителем информации, как максимум - принимает активное участие в создании и распространении контента. Структуру социальных сетей сегодня можно представить в виде многополюсной коммуникации, имеющую децентрализованную сеть пользователей по типу нейронной сети. Следуя рефлексии Маршалла Маклюена, который выдвинул тезис о том, что «появление нового средства доставки сообщения меняет людей больше, чем контент этого средства» [5], можно утверждать, что сегодня способ распространения и доставки сообщений оказывает значительное влияние на структуру потребления пользователей. Современные социальные сети предлагают пользователям передачу сообщений различного типа:
— только текстовые сообщения (Secret), анонимная сеть.
— текстовые сообщения (Viber, Watts Up, Telegram, ICQ, LINE, Snapchat) с возможностью прикрепления фото, видео, смайлов и стикеров,
— фото (Pinterest),
— фото и видео (Instagram)
— текст и медиа (Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой.Мир, Steller),
— только видео (YouTube, Vine),
— онлайн-трансляций и видеозвонков (Skype, Periscope).
Наблюдение и анализ социальных сетей, активно развивающихся и набирающих популярность среди аудитории, говорит о том, что сети уже не развиваются по пути тематической дифференциации. Если в 2010-2013 годах было
популярно создание социальных сетей для отдельных аудиторных групп и тематических интересов, например, для научных работников, соседей, любителей вина и т. д., то сегодня новая социальная сеть может привлечь аудиторию, только создав новый, более удобный, интересный и привлекательный способ общения.
Так, сокращение времени на восприятие информации рождает новые популярные медиа. Визуальный сервис Instagram сделал прорыв в 2013 году, всего за несколько месяцев увеличив объем аудитории до 90,77 млн [7]. Столь же стремительного успеха смогла добиться только социальная сеть онлайн-видеотрансляций Periscope, объявившая, что объединила в 2015 году более 10 миллионов зарегистрированных пользователей [9]. Между этими яркими событиями был реализован достаточно успешный, но уже прекративший свое существование проект Secret, специализирующийся на передаче анонимных сообщений [1].
На наш взгляд, развитию этого тренда ярких вспышек, набирающих и также стремительно теряющих популярность медиа способствуют особенности информационного потребления пользователями. Восприятие аудиторией контента в социальных сетях отличают следующие признаки:
— минимальное время контакта, на знакомство с одним сообщением уходит всего несколько секунд,
— акцент на визуальное восприятие, что позволяет уловить суть сообщения сразу, не углубляясь в чтение и знакомство с подробностями.
— дискретность сообщений, фактор, следующий из первых двух. Сообщения становятся короткими, прерывистыми, разбитыми на модули и блоки.
Само восприятие информационной ленты стало более хаотичным, менее спланированным и структурным. В социальных сетях лента событий идет одним потоком, не разделенная и не сгруппированная по какому-либо из признаков, например, теме, рубрике и жанру. Новости выдаются согласно принципам публикаций той или иной социальной сети. Так, Вконтакте выдает ленту новостей единым потоком от более старых сообщений к новым, при этом совершенствуя свои алгоритмы новостной выдачи к более изощренным. А Facebook изначально использует более сложные алгоритмы ранжирования и выдачи, разработанные на основе социальных связей между пользователями и востребованности контента. Например, новости друга, на страницу которого пользователь заходил в течение месяца несколько раз, а также делал отметки «лайк» на его публикации, будут показаны выше других в ленте новостей. Таким образом, новости «старых знакомых» могут вовсе выйти из поля зрения, оставшись незамеченными.
Описанные выше особенности имеют свои последствия и для осмысления и регулирования контента. Вербальный контент легче поддается анализу, потому что он не требует дополнительного тегирования. Семантическое ядро того или иного сообщения, пользователя, сообщества формируется из набора ключевых маркерных слов и частотности их употребления. Созданием математических моделей и алгоритмов анализа данных занимается теория информации. Слово как единица контента доступна для анализа, систематизации и классификации.
Визуальный контент сложнее для классификации и анализа. Алгоритмы анализа фотографий сегодня позволяют фильтровать изображения, нарушающую этику, моральные нормы и возрастные ограничения. Возможно распознавание лиц на тех или иных изображениях. В 2015 году корпорация Microsoft в своем официальном блоге представила новый сервис, позволяющий определять возраст и пол человека по фотографии [10]. Если говорить о аудио- и видеоконтенте, то они пока достаточно сложны для массового анализа и обработки. Распознавание речи хотя и распространяется с каждым годов все шире и шире, но пока еще далеко от совершенства. При этом видео является одним из самых востребованных типов контента в социальных сетях. Об этом может свидетельствовать тот факт, что YouTube является третьей по популярности социальной се-
тью в мире [2]. За 11 лет своего существования YouTube из видеохостинга эволюционировал в полноценное социальное медиа. При высокой популярности видеоконтента 50 % пользователей сервиса младше 20 лет [8]. Каждую минуту загружается более 100 часов нового видео. Такой объем информации чрезвычайно сложно обрабатывать и модерировать в режиме реального времени. Поэтому не перестают возникать этические проблемы, связанные с распространением медиаконтента. Сейчас удалить видео с YouTube может только его автор, человек, непосредственно загрузивший его на хостинг, или администрация. Если видео носит оскорбительный характер, нарушает авторские права, вторгается в личную жизнь человека или является недостоверным, оно должно набрать «жалобы» сразу от нескольких пользователей. И даже в этом случае администрация не гарантирует удаление видео из доступа. И в этом контексте если вопросы авторского права решаются напрямую от правообладателей, то проблемы межличностных конфликтов встают достаточно остро. Приведем в пример проблему моббинга среди подростков. Съемки на смартфон издевательств могут быть выгружены в сеть и распространены при помощи социальных медиа.
Регулирование контента в социальных медиа сегодня сродни инструментам его агрегирования. Жалобы на недостойное, оскорбительное видео поступают от самих пользователей, а инструментом регулирования выступает администрация и модераторы социальной сети. Можно выделить три основных института регулирования контента:
— жалобы на контент от пользователей и последующее удаление администрацией;
— удаление контента за нарушение этики;
— удаление за нарушение авторского права.
Но пока сохраняется основной принцип
Web2.0 - контент агрегируется самими пользователями. В этих рамках пользователи, и агрегирующие, и потребляющие контент, остаются в рамках свободного распространения информации. И остается достаточно пространства как для распространения достоверной информации, так и для дезинформации Как например, видеорепортажи из Триполи, которые были сняты на фоне декораций и распространены как официальные репортажи [6]. Проследить цепочку нарушений можно, но проблематично найти их в большом объеме информации, которая производится ежеминутно.
Среди основных причин девербализация контента в социальных сетях можно назвать следующие:
— доступность средств производства медийного контента (мобильные телефоны, планшеты и лаптопы сегодня доступны как по цене, так и по объему функций по фиксации и обработки аудио и видео);
— запрос аудитории на оперативную, наглядную информацию аудиторией;
— техническая доступность способов передачи медиаконтента (недорогой мобильный интернет, богатый выбор программных продуктов передачи фото, аудио и видеоконтента).
В рамках нового формата коммуникации и электронного существования все чаще говорят о новых «гипержанрах». В гипержанре текст уже не является единым и основополагающим смысловым центром, а дополняется и интегрируется с фото, иллюстрацией, видео и другими мультимедийными форматами [3]. При этом тексты имеют активные гиперссылки и сноски на другие материалы, которые могут быть расположены на других веб-ресурсах, серверах и доменных зонах, объединяя в единые смысловые узлы самые различные, связанные контекстом и тематикой материалы, представляющие собой единый гипертекст.
Кроме девербализации одной из важных особенностей современных жанров электронной коммуникации является интерактивность. Автор, посредством сообщения взаимодействует с аудиторией серией интеракций, представленных в различных жанрах - чат, комментарий, гостевая книга и так далее. При этом жанровая природа текстов в электронной среде в настоящее время пересматривается в виду лабильности и постоянного совершенствования. Гипертекст как жанрообразующий элемент представляет собой способ организации коммуникативного пространства для собеседников, а также автора и его аудитории. Также существует точка зрения, где жанр выступает способом выражения ценностных ориентаций языковой виртуальной личности [4].
Тенденции производства и восприятия информации демонстрируют смещение акцентов между сообщением-потребителем, производителем-аудиторией, социальными институтами и другими участниками массовой коммуникации и требуют непрекращающегося осмысления и анализа. При этом каждый аспект коммуникации должен рассматриваться отдельно, но в контексте других влияющих факторов.
Список литературы
1. Анонимная социальная сеть Secret прекращает своё существование [Электронный ресурс]. - URL: http://govoritmoskva.ru/ news/37467/.
2. Видеохостинг YouTube [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russika.ru/ ef.php?s=5020.
3. Капанадзе, Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров [Электронный ресурс] / Л. А. Капанадзе. - URL: http:// rus.1september.ru/article.php?ID=200202107
4. Лутовинова, О. В. Жанровая речевая деятельность языковой личности в виртуальном дискурсе [Текст] / О. В. Лутовинова // Инициативы XXI века. - 2012. - № 3. - С. 170-173.
5. Маклюэн, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека [Текст] / М. Маклю-эн; перевод с английского В. Г. Николаева. - М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. -464 с.
6. «Народное ликование» в Триполи снимали заранее в Катаре? [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kp.ru/daily/25740/2729136/
7. Instagram tops the list of social network growth [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.globalwebindex.net/blog/instagram-tops-list-of-growth.
8. How Russia Today reached one billion views on YouTube [Электронный ресурс]. - URL: https://www.journalism.co.uk/news/how-russia-today-reached-one-billion-views-on-youtube/s2/ a553152/.
9. Periscope, by the Numbers [Электронный ресурс]. - URL: https://medium.com/@periscope/ periscope-by-the-numbers-6b23dc6a1704#. mb9ipmqtu.
10. Stream Analytics and PowerBI -Observing Virality in Real Time [Электронный ресурс]. -URL: http://blogs.technet.com/b/ machinelearning/archive/2015/04/29/fun-with-ml-stream-analytics-and-powerbi-observing-virality-in-real-time.aspx.
PRODUCTION AND DISTRIBUTION NOT VERBAL CONTENT ON SOCIAL NETWORKS
Morozova E. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
Genres of modern media culture. The speed and volume of information is getting higher and higher, which undoubtedly affects the type, format and genre of transmitted messages. Today, a person is integrated into the communicative field, and needs constant updating of information to be provided in the most convenient and acceptable for perception. In this article, we refer to the tendency Production and distribution not verbal content disseminated through social networks as one of the factors accelerating the transfer of information.
Keywords: new media; social media; genres of media culture.
References
1. Anonimnaya socialnaya set Secretprekratila svoe sushestvovaniye [=Anonymous social network Secret ceases to exist], available at: http://govoritmoskva.ru/news/37467/, accessed 20.10.2016. (In Russ).
2. Video Hosting YouTube, available at: http://www.russika.ru/ef.php?s=5020, accessed 20.10.2016. (In Russ.).
3. Kapanadze, L. A. Struktura i tendencii razvitija jelektronnyh zhanrov [=Structure and Tendencies of Electronic Genres Development], available at: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202107, accessed 20.10.2016. (In Russ.).
4. Lutovinova, O. V. (2012) Zhanrovaja rechevaja dejatel'nost' jazykovoj lichnosti v virtual'nom diskurse [=Genre Speech Activity of Language Personality in Virtual Discourse], in: Iniciativy XXI veka [=Initiatives of 21st Century], no. 3, pp. 170-173. (In Russ.).
5. McLuhan, M. (1964) Understanding Media: The Extensions of Man, McGraw-Hill, 318 p.
6. Narodnoe likovanie v Tripoli snimali zaranee v Katare? [=People jubilation in Tripoli filmed beforehand in Qatar?], available at: http://www.kp.ru/daily/25740/2729136/, accessed 20.10.2016. (In Russ).
7. Instagram tops the list of social network growth, available at: http://www.globalwebindex.net/ blog/instagram-tops-list-of-growth, accessed 20.10.2016.
8. How Russia Today reached one billion views on YouTube, available at: https://www.journalism. co.uk/news/how-russia-today-reached-one-billion-views-on-youtube/s2/a553152/, accessed 20.10.2016.
9. Periscope, by the Numbers, available at: https://medium.com/@periscope/periscope-by-the-numbers-6b23dc6a1704#.mb9ipmqtu, accessed 20.10.2016.
10. Stream Analytics andPowerBI- Observing Virality in Real Time, available at: http://govoritmoskva. ru/news/37467/, accessed 20.10.2016. (In Russ.).
Морозова Елена Игоревна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет.