Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
426
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / LIBRARY / INFORMATION SPACE / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Говорухина Г.В.

Автор рассматривает эволюцию коммуникативных технологий библиотеки как социального института, входящего в систему информационных ресурсов современного общества. Автор описывает коммуникативные технологии, используемые библиотеками в Алтайском крае, подчеркивая при этом, что курс, взятый на создание многофункциональных культурно-досуговых центров, которые заменят библиотеки, потребует разработки новых коммуникативных технологий. Эти новые технологии должны ориентироваться на разные группы населения, создавая для них комфортное информационное пространство. Все это, считает автор, требует разработки новой модели библиотеки, обеспечивающей дальнейшее развитие коммуникативных возможностей библиотек в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF A MODERN LIBRARY

The author considers the evolution of the library's communication technologies as a social institution within the system of information resources of modern society. The author describes the communication technologies used by libraries in Altai Krai, emphasizing that the course taken to create multifunctional cultural and leisure centers, which will replace libraries, will require the development of new communication technologies. These new technologies should be oriented towards different groups of the population, creating a comfortable information space for them. All this, the author believes, requires the development of a new model of the library, providing further development of communicative capabilities of libraries in modern society.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ»

"stagnation" of visual urban culture in the advertising context were revealed and the positions of the conflicting parties, the general picture of opinions on this problem were reflected. The theoretical basis is based on the Methodological Recommendations adopted in 2018 and currently in force. To date, this document can be considered one of the most clearly regulating additions to the previously adopted regulations and federal legislation concerning visual communications in the urban environment of Barnaul. In conclusion, the rationale for the need for a conceptual approach to unification and streamlining of the process of introduction of visual communications in the image of the city is given.

Key words: outdoor advertising, visual communications, urban environment, city image; design code, urban environment, city architecture, information garbage, visual aesthetics, legal regulation of outdoor advertising.

Г.В. Говорухина

Алтайский государственный университет govorgv@gmail.com

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация

Автор рассматривает эволюцию коммуникативных технологий библиотеки как социального института, входящего в систему информационных ресурсов современного общества. Автор описывает коммуникативные технологии, используемые библиотеками в Алтайском крае, подчеркивая при этом, что курс, взятый на создание многофункциональных культурно-досуговых центров, которые заменят библиотеки, потребует разработки новых коммуникативных технологий. Эти новые технологии должны ориентироваться на разные группы населения, создавая для них комфортное информационное пространство. Все это, считает автор, требует разработки новой модели библиотеки, обеспечивающей дальнейшее развитие коммуникативных возможностей библиотек в современном обществе.

Ключевые слова: коммуникативные технологии, библиотека, информационное пространство, информационные ресурсы.

В «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» указывается, что библиотека является институтом, через который реализуется государственная культурная политика, понимающаяся как широкое межотраслевое явление, охватывающее различные сферы государственной и общественной жизни [5].

«В настоящее время библиотека способствует реализации таких целей государственной культурной политики, как формирование гармонически развитой личности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев; создание условий для реализации каждым человеком творческого потенциала; обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации, культурным ценностям» [5].

В современном российском обществе на фоне информационных изменений все более заметен углубляющийся социальный характер библиотечного дела, отраженный новой терминологией и реалиями: введены в оборот дефиниции «общедоступная библиотека» вместо «массовая библиотека», «пользователь» вместо «читатель». Изменилась трактовка единого библиотечного пространства, которое, «следуя букве федерального законодательства», изолирует деятельность научных библиотек, и поэтому поле функционирования общедоступных библиотек требует изучения с новых позиций.

В этой связи актуальность и острота дискуссии об объекте и предмете библиотековедения связана с появлением новой субстанции, не входящей в деятельность библиотек - виртуальная библиотека, виртуальный документ, автоматизированные банки и базы данных, онлайновый доступ к информационным ресурсам. С этих позиций становится ясна теория А.В. Соколова о мировоззренческой концепции социальной информатики как единого объединяющего начала для информационной жизни общества. Не отрицая ценности специализированных подходов, ученый подводит к мысли о том, что перспективная линия в институционализации информации, возможно, связана не с профессионально ограниченными формами социальных учреждений

(библиотеки, компьютерные сети, национальная библиография и т.п.), а с тем, что появится в результате интеграции, но не взаимопоглощения этих форм [4]. В период «ручного» режима информационного обслуживания введение метатеории А.В. Соколова не представляло особого интереса, тем более что в библиотечном пространстве был представлен тип учреждения, исчерпывающе аккумулирующего информацию в рамках одной отдельно взятой страны (Национальная библиотека, национальный библиографический репертуар и т.п.). Современные же технологии коммуникаций свернули и объединили ранее разрозненные процессы создания и распространения информации (глобальная компьютерная сеть). В этих условиях библиотека оказалась вычеркнутой из списка учреждений информационного обслуживания новейшими данными. В рамках социальной информатики стал возможен зондаж реальной ситуации, констатация науковедческого кризиса в развитии наук библиотечно-библиографического цикла и его объяснение. Ее главной задачей является выведение общих (абстрактных) законов, принципов, методов информационного обслуживания общества, функционирования информационных систем, носителей и каналов передачи информации.

Новое содержание информационной парадигмы библиотек (интеллектуализация) выражено в следующих концепциях: 1) концепция «социального лифта» (Ж. Патт, Е. Голубева и др.); 2) концепция «замечательного публичного пространства» (Р. Ольденбург, Д.К. Равин-ский и др.); 3) концепция анимации (Мьюррисон и др.); 4) концепция библиосоциальной работы (Р.А. Трофимова, Т.А. Курникова (Тетери-на), Р.П. Потапова и др.); 5) концепция жизненных сил человека (Г.В. Говорухина, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова и др.) [1-2; 67 и др.].

По мнению В.Р. Фирсова, создание обществом библиотек в разные исторические периоды осознавалось как «модель своей культуры». В рамках этой модели происходило формирование человека в его отношении к культуре по определенной программе, значимой для общества. Библиотека как институт социализации способствовала этому процессу посредством различных функций. Спектр последних в конкретные периоды был достаточно широк. Это говорит о мобильности данного социального института, при сохранении его сущностной специфики [8].

Интегративный подход позволяет выявить особенности библио-течно-информационной деятельности в контексте государственной культурной политики РФ. В настоящее время библиотеки становятся все более социально активными, в местном сообществе они играют роль не просто хранителя информации, а просветителя, инициатора и организатора массовых кампаний (библионочи, библиомарафоны и т.п.). В «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» говорится о том, что развитие библиотечного пространства России может быть охарактеризовано культурологическими параметрами, что предполагает необходимость разработки теоретико-методологических основ анализа модернизации библиотек [5].

Библиотеки, сознательно спланированные еще до новой эры, имеют богатый опыт работы, направленный на повышение качества информационного обмена отдельного индивида и социума в целом. Современная информационная среда позволяет библиотеке выступать экспертом в информационных потоках, определять качество информации, предоставляемой рынком. Следует отметить, что в настоящее время существуют две ярко выраженные реакции библиотечной аудитории на информацию: информатизация и интеллектуализация.

По признанию большинства аналитиков, информатизация - это сложный социотехнический, социокультурный процесс, конечной целью которого выступает создание информационного общества. Общества, в котором качество жизни, также, как и перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависит от информации и ее эксплуатации. В России разработана концепция развития информатизации как стратегии перехода к информационному обществу, в которой информация и знания представлены как главные составляющие потенциала социально-экономического развития страны. Однако эта идея, нашедшая отражение в программных документах Минсвязи России, не подкреплена представлениями, какие социальные учреждения будут обеспечивать инфраструктуру развития и поддержания информатизации.

В последние годы сокращается количество библиотек в России, что обусловлено, прежде всего, «снижением численности населения, в том числе населения, проживающего в сельской местности, развитием информационно-коммуникационных технологий. Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также для

сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, была создана Национальная электронная библиотека, к которой были подключены более 100 региональных библиотек, а также ресурсов архивов и музеев» [5]. Ряд библиотек перешли на электронные носители, что способствовало формированию в регионах России мультинациональных центров, в которых обеспечивается доступ к книжным фондам в электронном виде. Но это пока недоступно для сельских библиотек и населения, проживающего в сельской местности. Сегодня сельская библиотека должна ориентироваться на использование инновационных информационных и коммуникационных технологий, что будет способствовать повышению доступности культурных благ, объектов культурного наследия, продукции творческой индустрии. Важность этого обусловлена тем, что библиотека способствует формированию информационной среды, благоприятной для становления личности. Но сельская культура, исторически выполнявшая роль хранительницы традиционной культуры и нематериального культурного наследия, оказалась в сложном положении, требующем систематического стратегического подхода. Важность этого обусловлена еще и тем, что происходит реорганизация части сельских учреждений культуры путем объединения клубов, музеев, библиотек в единые многофункциональные учреждения, которые играют значимую роль в системе культуры. Сегодня сельская библиотека должна ориентироваться на использование инновационных информационных и коммуникационных технологий, что будет способствовать повышению доступности культурных благ, объектов культурного наследия, продукции творческой индустрии.

Библиотеки в настоящее время не выдерживают конкуренции с коммерческими организациями, постепенно вытесняющими их с рынка информационных услуг. Отсюда, очевидно стремление библиотек оказывать влияние на формирование культурной и интеллектуальной среды региона. Именно поэтому новый вектор профессиональной деятельности библиотекарей направлен не столько на удовлетворение запросов читателей, сколько на селекцию чтения, содействие более полному творческому освоению книги, включению ее в жизненный контекст личности. В профессиональных изданиях последних лет «Библиотековедение», «Библиотековедение и библиография за рубежом», «Научные и технические библиотеки», «Библиотека» теоретики

и практики библиотечного дела определяют целью библиотечного обслуживания - предоставление информации для образования, исследовательской работы, сохранения культурного наследия, интеллигентного отдыха и интеллектуального развития потенциала личности.

В XXI веке проявились предложения вместо термина «библиотека» или параллельно с ним ввести в профессиональный оборот такие термины, как «документотека», «медиатека», «информотека», «виртуальная библиотека» и др. Представляется, что эти термины обозначают библиотеки, активно использующие в своей деятельности электронные документы и современные информационные технологии для их хранения, доставки и использования, что является важными функциями библиотеки, наряду с которыми все большее распространение получают и социальные функции, которые предполагают повышение эффективности коммуникативных технологий, используемых библиотеками.

К сожалению, на практике эти коммуникативные технологии сводятся либо к формированию контактов со взрослой материально обеспеченной частью общества для привлечения дополнительных ресурсов в библиотеку (фандрайзинг), либо к массовому обслуживанию, направленному на подготовку встреч в формате «ток-шоу» со всеми представителями библиотечной аудитории. Организация встреч в русле «ток-шоу» - самая распространенная форма анализа контактирования в публичных библиотеках, не исключение и Алтайский край. На основе материалов о деятельности государственных библиотек Алтайского края можно видеть, как часто библиотекари уходят в театрализацию, презентацию библиотеки как досугового центра и эксплуатируют форматы ТВ-передач «Поле чудес», «КВН», «Счастливый случай», «Колесо истории», «Брейн-ринг» и т.п.

Проведение массовых мероприятий, аналогичных шоу-играм, стабилизировалось. В тоже время большинство библиотек находится в состоянии поиска определения собственной стратегии содержания контакта с читательской аудиторией. С одной стороны, внимание фокусируется на проведении мероприятий, приуроченных к празднованию определенных дат. С другой - библиотеки стремятся сохранить выбранные тематические направления (в частности, «Экологическое просвещение», «Экология»). Важно также отметить, что адрес большинства ток-шоу - детская аудитория; обращение к школьникам име-

ет позитивные черты как альтернатива их досуговому времяпровождению, но библиотечное манипулирование этой аудиторией не является результатом профессиональной деятельности библиотекарей, поскольку привлечение школьников в библиотечную аудиторию - заслуга, прежде всего, учителей.

С учетом изменения социокультурной и информационной среды современного общества, появления различных субъектов, предлагающих социальные услуги в области информации и культуры, необходимы исследования характера модернизации современной библиотеки, особенно это актуально для сельских муниципалитетов, где библиотека приобретает новый социокультурный статус. В частности, в районах Алтайского края взят курс на создание многофункциональных культурно-досуговых центров, которые сменят библиотеки, клубные учреждения и музеи в традиционном понимании.

В постановлении администрации Алтайского края от 25 февраля 2013 г. № 87 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Алтайского края», среди целей плана мероприятий выделена такая цель, как создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Алтайского края. Одной из мер, обеспечивающих достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, является реорганизация неэффективных учреждений культуры Алтайского края [3].

«Снижение количества учреждений объясняется проведением мероприятий по централизации сети муниципальных учреждений: на первом этапе в форме укрупнения учреждений по отраслевому принципу с передачей полномочий сельсоветов муниципальным районам; на втором - путем создания единого юридического лица в районах -многофункциональных культурных центров, которые объединяют в себе учреждение клубного типа, библиотеку и музей» [9].

В настоящее время продолжается, во-первых, развитие библиотек Алтайского края как центров информационной культуры гражданского общества на основе создания единого интегрированного информационного пространства, в том числе с обеспечением доступа читателей к НЭБ; во-вторых, повышение квалификации работников учреждений культуры и привлечение молодых специалистов [10] в отрасль и обучение их новым коммуникативным технологиям.

Таким образом, в настоящее время необходимо формирование новой модели библиотеки как института реализации государственной культурной политики; совершенствование механизмов взаимодействия библиотек с другими институтами гражданского общества, что способствует расширению коммуникативных возможностей библиотек. Это требует новых подходов к исследованию роли и значимости библиотек в современном российском обществе.

Литература

1. Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В. Библиотека как социокультурный институт: стратегии исследования // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции, 19 - 20 мая 2017 г. / КазГИК; науч. ред.: П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова, Л.Ф. Мустафина. Казань: Изд-во «Бриг», 2017. С. 592597.

2. Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В., Григорьев С.И. Качество предоставления услуг в сфере культуры населению как направление культурной политики // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Международной научно-практической конференции, 15 апреля 2016 г. Казань: Изд-во «Бриг», 2016. С. 47-49.

3. Постановление Администрации Алтайского края от 25 февраля 2013 г. № 87 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Алтайского края» [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture22.ru/deyatelnost/programmy/ (дата обращения: 1.09.2019).

4. Соколов А. В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России: профессионально-мировоззренческое пособие. М.: РШБА, 2016. 384 с.

5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9I хР7£2хт^£(дата обращения: 1.09.2019).

6. Тетерина Т.А. Инновационные функции библиотек в современном обществе // Образование и социальное развитие региона. 1999. № 3-4.

7. Трофимова Р.А. Библиотерапевтическая информация и проблема оптимизации ее использования // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: тезисы докладов пятой международной науч. конф. Москва, 25-26 апреля 2000 г. Ч.1. М., 2000.

8. Фирсов В.Р. Работа библиотек в условиях современного авторского права. Российская и международная практика, рекомендации / РБА, FAIFE IFLA. СПб.: Изд-во «Рос. нац. б-ка», 2009. 112 с.

9. Доклад начальника управления Алтайского края по культуре и архивному делу Безруковой Е.Е. «Об итогах работы управления Алтайского края по культуре и архивному делу, органов и учреждений культуры края в 2017 году и основных направлениях деятельности в 2018 году». Барнаул, 2017.

10.Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: инновационная модель подготовки и повышение квалификации библиотечных кадров в регионе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. №12. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-Hchnosti-mnovatsionnaya-model-podgotovki-i-povyshenie-kvalifikatsii-bibliotechnyh-kadrov-v (дата обращения: 09.09.2019).

G.V. Govorukhina

Altai State University

COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF A MODERN LIBRARY

The author considers the evolution of the library's communication technologies as a social institution within the system of information resources of modern society. The author describes the communication technologies used by libraries in Altai Krai, emphasizing that the course taken to create multifunctional cultural and leisure centers, which will replace libraries, will require the development of new communication technologies. These new technologies should be oriented towards different groups of the population, creating a comfortable information space for them. All this, the

author believes, requires the development of a new model of the library, providing further development of communicative capabilities of libraries in modern society.

Key words: communication technologies, library, information space, information resources.

А.В. Жеребненко

Алтайский государственный университет zherebnenko. a@yand.ex.ru

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В. М. ШУКШИНА КАК РЕСУРС ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО БРЕНДИНГА РЕГИОНА

Аннотация

Статья рассматривает творчество В.М. Шукшина в качестве полноправного компонента культурного ландшафта Алтая, уникального интеллектуального ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность региона в современном глобальном мире. Рассматриваются технологии культурного брендинга территории. В качестве примеров описывается Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае» и одна из его площадок - Международный научный форум «Алтайский фронтир В.М. Шукшина, нравственность, витальность, языковой уклад». Анализируется взаимосвязь масштаба культурных событий и динамика туристического потока в Алтайский край.

Ключевые слова: В.М. Шукшин, Алтай, геобрендинг, территориальный бренд, культурный бренд.

Территориальный брендинг как особое направление маркетинговой деятельности стал активно развиваться в последние десятилетие. Регионы, города всерьез озадачились проблемой индивидуализации территории для создания уникальной геолокации, способствующей социально-экономическому развитию территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.