Научная статья на тему 'Коммуникативные тактики согласия в Интернет-коммуникации (на примере блогов)'

Коммуникативные тактики согласия в Интернет-коммуникации (на примере блогов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
911
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / INTERNET COMMUNICATIONS / БЛОГ / BLOG / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ / COMMUNICATIVE TACTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горшкова Е. И.

В статье рассматривается понятие «блог» как вид Интернет-коммуникации между автором и его активными читателями. На этой основе определяются основные виды коммуникативных тактик согласия в Интернет-коммуникации и лингвостилистические средства их выражения по каждому из видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE TACTICS EXPRESSING AGREEMENT IN INTERNET COMMUNICATION (the example of blogs)

This article discusses the concept of «blog» as a form of Internet communication between the author of a blog and his active readers. The author identifies major types of communicative tactics expressing agreement in Internet communication as well as linguistic and stylistic means used in each of these types.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные тактики согласия в Интернет-коммуникации (на примере блогов)»

УДК 81'37

Е.И. Горшкова

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ СОГЛАСИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (на примере блогов)

В статье рассматривается понятие «блог» как вид Интернет-коммуникации между автором и его активными читателями. На этой основе определяются основные виды коммуникативных тактик согласия в Интернет-коммуникации и лингвостилистические средства их выражения по каждому из видов.

Ключевые слова: Интернет-коммуникации, блог, коммуникативные тактики.

В последние десятилетия наблюдается активное внедрение Глобальной сети Интернет во все сферы жизни людей и, в первую очередь, в качестве средства коммуникации. Отсюда одним из актуальных направлений в современной лингвистике является изучение особенностей этого типа коммуникации как широко распространенного и популярного средства общения.

В процессе общения через Интернет собеседники, как отмечают многие исследователи, вступают, как правило, в «опосредованный» контакт, обмениваясь письменными текстами, которые квалифицируются как электронный, виртуальный, компьютерно-опосредованный, онлайн-дискурс и др. Этим текстам присущи многие признаки спонтанной устной интеракции, и они подразделяются на жанры, заимствованные Сетью из других сфер общения и исконно сетевые, т.е. порожденные самим использованием языка в Сети. К первым относятся, например, аннотации научно-технических статей или передовицы электронных СМИ, ко вторым, прежде всего, жанры неспециального общения -электронное письмо (e-mail), чат, форум, мгновенные сообщения, блоги и др. [Бергельсон 2002; Вой-скунский 2008; Галичкина 2004; Горошко 2009; Дедова 2010; Какорина 2007; Кондрашов 2004; Леон-тович 2000, Лутовинова 2009; Смирнов 2004; Belmore 1996; Crystal 2006; Danet 2007, Herring 2011, Ruedenberg 1998; Thurlow 2009].

Блог как одно из средств Интернет-коммуникации начал активно использоваться в конце 90-х гг. прошлого века и продолжает оставаться в настоящее время одной из самых популярных форм общения в Интернете: в августе 2011 г. зарегистрировано около 167 миллионов блогов [URL: http://www.blogpulse.com]. К основным признакам, способствующим популярности бло-гов, исследователи относят - оперативность обмена информацией, простоту и доступность [Мо-рослин 2009: 68]. С. Херринг определяет блог как

жанр Интернет-коммуникации, имеющий промежуточное положение между чатом и веб-страницей и объединившим в себе самые привлекательные черты обоих этих жанров с точки зрения пользователей: возможность вести диалог с неограниченным числом других пользователей и право самостоятельно управлять своим коммуникативным пространством [Herring 2005: 165]. Т.В. Сафонова, рассматривая 1 из видов блога -сетевой дневник с точки зрения закона экономики сообщений, отмечает, что при наличии ряда специфических особенностей коммуникации в форме блогов, они тяготеют по форме и содержанию к традиционному «взаимодействию лицом-к-лицу», т.е. к устному диалогу [Сафонова 2006: 76].

В лингвистической литературе приводятся различные определения феномена «блог»:

- «Блог - публичный, общедоступный, открытый, нелинейный, интерактивный, динамичный, полифоничный гипертекст, который создается при участии автора и активных читателей» [Новикова 2005: 2];

- "A blog is a hierarchy of text, images, media objects and data, arranged chronologically, that can be viewed in an HTML browser" [URL: http://harvard.edu/whatmakesaweblogaweblog.html].

- Часто «блог» трактуется в значении «дневник»:

- «Блог - онлайновый дневник, размещенный в интернете и доступный для чтения желающим» [Волохонский 2006: 117];

- "а blog is a Web site that contains an online personal journal with reflections, comments, and often hyperlinks provided by the writer; also: the contents of such a site" [URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/blog];

- «блог - личный сетевой дневник» [Мо-рослин 2009: 334].

Наряду с личными блогами исследователи отмечают существование коллективных и корпо-

ративных блогов, имеющих не одного автора, а целую группу. Кроме того, в структуру блога включают и комментарии читателей блога, которых может быть неограниченное количество.

В настоящей статье блог рассматривается как вид Интернет-коммуникации между автором и активными читателями, осуществляемый в форме развертывания гипертекста, обладающего рядом специфических характеристик.

Блог, как любая осознанная коммуникативная деятельность, преследует определенные цели: а) обсудить определенную тему; б) изложить суть проблемы; в) ознакомиться с различными точками зрения на излагаемую информацию; г) объяснить свою позицию по поводу той или иной ситуации; д) определить интересы, предпочтения, индивидуально-психологические особенности и социальный статус аудитории; е) создавать новые или поддерживать уже налаженные контакты; ж) просто провести время в обмене сообщениями с кем-либо и т. д.

В блогах коммуниканты поочередно выступают в ролях «хозяина» (автора блога) и «гостя» (комментатора записей). Социально-психологические различия между исполнителями этих ролей определяют актуализацию ими коммуникативных тактик, которые понимаются как гибкое, динамическое использование коммуникантами вербальных умений построения своих речевых ходов с целью решения поставленных задач в рамках избранной стратегии общения.

Исследование блог-сообщений (постов) на молодежной англоязычной блог-платформе thoughts.com, основными пользователями которой являются англоязычная молодежь 14-21 лет из США и Европы, позволили выделить семь приемов речевой реализации коммуникативной тактики согласия комментатора с автором блога:

1. Абсолютное подтверждение точки зрения блоггера (читатель блога (reader = R) полностью разделяет мнение блоггера (Blogger = B), безоговорочно принимает его позицию по какому-либо вопросу):

B. Uuuh I missing having a boyfriend I feel like a bottle that just could expload with so much feelings that are running throught me. I don't know how to express them to people cause they wouldn't understand what I'm going through.

R. My sentiments, exactly. A bottle bursting with feelings and not being able to properly express them to the right person...not knowing who that right person is and afraid to find out you/I are wrong [URL: http://www.thoughts.com/Lovesmusic432242/blog/relat ionship-blues-511928].

В приведенном примере блоггер пишет о своей личной жизни и переживаниях. Он «выплескивает» на своих читателей негативные эмоции: отчаяние и тоску от одиночества и ищет сочувствия у своих читателей. Эмоциональность автора выражается посредством междометия uuuh, которое усилено с помощью такого графического стилистического средства, как multiplication, а также с помощью сравнения like a bottle that just could expload with so much feelings that are running throught. Кроме того, орфографические и грамматические ошибки - особенно в начале текста -I missing, throught косвенно свидетельствует о том, что запись было сделана под наплывом чувств. Здесь следует отметить, что орфографическая небрежность в целом характерна для текстов непрофессиональных авторов блогов, т.к. написанные сообщения редко в последующем редактируются. Письменное общение в блогах, чаще всего, носит спонтанный и динамичный характер, что приближает их к устной речи. Это еще раз подтверждает взгляд многих исследователей на Интернет-коммуникацию как на новый вид коммуникации. Д. Кристал охарактеризовал сущность этого вида коммуникации оригинальной формулой: «устная форма речи + письменная форма речи + признаки, опосредованные компьютером» [Crystal 2001: 124].

Можно сказать, что в рассмотренном примере коммуникативная цель была достигнута -автор получил четыре сочувственных комментария, в которых читатели полностью согласились с его чувствами и выступили с поддержкой. Тактика согласия была реализована с помощью различных языковых средств.

Во-первых, с помощью уточнительной частицы exactly, выражающей субъективную оценку полного согласия с высказываемой мыслью. Эта частица четко определяет степень согласия как высшую, а такая точно определенная градуиро-ванность оценок является отличительной чертой англоязычной культуры.

Во-вторых, читатель мысленно отождествляет чувства блоггера со своими собственными, что выражается посредством притяжательного местоимения my, а также частичного повторения фразы блоггера, что усиливает перлокутивный эффект согласия и одобрения слов блоггера.

2. Частичное подтверждение точки зрения блоггера (читатель подтверждает мнение блогге-ра, но считает необходимым внести некоторые коррективы, исправить или уточнить спорные или вызывающие сомнение моменты):

В. This just poped in my head.... Well I was thinking how people say their trying to clean up the Earth. Well why all the sudden in caring about the earth? They should have been cleaning up the earth way before there was all these problems were happening right in front of our eyes. When I hear that they are trying to clean up earth how truthful are they? You know the signs were there in fronts us I don't get how people can miss them!

R. I believe in cleaning up the Earth too, but in my opinion it should be a valiant effort on everyone's part...not just some. Just when you think you are doing some good for the earth...you will see others not lifting a finger to help preserve what we have or to make it better [URL: http://www.thoughts.com/NoPaon34/blog/clean-up-467304].

В данном комментарии, с одной стороны, содержатся средства выражения согласия - оценочная частица too, повтор слов блоггера cleaning up the Earth. С другой стороны, читатель выражает неполное согласие с точкой зрения блоггера, поэтому в следующем предложении с помощью противительного союза but он вводит собственное уточняющее мнение, которое комментатор дополнительно подчеркивает вводной фразой in my opinion.

Свое неполное согласие автор выражает посредством отрицательной частицы not и усилительной частицы just (not just some). В следующем предложении вновь с помощью частицы just, но уже в выделительной функции, автор разъясняет собственную точку зрения.

3. Повтор реплики блоггера (читатель оперирует словами блоггера, то есть соглашается не только с его позицией по данному вопросу, но и с его выбором лексических единиц для изложения этой позиции):

В. Is chivalry dead? How about dinner and a movie or better yet, an evening of dancing. I can't even remember the last time I did either. I'm up for bowling, museums, sports events (love football), a fun game of scrabble, even a day trip to outlets or slots. Can we take the time to get to know each other? Does everything have to have that my way or the highway mentality? A first date to me is not laying up with a man on his couch and watching a movie.

R. I can totally feel this thought. Sitting on the couch watching a movie and eating left overs does not make a date! [URL: http://www.thoughts.com/Short-cakke/blog/is-dating-a-thing-of-the-past-534880].

В первом предложении читатель выражает полное согласие с автором, используя усилительное наречие степени totally, которое передает

эмоциональное отношение к предыдущей реплике блоггера this thought. Далее читатель почти дословно цитирует автора блога, что демонстрирует одобрение и содержания, и формы высказывания блоггера, дополняя его фразу лишь второстепенной деталью eating leftovers, чтобы усилить образ неудачного свидания. Восклицательный знак в конце комментария подчеркивает эмоциональность читателя, которую вызвала эмпатия посту блоггера.

4. Констатация правоты блоггера (читатель признает правоту блоггера по рассматриваемому вопросу, разделяет его точку зрения, придерживается такой же позиции и не оспаривает правильность отношения блоггера к обсуждаемой проблеме):

В. High School...there are many things that can describe high school PERFECTLY, but I think that the one and ONLY TRUE description of high school is...well...hell. Hell is considered a place but that place is different for each person, they go through their "life" going through that same thing everyday thinking that they are awake or alive...

R. I totally agree. Great post [URL: http://www.thoughts.com/ForgottenTears/blog/high-school-542770].

В данном случае использование усилительного наречия степени totally свидетельствует об эмоциональном и полном согласии. Кроме того, для усиления перлокутивного эффекта согласия используется также глагол согласия agree.

Читатель не добавляет ничего к сказанному, лишь дает ему свою субъективную эмоциональную оценку: Great post.

5. Допущение правоты блоггера (читатель признает суждение блоггера как возможное, но не единственно верное, допускает существование точки зрения блоггера, но не исключает наличие другого мнения):

B. No abortions please.

The closest reason for abortions is being pregnant unexpectedly. (Unmarried women) There are a lot of social factors, which are making a powerful urge to do abortions. However there should be a proper way to get married, enjoy the sex life and give births for children from younger ages after puberty. The unmarried couples who are willing to have sex before getting married, they must follow a safety way of having sex that can avoid unexpected pregnancy. So that can avoid unnecessary abortions too.

R. Most people know this, and I don't agree with abortions either but it is up to each individual, and I fully support a woman who chooses to abort a child if she

has been raped [URL: http://www.thoughts.com/du-lantha/blog/no-abortions-please-502000].

В данном случае пост посвящен злободневной проблеме абортов, которая всегда вызывает споры и противоречивые мнения, что объясняет выбранную читателем тактику.

С одной стороны, читатель подтверждает свою солидарность с автором блога в виде несогласия с абортами с помощью отрицательной формы глагола agree и оценочной частицы either. Однако характерно, что читатель подчеркивает свое согласие с призывом заголовка, а не согласие с автором блога, о чем свидетельствует его уточнение по этому поводу, которое он вводит с помощью противительного союза but, а в следующем утверждении с помощью глагола support комментатор объясняет исключительный, на его взгляд, случай, когда можно согласиться с абортом.

Следующий пример интересен тем, что в отличие от предыдущего здесь речь идет не об общей абстрактной проблеме, а о конкретном человеке и его несчастье:

B. I am far from being a person who dwells on things that cannot be changed or what has already come to pass, and so it is with the circumstances surrounding the end of my marriage, however, today I need to vent a little. When I called my ex-husband to inform him that Dante's scheduled surgery was set for the 30th March, and whether he could contribute to the expenses, which includes adjustments to the seating components of Dante's wheelchair, since he was not going to be present to provide any emotional support during the actual surgery.

R. I absolutely understand where you are coming from, but one thing I have learned is that we can not control how others behave. Even when they are dead wrong [URL: http://www.thoughts.com/Nim/blog/fury-an-ex-husbands-and-second-wives-vent-509431].

Здесь, как и в рассмотренном выше примере, читатель, с одной стороны, выражает полное понимание автора (что выражается глаголом ментальной деятельности understand и усилительным наречием absolutely), а с другой, в этом фрагменте скорее актуализируется эмоциональная поддержка блоггера, а не согласие с его поведением, так как в следующей части предложения, введенной с помощью противительного союза but, комментатор приводит в качестве примера альтернативное поведение в подобной ситуации. Свое мнение и понимание норм поведения в таких случаях он выражает в следующем предложении, интенсифицируя его посредством усилительной частицы even. При этом цель комментатора не просто

представить альтернативное мнение, как в предыдущем случае, а скорее с помощью приема намека, когда описываемая в речи обобщенная ситуация (we can't control) представляется как смысловой аналог реальной ситуации (you can't control), дать совет своему другу (so don't work yourself up about it).

6. Информирование блоггера (реакция согласия заключается в готовности читателя отвечать на поставленный специальный вопрос):

B. Also, as our wedding is a beach theme, the tables will be decorated with (around the centerpieces) shells and starfish, and we were planning on telling guests to take any shells that they liked, if they want too. So there still would be a little something to "take home" if they choose...

So what do you think??

R. I like it. It's unique and thoughtful.

I say go with it... [URL: http://www.thoughts. com/TheAlreadyJaded/blog/poll-need-opinions-544570].

Разумеется, основная цель постов - получение обратной реакции от читателей. Поэтому часто авторы блогов обращаются к своим читателям с прямым вопросом, как в данном случае (So what do you think??). При этом двойной знак вопроса подчеркивает его эмоциональность, т.к. он касается важного события в жизни блоггера - свадьбы. Сама расстановка коммуникативных ролей и направленность иллокуции в данном случае отводят читателю ведущую роль прескриптора, направляющего поведение автора блога, что требует от него определенных речевых действий: читатели могут либо проигнорировать вопрос, либо ответить на него и дать совет, рекомендацию. В приведенном примере происходит передача речевой инициативы от адресанта к адресату. Читатель ответил на заданный вопрос и выразил свое одобрение с помощью оценочного глагола like, а также двух положительно окрашенных определений: unique and thoughtful. Кроме того, читатель согласился принять на себя роль прескриптора и выразил свое одобрение и поддержку с помощью побудительного предложения - go with it.

7. Интерпретация реплики блоггера (читатель рассматривает слова блоггера как правильные и достоверные, но считает нужным прокомментировать и дополнить реплику блоггера собственными размышлениями по рассматриваемому вопросу).

B. Twenty years shouldn't feel so old,

I shouldn't be worried about decisions so far

away.

I still have a year until I can drink "legally",

Five years until I can rent a car.

I haven't even graduated from college yet.

I'm still a child.

Yet everyone around me my age is getting married,

having babies,

getting divorced.

No more crazy spring break stories

when there are babies to feed and bathe.

What am I to do?

Join the club of unmarried mothers?

R. I like your point. 19-20 are two really crappy years of life. At 18, you become an adult, yet you have limitations. By 19 and 20 your still just floating around, obviously limited to your decisions on a legal basis. Then 21 hits, and nothing really stands in your way. You can purchase alcohol, you can go to clubs, hang out with friends at the bar, even spend the evening in a Casino.

I'm 20, and I've been playing music in bars for a few years now, and it's really strange being, literally, the only underage kid inside these venues. (Some places will allow you to come inside under 21, however most cities have banned this) Because I'm apart of the group, I actually get the 'pass' to perform. However I am at times restricted to only playing, and literally have to step out when the gig is over [URL: http://www.thoughts.com/LonelyStar/blog/too-young-too-old-658997].

В этом примере автор также обращается с прямым вопросом к читателям, один из которых, откликнувшись, выразил свое одобрение позиции блоггера посредством глагола эмоциональной оценки like. Однако он этим не ограничился, а решил поделиться собственными мыслями на тему «взрослости-невзрослости», вследствие чего, весь последующий комментарий посвящен его собственным размышлениям по этому поводу. Причем, если автор блога представила данную проблему с точки зрения молодой женщины (everyone around me my age is getting married, having babies...), то комментатор интерпретирует эту проблему с точки зрения молодого мужчины.

Таким образом, анализ текстов-сообщений в блогах американской молодежи позволил выделить следующие основные лингвистические средства, служащие для актуализации тактики согласия: уточнительные и усилительные частицы, оценочные глаголы, грамматические повторы. Вместе с тем читатели исследуемого типа блогов часто не просто выражают свое согласие и одобрение позиции автора блога по тем или иным воп-

росам, но и комментируют их, излагая собственное мнение, приобретенное в результате личного жизненного опыта.

Список литературы

Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сб. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2006. С. 118-131.

Морослин П.В. Структурно-семантические параметры веб-блогов как особого речевого жанра // Вестн. Тамб. ун-та. 2009. Вып. 12. С. 332-337.

Морослин П.В. Функционально-стилистический анализ блогов (Интернет дневников) // Сб. Доклады Третьей междунар. науч.-практич. конф. «Общество-Язык-Культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке». М.: МИЛ, 2009.С. 68-75.

Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников (блогов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2005.

Сафонова Т.В. Порядок интеракции в сетевых дневниках: альтернативная экономика сообщений // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сб. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2006. С. 56-76.

Herring S.C., Scheidt L.A., Bonus S., and Wright E. Weblogs as a bridging genre // Information, Technology & People, 18(2). URL: http://ella.slis.indiana.edu/~herring/itp.pdf (дата обращения: 14.03.11).

URL: http://www.blogpulse.com (дата обращения: 17.08.11).

URL : http : //harvard .edu/whatmake sawebloga-weblog.html (дата обращения: 23.07.11).

URL: http://www.merriam-webster.com/dic-tionary/blog (дата обращения: 24.07.11).

Список иллюстративных источников

URL: http://www.thoughts.com/Lovesmusic 432242/blog/relationship-blues-511928 (дата обращения: 12.06.11).

URL : http : //www .thoughts. com/NoPaon3 4/ blog/clean-up-467304 (дата обращения: 12.06.11).

URL:

http://www.thoughts.com/Shortcakke/blog/is-dating-a-thing-of-the-past-534880 (дата обращения: 12.06.11).

URL: http://www.thoughts.com/ForgottenTears/ blog/high-school-542770 (дата обращения: 13.06.11).

URL: http: //www .thoughts .com/dulantha/blog/ no-abortions-please-502000 (дата обращения: 13.06.11).

URL: http://www.thoughts.com/Nim/blog/fury-an-ex-husbands-and-second-wives-vent-509431 (дата обращения: 13.06.11).

URL: http://www.thoughts.com/TheAlreadyJa-ded/blog/poll-need-opinions-544570 (дата обращения: 13.06.11).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http: //www .thoughts. com/Lonely Star/ blog/too-young-too-old-658997 (дата обращения: 13.06.11).

E.I. Gorshkova

COMMUNICATIVE TACTICS EXPRESSING AGREEMENT IN INTERNET COMMUNICATION (the example of blogs)

This article discusses the concept of «blog» as a form of Internet communication between the author of a blog and his active readers. The author identifies major types of communicative tactics expressing agreement in Internet communication as well as linguistic and stylistic means used in each of these types.

Key words: Internet communications, blog, communicative tactics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.