Научная статья на тему 'Коммуникативные стратегии самоидентификации североирландцев (на материале региональных аналитических блогов и новостных сайтов)'

Коммуникативные стратегии самоидентификации североирландцев (на материале региональных аналитических блогов и новостных сайтов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ДИСКУРС / КОММУНИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / NORTHERN IRELAND / GREAT BRITAIN / DISCOURSE / COMMUNICATION / STRATEGY / TACTIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ширяев Николай Сергеевич

Выделяются основные стратегии самоидентификации североирландцев в текстах региональных аналитических блогов и новостных сайтов, в частности, стратегия самопрезентации, стратегия дискредитации и стратегия аргументации. Анализируются противоречия и сложности самоидентификации североирландцев. Выявляется историческая обусловленность указанных стратегий и отображается их связь с актуальными общемировыми политическими тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Strategies of Self-identification of the Nothern Irish (as presented in regional analytical blogs and news websites)

The article touches upon one of the typical contemporary world problems, namely the problem of ethnic, cultural, and political self-identification. The problem in question results from two current tendencies on the one hand, a tendency towards globalization and unification, and on the other hand, a tendency towards autonomy and separation. The issue is vital for multi-cultural and multi-ethnic states, such as Spain, Belgium, Canada, and the United Kingdom. A trigger which brought the problem to the forefront was the Scottish Referendum of 2014, since when a lot of cultural and political movements in the aforementioned states have become more active than they used to be. In the United Kingdom alone, the referendum influenced not only life in Scotland, but in the other home nations, among which is Northern Ireland. Northern Ireland has traditionally been a part of the United Kingdom which has to regulate its policies according to what’s happening in the rest of Great Britain and in the Irish Republic. Cultural and political trends have always been well reflected in the language of media and, for more than two decades now, in that of the Internet. Reading thoroughly through such texts reveal some typical strategies of communication. The main strategies of self-identification of the Northern Irish are the strategy of self-presentation, the strategy of discreditation, and the strategy of argumentation. They all depend on the aforementioned contradictions and difficulties of Northern Ireland being a border nation between the Irish Republic and the rest of Great Britain, which means that the strategies in question are historically conditioned.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные стратегии самоидентификации североирландцев (на материале региональных аналитических блогов и новостных сайтов)»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 7 (389). Филологическиенауки. Вып. 101. С. 175-180.

УДК 811.111:004.738.1 ББК 81.2Англ+32.973.202

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

СЕВЕРОИРЛАНДЦЕВ (на материале региональных аналитических блогов и новостных сайтов)

Н. С. Ширяев

Саратовский государственныйуниверситет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия

Выделяются основные стратегии самоидентификации североирландцев в текстах региональных аналитических блогов и новостных сайтов, в частности, стратегия самопрезентации, стратегия дискредитации и стратегия аргументации. Анализируются противоречия и сложности самоидентификации североирландцев. Выявляется историческая обусловленность указанных стратегий и отображается их связь с актуальными общемировыми политическими тенденциями.

Ключевые слова: Северная Ирландия, Великобритания, дискурс, коммуникация, стратегия, тактика.

Современный мир существует в условиях глобализации, процессы которой предопределяют, с одной стороны, унификацию культуры, с другой - стремление к национальной идентификации. В связи с этим для жизни международного сообщества характерны две противоположные тенденции: во-первых, стремление наций к взаимной интеграции, во-вторых -движение в сторону культурной и политической самостоятельности [5].

В ряде государств Западного мира, где с момента образования сосуществует несколько национально-культурных групп, в последнее время активно обсуждается возможность расширения прав этнических меньшинств. Отдельные организации и политические партии выступают за предоставление национального суверенитета областям, традиционно ассоциирующимся с тем или иным этносом. Тем самым затрагивается проблема национальной идентификации.

Преобладание в современной лингвистике антропоцентрической парадигмы, побудившей исследователей анализировать «человека в языке и язык в человеке», обусловливает интерес к национальной идентичности и способам ее репрезентации в процессе коммуникации. Проблемы репрезентации национальной идентичности рассматривались и рассматриваются с момента зарождения дискурс-анализа такими исследователями, как Т. А. ван Дейк, Р. Водак, В. Е. Чернявская, З. И. Резанова, О. Н. Паршина, В. А. Буряковская. Отправной точкой нашего исследования послужили рабо-

ты Т. А. ван Дейка [2], Ю. С. Степанова [4] и В. А. Мишланова [3].

Дискуссии о политическом, экономическом и культурном статусе этнических меньшинств разворачиваются преимущественно в пространстве средств массовой информации и Интернета. Материалом нашего исследования служат англоязычные тексты с сайтов новостных изданий, а также из аналитических блогов, посвященных проблемам автономии и независимости Северной Ирландии (Spiked, The Belfast Telegraph, The News Letter, Ulster Nation, IrishCentral), за период с марта 2014 г. по декабрь 2016 г. При этом мы не учитывали комментарии пользователей и индивидуальную авторскую специфику текстов, ориентируясь прежде всего на их тематическое единство.

Недавний референдум в Шотландии, по итогам которого сторонники независимости набрали 44,7 % голосов - почти половину [7], -вызвал большой резонанс в тех государствах, где существует меньшинство, склоняющееся к автономии или независимости; в частности, внутри самого Соединенного Королевства - в Северной Ирландии. Проведенный в сентябре 2014 г. опрос показал, что 56,2 % населения Северной Ирландии хотят референдума по поводу конституционного статуса региона. О сложности ситуации говорит тот факт, что, несмотря на желание референдума, 59,8 % опрошенных проголосовали бы против отделения от Соединенного Королевства [6]. Наконец, если перед Шотландией стоял двойствен-

176

H. С. Ширяев

ный выбор: остаться в составе Великобритании или обрести независимость, - то перед Северной Ирландией в сходной ситуации встал бы тройственный выбор: остаться в составе Великобритании, объединиться с Республикой Ирландией или обрести независимость.

Подобная ситуация обусловлена исторически. Вплоть до начала XVII в. Северная Ирландия (Ольстер) оставалась единственным регионом Ирландии, не находящимся под властью короля Англии. В 1603 г. английские войска установили контроль над всем островом, члены правящих гэльских католических кланов бежали в континентальную Европу, а Елизавета I решила заселить Ольстер верными короне протестантами - англичанами и шотландцами [8]. Конфликты с гэльским населением возобновились во время Ирландской войны за независимость, после которой большая часть населения Ольстера пожелала остаться в составе Соединенного Королевства. В связи с этим коммуникативные стратегии репрезентации североирландской национальной идентичности зависят от отношений Северной Ирландии с Англией, Республикой Ирландией и в меньшей степени - с Шотландией. В проанализированном нами материале чаще всего применяются стратегии самопрезентации, дискредитации и аргументации [3]. Приведем некоторые примеры.

Стратегия самопрезентации подразумевает констатацию факта существования национальной общности, а также ее позиционирование в политическом пространстве. Одной из типичных тактик в рамках данной стратегии выступает тактика противопоставления «своих» и «чужих». Базовым средством выражения оппозиции «свои - чужие» в анализируемом материале являются этнонимы и топонимы. Для обозначения «своих» - североирланд-цев - используются не только этнонимы Irish и Northern Irish, но и British, а также топонимы Northern Ireland и Ulster.

Акцентировать внимание на «своих» помогает тактика эксклюзивности, подчеркивающая уникальность положения Северной Ирландии. Средствами реализации данной тактики являются наречияуш^, only и прилагательные в сравнительной степени.

Важно отметить, что Северная Ирландия -единственная часть Соединенного Королевства, где прилагательное British используется как настоящий этноним, то есть для обозначения этнической принадлежности, а не как конструкт, обобщающий названия остальных

этносов Великобритании. Это объясняется как историей, так и тем фактом, что значительная доля населения региона выступает за единство с Великобританией.

В связи с вышесказанным в качестве «своих» могут выступать британцы, для обозначения которых используются этнонимы Brits, British и топонимы the United Kingdom, Union, а также англичане, для обозначения которых используются этноним English и топоним England. «Чужими» в этом случае будут ирландцы (граждане независимой Республики Ирландии), для обозначения которых используются этноним Irish и топонимы Ireland и the Irish Republic. Столь же регулярно встречается обратная ситуация, когда британцы и англичане оказываются «чужими», а ирландцы - «своими».

В значительном числе контекстов роль «своих» играют шотландцы, что также обусловлено историей. Когда Елизавета I отправила в Ольстер колонистов, большую их часть составили шотландцы, говорившие на скотс - германском шотландском языке, близкородственном английскому. Отсюда особое название собственного языка потомков колонистов - Ulster-Scots и особый этноним Scotch-Irish, обозначающий выходцев из Ольстера в США [8].

Ответ на вопрос, кого считать «своим», а кого «чужим», тесно связан с религиозным самоопределением североирландцев. Согласно упомянутому выше опросу, большинство тех, кто проголосовал бы за единство с Республикой Ирландией, составляют католики, а большинство тех, кто проголосовал бы за единство с Соединенным Королевством, составляют протестанты, которые обозначаются словами Protestant, Anglican, Presbyterian. Таким образом, в ряде контекстов термины конфессиональной принадлежности могут служить для идентификации «своих» и «чужих».

В подобных противопоставлениях все «чужое» наделяется отрицательными коннотациями, а «свое» - положительными. Этому способствует как широкий контекст, так и те лексические единицы, которые входят в непосредственное окружение этнонимов и топонимов.

"The IRA in the 1970s knew that England would only take notice if there were bombs on the mainland".

В приведенном примере Англия, по сути, обвиняется в безразличии к судьбе Северной Ирландии, а действия террористической организации оправдываются как попытка североирландских националистов обратить на себя внимание.

Помимо этнонимов и топонимов, для обозначения «своих» и «чужих» используются дейкти-ческие элементы первого и третьего лица: we, they, us, them, our, their. При этом дейктические элементы первого лица наделяются положительной оценочностью, а третьего - отрицательной [1]. Дейктические элементы первого лица используются также в рамках тактики солидаризации, подразумевающей выражение общности сторонников единой Ирландии или единой Великобритании с адресатом. В следующем примере участвовавший в опросе североирландец-католик, используя местоимение we, показывает, что он придерживается мнения многих.

"Let's test opinion - we want a united Ireland and there's more support for it than people think".

В ряде контекстов Северная Ирландия солидаризируется с Шотландией. Происходит это за счет размещения их в ряду однородных членов, в рамках словосочетаний с предлогом with, а также за счет таких слов, как tie, connection, unite.

Противоположной по отношению к тактике солидаризации является тактика дистанцирования, нацеленная на то, чтобы показать отсутствие связи между «своими» и «чужими». Средствами реализации данной тактики являются такие служебные слова, как while, more... than, not, вводные слова contrarily, however, а также прилагательные different, strange, otherish. Они позволяют акцентировать внимание на различиях в политических и культурных установках «своих» и «чужих».

В большинстве случаев одновременно со стратегией самопрезентации реализуется стратегия дискредитации, которая в анализируемом материале наиболее часто оказывается направлена на англичан. В рамках данной стратегии выделяется прежде всего тактика иллюстрирования отрицательного, заключающаяся в намеренном упоминании неудачных шагов, предпринятых «чужими», и их результатов. Реализуется она путем предоставления фактов, указывающих на несправедливость, неэффективность и необоснованность тех или иных действий «чужих». Так, одной из часто упоминаемых причин недовольства североирландцев является безразличие к ним правительства Соединенного Королевства:

"During the Troubles, the English regarded the province with a mixture of irritation and indifference".

К тактике иллюстрирования отрицательного близка тактика обвинения, реализующаяся

главным образом путем употребления отрицательно-оценочных эпитетов, часть которых принадлежит разговорному стилю: notoriously ignorant, perfidious, catastrophic. При реализации тактики обвинения нередко затрагиваются человеческие качества «чужих», а сами «чужие» изображаются как не имеющие права влиять на жизнь «своих».

К стратегии дискредитации относятся также случаи использования иронии и сарказма. Так, для обозначения основной националистической партии Ирландии Sinn Féin сторонники единства с Соединенным Королевством используют слово bogeyman, отражающее, по их мнению, любимый способ партии воздействовать на население острова - запугивание.

Как показал анализ, в качестве основания для противопоставления «своих» и «чужих» выступают две из четырех основных сфер общественной жизни: политическая и духовная. Противопоставление на основе экономических и социальных факторов встречается реже и отличается меньшей резкостью, при этом, как было сказано выше, политические взгляды и конфессиональная принадлежность тесно связаны друг с другом. В целом критика «чужих» носит внешне аргументированный характер, приводится много фактов, но любое противопоставление проводится неизбежно в пользу «своих». В связи с этим большое значение имеет стратегия аргументации.

Одной из основных тактик в рамках стратегии аргументации является тактика обоснования оценки. Так как на данный момент большую часть населения Северной Ирландии составляют протестанты, сторонники единства с Соединенным Королевством, в большом количестве контекстов акцент делается на положительной оценке статуса-кво и важности его сохранения. Отсюда использование слов и сочетаний, подчеркивающих связь Великобритании и Ольстера: strong affinity, remain in the United Kingdom, keep the union, held together. Неразрывность связи Северной Ирландии и Соединенного Королевства усиливается постоянными упоминаниями шотландского прошлого североирландцев.

Противники единства с Соединенным Королевством, наоборот, стремятся нивелировать различия между Северной Ирландией и Республикой Ирландией, отсюда обилие таких сочетаний, как a united Ireland, on an all-Ireland basis, the Irish in the whole of Ireland. Вместе с тем постоянно подчеркивается негативная роль англичан в ирландской истории:

178

Н. С. Ширяев

"To Irish Republicans, England was always the occupier, and most Ulster Catholics had good reason to come to dislike the English after 1969. It was with English accents that they heard their houses raided, their husbands and brothers interned and shot".

Примечательно, что в анализируемом нами материале аксиологически нейтральная лексика обретает ярко выраженную оценочность в зависимости от контекста. Так, в приведенном выше примере слово accents, помещенное рядом с этнонимом, обозначающим «чужих», наделяется отрицательной оценочностью, которая меняется на положительную, как только речь идет об ирландском акценте.

Таким же образом различную оценочность могут приобретать термины политической и конфессиональной принадлежности. Если речь ведется от лица протестантов - сторонников Соединенного Королевства, - то положительную оценочность обретают слова Protestant, Anglican, Presbyterian, Unionist, royalist, Orangeman и отрицательную - Catholic, nationalist, republican. Знаки меняются на противоположные, если речь ведется от лица католиков - сторонников Республики Ирландии.

Еще одной важной тактикой, относящейся к стратегии аргументации, является тактика указания на перспективу, суть которой заключается в упоминании возможных последствий решения, которое североирландцы могут принять насчет своей страны:

"Can you imagine how much the Irish Republic would welcome a place that cost so much, filled with 900,000 angry Orangemen? Like one would welcome an estranged cousin with severe mental health issues coming to live withyou, I imagine".

В приведенном примере сарказм сочетается с указанием на практическое отсутствие возможности какого-либо объединения с Республикой Ирландией и опасное положение североирланд-цев в случае, если это объединение состоится.

Наконец, в рамках стратегии самопрезентации используется еще одна тактика, связанная

с духовной сферой - тактика отождествления, заключающаяся в соотнесении группы с кем-то (или чем-то), известном как в самом сообществе, так и за его пределами. Так, в некоторых контекстах приводятся имена людей, прославивших Северную Ирландию. Упоминаются, например, Джон Кол - заместитель главного редактора газет The Guardian, The Observer и политический редактор ВВС - и Иан Пейсли - один из лидеров протестантского юнионистского движения [8].

Не менее важны в рамках тактики отождествления символы - шотландский флаг св. Андрея, английский флаг св. Георгия, оранжевый цвет в честь Вильгельма Оранского -протестантского претендента на британский престол, воевавшего с католическим претендентом - Яковом II.

Для иллюстрирования связей Ольстера с Шотландией важным является упоминание королевства Дал Риады, в раннее Средневековье объединявшее западное побережье Шотландии с северной частью Ирландии [8].

Таким образом, в проанализированном материале основными стратегиями репрезентации североирландской национальной идентичности выступают: 1) стратегия самопрезентации, реализующаяся тактиками противопоставления «своих» и «чужих», солидаризации, дистанцирования и отождествления; 2) стратегия дискредитации, реализующаяся тактиками иллюстрирования отрицательного, обвинения, иронией и сарказмом; 3) стратегия аргументации, реализующаяся тактиками указания на перспективу и обоснования оценки. Стратегии самопрезентации и дискредитации тесно связаны друг с другом. Следствием этого является, во-первых, широкое использование оценочной лексики, во-вторых, появление выраженной оценочности у нейтральных в аксиологическом плане лексем как за счет их непосредственного окружения, так и за счет широкого контекста.

Список литературы

1. Буряковская, В. А. Стратегии расистского дискурса / В. А. Буряковская // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс : сб. науч. тр. - Волгоград, 2006. - С. 200-207.

2. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. - Благовещенск, 2008. -308 с.

3. Мишланов, В. А. Коммуникативные стратегии и тактики в современном политическом дискурсе (на материале политической рекламы предвыборных кампаний 2003, 2007, 2008 гг.)

/ В. А. Мишланов, Н. С. Нецветаева // Вестн. Перм. ун-та. Рос. и зарубеж. филология. - 2009. -Вып. 6.-С. 5-13.

4. Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца XX века : сб. ст. - М., 1995. - С. 35-73.

5. Эмер, Ю. А. Миромоделирование в современном песенном фольклоре: когнитивно-дискурсивный анализ : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Ю. А. Эмер. - Томск, 2011.-40 с.

6. Clarke, L. Northern Ireland says 'yes' to a border poll... but a firm 'no' to united Ireland / L. Clarke // The Belfast Telegraph. - URL: http://www.belfasttelegraphco.uk/news/northern-ireland/northern-ireland-says-yes-to-a-border-poll-but-a-firm-no-to-united-ireland-30622987.html.

7. Scotland's Independence Referendum. - URL: http://scotlandreferendum.info.

8. West, P. If Scotland goes, it should take Northern Ireland with it / P. West // Spiked. - URL: : http://www.spiked-online.com/newsite/article/if-scotland-goes-it-should-take-northern-ireland-with-it/14922#.VoJwO_mLSUl.

Сведения об авторе

Ширяев Николай Сергеевич - дипломированный специалист, аспирант 2-го года обучения, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, Россия. shiryaevns91@gmail.com

Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 7 (389). Philology Sciences. Issue 101. Pp. 175-180.

COMMUNICATIVE STRATEGIES OF SELF-IDENTIFICATION OF THE NORTHERN IRISH (as presented in regional analytical blogs and news websites)

N. S. Shiryaev

Saratov State University. Saratov, Russia. shiryaevns91@gmail.com

The article touches upon one of the typical contemporary world problems, namely the problem of ethnic, cultural, and political self-identification. The problem in question results from two current tendencies - on the one hand, a tendency towards globalization and unification, and on the other hand, a tendency towards autonomy and separation.

The issue is vital for multi-cultural and multi-ethnic states, such as Spain, Belgium, Canada, and the United Kingdom. A trigger which brought the problem to the forefront was the Scottish Referendum of 2014, since when a lot of cultural and political movements in the aforementioned states have become more active than they used to be. In the United Kingdom alone, the referendum influenced not only life in Scotland, but in the other home nations, among which is Northern Ireland. Northern Ireland has traditionally been a part of the United Kingdom which has to regulate its policies according to what's happening in the rest of Great Britain and in the Irish Republic. Cultural and political trends have always been well reflected in the language of media and, for more than two decades now, in that of the Internet. Reading thoroughly through such texts reveal some typical strategies of communication.

The main strategies of self-identification of the Northern Irish are the strategy of self-presentation, the strategy of discreditation, and the strategy of argumentation. They all depend on the aforementioned contradictions and difficulties of Northern Ireland being a border nation between the Irish Republic and the rest of Great Britain, which means that the strategies in question are historically conditioned.

Keywords: Northern Ireland, GreatBritain, discourse, communication, strategy, tactic.

References

1. Buryakovskaya V.A. Strategii rasistskogo diskursa [The Strategies of the Racist Discourse]. Chelovek v kommunikatsii: kontsept, zhanr, diskurs [A Human in Communication: Concept, Genre, Discourse]. Volgograd, 2006. Pp. 200-207. (In Russ.).

180

H. C. Wupnee

2. Dijk T.A.van. Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Blagoveshchensk, 2008. 308 p. (In Russ.).

3. Mishlanov V.A. Kommunikativnye strategii i taktiki v sovremennom politicheskom diskurse (na materiale politicheskoy reklamy predvybornykh kampaniy 2003, 2007, 2008 gg.) [Communicative Strategies in the Modern Political Discourse (as Presented in Political Advertising of Election Campaigns of 2003, 2007, 2008)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2009, iss. 6, pp. 5-13. (In Russ.).

4. Stepanov Yu.S. Al'ternativnyy mir, diskurs, fakt i printsip prichinnosti [Alternative World, Discourse, Fact, and Causality Principle]. Yazyk i nauka kontsa XX veka [Language and Science of the 20th Century]. Moscow, 1995. Pp. 35-73. (In Russ.).

5. Emer Yu.A. Miromodelirovanie v sovremennom pesennom folklore: kognitivno-diskursivnyy analiz [World Modeling in Modern Folk Songs: Cognitive-Discourse Analysis]. Tomsk, 2011. 40 p. (In Russ.).

6. Clarke L. Northern Ireland says 'yes' to a border poll... but a firm 'no' to united Ireland". The Belfast Telegraph. Available at: http://www.belfasttelegraph.co.uk/news/northern-ireland/northern-ireland-says-yes-to-a-border-poll-but-a-firm-no-to-united-ireland-30622987.html.

7. Scotland's Independence Referendum. Available at: http://scotlandreferendum.info.

8. West P. If Scotland goes, it should take Northern Ireland with it. Spiked. Available at: http://www. spiked-online.com/newsite/article/if-scotland-goes-it-should-take-northern-ireland-with-it/14922#. VoJwO mLSUl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.