Научная статья на тему 'Коммуникативные стратегии коррекции имиджа на примере омского промышленного предприятия'

Коммуникативные стратегии коррекции имиджа на примере омского промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
473
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЕЙМ / ДИСКУРС-АНАЛИЗ / ИМИДЖ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никитина Е. А.

В статье для одного из методов когнитивной лингвистики (дискурс-анализа) предлагается необычная сфера применения: реконструкция имиджа промышленного предприятия. В качестве средства описания имиджа представлен фрейм: это как раз та структура, которую базовый субъект PR пытается навязать целевой аудитории. Для оценки эффективности коммуникативной деятельности организации проводится сравнительный анализ моделируемого образа организации, реконструированного по первичным PR-текстам, и объективного образа организации, отраженного в медиатекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE STRATEGIES OF THE IMAGE CORRECTION BY THE EXEMPLE OF OMSK INDUSTRIAL ENTERPRISE

This study offers an unusual sphere of application for one of the methods of cognitive linguistics (discourse-analysis): the reconstruction of the image of an industrial enterprise. As a means of describing the image in the article, a frame is presented: this is exactly the structure that the basic subject of PR attempts to impose on the target audience. To evaluate the effectiveness of the communicative activity of the organization, a comparative analysis of the organization's model image reconstructed by primary PR texts and the objective image of the organization reflected in media texts is carried out.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные стратегии коррекции имиджа на примере омского промышленного предприятия»

УДК 811

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КОРРЕКЦИИ ИМИДЖА НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье для одного из методов когнитивной лингвистики (дискурс-анализа) предлагается необычная сфера применения: реконструкция имиджа промышленного предприятия. В качестве средства описания имиджа представлен фрейм: это как раз та структура, которую базовый субъект PR пытается навязать целевой аудитории. Для оценки эффективности коммуникативной деятельности организации проводится сравнительный анализ моделируемого образа организации, реконструированного по первичным РР-текстам, и объективного образа организации, отраженного в медиатекстах.

Ключевые слова: фрейм, дискурс-анализ, имидж промышленного предприятия.

Е. А. Никитина E. A. Nikitina

COMMUNICATIVE STRATEGIES OF THE IMAGE CORRECTION BY THE EXEMPLE OF OMSK INDUSTRIAL ENTERPRISE

This study offers an unusual sphere of application for one of the methods of cognitive linguistics (discourse-analysis): the reconstruction of the image of an industrial enterprise. As a means of describing the image in the article, a frame is presented: this is exactly the structure that the basic subject of PR attempts to impose on the target audience. To evaluate the effectiveness of the communicative activity of the organization, a comparative analysis of the organization's model image reconstructed by primary PR texts and the objective image of the organization reflected in media texts is carried out.

Keywords: frame, discourse-analysis, image of industrial enterprise.

Цель статьи - демонстрация возможностей применения лингвистической методики фреймового моделирования к абсолютно прикладной сфере анализа имиджа промышленного предприятия.

В современной науке сложилась интересная ситуация: молодая, бурно развивающаяся и перспективная наука пиарология пока еще не выработала свой собственный инструментарий исследования, в то время как лингвистика находится в постоянном поиске. Современная лингвистика разработала разнообразные методы анализа дискурса, позволяющие выявить как языковые средства интерпретации действительности, так и сами модели этой действительности (коими мы в данном случае и считаем имиджи).

В наше время уже не стоит доказывать актуальность формирования имиджа какого-либо субъекта/объекта общественного взаимодействия. Всплеск интереса к имиджелогии менял свой вектор от персонального имиджмейкинга (в том числе и политического) к государственному и региональному. В последние годы появилось множество исследований имиджа предприятий в экономическом, психологическом, социологическом аспектах, при этом анализ дискурсивных практик промышленных предприятий России редко попадает в поле исследовательского интереса языковедов: этот интересный материал стал предметом описания в работах Ю. В. Данюшиной [1], М. А. Шилиной [2], И. П. Ромашовой [3], Е. А. Никитиной [4]. Их исследования рассматривают формирование имиджа промышленного предприятия как одну из целей экономического дискурса1.

В данном исследовании в качестве рабочего принимается такое определение экономического дискурса, в соответс-

1 Следует признать, что в науке нет общепризнанного мнения о статусе экономического дискурса, подробнее об этом см. [5]

твии с которым это «...совокупность речевых актов в сфере экономики, а также созданные профессионалами, неспециалистами и журналистами устные и письменные тексты или их фрагменты, которые отображают реалии экономического мира» [5, с. 44]. Цель экономического дискурса заключается в формировании медийной площадки для обсуждения экономических вопросов в жизни общества. Для разных субъектов экономического дискурса эта цель может конкретизироваться: например, для промышленных предприятий региона паблисити может быть эффективно для формирования их собственной инвестиционной привлекательности, для формирования имиджа успешного предприятия-работодателя, для получения заказов со стороны государственных и коммерческих структур, для продвижений продукции предприятий и др.

На протяжении нескольких лет участники научного семинара ОмГУ им. Ф. М. Достоевского ведут коммуникационный мониторинг предприятий Омска. Исследование представляет собой комплексное описание коммуникационной деятельности предприятий региона. Во всех исследованиях проекта проводится двухступенчатая система анализа коммуникационной деятельности предприятия: на первом этапе обследуются возможные и наличные коммуникационные ресурсы организации, выявляются основные коммуникационные потоки, собираются все РР-тексты (и внешние, и внутренние), на втором этапе проводится дискурс-анализ РР-текстов с целью выявления их системности и соответствия основной коммуникационной стратегии предприятия.

В работе мы придерживаемся типологии, в рамках которой выделяются объективный и моделируемый имидж. Первый представляет собой максимально соответствующее действительности впечатление о предприятии у целевых аудиторий. Второй является тем образом, который пытается создать команда предприятия в сознании целевых ауди-

торий. Для этого исследуются материалы компании, материалы региональных и федеральных СМИ.

В качестве наиболее удобного средства описания имиджа промышленного предприятия в работе выбран фрейм. Думается, что фрейм как схема концепта (стоит учесть, что подобный концепт может и не быть сформирован) - удобное средство описания имиджа: это как раз та структура, которую базовый субъект PR пытается навязать целевой аудитории. В случае удачной имиджмейкерской деятельности фреймы моделируемого (в первичных PR-текстах) и объективного (в сознании населения, во вторичных журналистских текстах) имиджей совпадут. К сожалению, приходится констатировать, что чаще эти структуры разнятся. Выявление этих различий является отправной точкой для дальнейшей работы по коррекции имиджа.

Из всего многообразия толкований термина «фрейм» (Д. ван Дейк, Ч. Филлмор, И. А. Стернин, С. А. Сухих, Е. В. Рахилина, В. З. Демьянков и др.) нам ближе лингво-когнитивное: фрейм - структура знаний о типизированном объекте или стереотипной ситуации (М. Минский, В. В. Петров, В. И. Герасимов, А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский, О. С. Иссерс и др.). Фрейм представляется нам сложной, иерархически организованной когнитивной структурой для организации знаний и опыта человека о стереотипной ситуации либо об объекте, представленной в виде сети слотов.

Набор слотов фрейма определяем путем анализа словарных дефиниций слов-апеллятивов, синонимичных номенклатурному названию базового субъекта: завод, предприятие, компания, фабрика, производственное объединение, фирма и др. Здесь стоит заметить, что обычно мы проводим реконструкцию трех имиджей: базового, субъективного (моделируемого), объективного. Забегая вперед, с сожалением отметим, что чаще всего они не совпадают.

Обычно базовый фрейм какой-либо сервисной кампании имеет следующий вид: функция (услуга) - клиенты - инструментарий (оборудование) - сотрудники - уровень сервиса. Для производственной компании в структуре базового фрейма выделяются основные слоты: «Самоидентификация», «Действие», «Атрибуты», «Пространство», «Продукция», «Потребитель», «Интерсубъектность», «Интерсобытийность», «Интертекстуальность» (в отдельных случаях могут быть выделены и дополнительные слоты) [6]. Слот «Самоидентификация» - это то, как компания представляет себя, какие номинации себе приписывает. Слот «Действие» отражает основные виды деятельности компании и актуализируется в текстах предикативными формами. Слот «Атрибуты» отражает признаковые аспекты деятельности компании и определяется по набору прилагательных, используемых в текстах организации. Слот «Пространство» реконструируется по набору топонимов и вместе с «интеркатегориями», определяемыми по комплекту имен собственных, позволяет расширить текстовое пространство географических, событийных претензий компании. Например, категория «Интертекстуальность» расширяет «...содержательный потенциал дискурса с помощью цитат, пословиц, иллюстраций» [6, с. 20], ведь выбор цитат в любом дискурсе не может быть случайным и всегда отражает некие авторитетные для данного предприятия текстовые источники. Слоты «Продукция» и «Потребитель» не выделялись И. Ф. Ухвановой-Шмыговой -

автором выбранной нами методики дискурс-анализа, но, на наш взгляд, абсолютно необходимы для адекватной картины моделирования имиджа промышленного предприятия, что подтверждается и приведенным ниже языковым материалом.

Данная методика уже апробирована при анализе имиджа многих омских промышленных предприятий (Газпромнефть, НПО «Мир», ООО «Оша» и др.). В качестве примера можно привести итоги исследования имиджа Омского радиозавода им. Попова. Исследование проведено на материале текстов, инициированных компанией, текстов региональных, федеральных и зарубежных СМИ за 2004-2008 и за 2016 г. Для реконструкции субъективного фрейма были проанализированы сайт завода www.relero.ru и его страницы в социальных сетях. Для реконструкции объективного имиджа завода были использованы тексты региональных и федеральных СМИ: интернет-порталы <^иреЮт^к», «Топ 55», «БК 55», «СибНовости», «Коммерческие вести», «Город 55», «Омскпресс», «Новый Омск», «НГС», «Омск-Информ», печатные издания «Коммерсантъ», «Деловой Омск», «Бизнес курс», «Коммерческие вести», «Вечерний Омск», «Аргументы и факты», «Ваш ОРЕОЛ»; 12 канал (ГТРК-Омск) омского телевидения.

Применение данной методики дискурс-анализа к материалу различного хронотопа демонстрирует изменение социальной ситуации в регионе. Десять лет назад при изучении информационной стратегии завода им. А. С. Попова мы заметили «резкий дисбаланс в информационном поле: в то время как региональная пресса начала нового тысячелетия помещает предприятие в абсолютную информационную блокаду, корпоративные медианосители демонстрируют активность и целенаправленность информационной политики администрации завода. Предприятие отстаивает возможность стабилизации и дальнейшего поступательного развития производства с обязательным сохранением социальной сферы. Предприятие видит себя в ареоле не качеств, а действий (в текстах преобладают глаголы в форме настоящего и будущего времени), «вписывает» себя в международные и национальные рамки. При этом своим кортежем считает коллектив предприятия, жителей близлежащих районов, федеральный центр (Минпром, Минобороны и др.) при желании включить в него региональные власти, которые пока имплицитно находятся в позиции адресата» [7, с. 53]. Действительно, фразы типа «Известно, что у предприятия, мягко говоря, были натянутые отношения с областной властью» (Коммерческие вести, 02.10.2006) отражают основную стратегию региональных СМИ, направленную в начале нулевых на дискредитацию предприятия. В рамках этой стратегии ведущими семантическими доминантами региональных СМИ были «Завод им. А. С. Попова - злостный налоговый неплательщик и Завод им. А. С. Попова - банкрот».

В этой непростой коммуникативной ситуации PR-служ-ба предприятия выбирает две основные медийные стратегии: стратегию демонстрации положительного внешнего имиджа предприятия и стратегию эпатажа. Начало реализации стратегии демонстрации положительного внешнего имиджа предприятия связано с приглашением администрацией завода омских журналистов принять участие в работе

Экономического форума в Санк-Петербурге и международной выставки вооружений в ОАЭ. В результате даже в омских СМИ появляются материалы, отражающие разные аспекты участия радиозавода в этих специальных мероприятиях. Новостными поводами для СМИ стали новые контракты завода с иностранными предприятиями, размещение на заводе государственного заказа, выплата дивидендов по акциям завода и др. На сайте радиозавода появляются материалы со ссылками на внешние источники: Омский радиозавод готов поставить в Ирак оборудование и системы связи (Правда.Ру), Радиозавод имени Попова создает СП с киргизским предприятием (Коммерсант-Омск), Дадим спецсвязь Ближнему Востоку (www.omsktime. ru), Генпрокуратура признала необоснованным уголовное преследование руководителей омского радиозавода (www. regnum.ru), Госзаказ для «поповцев» учетверен (Бизнес-курс), Омскому радиозаводу присвоено звание Лауреата премии «Российский Национальный Олимп (www.infomsk. ru), Разработки Омского Радиозавода на кораблях Военно-морского флота России (www.rosprom.ru) и др.

Стратегия эпатажа была реализована 3 основными семантическими доминантами: «радиозавод выдвинул 22 кандидата в мэры»; «новый директор завода - самый молодой директор оборонного предприятия»; «экс-министр обороны России П. Грачев - сотрудник радиозавода». Первым шокирующим омскую общественность PR-текстом завода стало открытое письмо трудового коллектива к президенту В. В. Путину. Приведем его полностью для демонстрации остроты ситуации того периода:

01.04.2003

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращается к Вам трудовой коллектив Ордена Октябрьской революции Омского производственного объединения «Радиозавод им. А. С. Попова» (в настоящее время - ОАО «Релеро») с просьбой сохранить предприятие, дать возможность работать и жить нашим семьям. Наше предприятие около 50 лет специализировалось на разработке и изготовлении радиорелейных систем связи и является монополистом по производству малоканальных линий связи специального назначения для Министерства обороны и других силовых ведомств. Гордость коллектива - его уникальные специалисты-разработчики, высококлассные регулировщики и испытатели, инженеры и рабочие, глубоко знающие технологию единственного в стране производства этого профиля. В 1998-2002 годах коллектив предприятия пережил один из самых тяжелых периодов в своей истории. За неуплату завод был практически отключен от всех энергоресурсов - электроэнергии, тепла, воды. Работали урывками в холодных цехах в валенках и рукавицах, воду приносили из дома, до 12 месяцев выросли долги по зарплате. Выпуск товарной продукции в отдельные месяцы падал до «нуля», резко возросли долги по налогам и платежам во внебюджетные фонды.

Работники предприятия продолжали работать за нищенскую зарплату в холоде и голоде (были случаи голодных обмороков), потому что не могли оставить родной завод в тяжелую годину, верили в возможность восстановления нормальной работы и достойной жизни. Ситуация резко

изменилась в апреле 2002 года, когда Генеральным директором был избран молодой и энергичный руководитель -директор Путинского призыва Иван Викторович Поляков.

С мая 2002 года завод бесперебойно обеспечивается энергоресурсами, работает производство, выполняется Государственный заказ, регулярно выплачивается заработная плата, гасятся долги. В 2002 году освоены образцы изделий нового поколения техники связи с цифровой обработкой сигналов на современной элементной базе по заказу Министерства обороны. Вариант этого изделия, изготовленного нашим предприятием, устанавливается на самолет Президента Российской Федерации. Планируется изготовление широкополосной линии связи для поставки в составе комплекса С-300 по контракту Российского Правительства с Китаем.

Внимание руководства страны, лично Президента РФ к отечественному товаропроизводителю позволяют нам считать улучшение ситуации стабильным и поступательным, формируют деловой производственный климат на предприятии.

Однако, как только предприятие начало работать и мы почувствовали себя людьми, с одобрения областной администрации началось гонение на Генерального директора, дискредитация его и предприятия в прессе, давление со стороны силовых структур. Направляются «рекомендации» по продаже недвижимого имущества. Надежды остановить этот процесс с помощью региональных властей у нас нет, так как наше приглашение посетить завод и ознакомиться с ситуацией, обсудить проблемы, наметить пути их решения администрацией оставлены без ответа, кроме того бывший директор нашего предприятия, разваливший завод, работает сегодня советником губернатора Омской области. Но особенно возмущают попытки обанкротить нас с очевидной целью - прибрать к рукам работающее предприятие -единственное в стране по производству малоканальной радиорелейной техники специального назначения, с высоким экспортным потенциалом. Решение «оздоровить» предприятие через банкротство и череду новых потрясений - это снова работать эпизодически, в холоде, без воды, света и зарплаты, либо вообще потерять работу, развалить предприятие, оставив без средств к существованию более 5 тысяч граждан России.

Коллектив обеспечил становление и динамичное развитие, авторитет и честь предприятия, его второе рождение в 2002 году. Он доверяет своему руководителю и считает, что та искра надежды, которую зажег генеральный директор, позволяет активно приступить к восстановлению производства, его реконструкции, освоению новой техники.

Убедительно просим Вас, Владимир Владимирович, поверить коллективу, дать возможность сохранить завод, созданный нашими руками, обеспечить его дальнейшее динамичное развитие без помощи «внешних» управляющих.

С уважением, надеждой на понимание и поддержку, Трудовой коллектив ПО «Радиозавод им. А. С. Попова» (ОАО «Релеро»), Всего 1000 подписей

Надо отметить, что и дальнейшая медиастратегия предприятия была не менее эпатажной: это первое (и единс-

твенное) предприятие в городе, которое провело массовое спецмероприятие с участием первых лиц мирового политического олимпа - бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра и государственного секретаря США Мадлен Олбрайт (Форум молодых предпринимателей), это первое предприятие Омска, сделавшее из своего юбилея событие общегородского масштаба. Шокировала омскую общественность и социальная рекламная кампания против плохого качества омских дорог «В Омске х...е дороги» (см. рис.).

Рис. Наружная реклама в Омске

Общий накал ситуации смягчала семантическая доминанта медиадискурса «Радиозавод - социально ответственное предприятие». Думается, что анализу медийных стратегий, которые использовал радиозавод в период кризиса, следует посвятить отдельное исследование, в данной же статье вернемся к сопоставительному фреймовому моделированию как методу анализа имиджа предприятия. Продемонстрируем этот метод на примере медиаситуации 2015-2016 гг.

В это время компания активно сотрудничает с региональными и федеральными СМИ, ведется планомерная информационная деятельность. Предприятие приобрело мощные медийные активы, что позволило ему самому формировать информационное поле (МКР-медиа, в состав которой вошли телеканал «Продвижение» (Россия), телеканал «21 ТВ» (Армения), сеть радиостанций «Радио Сибирь» (Россия), радиостанция «MARSHALL» (Армения), Сибирское агентство новостей «Sibnovosti.ru» (Россия), Информационное агентство «Омск здесь» (Россия), Международный пресс-центр МКР-Медиа (Россия). Результатом этого становится относительно большое количество положительных публикаций, благодаря чему в медиапространстве региона

имидж ОПО «Радиозавод им. А. С. Попова» сегодня является положительным.

Компания позиционирует себя исключительно как лидера в отрасли, как одно из лучших предприятий страны - «базовая организация Российской экономики», также можно подчеркнуть, что завод показывает себя полезным и ответственным предприятием Омска, «крупнейший налогоплательщик региона». Объективный и субъективный фреймы во многом совпадают, но некоторые слоты имеют значительные отличия.

В слоте «Самоидентификация» совпали следующие номинации: Релеро, ОАО «ОмПО Радиозавод им А. С. Попова», разработчик, налогоплательщик, организация, предприятие, производитель. Предприятие видит себя в ореоле не качеств, а действий (в текстах наблюдается преобладание глагольный конструкций): фигурирует, обеспечивает, получило, признано, соблюдает, образовано, вошло, воспитывает и т. п. В моделируемом (субъективном) фрейме видно, что предприятие демонстрирует разные направления своей деятельности: и производственная сфера, направленная на повышение обороноспособности страны, и социальная, и воспитательная. А внешние средства массовой информации больше уделяют внимание социально значимым мероприятиям завода (новогодний ледовый городок Беловодье, строительство и реконструкция детских садов и др.).

Слот «Атрибутивность» тоже демонстрирует различие моделируемой и объективной информации. В субъективном фрейме видно, что предприятие преподносит себя как профессионала, крупнейшее базовое предприятие промышленности России: самое, лучшее, крупнейшее, базовая, государственного, первый, передовой, призер, победитель. А с точки зрения неконтролируемых заводом источников «Радиозавод им. А. С. Попова» является предприятием-«омичом», активно демонстрирующим свою социальную активность, что подтверждают следующие атрибуты: новогодний, известный, успешный, ледовый, традиционный, омский, инвестиционный и др.

Анализ слота «Потребитель», реконструируемый по номинациям, находящимся в синтаксической позиции объекта действия, показывает, что в субъективном фрейме основным и практически единым потребителем являются военные структуры РФ: Министерство обороны России, Армия России, Гпавное управление связи Вооруженных сил РФ, Оборонно-промышленный комплекс России, Центральный, Западный, Восточный военные округи. В объективном фрейме ситуация немного другая: здесь в роли потребителя выступают омичи, омские депутаты, омские бизнесмены, депутаты горсовета, администрация Омска, ветераны, работники завода.

В слоте «Продукт» следующая ситуация: в объективном фрейме радиозавод представлен как обычное промышленное предприятие, имеющее собственное производство на должном уровне и выпускающее современное технологическое оборудование для омской промышленности, электронную и радиоэлектронную продукцию. В основном используются нейтральные общеупотребительные лексемы без употребления номенклатурных технических терминов. Скорее всего, это связано со спецификой продукции

завода, которая омским СМИ да и региональной аудитории мало интересна («какие-то радиодетали», по данным эксперимента со студентами). В субъективном фрейме моделируется образ продукции военного назначения: совершенствование системы хранения боеприпасов и вооружения в российской армии, унифицированные командно-штабные машины, бронетранспортер БТР-80, комплекты закрытой видео-конференц-связи ЗВКС-М, цифровые радиостанции «Азарт-П1», станции спутниковой связи Р-438 «Барьер-Т», радиорелейные станции Р-419Л1, цифровые системы «Редут-2УС» и др.

Анализ слота «Время» привел к следующим выводам. Результат своей деятельности ОАО «ОмПО Радиозавод им. А. С. Попова» представляет реально, давая подробные отчеты о текущем состоянии дел, в текстах преобладают глаголы в настоящем времени (48 %), однако 37 % глаголов - глаголы прошедшего времени. Это связано с тем, что компания подробно освещает свою деятельность и ее итоги, значительная часть текстов компании - это постматериалы, освещающие прошедшие события и их итоги. При этом в субъективном фрейме большая часть материалов слота представлена в будущем времени: на 2016 год, на период до 2025 года, будет, будущее, в будущем, завтра, к концу 2016 года, в период с 2017 по 2020 год, в период с 2021 по 2025 годы, - что указывает на устремленность завода в будущее, на наличие долгосрочных планов у предприятия. В свою очередь, в объективной информации преобладают материалы в прошедшем времени: в 2007 году, 13 сентября 2013 года, 7 марта 2013 года, 13 марта 2014 года, с августа 2010 года по январь 2011, ранее, в июле 1954 года, было, год назад, с тех пор, с 1986 года.

Слот «Интертекстуальность» в моделируемом и объективном фреймах имеет значительные отличия, которые состоят в следующем: субъективная информация связана с цитированием важных государственных деятелей: министра обороны РФ С. Шойгу, Владимира Путина, генерал-майора Александра Галгаша и других федеральных политических деятелей. В свою очередь, в объективных материалах чаще встречаются высказывания известных омичей: главный тренер «Авангарда» Евгений Корноухов, мэр Вячеслав Двораковкий, известный спортсмен А. Шле-менко, губернатор Виктор Назаров и др.

Анализ слота «Интерсубъективность» подтверждает предыдущие выводы: в субъективных данных предприятие ассоциирует себя с федеральными субъектами (Владимир Путин, Сергей Шойгу, Сергей Лавров, Дмитрий Медведев и др.). В объективном фрейме все так же наблюдается преимущество омских субъектов: Виктор Назаров, Вячеслав Двораковс-кий, Владимир Волков и другие известные омичи.

Анализ слота «Интерсобытийность» показывает все те же отличия: в случае с субъективной информацией завод демонстрирует себя как современное, военное, общероссийское предприятие, ведущее свою деятельность в интересах безопасности страны и проверки боеготовности войск в рамках федеральных и международных военных учений, включено в деятельность ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества, военно-промышленной комиссии РФ по развитию Фонда перспективных исследований, совещания с постоянными членами Сове-

та безопасности РФ, очередного заседания Комитета начальников штабов вооруженных сил государств СНГ; единой системы управления тактического звена, отечественных специализированных выставок и конгрессов 2015 года, форума «Армия-2016», окружного этапа профессионального конкурса связистов «Уверенный при-ем-2016» и др. В объективном фрейме завод - создатель проекта ледового городка Беловодье, участник следующих региональных событий: аукцион по продаже нежилого здания; 51-летие Юрия Федотова; Т0П-10 крупнейших налогоплательщиков региона в 2015 году; дело Мацеле-вича; субсидии из федерального бюджета; «музыкальный балкон», где посетители могут послушать виниловые пластинки; в честь героя труда в Омске установили памятную доску; предвыборный расклад омских СМИ, открылся детсад на 350 мест; новогоднее оформление; 90 лет омской горожанке и др.

Что касается анализа метафорических моделей «Компания», которые используются при моделировании имиджа радиозавода, то в текстах находят воплощение именно универсальные модели: физиологическая метафорическая модель (Компания - это организм), милитарная (Компания - это боевое подразделение), патерналистская, или иначе «генетическая», «метафора родства» (Компания - это семья), социальная (спортивная) метафора (Компания - это команда) и артефактная метафора (Компания - это механизм), причем ведущими для моделируемого имиджа радиозавода являются милитарная и семейная модели.

Анализ моделируемого и объективного имиджей ОАО «ОмПО Радиозавод им. А. С. Попова» показал некоторое несоответствие того, как позиционирует себя компания, и того, как воспринимают ее внешние группы общественности. Анализ субъективного фрейма приводит к выводу о моделируемом командой завода имидже предприятия: радиозавод им. А. С. Попова видит себя как крупное промышленное предприятие, основа Российской экономики, военное предприятие. В качестве основной продукции, выпускаемой предприятием, выделяется разработка всевозможных современных передвижных узлов связи, вооружение солдат новейшими гаджетами для радиопередачи. В данном имидже организация живет будущим, имеет различные планы на 10 лет вперед и т. д. В плане географии деятельности предприятия фигурирует территория различных городов Российской Федерации и зарубежных государств. Из лиц, с которым предприятие хочет ассоциироваться, можно видеть преобладание субъектов федерального правительства России и российской армии.

Анализ объективного фрейма демонстрирует несколько иной имидж. Внешней средой организация воспринимается тоже как крупное промышленное предприятие, радиозавод. Однако в связи со спецификой продукции завода в данном фрейме основными доминантами построения имиджа являются «Крупнейший налогоплательщик», «Социальная ответственность», «Региональный характер производства», что, безусловно, положительно складывается на объективном имидже предприятия. Авторитетными ассоциатами с радиозаводом в СМИ называются представители Правительства Омского региона, руководс-

тво и учредители радиозавода, политики и общественные деятели Омска.

Предложенная методика моделирования имиджа позволяет выявить не только эксплицитные составляющие имиджа организации, но и коммуникационную стратегию позиционирования предприятия (даже в тех случаях, когда оно этого не желает). Коммуникативные инструменты создания имиджа, которые использует завод, - это технологии лоббирования и все механизмы Media relation, новостными поводами для которых выступают различные спецмероприятия: спортивные, профессиональные и тематические события (выставки, фестивали и т. д.), благотворительные мероприятия, символические события.

Методика сопоставления фреймов компании, реконструированных на материале разных временных периодов, позволяет оценить эффективность PR-деятельности предприятия: объективные фреймы начала двухтысячных демонстрируют отсутствие лояльности региональных СМИ к предприятию, педалирование омскими журналистами негативных сторон деятельности радиозавода (налоговые трудности, возможность банкротства предприятия, проблемы в производственной и социальных сферах) и даже крайнюю степень медийной «активности» - информационную блокаду. В этой ситуации промышленному оборонному предприятию пришлось использовать эпатажные коммуникативные стратегии. Дальнейшая постоянная информационная деятельность предприятия, использование приобретенных крупных медийных активов позволили генерировать позитивно настраивающий по отношению к предприятию контент, привели к постепенной положительной коррекции имиджа Радиозавода им. А. С. Попова.

УДК 81'38

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ: ЗНАНИЯ VS ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

(на примере текстов официально-делового стиля)

В статье рассматриваются документы, созданные сотрудниками администрации Омска, и исследуется широкий спектр допущенных в текстах ошибок. При объяснении причин ошибок авторы статьи обращаются к противопоставлению знания нормы и представлений о ней.

Ключевые слова: стилистическая норма, стилистическая ошибка, официально-деловой стиль.

Несмотря на отмечаемую словарями синонимичность слов знание (знания) и представление (см. представление (ЛСВ 4) - знание, понимание чего-нибудь [1, с. 471]; знания - совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных в результате учения. в процес-

1. Данюшина Ю. В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. 24 с.

2. Шилина М. А. Связи с общественностью корпорации в XXI в.: прагматический аспект исследования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 6. С. 46-60.

3. Ромашова И. П. Метафорические модели фрейма «Компания» в корпоративных изданиях г. Омска // Медиа-скоп (электронный журнал). 2011. Вып. 3. URL: http://www. mediascope.ru/node/898 (дата обращения: 25.11.2017).

4. Никитина Е. А. Прикладные аспекты лингвистических исследований: дискурс-анализ имиджа промышленных предприятий // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 6(33). С. 134-145.

5. Евтушина Т. А, Ковальская Н. А. Экономический дискурс как объект лингвистического исследования // Вестник Челябинского государственного университета: Филология. Искусствоведение. 2014. № 6(335). Вып. 88. С. 42-46.

6. Ухванова-Шмыгова И. Ф. Методология исследований политического дискурса. Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов / под общ. ред. И. Ф. Ухвановой-Шмыговой. Минск : Технопринт, 2002. Вып. 3. 360 с.

7. Никитина Е. А. О лингвистических методиках в пиаро-логии // Язык. Человек. Ментальность. Культура : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. 14-16 декабря 2007 г. Омск : Омск. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского: Вариант-Омск. 2008. Ч. 1. С. 49-53.

© Никитина Е. А., 2017

H. fl. 0edaeBa, C. A. A6dyM3U30Ba N. D. Fedyaeva, S. A. Abdulazizova

STYLISTIC NORMS: KNOWLEDGE VS REPRESENTATION (on the example of official business speech style texts)

The article examines the documents created by the staff of the Omsk City Administration, and examines a wide range of mistakes made in the texts. In explaining the causes of errors, the authors of the article turn to the opposition of knowledge of the norm and ideas about it.

Keywords: stylistic norm, stylistic error, official business speech style.

се жизни и т. д. [2, с. 173]), между знать и иметь представление, представлять все же есть различие, заключающееся, по нашему мнению, в точности имеющихся сведений. Не случайно в толковании слова представление есть указание на общий характер знаний [2, с. 418]. Иначе говоря,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.