8. K&K Travel. Парадный Петербург [Электронный ресурс]. - URL: http://kiktravel.ru/ex/avto/obzor/ (дата обращения: 17.04.2015).
9. RosTravel Ltd. Новгород [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ros-travel.net/rus/novgorod city.html (дата обращения: 19.04.2015).
© Григорьева Г.Е., Ряпосова В.Е., 2015
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО
ДИСКУРСА
Дзараева Наталья Анатольевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Шуракова Дарья Дмитриевна
студентка 755 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:[email protected]
COMMUNICATION STRATEGIES AND TACTICS OF MEDICAL DISCOURSE IN CONFLICT SITUATIONS
Natalya Dzaraeva, Ph.D Associate Professor, English Philology Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Darya Shurakova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 755 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: данное исследование посвящено проблеме организации эффективной коммуникации в сфере оказания медицинской помощи. Важным условием успешности коммуникативного взаимодействия между врачом и пациентом становится оперирование врачом целым рядом как специальных медицинских знаний, так и знаний о правилах организации общения и способах преодоления конфликтов. Выявление особенностей реализации коммуникативных стратегических линий поведения в конфликтной ситуации общения даёт возможность определить этнокультурную специфику коммуникативного поведения, а также лингвистические способы её реализации.
Ключевые слова: медицинский дискурс, конфликтная ситуация, стратегия, тактика
Abstract: the article under consideration deals with the problems of efficient medical discourse in conflict situations. Viewed against current trends professional competence of medical staff is considered to be much determined by their communication and conflict management skills. With regard to many researches in Russia and abroad a deep insight into the problem of effective strategies and tactics of medical discourse in conflict situations provides the opportunity to reveal effective methods of improving medical care. In this respect the article in question is aimed at analysis of speech strategies and tactics which can provide efficient communication between a doctor and a patient in conflict situations.
Key words: medical discourse, conflict situations, strategies, tactics.
Язык медиков и их речевое поведение являются важным предметом лингвистических исследований. Изучение медицинского дискурса дает возможность представить речевой облик современного врача, выявить эффективные способы речевого воздействия на пациента. Как известно, в условиях медицинской деятельности нередко возникают конфликты между врачом и пациентом, именно поэтому умение находить выход из подобных ситуаций является очень важным для медицинского работника.
В настоящее время все, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей, проявляют большой интерес к вопросам возникновения и эффективного разрешения конфликтов. Конфликтные ситуации в медицине наблюдаются все чаще. Существует множество предпосылок для развития конфликтов в процессе медицинского взаимодействия, несмотря на жесткую этическую и правовую регламентацию взаимоотношений пациентов и врачей. Поэтому разрешение конфликтов между врачом и пациентом остается одной из самых сложных проблем в профессиональной деятельности врачей.
Несмотря на важную роль исследования речевого поведения врача в конфликтных ситуациях, фактически нет работ, посвященных изучению стратегий и тактик конфликтного медицинского дискурса, которые позволили бы установить правила профессионального общения врача. Все сказанное делает изучение данного вопроса особенно актуальным.
В данной работе мы, вслед за отечественным исследователем М.И. Барсуковой, под медицинским дискурсом понимаем такой тип институционального дискурса, при котором происходит живое непосредственное общение в рамках института здравоохранения [1, с. 22].
Цель медицинского дискурса - оказать помощь заболевшему человеку, т.е. определить заболевание, провести лечение и объяснить пациенту, как он должен себя вести, чтобы сохранить здоровье [3].
Цель осуществляется посредством стратегий, которые определяются основными интенциями. Выделяют диагностирующую, лечащую и рекомендующую стратегии медицинского дискурса в соответствии с разными этапами взаимодействия врача и пациента [2].
25
Важным условием успешности коммуникативного взаимодействия между врачом и пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи становится оперирование врачом целым рядом как специальных медицинских знаний, так и знаний о правилах организации общения, способах трансляции и адекватной интерпретации предоставляемой информации, об особенностях речевого поведения пациентов, о потенциальных коммуникативных помехах, о приемах создания благоприятной психоэмоциональной атмосферы, а также о способах предупреждения и конструктивного разрешения возможных конфликтов.
При возникновении конфликтной ситуации необходимо выбрать определенную стратегию поведения для ее разрешения: конструктивную, конфронтационную или дистанцирования.
Для иллюстрации стратегий и тактик, применяемых врачами в конфликтных ситуациях в рамках реализации диагностирующей, лечащей и рекомендующей стратегий, были проанализированы фрагменты аутентичных диалогов на английском языке из англоязычных сериалов «Доктор Хаус», «Скорая помощь» и «Частная практика».
Рассмотрим стратегии и тактики конфликтного общения, а также способы их реализации в ситуации, когда врач проводит обследование пациентов, т.е. осуществляет диагностирующую стратегию медицинского дискурса.
Известный спортсмен поступает в больницу с остеопенией и, как следствие, переломом руки. Врачи подозревают у него рак, так как функция почек нарушена. Также известно, что пациент употреблял наркотики несколько лет назад, и врачи считают, что его состояние может быть вызвано применением стероидов, однако пациент это отрицает.
Patient: No. No, I never took 'em.
Doctor: We 're gonna need a urine sample.
Patient: Oh, no, you don't trust me. Baby, I'm worried about takin' this morphine.
Patient's wife: You're in pain. The doses are monitored. It's not a slip. Besides, opiates weren't your thing.
Patient: They should've been. Whoa.
Doctor: Mr. Wiggen? The urine sample.
Patient: I wanna say no, so I am... no.
Patient's wife: Trust is a big issue in early recovery. He really did gain the weight honestly.
Doctor: If you say so.
Patient: You 're not gettin' it. He thinks I'm an idiot.
Doctor: He sure does.
Основной целью врача в данном фрагменте является правильная постановка диагноза и выяснение причин болезни. Для этого он просит пациента сдать анализ мочи. Однако пациент проявляет негативную реакцию, отказываясь выполнять его указания, что и приводит к появлению конфликтной ситуации. Пациент недоволен тем, что врач ему не доверяет, а значит, косвенно обвиняет его в употреблении запрещенных препаратов.
На выбор стратегии поведения в конфликте влияют несколько факторов, это и статус его участников, и их личностные качества, и ситуация, в которой происходит конфликт. В данном случае врач занимает более высокое положение по отношению к пациенту, в то же время он ориентирован на интересы дела, т.е. постановку диагноза, поэтому он выбирает стратегию дистанцирования, которая реализована с помощью тактики игнорирования, выражаемой в том, что врач не обращает внимания на реплики пациента и повторяет свою просьбу сдать анализ. А затем использует конфронтационную стратегию, реализованную с помощью иронии, отвечая на реплику пациента (He thinks I'm an idiot. He sure does.)
Перейдем к рассмотрению стратегий и тактик конфликтного дискурса в рамках реализации лечащей стратегии.
В нижеприведённом микродиалоге из сериала «Частная практика» представлена ситуация, когда психотерапевт работает с пациентом в течение нескольких лет, помогая ему развить уверенность в себе, чтобы решиться попросить развод у жены. Но когда он решается поговорить с женой о разводе, у нее начинается сильное носовое кровотечение, после чего семейная пара приезжает в клинику. Пока другой врач пытается остановить кровотечение, психотерапевт разговаривает со своим пациентом и его супругой.
Patient's wife: Are you the therapist who told my husband to leave me? Is this her? Is this her?
Patient: Honey.
Patient's wife: Did you tell my husband to divorce me?
Dr. Bennett: It's a pretty nasty bleed.
Dr. Turner: Doug, what happened?
Patient's wife: I'll tell you what happened. Mr. Midlife crisis came home, dropped his briefcase in the middle of the living room floor and demanded a divorce. You're not leaving me, oh, no, sir. You made a vow.
Dr. Bennett: I need to keep your head tilted, please, Mrs. Adams.
Patient: She got upset about the... Then her nose started bleeding and it wouldn 't stop.
Dr. Bennett: Mrs. Adams, has your nose ever spontaneously bled before?
Patient's wife: No.
Dr. Turner: What are you thinking?
Dr. Bennett: Probably just mucosal irritation.
Patient's wife: You know, it's not like life with Doug has been a walk in the park, but I'm not a quitter.
Dr. Bennett: I need you to keep your head tilted back, please.
Patient's wife: I'm doing the best I can!
Dr. Turner: I think the best thing to do right now is for everyone to stay calm.
Лечащая стратегия в данном примере заключается в речевом сопровождении определенных врачебных манипуляций. Таким образом, доктор Беннетт сопровождает свои действия предупреждением (I need to keep your head tilted, please, Mrs. Adams), он также использует тактику запроса конкретной информации (Mrs. Adams, has your nose ever spontaneously bled
before?). Обращаясь к пациентке по имени он реализует тактику сближения. Доктор Тернер использует тактику психологического регулирования состояния с помощью фразы «I think the best thing to do right now is for everyone to stay calm».
Говоря о стратегиях конфликтного дискурса, можно отметить, что доктор Тернер пытается вести разговор только со своим пациентом, а не с его женой и не отвечает на ее реплики. Таким образом, она выбирает стратегию дистанцирования, используя тактику игнорирования.
Далее мы перейдем к ситуациям, в которых представлена рекомендующая стратегия.
Пятилетняя девочка поступает в больницу, врачи подозревают у нее сердечную недостаточность, но затем оказывается, что ее состояние вызвано приемом кокаина. Врачи опасаются, что ее отец занимается распространением наркотиков, поэтому не хотят выписывать девочку из больницы.
Patient's father: Doctor Ross!
Doctor: Just go home. Kanesha won't be released today.
Patient's father: That's because of you, right?
Doctor: That's right.
Patient's father: Doctor Ross, can I take my baby home tonight?
Doctor: Your five-year-old daughter is recovering from a cocaine overdose.
Patient's father: I don't know where she got it.
Doctor: At 6 o'clock in the morning? I'll give you a hint. She got it from your house.
Patient's father: That's because I'm black, right? Drugs, black men...
Doctor: Your daughter could have died; you understand that? She has a serious heart condition.
Patient's father: You have no right to judge me!
Позже отец девочки соглашается пройти тест на наркотики, чтобы доказать, что она пострадала не по его вине.
Doctor: Mr. Freeman, your tests came back. It was negative.
Patient's father: Good. Now can I have my baby?
Doctor: Your older daughter Shandra's test was positive. You knew that, didn't you?
Patient's father: Do you have kids, doctor?
Doctor: One. I have a son.
Patient's father: The year before my wife died, she and Shandra were at each other's throats. Typical adolescent stuff. They just never had a chance to work it out. I don't know what to do, how to reach her. Sometimes I think she's trying to kill herself.
Doctor: She needs help. I can help you get it for her.
В данном диалоге рекомендующая стратегия реализуется с помощью тактики обвинения (I'll give you a hint. She got it from your house), которая более характерна для диагностирующей стратегии, однако цель данной тактики в том, чтобы убедить отца оставить дочь в больнице. С этой же целью врач использует тактику вразумления (Your daughter could have died; you understand that? She has a serious heart condition). Когда он узнает результаты анализов, то использует тактику обязательного сотрудничества, чтобы оказать помощь старшей сестре пациентки (She needs help. I can help you get it for her).
Общаясь с отцом пациентки, сначала врач выбирает конфронтационную стратегию конфликтного дискурса, используя тактику упрека (Your daughter could have died; you understand that? She got it (cocaine) from your house). Отец, желая забрать дочь домой, идет на компромисс, соглашаясь сдать анализ на наркотики. Выяснив, что наркотики употребляет старшая дочь, врач использует стратегию кооперации, выражая готовность помочь отцу справиться с проблемой. (I can help you get it for her.)
Рассмотренные фрагменты показали, что стратегия кооперации, которая на первой взгляд кажется наиболее эффективной, на деле не всегда позволяет достичь цели медицинского дискурса.
Проанализировав вышеприведённые диалоги, можно сделать вывод, что в рамках диагностирующей стратегии более употребительными являются конфликтные стратегии дистанцирования и конфронтации. При реализации как лечащей, так и рекомендующей стратегий чаще используются такие стратегии конфликтного взаимодействия, как конструктивная и конфронтационная. Говоря о тактиках, с помощью которых реализуются данные стратегии, нужно отметить, что для стратегии дистанцирования наиболее употребительной является тактика игнорирования. В рамках конфронтационной стратегии в проанализированных диалогах чаще используются тактики иронии, упрека и намека. Что касается стратегии кооперации, здесь в равной степени употребляются тактики объяснения, согласия, убеждения, сотрудничества и привлечения внимания.
Список литературы
1. Барсукова М.И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача: автореф. дис. на соиск учен. степ. канд. филол. наук. — Саратов, 2007.
2. Бейлинсон Л.С. Характеристики медико-педагогического дискурса (на материале логопедических рекомендаций): дис. ... канд. филол. наук. -Волгоград, 2001. - С. 177.
3. Гончаренко Н.В. Суггестивные характеристики медицинского дискурса: дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. - Волгоград, 2007.
© Дзараева Н.А., Шуракова Д.Д., 2015