Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валиуллина Евгения Викторовна

В статье представлены результаты исследования уровня коммуникативного контроля и уровня общительности студентов первых и вторых курсов медицинского университета при помощи одноименных методик. Актуальность исследования обусловлена компетентностным подходом к обучению в высших учебных заведениях и необходимостью формирования у студентов общекультурных и общепрофессиональных компетенций. В медицинском образовании для студентов всех направлений подготовки предусмотрено формирование компетенций в коммуникативной сфере. Исследование было проведено при помощи тестов: «Методика оценки уровня общительности» (автор В. Ф. Ряховский), экспресс-методика «Диагностика коммуникативного контроля» (автор М. Шнайдер) и методов математической статистики. В процессе исследования удалось установить, что коммуникативный контроль и общительность достаточно высоко развиты у студентов-медиков, но высокий уровень общительности не предполагает наличие коммуникативного контроля. Свободное общение в любой компании, легкость установления межличностных отношений не гарантирует эмоционального самоконтроля в ситуации общения, конфликта или простого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION SKILLS OF JUNIOR MEDICAL STUDENTS

The article presents the results of a study of the level of communicative control and sociability of first and second year students of a medical university using the methods of the same name. The relevance of the study is due to the competence-based approach to teaching in higher educational institutions and the need to develop general cultural and general professional competencies in students. In medical education for students of all areas of training, the formation of competencies in the communicative sphere is provided. The study was carried out using tests: «Methodology for assessing the level of sociability» (author V.F. Ryakhovsky), the express method «Diagnostics of communicative control» (author M. Schneider), and methods of mathematical statistics. During the study, it was found that communicative control and sociability are quite highly developed in medical students, but a high level of sociability does not imply the presence of communicative control. Free communication in any company, the ease of establishing interpersonal relationships does not guarantee emotional self-control in a situation of communication, conflict or simple interaction.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 159.923

Е. В. Валиуллина

Коммуникативные способности студентов младших курсов медицинского университета

Кемеровский государственный медицинский университет, г. Кемерово, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня коммуникативного контроля и уровня общительности студентов первых и вторых курсов медицинского университета при помощи одноименных методик. Актуальность исследования обусловлена компетентностным подходом к обучению в высших учебных заведениях и необходимостью формирования у студентов общекультурных и общепрофессиональных компетенций. В медицинском образовании для студентов всех направлений подготовки предусмотрено формирование компетенций в коммуникативной сфере. Исследование было проведено при помощи тестов: «Методика оценки уровня общительности» (автор В. Ф. Ряховский), экспресс-методика «Диагностика коммуникативного контроля» (автор М. Шнайдер) и методов математической статистики. В процессе исследования удалось установить, что коммуникативный контроль и общительность достаточно высоко развиты у студентов-медиков, но высокий уровень общительности не предполагает наличие коммуникативного контроля. Свободное общение в любой компании, легкость установления межличностных отношений не гарантирует эмоционального самоконтроля в ситуации общения, конфликта или простого взаимодействия.

Ключевые слова: коммуникативная сфера, коммуникативные способности, коммуникативный контроль, компетенции, личность, медицинское образование, общение, общительность, студенты, уровень развития.

E. V. Valiullina

Communication skills of junior medical students

Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia

Abstract. The article presents the results of a study of the level of communicative control and sociability of first and second year students of a medical university using the methods of the same name. The relevance of the study is due to the competence-based approach to teaching in higher educational institutions and the need to develop general cultural and general professional competencies in students. In medical education for students of all areas of training, the formation of competencies in the communicative sphere is provided. The study was carried out using tests: «Methodology for assessing the level of sociability» (author V.F. Ryakhovsky), the express method «Diagnostics of communicative control» (author M. Schneider), and methods of mathematical statistics. During the study, it was found that communicative control and sociability are quite highly developed

ВАЛИУЛЛИНА Евгения Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии, Кемеровский государственный медицинский университет, г. Кемерово, Россия.

E-mail: vaHuninajv@ya.ru

VALIULLINA Evgeniya Viktorovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychiatry, Narcology and Medical Psychology, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia.

in médical students, but a high level of sociability does not imply the presence of communicative control. Free communication in any company, the ease of establishing interpersonal relationships does not guarantee emotional self-control in a situation of communication, conflict or simple interaction.

Keywords: communicative sphere, communication skills, communicative control, competencies, personality, medical education, communication, sociability, students, level of development.

Введение

Медицинское образование на современном этапе включено в систему общей модернизации российского образования, что предполагает качественную перестройку всего образовательного процесса, создание современной инфраструктуры образования, внедрение новых образовательных стандартов, введение компетентностного подхода. Общекультурные компетенции, которые студенты должны освоить после изучения ряда дисциплин, предполагают их готовность работать в коллективе, способность решать задачи коммуникативного характера; продуктивно общаться с коллегами, пациентами и их родственниками; конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Коммуникативная сфера, коммуникативные способности и коммуникативные качества личности достаточно широко представлены в научной литературе трудами Б. Г. Ананьева,

A. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, Р. Кеттелла, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, К. Хорни и многих других. В работах В. В. Столина, А. Г. Шмелева, Л. Б. Филонова понятие «коммуникативные качества» используется как универсальная база для исследований коммуникативной сферы личности и понимается как сквозные характеристики человека, пронизывающие все подструктуры его личности [1].

Среди коммуникативных способностей личности особое место занимает коммуникативный контроль - это любое вербальное и/или невербальное действие человека, которое содержит в себе информацию о распределении контроля между субъектами коммуникации. По большому счету «контроль означает актуализацию власти и реализацию некого влияния» [2]. Обеспечивает человеку его качественные способности по типу самоопределения по восприятию и взаимодействию с другими людьми [3].

Общение как процесс взаимодействия и общительность в качестве системного свойства личности рассматривали А. Ю. Агапова, А. И. Ильина, А. И. Крупнов, М. И. Лисина,

B. С. Мерлин, И. А. Новикова, Н. А. Фомина, Н. Ф. Шляхта и др. В обобщенном виде общительность представляет собой целостное образование, качество личности, которое определяет вербальную активность во взаимодействии с другими людьми и развивается в ходе коммуникативной деятельности субъекта [4, 5]. Кроме того, содержательная сторона понятия общительности относится к чертам характера и свойствам личности, а формально-динамическая - к свойствам темперамента [6].

В структуре общительности принято выделять ряд компонентов, которые тесно связаны между собой: когнитивный, динамический, эмоциональный, регулятивный, рефлексивно-оценочный, мотивационный, продуктивный [7]. В качестве ведущих характеристик или параметров общительности выделяют потребность в общении; инициативность или пассивность общения; экстенсивность (широта круга общения); экспрессивность (выразительность общения); круг общения (устойчивость отношений); интенсивность общения; избирательность общения; длительность общения (продолжительность социального контакта); легкость общения [8].

С целью изучения коммуникативного контроля и общительности у студентов младших курсов медицинского университета было проведено исследование.

Психологическое исследование коммуникативного контроля и общительности

Респондентами выступили студенты первого и второго курсов Кемеровского государственного медицинского университета (лечебного и педиатрического факультетов). Всего было опрошено 54 человека, из них 15 юношей и 39 девушек, в возрасте от 17 до 22 лет. Методы исследования: «Методика оценки уровня общительности» В. Ф. Ряховского, экспресс-методи-

ка «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера, а также методы статистической обработки данных (х2-критерий Пирсона и г-критерий Спирмена). Статистические результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Средние значения параметров коммуникативного контроля и общительности

Параметры Среднее значение Стандартное отклонение %2-Эмп

Коммуникативный контроль 5,27± 2,02 72,56*

Общительно сть 13,88± 5,31 82,028**

Примечание: * - расхождения распределений достоверны при р < 0,05; ** - расхождения распределений достоверны при р < 0,01.

Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, а совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве: деятельность, общение и познание [9]. В процессе общения, как правило, выделяют три взаимосвязанных стороны или аспекта:

- коммуникативная сторона или коммуникативный аспект (передача информации, обмен данными);

- интерактивная сторона или интерактивный аспект (взаимодействие между партнерами по общению, их направленность на общение);

- перцептивная сторона или перцептивный аспект (восприятие, понимание, познание людьми друг друга в процессе общения).

Совокупность коммуникативных способностей, социально-психологических знаний, навыков и умений в сфере общения составляют понятие «коммуникативной компетентности», к компонентам которой относят: личностный (мотивы общения, стрессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность и др.), когнитивный (знания об общении, типологические особенности мышления, организаторские способности и др.) и поведенческий (умения и навыки общения, стили и способы общения, проявления самоконтроля в общении и др.) компоненты [10]. Сформированная коммуникативная компетентность в свою очередь предполагает наличие способности прогнозировать коммуникативную ситуацию, создавать необходимую атмосферу общения, управлять самим процессом общения. Процентное распределение уровней коммуникативного контроля представлено на рис. 1.

56%

I 28%

16% I

Л

Коммуникативный контроль

Рис. 1. Распределение респондентов по уровню выраженности коммуникативного контроля

Коммуникативный контроль - это психологическое свойство личности, которое выступает компонентом общего самоконтроля личности в совокупности когнитивных процессов, контроля деятельности, саморегуляции эмоциональных, волевых, поведенческих и мотивацион-ных процессов. Как видно на представленной гистограмме, высоким уровнем коммуникативного контроля обладают 28% респондентов. Такие показатели способствуют высокому само-

■ Низкий уровень

■ Средний уровень

Высокий уровень

контролю эмоциональных реакции, контролю своих действии, взвешенности высказывании, развитию способности прогнозирования коммуникативной ситуации.

Средний уровень коммуникативного контроля характерен для подавляющего большинства опрошенных молодых людей, у 56% выявлен подобный результат, обеспечивающий им искренность и непосредственность общения, умение соотносить свои действия с действиями других людей, способность контролировать свои первичные реакции в ситуации общения. Незначительное количество юношей и девушек показало низкий уровень коммуникативного контроля (16%). Ригидность поведения, отсутствие желания подстраиваться под ситуацию, импульсивность реакций - вот некоторые характеристики поведенческого проявления подобного уровня. «Недостаточная подвижность, гибкость психических процессов, неготовность или неспособность личности перестроить собственное поведение и свою систему активности, говорит о наличии психической ригидности [11].

Процентное распределение уровней общительности представлено на рис. 2.

50% "Низкий

уровень

■ Ниже среднего уровень Выше среднего уровень Высокий

Общительность уровень

Рис. 2. Распределение респондентов по уровню выраженности общительности

30%

15%

5% « п

Высокий уровень общительности был выявлен только у 15% участвовавших в исследовании молодых людей, а низкий уровень у 5%. Чрезмерная замкнутость и излишняя общительность характерны для небольшого числа из них. Оптимальными показателями выступают средние уровни - выше среднего и ниже среднего (50% и 30% соответственно). Подобные показатели характерны для открытых, в меру общительных людей, способных поддержать разговор, не навязываясь в собеседники.

На начальных этапах обучения в высшем учебном заведении успешность всех адаптационных процессов во многом зависит от психологических свойств и индивидуальных качеств человека, его характерологических особенностей, развития познавательной сферы, коммуникативных способностей и уровня общительности, профессиональной мотивированности и уровня самооценки личности. Самооценка как психологическое свойство личности заключается в оценке себя, своего поведения, своих возможностей и способностей, своего места среди других людей, и выступает мощнейшим регулятором поведения человека [12]. Корреляционный анализ был проведен при помощи г-критерия Спирмена, результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Критические значения и корреляционные связи параметров коммуникативного контроля

и общительности

Количество респондентов (Ы") Критические значения Результат

р < 0,05 р < 0,01 ге

54 0,27 0,35 0,11

Как видно из представленных данных, корреляция между параметрами коммуникативного контроля и параметрами общительности не достигает уровня статистической значимости

(rs = 0,11). Таким образом, повышение или понижение значений коммуникативного контроля у молодых людей не оказывают существенного влияния на показатели их общительности. С другой стороны, высокий или низкий уровень общительности не обеспечит человеку возможность к самоконтролю поведения в ситуации общения, взаимодействия.

Заключение

Коммуникативный контроль и общительность как важные коммуникативные качества у студентов младших курсов медицинского вуза выражены на среднем, выше среднего и высоком уровнях, что позволяет им успешно общаться, прогнозировать коммуникативные ситуации, управлять процессом взаимодействия и в последующем конструктивно выстраивать взаимоотношения с коллегами, пациентами и их родственниками.

Умение легко общаться в любой компании, находить общий язык со многими людьми, заводить новые знакомства не коррелирует со способностью управлять своими эмоциями в этом процессе и контролем собственных поведенческих реакций в конфликтной или фрустрирую-щей ситуации. Высокий уровень общительности личности не гарантирует наличие высокого уровня коммуникативного контроля.

Коммуникативные качества играют ведущую роль в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов медицинского университета, обеспечивают овладение психологическими знаниями в области разрешения межличностных конфликтов, умениями строить конструктивные взаимоотношения и навыками эмоциональной саморегуляции в ситуации общения.

Литература

1. Гаврилова И. К. Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе обучения. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2004. - 18 с.

2. Ng S.H. & Bradac J.J. Power in Language. Thousand Oaks. - CA: Sage, 1993.

3. Валиуллина Е. В. Локус воспринимаемого контроля и уровень прокрастинации // Концепт. - 2018. - №8. - С. 111-117.

4. Агапова А. Ю. Особенности общительности менеджеров и педагогов и их проявления в речевой деятельности. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 21 с.

5. Крупнов А. И. Психологическая структура действий человека. - М.: УДН, 1990. - 56 с.

6. Качурина О. О. Этнопсихологические особенности общительности латиноамериканских и российских студентов. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. - М., 2014. - 21 с.

7. Крупнов А. И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования. - М., 2002. - С. 3-6.

8. Щебетенко А. И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1994. - 18 с.

9. Андреева Г М. Социальная психология. - М., 1998. - 99 с.

10. Козьяков Р. В., Эррера Л. М. Коммуникативная компетентность личности: методы и методики изучения. - Новомосковск, 2005. - 140 с.

11. Валиуллина Е. В. Психологические свойства личности и уровень ассертивности // Научное мнение. - 2018. - № 4. - С. 37-41.

12. Валиуллина Е. В. Влияние самооценки на уровень прокрастинации // Дискурс. - 2018. - № 6 (20). - С. 45-50.

References

1. Gavrilova I.K. Osobennosti kommunikativnoj sfery studentov-psihologov i ee razvitie v processe obuchenija. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk. - Irkutsk, 2004. - 18 s.

2. Ng S.H. & Bradac J.J. Power in Language. Thousand Oaks. - CA: Sage, 1993.

3. Valiullina E.V. Lokus vosprinimaemogo kontrolja i uroven' prokrastinacii // Nauchno-metodicheskij zhurnal Koncept. - 2018. - № 8. - S. 111-117.

4. Agapova A.Ju. Osobennosti obshhitel'nosti menedzherov i pedagogov i ih projavlenija v rechevoj dejatel'nosti. Avtoref. diss.. kand. psihol. nauk. - M., 2010. - 21 s.

5. Krupnov A.I. Psihologicheskaja struktura dejstvij cheloveka. - M.: UDN, 1990. - 56 s.

6. Kachurina O.O. Jetnopsihologicheskie osobennosti obshhitel'nosti latinoamerikanskih i rossijskih studentov. Avtoref. diss.... kand. psihol. nauk. - M., 2014. - 21 s.

7. Krupnov A.I. Sistemnaja struktura chert lichnosti // Problemy sovremennogo vysshego obrazovanija. -M., 2002. - S. 3-6.

8. Shhebetenko A.I. Dinamicheskaja harakteristika obshhitel'nosti v formirovanii gotovnosti k pedagogicheskoj dejatel'nosti. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk. - M., 1994. - 18 s.

9. Andreeva G.M. Social'naja psihologija. - M., 1998. - 99 s.

10. Koz'jakov R.V., Jerrera L.M. Kommunikativnaja kompetentnost' lichnosti: metody i metodiki izuchenija.

- Novomoskovsk, 2005. - 140 s.

11. Valiullina E.V. Psihologicheskie svojstva lichnosti i uroven' assertivnosti // Nauchnoe mnenie. - 2018.

- № 4. - S. 37-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Valiullina E.V. Vlijanie samoocenki na uroven' prokrastinacii // Nauchnyj zhurnal Diskurs. - 2018. -№ 6 (20). - S. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.