Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ — ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ ПОНЯТИЙ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ — ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ ПОНЯТИЙ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / мотивация / индивидуализация / коммуникативная компетенция / познавательный интерес / прогрессивное обучение / речевая разновидность / целесообразность / осмысление / содержательность. / Communication / motivation / individualization / communicative competence / cognitive interest / progressive learning / speech variety / expediency / comprehension / meaningfulness.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Атаджанова Г.Ю., Алланиязова Р.К.

Данная статья помогает целенаправленно найти ориентир и мотивацию для подтягивания интереса к дальнейшему изучению языка. В статье даны показатели эффективности обучения тем или иным путём. Важно отметить, что дано рациональная оценка материалу для обучения с точки зрения эффективности для облегченного осмысленного понимания для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Атаджанова Г.Ю., Алланиязова Р.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION NEEDS OF STUDENTS IS ONE OF THE LEADING CONCEPTS OF INTENSIVE LEARNING TECHNOLOGY

This article helps to purposefully find a benchmark and motivation for pulling interest in further study of the language. The article gives indicators of the effectiveness of teaching in one way or another. It is important "Экономика и социум" №6(121)-1 2024 www.iupr.ru 927 to note that a rational assessment of the material for learning from the point of view of efficiency is given for a facilitated meaningful understanding for students.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ — ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ ПОНЯТИЙ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

Атаджанова Г.Ю., PhD.

доцент

кафедра «Русский язык и литература» Каракалпакский государственный университет имени Бердаха

Республика Узбекистан, г.Нукус Алланиязова Р.К. ассистент

кафедра «Русский язык и литература» Каракалпакский государственный университет имени Бердаха

Республика Узбекистан, г.Нукус

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ — ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ ПОНЯТИЙ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Данная статья помогает целенаправленно найти ориентир и мотивацию для подтягивания интереса к дальнейшему изучению языка. В статье даны показатели эффективности обучения тем или иным путём. Важно отметить, что дано рациональная оценка материалу для обучения с точки зрения эффективности для облегченного осмысленного понимания для студентов.

Ключевые слова: коммуникация, мотивация, индивидуализация, коммуникативная компетенция, познавательный интерес, прогрессивное обучение, речевая разновидность, целесообразность, осмысление, содержательность.

Atajanova G. Yu., PhD. associate professor Department of Russian Language and Literature Karakalpak State University named after Berdakh

Republic of Uzbekistan, Nukus Allaniyazova R. G.

assistant

Department of Russian Language and Literature Karakalpak State University named after Berdakh

Republic of Uzbekistan, Nukus

COMMUNICATION NEEDS OF STUDENTS IS ONE OF THE LEADING CONCEPTS OF INTENSIVE LEARNING TECHNOLOGY

Annotation. This article helps to purposefully find a benchmark and motivation for pulling interest in further study of the language. The article gives indicators of the effectiveness of teaching in one way or another. It is important

to note that a rational assessment of the material for learning from the point of view of efficiency is given for a facilitated meaningful understanding for students.

Key words: Communication, motivation, individualization, communicative competence, cognitive interest, progressive learning, speech variety, expediency, comprehension, meaningfulness.

Коммуникация, мотивация, индивидуализация — ведущие понятия методики преподавания русского языка. Эта триада обеспечивает сравнительно высокие результаты в тестах успеваемости, активности, прилежания и интереса.

Никакая деятельность, в том числе и речь, невозможна без потребности в ней. Это потребность выражать свои мысли, делиться ими, обмениваться информацией в процессе общественного производства и других видов социальной деятельности, выражать свои чувства, намерения, стремления.

Коммуникативная компетенция — это овладение разными видами речевой деятельности на русском языке[33].

Овладение коммуникативной компетенцией является важнейшей целью обучения русскому на современном этапе развития. В силу этого учебный процесс по русскому языку предполагает решение реальных или правдоподобно имитированных задач общения в сферах речевой деятельности, отвечающих требованиям учащихся. Узконаправленная, конкретная мотивация студентов под влиянием учебной мотивации, формируемой путем развития познавательного интереса к предмету, широкого знакомства с историей, культурой, вопросами развития медицины, с известными учеными-медиками, может перерасти в универсальную мотивацию.

Любая профессиональная компетенция опирается на интеллектуальный потенциал и социальную активность ее носителя, предполагает развитие логического мышления, аналитико-моделирующих умений, осмысления и обобщения признаков и связей явлений, способов действия из одних видов деятельности в другие. В этой связи можно говорить о базовой компетенции, включающей широкие фоновые знания и типовые умения, как основе любой профессиональной, предметной и частной компетенции.

Для студентов следует считать подготовку к учебно -профессиональной сфере деятельности, отличающихся определённым своеобразием:

1. подготовка к практическим занятиям,

2. сдача контрольных работ и тестов

33 Зимняя И.А. Понимание как результат рецептивных видов речевой деятельности // Психология и методика обучения чтению на иностранном языке: Сб. научн. тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 130. М., 1978.

3. консультации

4. подготовка докладов и сообщений,

5. неформальное общение внутри учебной группы, потока и т.д.

Потребность такого общения возникает у них ещё до начала

конкретного коммуникативного акта. Эта потребность порождается самой учебной деятельностью студента, вытекает из неё. Поэтому определение необходимых для студента навыков и умений речевого общения надо начинать с анализа деятельности обучаемых в условиях реальной коммуникации. При этом конкретную мотивацию его речевое поведение приобретает, когда появляется конкретный партнёр по общению.

Анализ коммуникативных потребностей студентов показал, что чтение и аудирование являются основными источниками получения профессионально значимой информации для учащихся в период обучения в вузе.

Обучение языку на современном этапе, постулирует коммуникативная методика, должно быть максимально приближено к условиям и целям реального использования языка каждой возрастной, социальной и дифференцированной по образовательному признаку категорией учащихся. Такая задача предполагает тщательное изучение коммуникативных потребностей тех, кто учится языку. На этой основе выделяется языковой материал, входящий в разнообразные речевые формы и формулы, обеспечивающие удовлетворение этих потребностей. Учебное занятие разворачивается таким образом, что, создавая напряжение речевой потребности, проблемная ситуация позволяет удовлетворить эту потребность через предъявление и активизацию соответствующего речевого материала. И здесь возникают следующие вопросы:

1. Как соотносятся цели и задачи обучения и выделяемые в связи с ними коммуникативные потребности обучаемых, и как они соотносятся с особенностями языкового и речевого материала? Насколько этим особенностям соответствует воплощение коммуникативных потребностей?

2. Как соотносится способ отбора языкового материала для того или иного типа обучения с применяемым коммуникативным принципом обучения? Как при этом соблюдается принцип системности подачи материала? Какие свойства языкового и речевого материала учитываются при отборе материала для обучения разным видам речевой деятельности?

Коммуникативная компетенция соотносятся и в обучении, и в реальном употреблении в речи носителей языка таким образом, что каждая последующая из названных компетенций обеспечивается предыдущей. Предполагается, что в учебном процессе перейти от первой компетенции ко второй можно через отработку речевых операций, а для этого необходимо установить должную пропорцию в комплексном применении системного, функционального и собственно коммуникативного подходов. Методика должна быть гибкой и многообразной, как гибок и многообразен сам язык.

В настоящее время создание любого коммуникативно ориентированного учебника начинается с установления коммуникативных потребностей учащихся. Предполагается, что если установить их совокупность, то уже одним этим обеспечивается коммуникативный, т.е. наиболее современный и прогрессивный, тип обучения. Доминирующей функционально-речевой разновидностью является язык специальности. Практика убеждает, что на изучение языка специальности целесообразно планировать не 40, а 80-85% учебного времени, проводя отбор и минимизацию подлежащего изучению языкового материала по различным спец.дисциплинам и определив уровень требуемой коммуникативной компетенции, перечень навыков и умений, которые необходимо сформировать.

Процесс обучения языку специальности исключает подмену занятий по специальности, носит упреждающий характер, имеет своей конечной целью формирование у студента языковой и речевой компетенции, достаточной для чтения учебниковых текстов по спец.дисциплинам, прослушивания лекций преподавателей, участия в семинарских занятиях, выполнения заданий по спец.предметам в устной и письменной форме.

Тематика каждого урока дается заранее с предварительной установкой: читаем и говорим о людях, медицине и стране:

1. Здоровье — это дар природы.

2. Выдающийся офтальмолог (С. Федоров).

3. Охрана материнства и детства.

4. Международная деятельность Общества Красного Креста Здоровье и долголетие.

5. Арал и здоровье населения Каракалпакии.

На продвинутом этапе обучения при работе над дальнейшим повышением профессиональной компетенции полезно использовать художественные тексты, которые вводили бы учащихся в сферу их будущей профессиональной деятельности. Решение этой задачи диктует необходимость подбора художественных текстов, в которых находила бы отражение практическая работа специалистов. Работа над текстами должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся не только увидели речевое своеобразие текста, глубоко и полностью осмыслили содержательную его сторону, но и почувствовали рабочую атмосферу, в которой трудятся их будущие коллеги.

Использованные источники:

1. Авлиёкулов Н.Х. «Укдтишнинг модул тизими ва педагогик технологик амалий асослари» Бухоро, 2002.

2. Бабанова В.П. Модульная технология обучения истории.//Технологии обучения: сущность, опыт и проблемы развития. - М., 1998.

3. Бабанский Ю.К. Дидактические проблемы современных учебных комплексов // Проблемы школьного учебника. В. 8. - М.: Просвещение, 1980. - С. 17-33.

4. Бабанский Ю.К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе // Народное образование, 1979. №2. - С. 101111.

5. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., 1988

6. Бей Л.Б. Интерпретация художественного текста при обучении русскому языку иностранных студентов-нефилологов: Автореф. ... канд.пед. наук. М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.