Научная статья на тему '-коммуникативные основы педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза'

-коммуникативные основы педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NFORMATION / INFORMATIZATION / INFORMATIONAL NECESSITY / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / PEDAGOGICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Ирина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению значения информации и коммуникации в педагогическом взаимодействии в вузе; затрагиваются вопросы о традиционном и современном представлении информации в образовательном процессе вуза, о развивающем потенциале информации и барьерах информационного потребления ее студентами. Дана авторская характеристика педагогической коммуникации как средства передачи и приема информации в ситуациях педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the importance of information and communication in the educational system of the university; it touches the points of the traditional and contemporary ways to present the information in the educational system of university, developmental potential of information and the informational barriers faced by the students. We give the unique author's characteristics of the pedagogical communication as a way of accepting the information in the situation of the pedagogical cooperation.

Текст научной работы на тему «-коммуникативные основы педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза»

УДК 33:378.14 ББК 338:74.58

Валежанина Татьяна Владимировна

аспирант

кафедра экономики предпринимательства Российский государственный профессионально-педагогический университет

Екатеринбург Старикова Людмила Дмитриевна доктор педагогических наук, профессор

кафедра экономики предпринимательства Российский государственный профессионально-педагогический университет

Екатеринбург Valezhanina Tatyana Vladimirovna Post-graduate

Chair of Economics of the Entrepreneurship Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg Starikova Lyudmila Dmitrievna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Economics of the Entrepreneurship Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

Взаимодействие вуза и малых инновационных предприятий в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения Interaction Between University and Small Innovative Enterprises in Future Professional Education Bachelors’ Training

В статье рассматривается необходимость взаимодействия вуза и малых инновационных предприятий в подготовке бакалавров профессионального обучения (экономика и управление), а также предлагается модель и механизм взаимодействия. Малое инновационное предприятие рассматривается как экспериментальная площадка по реализации и адаптации учебных программ.

The article discusses the need for interaction between universities and small innovative enterprises in the future professional education bachelors’ training (economics and management), as well as proposes the model and mechanism of such interaction. A small innovative company is regarded as an experimental platform for the implementation and adaptation of educational programs.

Ключевые слова: подготовка, взаимодействие, малое инновационное предприятие, бакалавр профессионального обучения, модуль, модульная технология.

Key words: training, interaction, small innovative enterprise, bachelor of professional education, module, modular technology.

В современных условиях глобализации высшего профессионального образования, вхождения России в Болонский процесс одной из основных проблем

является обеспечение качества образования. В связи с ориентацией учебных заведений на практическую реализацию приобретенных компетенций, проблема качества подготовки кадров и их дальнейшее трудоустройство приобретает особое значение. Поэтому актуальной становится проблема разработки механизма взаимодействия вуза и малых инновационных предприятий.

Длительное время исследователи обращаются к данной проблематике, но вопрос по прежнему нельзя считать полностью изученным [5]. Мы разделяем точку зрения исследователей И.П. Поварича и Е.П. Суркова, считающих, что в разработке взаимодействия вуза с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования можно выделить так называемую «советскую» и «перспективную» модели взамодействия. Суть «советской» модели состояла в том, что вузы взаимодействовали только с государством, авторитарно определявшим необходимые выпускникам, молодым специалистам знания, умения и навыки [6]. Современные быстро меняющиеся социально-экономические реалии требуют взаимодействия высшей школы с реальным сектором экономики, где хозяйствующие субъекты в первую очередь определяют компетентностные модели выпускников. В связи с этим координация всех маркетинговых функций вуза должна осуществляться с точки зрения интересов потребителей - промежуточных и конечных [2, 4, 6].

Выстраивание эффективного канала взаимодействия вуза и работодателей является чрезвычайно актуальной задачей модернизации образования в современных условиях. По нашему мнению, необходимо разработать механизм обратной связи, поскольку от этого зависят качественные характеристики подготовленности выпускников, а также их востребованности рынком труда [3].

В настоящее время наметилась тенденция того, что заказчиком становится работодатель, и именно он определяет вектор развития подготовки выпускника, поэтому актуальным становится образование, предусматривающее взаимодействие образовательных учреждений высшего профессионального образования и рынка труда.

Подготовка бакалавра профессионального обучения относится к числу проблем, которые актуальны во все времена: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения и это естественным образом отражается во взглядах на систему профессиональной подготовки преподавателей.

Педагогика профессионального образования, отвечая требованиям экономического и общественного развития, уходит от традиционных подходов в обозначении критериев подготовки выпускников (формирования совокупности знаний, умений, навыков) к применению компетентностного подхода, согласно которому важнейшей задачей образования является формирование компетенций. Компетенции положены в основу проектирования образовательных стандартов третьего поколения и обеспечивают контроль качества образования. Соответственно, становится очевидным, что одним из важнейших направлений в деятельности вузов становится создание условий для профессионального развития личности будущих бакалавров профессионального обучения, формирования их творческой индивидуальности, общих и профессиональных компетенций.

Анализ нормативной, психолого-педагогической и методической литературы показал, что теоретико-методологических разработок по профессиональной подготовке студентов профессионально-педагогического вуза в условиях взаимодействия вуза и хозяйствующих субъектов недостаточно. В ходе исследования были выявлены следующие противоречия:

• между объективной потребностью общества, работодателя к будущему бакалавру профессионального обучения, обладающему соответствующими профессиональными компетенциями и недостаточным уровнем сформированное™ этих компетенции в потреблении и реализации образовательных услуг (социально-педагогический уровень);

• между требованиями современной педагогической теории и практики в научном обеспечении профессионального образования будущих бакалавров профессионального обучения и недостаточной разработанностью теоретикометодологических основ его реализации (научно-теоретический уровень);

• между необходимостью взаимодействия вуза и малых инновационных предприятий в профессиональной подготовке студентов - будущих бакалавров профессионального обучения - и недостаточным обоснованием и разработки организационно-педагогических условий, методов и форм взаимодействия (на-учно-методический уровень).

В результате изучения сложившейся практики взаимодействия высших учебных заведений и малых инновационных предприятий было выявлено, что на этапах ознакомительной и преддипломной практики студенты, как правило, не имеют реальной возможности приобретения опыта работы, а незадолго до окончания вуза (в ходе преддипломной практики) внимание студентов акцентируется на завершении исследовательской деятельности по теме выпускной квалификационной работы. Таким образом, собственно профессиональной подготовке будущих специалистов уделяется мало внимания.

Переход Российского государственного профессионально-педагогического университета в статус автономного образовательного учреждения, представил возможность создавать бизнес-структуры, в деятельности которых могут участвовать и преподаватели, и студенты.

В концепции развития Российского государственного профессиональнопедагогического университета (РГППУ) сформулировано определение: профессиональное образование - это целенаправленно организованная деятельность, важным компонентом которой является предпринимательская культура, определяющая содержание социального, производственного, профессионального опыта и процесс трансформации этого опыта в достояние личности.

Отсюда, выпускник вуза должен понимать, что его квалификация, полученная в результате профессиональной подготовки, является экономически значимым товаром на рынке труда, и освоение будущим специалистом предпринимательской культуры будет служить необходимым инструментом дальнейшей его адаптации к экономическим условиям.

Для обеспечения освоения студентом предпринимательской культуры необходимо в условиях профессионального образования спроектировать образовательную среду, адекватную требованиям современного рынка труда.

С этой целью университет пошел по пути создания малых инновационных предприятий, обусловленном, с одной стороны, необходимостью формирования компетенций и опыта реальной деятельности студентов для оптимизации их дальнейшего трудоустройства, а с другой стороны, стоящей перед университетом необходимостью реализовывать свои разработки в деятельности инновационных предприятий [1].

Цель нашего исследования - разработать модель взаимодействия вуза и малых инновационных предприятий, обеспечивающую подготовку будущих бакалавров профессионального обучения, и выявить организационно-

педагогические условия ее реализации.

Объектом исследования является процесс подготовки будущих бакалавров профессионального обучения (экономика и управление).

Предметом исследования выступает совокупность организационно-

педагогических условий реализации модели взаимодействия вуза и малых инновационных предприятий в подготовке бакалавров профессионального обучения.

В работе мы будем опираться на определение модели как искусственно созданного образца в виде схемы, который, будучи подобен исследуемому явлению отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого явления

(А.Н. Дахин, В.И. Михеев).

В результате анализа образовательной стратегии, принятой в Российском государственном профессионально-педагогическом университете мы пришли к выводу, что разработанная нами модель должна учитывать потребности четырех основных потребителей:

• личности как главного действующего лица и действующей силы изменения всех сфер жизнедеятельности человека в условиях постоянных инноваций в науке, технике, экономике, политике, духовной культуре в условиях глобализации;

• работодателей, заинтересованных в работниках различных уровней образования и квалификации, способных активно осваивать новейшие техноло-

гии и технические системы, самостоятельно приобретать новые профессиональные знания и умения, успешно решать проблемы инновационного развития региона, страны;

• общества в творческом развитии и образованности своих членов, что обеспечит оздоровление и укрепление гуманистических и демократических его позиций;

• самой системы образования, которая заинтересована в постоянном совершенствовании содержания и методов обучения и воспитания, преемственности образовательных программ.

Все это позволило нам определить цель, методологические основы, условия, формы и результат взаимодействия высшего учебного заведения и предприятий.

При этом целью взаимодействия выступает профессиональная подготовка будущего бакалавра, отвечающего требованиям, предъявляемым к качеству его подготовки рынком труда. При этом вуз и предприятия осуществляют совместное формирование требований квалификационных характеристик.

Методологическими основами взаимодействия вуза и малых инновационных предприятий в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения выступают: закономерности профессионального обучения; подходы (системный, компетентностный, личностно ориентированный); принципы (целостность, практическая направленность, вариативность, адаптивность).

Педагогические условия взаимодействия:

1. Привлечение работников предприятия для преподавания.

2. Организация стажировки преподавателей на предприятии.

3. Организация и участие в научно-практических конференциях, рефлексивных семинарах, круглых столах.

4. Резензирование методических пособий специалистами предприятия.

5. Формирование ГАК с привлечением работодателей.

Механизм взаимодействия вуза и предприятия можно представить следующим образом:

- формирование и исследование заявки (потребности) на практику;

- выявление проблемных областей и формирование тематик отчетов по

практике, курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР);

- разработка программ практик (на основе модульной технологии);

- организация производственных и преддипломных практик на основе модульной технологии;

- проведение мастер-классов;

- составление и исследование отзывов и характеристик;

- открытая защита отчетов по практике, курсовых работ, ВКР на пред-

приятии.

Результатом взаимодействия вуза и предприятия является: рассмотрение и согласование возможности трудоустройства выпускников; ведение мониторинга карьеры выпускников; организация дополнительного обучения, повышения квалификации специалистов предприятия на базе вуза.

Нами рассматривается подготовка будущего бакалавра профессионального обучения как составляющая (звено) непрерывного образования. Чтобы подчеркнуть аспект непрерывности образования, в модели нами отражены возможные элементы взаимодействия вуза и предприятия после профессионального образования, что выходит за рамки нашего исследования, но позволяет обозначить перспективы дальнейших исследований.

В нашем исследовании малое инновационное предприятие рассматривается как экспериментальная площадка по реализации и адаптации учебных программ согласно требованиям рынка. Структура малого инновационного предприятия должна соответствовать содержанию изучаемых дисциплин, построенных по модульному принципу. Каждый модуль ориентирует на формирование (развитие) определенных профессиональных компетенций (или их элементов). При этом теоретическое обучение проходит в рамках образовательного учреждения или самостоятельного изучения студентами на основе предоставляемых (рекомендуемых) учебно-методических источников, а практические занятия -на базе малого инновационного предприятия при решении реальных производственных задач и ситуаций.

Программа практик также построена по модульной технологии. Модули соответствуют содержанию деятельности структурных подразделений малого инновационного предприятия. При этом студент может выбрать последовательность прохождения практики в различных подразделениях самостоятельно, распределить время прохождения на отдельных участках в рамках отведенного времени на прохождение практики. Таким образом, студентом выстраивается индивидуальная образовательная траектория, реализуется личностно ориентированный подход.

Библиографический список

1. Валежанина, Т.В. Подходы к созданию практико-ориентированной образовательной среды в вузе [Текст] / Т.В. Валежанина // Молодежь - будущее России: материалы IV заочной Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Омск, 25 декабря 2010 г. Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2011. С. 57-62.

2. Котлер, Ф. Маркетинг-менеждмент [Текст]: экспресс-курс. 2 изд./ пер. с англ.; под. ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2006.

3. Котляровская, И.В. Механизм взаимодействия способностей и потребностей как основа компетентностной доктрины: маркетинговый подход /И.В. Котляровская // Болонский процесс: реализация компетентностного подхода в сфере образования: сб. ст. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2009.

4. Котляровская, И.В. Маркетинг - рыночная инновация в управлении государственным вузом [Текст] / И.В. Котляровская, Н.Р. Кельчевская // Университетское управление: практика и анализ. 2000. №3.

5. Котляровская, И.В. Маркетинговый механизм взаимодействия вуза: инновационный подход и предприятия [Электронный ресурс] / И.В. Котляровская, Ю.А. Мальцева, О.Ю. Яценко. Режим доступа: http://ecsocman.hse.nj.

6. Поварич, И.П. Модель взаимодействия КемГУ с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / И.П. Поварич, Е.П. Сурков. Режим доступа: http: www.lib.tsu.ru.

Bibliography

1. Kotler, F. Marketing - Management [Text]: Express-Course. 2nd Edition / Translated from English; Ed.by S.G. Bozhuk. - Saint-Petersburg: Peter, 2006.

2. Kotlyarovskaya, I.V. The Mechanism of Interaction Between Abilities and Needs As the Basis of the Doctrine of Competence: Marketing Approach / I.V. Kotlyarovskaya // The Bologna Process: Implementation of Competence-based Approach in Education: Misc. of Articles. - Yekaterinburg: USTU-USU Publishing House, 2009.

3. Kotlyarovskaya, I.V. Marketing Is a Market Innovation in the Management of a State University [Text]: / I.V. Kotlyarovskaya, N.R. Kelchevskaya // University Management: Practice and Analysis. - 2000. - №3.

4. Kotlyarovskaya, I.V. The Marketing Mechanism of the Interaction of the University: Innovative Approach and Enterprise [Electronic Resource] / I.V. Kotlyarovskaya, Yu.A. Maltseva, O.Yu. Yatsenko. - Access Mode: http://ecsocman.hse.ru.

5. Povarich, I.P. The Model of Interaction of KemSU with the External Environment During Modernization of Higher Education [Electronic Resource] / I.P. Povarich, E.P. Surkov. - Access Mode: http: www.lib.tsu.ru.

6. Valezhanina, Т. V. Approaches to the Development of Practice-Oriented Educational Environment at the University [Text]: / T.V. Valezhanina // Youth - Future of Russia: Materials of IV All-Russia Scientific and Practical Conference of Students and Postgraduates. Omsk, December 25, 2010. - Omsk: OSU Publishing House, 2011. - P. 57-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.