Научная статья на тему 'Коммуникативные основания власти как субъекта молодежной политики'

Коммуникативные основания власти как субъекта молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ВЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОВЕРИЕ / КРИЗИСНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЛИДАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / POWER / SOCIAL INTERACTION / TRUST / CRISIS SOCIETY / SOLIDARY RELATIONS / VALUES / SOCIAL COMMUNICATIONS / ADMINISTRATIVE STRATEGY / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Юлия Алексеевна

В статье рассматриваются коммуникативные основания власти как субъекта молодежной политики, позволяющие формировать ценностные ориентации молодежи. По мнению автора, цель коммуникации «властьмолодежь» заключается в выработке форм взаимного признания, доверия и солидарных отношений. Молодежная политика является необходимым конструктом обобщенности нормативных и ценностных ожиданий, который дает возможность преодолевать конфликтность социальных взаимодействий молодого поколения с другими субъектами социального пространства и создает основу для коллективных действий и консолидации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE BASE OF POWER AS THE SUBJECT OF YOUTH POLICY

This article considers the сommunicative base of power as a subject of youth policy; enable the development of value orientations of young people. According to the author, the purpose of communication «power-youth» is to establish a form of mutual recognition, trust and solidarity relations.Youth policy is necessary to construct the generality of normative values and expectations, which allows to overcome the conflicts of social interactions of young generation with other subjects of the social space and provide a basis for collective action and consolidation.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные основания власти как субъекта молодежной политики»

Современная политическая ситуация в России предполагает осмысление социальных процессов, происходящих в молодежной среде, социальных настроений и предпочтений молодых избирателей, их роли в политических процессах на различных уровнях управления. Решение управленческих задач актуализирует исследовательский интерес ученых и практиков к проблеме взаимодействия власти и молодежи, коммуникации для расширения социальной базы управления, достижения общественного согласия, формирования у молодого поколения ценности социального взаимодействия и солидарных отношений в обществе. Данный пласт задает общеметодологический и общесоциологический контекст исследования социальной коммуникации, а власть рассматривается как субъект молодежной политики.

Коммуникативное взаимодействие власти и молодежи предполагает целенаправленные действия государственных и общественных институтов по регулированию спонтанных и осознанных процессов социальной жизни молодого поколения, упорядочению общественных отношений, реализации конкретных региональных и государственных программ и практических повседневных задач развития и улучшения качества жизни молодежи.

Властные взаимодействия, несмотря на их неравнозначную роль в обществе, находятся в динамике благодаря взаимодействию и обмену, это определяет коммуникативный характер власти («коммуникативный» - означает, что власть реализуется через общение, язык и систему кодов, понятных участникам властных отношений). В работе Г. Блумера «Коллективное поведение» отмечается: «Первичной характеристикой пропаганды является попытка добиться принятия какой-то точки зрения не на основе ее достоинств, а апелляцией к каким-то иным мотивам» [1, с. 191]. Для достижения целей коммуникации эти мотивы должны быть общепризнанными, разделяемыми большинством молодежи в обществе.

Рассматривая «коммуникацию» в определениях символического интеракционизма, мы определяем деятельность органов власти по реализации молодежной политики как функционально-ролевую коммуникацию, предполагающую циркуляцию информации, раскрывающей и определяющей в рамках социальной структуры коды, воспринимаемые участниками взаимодействия. Молодежная политика является необходимым конструктом обобщенности нормативных и ценностных ожиданий, позволяющим преодолевать конфликтность социальных взаимодействий и создающим основу для коллективных действий и консолидации молодежи. Коммуникацию между властью и обществом Н. Луман сравнивает с коммуникативными средствами других видов и дает следующее определение: «Власть есть управляемая кодом коммуникация» [2, с. 29].

Систему коммуникаций в социальном пространстве, обладающую управленческим потенциалом и обусловленную осью «власть - общество», рассматривают в своих работах Ю. Хабермас, М. Грачев, Х. Арендт, А. Соловьев, Т. М. Дридзе [3; 4; 5; 6; 7]. При этом коммуникация власти и общества ориентирована на достижение консенсуса в обществе.

Функционально-ролевую коммуникацию, согласно теории А. Хоннет [8], можно рассматривать как морально мотивированную социальную борьбу за приобретение социального признания, при которой субъекты социального взаимодействия (в контексте нашей статьи - молодежь и органы государственной и муниципальной власти) встречаются друг с другом в качестве моральных и общественно ценных лиц. Цель данной коммуникации заключается в выработке форм взаимного признания. Построение модели взаимодействия власти и молодежи, реализующей концепцию «борьбы за признание» на определенном социальном пространстве, на наш взгляд, является социально-моральной функцией современного управления.

Деятельность государства нацелена на включение молодежи в публичную политику, но при этом мало учитываются особенности социализации подрастающего поколения, что ведет к участию его представителей в политической деятельности из материальных, а не идеологических соображений. В этом проявляется совершенно естественная реакция на коммерциализацию всех звеньев политической сферы властными субъектами.

Мероприятия в сфере оказания финансово-денежной социальной помощи, рынка труда и занятости, жилищных проблем проводятся на недостаточном уровне, что связано с необходимостью

существенных финансовых затрат и отсутствием осознания реальной важности данных проблем в рамках государственной молодежной политики. Эта проблема ярко проявилась в последние годы на фоне экономического кризиса. Культурно-духовный аспект молодежной политики традиционно реализуется на основе еще советских принципов: спорт, патриотизм, поддержка творчества. Большинство мероприятий носят формальный, малоэффективный, заорганизованный характер, не охватывающий сути глубинных проблем в указанной сфере. Происходит это в ситуации, когда молодое поколение вместо того, чтобы в рамках исторического процесса продолжать развитие на базе унаследованных духовных ценностей, вынуждено на пути своего становления само участвовать в выработке этих ценностей, зачастую спонтанно, под влиянием тех или иных факторов, нередко вопреки представлениям старшего поколения.

Для России чрезвычайно актуальными являются профилактика молодежной преступности, борьба с наркоманией и алкоголизмом, но только в последние годы они стали приоритетными задачами в государственной молодежной политике. Если проанализировать большинство нормативных документов, выступающих основой для реализуемых в данной сфере комплексов мероприятий, то четко прослеживается тенденция борьбы со следствиями, а не с первопричинами девиации в молодежной среде. Значительные финансовые вливания в строительство подростковых реабилитационных центров никак не способствуют уменьшению роста числа молодых людей, которые фактически являются «утраченным» для страны человеческим и интеллектуальным ресурсом.

Незаинтересованность российской власти в активном взаимодействии с молодежью оборачивается или политической пассивностью данной возрастной группы, отсутствием доверия к институтам власти или участием молодежи в оппозиционных, экстремистских и противозаконных движениях.

В последнее время российская власть заинтересовалась решением обозначенной проблемы, но опыт участия молодежи в политике прививается по схеме рекрутирования советских времен: «сверху», а потому не очень успешно. Причин возрождения прежних схем взаимодействия власти и молодежи несколько, и все они структурно обусловлены.

Во-первых, как было обозначено выше, молодое поколение устранилось от политического процесса и сконцентрировалось на создании материальной основы своего существования.

Во-вторых, у власти в современных политических условиях имеется не только возможность укрепить собственные позиции, но и интерес к самовоспроизводству. Вследствие этого возникают политические РЯ-проекты, такие как: «Идущие вместе», «Наши» и «Молодая гвардия "Единой России"».

В-третьих, наличие молодежных организаций является важной составляющей имиджа демократической страны. В условиях, когда молодежь не интересуется политикой, не видит способов политического участия в жизни страны и занята исключительно практической экономической деятельностью, у представителей власти остается единственный выход - создавать своеобразные симулякры молодежных политических организаций. Представители властных структур, не заинтересованные в политизации молодежи и формировании у нее активной гражданской позиции, моделируют искусственные образования, которые можно контролировать и направлять в нужную сторону. Идейная сторона выступает здесь формальностью, а реальная причина, приводящая молодых людей в эти движения, - материальный интерес (различные скидки, бесплатные образовательные программы, летние лагеря, возможность карьерного роста и т. д.). В результате - падение доверия к участию в официальной политике и к власти как субъекту молодежной политики.

Молодежная политика как конструкт, создаваемый в процессе управления, предполагает усиление участия молодежи в деятельности институтов гражданского общества: досуговых, политических объединениях, профсоюзах, церковных приходах и т. д. В стране зарегистрировано огромное количество общественных организаций и политических партий, но их деятельность не видна. В повседневном общении представители молодежи крайне редко заявляют о себе как о членах каких-либо организаций, добровольных объединений, даже если они и являются таковыми.

Культурные общества и ассоциации, некоммерческие организации, созданные в регионах, не оказывают влияния на молодежную политику, слишком мало представителей молодого поколения являются членами какой-либо политической партии, профессиональной ассоциации, экологической или правозащитной организации или движения (3,8 %). Власть могла бы более активно использовать данный ресурс консолидации молодежи, формирования ценностно-нормативной системы в государстве, развития молодежного самосознания [9].

Если рассматривать разные возрастные группы, то членов политических партий среди молодых людей еще меньше, чем среди людей старшего поколения: 18-23-летних - 1,9 %, 24-30-летних - 0,9 %, 31-54-летних - 4,3 %, 55 лет и более - 4 % [10]. При таких незначительных показателях, а для молодежи они не превышают статистической погрешности выборки, вести речь о доминировании в политических партиях представителей тех или иных социально-демографических групп не приходится.

Молодежь не всегда хочет встраиваться в созданные сверху социальные структуры (в том числе партии, профсоюзы) и не готова создавать их сама. Для объяснения этой ситуации можно использовать понятие «ресентимент» [11, с. 122]. В состоянии «социальной травмы» человек (или общество), переживая какую-либо проблему, которую нет возможности или желания решить, он (оно) сживается с этим состоянием и начинает считать его естественным. В таком состоянии оправдание своего поведения основывается на позиции: «Мы ничего не решаем», «От нас ничего не зависит», «Молодежь в нашей стране никому не нужна»». При состоянии ресентимента проблематично формировать молодежную политику, институты гражданского общества, обеспечивать экономический и социальный рост.

Реальное участие молодежи в подготовке и принятии решений, значимых для управления, предполагает полную ее информированность уже на ранних стадиях процесса разработки региональных, государственных программ и усиление информационного компонента функционально-ролевой коммуникации. Постоянное информационное взаимодействие органов власти и молодежи является необходимым компонентом в структуре молодежной политики. Особенно важно обеспечить социальное партнерство местной власти, бизнеса, некоммерческих структур, молодежных организаций на местном уровне. Однако реальное социальное партнерство и взаимодействие удается редко.

При разработке и реализации молодежной политики органы власти должны иметь обратную связь - получать информацию от молодежи об их предпочтениях, потребностях, проблемах. Задача информирования и установления обратной связи по оси «власть - молодежь» особенно актуальна, т. к. молодежь начинает активно включаться в систему производственных отношений, у нее формируется представление о взаимозависимости социальной позиции и материального благополучия, и данная социальная группа начинает воспроизводить не только ее культурные образцы, но и политические установки.

В современном обществе наблюдается некоторая стагнация в политическом процессе, но при этом развиваются экономические отношения. Важным в этой ситуации являются максимальная ориентация государства на молодежь, открытие для нее политических институтов, нацеленность экономической политики на данную социальную группу, что будет способствовать и избирательной активности молодежи.

В постсоветское время, последовавшее за институциональным кризисом государственной системы, молодежь устранилась от политического процесса. Отчасти это связано с тем, что представители властных и политических структур, преимущественно люди старшего поколения, не были заинтересованы в ее участии (и по причине ограниченности властных ресурсов, и из-за страха конкуренции). Кроме того, молодежь оказалась более востребована в новых сферах экономической жизни, что было обусловлено не только системной необходимостью, но ее собственными материальными интересами. Этот тезис подтверждается данными опросов общественного мнения Левада-Центра. Так, «жить лучше, чем большинство семей в своем городе, районе» хотят 30 % молодых людей и 16 % представителей старшего поколения; «жить не хуже, чем большинство семей в

своем городе, районе» - 50 % молодых людей и 58 % представителей старшего поколения; «жить так, как живет средняя семья в Западной Европе, США» - 9 % и 6 %, соответственно; «жить лучше, чем живет средняя семья в Западной Европе» - 6% и 1 %, и «выжить, пусть на самом примитивном уровне существования», - 5 % и 18 %, соответственно. При анализе политической и экономической организации российского общества очевидным становится возрастной перекос - в политике в сторону представителей старшего поколения, а в экономике (особенно в новых отраслях, таких как высокие и информационные технологии, коммуникация, маркетинг, реклама, менеджмент, финансы) - в сторону молодежи [10].

Ликвидация этого возрастного перекоса, связанного фактически с будущим страны, демократических форм правления, - проблема актуальная для России. Открытость политических институтов и заинтересованность в активности молодежи необходимы российским муниципальным, региональным, государственным органам управления.

Особенность управленческих воздействий в сфере молодежной политики заключается в том, что объектами управления одновременно выступают сложные совокупности разнородных по своей природе компонентов: молодежные социальные общности (молодежные группы, организации, различающиеся возрастом, интересами, ценностями; социальные институты, средства массовой информации, органы власти и управления). Эти структуры обладают всеми признаками самоорганизующейся, саморегулируемой и самореферентной динамичной и сложно организованной социальной системы, в которой протекают многообразные процессы экономической, производственной, общественно-политической, культурно-духовной жизнедеятельности молодежи, присущие и обществу в целом. Региональные управленческие структуры являются составными элементами общественного устройства страны. При разработке, принятии и реализации молодежной политики необходим комплексный анализ этих социальных отношений и процессов.

Молодежь России, находясь в условиях кризисного общества, отличается или политической пассивностью, или наличием оппозиционных настроений. Необходимо предпринимать активные попытки в культивировании практических навыков молодежи в муниципальном и региональном управлении, в сфере экономики и формировании интересов нового типа, что в перспективе позволит преодолеть очевидную на сегодняшний день инерционность или оппозиционность политического процесса в стране. Активное участие российских студентов, молодежи в региональных, всероссийских, международных проектах в различных направлениях, обмен опытом позволяют осознать, что молодежь является субъектом политики, с ней необходимо считаться, изучать ее мнение и использовать творческие предложения молодых людей на благо города, региона и государства.

Будущее России зависит от тех представителей молодежи, которые осознают себя создателями новой социальной реальности, и согласно Стратегии государственной молодежной политики им будут обеспечены возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем, созданы условия и возможности для успешной социализации и эффективной самореализации [12]. Для такой молодежи политика не является абстракцией, а должна стать реальным инструментом управления на муниципальном и региональном уровнях. При другом отношении власти к молодежной политике могут возобладать, и это, на наш взгляд, одна из главных проблем современного социально-политического процесса в России, позиция молодежи, которая выстраивает свои отношения с властью по принципу безразличия или противостояния.

Институты власти могут рассматриваться как административный ресурс, а молодежная политика является результатом управленческих воздействий. При этом она должна рассматриваться в расширенном и опережающем смысле как управление через ценности и смыслы.

Следовательно, данная политика должна исходить из того, что молодежь имеет мощный творческий, инновационный потенциал. Но при определенных условиях он может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Формирование доверия к власти невозможного без практической реализации инициатив молодежи во всех сферах жизнедеятельности, привлечение к муниципальному и государственному управлению способны консолидировать молодежь, организовать коммуникацию,

обеспечивающую диалог молодежи и власти, сформировать институт социального партнерства и ответственность молодого поколения за сегодняшнее состояние общества и его будущее.

Литература

1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1996.

2. Луман Н. Власть / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М., 2001.

3. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

4. Грачев М. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2.

5. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000.

6. Соловьев А. И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // http://www. politstudies.ru/fulltext/2002/3/3.htm.

7. Дридзе Т. М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социологические исследования. 1998. № 10.

8. Honneth A. Das Andere der Gerechtigkeit. Frankfurt; M., 2000.

9. Курила И. И., Кушнерук И. С., Каменская Т. В. Некоммерческий сектор г. Волгограда: состояние и перспективы развития. Волгоград, 1999.

10. Данные опроса Левада-Центра, проведенного в августе 2006 года, N=1600 [Электронный ресурс] // http://www.strana-oz.ru/print.php?type= article&id= 1357&numid=32.

11. Климова С. Г. Ломка социальных идентичностей, или «Мы» и «Они» вчера и сегодня // Отечественные записки. 2002. № 3.

12. Стратегия государственной молодежной политики. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. [Электронный ресурс] // http://www. sarmolod.region64.ru/strateg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.