Научная статья на тему 'Коммуникативные модели формирования патриотизма в современном российском обществе'

Коммуникативные модели формирования патриотизма в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО / PATRIOTISM / SOCIALLY RESPONSIBLE PEOPLE / SOCIALLY ACTIVE POPULATION / COMMUNICATIVE MODEL OF IMPACT ON SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шагалов В. Ю.

В статье раскрывается понятие и содержание патриотизма, социально активного и социально ответственного общества, основные проблемы воспитания патриотизма в современном российском обществе. Предлагается механизм совершенствования работы по воспитанию патриотизма путем внедрения коммуникативных моделей воздействия на общество c учетом возрастного деления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шагалов В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION MODELS OF FORMATION OF PATRIOTISM IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

The article reveals the concept and content of patriotism, socially active and socially responsible society, basic problems of promoting the patriotism in modern Russian society. A mechanism for promoting the patriotism by introducing models of communicative impact on society by its structuring based on age is proposed.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные модели формирования патриотизма в современном российском обществе»

■ ■ ■ КОММУНИКАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Автор: ШАГАЛОВ В.Ю.

ШАГАЛОВ Вадим Юрьевич - магистрант кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУП РАНХиГС).

Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84.

Тел.: +7 (911) 867-04-75. E-mail: shagalov@mail.ru

Аннотация: в статье раскрывается понятие и содержание патриотизма, социально активного и социально ответственного общества, основные проблемы воспитания патриотизма в современном российском обществе. Предлагается механизм совершенствования работы по воспитанию патриотизма путем внедрения коммуникативных моделей воздействия на общество с учетом возрастного деления.

Ключевые слова: патриотизм, социально ответственное население, социально активное население, коммуникативная модель воздействия на общество.

В результате произошедших изменений в политической и общественной жизни страны, связанных с демократическими преобразованиями в начале 1990-х гг. начался процесс переосмысления существующих идеологических начал. Существовавшие до этого ценности были опровергнуты, а национальная идея - достижение «светлого будущего - коммунизма» признана неконструктивной. Новая власть в эпоху перемен не смогла предложить обществу новой идеологии, и общество с головой окунулось в рыночную экономику, основным смыслом жизни людей стала «жажда наживы», т.е. стремление любым способом заработать себе на жизнь. К настоящему времени сформировалось целое поколение людей с неясными морально-нравственными ориентирами.

О важности и необходимости решения данной проблемы, еще в 2012 г. в своем предыдущем послании Федеральному Собранию РФ заявил Президент РФ Путин В.В.:«... на улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15-20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогдаже были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам, часто в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше - создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России...» [1].

В толковом словаре В.И. Даля понятие «патриот» определено как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [2, С. 24]. Патриотизм представлен во всемирно известной интернет-энциклопедии «Википедия» (греч. патр1сЬтг)<; - соотечественник, патрк; - отечество) как нравственный и политиче-

ский принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии [3].

В 30-е годы прошлого столетия выдающийся русский философ И.А.Ильин писал:«... Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, ксоседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к Родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла...» [4, С. 218].

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. В подверждение данного утверждения можно привести результат социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2010 г. [5]. На вопрос «В чем, по Вашему мнению, заключается истинный патриотизм?», ответы респондентов распределились следующим образом: «в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы» (13 %), «в голосовании на выборах за патриотические партии и политиков-патриотов» (14%), «в участии в патриотических организациях (9%), «в праздновании исторических событий и юби-леев»( 19%), «в конструктивной критике недостатков в своей стране» (10%), «в работе с полной отдачей по своей специальности» (26%), в укреплении семьи и воспитании детей» (46%), «в уважении традиций» (48%), 6% затруднились ответить. Из примера можно сделать вывод, что общество имеет очень обобщенные и абстрактные представления о патриотизме, оно готово критиковать существующее положение вещей, не принимая личного участия в решении общественных проблем.

К принятию конкретных шагов по воспитанию патриотизма в стране призывает В.В. Путин и в своем послании Федеральному собранию 2013 г.: «...Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали... Чувство ответственности за страну-это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции России, это призыв к каждому из нас» [6].

Социологический опрос, проведенный ВЦИОМ в июне 2013 г., подтверждает вывод о том, что воспитанию чувства патриотизма в России уделяется недостаточно внимания. На вопрос «Какие события в жизни страны за последние 10-15 лет вызывают у вас чувство гордости?» [7], респонденты ответили: Возрождение армии (8%); олимпиада в Сочи (7%), Евровидение (6%), воспитание патриотизма - 1%. Очевидна не-

обходимость формирования «новой социальности, гражданственности и государственности»^].

Формирование патриотизма у населения может продуктивно основываться на концепциях и теориях массовых коммуникаций. Так, американские социологи Д. Белл, Э. Шиле, еще в началеXX века, анализируя социальные и культурные институты, сделали вывод, что «под влиянием массового производства и потребления продуктов средств массовой коммуникации происходит процесс становления однородности общества,... массовое объединение людей, осуществляется с помощью средств массовой коммуникации» [9, С. 21]. Кроме этого, средства массовой информации обладают социально значимыми функциями, которые можно условно объединить в три группы: информационную, регулирующую и культурологическую.

Необходима разработка политики, предусматривающей и координирующей действия всех органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ, общественности. Один из инструментов такой работы с использованием научного потенциала - подготовка соответствующей информации для населения и распространение в СМИ и других областях знаний. Особое внимание желательно сосредоточить на создании коммуникативных моделей воздействия на массовое сознание в заданном направлении, каждая из которых будет предусматривать особенности медиа воздействия на различные социальные, в том числе возрастные, группы. Эти модели должны предусматривать форму, период, объект и объем воздействия. Речь идет о воспитании социально значимых качеств, необходимых для комфортной жизни каждого индивида в обществе, становлении на основе развитого общества сильного государства, обеспечивающего своим гражданам суверенитет. Рассмотрим пять коммуникативных моделей.

Первая коммуникативная модель направлена на воспитание патриотических качеств в возрастной группе до 8 лет. Педагоги учреждений дошкольного образования в специально отведенное время в простой, интересной и ненавязчивой игровой форме демонстрируют специально созданные мультфильмы с иллюстрацией общественно значимых и геройских поступков. Необходимо разместить эти мультфильмы или поучительные телепередачи в то время, когда наиболее высока вероятность их просмотра - период с 6-8 утра, когда детей собирают в детские сады и школы, повтор передач в течение дня для детей, не посещающих образовательные учреждения. Воздействие будет более эффективно, если информация СМИ будет повторена родителями, воспитателями и преподавателями. Модель основана на способности СМИ формировать массовое сознание на основе сконструированных стереотипов, выражающих привычные, устойчивые представления людей о патриотизме. В результате будет формироваться чувство уважения к героям, олицетворены герои с собой в будущем.

Воздействие второй коммуникативной модели ориентировано на молодежь от 8 до 18 лет и используется комплексно СМИ и учреждениями образования. Роль СМИ заключается в создании специализированных краткосрочных роликов, программ на патриотическую тематику и их демонстрация во время перерывов передач, пользующихся у молодежи большой популярностью. Роль учреждений образования состоит, во-пер-вых, в создании атмосферы уважения и широкой пропаганды патриотизма, во-вторых, за счет включения в учебную программу необходимых дисциплин, посещения массовых патриотических мероприятий, организации тематических кружков и клубов, времяпровождение в которых могло бы стать хорошей альтернативой для молодежи. Отдельное место вданной работе должно быть уделено новым каналам коммуникации,

а именно «интернету» и социальным сетям, путем создания сообществ, групп с ненавязчивой атмосферой, фоновых баннеров на патриотическую тематику, размещенных на сайтах, часто посещаемых молодежью, детских фильмов, компьютерных игр и т.д.

Третья коммуникативная модель направлена на аудиторию в возрасте от 18 до 25 лет, предполагает комплексное воздействие СМИ, средних специальных и высших учебных заведений в рамках предусмотренных учебным планом мероприятий, создание атмосферы уважения и культивирования патриотизма, а также в сети «интернет» на часто посещаемых сайтах, создание форумов, блогов для инициирования диалога общественности и власти с целью оперативного реагирования органов государственной власти и местного самоуправления на изменяющиеся интересы и потребности общества. Отдельно, в этой коммуникационной модели стоит уделить внимание патриотическому воспитанию мужчин, проходящих военную службу по призыву. В настоящее время в вооруженных силах накоплен огромный потенциал и опыт в данном вопросе. Следует модернизировать эту работу путем применения современных средств коммуникации, новых технологий с привлечением призывников, добиваясь необходимого уровня восприятия передаваемой информации. Здесь также необходимо внедрение новых коммуникативных технологий и современных разработок в области психологии, социологии и др.наук.

Четвертая коммуникативная модель направлена на аудиторию в возрасте 25-40 лет. Возрастные рамки являются условными и определяются степенью социальной зрелости индивидов. Они, как правило, имеют семью, стремятся к достижению осознанных целей вжизни. Такая широкая вариация в возрасте обусловлена целью. Формирование политики и механизмов воздействия данной коммуникационной модели, возможно, наиболее сложно. Обусловлено это тем, что данная возрастная группа особенно чувствительна к фальши, манипулированию. Поэтому следует начать с формирования общей атмосферы среды, мест их частого пребывания: фоновые плакаты с уместной в данной обстановке социальной рекламой на рабочих местах, в общественном транспорте, наулице, художественные фильмы, аналитические и документальные передачи и публикации в СМИ, создание групп, блогов в социальных сетях с подобной тематикой. Вся работа должна быть нацелена на формирование чувства патриотизма. Модель основана на концепции «Спираль молчания», разработанной Э.Ноэль-Нойман [10, С. 209], которая базируется на психологических особенностях личности.

Пятая коммуникативная модель объединяет аудиторию старше 40 лет. Это люди, родившиеся в СССР и воспитанные в духе коммунизма, они обладают чувствами патриотизма и любви к своей стране, хорошо забытые в эпоху перестройки. Работа с данной возрастной группой должна быть схожа с предыдущей. Основное правило, как представляется, должно состоять в том, чтобы способы воспитания патриотизма не повторяли в точности то, что уже было с ними, не опровергали и не ставили под сомнение сложившиеся с возрастом и жизненным опытом нравственные устои. Основная роль возлагается на СМИ, аналитические, публицистические и документальные программы.

Подводя итог, отметим, что работа по формированию общественного сознания - задача сложная, многоплановая. Она должна вестись с соблюдением таких обязательных принципов как нравственность, уважение прав и свобод человека, свободы слова. Претворяя в жизнь коммуникативные модели в течение нескольких лет мы можем добиться синергетического эффекта. На фоне патриотизма желательно воспитывать у населения

чувство уважен ия кзакону, нетерпимости кущемлениюправ и свобод других людей, национализму, шовинизму и т.д., нетерпимости к криминалу, преступности, наркомании, нарушению общественного порядка, загрязнению окружающей среды и др.

Работа по воспитанию патриотизма в настоящее время ведется отдельными Субъектами Федерации. Но они либо затрагивают отдельные социальные группы, например, молодежь, либо представляют собой совокупность мало связанных, иногда взаимоисключающих публикаций и передач. Все это говорит о бессистемности. Представляется, что создав целевую группу из специалистов различных областей научного знания, можно разработать «дорожную карту» патриотического воспитания российского общества, обеспеченную финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Кроме этого, под эгидой патриотизма в обществе можно сформировать необходимые ему качества, указанные Президентом страны в ежегодном послании - желание «служить обществу и стране», т.е. создать социально активное население, принимающее участие в жизни страны, нетерпимое к нарушениям законодательства, к коррупции, с устойчивыми моральными принципами, недопущения загрязнения окружающей среды, привить каждому чувство ответственности за свою страну, хотя «поле для воспитания социализации, гражданственности населения еще не вспахано полностью, а еще нужно посеять зерна и собрать урожай»[11].

Таким образом, мы даем понятию патриотизма трактовку, гораздо более широкую, чем общепринятая версия. И почему бы тогда, взяв, к примеру, за основу идеологию, культивируемую в СССР - «движение к светлому будущему - коммунизму», предполагающую всеобщее благосостояние, не переименовать ее в национальную идею патриотизма, поставив цель - достижение социально справедливого, демократического государства, с высоким уровнем развития общества.

Список литературы

I. Послание Президента Федеральному Собранию, 12.12.2012. Интернет-ресурс: http://www.kremlin.ru/ 1гапэсг!р1э/17118. Дата обращения: 07.12.2013.

2 .Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. ТомЗ. М., 2005.

3. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki. Дата обращения: 08.12.2013.

4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

5. Интернет-ресурс: http://wciom.ru/zh/print_q.рЬр?зй=679&дй= 49095&с1а1е=05.06.2010. Дата обращения: 08.12.2013.

6. Интернет-ресурс: http://www.kremiin.ru/news/. Дата обращения: 12.12.2013.

7. Интернет-ресурс: http://wciom.ru/zh/print_. Дата обращения: 08.12.2013.

8. Василенко Л.А. Проблемы формирования и реализации инновационных компетенций госслужащих в условиях вызовов глобализации //Государственная служба. 2013. № 6.

9. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2012.

10. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2003.

II. Василенко В.И. Уроки истории: Становление системы безопасности Царства Московского // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «От Рюриковичей до Романовых: Ярославский край в истории России» 27 ноября 2013. Ярославль, 2013.

■ ■ ■ COMMUNICATION MODELS OF FORMATION OF PATRIOTISM IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY.

Author: SHAGALOV V.Y.

SHAGALOV Vadim Yurevich, graduate student of the Public Relations and Media Policy Department of the Institute of State Service and Human Resources of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119571.

Tel.: +7 (911)867-04-75. E-mail: shagalov@mail.ru

Annotation. The article reveals the concept and content of patriotism, socially active and socially responsible society, basic problems of promoting the patriotism in modern Russian society. A mechanism for promoting the patriotism by introducing models of communicative impact on society by its structuring based on age is proposed.

Keywords: patriotism, socially responsible people, socially active population, communicative model of impact on society.

References

1. Poslaniye Prezidenta Federalnomu Sobraniyu. 12.12.2012. [The message of the President to the Federal Assembly. (12 December 2012) Available: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118.]

2. DalV.I. Tolkovislovarzhivogovelikorusskogoyazika. vol. 3. M., 2005. [Dal V.l. (2005) Explanatory Dictionary of Russian language, vol. 3. Moskow],

3. Internet-resource: http://ru.wikipedia.org/wiki Data obrasheniya: 07.12.2013. [Internet resource: http://ru.wikipedia. org/wiki. Date of application: 08.12.2013].

4.llyinl.A. Put kochevidnosti. M., 1993. [Ilyinl.A. (1993) Path to the evidence. Moskow],

5. Internet-resource: http://wciom.ru/zh/print_q.. Data obrasheniya: 08.12.2013. [Internet resource: http://wciom.ru/zh/print_q.p Date of application: 08.12.2013].

6. Internet-resource: http://www.kremlin.ru/news/19825. Data obrasheniya: 12.12.2013. [Internet resource: http://www.kremlin.ru/news/19825. Date of application: 12.12.2013].

7. Internet-resource: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=910&q_id= 63166&date=02.06.2013. Data obrasheniya: 08.12.2013. [Internet resource: http://wciom.ru/zh/print_q.php. Date of application: 08.12.2013].

8. Vasilenko L.A. Problemi formirovaniya i realizatsii innovatsionnih kompetentsii gosslujashih v usloviiah vi-zovovglobalizatsii. Gosudarstvennaya sluzhba. 2013. no. 6. [Vasilenko, L.A. (2013) The problems of forming and realization of innovative competencies of civil servants in the conditions of the challenges of globalization // Gosudarstvennaya sluzhba. no. 6].

9 .SharkovF.I. Osnovi teorii kommunikacii. M., 2012. [SharkovF.I. (2012) Fundamentals of the theory of communication. Moskow],

10. NazarovM.M. Massovie kommunikacii i obshestvo. Vvedenievteoriyu i issledovaniya. M. 2003. [Nazarov M.M. (2003) Mass Communication and Society. Introduction to theory and research. Moscow],

11. Vasilenko V.l. Uroki istorii: Stanovlenie sistemy bezopasnosti Tsarstva Moskovskogo//Materiali nauchno-practicheskoi conferentsii ‘Ot Rurikovichei do Romanovih: Yaroslavskiy krai v istorii Rossii’. 27 Noyabrya 2013. Yaroslavl, 2013. [Vasilenko, V.l. (2013) Lessons of History: The security system formation of the Moscow Kingdom. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference "From Rurik to the Romanovs: Yaroslavl region in Russia's history," November 27, 2013. Yaroslavl],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.