Психолого-педагогические науки •••
41
УДК 378
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
THE COMMUNICATIVE COMPETENCES AS A MEANS OF THE PERSONALITY DEVELOPMENT
© 2015 Мусаева В. А., Омарова С. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Musaeva V. А., Omarova S. М.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Основная задачи обучения языку - овладение как рецептивной речевой деятельностью, так и продуктивной, развивающей творческий потенциал личности. Ведущей в обучении языку должна стать опора на активную грамматику, движение от языка к речи.
Abstract. The main task of teaching the language is mastering both the receptive speech activity and the productive one, developing the person’s creative potential. The active grammar basis, the movement from the language to the speech should be leading in teaching the language.
Rezjume. Osnovnaja zadachi obuchenija jazyku - ovladenie kak receptivnoj rechevoj dejatel'nost'ju, tak i produktivnoj, razvivajushhej tvorcheskij potencial lichnosti. Vedushhej v obuchenii jazyku dolzhna stat’ opora na aktivnuju grammatiku, dvizhenie ot jazyka k rechi.
Ключевые слова: развитие личности, мотивация, речь, коммуникация, коммуникативные компетенции, текст.
Keywords: personal development, motivation, speech, communication, communicative competences, text.
Kljuchevye slova: razvitie lichnosti, motivacija, rech', kommunikacija, kommunikativnye kompe-tencii, tekst.
Язык - средство познания, у учащихся развиваются абстрактное мышление, память и воображение, интеллектуальные и творческие способности, формируются навыки самообразования. Важнейшей целью современного образования является ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.
Новые динамичные социальноэкономические условия, масштабы межкультурного взаимодействия требуют от современной школы создания таких условий, чтобы учащиеся могли развивать способности, реализовать себя, осуществлять межличностное и межкультурное общение, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
Статистические данные результатов ЕГЭ свидетельствуют, что выпускники часто не понимают предложенный текст, не владеют в достаточной мере монологической речью: не умеют использовать полученные языковые знания и умения адекватно ре-
альной коммуникативной ситуации, слабо владеют умением выражать и обосновывать свою точку зрения, что очень важно и для их будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативные компетенции включают умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем человек говорит, где говорит и с какой целью.
Практика современного состояния обучения русскому языку учащихся показывает его несовершенство, что требует иных подходов в методике. Ученик должен научиться свободно владеть навыками общения в любых предлагаемых жизнью обстоятельствах. Задача педагога-лингвиста искать пути для достижения этой цели, искать альтернативы сложившейся системе изучения языка.
Не первое десятилетие поднимается вопрос о преимущественном обучении в школе не языку, а речи. Однако практика школьного обучения по-прежнему подтверждает приоритет грамматики, право-
42
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
писания, в результате чего речевой опыт учащихся сводится к минимуму, уроки русского языка превращаются в натаскивание грамматических разборов всех видов, в изучение теории языка. Речь учащихся оказывается невостребованной за рамками урока. Уроки русского языка, по существу, представляют собой уроки грамматики, отсюда однообразная, почти механическая речевая деятельность учащихся, а то и полная оторванность от речевого опыта. Предпочтительное использование учителем не продуктивных, а репродуктивных упражнений приводит к неудовлетворительным результатам.
Несмотря на то, что в современных программах отдается приоритет речи, учебники построены таким образом, что движение идет от речевой задачи к языковой норме, разделы языка изучаются изолированно, нет системы в обучении языку и речи. Учителю следует всегда помнить, что процесс усвоения теоретических сведений идет гораздо легче, если эти сведения связаны с речевой потребностью учащегося. Изучаемый языковой материал отбирается с учетом конкретных речевых задач. Таким образом, необходимо на практике изменить общую направленность уроков русского языка - язык ради речи, а не наоборот. Современная школа в настоящее время располагает достаточным материалом для воплощения этих принципов в жизнь. Уровневая концепция, которая лежит в основе действующих программ и учебников и разграничивает разделы языка: лексику, грамматику, морфологию, синтаксис, - не противоречит главной цели - провозглашению приоритета речи.
Одной из причин оторванности речи от языка служит то, что при подборе дидактического материала часто не учитываются интересы учащихся, их житейский и речевой опыт, коммуникативные ситуации на уроке.
Текст - полифункциональное явление, на его материале усваиваются все функции языка, углубляются знания русского языка и в то же время развивается речь учащегося. Текст является средством создания ситуаций, на основе которых осуществляется реальное общение, средством овладения коммуникативной компетенцией, всеми формами речевой деятельности речи. Для комплексного анализа учитель должен подбирать подходящие тексты не только с точки зрения лингвистической, стилистической, но и общекультурной, представляющей интерес для учащихся. Важно отби-
рать для работы не только традиционные тексты классической литературы, но и современные тексты, отражающие сферы и формы общения современного учащегося, волнующие его проблемы, жизненный опыт, интересы, склонности.
Аналитическая работа с текстом нацелена прежде всего на речь, коммуникативную направленность обучения. Правильно подобранный текст позволяет наблюдать за функционированием лексических единиц в речи, формировать навыки продуцирования речи, что обеспечивает мотивацию общения в реальных жизненных условиях.
В практику школы пришли новые педагогические технологии, в которых намечается отход от практики изучения только грамматических сведений и правил орфографии и пунктуации, однако до сих пор сильны и традиции грамматикоправописного обучения.
Согласно современным нормативным документам, цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков -это языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая компетенции.
В методике преподавания русского языка как неродного в качестве основной, конечной цели обучения называют коммуникативную компетенцию и понимают ее как способность и реальную готовность к общению. Сюда входит, естественно, также развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей.
В национальной школе при изучении языка ведущей целью должна быть коммуникативная, остальные выступают как ее базовые составляющие. К сожалению, пока наблюдается обратное соотношение: ведущие позиции занимают лингвистические компетенции. В национальной школе, как и в русской, целью является не только формирование и развитие, но и совершенствование русской речи.
В обучении русскому языку в школе конечная цель - формирование коммуникативной компетенции. Для того чтобы обеспечить свободное владение русским в разных сферах необходимо коммуникативные ситуации строить с учетом таких факторов, как сфера, ситуация, адресат общения, социальный статус собеседников.
Коммуникативная направленность заключается в практическом пользовании языком, то есть урок максимально приближен к условиям естественного общения, где речь не только цель, но и средство
Психолого-педагогические науки •••
обучения. Задача учителя - вызывать у учащегося необходимость речевого общения и потребность в нем, учить общению. Для реализации этой цели необходимо использовать коммуникативные упражнения, подготавливающие к самостоятельной, неподготовленной речи в различных ситуациях общения. Строя такие упражнения, учитель стимулирует мотивацию учебной деятельности, вовлекает учащихся в общение, использует определенные установки, помогающие им выражать свое отношение к разным явлениям (согласие -несогласие, побуждение к действию и пр. (согласитесь, возразите, ответьте, подтвердите, предложите, продолжите и т. п.) Так школьник включается в процесс общения, решает учебные задачи, аргументирует свое мнение.
43
Целесообразно моделирование не только диалогов, но и ситуаций, вызывающих потребность в продуцировании текстов различных типов и жанров: описаний, рассуждений, повествований. Однако на практике, к сожалению, традиционно уроки в значительной мере ориентированы не на развитие речи, коммуникативных умений, а на формирование связной монологической письменной речи.
Основная задача уроков русского языка - овладение русским языком как средством общения, обеспечивающим способность выпускника школы к коммуникации в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности, к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Литература
1. Быстрова Е. А. Филологическое образование в школе: Состояние и перспективы развития // Русская словесность. 1997. № 6. 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года. М., 2001; Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001. 3. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 классы. М., 1996. 4. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. М., 2004. References
1. Bystrova E. A. Philological education at school: Status and prospects // Russian philology. 1997. # 6.
2. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010. // The strategy of modernization of General education content. M., 2001. 3. Lvova S. I. Philological lessons. Forms 5-9. M., 1996.
4. Collection of regulations for educational institutions of the Russian Federation, implementing the General education programs. M., 2004.
Literatura
1. Bystrova E. A. Filologicheskoe obrazovanie v shkole: Sostojanie i perspektivy razvitija // Russkaja slovesnost'. 1997. № 6. 2. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 goda. // Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija. M., 2001. 3. L'vova S. I. Uroki slovesnosti 5-9 klassy. M., 1996. 4. Sbornik normativnyh dokumentov dlja obrazovatel'nyh uchrezhdenij Rossijskoj Feder-acii, realizujushhih programmy obshhego obrazovanija. M., 2004.
Статья поступила в редакцию 11.03.2015 г.