Вагапова Н.А., Андриянова А.А., Кузьмичева Е.А.
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи конфликтов и коммуникативных качеств личности. При этом коммуникативные качества личности выступают важным элементом успешного взаимодействия, а значит предотвращения многих конфликтных ситуаций. Конфликт в данном случае рассматривается как конструктивный процесс, привносящий развивающее начало в коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативные качества, конфликт, управление конфликтом.
Одна из главных причин многих конфликтов в обществе состоит в отсутствии взаимопонимания между людьми. Поэтому одним из самых актуальных вопросов является согласование взаимодействия.
По мнению Г.М. Андреевой взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.
Определений конфликта существует несколько. Мы будем рассматривать конфликт как временное эмоциональное изменение в настроении человека или группы людей, т.е. психологический всплеск (несовпадение характеров, психологическая несовместимость). Конфликт - это повседневная реальность, нормальное явление в нашей жизни и конфликт порой не только неизбежен, но даже необходим. Если бы мы понимали конфликт только как патологическое явление в обществе, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. При его определении следует учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: конструктивное (стимул созидательной деятельности) и разрушительное (дезинтеграция системы, затраты ресурсов на противоборство) [1].
Природа конфликта заключается в том, что он возникает из различий, имеющихся у субъектов. И главная проблема заключается в том, чтобы в этом процессе обеспечить логичные, рациональные отношения между субъектами, используя при этом полную информацию, приводя примеры,
доводы и факты. По мнению Х. Корнелиуса и Ш. Фейер высшая цель конфликта - выражение своего интереса, своих ценностей, не ущемляя интересы и ценности других участников. Для обеспечения именно таких отношений инструментом служит коммуникация.
Коммуникация - это информационное взаимодействие субъектов, направленное на достижение согласия по тому или иному вопросу. Целью коммуникации является описание различных интересов в обществе. Согласование различий достигается в процессе переговоров - специально организуемая коммуникация. Целью переговоров является достижение соглашения, приемлемого для тех сторон, которые участвуют в конфликте.
Возникает вопрос, каким должен быть человек, который выступит в качестве организатора коммуникации, и какими коммуникативными качествами при этом он должен обладать, чтобы процесс происходил с наибольшей эффективностью? Под коммуникативными качествами подразумевается совокупность свойств, умений и навыков личности, характеризующей ее отношение к людям и обеспечивающей возможность установления и поддержания контакта и взаимопонимания между ними. Качества, необходимые для эффективного управления взаимодействием по поводу каких-либо различий, можно делить по различным основаниям, например, личностные, деловые, профессиональные.
Данные качества особо необходимы для руководителей любого уровня. Каждый руководитель стремится создать эффективную рабочую группу. И коммуникация выступает здесь важным инструментом. Особая роль при управлении персоналом принадлежит руководителю и в разрешении конфликтов. Однако, если в организации слишком много гармонии, как считает американский специалист по менеджменту Б. Уоррен, - это опасно. Будет эффективнее, если в организации будут сотрудничать люди, которые достаточно подготовлены, чтобы иметь свое профессиональное мнение, и достаточно независимы в своих суждениях, чтобы открыто их излагать. Так будет сформирована команда, которая будет отстаивать истинные интересы всей организации [2].
В эффективных компаниях хорошо понимают, что хорошо отлаженные коммуникации просто необходимы, ведь это, прежде всего обмен информацией и дружеская поддержка коллег. У членов коллектива существует большое множество способов выразить уважение, поддержку друг к другу. Ли Якокка в качестве главного профессионального качества управляющего называет коммуникабельность: умение контактировать с людьми - это все и вся. Ведь именно слова становятся посредниками между людьми, они являются средством взаимопонимания. Процесс коммуникации в
организации происходит как с помощью формальных отношений (с помощью правил, норм, инструкций, принципов), так и с помощью неформальных отношений (традиций, культуры) [3].
Хотя технологии эффективной коммуникации давно уже не являются секретом при этом хороших коммуникаторов, как правило, мало. Дело в том, что для успешного применения эффективных коммуникативных технологий большинству людей не хватает коммуникативной стрессоустойчивости и навыков управления конфликтом. С точки зрения современной психологии, бессознательная часть человека до сих пор воспринимает встречу с другим человеком, как возможный поединок. А поединок - это, безусловно, стресс. Так что коммуникация - это стрессогенная деятельность. Следовательно, невозможно строить эффективную коммуникацию, не обладая таким качеством, как коммуникативная стрессоустойчивость и не умея управлять коммуникативным стрессом [4].
Кроме того, многие исследователи сходятся во мнении, что коммуникация в контексте человеческих отношений - это интерактивный энергоинформационный обмен между двумя и более субъектами. А это означает, что при коммуникации образуется система из трех взаимосвязанных элементов: двух субъектов
коммуникации и коммуникативного канала. Субъекты коммуникации не идентичны друг другу - раз им есть чем обмениваться, значит, у одного есть то, чего нет у другого, и наоборот. Поэтому причина конфликта лежит в глубинной потребности системы сохранить самою себя, причем сохранить в неизменном виде. Стремление удержать свою позицию, разрушая при этом позицию партнера - это нормальное и даже необходимое условие эффективной коммуникации. Следовательно, конфликт в коммуникации - это данность и неизбежность. Именно поэтому многие люди избегают вступать в любую коммуникацию. Поэтому необходимо развивать коммуникативную стрессоустойчивость [4].
Умение правильно, убедительно и красиво коммуницировать всегда было показателем высокой образованности и культуры. Устная речь является одним из самых распространенных способов взаимодействия. Следовательно, человек занимающийся управлением конфликтами должен в совершенстве владеть языком, умением говорить и владеть ораторским мастерством, а также умением разбираться в людях, понимать их, располагать к себе, а это возможно лишь при помощи коммуникативных качеств.
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Управление конфликтом - это перевод его в рациональное
русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на взаимодействие людей [1].
В эффективной коммуникативной деятельности можно выделить три основные компоненты: собственно конфликт, принятие и регуляцию. Принятие проявляется в готовности человека изменить свою позицию. Регуляция проявляется в усилиях по поддержанию самого процесса коммуникации: поддержание контакта, согласование общей цели, выработка процедуры коммуникации и контроль за ее соблюдением, при необходимости внесение в нее корректив. Только наличие и сбалансированность всех трех аспектов коммуникации, конфликта, принятия и регуляции, делают ее эффективной. Пренебрежение регуляцией приводит к тому, что коммуникация становится весьма затратной. Пренебрежение принятием приводит к тому, что коммуникация становится малопродуктивной. Но если в коммуникации пренебрегать управлением конфликтом, то коммуникация зачастую становится просто невозможной [4].
Таким образом, коммуникативная стрессоустойчивость и способность управлять конфликтной компонентой коммуникации -необходимые составляющие коммуникативной компетентности. По мнению Ю.Н.Емельянова коммуникативная компетентность - это ориентированность в различных ситуациях, основанная на знаниях и чувственном опыте, способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми благодаря пониманию себя и других людей при постоянном видоизменении состояний межличностных отношений и условий социальной среды. Это не просто владение языком или другими кодами общения, а особенности личности в триединстве его мыслей, чувств, действий, разворачивающихся в определенном контексте [4].
Очевидно, что людям, которые постоянно взаимодействуют с другими людьми, просто необходимо владеть языком, а людям, профессии которых связаны с управлением, эти навыки являются основой успешной деятельности. Чтобы достичь равноправного согласия и эффективного управления конфликтами, требуется высокий уровень развития коммуникативных качеств. Ведь коммуникативные качества - главный компонент взаимодействия. Знания, интеллектуальные способности, волевые качества могут принести хорошие результаты только в том случаи, когда развита коммуникативная компетентность.
Поскольку конфликты не избежать, т.к. они сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни, то относиться к ним нужно как к неисчерпаемому ресурсу, позволяющему строить новые отношения.
Конфликт, в своем роде, является аккумулятором энергии. А одна из целей состоит в том, чтобы эту энергию превратить из разрушающей в конструктивную с помощью высокой коммуникативной культуры, основу которой составляют коммуникативные качества.
Источники
1. URL: http://www.psyarticles.ra/view_post.php?id=295
2. URL: http://www.gals-spb.ru/article1.html
3. Якокка Л., Новак У.Я. Карьера менеджера / М.: ООО «Попурри», 2002.
4. URL: http://www.stiogantsev.ru/st/ps_k_konflikt.html