Научная статья на тему 'Коммуникативные качества личности как фактор бесконфликтного взаимодействия'

Коммуникативные качества личности как фактор бесконфликтного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1896
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / COMMUNICATIVE QUALITIES / THE CONFLICT / MANAGEMENT OF THE CONFLICT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вагапова Наталья Александровна, Андриянова Ангелина Александровна, Кузьмичева Евгения Александровна

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи конфликтов и коммуникативных качеств личности. При этом коммуникативные качества личности выступают важным элементом успешного взаимодействия, а значит предотвращения многих конфликтных ситуаций. Конфликт в данном случае рассматривается как конструктивный процесс, привносящий развивающее начало в коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE QUALITIES OF THE PERSON AS THE FACTOR WITHOUT THE CONFLICT OF INTERACTION

In given article is considered the problem of interrelation of conflicts and communicative qualities of the person. Thus communicative qualities of the person are the important element of successful interaction, and prevention of many disputed situations. The conflict is considered in this case as the constructive process introducing developing beginning in the communications.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные качества личности как фактор бесконфликтного взаимодействия»

Вагапова Н.А., Андриянова А.А., Кузьмичева Е.А.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи конфликтов и коммуникативных качеств личности. При этом коммуникативные качества личности выступают важным элементом успешного взаимодействия, а значит предотвращения многих конфликтных ситуаций. Конфликт в данном случае рассматривается как конструктивный процесс, привносящий развивающее начало в коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативные качества, конфликт, управление конфликтом.

Одна из главных причин многих конфликтов в обществе состоит в отсутствии взаимопонимания между людьми. Поэтому одним из самых актуальных вопросов является согласование взаимодействия.

По мнению Г.М. Андреевой взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.

Определений конфликта существует несколько. Мы будем рассматривать конфликт как временное эмоциональное изменение в настроении человека или группы людей, т.е. психологический всплеск (несовпадение характеров, психологическая несовместимость). Конфликт - это повседневная реальность, нормальное явление в нашей жизни и конфликт порой не только неизбежен, но даже необходим. Если бы мы понимали конфликт только как патологическое явление в обществе, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. При его определении следует учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: конструктивное (стимул созидательной деятельности) и разрушительное (дезинтеграция системы, затраты ресурсов на противоборство) [1].

Природа конфликта заключается в том, что он возникает из различий, имеющихся у субъектов. И главная проблема заключается в том, чтобы в этом процессе обеспечить логичные, рациональные отношения между субъектами, используя при этом полную информацию, приводя примеры,

доводы и факты. По мнению Х. Корнелиуса и Ш. Фейер высшая цель конфликта - выражение своего интереса, своих ценностей, не ущемляя интересы и ценности других участников. Для обеспечения именно таких отношений инструментом служит коммуникация.

Коммуникация - это информационное взаимодействие субъектов, направленное на достижение согласия по тому или иному вопросу. Целью коммуникации является описание различных интересов в обществе. Согласование различий достигается в процессе переговоров - специально организуемая коммуникация. Целью переговоров является достижение соглашения, приемлемого для тех сторон, которые участвуют в конфликте.

Возникает вопрос, каким должен быть человек, который выступит в качестве организатора коммуникации, и какими коммуникативными качествами при этом он должен обладать, чтобы процесс происходил с наибольшей эффективностью? Под коммуникативными качествами подразумевается совокупность свойств, умений и навыков личности, характеризующей ее отношение к людям и обеспечивающей возможность установления и поддержания контакта и взаимопонимания между ними. Качества, необходимые для эффективного управления взаимодействием по поводу каких-либо различий, можно делить по различным основаниям, например, личностные, деловые, профессиональные.

Данные качества особо необходимы для руководителей любого уровня. Каждый руководитель стремится создать эффективную рабочую группу. И коммуникация выступает здесь важным инструментом. Особая роль при управлении персоналом принадлежит руководителю и в разрешении конфликтов. Однако, если в организации слишком много гармонии, как считает американский специалист по менеджменту Б. Уоррен, - это опасно. Будет эффективнее, если в организации будут сотрудничать люди, которые достаточно подготовлены, чтобы иметь свое профессиональное мнение, и достаточно независимы в своих суждениях, чтобы открыто их излагать. Так будет сформирована команда, которая будет отстаивать истинные интересы всей организации [2].

В эффективных компаниях хорошо понимают, что хорошо отлаженные коммуникации просто необходимы, ведь это, прежде всего обмен информацией и дружеская поддержка коллег. У членов коллектива существует большое множество способов выразить уважение, поддержку друг к другу. Ли Якокка в качестве главного профессионального качества управляющего называет коммуникабельность: умение контактировать с людьми - это все и вся. Ведь именно слова становятся посредниками между людьми, они являются средством взаимопонимания. Процесс коммуникации в

организации происходит как с помощью формальных отношений (с помощью правил, норм, инструкций, принципов), так и с помощью неформальных отношений (традиций, культуры) [3].

Хотя технологии эффективной коммуникации давно уже не являются секретом при этом хороших коммуникаторов, как правило, мало. Дело в том, что для успешного применения эффективных коммуникативных технологий большинству людей не хватает коммуникативной стрессоустойчивости и навыков управления конфликтом. С точки зрения современной психологии, бессознательная часть человека до сих пор воспринимает встречу с другим человеком, как возможный поединок. А поединок - это, безусловно, стресс. Так что коммуникация - это стрессогенная деятельность. Следовательно, невозможно строить эффективную коммуникацию, не обладая таким качеством, как коммуникативная стрессоустойчивость и не умея управлять коммуникативным стрессом [4].

Кроме того, многие исследователи сходятся во мнении, что коммуникация в контексте человеческих отношений - это интерактивный энергоинформационный обмен между двумя и более субъектами. А это означает, что при коммуникации образуется система из трех взаимосвязанных элементов: двух субъектов

коммуникации и коммуникативного канала. Субъекты коммуникации не идентичны друг другу - раз им есть чем обмениваться, значит, у одного есть то, чего нет у другого, и наоборот. Поэтому причина конфликта лежит в глубинной потребности системы сохранить самою себя, причем сохранить в неизменном виде. Стремление удержать свою позицию, разрушая при этом позицию партнера - это нормальное и даже необходимое условие эффективной коммуникации. Следовательно, конфликт в коммуникации - это данность и неизбежность. Именно поэтому многие люди избегают вступать в любую коммуникацию. Поэтому необходимо развивать коммуникативную стрессоустойчивость [4].

Умение правильно, убедительно и красиво коммуницировать всегда было показателем высокой образованности и культуры. Устная речь является одним из самых распространенных способов взаимодействия. Следовательно, человек занимающийся управлением конфликтами должен в совершенстве владеть языком, умением говорить и владеть ораторским мастерством, а также умением разбираться в людях, понимать их, располагать к себе, а это возможно лишь при помощи коммуникативных качеств.

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Управление конфликтом - это перевод его в рациональное

русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на взаимодействие людей [1].

В эффективной коммуникативной деятельности можно выделить три основные компоненты: собственно конфликт, принятие и регуляцию. Принятие проявляется в готовности человека изменить свою позицию. Регуляция проявляется в усилиях по поддержанию самого процесса коммуникации: поддержание контакта, согласование общей цели, выработка процедуры коммуникации и контроль за ее соблюдением, при необходимости внесение в нее корректив. Только наличие и сбалансированность всех трех аспектов коммуникации, конфликта, принятия и регуляции, делают ее эффективной. Пренебрежение регуляцией приводит к тому, что коммуникация становится весьма затратной. Пренебрежение принятием приводит к тому, что коммуникация становится малопродуктивной. Но если в коммуникации пренебрегать управлением конфликтом, то коммуникация зачастую становится просто невозможной [4].

Таким образом, коммуникативная стрессоустойчивость и способность управлять конфликтной компонентой коммуникации -необходимые составляющие коммуникативной компетентности. По мнению Ю.Н.Емельянова коммуникативная компетентность - это ориентированность в различных ситуациях, основанная на знаниях и чувственном опыте, способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми благодаря пониманию себя и других людей при постоянном видоизменении состояний межличностных отношений и условий социальной среды. Это не просто владение языком или другими кодами общения, а особенности личности в триединстве его мыслей, чувств, действий, разворачивающихся в определенном контексте [4].

Очевидно, что людям, которые постоянно взаимодействуют с другими людьми, просто необходимо владеть языком, а людям, профессии которых связаны с управлением, эти навыки являются основой успешной деятельности. Чтобы достичь равноправного согласия и эффективного управления конфликтами, требуется высокий уровень развития коммуникативных качеств. Ведь коммуникативные качества - главный компонент взаимодействия. Знания, интеллектуальные способности, волевые качества могут принести хорошие результаты только в том случаи, когда развита коммуникативная компетентность.

Поскольку конфликты не избежать, т.к. они сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни, то относиться к ним нужно как к неисчерпаемому ресурсу, позволяющему строить новые отношения.

Конфликт, в своем роде, является аккумулятором энергии. А одна из целей состоит в том, чтобы эту энергию превратить из разрушающей в конструктивную с помощью высокой коммуникативной культуры, основу которой составляют коммуникативные качества.

Источники

1. URL: http://www.psyarticles.ra/view_post.php?id=295

2. URL: http://www.gals-spb.ru/article1.html

3. Якокка Л., Новак У.Я. Карьера менеджера / М.: ООО «Попурри», 2002.

4. URL: http://www.stiogantsev.ru/st/ps_k_konflikt.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.