Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНТЕГРАТОРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: РОЛЬ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ И ИНСТИТУТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНТЕГРАТОРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: РОЛЬ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ И ИНСТИТУТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНТЕГРАТОР / КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ачкасова В.А.

Объединительные процессы на евразийском пространстве могут рассматриваться в ракурсе коммуникативных интеграторов, к числу которых относится производство высококвалифицированных профессионалов в области коммуникации, в первую очередь, в сфере PR. Деятельность именно этих специалистов, направленная на разъяснение различным аудиториям содержания и результатов реализации совместных проектов, призвана легитимировать межгосударственные организации и связи постсоветских государств. Мониторинг состояния коммуникативной сферы показывает, что степень развития коммуникационного сегмента рынка в постсоветских странах очень различна. Одним из факторов, определяющим эти различия, является ситуация с подготовкой профессиональных кадров, прежде всего, в сфере PR и рекламы. В авангарде этого процесса стоят страны - члены Евразийского экономического союза, обладающие значительным опытом и тесными связями с представителями коммуникационной индустрии. Россия могла бы стать ориентиром в создании такой системы подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE INTEGRATORS OF THE POST-SOVIET SPACE: THE ROLE OF PR-SPECIALISTS AND INSTITUTES OF VOCATIONAL TRAINING

Unification processes in the Eurasian space can be considered from the perspective of communication integrators, which include the production of highly qualified professionals in the field of communication, primarily in the field of PR. The activity of these professionals, aimed at explaining to various audiences the content and results of implementation of joint projects, aims to legitimize interstate organization and communication of post-Soviet States. Monitoring of the communication sphere status shows that the degree of development of the communication market segment in the post-Soviet countries is very different. One of the factors determining these differences is the situation with the training of professional staff, primarily in the field of PR and advertising. At the forefront of this process are the member countries of the Eurasian economic Union, which has considerable experience and close ties with representatives of the communications industry. Russia could become a reference point in establishing such a system of training.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНТЕГРАТОРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: РОЛЬ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ И ИНСТИТУТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 303.43:17 ББК Ю.72 ГРНТИ 02.15.51 ВАК 09.00.05

В. А. Ачкасова Санкт-Петербург, Россия

Коммуникативные интеграторы постсоветского пространства: роль PR-специалистов и институтов профессиональной

подготовки

Аннотация. Объединительные процессы на евразийском пространстве могут рассматриваться в ракурсе коммуникативных интеграторов, к числу которых относится производство высококвалифицированных профессионалов в области коммуникации, в первую очередь, в сфере PR. Деятельность именно этих специалистов, направленная на разъяснение различным аудиториям содержания и результатов реализации совместных проектов, призвана легитимировать межгосударственные организации и связи постсоветских государств. Мониторинг состояния коммуникативной сферы показывает, что степень развития коммуникационного сегмента рынка в постсоветских странах очень различна. Одним из факторов, определяющим эти различия, является ситуация с подготовкой профессиональных кадров, прежде всего, в сфере PR и рекламы. В авангарде этого процесса стоят страны - члены Евразийского экономического союза, обладающие значительным опытом и тесными связями с представителями коммуникационной индустрии. Россия могла бы стать ориентиром в создании такой системы подготовки.

Ключевые слова: коммуникативный интегратор, стратегические коммуникации, медиатехнологии, коммуникационная индустрия, постсоветское пространство, связи с общественностью, реклама, PR-образование

V. A. Achkasova Saint-Petersburg, Russia Communicative integrators of the post-Soviet space: the role of PR-specialists and institutes of vocational training

Abstract. Unification processes in the Eurasian space can be considered from the perspective of communication integrators, which include the production of highly qualified professionals in the field of communication, primarily in the field of PR. The activity of these professionals, aimed at explaining to various audiences the content and results of implementation of joint projects, aims to legitimize interstate organization and communication of post-Soviet States. Monitoring of the communication sphere status shows that the degree of development of the communication market segment in the post-Soviet countries is very different. One of the factors determining these differences is the situation with the training of professional staff, primarily in the field of PR and advertising. At the forefront of this process are the member countries of the Eurasian economic Union, which has considerable experience and close ties with representatives of the communications industry. Russia could become a reference point in establishing such a system of training.

Key words: Communicative integrator, strategic communications, media technologies, communication industry, post-Soviet space, public relations, advertising, PR education

Введение

В последнее время термины «стратегические коммуникации» и

«коммуникативные интеграторы» стали весьма популярными понятиями

[Darley, 2007; Старых, 2013; Гавра, Быкова 2016; Стратегические

коммуникации... 2011]. Это происходит по ряду причин: динамично

развивающаяся социальная среда, содержательная трансформация

121

профессии коммуникатора (к множеству функциональных обязанностей добавляются все новые задачи, в результате сфера деятельности этого специалиста перманентно усложняется), институционализация новых явлений и процессов, в том числе как дезинтегрирующих, так и объединяющих, консолидирующих.

Интегратор принято рассматривать как феномен, который проектирует, обеспечивает, осуществляет сборку системы и несет ответственность за стратегию ее безопасности, включая защитные меры, интересы управления и взаимоувязку механизмов управления.

Функционал стратегических коммуникаций как раз и предполагает разработку системы коммуникативных интеграторов, а также деятельность по их внедрению в массовое сознание.

Исследователи к системе коммуникативных интеграторов относят следующие составляющие [Яковлев, 2006]:

- интеграторы-факторы (миссия, стратегия, философия и пр., глобальные по своей сути концептуальные основания деятельности коммуникативного субъекта);

- интеграторы-результаты (репутация, имидж, бренд, индивидуальность, позволяющие идентифицировать сам субъект);

- интеграторы внутренней среды (национальная и корпоративная культура, нормы поведения, психологическая атмосфера);

- интеграторы как концепции и программы, объединяющие коммуникативную деятельность по реализации долговременных задач.

Именно последний элемент - интеграторы как концепции и программы - составляет основу системных коммуникативных интеграторов.

В связи с перспективами расширения Евразийского союза

актуализируются вопросы теоретического осмысления интеграционных

процессов в регионе евразийского пространства, обоснования новых

интеграционных составляющих, способных предопределить устойчивое

122

развитие неоевразийского пространства. Эффективное решение актуальных проблем интеграции, реализация задач организации международной коммуникации и международного научного обмена предполагает формирование единого информационно-коммуниационного пространства. В контексте разворачивающихся межгосударственных процессов весьма актуальным становится вопрос: в какой степени коммуникационные интеграторы, прежде всего, деятельность специалистов-коммуникантов / PR-специалистов и, соответственно, образовательные программы в сфере подготовки кадров, способны выполнить роль импульсов в объединительных процессах?

Материалы и методы

В настоящее время издан целый ряд публикаций, рассматривающих ситуацию с коммуникационным, прежде всего, рекламным и PR-образованием в отдельных странах постсоветского пространства. Вместе с тем все эти публикации имеют ряд существенных ограничений: большинство из них носит не столько аналитический, сколько рекламный характер, выполняя роль анонса для абитуриентов. Кроме того, в опубликованных материалах речь идет, как правило, об опыте лишь нескольких государств - в первую очередь, России, Украины, Беларуси, Казахстана [Азарова, Ачкасова, Кривоносов, 2017; Батищева, 2012; Караулова, 2012; Пронина, 2012; Samoilenko, BaПard-Reisch & Akhatova, 2011]. При этом процессы становления коммуникационного рынка и вузовского образовательного PR-сегмента рассматриваются исключительно в автономном ключе, без привязки к контексту регионального пространства. Исключение составляет обобщенный анализ ситуации с профильным PR-образованием в постсоветских странах, представленный в статье М. Шилиной и С. Самойленко «PR на постсоветском пространстве» [Шилина, Самойленко, 2014]. В материале осуществляется обзор базовых характеристик и проблем развития PR-образования в ряде государств этого региона: Беларуси, Украине, Казахстане, а также продемонстрированы

123

результаты исследования актуальных компетенций выпускников специализации PR в соответствии с запросами работодателей. Вместе с тем исследование, представленное в публикации, требует дальнейшей проработки и с точки зрения глубины анализа проблем, и с точки зрения поиска общих оснований коммуникационной деятельности для решения стоящих перед ЕАЭС проблем. В данной статье на основе мониторинга материалов СМИ, контента интернет-ресурсов

[http://www.enu.kz/ru/postuplenie/bakalavriat/spetsialnosti/; http://www.kaznu.kz/m/educatюn_pшgrams/bachelor/speciality/773#; https://www.uchi.kz/sovety-i-mneniya/kak-stat-spetsialistom-v-oblasti-pr], исследования научной литературы по изучаемому предмету анализируется ситуация, сложившаяся с PR-деятельностью в постсоветских странах, состояние системы подготовки, выявляется ряд тенденций, определяющих развитие этой сферы образовательных услуг.

Дискуссия

Отдавая должное традиционным подходам к интерпретации интеграционных межгосударственных процессов, внимание которых акцентируется, прежде всего, на политических и экономических факторах [Евразийская интеграция в XXI веке, 2012; Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты, 2016; Кулик, Спартак, Юргенс, 2010], следует отметить, что не менее значимые в современных условиях коммуникационные детерминанты чаще всего выпадают из поля зрения исследователей. Между тем в объединительных процессах, происходящих, в первую очередь, на территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), коммуникационные интеграторы могут выполнять (и порой уже выполняют) роль стратегических скреп, стимулирующих консолидацию и взаимодействие не только политических и экономических элит, но и населения государств, входящих в ЕАЭС, а в перспективе и других стран постсоветского пространства.

Такой скрепой, призванной сформировать единое пространство коммуникации в регионе, является деятельность специалистов по связям с общественностью, строящаяся на принципе интеграции всех коммуникационных потоков.

Область связей с общественностью сегодня стала гораздо шире и вышла далеко за рамки работы с внутренними коммуникациями, будь то организация или территория отдельной страны. Отличительной особенностью деятельности специалистов-коммуникантов является использование целого арсенала средств и методов, способных активизировать центростремительные тенденции внутри бывшего советского пространства. Это, прежде всего, комплекс медиатехнологий (медиарилейшнз, медиаконсалтинг, сетевые технологии и пр.), определяющих формирование и направленность дискурса по наиболее острым и важным вопросам, общим для стран региона; это технологии ивент-менеджмента, позволяющие конструировать площадки, на которых разворачивается дискурс; это методы и инструменты коммуникационного моделирования, создающие ориентиры в сфере интерактивного взаимодействия субъектов коммуникации.

Эффективность применения этих и иных механизмов демонстрирует деятельность Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций, выполняющего функции Делового совета Евразийского экономического союза и занимающегося коммуникационным сопровождением функционирования ЕАЭС. Примечательно, что одним из создателей и идеологов Центра стал Станислав Наумов - президент Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

Очевидно: деятельность квалифицированных кадров

коммуникационной сферы - гарант успешного воплощения самых

разноообразных проектов на постсоветском пространстве, поскольку

коммуникационное сопровождение таких проектов позволяет не только

разъяснить широкой аудитории (и прежде всего, населению) их содержание,

125

но и продемонстрировать результаты их реализации, ради которых, собственно, и стоит сплачивать усилия. Фактически работа коммуникантов призвана легитимировать статус межгосударственных союзов и связей на постсоветском пространстве.

Понятно, что справиться с такими глобальными задачами в состоянии лишь глубоко и всесторонне подготовленные кадры, поэтому проблемы коммуникационного образования стоят сегодня на повестке дня.

Результаты

В России, Казахстане, Беларуси и Кыргызстане в подготовке PR-специалистов принимают участие как гуманитарные, так и технические высшие учебные заведения. В таких вузах, как Казахстанский национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский университет имени Л. Н. Гумилева, Белорусский государственный университет постепенно создаются уже собственные школы подготовки специалистов-коммуникантов. В России в одном только Санкт-Петербурге на сегодняшний день около десяти вузов различного направления выдают своим выпускникам диплом специалиста по связям с общественностью. Более того, Санкт-Петербургский государственный университет, наряду с Санкт-Петербургским государственным электротехническим

университетом (ЛЭТИ) и Санкт-Петербургским государственный экономическим университетом, стали своеобразной площадкой для разработки и апробации новых концептуальных подходов и образовательных технологий в области учебного процесса по направлению «Реклама и связи с общественностью». Консолидированными усилиями был создан новый образовательный стандарт (т.н. ФГОС 3++) и новая образовательная программа направления. Этот пакет документов будет регламентировать с 2018 г. подготовку специалистов в области коммуникаций в высших учебных заведениях России.

Система PR-образования в большинстве постсоветских стран

возникла значительно позднее, чем в России, и развивается собственным

126

путем, опираясь, главным образом, на местные реалии и национальные кадры.

Результаты проведенного в феврале-июне 2016 года исследования «PR в Республике Беларусь» [Белорусский рынок насытился PR-специалистами. Результаты исследования Института журналистики БГУ] демонстрируют состояние коммуникационной сферы, тенденции ее развития, а также ряд существенных проблем, связанных с подготовкой кадров.

Импульс развитию сферы PR в Беларуси придали 1990-е годы: в 1991 году была создана Белорусская Ассоциация по связям с общественностью (БАСО), в 1993 году появились первые белорусские PR-агентства и был основан Национальный пресс-центр. С 1996 года в Белорусском государственном университете появилась возможность получать специальность в области PR. Своеобразным свидетельством окончательной институционализации отрасли стал профессиональный праздник - День PR-специалиста, который отмечается 1 ноября.

Определяющие тенденции сегодняшнего состояния индустрии -«взросление» рынка, распространение на нем мировых стандартов стратегического управления и коммуникационного обеспечения бизнеса.

В настоящее время PR-специалисты работают в большинстве государственных и негосударственных организаций различных отраслей. Сейчас в Беларуси свыше десятка агентств, основной сферой деятельности которых являются PR-услуги. Целый ряд рекламных, брендинговых и маркетинговых компаний предоставляют PR-услуги в дополнение к своей основной деятельности.

В то же время распределение предоставления услуг весьма неоднородно: практически все белорусские PR-агентства сконцентрированы в Минске, в регионах PR-услуги оказывают в основном рекламные или маркетинговые компании.

В стране всестороннее развитие получила система обучения и переподготовки специалистов. Компании начали отправлять учиться своих сотрудников (не только представителей коммерческих компаний, но и государственные учреждений), используя практику, в том числе, и зарубежных командировок.

Экспертный опрос показал, что существует значительное число отраслей, испытывающих потребность в профессиональных кадрах: государственные организации остро нуждаются в пресс-секретарях; банки, телекоммуникационные и 1Т-компании, производители продуктов питания, сети общественного питания - в квалифицированных PR-специалистах сферы бизнеса; общественным организациям необходимы специалисты в области коммуникационного консалтинга и т.д. Поэтому список вузов, готовящих специалистов по PR, постепенно расширяется: это Институт журналистики БГУ, Минский государственный лингвистический университет, Белорусский государственный университет культуры и искусства и др. Вместе с тем обзор ситуации на рынке образовательных PR-услуг оставляет ощущение его определенной стагнации: ни в одном из вузов, готовящих специалистов по связям с общественностью, нет даже намека на существование соответствующих программ магистерского уровня. Это не может не породить ряд серьезных проблем.

Такой острой проблемой для большинства выпускников специальности «связи с общественностью» становится поиск работы. С одной стороны, появился ряд законодательных актов, которые обязывают на уровне государства быть более открытыми. Соответственно, это требует работы специалистов высочайшего уровня. С другой стороны, в последние годы резко изменилось содержание знаний, умений, навыков, которыми должны обладать выпускники. Работодатели нередко предъявляют соискателям специфические требования, например, детального знания нюансов функционирования отрасли или своего предприятия, оперативной

адаптации к изменениям производственного процесса и в целом ситуации.

С позиции соискателя обозначенная проблема, с которой они встречаются довольно часто, заключается в несоответствии желаемого и существующего. В действительности же эти требования к соискателям диктуются не столько субъективным настроем работодателей, сколько реалиями структурно сложного и динамически развивающегося рынка. Отсюда трансформация системы профильного образования является своего рода ответом на вызовы рыночных реалий.

В Казахстане становление коммуникационных профессий и PR, в первую очередь, началось несколько позднее - с середины 1990-х г.г. Стимулом стал приход на рынок страны крупнейшего американского PR-агентства «Вшгеоп - МаМеПег», которое взяло на себя практически всю деятельность по подготовке кадров. Одновременно существенное влияние на становление коммуникационной отрасли оказала и российская PR-индустрия, которая всегда на два-три года опережала казахстанскую.

Примечательно, что авангардными с точки зрения внедрения передовых PR-технологий в Казахстане стали банковский и нефтяной секторы, давшие развитие технологиям в области медиа, GR и CSR (КСО). Вместе с тем происходит активное становление так называемых гуманитарных технологий: создаются благотворительные фонды, оформляется фандрайзинг, становится востребованной тема социальной ответственности бизнеса. В начале 2000-х годов создаются крупнейшие профессиональные объединения - Национальная Ассоциация связей с общественностью (НАСО) и Клуб PR-профессионалов - «PR-шы».

В этот период растет и статус PR-менеджеров в компаниях. Правда, PR-специалистами чаще всего становились люди, не имеющие специального образования и профессионального практического опыта, но владевшие английским языком. Позднее сложилась даже целая группа известных впоследствии PR-менеджеров из числа выпускников специальности «иностранный язык».

Параллельно с профессиональным рынком развивается образовательный сегмент: открывается специальность PR в столичных вузах.

Наступление глобального экономического кризиса оказало серьезное влияние на казахстанский PR-рынок: резко сократились бюджеты и количество сотрудников PR- отделов. Эксперты отмечают, что до кризиса большая часть (77%) представителей PR-служб использовали аутсорсинг PR-услуг, и только 23% обходились своими силами [Караулова, 2012]. При этом до кризиса самыми востребованными были такие услуги специализированных агентств, как мониторинг СМИ и организация различных мероприятий, в том числе пресс-конференций и брифингов. С момента начала кризиса большая часть компаний была вынуждена отказаться от аутсорсинга PR-услуг в связи с сокращением бюджетов.

Вместе с тем исследование, проведенное агентством полного цикла PG Communications, показало рост потребностей компаний в PR-активности на фоне значительного сокращения бюджетов во время кризиса. Более того, кризис принес для коммуникационной отрасли новые возможности: создание креативных и более дешевых идей, повышение статуса PR-специалистов вплоть до членства в Совете директоров компаний, перераспределение бюджетов от более дорогой рекламы к менее дорогим, но подчас более эффективным связям с общественностью. Рынок стал очищаться от непрофессионалов, он заставил искать новые, более эффективные формы подготовки PR-специалистов.

На сегодняшний день базовыми вузами по подготовке кадров в области коммуникации являются государственные Казахстанский национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева, а также ряд негосударственных вузов - Университет КИМЭП, Академия «Сымбат» и другие. С сожалением можно констатировать, что, несмотря на сложившуюся и вполне успешно функционирующую PR-отрасль, сформировавшуюся систему

130

профессионального образования контакты казахстанского профессионального сообщества коммуникантов с коллегами и партнерами по евразийскому пространству, находятся пока в зачаточной форме.

В этом отношении выигрышно выглядит стратегия, выбранная PR-специалистами Кыргызстана, тон которой задает преподавательское сообщество. Так, Кыргызско-Российский Славянский университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина, где с 2013 г. существует кафедра «Реклама и связи с общественностью», очень тесно сотрудничает как с отечественными, так и иностранными научными организациями. Отчасти это объясняется тем, что университет обладает статусом совместного подчинения Кыргызстану и России, поэтому наиболее активно у специалистов этой кафедры развиваются с российскими вузами -Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова, филиалом Южного федерального университета в городе Железноводск, рядом других вузов. При этом сама PR-профессия пока находится в процессе институционализации - несмотря на наличие достаточно разветвленного рыночного сегмента PR-услуг, в стране пока не создана профессиональная ассоциация, функцией которой была бы поддержка и развитие коммуникативной индустрии.

Совершенно иначе складывается ситуация в Армении, где, напротив,

история существования Армянской Ассоциации по связям с

общественностью (ДРЯЛ) насчитывает уже около 15 лет (Ассоциация была

зарегистрирована в апреле 2003 г.). Рынок РЯ-агентств и предоставляемых

коммуникационных услуг весьма широк - можно назвать не один десяток

предприятий и структур, специализирующихся на рекламе и связях с

общественностью. Вместе с тем образовательные программы по данному

направлению в высших учебных заведениях Армении вообще отсутствуют.

Исключение представляет сама Ассоциация, которая выступила с

инициативой создания РЯ Академии, осуществляющей обучение и

повышение квалификации в сфере связей с общественностью и

131

коммуникаций. Более того, как отмечается в программном документе Ассоциации, цель PR Академии - лоббировать «создание отдельной специализации «Связи с общественностью» в государственных и частных вузахах Армении» [Про Академию, 2017]. Поскольку же PR Академия предлагает набор курсов, логически слабо связанных между собой, то становится очевидным: это своего рода переходная структура, призванная сынициировать открытие образовательной программы в высшей школе страны.

Интересно, что аналогичное положение с коммуникационными услугами и подготовкой профессиональных кадров сложилось в Азербайджане. Спрос на специалистов по связям с общественностью в стране очень высок: сегодня практически в каждой крупной фирме есть PR-отдел или, как минимум, специалист по PR. Полностью сформировался сегмент рынка, субъектами которого выступают рекламные и PR-агентства, о чем свидетельствует и создание Ассоциации PR Азербайджана (ЛРЯЛ), которая была зарегистрирована совсем недавно - летом 2016 г. При этом основную тенденцию состояния рынка очень точно отражает типичное описание вакансий, которые в изобилии встречаются в интернете. Так, в качестве необходимых навыков PR-менеджера называются: стратегическое планирование, решение комплексных коммуникационных задач, опыт работы - от одного года. Очевидно, что человек, имеющий один год опыта работы в РR, просто не в состоянии приобрести такие навыки: чтобы научиться стратегическому планированию, умению решать комплексные коммуникационные задачи, необходима комплексная теоретическая подготовка, многолетний опыт практической работы. Осознание потребности фундаментальной подготовки кадров привело профессиональное сообщество к необходимости реализации образовательных программ в области связей с общественностью. Началом осуществления проекта стало открытие первой и пока единственной в Азербайджане PR Школы. Созданная структура рассчитана на подготовку

132

как специалистов с опытом, так и будущих профессионалов. Для первых -это систематизация накопленного опыта и повышение квалификации, для вторых - развитие навыков. Отличительной чертой в деятельности руководства Школы является стремление к установлению тесных контактов с российским профессиональным сообществом, которое обладает мощным инструментарием и апробированными коммуникационными технологиями. Показателем ориентации на российскую образовательную модель РЯ-специалиста является то, что главным консультантом проекта выступает вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб» Александр Чумиков. Другим показателем является попытка сформировать своего рода учебную базу в Бакинском Славянском университете, созданном на базе Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова [Я б в пиарщики пошел. Пусть меня научат!]. Здесь прошла серия семинаров по приему на образовательные курсы РЯ Школы. По окончании обучения выпускники сдают специальный экзамен и получают сертификат РАСО и ЛРЯЛ. Данный сертификат предоставляет участникам возможность посетить РАСО, пройти стажировку в лучших РЯ- агентствах России и познакомиться лично с российскими профессионалами-коммуникантами. Конечно, так же, как и в Армении, подобное учебное является паллиативом решения фундаментальной задачи подготовки кадров.

Анализ состояния коммуникационной отрасли и профессионального образования этой сферы в странах Евразийского экономического союза требует обратиться к опыту других государств постсоветского пространства.

На одной из лидирующих позиций в этом отношения находится Узбекистан - здесь обучение специальности «связи с общественностью» началось еще в 1999 году: на факультете журналистики Национального университета имени М. Улугбека была создана профильная кафедра,

133

реализующая полный специализированный курс Public Relations. Сегодня подготовка по данной специальности ведется в Университете мировых языков, Каракалпакском университете имени Бердаха, Университете мировой экономики и дипломатии, других вузах. Длительное время в процессе подготовки специалистов по связям с общественностью в Узбекистане доминировала так называемая журналистская модель подготовки PR-специалистов, поскольку обучение осуществлялось почти исключительно в рамках факультетов журналистики. В последнее время выдвигаются аргументы в пользу развития «интегрально-коммуникационной», «экономико-технически ориентированной» и «управленческой» (в сфере государственной службы) моделей PR-образования [Пронина, 2012]. Связи с общественностью, настаивают разработчики концепции образования, - это комплексная деятельность, основу которой составляет междисциплинарный подход, поэтому и вся система коммуникационного образования, чтобы отвечать современным вызовам, должна строиться на междисциплинарном принципе. Такая взвешенная и продуманная позиция коллег из Узбекистана свидетельствует о становлении в стране полноценной образовательной школы связей с общественностью.

Эксперты отмечают и целый ряд сложностей, которые сопровождают развитие профессии и сектора образовательных услуг: бурный количественный рост в последние годы явно обгоняет развитие качественного профессионального образования, создание самобытного кадрового корпуса и резерва; PR-кадры продолжают формироваться за счет конверсии представителей других профессий - от журналистов до экономистов; очевидно несовершенство методик и технологий преподавания, малочисленность соответствующих местным реалиям и адаптированных к практике учебников и пособий. Вместе с тем уже постановка перечисленных сложностей и проблем говорит о зрелости не только профессии, но и самой образовательной системы.

134

Выводы

Мониторинг ситуации с коммуникационной отраслью и РЯ-образованием в постсоветских странах демонстрирует главный тренд -потребность в грамотных специалистах по связям с общественностью и консультантах, способных создавать положительный имидж собственных организаций, компаний, формировать атмосферу гласности и прозрачного стиля работы. В настоящее время важнейшими задачами специалистов-коммуникантов становятся более сложные и масштабные вопросы, к которым относится, в том числе, и продвижение геополитических проектов. Таким значимым для постсоветского пространства проектом является Евразийский экономический союз, успешное функционирование которого может не только обеспечивать устойчивость межгосударственных отношений в регионе, но и создать в перспективе возможности трансформации ЕАЭС в качественно новый проект - политическую организацию Евразийский союз.

1. В государствах, входящих в ЕАЭС, созданы достаточные условия для формирования сети прочных, тесных, взаимовыгодных межгосударственных контактов. Одним из факторов, обеспечивающих эти условия, является существование коммуникационной индустрии и сегмента PR-услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Деятельность специалистов в области коммуникации, направленная на разъяснение различным аудиториям содержания и результатов реализации совместных проектов, призвана легитимировать межгосударственные союзы и систему устойчивых, тесных связей постсоветских государств.

3. Для реализации указанных задач необходима мощная сеть профессиональных кадров в области коммуникаций, которая должна обеспечиваться соответствующей подготовкой. В государствах Евразийского экономического союза сложились уже собственные

135

образовательные школы, отличающиеся продуманностью программ и отлаженным механизмом их реализации.

4. Напротив, в странах остальной части постсоветского пространства процесс создания профильной образовательной подготовки находится в самом начале: учебные планы зачастую формируются интуитивно, строятся, исходя из возможностей вуза, а не из необходимости и важности комплекса коммуникационных дисциплин. Российская школа по связям с общественностью, имеющая уже длительную, почти 30-летнюю историю формирования профессии, наработанные традиции и апробированные методики, может стать ориентиром в решении проблем коммуникационного образования.

Литература

Азарова Л. В., Ачкасова В. А., Кривоносов А. Д. Становление и роль Петербургской школы PR в контексте современной науки о коммуникациях // Российская пиарология-4: тренды и драйверы: сборник научных трудов / под ред. А.Д.Кривоносова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С.9-16.

Батищева Т. Непопулярный PR // Эксперт Казахстан. №50 (391). 17 декабря 2012 // http:/^xpert.m/kazakhstan/2012/50/nepopulyamyij-pr/дата обращения 29.09.2017.

Белорусский рынок насытился PR-специалистами. Результаты исследования Института журналистики БГУ // http://marketing.by/mnenie/belorusskiy-rynok-nasytilsya-pr-spetsiaHstami-rezultaty-issledovaшya-mstituta-zhumalistiki-bgu, дата обращения 20.09.2017

Виноградова С. М., Мельник Г. С., Панцерев К. А. Медиаориентированный подход в подготовке специалистов по связям с общественностью в сфере международных отношений // Медиаобразование. 2017. № 1. С.132-148.

Гавра Д. П.,Быкова Е. В. Стратегическая кризисная коммуникация: базовые характеристики и интегративное воплощение // Век информации. 2016. № 2. С. 122-125.

Евразийская интеграция в ХХ1 веке / Ред.группа: А. А. Климов, В. Н. Лексин, А. М. Швецов. М.: ЛЕНАНД, 2012.

Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. // http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/broshura26_RUS_v5.pdf, дата

обращения 22.10.2017.

Как стать специалистом в области PR? (2010) // https://www.uchi.kz/sovety-i-mneniya/kak-stat-spetsialistom-v-oblasti-pr, дата обращения 22.09.2017.

Караулова А. Взгляд на казахстанский PR рынок | Агентство PGC (2012) // pgc.kz>2012/08/13/vzglyad.. .kazaxstanskij-pr-rynok/ дата обращения 29.09.2017.

Кулик С. А., Спартак А. Н., Юргенс И. Ю. Экономические интересы и задачи России в СНГ. - М: Экон-Информ, Институт современного развития, 2010 г. С. 5-22.

Про Академию (2017) // http://www.apra.am/index.php/ru/17/41/ дата обращения 2.10.2017.

Пронина А. Востребованность в PR-специалистах в организациях банковской сферы // http://pandia.ru/text/80/253/91253-6.php, дата обращения 2.10.2017.

Старых Н. В. Стратегические коммуникации: базовые принципы проектирования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013, №2. C.5-26.

Стратегические коммуникации и связи с общественностью. Отчет об исследовании // http://www.marketing.spb.ru/mr/media/pr.htm, дата обращения 10.09.2017.

Шилина М. Г., Самойленко С. А. PR на постсоветском пространстве // Бизнес. Общество. Власть. 2014. № 20. С.45-54.

Я б в пиарщики пошел. Пусть меня научат! //http://www.mak.az/%D1%8F-%D0%B 1 -%D0%B2-

%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BB-

%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%82-20091204020523713c6.html, дата обращения 29.09.2017

Яковлев И. Стратегические коммуникации. СПб., 2006.

PR на постсоветском пространстве: 20 лет спустя. Интервью с Г.Почепцовым // http://www.communicators.ru/interview/101110_pocheptsov, дата обращения 21.09.2017.

Darley William M. The Missing Component of U.S. Strategic Communications //Joint Force Quarterly, Issue 47 (2007), рр.108-124.

Samoilenko S. A., Ballard-Reisch D., & Akhatova B. Evaluating Employer Communication Competency Expectations in Kazakhstan. Research Study presented November 18 at the 97th Annual Conventional of the National Communication Association in New Orleans, LA, 2011 // http://www.deirdrebreakenridge.com/2012/05/evaluating-employer-communication -competency -expectations -a -pilot -study/ дата обращения 29.09.2017

Сведения об авторе:

Ачкасова Вера Алексеевна - доктор политических наук. профессор, зав.кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета.

Achkasova V. A.- Doctor of Political Sciences. professor, head of the department of public relations in politics and public administration, St. Petersburg State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.