Страницы молодых ученых
УДК 37.018.3
DOI 10.25688/2076-9121.2018.46.4.10
О.Ю. Тимур
Коммуникативные и организаторские способности и ценностные ориентации подростков — воспитанников интернатных учреждений
В статье рассматриваются результаты исследований ценностного и коммуникативного компонентов социализации подростков-сирот, с использованием методик: «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС-1), «Диагностика ценностных ориентаций личности» (ЦОЛ).
Ключевые слова: социализация; ценностные ориентации личности; коммуникативные и организаторские способности; коммуникативный компонент социализации; ценностный компонент социализации; подростки; воспитанники интернатных учреждений.
О роли социализации и социальной адаптации детей-сирот есть много материалов, проведено немалое количество исследований. Однако они часто не касаются анализа феномена самосознания, на котором выстраивается процесс социализации.
Социализация представляет собой процесс формирования личности, определенный социальными условиями. В данном процессе человек усваивает социальный опыт, который преобразует в собственные ориентации и ценности.
Теории социализации разрабатывались в русле двух смежных наук — социологии и психологии. К социологическим относятся теории Ф.Г. Гиддинг-са, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Р. Мертона, Дж. Мида и др.
Психологами и педагогами также глубоко анализировались проблемы процесса социализации. В числе наиболее известных исследователей этого вопроса — Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Н.Х. Хакунов и др. Среди сторонников деятельностного подхода, предполагающего, что деятельность субъектов и взаимодействие с другими выступают
© Тимур О.Ю., 2018
ведущими факторами развития личности человека, можно назвать А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Теории социально-педагогического сопровождения и поддержки детей, в том числе используемые при работе с детьми-сиротами, разрабатывались О.С. Газманом, С.А. Расчетиной и др. Социализацию, с одной стороны, рассматривают как пассивную позицию личности в процессе адаптации к жизни в социуме (Э. Дюркгейм и др.). С другой — как активное участие личности в данном процессе.
В своей работе мы ориентируемся на второй подход, подчеркивающий взаимное влияние личности и общества. И.С. Кон понимает социализацию как сумму всех психологических и социальных процессов, посредством которых человеку удается усвоить систему норм, ценностей и знаний, позволяющих ему успешно функционировать в числе полноправных членов общества, быть равными им [5].
По мнению А.И. Ковалевой, можно выделить три критерия социализиро-ванности личности: 1) содержание сформированных ценностей, установок, стереотипов, представлений человека о мире; 2) уровень адаптированности личности и ее нормотипическое поведение; 3) социальная идентичность [4].
При исследовании и глубоком анализе взаимодействия подростков-сирот с окружающей средой Е.М. Рыбинский определил четыре основные сферы их социализации: 1) социальное познание; 2) овладение навыками практической деятельности; 3) усвоение определенных ценностей, норм, ролей, установок, которые могут обеспечить соответствие поведения требованиям, принятым в данном обществе и окружении; 4) выработка собственной системы ценностей [13].
В процессе социализации выделяют пять стадий [14]: 1) первичную социализацию; 2) стадию индивидуализации, или промежуточную социализацию; 3) стадию интеграции; 4) трудовую стадию; 5) послетрудовую стадию.
Для нашего исследования наибольший интерес представляет вторая стадия социализации в силу того, что она соотносится с подростковым возрастом. Именно в этом возрасте стадия индивидуализации может быть охарактеризована как промежуточная, так как самоопределение ребенка в системе «я и мир» носит неустойчивый характер [10].
Подростки-сироты — это крайне уязвимая в социальном и психологическом плане группа, особо нуждающаяся в помощи. А их социализация — длительный и противоречивый процесс [1-3; 7]. Помня об особенностях психологического развития детей, учитывая сложности становления и развития самосознания, а также специфику жизнеустройства детей-сирот, мы полагаем важным рассмотреть взаимосвязь самооценки (относящейся к когнитивной подструктуре самосознания), саморегуляции (рассматриваемой нами в контексте поведенческой подструктуры самосознания) с такими компонентами социализации, как ценностный и коммуникативный.
Предметом исследования стали ценностный и коммуникативный компоненты социализации подростков-сирот 11-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Была сформулирована следующая гипотеза исследования: ценностный и коммуникативный компоненты социализации подростков-сирот имеют специфические особенности.
Процедура и методы исследования
Начальная выборка респондентов была представлена 488 участниками, которые были включены в исследование на основе полной информированности и добровольности. Все респонденты являлись воспитанниками детских домов и иных институциональных учреждений схожего типа из 22 регионов России2. В процессе дифференцирования группы средний стаж сиротства составил 4,8 года. Причинами изъятия из семьи в основном выступали асоциальное поведение родителей и невозможность обеспечения ими достойного уровня жизни ребенку. В выборку вошли респонденты с нормальным умственным развитием согласно возрастным показателям, без интеллектуальных отклонений. После уточнения данных из выборки были исключены подростки, имевшие выраженные симптомы посттравматического расстройства и/или низкий интеллектуальный уровень3. После проведения описанных процедур и уточнения информации итоговая выборка составила 395 человек 11-17 лет (М = 15,2).
Несомненно, существует много исследований, затрагивающих прямо или косвенно проблему социализации детей-сирот. Отечественные и зарубежные исследователи весьма разносторонне и широко рассматривают и анализируют эти две структуры по отдельности. Однако нам кажется необходимым рассмотреть данный вопрос, анализируя совместно сферу самосознания и сферу социализации подростков-сирот. Таким образом, мы можем затронуть принципиально новую сторону проблемы их изучения, развивая идею о том, что необходимо раскрыть взаимосвязь этих сфер, характерную для подростков-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что может позволить разработать и предложить эффективные методы и модели психологической помощи им.
В нашем исследовании была использована такая диагностическая батарея и комбинации методик, которые ранее не использовались при изучении особенностей подростков-сирот. В статье представлены результаты только по двум методикам, данные по которым являются важными для оценки возможности успешной социализации подростков-сирот.
В исследовании применялись следующие методики: - экспериментальная методика «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ). Позволяет выявить и определить направленность личности (на себя, на взаимодействие, на организаторскую деятельность);
2 Подготовлено при поддержке межрегиональной общественной организации «Игры будущего», проекта «Полдень».
3 Информация была предоставлена психологами интернатных учреждений.
- методика «Коммуникативные и организаторские способности» первого варианта В.В. Синявского и В.А. Федоришина (КОС-1). Позволяет провести диагностику способностей не только на этапе профориентации, но также оценить уровень умения устанавливать взаимоотношения с другими людьми, исследовать некоторые особенности поведения в различных ситуациях.
Статистическая обработка данных осуществлялась в программе SPSS. Были использованы: описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение), непараметрический статистический критерий ¿-критерий Вилкок-сона, критерий ранговой корреляции Спирмена.
Результаты и их обсуждение
Ценностные ориентации, которым отдают предпочтение подростки — воспитанники интернатных учреждений, имеют специфические характеристики. Эти подростки в большей мере ориентированы на самих себя (44,5 %) и на группу (39,1 %). Ориентации на дело было отдано 28,7 % предпочтений (табл. 1).
Таблица 1
Описательная статистика (среднее значение и стандартное отклонение) показателей направленности ценностной ориентации
Факторы ориентации Соотношение распределения ответов по уровням Описательная статистика
Минимум Максимум Частота Процент Среднее SD
Фактор 1 (на себя) 25 41 98 44,5 30,9 5,4
Фактор 2 (на группу) 26 40 86 39,1 31,0 5,0
Фактор 3 (на дело) 17 38 36 16,4 28,4 5,3
Респонденты по всем трем факторам продемонстрировали низкие показатели. Наиболее выраженными среди них являются показатели фактора 2 (ориентация на группу) и фактора 1 (ориентация на себя). Показатель фактора 3 (ориентация на дело) является в данной выборке респондентов наименее выраженным (28,4 ± 65,3). При этом разница между факторами невелика.
Фактор 1 (ориентация на себя) показал самый высокий уровень. Такие дети в большей степени заняты собой, своими проблемами. Они часто делают поспешные выводы, выдвигают необоснованные предположения о других людях. В группе сверстников пытаются навязать другим свою волю. Такие подростки-сироты не чувствуют меры — когда нужно говорить, а когда молчать. Кроме того, у них ярко выражено отсутствие любви к людям.
Как видно из таблицы 1, достаточно высокий процент респондентов имеет ориентацию на группу. То есть подростки-сироты избегают самостоятельного решения поставленных перед ними задач. Низкая мотивация подростков-сирот
к самостоятельной деятельности подтверждается такими характеристиками ориентированности на группу, как пассивность и включенность в любой процесс лишь по предложению кого-то из участников группы или извне. Отсутствие направленности на помощь своим товарищам и слабое участие в достижении общей цели еще раз подтверждают низкую мотивацию к продуктивному взаимодействию и заинтересованность подростков-сирот в общении только со своими сверстниками по учреждению. Отчетливо проявляется такой феномен, как детдомовское «мы», которое характеризуется специфическим отношением к ребятам из своего учреждения и резким отграничением своей группы от социума в целом. В таком случае ингруппа рассматривается как выполняющая функцию защиты.
Фактор 3 (ориентация на дело) имеет самые низкие показатели. Та часть выборки, которая все же продемонстрировала ориентацию на дело, отличается инициативностью, эти подростки могут взять в свои руки руководство каким-то делом или группой детей. У них достаточно сформирована и развита функция планирования, которая позволяет хорошо организовывать свою деятельность. Такие подростки-сироты проявляют малую инициативность в выполнении задач, но оказывают помощь отдельным членам группы, имеют хорошие идеи относительно продолжения работы. Свои мысли они могут излагать ясно и просто. Работают они, как правило, интенсивно, способны верно оценить ситуацию и понять, когда им предоставляется слово, а когда следует молчать и слушать.
Корреляционный анализ показал, что между всеми факторами имеются отрицательные взаимосвязи (табл. 2).
Таблица 2
Описательная статистика (внутритестовые корреляции) показателей
ценностной ориентации
Факторы ориентации Коэффициент корреляции и уровень значимости Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Фактор 1 (на себя) № 1,000 -0,438** -0,485**
Р - 0,000 0,000
Фактор 2 (на группу) -0,438** 1,000 -0,383**
Р 0,000 - 0,000
Фактор 3 (на дело) -0,485** -0,383** 1,000
Р 0,000 0,000 -
Примечание. Значком ** обозначены результаты с р < 0,1.
По результатам нашего и других исследований [8; 9; 12] можно говорить, что у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, доминирует какая-то одна ценностная ориентация личности. Подростку пока сложно сориентироваться в себе, своем отношении к различным ситуациям и людям. Рефлексивные умения еще не развиты в достаточной мере, чтобы подросток мог осознавать, что различные жизненные ситуации могут потребовать различной ориентации — когда на себя, когда на дело.
Вполне ожидаемыми, но не менее интересными оказались результаты методики оценки коммуникативных и организаторских способностей — КОС-1.
Методика КОС-1 основывается на принципе отражения и оценки респондентами некоторых особенностей своего поведения в ситуациях различного рода. Для этого в методике предложены такие вопросы, которые описывают ситуации, знакомые подросткам по их личному опыту. Ответ основывается на воспроизведении респондентом своего реального опыта поведения и пережитого им отношения к описанной ситуации.
Данная методика проста в исполнении, не требует длительных временных затрат. Спектр вопросов в выбранном тесте достаточно широк для того, чтобы по результатам ответов респондентов выявить качественные особенности их коммуникативных и организаторских способностей. Результаты процентного распределения респондентов по уровню выраженности способностей к коммуникации и организации проявились следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Распределение респондентов по уровню выраженности коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС-1)
Уровень развития склонностей Коммуникативные способности Организационные способности
Частота Процент Частота Процент
Низкий 108 33,8 164 61,7
Ниже среднего 86 23,0 93 26,5
Средний 90 25,0 49 4,9
Высокий 59 10,3 50 5,4
Очень высокий 52 7,9 42 1,5
Низкий уровень коммуникативных способностей оказался характерен для 33,8 % респондентов, организаторских способностей — для 61,7 %. Результаты ниже среднего уровня наблюдаются по коммуникативным способностям у 23 % участников исследования, по организаторским — у 26,5 %. То есть более половины обследованных подростков не достигают даже среднего уровня коммуникативных способностей, а по организаторским способностям таких подростков — почти 90 %.
Что касается показателей средних значений по методике КОС-1, то уровень коммуникативных способностей оказался ниже среднего (0,52 ± 0,12), а уровень организаторских склонностей занял низкую позицию (0,51 ± 0,15).
Частоты первичной количественной характеристики коммуникативных способностей (0,53) оказались в пределах ниже среднего уровня (0,46-0,55). Респонденты, показавшие такой результат, характеризуются как люди, не стремящиеся к общению, чувствующие себя скованно в новом коллективе, компании. Они чаще других предпочитают проводить время наедине с собой, не принимать участие в групповых занятиях и мероприятиях. Достаточно часто такие подростки
ограничивают свои знакомства. Они испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией. Им трудно ориентироваться в незнакомой ситуации. Ребятам с показателем коммуникативных способностей «ниже среднего» не свойственно отстаивать свое мнение, они тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности (какого бы характера она ни была) практически отсутствует. В большинстве дел подростки-сироты предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Что касается организаторских склонностей (0,54), то показатели по ним и вовсе оказались в диапазоне низкого уровня (0,20-0,55).
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте, как известно, выступает межличностное общение с представителями своей возрастной группы со сходными интересами. Эта деятельность по содержанию связана с активным взаимодействием подростка с другими членами его коллектива, группы, сообщества. При таком положении дел в качестве стержневого компонента выступают коммуникативные способности, без которых не может быть обеспечен успех в социальных контактах. Одновременно с этим важны и организаторские способности.
Корреляционный анализ коммуникативных и организаторских склонностей выявил положительную взаимосвязь между показателями методики (табл. 4).
Таблица 4
Описательная статистика (внутритестовые корреляции) показателей коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС-1)
Факторы (способности) Коэффициент корреляции и уровень значимости Коммуникативные способности Организаторские способности
Коммуникативные способности 1,000 0,507**
Р - 0,000
Организаторские способности 0,507** 1,000
Р 0,000 -
Примечание. Значком ** обозначены результаты с р < 0,1.
Подростковый возраст является периодом наибольшей межличностной активности. В этом возрасте подростки ориентированы на общение со сверстниками, участие в жизни референтных групп, являются членами разнообразных секций. Общение со взрослыми, родителями отходит на второй план. В отличие от детей, воспитывающихся в семьях, где все вышеперечисленные особенности имеют место и считаются нормой поведения, у детей-сирот, напротив, наблюдается яркая ориентированность на общение со взрослыми, отсутствие интереса к сверстникам, нежелание устанавливать доверительные отношения. Это можно объяснить травмой изъятия из семьи, нарушением в связи с этим привязанности. Особенности жизнеустройства детей-сирот опосредованно вносят свои коррективы в развитие коммуникативных навыков. Постоянное пребывание в одной и той же группе детей и отсутствие возможности сменить эту группу или выйти из нее ретравматизируют подростков, не способствуют формированию у них интереса к личностям окружающих сверстников.
Недостаток интереса к себе как уникальному человеку не дает возможности зародиться и интересу к познанию другого. Привычка оценивать себя глазами воспитателей по критериям успешности/неуспешности, послушания/ непослушания искажает самооценку сирот, мешает сформироваться и развиться рефлексии, столь важной для данного возраста. Нахождение детей из семей в своих референтных группах, непрерывные коммуникации со сверстниками, возможность гибко менять группы общения позволяют подросткам развивать в себе организаторские способности (организация досуга, взятие на себя инициативы и т. д.). В подростковом возрасте эти два типа способностей — коммуникативные и организаторские — тесно связаны между собой.
В связи с вышеописанной социальной ситуацией развития детей-сирот и с опорой на полученные результаты мы можем предположить, что низкие показатели развития коммуникативных способностей подростков-сирот определяются условиями детского дома, а несформированность навыков общения, в свою очередь, влечет и низкие показатели организаторских способностей. Дальнейшая исследовательская работа в данном направлении поможет прояснить этот вопрос и более четко выявить закономерности и взаимосвязи изучаемых факторов.
Обратимся к анализу межтестовой корреляции обеих методик (табл. 5).
Таблица 5
Описательная статистика (межтестовые корреляции) показателей ориентации личности (экспериментальная методика ЦОЛ) и показателей коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС-1)
Факторы ориентации Параметры корелляционного анализа Коммуникативные способности Организаторские способности
Фактор 1 (на себя) RS -0,027 -0,040
Р 0,708 0,578
Фактор 2 (на группу) RS 0,137 0,087
Р 0,053 0,219
Фактор 3 (на дело) RS -0,073 -0,016
Р 0,303 0,827
Значимых корреляционных связей между показателями использованных методик выявлено не было. Это кажется странным, поскольку, согласно нашим предположениям, низкие показатели развития коммуникативных и организаторских способностей должны быть связаны с нежеланием подростков-сирот продуктивно взаимодействовать с другими, а следовательно, и с ориентацией на себя, а не на группу или на дело, ведь у них отсутствуют навыки установления и поддержания взаимоотношений со сверстниками.
Однако нами не были выявлены ни отрицательные, ни положительные корреляционные связи данных факторов и двух типов способностей, что также требует более тщательного изучения вопроса и соотнесения результатов обследования подростков-сирот с результатами изучения подростков, воспитываю-
щихся в семьях. На данный момент мы можем лишь констатировать, что ориентация на себя не способствует развитию коммуникативных и организаторских склонностей. И наоборот, отсутствие развитых способностей к коммуникации и организации не дают возможности респондентам ориентироваться на группу и чувствовать себя полноценным участником коллектива.
Заключение
Полученные результаты позволяют сделать промежуточные выводы о том, что коммуникативный компонент социализации подростков-сирот находится на низком уровне развития. Ценностный компонент социализации представлен ориентациями детей-сирот, направленными, как правило, на себя, в меньшей степени — на группу. По-видимому, эти результаты связаны с особенностями психологии сиротства, а также со спецификой жизнеустройства институциональных учреждений. Эти и другие факторы могут оказывать влияние на развитие рассмотренных компонентов социализации. Особо следует подчеркнуть важность рассмотрения взаимосвязи компонентов социализации с подструктурами самосознания, выступающего базисом для развития первого.
И тем не менее при анализе полученных данных и их интерпретации следует помнить, что методики констатируют лишь наличный уровень развития тех или иных способностей и актуальную ориентированность личности в данный жизненный период ее развития. При формировании положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условиях коррекционной деятельности данные компоненты социализации могут развиваться.
Литература
1. Берникова А.Н., Романова А.Е., Дрождина Е.Н. Практические аспекты внедрения модели деятельности по преодолению социальной исключенности детей-сирот с ограниченными возможностями // Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 21-23 апреля 2016 г.). М.: Пробел, 2016. С. 295-303.
2. Гребенникова Е.А. Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: изд-во Омской академии МВД России, 2012. Т. 50. № 3. С. 64-68.
3. Карнаух И.С. Психологические особенности подростков-воспитанников детского дома: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2006. 211 с.
4. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. 224 с.
5. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с
6. Лаврович А.П., Алтынцева Е.Н., Шелег Л.А. Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений. Минск: Б1ПУ, 2007. 72 с.
7. Мирошниченко О.А. Психологические аспекты деятельности персонала учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2010. 190 с.
8. Найденова A.B. Mодель психического детей-сирот: автореф. дис. ... канд. психол. Наук: 19.00.13. M., 2012. 28 с.
9. Нестеров А.Ю. Специфика процесса социализации детей-сирот в системе муниципальных интернатных учреждений (на примере Кемеровской области): дис. ... канд. соц. наук. M., 2013. 209 с.
10. Поневаж Е.В. Психологические особенности социализации старших подростков в группе сверстников: афтореф. дис. ... кан. психол. наук. M., 2007. 38 с.
11. Практическая психодиагностика. Mетодики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-M, 2002. 672 с.
12. Прихожан A.M. Особенности развития детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. № 3.
C. 54-62.
13. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы. M.: AcademiA, 2004. 222 с.
14. Фролов С.С. Социология. M.: Наука, 2001. 256 с.
Literatura
1. Bernikova A.N., Romanova A.E., Drozhdina E.N. Prakticheskie aspekty' vnedreniya modeli deyatel'nosti po preodoleniyu social'noj isklyuchennosti detej-sirot s ogranichenny'mi vozmozhnostyami // Social'noe partnerstvo: pedagogicheskaya pod-derzhka sub''ektov obrazovaniya: materialy' IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva, 21-23 aprelya 2016 g.). M.: Probel, 2016. S. 295-303.
2. Grebennikova E.A. Xarakteristika vnutrennego mira podrostkov, vospity'vayushhixsya v uchrezhdeniyax internatnogo tipa // Psixopedagogika v pravooxranitel'ny'x organax. Omsk: izd-vo Omskoj akademii MVD Rossii, 2012. T. 50. № 3. S. 64-68.
3. Karnaux I.S. Psixologicheskie osobennosti podrostkov-vospitannikov detskogo doma: dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.07. M., 2006. 211 s.
4. Kovaleva A.I. Socializaciya lichnosti: norma i otklonenie. M.: Institut molodezhi, 1996. 224 s.
5. Kon I.S. Rebyonok i obshhestvo. M.: Akademiya, 2003. 336 s
6. Lavrovich A.P., Alty'nceva E.N., Sheleg L.A. Social'no-pedagogicheskaya rabota s vy'pusknikami detskix internatny'x uchrezhdenij. Minsk: BGPU, 2007. 72 s.
7. Miroshnichenko O.A. Psixologicheskie aspekty' deyatel'nosti personala uchrezhdenij dlya detej-sirot i detej, ostavshixsya bez popecheniya roditelej: dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.03. M., 2010. 190 s.
8. Najdenova A.V. Model' psixicheskogo detej-sirot: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.13. M., 2012. 28 s.
9. NesterovA.Yu. Specifika processa socializacii detej-sirot v sisteme municipal'ny'x internatny'x uchrezhdenij (na primere Kemerovskoj oblasti): dis. ... kand. socz. nauk. M., 2013. 209 s.
10. Ponevazh E.V. Psixologicheskie osobennosti socializacii starshix podrostkov v gruppe sverstnikov: aftoref. dis. ... kan. psixol. nauk. M., 2007. 38 s.
11. Prakticheskaya psixodiagnostika. Metodiki i testy': ucheb. posobie / pod red.
D.Ya. Rajgorodskogo. Samara: BAXRAX-M, 2002. 672 s.
12. Prixozhan A.M. Osobennosti razvitiya detej, vospity'vayushhixsya v usloviyax materinskoj deprivacii // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. 2009. № 3. S. 54-62.
13. Ry'binskij E.M. Upravlenie sistemoj social'noj zashhity' detstva: Social'no-pravovy'e problemy'. M.: AcademiA, 2004. 222 s.
14. Frolov S.S. Sociologiya. M.: Nauka, 2001. 256 s.
O.Yu. Tmur
Communicative and Organizational Abilities and Value Orientations of Adolescents — Pupils of Boarding Schools
The valuable and communicative components of the socialization of adolescents, pupils of boarding institutions are considered in the article. The following methods were used: Communicative and Organizational Capabilities (COC-1), the method for estimating the value orientations of the personality (VOP).
Keywords: socialization; value orientations of the personality; communicative and organizational abilities; communicative component of socialization; value component of socialization; adolescents in boarding institutions.