УДК 159.9.07
КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ КАК СПОСОБ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТА
С. И. Филиппченкова,
ТВГТУ, Тверь, [email protected].
Н. В. Исакова.
ТВГМУ, Тверь, [email protected]
Для успешной реализации поставленных обществом воспитательных и образовательных задач современному преподавателю необходимо в совершенстве владеть коммуникативными и организаторскими способностями. В связи с этим, цель настоящего исследования - оценка уровня развития коммуникативных и организаторских компетенций преподавателей высшей медицинской школы.
В диагностическом обследовании приняли участие 35 преподавателей Тверского государственного медицинского университета, осуществляющих свою профессиональную педагогическую деятельность на кафедрах медицинской биологии и генетики, анатомии, биохимии, русского языка и фармакологии. В выборку эмпирического исследования вошли представители мужского и женского пола, возраст которых составляет 35 - 75 лет. Использовалась методика изучения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей профессорско-преподавательского состава медицинского вуза В.В. Синявского, В.А. Федорошина. В основу методики заложен принцип личностной оценки участником исследования особенностей своего поведения в различных жизненных ситуациях. Стимульный материал состоит из 40 вопросов, 20 из которых предназначены для изучения коммуникативных компетенций, а 20 отражают степень развития организаторских способностей преподавателей.
Исследование выявило недостаточный уровень развития коммуникативных и организаторских способностей преподавателей ТВГМУ. Сегодня важнейшей задачей преподавателя-врача высшей медицинской школы является развитие коммуникабельной личности будущего профессионала в области медицины, обладающего такими важными в современном обществе личностными качествами как сострадание и сопереживание другим людям, уважение к традициям своей страны, готовность к выполнению профессионального и гражданского долга врача. Для выполнения поставленной обществом задачи преподавателю необходимо иметь высокую степень развития коммуникативных и организаторских компетенций.
Ключевые слова: невротический компонент, гармонизация личности, коммуникативные способности, аутентичность.
Для цитаты: С. И. Филиппченкова, Н. В. Исакова Коммуникативные и организаторские компетенции преподавателя высшей медицинской школы как способ воспитательного воздействия на студента // Системная психология и социология. 2024. № 4 (52). Филиппченкова Светлана Игоревна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и философии ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» Минобрнауки РФ, профессор кафедры философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Тверь E-mail: sfilippchenkova@mail .ru ORCID: 0000-0002-4928-277X
Исакова Наталья Владиславовна, старший преподаватель кафедры биологии. «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Тверь E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0002-0383-7052
UDC: 159.9.07
COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL COMPETENCES OF A TEACHER OF HIGHER MEDICAL SCHOOL AS A WAY OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON A STUDENT
S. I. Filippchenkova,
TVSTU, Tver, [email protected],
N. V. Isakova,
TVSMU, Tver, [email protected]
In order to successfully implement the educational and upbringing tasks set by society, a modern teacher must have perfect communicative and organizational skills. In this regard, the purpose of this study is to assess the level of development of communicative and organizational competencies of teachers of higher medical school.
The diagnostic survey involved 35 teachers of Tver State Medical University, who carry out their professional teaching activities in the departments of medical biology and genetics, anatomy, biochemistry, Russian language and pharmacology. The sample of the empirical study included representatives of the male and female sexes, whose age is 35 - 75 years. The methodology of studying the level of development of communicative and organizational skills of the teaching staff of the medical university V.V. Sinyavsky, V.A. Fedoroshina was used. The methodology is based on the principle of personal assessment by the participant of the study of the characteristics of his behavior in various life situations. The stimulus material consists of 40 questions, 20 of which are intended to study communicative competencies, and 20 reflect the degree of development of organizational skills of teachers.
The study revealed an insufficient level of development of communicative and organizational skills of Tver State Medical University teachers. Today, the most important task of a teacher-physician of a higher medical school is the development of a sociable personality of a future professional in the field of medicine, possessing such personal qualities important in modern society as compassion and empathy for other people, respect for the traditions of their country, readiness to fulfill the professional and civic duty of a doctor. To fulfill the task set by society, the teacher must have a high degree of development of communicative and organizational competencies.
Keywords: neurotic component, harmonization of personality, communicative abilities, authenticity.
For citation: S. I. Filippchenkova, N. V. Isakova Communicative and organizational competencies of a teacher of a higher medical school as a way of educational influence on a student // Systems Psychology and Sociology. 2024. № 4 (52).
Filipchenkova Svetlana Igorevna, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology and Philosophy, Tver State Technical University, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Professor of the Department of Philosophy and Psychology with courses in bioethics and history of the Fatherland, Tver State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Tver
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-4928-277X
Isakova Natalia Vladislavovna, Senior Lecturer, Department of Biology. Tver State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Tver
E-mail: [email protected]
ORCID: 0009-0002-0383-7052
Введение
Основной целью
воспитательного процесса, осуществляемого в Тверском медицинском университете, является создание условий для гражданского самоопределения и самореализации обучающихся, обеспечение возможностей для физического, культурного,
интеллектуального и нравственного развития будущих медицинских специалистов [1]. Ведущие психологи отмечают, что в последнее время современные студенты относятся крайне пренебрежительно к нравственным ценностям, к учебе в частности и к ответственности за свое социальное поведение, следовательно портрет молодого врача сегодня немыслим без таких качеств, как готовность к решению сложных задач, интеллигентность, способность к
сопереживанию и состраданию [2; 3]. По мнению авторов статьи, участие обучающихся в научной деятельности, в художественной самодеятельности и в общественной жизни университета дает возможность студенту реализовать себя как личность, раскрыть свои способности, а также приобрести необходимый будущему врачу социальный опыт. Несомненно, ведущая роль в учебно-воспитательном процессе отводится преподавателю высшей медицинской школы, в обязанности которого входит осуществление эффективного
взаимодействия между преподавателями и студентами, контроль за процессом адаптации обучающихся к новым правилам освоения образовательных программ, поддержание доброжелательных межличностных
отношений в студенческих коллективах [4; 5]. Для успешной реализации поставленных обществом воспитательных и
образовательных задач современному преподавателю необходимо в совершенстве владеть коммуникативными и
организаторскими способностями.
Исследователи интерпретируют
коммуникативную компетентность как совокупность личностных,
профессиональных коммуникативных
способностей (в том числе организаторских), без которых невозможно грамотное управление студенческим коллективом и формирование личности будущего врача [6;
7].
В связи с этим, цель настоящего исследования - оценка уровня развития коммуникативных и организаторских компетенций преподавателей высшей медицинской школы.
Методика исследования
В диагностическом обследовании приняли участие 35 преподавателей Тверского государственного медицинского университета, осуществляющих свою профессиональную педагогическую
деятельность на кафедрах медицинской биологии и генетики, анатомии, биохимии, русского языка и фармакологии. В выборку эмпирического исследования вошли представители мужского и женского пола, возраст которых составляет 35 - 75 лет. Проведенное исследование дает возможность выявить степень развития показателей коммуникативных и организаторских способностей у педагогических работников вуза [13].
Использовалась методика изучения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей профессорско-преподавательского состава медицинского вуза В.В. Синявского, В.А. Федорошина [8; 9]. В основу методики заложен принцип личностной оценки участником исследования особенностей своего поведения в различных жизненных ситуациях. Стимульный материал состоит из 40 вопросов, 20 из которых предназначены для изучения
коммуникативных компетенций, а 20 отражают степень развития организаторских способностей преподавателей.
При разработке и адаптации тестового материала авторами статьи учитывалось личностное отношение респондентов к предложенным вопросам. Установлено, что часть респондентов может проявлять склонность к утвердительным ответам, другая часть - к отрицательным, поэтому вопросы в
тесте подобраны так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос совпадал с отрицательным ответом на другой.
Результаты и обсуждения
Эмпирические данные для
количественного и качественного анализа были получены при использовании аппаратно-программного психодиагностического комплекса
«Мультипсихометр».
Согласно результатам качественного анализа полученных результатов, было выявлено, что большая часть опрошенных
преподавателей демонстрирует низкий уровень по шкале «Коммуникативные склонности», что составляет 62% (21 человек) от общего числа выборки. Данная шкала отражает умение педагога устанавливать деловые отношения со студентами и с коллегами, способность оказывать воздействие на людей, стремление к инициативности [14].
Показатели среднего уровня коммуникативных способностей составляют 25% (8 человек) от общего числа группы выборки. Высокие показатели по шкале демонстрируют всего 13% (4 человека) участников опроса [Рис.1].
Рис.1. Групповые показатели уровня развития коммуникативных и организаторских компетенций (методика
В.В. Синявского,В.А., Федорошина).
Интерпретируя полученные
результаты, можно предположить, что большая часть респондентов совершенно не стремиться к установлению контакта и открытому общению, в поведении людей с подобными показателями может проявляться скованность, возможны трудности, связанные с адаптацией в изменяющейся социальной среде. Не выражена склонность отстаивать собственные интересы, следствием чего является избегание принятия решений,
приводящее к редукции профессиональных обязанностей [15; 16].
Низкие значения превалируют среди участников тестирования также и по второй шкале методики — «Организаторские склонности», что составляет 54% (18 человек) от общего числа опрошенных. Средний уровень по шкале развития организаторских способностей отмечается у 36% (13 человек) тестируемых и только 10% (4 человека) составляет высокий уровень по шкале.
Анализируя полученные результаты, можно предположить, что большинство опрошенных не заинтересовано в проявлении организаторских способностей, что находит отражение в низкой инициативности и отсутствии стремления к принятию ответственности за собственные решения [1718].
Однако результаты исследования показывают, что на формирование коммуникативной компетенции
преподавателей высшей медицинской школы оказывают серьезное влияние
психофизиологические особенности мужчин и женщин (Рис. 2, 3).
62%
38% 35%
8%
■_
57%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
0%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень ■ Коммуникативные склонности ■ Организаторские склонности
Рис.2. Результаты развития коммуникативных и организаторских способностей среди женщин
(методика В.В. Синявского В.А., Федорошина).
80% 60% 40% 20% 0%
62%
38%
25% 12% 12%
50%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень ■ Коммуникативные склонности ■ Организаторские склонности
Рис.3. Развитие коммуникативных и организаторских компетенций среди преподавателей мужского пола (методика В.В. Синявского В.А., Федорошина).
На диаграммах видно, что низкий уровень по шкале «Коммуникативные склонности» среди женщин и мужчин составляет 62% (21 человек), на среднем уровне находится 38% (13 человек) женщин и 12% (4 человека) мужчин (Рис. 2, 3). Высокий уровень развития коммуникативных
склонностей у женщин составляет 0%, у мужчин 25% (9 человек). Значения по шкале «Организаторские склонности» показывают, что 57% (19 человек) женщин находятся на низком уровне, среди мужчин низкие значения отмечаются у 50% (17 человек). Средний уровень развития организаторских
способностей у женщин составляет 35% (12 человек), у мужчин 38% (13 человек). Высокие значения по данному уровню у женщин составляют только 8% (2 человека), у мужчин 12% (4 человека). Скорее всего, низкие показатели у женщин связаны с повышенной тревожностью, лабильной психикой и высокой занятостью.
Преподаватели с низкими значениями уровня развития коммуникативных и организаторских способностей стараются избегать общения, испытывают чувство неуверенности в себе как среди коллег, так и в студенческом коллективе, следовательно, у них повышается риск формирования эмоционального выгорания. Они с трудом устанавливают межличностные контакты с людьми, безрезультатно растрачивают собственный энергетический ресурс на выявление личностных потребностей студентов [19]. Педагогические работники с низкими значениями по данному уровню не обладают харизматичностью и
креативностью, не способны увлечь и заинтересовать обучающихся. Педагоги с данным уровнем развития организаторских способностей стараются уклониться от выполнения обязанностей куратора, которые требуют наличия умения организовывать студенческий коллектив, мотивировать студентов к повышению уровня образования и быть примером для подражания.
Напротив, педагоги, преподающие в ТВГМУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, со средним уровнем развития коммуникативных и организаторских компетенций открыты для межличностного контакта, имеют широкий круг знакомств, свободно выражают свое мнение, но потенциал их склонностей весьма неустойчив, однако при необходимости и грамотном инструктаже они легко могут устанавливать новые контакты [10].
Респонденты, демонстрирующие
высокие показатели степени проявления коммуникативности и организаторских способностей, быстро ориентируются в сложных ситуациях, имеют призвание к
педагогической деятельности, пользуются безупречным авторитетом среди студентов. Несомненно, сотрудники, владеющие коммуникативными компетенциями, умеют легко налаживать вертикальные и горизонтальные связи в студенческом коллективе, они способны побудить обучающихся к действию не приказом, а убеждением [11].
Заключение
Таким образом, исследование выявило недостаточный уровень развития
коммуникативных и организаторских способностей преподавателей ТВГМУ.
Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью медицинского образования и профессиональной обязанностью профессорско-
преподавательского состава. Главным приоритетом успешной педагогической деятельности является профессиональное долголетие сотрудников высшей
медицинской школы, которое достигается путем гармонизации личности педагога в процессе постепенного устранения невротических компонентов внутреннего мира индивида, повышения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей [12].
Сегодня важнейшей задачей преподавателя-врача высшей медицинской школы является развитие коммуникабельной личности будущего профессионала в области медицины, обладающего такими важными в современном обществе личностными качествами как сострадание и сопереживание другим людям, уважение к традициям своей страны, готовность к выполнению профессионального и гражданского долга врача. Для выполнения поставленной обществом задачи преподавателю необходимо иметь высокую степень развития коммуникативных и организаторских компетенций.
Литература
1. Асимов М. А. Проблемы и перспективы развития коммуникативной компетентности в образовательном процессе КазНМУ / Асимов М.А., Мадалиева С.Х. // Вестник КазНМУ. 2011. № 2. С. 80-82. [URL]: http://mprj.ru.
2. Амиров А. Ф. Роль психологической компетентности в деятельности медицинского работника / Амиров А.Ф. , Денисова О.В Ярославский психологический вестник. 2004. Вып. 11.
3. Бодалева А. А. Психология общения. Москва: Когито-Центр, 2011. 598 с
4. Браже Т. Г. Инженеры и врачи о гуманитарных знаниях и общей культуре как интегральной характеристике личности/ Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткина // Интеграционные процессы в образовании взрослых. Мат. науч.-практ. конференции под ред. и др. СПб.: ИОВ РАО, 1997. С. 73-76
5. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: диссертация доктора псих. наук. Л. 1990. 403 с.
6. Константинова Т. В. Особенности коммуникативных установок во взаимодействии врача с больными: Автореф. Диссертация канд. психол. наук. Самара, 2006. С.21.
7. Зеер Э. Ф. Психология транспрофессионализма / Э.Ф.Зеер, Э.Э. Сыманюк // монография; Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт. Екатеринбург : Юника, 2018. 172 с.
8. Капранова В. А. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / под общ. ред. В.А. Капрановой. Минск : Новое знание, 2015. 176 с.
9. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. : СМЫСЛ, 1992. 17 с. -(Психодиагностическая серия ; выпуск 5).
10. Мижериков В. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД. Ф. 02. - Педагогика) / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. Москва : Пед. о-во России, 2005.348 с.
11. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков и др. ; Акад. пед. наук СССР. Москва : Педагогика, 1983 - 1986.
12. Никифоров Г.С. Психология здоровья : (Учеб. пособие) / // СПб. : Речь, 2002. - 256 с.
13. Овсянникова Е. К. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса /Марухно В.М. Текст: непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. 2015 № 4.С.186; URL: https: // expeducation.ru/ru/article/ view ?id=6919 (дата обращения: 31.10.2024).
14. Родиков М. В. Компетенции преподавателя медицинского вуза /Пахомова Р.. // современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-5. C929-932;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35399 (дата обращения: 31.10.2024).
15. Райкова К. А и др. Анализ приоритетных качеств личности педагога медицинского вуза в контексте оптимизации учебного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29436 (дата обращения: 28.10.2024).
16. Родиков М. В. Компетенции преподавателя медицинского вуза / Родиков М.В., Пахомова Р.А. 2015. № 12-5. С. 929-932; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35399 (дата обращения: 20.10.2024).
17. Сластенин В. И. Психология и педагогика/ Сластенин В.И. : учеб. пособие для студентов вузов пед. профиля / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2006 (АООТ Твер. полигр. комб.). 477 с.
18. Толовушкина М. В. Концепция духовно - нравственного воспитания / М.В. Толовушкина, О. С, Воячек // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической
конференции 31 августа 2017 г.: в 4 ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. Часть II. С. 69-73.
19. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. 2-е изд. Москва : ВЛАДОС. 2001. 507 с.
References
1. Asimov M. A. Problemy' i perspektivy' razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti v obrazovatel'nom processe KazNMU [Problems and Prospects of Development of Communicative Competence in the Educational Process of KazNMU] / Asimov M.A.. Madalieva S.Kh. // Vestnik KazNMU [Bulletin of KazNMU]. 2011. No. 2. Pp. 80-82. [URL]: http://mprj.ru.
2. Amirov A. F. Rol' psixologicheskoj kompetentnosti v deyatel'nosti medicinskogo rabotnika [The Role of Psychological Competence in the Activities of a Medical Worker] / Amirov A.F.. Denisova O.V. Yaroslavskij psixologicheskij vestnik [Yaroslavl Psychological Bulletin]. 2004. Issue 11.
3. Bodaleva A. A. Psixologiya obshheniya [Psychology of Communication]. Moscow: Kogito-Center. 2011. 598 p.
4. Brazhe T. G. Inzhenery' i vrachi o gumanitarny'x znaniyax i obshhej kul'ture kak integral'noj xarakteristike lichnosti [Engineers and Doctors on Humanities and General Culture as an Integral Characteristic of Personality] / T.G. Brazhe. Yu.N. Kulyutkina // ntegracionny'e processy' v obrazovanii vzrosly'x. Mat. nauch.-prakt. Konferencii [Integration Processes in Adult Education. Mat. scientific and practical conferences]. SPb.: IOV RAO. 1997. Pp. 73-76
5. Emelianov Yu. N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoj kompetentnosti: dissertaciya doktora psix. Nauk [Theory of formation and practice of improvement of communicative competence: dissertation of doctor of psychological sciences]. L. 1990. 403 p.
6. Konstantinova T. V. Osobennosti kommunikativny'x ustanovok vo vzaimodejstvii vracha s bol'ny'mi: Avtoref. Dissertaciya kand. psixol. Nauk [Features of communicative attitudes in interaction of doctor with patients: Abstract. Dissertation of candidate of psychological sciences] . Samara. 2006. P.21.
7. Zeer E. F. Psixologiya transprofessionalizma [Psychology of transprofessionalism] / E.F. Zeer. E.E. Symanyuk // monograph; Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Russian State Professional Pedagogical University. Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin. Ural Humanitarian Institute. Ekaterinburg: Yunika. 2018. 172 p.
8. Kapranova V. A. Vvedenie v pedagogicheskuyu professiyu: kurs lekcij [Introduction to the teaching profession: a course of lectures] / edited by V. A. Kapranova. Minsk: New knowledge. 2015. 176 p.
9. Leontiev D. A. Metodika izucheniya cennostny'x orientacij [Methodology for studying value orientations]. Moscow: SMYSL. 1992. 17 p.
10. Mizherikov V. A. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost' : ucheb. posobie dlya studentov vuzov. obuchayushhixsya po special'nostyam (OPD. F. 02. - Pedagogika) [Introduction to pedagogical activity: a textbook for university students studying in the specialties (OPD. F. 02. - Pedagogy)] / V. A. Mizherikov. T. A. Yuzefavichus; edited by P. I. Pidkasisty. Moscow: Pedagogical Society of Russia. 2005.348 p.
11. Makarenko A. S. Pedagogical works: in 8 volumes [Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t.] / editorial board. M. I. Kondakov et al.; Acad. ped. sciences USSR. Moscow: Pedagogy. 1983 - 1986.
12. Nikiforov G. S. Psixologiya zdorov'ya : (Ucheb. posobie) [Psychology of health: (Textbook)] // St. Petersburg: Rech. 2002.256 p.
13. Ovsyannikova E. K. Kommunikativnaya kompetentnost' prepodavatelya vy'sshej shkoly' kak faktor e'ffektivnosti uchebno-vospitatel'nogo processa [Communicative competence of a higher education teacher as a factor in the effectiveness of the educational process] / Marukhno V.M. Text: direct // International Journal of Experimental Education. 2015 No. 4.P.186; URL: https: // expeducation.ru/ru/article/ view?id=6919 (accessed: 31.10.2024).
14. Rodikov M.V. Kompetencii prepodavatelya medicinskogo vuza /Paxomova R.. // sovremenny' e naukoemkie texnologii [Competencies of a medical university teacher] / Pakhomova R. // modern science-intensive technologies. 2015. No. 12-5. P. 929-932; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35399 (accessed: 10/31/2024).
15. Raikova K. A. et al. Analiz prioritetny'x kachestv lichnosti pedagoga medicinskogo vuza v kontekste optimizacii uchebnogo processa [Analysis of priority qualities of a medical university teacher's personality in the context of optimizing the educational process] // Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2019. No. 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29436 (accessed: 10/28/2024).
16. Rodikov M.V. Kompetencii prepodavatelya medicinskogo vuza [Competencies of a medical university teacher] / Rodikov M.V., Pakhomova R.A. 2015. No. 12-5. P. 929-932; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35399 (date accessed: 20.10.2024).
17. Slastenin V. I. Psixologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy] / Slastenin V.I.: textbook for students of higher educational institutions of pedagogical profile / V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. - 4th ed., reprinted - Moscow: Academy, 2006 (AOOT Tver. polygraphic comb.). 477 p.
18. Tolovushkina M.V. Koncepciya duxovno - nravstvennogo vospitaniya [The concept of spiritual and moral education] / M.V. Tolovushkina, O. S. Voyachek // Sovremenny'e problemy' nauki, texnologij, innovacionnoj deyatel'nosti : sbornik nauchny'x trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 31 avgusta 2017 g.: v 4 ch [Modern problems of science, technology, innovation activity: collection of scientific papers based on the materials of the International scientific and practical conference of August 31, 2017: in 4 parts] / Under the general editorship of E. P. Tkacheva. Belgorod: OOO Agency for Advanced Scientific Research (APNI), 2017. Part II. P. 69-73.
19. Shevandrin N. I. Psixodiagnostika, korrekciya i razvitie lichnosti [Psychodiagnostics, correction and development of personality]. 2nd ed. Moscow: VLADOS, 2001. 507 p.