Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОЧЕННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ЗАВИСИМОЕ ОБЩЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОЕ ОБЩЕНИЕ / АГРЕССИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова В.И., Кондратьева О.А., Шмыкова А.А.

Введение. Образование должно в полной мере отвечать возрастающим требованиям настоящего времени в условиях информационного террора. Соответственно и человек в этих условиях должен отвечать современным требованиям, то есть быть не только гибким, динамичным, полифункциональным, открытым новому, готовым к резким переменам и т. д., но и стремиться к объединению в интересах своего государства, обладая высоким уровнем коммуникативной компетентности и организаторскими умениями. Сегодня эти требования усиливаются применением в образовании компетентностного и деятельностного подходов, которые позволяют личности включиться в общую деятельность по анализу предлагаемой информации. Особую ценность и значимость это приобретает при изучении русского языка, так как русский язык -- это основа сплочения духовной и языковой культур, воспитания личности и коллектива. Материалы и методы. Диагностическая работа проводилась с помощью трех методик (Тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха позволил определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Тест «Коммуникативные и организаторские способности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) помог выявить уровень развития соответствующих умений. По методике «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского осуществлено выявление общего уровня общительности подростков). Для оценки различий на констатирующем и контрольном этапах исследования использован статистический критерий Вилкоксона. Анализ данных проводился в статистической системе Statistica 6.0. В качестве базы исследования выступили обучающиеся 7-го класса средней школы Еткульского района Челябинской области в количестве 14 человек. Характерен совместный вид деятельности, они хорошо работают и сотрудничают вместе. В классе отсутствуют изгои, нет буллинга. Программа формирующего взаимодействия состояла из 10 занятий, в том числе: увлекательные анаграммы; Антон Чехов - ключевая фигура в литературе; фразеология как средство развития речевой культуры; край ты мой, родимый край; эффективное общение посредством изучения морфемики и словообразования; морфология как главный помощник в формировании коммуникативных навыков; Максим Горький - как загадка русской природы; Сергей Есенин - душа русской поэзии. Результаты. Обобщенные результаты показали, что после формирующего эксперимента в классе уменьшилось количество зависимых и агрессивных обучающихся, а количество компетентных, наоборот, возросло. Если до развивающей работы в классе отсутствовали субъекты с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских умений, то после ее проведения появился один с высоким уровнем. Отмечаем также факт, что сократилось количество обучающихся с низким уровнем общительности, стали преобладать со средним и высоким уровнями, что явно свидетельствует об эффективности программы формирования коммуникативной компетентности подростков на уроках русского языка и литературы. Обсуждение. Проведенный анализ показал единый подход в исследованиях, посвященных общению как личностному фактору формирования сплоченности. На успешность общения влияет коммуникативная компетентность (умения построения гармоничных отношений с последующим положительным результатом, конструктивный диалог с партнерами, отстаивание своей гражданской позиции, совместное противостояние террористической информации). Заключение. Совместное противостояние террористической информации обеспечивается именно степенью владения коммуникативной компетентностью, то есть умением гармонично и результативно общаться, быстро и легко разбираться в поступающей информации, сохранять позиции каждого участника группы, находить эффективное решение в сложившейся ситуации, грамотно доносить свои взгляды, требования и условия, адекватно использовать необходимые языковые свойства, учитывать чувства и эмоции каждого участника группы. Основные положения: - социальная сплоченность связана с социальной солидарностью, они обеспечивают мир и безопасность перед лицом угрозы информационного террора, террористической пропаганды; - социальное сплочение следует формировать с детства и особенно на уроках русского языка и литературы, поскольку русский язык является государственным языком нашей страны; - социальному сплочению способствует высокий уровень коммуникативных компетенций и их использование в процессе общения; - высокий уровень коммуникативных компетенций достигается в результате реализации соответствующих целевых психолого-педагогических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COHESION OF RUSSIANS IN THE CONTEXT OF INFORMATION TERROR

Introduction. Education must fully meet the growing requirements of the present time in the conditions of information terror. Accordingly, a person in these conditions must meet modern requirements, that is, be not only flexible, dynamic, multifunctional, open to new things, ready for drastic changes, etc., but also strive to unite in the interests of their state, having a high level of communicative competence and organizational skills. Today, these requirements are reinforced by the use of competency-based and activity-based approaches in education, which allow the individual to become involved in the overall activity of analyzing the information provided. This acquires special value and significance in the study of the Russian language, since the Russian language is the basis for rallying spiritual and linguistic cultures, educating the individual and the team. Materials and methods. Diagnostic work was carried out using three methods (Test of communication skills of L. Michelson adapted by Yu. Z. Gilbukh allowed to determine the level of communicative competence and the quality of formation of basic communication skills. Test “Communicative and organizational skills” (V. V. Sinyavsky, V. A. Fedoroshin) helped to identify the level of development of the relevant skills. According to the method “Assessment of the level of sociability” by V. F. Ryakhovsky, the general level of sociability of adolescents was identified). To assess the differences at the ascertaining and control stages of the study, we used the Wilcoxon statistical test. Data analysis was carried out in the statistical system Statistica 6.0. The study was based on 7th grade students of the secondary school of the Etkulsky district of the Chelyabinsk region, in the amount of 14 people. A joint type of activity is characteristic, they work well and cooperate together. There are no outcasts in the class, no bullying. The formative interaction program consisted of 10 sessions, including: Fascinating anagrams; Anton Chekhov is a key figure in literature; Phraseology as a means of developing speech culture; You are my land, dear land; Effective communication through the study of morphemics and word formation; Morphology as the main assistant in the formation of communication skills; Maxim Gorky - as a mystery of Russian nature; Sergei Yesenin is the soul of Russian poetry. Results. The generalized results showed that after the formative experiment in the class, the number of dependent and aggressive students decreased, while the number of competent ones, on the contrary, increased. If before the developmental work there were no subjects with a high level of development of communicative and organizational skills in the class, then after it there appeared one with a high level. We also note the fact that the number of students with a low level of sociability has decreased, now they begin to predominate with medium and high levels of sociability, which clearly indicates the effectiveness of the program for the formation of communicative competence of adolescents in the lessons of Russian language and literature. Discussion . The analysis carried out showed a unified approach in studies devoted to communication as a personal factor in the formation of cohesion. The success of communication is influenced by communicative competence. Communicative competence is the ability to build harmonious relationships with a subsequent positive result, a constructive dialogue with partners, upholding one's civic position, and joint opposition to terrorist information. Conclusion. Joint opposition to terrorist information is ensured precisely by the degree of possession of communicative competence, that is, the ability to communicate harmoniously and effectively, quickly and easily understand incoming information, maintain the position of each member of the group, find an effective solution in the current situation, competently convey one’s views, requirements and conditions, adequately use the necessary language features, take into account the feelings and emotions of each member of the group. Highlights: Social cohesion is associated with social solidarity, they ensure peace and security in the face of the threat of information terror, terrorist propaganda; Social cohesion should be formed from childhood and especially in the lessons of the Russian language and literature, since the Russian language is the state language of our country; Social cohesion is facilitated by a high level of communicative competencies and their use in the process of communication; A high level of communicative competencies is achieved as a result of the implementation of appropriate targeted psychological and pedagogical programs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

а

«о §

а

«о 50

а

ж

^

О

«О

О

го

4

¡S3 и;

Научная статья УДК 159.9.072 ББК 88.9

DOI 10.25588/CSPU.2023.173.1.010

В. И. Долгова1, О. А. Кондратьева2, А. А. Шмыкова3

1ORCID № 0000-0001-9059-5682 Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: dolgovavi@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-9204-2827 Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: sobolevaoa@cspu.ru

3ORCID № 0009-0006-8195-2362 Магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shmykovaaa@cspu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА

Аннотация

Введение. Образование должно в полной мере отвечать возрастающим требованиям настоящего времени в условиях

© Долгова В. И., Кондратьева О. А., Шмыкова А. А., 2023

информационного террора. Соответственно и человек в этих условиях должен отвечать современным требованиям, то есть быть не только гибким, динамичным, полифункциональным, открытым новому, готовым к резким переменам и т. д., но и стремиться к объединению в интересах своего государства, обладая высоким уровнем коммуникативной компетентности и организаторскими умениями. Сегодня эти требования усиливаются применением в образовании компетентностного и деятельностного подходов, которые позволяют личности включиться в общую деятельность по анализу предлагаемой информации. Особую ценность и значимость это приобретает при изучении русского языка, о

§

так как русский язык-это основа сплочения духовной и язы- ж

л

ковой культур, воспитания личности и коллектива. §

»К

ж §

о* Ж

о Й

о §

о

Л

£

Материалы и методы. Диагностическая работа проводилась с помощью трех методик (Тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха позволил определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформи- § рованности основных коммуникативных умений. Тест «Коммуникативные и организаторские способности» (В. В. Синявский,

8

Р о

о

о |

В. А. Федорошин) помог выявить уровень развития соответству- ж ющих умений. По методике «Оценка уровня общительности» В. Л

и

Ф. Ряховского осуществлено выявление общего уровня общи- | тельности подростков). Для оценки различий на констатирующем ^ и контрольном этапах исследования использован статистический критерий Вилкоксона. Анализ данных проводился в статистической системе Statistica 6.0. В качестве базы исследования выступили обучающиеся 7-го класса средней школы Еткульского рай-

Р §

она Челябинской области в количестве 14 человек. Характерен §

совместный вид деятельности, они хорошо работают и сотрудничают вместе. В классе отсутствуют изгои, нет буллинга. Программа формирующего взаимодействия состояла из 10 занятий, в том числе: увлекательные анаграммы; Антон Чехов — ключевая фигура в литературе; фразеология как средство развития речевой культуры; край ты мой, родимый край; эффективное общение посредством изучения морфемики и словообразования; морфология как главный помощник в формировании коммуникативных навыков; Максим Горький — как загадка русской природы; Сергей Есенин — душа русской поэзии.

Результаты. Обобщенные результаты показали, что после формирующего эксперимента в классе уменьшилось количество зависимых и агрессивных обучающихся, а количество компетентных, наоборот, возросло. Если до развивающей работы в классе отсутствовали субъекты с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских умений, то после ее проведения появился один с высоким уровнем. Отмечаем также факт, что сократилось количество обучающихся с низким уровнем общительности, стали преобладать со средним и высоким уровнями, что явно свидетельствует об эффективности программы формирования коммуникативной компетентности подростков на уроках русского языка и лид тературы.

§ Обсуждение. Проведенный анализ показал единый подход

О а

«о

о

г

4

^ ных отношений с последующим положительным результатом, кон-125 структивный диалог с партнерами, отстаивание своей гражданской

а

«о

о

к

а

«о

е

в исследованиях, посвященных общению как личностному фактору формирования сплоченности. На успешность общения влияет коммуникативная компетентность (умения построения гармонич-

позиции, совместное противостояние террористической информации).

Заключение. Совместное противостояние террористической информации обеспечивается именно степенью владения коммуникативной компетентностью, то есть умением гармонично и результативно общаться, быстро и легко разбираться в поступающей информации, сохранять позиции каждого участника группы, находить эффективное решение в сложившейся ситуации, грамотно доносить свои взгляды, требования и условия,

адекватно использовать необходимые языковые свойства, учиты-

и

вать чувства и эмоции каждого участника группы. §

а

Ключевые слова: сплоченность; коммуникативная компе- и

л

тентность; русский язык; зависимое общение; компетентное об- §

»К

иа

щение; агрессивное общение. |

§

Основные положения: к<

о

л

социальная сплоченность связана с социальной солидар- Ч

н

ностью, они обеспечивают мир и безопасность перед лицом § угрозы информационного террора, террористической пропа ганды;

особенно на уроках русского языка и литературы, поскольку рус-

коммуникативных компетенций и их использование в процессе общения;

£

8

£ §

о

0

1

- социальное сплочение следует формировать с детства и ж

§

§

и

ский язык является государственным языком нашей страны; |

- социальному сплочению способствует высокий уровень ^

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

и

§ н н

высокий уровень коммуникативных компетенций дости- §

гается в результате реализации соответствующих целевых психо- е

£§

лого-педагогических программ. а

а

«о

о

1 Введение (Introduction)

Теоретико-методологической основой исследования стали известные положения компетентностного подхода о заключениях школьного образования; системно-деятельностного подхода об особенностях школьного образования; основные постулаты коммуникативного подхода о приемах и методах преподавания в общеобразовательной школе; положения герменевтического подхода о работе школьника с текстом; работы о критериях оценивания результатов школьного образования.

О социальной сплоченности как о ключевом выражении социального единства говорят как о состоянии и процессе развития как о способе сосуществования людей, сообществ и государств и как о принципе конституционного права (И. А. Умнова-Конюхова, И.А. Алешкова, 2023 [1]).

Этот принцип направлен на основанное на ценностях правовое и морально-духовное единство людей в деятельности, которая приводит к созиданию и развитию.

Социальная сплоченность и социальное единство связаны с социальной солидарностью, они обеспечивают мир и безопасность перед лицом угрозы информационного террора, террористической пропаганды. В других работах сплоченность представлена как приверженность людей общей задаче или друг другу, ощущаемое

,а в е ь тьа

адр

§ влечение к конкретной группе и «связь» между членами группы.

О

,а в

о

г

4

сц

Сплоченность была одним из наиболее изученных групповых явлений в течение нескольких десятилетий (L. L. Greer, 2012 [2]); M.L. Casey-Campbell M., Martens M. L. 2009 [3]). Тем не менее, количество работ, изучающих сплоченность с течением времени, невелико, учитывая большое количество работ о сплоченности

в командах (В. Fyhn, V. Schei, Т. Е^е^шр, 2023 [4]).

В зарубежных исследованиях (А. V. Laskin, 2021 [5]) делается вывод о том, что пропаганда работает через групповое мышление и риторику участия, ориентированную на сплочение группы и установление менталитета «мы против них». Пропаганда удаляет индивидуума, сосредотачиваясь вместо этого на многих; пропаганда искореняет желания индивидуума, сосредотачиваясь вместо этого на потребностях группы; пропаганда проводит четкие границы, где заканчивается собственная группа и начинается вражеская территория. §

В европейской научной литературе зачастую понятие ком- и

£

о

муникативной компетентности как полновесное явление педаго- а

и

е

с §

к и

§

о*

гической науки не используется. В содержании понятия скрыты способность к установлению и поддержанию гармоничных и эффективных контактов с окружающими людьми (А. А. Бодалев, §

Й!

2020 [6]). При общении у каждого участника коммуникативного Л

§

ч е н н § с

процесса присутствуют внутренние ресурсы. Самое главное - понимать полностью своего собеседника и уметь грамотно выстраивать с ним процесс общения (А. Н. Леонтьев, 2020 [7]). §

Коммуникативная компетентность — высшая ступень мастерства собеседника в межличностных отношениях, под нею понимается способность человека вступать в общественные отношения с достижением определенных целей; общественный опыт,

ализации личности; умение обучаться и способность к коммуникабельному процессу; качества личности, которые помогают ей н гармонично выстраивать процесс общения; система действий

коммуникативного процесса, которая облегчает взаимодействие ££

§£

личности в коллективе с другими его членами. а

Огромное значение в этом процессе играет подростковый возраст. В этом возрасте ребенок особенно социально активен (Д. Б. Эльконин, 2018 [8]), усваивает ценности, образцы поведения общества, в котором пребывает и развивается, меняется также отношение к миру, начинается настоящий поиск смысла жизни. Формируются новые взгляды, мысли, идеи и интересы. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является все, что связано с общением. Главное, чтобы подросток чувствовал свою значимость и значимость собственной деятельности, которые придают ему львиную долю самостоятельности, уверенности и инициативности (Г. Н. Баранов, 2020 [9]).

В подростковом возрасте одним из самых главных новообразований является появление и развитие самосознания (Л. С. Выготский, 2018 [10]). Подросток часто ассоциирует себя посредством мнения окружающих, и здесь важно, чтобы формирование и восприятие информации было правильным и адекватным. Общение важно на всех ступенях его развития и становления мотивов, потребностей и стимулов (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 2016 [11]). Важно также наличие у подростков навыков ведения диалога с посторонними, умений анализировать все услышанное, правильно на это отреагировать, умело применить средства невер-Q бального и вербального общения (Т. Г. Ретина, 2017 [12]). Вер-§ бальное общение требует высокого уровня владения русским ^ языком и речью.

° 11 2 Материалы и методы (Materials and methods)

Диагностическая работа проводилась с помощью трех методик (по 10-15 минут) на уроках по изучению нового и закреплению изученного материала, где, естественно, это было уместно и

а

«о

о

а

«о

50

а

50 О

ГО

4

¡S3 и;

не противоречило теме учебной программы. Для всех обучающихся были распечатаны бланки и опросники.

Тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха позволил определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений [14]. Тест «Коммуникативные и организаторские способности» В. В. Синявского, В. А. Федорошина помог выявить уровень развития соответствующих умений [15]. Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского [16] способствовала выявлению общего уровня общительности подростков. °

1 о

о № а ж

л о о

-к §

о* ж о Й о

В качестве базы исследования выступили обучающиеся 7 класса средней школы Еткульского района Челябинской области в количестве 14 человек. В основном все вместе учились с первого класса. Все чувствуют себя комфортно и уверенно в классе. Успеваемость класса и качество знаний достаточно хорошие. Если же кто-то не выполнил домашнее задание, на это есть веские | уважительные причины. Обучающиеся участвуют в школьных олимпиадах различных уровней. Многих отличает дисциплини-

ные лидеры, по натуре которые активные, доброжелательные, энергичные, отзывчивые. Совместное отношение к террористиче- ^ ской информации выражено эклектично. а

8

рованность и порядочность по отношению к себе и другим. Ха- о

о

о

рактерен совместный вид деятельности, они хорошо работают и |

ж

л

о

о

л ж

сотрудничают вместе. Практически все посещают учреждения дополнительного образования, участвуют в конкурсах и концертах. В классе хорошо функционирует механизм самоуправления. В решении возникающих вопросов всегда полагаются на прин- °

« а

ципы справедливости и порядка. В классе отсутствуют изгои, нет к

о

буллинга. Присутствуют в классе явно выраженные неформаль- Ж

о

г о

а

«о

о

«О 50

Для формирования коммуникативных умений группового противостояния вражеской пропаганде разработана программа, состоящая из десяти занятий: фонетика как раздел знаний о языке и овладение грамотной речью; увлекательные анаграммы; Антон Чехов — ключевая фигура в литературе; смыслоразличительная функция языка; фразеология как средство развития речевой культуры; «край ты мой, родимый край»; эффективное общение посредством изучения морфемики и словообразования; морфология как главный помощник в формировании коммуникативных навыков; Максим Горький как загадка русской природы; Сергей Есенин - душа русской поэзии.

Оценочные материалы — листы с заданиями и инструкциями к устной работе в группе или в паре. Всего 4 оценочных листа, один оценочный лист с итоговой аттестацией.

Для успешной реализации программы необходимо соблюдение следующих организационно-педагогических условий: отбор участников, хорошо успевающих по русскому языку и литературе; отбор участников, проявляющих интерес к русскому языку и литературе; проводение занятий педагогом по русскому языку и литературе, владеющим методиками формирования коммуникативных навыков у обучающихся; использование информационно-коммуникационных технологии, мультимедиа презентаций, видео- и

а

§ аудиоматериалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

а

«о

о

^ трольное исследование по тем же методикам, что и перед прове-

3 Результаты (Results)

После работы с подростками по программе проведено кон-

^ дением эксперимента.

сц

15 % (2 человека) относятся к категории зависимых, то есть

не имеют собственного мнения и своей точки зрения. При решении главных вопросов в жизни всегда ищут поддержки, опоры и сильного лидера. 77,5 % (11 человек) в любой жизненной ситуации ведут себя как компетентные люди, у которых наиболее адекватная и нормальная позиция по жизни. 7,5 % (1 человек) очень агрессивен в различных жизненных ситуациях. Агрессия преобладает в его поведении, он настроен крайне негативно к окружающим их людям, что свидетельствует о наличии невротической проблемы или глубоких проблемах в семье, где агрессия является

$

нормой в поведении всех членов семьи. §

и

После проведения формирующего эксперимента у испыту- §

о а

н и е с §

к и

§

о* н

§

с

Л §

ч е н

емых выявлен достаточно хороший уровень коммуникативных и способностей и умений, что свидетельствует об эффективности программы формирования коммуникативной компетентности подростков. Результаты диагностики по методике «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» представлены на рисунке 1.

Результаты диагностики подростков по методике «Комму- § никативные и организаторские способности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС) представлены на рисунке 2.

о

к §

§

с с и н

усл§ §

о и

№ н

а

а

к и

§ н н §

г §

кй §

а а

Рисунок 1 — Результаты диагностики коммуникативных умений подростков по методике «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона»

Figure 1 — Results of diagnostics of teenagers' communicative skills according to the method "L. Mikhelson's test of communicative skills"

Рисунок 2 — Результаты диагностики коммуникативных и организаторских умений подростков по методике «Коммуникативные и организаторские способности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин)

Figure 2 — Results of diagnostics of communicative and organizational skills of teenagers according to the method "Communicative and organizational abilities" (V. V. Sinyavsky, V. A. Fedoroshin)

В ходе проведения методики «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) получены следующие результаты: 7% (1 человек) обнаружил очень высокий уровень развития коммуникативных умений; 28% (4 человека) обнаружили высокий уровень развития коммуникативных умений; 44% (6 человек) показали средний уровень; 14% (2 человека) продемонстрировали уровень ниже среднего; всего 7% (1 человек) обнаружил низкий уровень развития коммуникативных умений.

Ситуация с организаторскими умениями была несколько иная, но в целом картина аналогичная. Результаты следующие: всего 7% (1 человек) обнаружил очень высокий уровень развития организаторских умений; 28% (4 человека) обнаружили высокий уровень развития организаторских умений; 44% (6 человек) показали средний уровень; 14% (2 человека) продемонстрировали уровень ниже среднего; 7% (1 человек) обнаружил низкий уровень развития организаторских умений.

Обучающиеся также с большим желанием приняли участие в повторном тестировании, вопросы не вызывали у них особых затруднений, на вопросы ответили все. В настоящее время у большинства учащихся преобладают средний и высокий уровни коммуникативных и организаторских умений, что также свидетельствует об эффективности формирующего эксперимента. § Результаты диагностики подростков по методике «Оценка

^ уровня общительности» В. Ф. Ряховского представлены на рисунке 3.

оа

§

г

4

сц

а о

ок§

а" о

е

Рисунок 3 — Результаты диагностики уровня общительности подростков по методике «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского

Figure 3 — Results of diagnostics of the level of sociability of adolescents according to the method "Assessment of the level Of sociability" by V. F. Ryakhovsky

При выполнении заданий по данной методике получены следующие результаты: в 7 «А» классе 21 % (3 человека) проявили низкий уровень общительности; 51 % (7 человек) продемонстрировали средний уровень и 28 % (4 человека) показали высокий уровень общительности, что свидетельствует об их высоких коммуникативных умениях. После проведения развивающей работа показатели общительности в классе значительно изменились. Обучающиеся больше играют, контактируют вместе,

орми и

р о в а н и е с о

и

аль

он

о с

пл о

ч е н н о с т и р о с с и

So н

в

усло о

в и

i и

н

орма а

к и

о н н

о г о

рр

ора а

а

«о §

а

«о 50

стало меньше ссор и конфликтов. Умеют самостоятельно разрядить обстановку и разрешить конфликтную ситуацию. Стали более гибкими в общении. Большая часть учащихся стала более коммуникабельной, что явно свидетельствует об эффективности программы формирования коммуникативной компетентности подростков. Как видно из диаграммы, у школьников преобладают высокий и средний уровни общительности, что свидетельствует о достаточно хорошем уровне развития коммуникативной компетентности.

4 Обсуждение (Discussion)

Проведем обсуждение результатов по каждому из трех направление исследования:

1. Результаты диагностики по методике «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона».

По результатам диагностики после проведения психолого-педагогической программы количество подростков с зависимым и агрессивным поведением уменьшилось (15 % и 7,5 %). Увеличилось количество подростков с компетентностным поведением (77,5 %). По результатам исследования достоверные различия диагностируются применительно для всех способов общения: зависимого способа общения (Т = 0,01; p < 0,04), компетентного способа общения (Т = 25,5; p < 0,03), агрессивного уровня общения

а

f (Т = 10; p < 0,01).

ci

а

50 О

ГО

4

5

и;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, программа по развитию коммуникативной компетентности способствовала снижению проявления агрессивности и зависимости в общении и повысила уровень компетентности в общении у подростков.

2. Далее было проведено сравнение изменений по показа-

телям методики коммуникативных и организаторских способностей по методике «Коммуникативные и организаторские способности» В. В. Синявского, В. А. Федорошина (КОС). Если до начала развивающей работы в классе отсутствовали обучающиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских умений, то после ее проведения появился один школьник с высоким уровнем обозначенных категорий. Значительно меньше стало подростков с низким уровнем развития коммуникативных и организаторских умений. Достоверные сдвиги диагностируются на уровне Т = 0,01; р < 0,04. В результате проведенной

й

программы на уровне статистической значимости доказано раз- о

§

витие коммуникативных и организаторских способностей и |

л о о -к

й §

о* ж о

ватели. Именно на уроках в школе важно подобрать и применить правильные технологии (инновационные, групповые, интерактивные формы, дискуссии, исследовательский метод и мозговой

в £

стремления к коммуникации.

3. Методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряхов ского. Отмечаем также факт, что на 36 % сократилось количество о обучающихся с низким уровнем общительности, на 14 % стало больше подростков со средним и высоким уровнями общительно- О сти, что явно свидетельствует об эффективности программы формирования коммуникативной компетентности подростков на уроках русского языка и литературы. Достоверные сдвиги диагности-

й £ о о

о й

ж л

руются на уровне (Т = 2,52, р < 0,01). Таким образом, мы определили о

№ й

¡О

ж й ж

с помощью количественного и качественного анализа эффективность формирования коммуникативных компетенций у подрост- ^ ков на уроках русского языка и литературы. Важность такой работы

а к й

именно на уроках русского языка подчеркивают и другие исследо- ж

ж

о

г о

штурм), которые помогали бы обучающемуся самому найти ответ на поставленные вопросы. Подросток сам должен организовать свой поиск, чтобы найти правильный ответ. И здесь на помощь приходит компетентностный подход. Именно в процессе обучения русскому языку и литературе эффективно применять диспуты, обсуждения по вопросам, социальные опросы, учебные проекты и небольшие исследования, разные варианты ролевых и деловых игр, доклады по темам, сообщения разного плана, пересказ и др. Письменную коммуникацию развивают заметки в средствах массовой информации, сочинение, изложение, сообщения и др. Тексты бывают разными по качественным характеристикам, по типу, стилю, жанру и зачастую служат ценным дидактическим материалом, благодаря которому можно создавать и преобразовывать образы собственных текстов и различных речевых образцов.

Немаловажными являются очевидные учительские установки. Например, установки, побуждающие обучающихся к реализации какого-либо действия (предложение, приглашение, просьба); выражающие протест или полное согласие, дополнение, подтверждение, выражение собственного мнения по отношении к окружающим предметам, выражающие различного рода эмоции по отношении к какому-либо событию (удивление, огор-

й чение, радость, сомнение, печаль и т. д.).

ар

нд Коммуникативно-ситуативные задачи также приближают к

о

50 О

г

4

а

50 §

50

е

сц

реально случающимся событиям в их жизни. Неслучайно в последнее время мы так много и часто говорим о важности функциональной грамотности обучающихся. Здесь также важно уметь правильно изложить свои мысли, чтобы они были понятны и доступны для окружающих. В этом также помогут разнообразные

задания, нацеленные именно на умение грамотно, доступно и четко мыслить и выстраивать свою речевую деятельность (как устную, так и письменную).

Педагогу важно владеть всеми средствами и знать, где их уместно и нужно применять, потому что каждый метод уникален и индивидуален, иногда важно применять два метода параллельно. Благодаря названным методам обучающиеся получают колоссальный опыт коммуникативных навыков, эмпатичного состояния, умения адекватно и быстро среагировать в изменившейся ситуации, выгодно себя представить неизвестным оппонентам,

Именно русский язык выступает языком межнационального взаимодействия и общения всех национальностей в стране. Он же

нальностей. Благодаря русскому языку, именно русскому языку, мы воспитываем наших детей, учим их познавать и воспринимать окружающий мир во всей его красе, учим общаться между собой

в

И

й

свою речь и т. д. й

Еще раз подчеркиваем всю важность обучения русскому

публично выступить, эмпатично выслушать, аргументировать о

№ а

ж й

е о о

к йа

языку и литературе для подрастающего поколения России. §

ж

о

Й о

л о

ч е ж

служит сплачивающим компонентом представителей всех нацио- жо

о

к

£ о

о о й

¡о ж

ж уо

для достижения определенных целей (В. Н. Куницына, Е. А. Юм- о

кина, 2018 [35]). X

й

Внешкольном курсе русского языка слово занимает самое ^

главенствующее место. Учитель для себя должен поставить

наивысшую цель — обогатить словарный запас обучающегося,

а

а

к й

о ж ж о

ведь именно от словарного запаса зависит красота, содержатель- о

^ ее

ность и выразительность человеческой речи. Освоение русского £

языка предполагает приобщение к языковому самосознанию и £а

языковой картины мира именно коренных носителем русского языка, поэтому иностранцам так сложно он дается. Языковая картина мира определяет также самосознание носителей языка, поэтому важно обладать коммуникативными способностями, дабы быть понятыми и услышанными в своей языковой среде.

Как нельзя лучше к духовной культуре России приобщаешься посредством изучения и раскрытия богатств духовной культуры и литературы. Также в этом помогают богатейшие по своему содержанию фразеологизмы. Иногда лингвисты называют фразеологизмы «душой народа», так как в них содержатся различные оттенки, чувства и образы русского народа. Они придают речи в значительной степени выразительность, логичность, яркость, образность, эмоциональность, лаконичность. Обучающиеся должны четко для себя уяснить главное отличие фразеологизмов от наисвободнейших словесных выражений (словосочетаний). Мы также должны объяснить, что усваивать фразеологизм необходимо в его первозданном виде, видоизменяться со временем он не может. 5 Заключение (Conclusion)

Проведенное исследование доказало справедливость выдвинутых основных положений:

- социальная сплоченность связана с социальной солидарностью, они обеспечивают мир и безопасность перед лицом g угрозы информационного террора, террористической пропаганды;

ci

а

«о

о

го

4

а

«о §

а

«о 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡S3 И5

- социальное сплочение следует формировать с детства и особенно на уроках русского языка и литературы, поскольку русский язык является государственным языком нашей страны. Значительную степень национального самосознания определяет фразеологическая составляющая языка народа;

- социальному сплочению способствует высокий уровень коммуникативных компетенций и их использование в процессе общения.

Высокий уровень коммуникативных компетенций достигается в результате реализации соответствующих целевых психолого-педагогических программ.

Библиографический список

1. Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Социальная сплоченность и социальное единство как гарантия внутреннего и внешнего мира и развития

общества и государства // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная Ж

i

и зарубежная литература. 2023. № 1. С. 78-88. (Государство и право). DOI ж

£

10.31249/iajpraW2023.06. §

ж

2. Laskin A.V. (2021), "Symbiotic relations as the foundation of I

о

propaganda: Directions for future research", In Analysis, vol. 5 (2), pp. .§ 183-187. DOI 10.1016/j.inan.2021.06.003 ю |

ж

3. Greer L.L. (2012), "Group Cohesion Then and Now", Small

Group Research, is.43 (6), pp. 655-661. DOI 10.1177/1046496412461532. g

ж

л № ж

ж ж

о

4. Casey-Campbell M. & Martens M.L. (2009), "Sticking it all together: A critical assessment of the group cohesion -performance literature", International Journal of Management Reviews, vol. 11 (2), pp. 223- £ 246, DOI: 10.1111/j.1468-2370.2008.00239.x g

5. Fyhn B., Schei V. & Sverdrup T. E. (2023), "Taking the emergent ж

in team emergent states seriously: A review and preview", Human Resource ^

^

Management Review, vol. 33 (1), pp. 100928. DOI s

s

10.1016/j.hrmr.2022.100928 £

ж

6. Бодалев А. А. Психология общения : избранные психологические I

£

труды. Москва : Институт практической психологии, 2020. - 296 с. ISBN 978- g

5-91328-067-1. "I

ж

ж I I

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение : монография. Москва : Эль-Фа, 2020. - 92 с. ISBN 987-5-9772-0162-9.

8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды : собрание сочи- £ нений. Москва : Педагогика, 2018. - 560 с. ISBN 978-5-91328-067-1. а

9. Баранов Г. Н. Развитие речи в школе : монография. Москва : Проспект, 2020. - 190 с. ISBN 5-210-00125-4.

10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. -Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 2018. - 520 с. ISBN 987-59772-0162-9.

11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология : учебное пособие. Москва : Прайм-Еврознак, 2016. - 576 c. ISBN 0-33375760-2.

12. Ретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. - Москва : ФЛИНТА, 2017. - 376 c. - ISBN 0-333-75789-1.

13. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. - Москва : Изд-во МГУ, 2020. - 266 с. ISBN 0-333-75760-2.

14. Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского, В. А. Федорошина (КОС) // ТЕСТотека : [сайт]. Москва, 2018. URL: http://testoteka.narod.rU/lichn/1/17.html (дата обращения: 04.11.2022).

15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ВЛАДОС, 1999. - 480 с. URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html (дата обращения: 04.06.2018).

а 16. Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Социальные умения личности: опре-

деления и подходы к изучению // Человеческий фактор: Социальный психо ! лог. 2018. № 1 (35). С. 46-49.

^ V. I. Dolgova1, O. A. Kondratieva2, A. A. Shmykova3

s 1ORCID No. 0000-0001-9059-5682

к Professor, Doctor of Psychological Sciences,

• Dean of the Faculty of Psychology, South-Ural state

N

О Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

| E-mail: dolgovavi@cspu.ru

Q 2ORCID No. 0000-0002-9204-2827

^ Docent, Candidate of Psychological Sciences,

Head of the Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: sobolevaoa@cspu.ru

3ORCID No. 0009-0006-8195-2362 Master's student of the Faculty of Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shmykovaaa@cspu.ru

FORMATION OF SOCIAL COHESION OF RUSSIANS IN THE CONTEXT OF INFORMATION TERROR

Abstract

Introduction. Education must fully meet the growing reo

quirements of the present time in the conditions of information |

a

terror. Accordingly, a person in these conditions must meet °

S

modern requirements, that is, be not only flexible, dynamic, S multifunctional, open to new things, ready for drastic changes, etc., but also strive to unite in the interests of their state, having a high level of communicative competence and organizational skills. Today, these requirements are reinforced by the use of RR competency-based and activity-based approaches in education, which allow the individual to become involved in the overall activity of analyzing the information provided. This acquires special value and significance in the study of the Russian lan- | guage, since the Russian language is the basis for rallying spiritual and linguistic cultures, educating the individual and r the team.

Materials and methods. Diagnostic work was carried out using three methods (Test of communication skills of L. Michelson

cs

0 h e

1

S

f R

u

S

S'

o

a Ss

adapted by Yu. Z. Gilbukh allowed to determine the level of communicative competence and the quality of formation of basic communication skills. Test "Communicative and organizational skills" (V. V. Sinyavsky, V. A. Fedoroshin) helped to identify the level of development of the relevant skills. According to the method "Assessment of the level of sociability" by V. F. Ryakhovsky, the general level of sociability of adolescents was identified). To assess the differences at the ascertaining and control stages of the study, we used the Wilcoxon statistical test. Data analysis was carried out in the statistical system Statistica 6.0.

The study was based on 7th grade students of the secondary school of the Etkulsky district of the Chelyabinsk region, in the amount of 14 people. A joint type of activity is characteristic, they work well and cooperate together. There are no outcasts in the class, no bullying. The formative interaction program consisted of 10 sessions, including: Fascinating anagrams; Anton Chekhov is a key figure in literature; Phraseology as a means of developing speech culture; You are my land, dear land; Effective communication through the study of morphemics and word formation; Morphology as the main assistant in the formation of communication skills; Maxim Gorky - as a mystery of Russian nature; Sergei Yesenin is the soul of Russian poetry.

§ Results. The generalized results showed that after the

o

formative experiment in the class, the number of dependent and ^ aggressive students decreased, while the number of competent „§> ones, on the contrary, increased. If before the developmental

o

Q

work there were no subjects with a high level of development of communicative and organizational skills in the class, then after

it there appeared one with a high level. We also note the fact that the number of students with a low level of sociability has decreased, now they begin to predominate with medium and high levels of sociability, which clearly indicates the effectiveness of the program for the formation of communicative competence of adolescents in the lessons of Russian language and literature.

Discussion. The analysis carried out showed a unified approach in studies devoted to communication as a personal factor in the formation of cohesion. The success of communication is influenced by communicative competence. Communicative competence is the ability to build harmonious relationships with a subsequent positive result, a constructive dialogue with partners, upholding one's civic position, and joint opposition to ter-

£

rorist information. 3

Conclusion. Joint opposition to terrorist information is en- Insured precisely by the degree of possession of communicative SS competence, that is, the ability to communicate harmoniously and effectively, quickly and easily understand incoming information, | maintain the position of each member of the group, find an effec-

tive solution in the current situation, competently convey one's ^

C6

ii

S' s

s

views, requirements and conditions, adequately use the necessary language features, take into account the feelings and emotions of each member of the group.

Keywords: Cohesion; Communicative competence; Rus- | sian language; Dependent communication; Competent communication; Aggressive communication.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Highlights:

Social cohesion is associated with social solidarity, they ensure peace and security in the face of the threat of information

S 3

a Ss

a

-is

R

o

a

J*

o

Q

terror, terrorist propaganda;

Social cohesion should be formed from childhood and especially in the lessons of the Russian language and literature, since the Russian language is the state language of our country;

Social cohesion is facilitated by a high level of communicative competencies and their use in the process of communication;

A high level of communicative competencies is achieved as a result of the implementation of appropriate targeted psychological and pedagogical programs.

References

1. Umnova-Konyukhova I.A., Aleshkova I.A. A. (2023), Sotsi-al'naya splochennost' i sotsial'noye yedinstvo kak garantiya vnutrennego i vneshnego mira i razvitiya obshchestva i gosudarstva [Social cohesion and social unity as a guarantee of internal and external peace and development of society and the state], Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki. Otechestven-naya i zarubezhnaya literatura, "Seriya 4. Gosudarstvo i pravo", 1, 78-88. DOI 10.31249/iajpravo/2023.06 (In Russian).

2. Laskin A.V. (2021), "Symbiotic relations as the foundation of propaganda: Directions for future research", In Analysis, vol. 5 (2), pp. 183-187. DOI 10.1016/j.inan. 2021.06.003.

3. Greer L.L. (2012), "Group Cohesion Then and Now", Small Group Research, is.43 (6), pp. 655-661. DOI 10.1177/1046496412461532.

4. Casey-Campbell M. & Martens M.L. (2009), "Sticking it all together: A critical assessment of the group cohesion-performance literature", International Journal of Management Reviews, vol. 11 (2), pp. 223-246, DOI 10.1111/j.1468-2370.2008.00239.x.

5. Fyhn B., Schei V. & Sverdrup T. E. (2023), "Taking the emergent in team emergent states seriously: A review and preview", Human Resource Management Review, vol. 33 (1), pp. 100928. DOI 10.1016/j.hrmr.2022.100928.

6. Bodalev A.A. (2020), Izbrannyye psikhologicheskiye trudy "Psikhologiya obshcheniya " [Selected psychological works "Psychology

of communication"], Institut prakticheskoy psikhologii, Moskow, 296 p. ISBN 978-5-91328-067-1 (In Russian).

7. Leontiev A. A. (2020), Pedagogicheskoye obshcheniye [Pedagogical communication], Monografiya, El'-Fa, Moscow, 92 p. ISBN 9875-9772-0162-9 (In Russian).

8. Elkonin D.B. (2018), Izbrannyye psikhologicheskiye trudy [Selected psychological works], Pedagogika, Moscow, 560 p. ISBN 978-591328-067-1 (In Russian).

9. Baranov G.N. (2020), Razvitiye rechi v shkole [Development of speech at school], Monografiya, Prospekt, Moscow, 190 p. ISBN 5-21000125-4 (In Russian).

10. Vygotsky L.S. (2018), Izbrannyye psikhologicheskiye issledo-vaniya [Selected psychological research], Akademiya pedagogicheskikh nauk RSFSR, Moscow, 520 p. ISBN 987-5-9772-0162-9 (In Russian).

11. Rean A.A. & Kolominsky Ya.L. (2016), Sotsial'naya pedagog-icheskayapsikhologiya (uchebnoye posobiye) [Social pedagogical psychol- ° ogy (study aid)], Praym-Yevroznak, Moscow, 576 p. ISBN 0-333-75760-2 | (In Russian). n

12. Retina T.G. (2017), Spetsial'nayapedagogika i korrektsionnaya psikhologiya [Special pedagogy and correctional psychology], "FLINTA", Moscow, 376 p. ISBN 0-333-75789-1 (In Russian). §

13. Zhukov Yu.M., Petrovskaya L.A. & Rastyannikov P.V. (2020), ö

n

Diagnostika i razvitiye kompetentnosti v obshchenii: spetspraktikum po sot- f

sial'noy psikhologii [Diagnostics and development of competence in com- u

i

munication: a special workshop on social psychology], Izdatel'stvo Mos- n kovskogo universiteta, Moscow, 266 p. ISBN 0-333-75760-2 (In Russian).

14. TESToteka (2018), Kommunikativnyye i organizatorskiye sklonnosti V.V. Sinyavskogo, V.A. Fedoroshina (KOS) [Communicative and organizational inclinations" by V.V. Sinyavsky, V.A. Fedoroshin (COI)], Available at: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (Accessed: 04.11.2022). (In Russian).

15. Rogov Ye.I. (1999), Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa (uchebnoye posobiye), v 2 knigakh [Handbook of a practical psychologist (study aid), in 2 books], 2, "VLADOS", Moscow, 480 p.

s o c

f o

Available at: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html (Accessed: 06.04.2018). (In Russian).

16. Kunitsyna V.N. & Yumkina E.A. (2018), Sotsial'nyye umeniya lichnosti: opredeleniya i podkhody k izucheniyu [Social skills of the individual: definitions and approaches to the study of Human factors], Social psychologist, 1 (35), 46-49. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 13.02.2023; принята к публикации 16.02.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 13.02.2023; accepted for publication 16.02.2023.

a

Г

a

-is

к

^

О

a >

Jg

о

Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.